Календарно - тематическое планирование по теме: "Народный фольклор"
календарно-тематическое планирование (младшая группа)

Николаенко Анна Дмитриевна

    Цель: Продолжать знакомить детей с устным – народным творчеством, предметами быта, музыкальными инструментами  русского народа в старину. Расширять знания детей о фольклорном жанре: потешки, приговоры, песенки, заклички, игры, считалки, пестушки, прибаутки, колыбельные песни. Развивать интерес и творческие способности к инсценированию   песен, сказок других произведений русского народного творчества. Воспитывать любовь и уважение к устному народному творчеству, как жанру русской культуры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                           Планирование воспитательно-образовательной работы с   27. 01 по 31.01    

Группа   2 младшая №5 «Колокольчики»    Тема:   « Народный  фольклор»     Цель:    Продолжать знакомить детей с устным – народным творчеством, предметами быта, музыкальными инструментами  русского народа в старину. Расширять знания детей о фольклорном жанре: потешки, приговоры, песенки, заклички, игры, считалки, пестушки, прибаутки, колыбельные песни. Развивать интерес и творческие способности к инсценированию   песен, сказок других произведений русского народного творчества. Воспитывать любовь и уважение к устному народному творчеству, как жанру русской культуры.                                                        Итоговое  мероприятие: Литературная викторина Кота «Мурлыки»  28.01. 2022г.

День недели

Режим

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной   деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Взаимодействие с родителями/социальными партнерами

Групповая,

подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

Понедельник  –  27 января

Утро:

Приём   детей,  утренняя гимнастика.  

 Просмотр презентации «В большом деле и маленькая помощь дорога» (Русские народные пословицы и поговорки.)  Пр. содержание: Познакомить детей с поговорками, пословицами, проговаривать их с разными интонациями. Инсценировка сказки «Теремок». Пр. содержание: Побуждать детей к инсценированию сказки, приучать передавать содержание сказки,  

 исполняя простейшие роли.

 С   Муслимом, Захаром   -«Назови слова на определённый звук»

Цель: учить различать на слухи называть слова начинающие на определённый звук развивать фонематический  слух.

Д/и. «А что потом?» Цель: закрепить знание детей о частях суток, о деятельности людей в разное время суток.  К.Г.Н.- учить детей брать салфетки  по мере необходимости.

Самостоятельная деятельность.

Наблюдение и труд в уголке природы. Полив растений. Цель: привлечение детей к показу способа полива; формировать понимание, что растениям  нужен свет и вода, за ними нужно    ухаживать.  Рассматривание иллюстраций к русским былинам «Исцеление Ильи Муромца», «Илья Муромец и Чудовище», «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча»-знакомство с устным народ. творчес  

Беседы с родителями и детьми о самочувствии детей или по текущим проблемам.

  

Беседа с родителями Артема,   Дениса  о роли фольклора в воспитании детей.

 

Непрерывная  образовательная деятельность

9.00- 9.15  Двигательная деятельность/ бассейн  (с детьми не посещающих бассейн) Задачи: Упражнять в ходьбе со сменой ведущего, с высоким подниманием колен; в равновесии при ходьбе по гимнастической скамейке, закреплять умение правильно подлезать под шнур. Оборудование:  обручи по количеству детей, шнур, гимнастическая скамейка. Часть 1 Ходьба в колонне по одному со сменой ведущего. Часть 2  ОРУ №20  (с обручем ) Основные движения: 1. Лазанье под шнур боком, не касаясь руками пола, несколько раз подряд..   После серии лазанья под шнур обязательно упражнение на выпрямлeниe: потянуться, руки вверх и хлопнуть в ладоши над головой. 2. Равновесие - ходьба по гимнастической скамейке с мешочком на  голове, и на пояс. П/игр «Автомобили». Часть3. Ходьба в колонне по одному.

 9 40.- 9.55  Изобразительная деятельность ( конструирование)  из бумаги по теме: «Мыши водят хоровод».

