Конспект мастер-класса для музыкальных руководителей «Приобщение детей к народному музыкальному творчеству мордовского народа в условиях дошкольной организации».
материал

Казанцева Светлана Михайловна

Цель: посредством вокального, танцевального, драматического искусства приобщать детей к музыкальному и устному творчеству мордовского народа.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_po_mordovskoy_kulture.docx33.58 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №85 комбинированного вида»

Конспект мастер-класса для музыкальных руководителей «Приобщение детей к народному музыкальному творчеству мордовского народа в условиях дошкольной организации»

Составила: Казанцева С.М

Саранск 2021г.

Цель: посредством вокального, танцевального, драматического искусства приобщать детей к музыкальному и устному творчеству мордовского народа.

 Задачи.

  1. Совершенствовать умение детей драматизировать сказку.
  2. Закреплять умение детей использовать различные средства выразительности в передаче образов героев сказки (жесты, мимика, интонация).
  3. Помочь детям понять через события сказки важность дружбы, а также поиска применения своих способностей во благо. Воспитывать желание дружить.
  4. Развивать речь, чувство ритма, музыкальный слух, умение интонировать через исполнение песен мордовских композиторов. Обогащать двигательный опыт через танцевальные  движения мордовского народа.

Оборудование:

  1. Костюмы: собака, заяц, волк, медведь, мышь, лягушка, змея, мордовские народные костюмы.
  2. Декорации (деревья, домик, будка, берлога).
  3. Атрибуты: лента атласная, бочонок мёда, 4 степа, 4 круглых мягких модуля, грибы.

Литература:

  1. Карпушина Л.П., Ерюшкина О.С. Хрестоматия к программе «Валдоня» (раздел «Музыкальный фольклор и музыка композиторов Мордовии»): Для дошкольных  образовательных учреждений  / Отв. за выпуск Ю.А. Мишанин; ред. текстов А.Д. Шуляев; ред. О.О. Кулаева. – Саранск: Тип. «Рузаевский печатник», 2007. – 257 с.
  2. Культурная модель мордовского танца / А.Г. Бурнаев. – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2007.-204с.
  3. Освоение музыкального искусства Мордовии в дошкольных образовательных учреждениях: учебное пособие / МО РМ, МРИО.- Саранск, 2009. – 200 с.
  4. Программа и метод. рекомендации: Для дошк. образов. учреждений Респ. Мордовия / М-во образования Респ. Мордовия. – Саранск: Тип. «Крас. Окт.», 2001.- 108 с.
  5. Сураева – Королёва Н.В. Маленькие бубенчики. – С.: Ковылк. тип., 2005. – 88 с.

Ход мастер-класса:

Под мордовскую народную мелодию дети заходят в зал.

М.р: Здравствуйте, мои друзья! Я бы хотела спросить вас: любите ли вы сказки? (Ответы детей)

А кто сочиняет сказки? (Ответы детей)

Верно! А ещё есть особые сказки, которые сочинил не писатель, у них нет автора. Они передавались из уст в уста от родителей к детям, а когда дети вырастали, то они передавали эти сказки уже своим детям. И они получили название – народные сказки.

Кроме интересного сюжета в сказке содержится зашифрованная мудрость.

 Хотели бы вы раскрыть секретное послание нашего мордовского народа одной известной сказки? (Ответы детей)

Отлично! Тогда предлагаю отправиться в сказочное приключение «Как собака друга искала». Но чтобы очутиться на сказочной поляне нужно: хлопнуть в ладоши, подпрыгнуть на месте, закрыть глаза и повернуться 1 раз вокруг себя, и ,наконец, произнести волшебные слова: «Если мы глаза закроем,

И подсматривать не будем.

Мы волшебный мир откроем,

О котором не забудем.»

Звучит музыка превращения!

М.р: Теперь вы не ребята, а жители волшебного леса. Занимайте свои домики. (дети садятся на стульчики)

М.р: Итак, сказка начинается. Давным-давно в лесу жила собака, одна-одинешенька.

Собака: (выбегает под музыку)

Я – Собачка, верный друг,
Очень рада всем вокруг.
Гав! Я родственница Волка,
Люблю лаять очень громко!

 (садится на пенек и грустит)

М.р: Дети, давайте узнаем почему собака загрустила!

Ребёнок 1:  Ты, собачка, не грусти,

Что случилось, расскажи?

