Конспект мастер-класса для музыкальных руководителей «Приобщение детей к народному музыкальному творчеству мордовского народа в условиях дошкольной организации».
материал
Цель: посредством вокального, танцевального, драматического искусства приобщать детей к музыкальному и устному творчеству мордовского народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_po_mordovskoy_kulture.docx | 33.58 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №85 комбинированного вида»
Конспект мастер-класса для музыкальных руководителей «Приобщение детей к народному музыкальному творчеству мордовского народа в условиях дошкольной организации»
Составила: Казанцева С.М
Саранск 2021г.
Цель: посредством вокального, танцевального, драматического искусства приобщать детей к музыкальному и устному творчеству мордовского народа.
Задачи.
- Совершенствовать умение детей драматизировать сказку.
- Закреплять умение детей использовать различные средства выразительности в передаче образов героев сказки (жесты, мимика, интонация).
- Помочь детям понять через события сказки важность дружбы, а также поиска применения своих способностей во благо. Воспитывать желание дружить.
- Развивать речь, чувство ритма, музыкальный слух, умение интонировать через исполнение песен мордовских композиторов. Обогащать двигательный опыт через танцевальные движения мордовского народа.
Оборудование:
- Костюмы: собака, заяц, волк, медведь, мышь, лягушка, змея, мордовские народные костюмы.
- Декорации (деревья, домик, будка, берлога).
- Атрибуты: лента атласная, бочонок мёда, 4 степа, 4 круглых мягких модуля, грибы.
Литература:
- Карпушина Л.П., Ерюшкина О.С. Хрестоматия к программе «Валдоня» (раздел «Музыкальный фольклор и музыка композиторов Мордовии»): Для дошкольных образовательных учреждений / Отв. за выпуск Ю.А. Мишанин; ред. текстов А.Д. Шуляев; ред. О.О. Кулаева. – Саранск: Тип. «Рузаевский печатник», 2007. – 257 с.
- Культурная модель мордовского танца / А.Г. Бурнаев. – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2007.-204с.
- Освоение музыкального искусства Мордовии в дошкольных образовательных учреждениях: учебное пособие / МО РМ, МРИО.- Саранск, 2009. – 200 с.
- Программа и метод. рекомендации: Для дошк. образов. учреждений Респ. Мордовия / М-во образования Респ. Мордовия. – Саранск: Тип. «Крас. Окт.», 2001.- 108 с.
- Сураева – Королёва Н.В. Маленькие бубенчики. – С.: Ковылк. тип., 2005. – 88 с.
Ход мастер-класса:
Под мордовскую народную мелодию дети заходят в зал.
М.р: Здравствуйте, мои друзья! Я бы хотела спросить вас: любите ли вы сказки? (Ответы детей)
А кто сочиняет сказки? (Ответы детей)
Верно! А ещё есть особые сказки, которые сочинил не писатель, у них нет автора. Они передавались из уст в уста от родителей к детям, а когда дети вырастали, то они передавали эти сказки уже своим детям. И они получили название – народные сказки.
Кроме интересного сюжета в сказке содержится зашифрованная мудрость.
Хотели бы вы раскрыть секретное послание нашего мордовского народа одной известной сказки? (Ответы детей)
Отлично! Тогда предлагаю отправиться в сказочное приключение «Как собака друга искала». Но чтобы очутиться на сказочной поляне нужно: хлопнуть в ладоши, подпрыгнуть на месте, закрыть глаза и повернуться 1 раз вокруг себя, и ,наконец, произнести волшебные слова: «Если мы глаза закроем,
И подсматривать не будем.
Мы волшебный мир откроем,
О котором не забудем.»
Звучит музыка превращения!
М.р: Теперь вы не ребята, а жители волшебного леса. Занимайте свои домики. (дети садятся на стульчики)
М.р: Итак, сказка начинается. Давным-давно в лесу жила собака, одна-одинешенька.