 Цель: продолжать учить детей работать с бумагой, практиковать умение склеивать конус из бумаги; приклеивать другие элементы.

Задачи: закрепить знания о конусе, как геометрической фигуре. Воспитывать волевые качества: усидчивость, терпение, старательность; умение доводить работу до конца; воспитывать интерес к конструированию из бумаги;  Материалы: бумага принтерная подходящих  

 оттенков, ножницы, клей, фломастеры. Сыр изготавливается заранее.

Прогулка №1

Ситуативный разговор с детьми по ОБЖ «Опасные предметы». Цель: учить детей видеть, что любой предмет может нести хорошее и плохое начало.  

работа перед сном

                            Закрепить умения мыть руки после посещения туалета по необходимости.

Вечер:

 

Физкультурное

Развлечение 1-3н.

Музыкальное

Развлечение 2-4н.  

   Постепенный  подъём,  оздоровительная гимнастика после сна.  Музыкальное развлечение.   «Святки» - зимние  забавы.   П/с.Прививать любовь  к   народным праздникам, знакомить с русскими  народными  традициями, играми, . забавами.

Д/и «Расскажем мишке, как  лечиться у врача». Цель: формирование представлений о здоровье, развитие правильной связной речи с   Василисой, Вероникой, Катей.

Беседа «Мы вежливые ребята» - Учить детей встречать гостей, здороваться, приглашать в группу, предлагать присесть.

Самостоятельные игры в центрах .  Игры в  центре ряженья   – вызывать у детей положительные эмоции.

 Рисование  ватными тампонами силуэтов  людей   используя  трафареты – создать условия  для деятельности.

Прогулка: №2

Наблюдение за вечерними сумерками. Цель: формировать у детей представления об этом времени суток – вечер.

День недели

Режим

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной   деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Взаимодействие с родителями/социальными партнерами

Групповая,

подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

    Вторник –28 января  

Утро:

 Утро радостных встреч. «Я дарю тебе улыбку» Цель: формировать доброжелательное отношение друг к другу.  Беседа «Русский фольклор» Задачи.  Познакомить детей с особенностями русского фольклора:   (колыбельные песни, приговорки,  потешки, докучные сказки). Игровое упражнение «Укачай куклу Дашу».Задачи. Продолжать учить детей использовать в игре колыбельные песни.Слушание колыбельных в грамзаписи.Задачи. Развивать у детей интерес к народному творчеству.

Упражнение  «Парные картинки» Задачи: Упражнять детей в сравнении предметов, изображенных на картинке, в нахождении сходства  с   Катей Б., Мехманом, Дашей.  

Во время умывания прочитать стихи «Кран откройся». Напомнить детям о необходимости говорить «спасибо» после еды.  Повторить элементарные правила поведения за столом (наклоняться над тарелкой, стараться есть бесшумно, пережевывать пищу с закрытым ртом).

 Повторение потешки «Петушок- петушок».  Цель: учить детей повторять текст, способствовать повышению выразительности речи, четкости произнесения отдельных слов и звуков. Предложить детям конструктор «Замок» — построить дом и мост, прокатить машинку через мост к дому. Рассматривание иллюстраций с изображением всего, что помогает сохранению здоровья – создать условия.

      Семейный конкурс прикладного творчества «Город мастеров»  (совместные работы детей с родителями).

 

С детьми поучить потешки и разяснить  

Домашние и дикие животные, имитирующие поступки человека: «Собака на кухне пироги печёт», «Кисонька – мурысенька», «Сорока – белобока»,

«Лиса по лесу ходила», «Сидит белка на тележке», «Мишка косолапый» и другие.

 

 

 

Непрерывная  образовательная деятельность

 9.00 -9.15  Речевое развитие. В гостях  у  бабушки Варвары»  с элементами фольклора. Программное содержание: Продолжать знакомить детей с малыми фольклорными формами (потешки,  заклички, загадки, хороводные игры). Развивать способность у детей отгадывать загадки, поощрять желание петь колыбельные песни, водить хороводы, рассказывать считалки, потешки, заклички, обращая внимание на эмоциональную выразительность речи, чёткость проговаривания слов и фраз. Закреплять умение согласовывать движения со словами потешки; Активизировать в речи названия животных, слова: калачи, сени, лавка;  Воспитывать интерес к народному фольклору, доброе отношение к животным и людям,    сопереживание, сострадание.