Собачка: Без друга плохо жить,

Не знаю, как мне быть?

Ребёнок 2: Ты, собачка, не грусти,

Лучше друга поищи.

Собака: Спасибо вам, жители волшебного леса! Пойду искать друга. Но только такого, который никого не боится. (Убегает)

Под музыку бродит в лесу

М.р: А тут на полянку зайчик прискакал.

Заяц:

Прыг-скок, прыг-скок,

Я длинноушка, белый бок.

Я сижу среди травы,

Уши выше головы.

Собака:  Давай, Зайка, с тобой дружить, вместе жить.

Заяц: Давай.

М.р: И стали собака с зайцем и с лесными жителями хоровод водить.

Хоровод « Чья корзина тяжелей?»

муз. Сураева-Королёва Н.В., сл.Гордеева. Т.

М.р: Напелись собачка с зайчиком, вечером нашли себе место для ночлега и легли спать. А ночью бежали мимо них мышки.

Мышки:

Мы мышки-норушки,

Под полом таимся,

Кошки боимся. Пи-Пи-Пи!

Далее мышки исполняют «Песенку весёлого мышонка» муз. Ген. Сураева-Королёва, сл. А. Ежова

С окончанием песни убегают.

М.р: Собачка услышала шорох, да как вскочит, как залает громко.

Собака: Гав-гав-гав!

Заяц: Зачем лаешь? Вот услышит волк, придет сюда и съест нас!

Собака: Неважный ты друг, волка боишься. А вот волк, наверное, никого не боится. До свидания, Заяц, пойду волка искать!(убегает)

М.р: Зайчик поскакал по своим делам. А в это время волк вышел на поляну из глухого оврага.

Выход волка

Волк: Я волчок,

Серый бочок,

А зимой холодной,

Хожу злой, голодный. УУУ!

Собака: (прибегает) Давай, Волк, с тобой дружить, вместе жить!

Волк: Что ж давай, вдвоем жить веселее.

М.р: И стали волк с собачкой вместе с лесными жителями делать зарядку.

(Дети выполняют зарядку, состоящую из движений мордовских народных танцев под мордовскую народную музыку)

М.р: Наступила ночь. Легли собака с волком спать, а мимо лягушка прыгала.

Лягушка:

Я зеленая квакушка,

Пучеглазая лягушка,

Летом в болоте,

Вы меня найдете. Ква-ква-ква!

М.р: Собака услышала шорох, да как залает громко.

Собака: Гав-гав-гав!

Волк: Ах, ты такая-сякая! Услышит медведь твой лай, придет сюда и разорвет нас!

Собака: И волк боится, уж лучше мне подружиться с медведем.

М.р: И разбежались собачка с волком в разные стороны, а медведь в это время сам идет на полянку.

Выход медведя

Медведь:

Я неуклюжий, косолапый,

Хожу по лесу, брожу,

Медок сладенький ищу.

(Зачерпывает ладошкой  мёд из бочонка и ест)

Собака: Медведь – богатырь,

Давай дружить, вместе жить!

Медведь: Ладно, пошли ко мне  берлогу!

М.р: И стали они в мордовскую  народную игру «Кундамака» (Э) (Ловушка) играть! Лесные жители,  давайте им поможем!

Дети произносят:

Скок, скок, сапожок

Выходи-ка на лужок.

Кие ялго, кие чиезь,

Кие ардозь, кие ливтязь.

(Дети делятся на 2 группы – птички и ловцы. Ловцы становятся в круг, в руках у них атласная лента. С началом музыки, дети поднимают руки вверх. Пока ловушка открыта «птички» влетают и вылетают из круга. С окончанием музыки – дети опускают  руки (ловушка закрывается). И те, кто не успел выбежать из круга, должны начать птичий гомон.)

М.р: Наигрались медведь и собачка, и уснули в берлоге. А мимо змея проползала.

Выход змеи

Змея:

Я змея, извиваюсь и шиплю: ШШШ!

Всех ужалить норовлю: ШШШ!

М.р: Услышала собачка шорох, да как залает.

Собака: Гав-гав-гав!

Медведь: Перестань, собака лаять! Вот придет человек, шкуры с нас снимет!

Собака: Ну и дела! И этот оказался трусливым!

М.р: И сбежала собака от медведя к человеку. А медведь пошел по лесу гулять.

Фоном звучит мордовская народная музыка.

М.р: И вот наконец-то встретились собака и человек.