Собака: (выбегает под музыку)
Я – Собачка, верный друг,
Очень рада всем вокруг.
Гав! Я родственница Волка,
Люблю лаять очень громко!
(садится на пенек и грустит)
М.р: Дети, давайте узнаем почему собака загрустила!
Ребёнок 1: Ты, собачка, не грусти,
Что случилось, расскажи?
Собачка: Без друга плохо жить,
Не знаю, как мне быть?
Ребёнок 2: Ты, собачка, не грусти,
Лучше друга поищи.
Собака: Спасибо вам, жители волшебного леса! Пойду искать друга. Но только такого, который никого не боится. (Убегает)
Под музыку бродит в лесу
М.р: А тут на полянку зайчик прискакал.
Заяц:
Прыг-скок, прыг-скок,
Я длинноушка, белый бок.
Я сижу среди травы,
Уши выше головы.
Собака: Давай, Зайка, с тобой дружить, вместе жить.
Заяц: Давай.
М.р: И стали собака с зайцем и с лесными жителями хоровод водить.
Хоровод « Чья корзина тяжелей?»
муз. Сураева-Королёва Н.В., сл.Гордеева. Т.
М.р: Напелись собачка с зайчиком, вечером нашли себе место для ночлега и легли спать. А ночью бежали мимо них мышки.
Мышки:
Мы мышки-норушки,
Под полом таимся,
Кошки боимся. Пи-Пи-Пи!
Далее мышки исполняют «Песенку весёлого мышонка» муз. Ген. Сураева-Королёва, сл. А. Ежова
С окончанием песни убегают.
М.р: Собачка услышала шорох, да как вскочит, как залает громко.
Собака: Гав-гав-гав!
Заяц: Зачем лаешь? Вот услышит волк, придет сюда и съест нас!
Собака: Неважный ты друг, волка боишься. А вот волк, наверное, никого не боится. До свидания, Заяц, пойду волка искать!(убегает)
М.р: Зайчик поскакал по своим делам. А в это время волк вышел на поляну из глухого оврага.
Выход волка
Волк: Я волчок,
Серый бочок,
А зимой холодной,
Хожу злой, голодный. УУУ!
Собака: (прибегает) Давай, Волк, с тобой дружить, вместе жить!
Волк: Что ж давай, вдвоем жить веселее.
М.р: И стали волк с собачкой вместе с лесными жителями делать зарядку.
(Дети выполняют зарядку, состоящую из движений мордовских народных танцев под мордовскую народную музыку)
М.р: Наступила ночь. Легли собака с волком спать, а мимо лягушка прыгала.
Лягушка:
Я зеленая квакушка,
Пучеглазая лягушка,
Летом в болоте,
Вы меня найдете. Ква-ква-ква!
М.р: Собака услышала шорох, да как залает громко.
Собака: Гав-гав-гав!
Волк: Ах, ты такая-сякая! Услышит медведь твой лай, придет сюда и разорвет нас!
Собака: И волк боится, уж лучше мне подружиться с медведем.
М.р: И разбежались собачка с волком в разные стороны, а медведь в это время сам идет на полянку.
Выход медведя
Медведь:
Я неуклюжий, косолапый,
Хожу по лесу, брожу,
Медок сладенький ищу.
(Зачерпывает ладошкой мёд из бочонка и ест)
Собака: Медведь – богатырь,
Давай дружить, вместе жить!
Медведь: Ладно, пошли ко мне берлогу!
М.р: И стали они в мордовскую народную игру «Кундамака» (Э) (Ловушка) играть! Лесные жители, давайте им поможем!
Дети произносят:
Скок, скок, сапожок
Выходи-ка на лужок.
Кие ялго, кие чиезь,
Кие ардозь, кие ливтязь.
(Дети делятся на 2 группы – птички и ловцы. Ловцы становятся в круг, в руках у них атласная лента. С началом музыки, дети поднимают руки вверх. Пока ловушка открыта «птички» влетают и вылетают из круга. С окончанием музыки – дети опускают руки (ловушка закрывается). И те, кто не успел выбежать из круга, должны начать птичий гомон.)