 9. 25 - 9.40   Музыкальная деятельность    Слушание «Итальянская песенка», музыка  П. Чайковского – формировать умение определять изменения в звучании пьесы.   Пение  Упражнение «Зима» музыка В. Карасевой, слова Н. Френкель  – побуждать слушать новые песни.  Музык. ритмические движения (повторить музыкальный  репертуар новогоднего  утренника). Свободные движения детей под музыку «Вальс  снежных хлопьев»  из балета «Щелкунчик» музыка П. Чайковского.  

Прогулка:№1

Беседа:  Вспомним важные правила», «О поведении с незнакомыми людьми».  Цель: Учить детей  правилам поведения.

Работа перед сном

Пальчиковая игры ««Есть игрушки у меня»   Цели: развивать мелкую моторику, координацию движений, чувство ритма.

Вечер:

Чтение худ. литературы

Постепенный подъём, оздоровительная гимнастика после сна. Чтение детям сказки «Рождение куклы» Котова И. Н., Котова А. С. Цель: развивать внимание и интерес к народным игрушкам; умение слушать.

С  Дашей, Ильёй  Развитие мелкой моторики: — надевание колец на стержень в вертикальном и горизонтальном положении.

Ситуативный разговор – беседа «Одежда  в порядке»- Учить замечать непорядок в одежде, следить за своим внешним видом.

Самостоятельная  деятельность. Игры-забавы с использованием народных игру шек.  Игры с машинами

Цель:    Сформировать такие понятия, как «навстречу», «в разные стороны», «быстро», «медленно»; развить игровые действия, взаимодействие с партнером по игре, создать условия для игр.

Прогулка:  №2

                                            Среда  29 января

Режим

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной   деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Взаимодействие с родителями/социальными партнерами

 Тема: «Напечем оладушек, угостим ребятушек».

Информационный стенд для родителей: «Роль устного народного творчества в развитии речи детей».

 

Групповая,

подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

Утро:

Приём  детей, утренняя гимнастика  Беседа о русских промыслах Хохлома, Гжель, Жостово.Рассматривание альбома «Декоративно прикладное искусство»Рассматривание иллюстраций предметов русских промыслов.Задачи. Продолжать знакомить детей с народным творчеством.Составление русских узоров из мозаики.Задачи Учить детей выполнять узор по образцу, развитие мелкой моторики  рук.

Повторение потешки  «Как у нашего кота» Напомнить детям фольклорное произведение; развивать активный словарь с   Муслимом.

Игровая ситуация «Письмо от грязнули».  Цель: развивать у детей понимание значения и необходимости гигиенических процедур.

Самостоятельная деятельность в центрах.   В центре  логики настольная  игра  «Я - спортсмен» - для рассматривания. Худ.  эстетическая деятельность (лепка)  

Внести крышки от пластиковых бутылок 2 шт. для глаз снеговика, морковь для носа – создать условия

 для деятельности.

Непрерывная  образовательная деятельность

Бассейн после физо.

 9.00- 9.15    Продуктивная деятельность ( лепка)  Тема: «Напечем оладушек, угостим ребятушек».( по потешке «Ладушки, ладушки, испечём оладушки…..)Задачи: 1. Развивать умение скатывать из пластилина (глины) шар; расплющивать его в диск;  . Совершенствовать умение лепить из пластилина (глины); . Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим людям, желание помочь.  Оборудование: Куклы, пластилин или глина, поднос для оладушек, угощение для ребят.  Методы и приемы: игра, показ, объяснение, вопросы, ответы детей, индивидуальная помощь, использование  потешек, сюрпризный момент. 