Собака: Человек, давай дружить, вместе жить!

Человек: Давай, я тебе дом построю, кормить буду. А ты мой дом охраняй от воров.

М.р: Человек собаку накормил, построил ей конуру. Ночью собака лает.

Собака: Гав-гав-гав!

М.р: А человек ее не ругает!

Человек: Спасибо, что ты собака лаешь, дом мой охраняешь!

М.р: С тех пор собака и человек живут вместе! Собачка посмотри, любой из нас твой друг.

Дети становятся полукругом

1-ый Ребенок:

Всем советую дружить,

Очень дружбой дорожить,

В обиду друга не давайте,

В любом несчастье, помогайте!

2-ой ребенок:

У друга теплая и нежная ладошка,

Поглажу друга по руке немножко.

Нам хорошо, когда мы вместе, рядом!

Все дети (хором): Без друга плохо жить, запомнить надо!

М.р: Вот и подходит к завершению наше удивительное приключение в мир сказки. Предлагаю закончить его замечательной песней мордовского композитора Г. Вдовина  «Весна в Мордовии»

Дети исполняют песню «Весна в Мордовии» муз. Гавриила Вдовина, ст. К. Смородина

М.р: Тут и сказочке конец! А нам, чтобы вернуться, вновь нужно: хлопнуть в ладоши, подпрыгнуть на месте, закрыть глаза и повернуться 1 раз вокруг себя, и, наконец, произнести волшебные слова:

«Снова мы глаза закроем,

И подсматривать не будем.

В детский садик мы вернёмся,

Но мир волшебный  не забудем.»

Музыка волшебства.

М.р: Какое увлекательное путешествие у нас получилось! Что ж, пришла пора нам понять, какой важный смысл в эту сказку вложил мордовский народ! (ответы детей)

М.р: Верно, ребята! Действительно очень важно уметь бережно относиться к животным, дружить, а ещё искать правильное назначение своим талантам. Как это сделала главная героиня сказки.  …………………………………………………………………………………………

М.р: ………………………………………

М.р: Артисты! Все были хороши!

Благодарю вас от души! (аплодисменты)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Русские былины как средство приобщения детей шести лет к устному народному творчеству и истории России»

Мастер–класс– это особый  жанр обобщения и распространения педагогического опыта.   Он отличается от других форм трансляции опыта, тем, что в процессе его проведения идет непосред...

"Роль логоритмических упражнений в формировании устойчивого интереса дошкольников к музыкальной деятельности" -мастер-класс и презентация в рамках областных курсов повышения квалификации музыкальных руководителей дошкольных учреждений.

Логоритмика - это методика, связывающая воедино слово, музыку и движение.Логоритмика  полезна всем детям, а особенно имеющим проблемы становления  речевой функции, двигательной активности, з...

Инновационный педагогический опыт воспитателя«Приобщение детей к традициям и культуре мордовского народа через устное народное творчество»

Каждый народ имеет свои корни. Это язык, культура, история, традиции, обычаи. Может ли человек, не зная родного языка, не уважая культуру и традиции своего народа,  считаться его представителем? ...

Мастер - класс. «Работа с родителями по приобщению детей к истокам русской народной культуры посредством художественного творчества»

Цель мастер – класса: познакомить детей с праздником Светлой Пасхи: обычаем красить яйца и обмениваться ими, печь куличи, украшать праздничный стол. Вызвать интерес к самостоятельной творческой деятел...

Конспект мастер-класса городского семинара «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста. Музыкально-ритмическая деятельность: танцевальные движения (старшая группа)»

Мастер-класс для музыкальных руководителей ДОУ Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»  был дан 22.11.2018 г. на базе ГБОУ Школа 1596 г.Москвы. В конспекте предс...

Выступление на РМО музыкальных руководителей «Роль РППС в работе музыкального руководителя с детьми с ОВЗ» по теме: «Предметно-пространственная развивающая среда по музыкальному воспитанию детей в ДОУ»

Предметно-пространственная развивающая среда в учреждении, реализующем программу дошкольного образования, является одним из важнейших критериев оценки качества образования.  Поэтому музыкаль...

Воспитать человека 2022г. Самоанализ мастер - класса "Сказки - шумелки, как средство приобщения детей к народному творчеству"

Воспитать человека 2022г. Самоанализ мастер - класса "Сказки -  шумелки, как средство приобщения детей к народному творчеству"...