 9. 30.-9.45  Двигательная деятельность     Задачи: Повторить ходьбу и бег между предметами, не задевая их; ползание по гимнастической скамейке на четвереньках, развивать ловкость в упражнениях с мячом. Оборудование:  косички по количеству детей, мячи по количеству детей, гим скамейки. Часть 1 Ходьба в колонне по одному «змейкой», между предметами; ходьба с перешагиванием через шнуры; бег в рассыпную. Часть 2  ОРУ №19  (с косичкой ) Основные движения: 1.Отбивание мяча о пол (1-12 раз). 2.Ползание по гимнастической скамейке с опорой на ладони и ступни (2-3 раза). Воспитатель ставит две скамейки параллельно друг другу. Дети становятся в две шеренги   Напротив скамеек. После объяснения задания дети выполняют ползание по скамейке с опорой на ладони и ступни «по медвежьи». П/игра «Лошадки». 3часть Ходьба в колонне по одному.

Прогулка №1.

Беседа: «Незнакомые  животные»- учить детей безопасности при обращении с незнакомыми животными.

работа перед сном

Спокойная игровая деятельность.  Учим детей правильно раздеваться и аккуратно вещи складывать  на стульчики.

Вечер:

с/ролевые игры

Постепенный подъём, оздоровительная гимнастика  после сна.  С/р. игра  «Почта»-  Формировать у детей представления о труде работников почты. Расширить представления детей о способах отправки и получения корреспонденции.

«Раскрась узор» Цель: развивать умения детей аккуратно закрашивать рисунок; правильно подбирать цвета с  Денисом,  Захаром.

Д / игра « Что вредно, а что полезно для зубов» Цель: развивать умение классифицировать полезные и вредные для зубов  продукты.

Самостоятельные  игры в центрах.  В центре   логики:    настольные   игры, направленными на развитие осязания и мелкой моторики пальцев рук (нанизывание бус, сортировка, мозаика, восприятие различных поверхностей, развитие формообразующих движений, работа с   трафаретами)  - создать

 условия для деятельности.

Прогулка.№2

Наблюдение  за небом.  Продолжать знакомить  с различными  природными явлениями.  Игры детей с выносным материалом.  П/игра  «Кот  и мыши»- действие детей в соответствии  с текстом  слов.

День недели

              Режим

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной   деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Взаимодействие с родителями/социальными партнерами

Групповая,

подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная  деятельность   в режимных моментах

Четверг –   30  января

Утро:

Приём детей, утренняя гимнастика.   Ситуативное общение: «Наша-то хозяюшка». Цель. Знакомство с новой прибауткой.  Показать, как пользоваться основными предметами домашней утвари.    Русская народная игра «Каравай». Цель игры: формирование чувства сопричастности и позитивного психологического  микроклимата  группы; выявление симпатий и антипатий.  

По лепке  Вадимом,  Денисом, Мишей,  Василисой.  -  «Вылепи свою любимую игрушку» - вспомнить приёмы лепки (скатывание, прищипывание, вытягивание, примазывание).

Самообслуживание в процессе

 умывания.   Цель: Учить детей завертывать рукава

 мыть руки не  разбрызгивать  воду.    

Самостоятельные  игры в центрах активности  Игра «Проводим уборку» - воспитывать аккуратное, бережное отношение к предметам и игрушкам, желание трудиться.

В центре книг -  подборка иллюстраций по теме   фольклор.  

Создать условия для подборке

 книг.

Индивидуальные беседы на тему «Режим дня – для укрепления здоровья».

- Имеющие прямое отношение к ребёнку по имени: «Пошёл котик во лесок», «кто у нас хороший?» и другие.

Непрерывная  образовательная деятельность

9.00 – 9.15   Познавательное развитие (математика)    Тема:   Сравнение двух групп предметов (закрепление)  Цель: Развивать умения устанавливать равенство между двумя группами предметов, учить ориентироваться в пространстве.

Материал: Для воспитателя игрушки, бумажные цветы, обручи по количеству детей, две синие полоски разной ширины, лодочка.  Для детей: Цветы из бумаги, обручи , 2 полоски синего цвета, одинаковой длины, разной ширины. стр. 68 Книга  В. П. Новиковой.

  9. 25.- 9.40   Музыкальная деятельность   Слушание «Итальянская песенка», музыка  П. Чайковского – формировать умение определять изменения в звучании пьесы.   Пение  Упражнение «Зима» музыка В. Карасевой, слова Н. Френкель  – побуждать слушать новые песни.  Музык. ритмические движения (повторить музыкальный  репертуар новогоднего  утренника). Свободные движения детей под музыку «Вальс  снежных хлопьев»  из балета «Щелкунчик» музыка П. Чайковского. 

Прогулка: №1

Беседа « Почему  с  горки  нельзя  кататься  на  животе» -  учить правилам  поведения скатывания с горки друг за другом.

работа перед сном

Спокойная  игровая деятельность.  Предложить детям  настольно печатные  игры «Лото»,  «Мозаика», «Конструктор».

Вечер:

 Экспериментальная деятельность

 Постепенный подъём, оздоровительная гимнастика  после  сна.  Постепенный подъём, оздоровительная гимнастика после сна. Эксперимент с водой «Что будет с водой, если вынести на мороз?» - Узнать, что вода замерзает от мороза и тает от тепла. Игра «Что бывает круглым?» - расширять словарь  детей за счет прилагательных, развивать воображение, память.

по конструированию из бумаги (оригами) «Кукла» Цель: с помощью воспитателя учить складывать из бумаги куклу; развивать способность работать руками  с подгруппой  детей.

  Игровое задание: «Кто знает больше « волшебных слов». Цель: закреплять навыки владения родным языком с использованием « волшебных» слов: спасибо, пожалуйста, здравствуйте и др.  

Воспит. культуру об.

Строительные игры с конструктором «Строим домик для матрешки». Цель: Цель: учить детей создавать собственные комбинации из имеющихся деталей, находить в них определенную сторону постройки. Продолжать развивать способность различать и называть строительные детали.

Прогулка: №2

Наблюдение за работой дворника.   Подвижные игры:«Найди свой домик». Цель: двигаться по направлению звука; приучать действовать по сигналу, не наталкиваясь друг на друга.

День недели

Режим

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной   деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Взаимодействие с родителями/социальными партнерами

Групповая,

подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

Пятница –   31 января

Утро:

Приём  детей, утренняя гимнастика.  Презентация  Народные промыслы    Иркутской области».  ИКТ Цели: знакомить детей с народными промыслами нашего края, их разнообразием. Д/и ««Волшебный кубик» Цель: развивать мышление память и речь.

С  Женей, Захаром  Д/   игра « Чудесный мешочек». Цель: закрепить с детьми названия предметов личной  гигиены.

Беседа «Платком мы пользуемся правильно» -  приучать пользоваться своим носовым платком, разворачивая его.

Самостоятельная деятельность в центрах активности. Сюжетные игры по выбору детей.  Трудовые поручения.  Экспериментирование    с  песком  (изменение формы)- учить детей наблюдать.

- индивидуальные беседы  и консультации, попросить принести в группу для рассматривания с детьми народные игрушки, поделки.

Олицетворяющие  природу: «Травка – муравка со сна поднялась»,   «Солнышко – ведрышко»,  «Радугу – дуга» и другие.

Непрерывная образовательная   деятельность

9.00 -9.15  Двигательная деятельность.   Задачи: Повторить ходьбу и бег между предметами, не задевая их; ползание по гимнастической скамейке на четвереньках, развивать ловкость в упражнениях с мячом. Оборудование:  косички по количеству детей, мячи по количеству детей, гимнастические. скамейки. Часть 1 Ходьба в колонне по одному «змейкой», между предметами; ходьба с перешагиванием через шнуры; бег в рассыпную. Часть 2  ОРУ №19  (с косичкой ) Основные движения: 1.Отбивание мяча о пол (1-12 раз). 2.Ползание по гимнастической скамейке с опорой на ладони и ступни (2-3 раза). Воспитатель ставит две скамейки параллельно друг другу. Дети становятся в две шеренги   Напротив скамеек. После объяснения задания дети выполняют ползание по скамейке с опорой на ладони и ступни «по медвежьи». П/игра «Лошадки». 3часть Ходьба в колонне по одному.

9. 40 – 9.55 Познавательное  развитие (экология, ознакомление с окружающим/ региональный компонент).        Тема: «Путешествие в страну фольклора»  Задачи:  Образовательные:  Познакомиться с характерными чертами русского фольклора. Продолжать учить слушать загадки и сказки. Развивающие:   Активизировать словарь детей, развивать речь, любознательность. Воспитательные: воспитывать интерес к культурному наследию народа.  Материал: сундучок, платок красный большой, маршрутная карта, письмо, листочки с загадками,  петрушка,  домик,    картинки с потешками.

Прогулка: №1

 Беседа: «Одежда в порядке» Продолжать учить замечать непорядок в одежде и устранять его с помощью взрослых или других детей. Воспитывать опрятность.

работа перед сном

Прослушивание аудиозаписи    (потешки, поговорки) .           Хороводная народная игра «Ходит Ваня» - продолжать учить правилам хороводной игры  по кругу.

      Вечер:

Хозяйственно -

Бытовой

труд

Постепенный подъём, оздоровительная гимнастика после сна.  Д. И. «Оденем куклу на праздник» (бумажная) Цель: продолжать  знакомить с элементами народного костюма  Хозяйственно- бытовой труд. Поручения: девочки  моют игрушки  под наблюдением воспитателя;  мальчики  протирают  пыль на машинках – учить детей  посильному труду.

С Сашей, Артемом   Д/и «Раздели на группы». Цель: закреплять умение детей   классифициро -    вать   предметы по величине, форме.  

Игра: «Как котик в гости ходил». Цель. Знакомство с обычаем хождения в гости с гостинцами.  Повторе- ние прибаутки, разучи вание игры  «Поясок».

Самостоятельная игровая деятельность в центрах творчества. Рассматривание иллюстрации А.Усановой «Я один у мамы сын». Цель: подготовка к сюжетно-ролевой игре «Семья». Игры н/п. «Лото», «Мозаика»- создать условия для игр.

Прогулка: №2

Наблюдение  за ветром, какой он?   Почему такой холодный?  Какое сейчас время  года?  Назовите  зимнее месяца.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по теме "Народная культура и традиции"

Знакомить  детей с  народными  традициями  и  обычаями. Знакомить  детей с  народными  песнями , плясками.Расширять  представления  о  разнообраз...

Календарно - тематическое планирование по теме: «Народная игрушка - Матрешка» (младшая группа)

Тема проекта: «Народная игрушка - Матрешка» Дата: с 10.04. по 14.04.Цель проекта: воспитание интереса к русской народной игрушке – матрешке.Задачи:формировать представления о русской народной игр...

Календарно -тематическое планирование на тему "Народная культура и традиции"

Ознакомление детей с игрушками  народных промыслов....

Календарно-тематическое планирование по теме "Народная культура и традиции" в подготовительной группе

Цель: расширять представления детей об искусстве, традициях и обычаях народов России; продолжать знакомить с народными промыслами, обрядами, календарными праздниками, приметами, пословицами, поговорка...

Календарно -тематическое планирование по теме "Народная культура и традиции" в подготовительной к школе группе

Знакомство детей с народными традициями и обычаями, с народным декоративно-прикладным искусством. Расширение представлений о народных игрушках. Знакомство с национальным декоративно-прикладным и...

Календарно-тематическое планирование по теме: "Народные обычаи и традиции на Руси" (средняя гр.)

Календарно- тематическое планирование помогает организовать образовательную и досуговую деятельность с детьми и их родителями в рамках тематической недели. Также помогает выстроить план взаимодействия...

Календарно - тематическое планирование на тему "Народные промыслы" в старшей группе

Календарно - тематическое планирование на тему "Народные промыслы" в старшей группе...