М.р: Наигрались медведь и собачка, и уснули в берлоге. А мимо змея проползала.
Выход змеи
Змея:
Я змея, извиваюсь и шиплю: ШШШ!
Всех ужалить норовлю: ШШШ!
М.р: Услышала собачка шорох, да как залает.
Собака: Гав-гав-гав!
Медведь: Перестань, собака лаять! Вот придет человек, шкуры с нас снимет!
Собака: Ну и дела! И этот оказался трусливым!
М.р: И сбежала собака от медведя к человеку. А медведь пошел по лесу гулять.
Фоном звучит мордовская народная музыка.
М.р: И вот наконец-то встретились собака и человек.
Собака: Человек, давай дружить, вместе жить!
Человек: Давай, я тебе дом построю, кормить буду. А ты мой дом охраняй от воров.
М.р: Человек собаку накормил, построил ей конуру. Ночью собака лает.
Собака: Гав-гав-гав!
М.р: А человек ее не ругает!
Человек: Спасибо, что ты собака лаешь, дом мой охраняешь!
М.р: С тех пор собака и человек живут вместе! Собачка посмотри, любой из нас твой друг.
Дети становятся полукругом
1-ый Ребенок:
Всем советую дружить,
Очень дружбой дорожить,
В обиду друга не давайте,
В любом несчастье, помогайте!
2-ой ребенок:
У друга теплая и нежная ладошка,
Поглажу друга по руке немножко.
Нам хорошо, когда мы вместе, рядом!
Все дети (хором): Без друга плохо жить, запомнить надо!
М.р: Вот и подходит к завершению наше удивительное приключение в мир сказки. Предлагаю закончить его замечательной песней мордовского композитора Г. Вдовина «Весна в Мордовии»
Дети исполняют песню «Весна в Мордовии» муз. Гавриила Вдовина, ст. К. Смородина
М.р: Тут и сказочке конец! А нам, чтобы вернуться, вновь нужно: хлопнуть в ладоши, подпрыгнуть на месте, закрыть глаза и повернуться 1 раз вокруг себя, и, наконец, произнести волшебные слова:
«Снова мы глаза закроем,
И подсматривать не будем.
В детский садик мы вернёмся,
Но мир волшебный не забудем.»
Музыка волшебства.
М.р: Какое увлекательное путешествие у нас получилось! Что ж, пришла пора нам понять, какой важный смысл в эту сказку вложил мордовский народ! (ответы детей)
М.р: Верно, ребята! Действительно очень важно уметь бережно относиться к животным, дружить, а ещё искать правильное назначение своим талантам. Как это сделала главная героиня сказки. …………………………………………………………………………………………
М.р: ………………………………………
М.р: Артисты! Все были хороши!
Благодарю вас от души! (аплодисменты)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс «Русские былины как средство приобщения детей шести лет к устному народному творчеству и истории России»
Мастер–класс– это особый жанр обобщения и распространения педагогического опыта. Он отличается от других форм трансляции опыта, тем, что в процессе его проведения идет непосред...
"Роль логоритмических упражнений в формировании устойчивого интереса дошкольников к музыкальной деятельности" -мастер-класс и презентация в рамках областных курсов повышения квалификации музыкальных руководителей дошкольных учреждений.
Логоритмика - это методика, связывающая воедино слово, музыку и движение.Логоритмика полезна всем детям, а особенно имеющим проблемы становления речевой функции, двигательной активности, з...
Инновационный педагогический опыт воспитателя«Приобщение детей к традициям и культуре мордовского народа через устное народное творчество»
Каждый народ имеет свои корни. Это язык, культура, история, традиции, обычаи. Может ли человек, не зная родного языка, не уважая культуру и традиции своего народа, считаться его представителем? ...
Мастер - класс. «Работа с родителями по приобщению детей к истокам русской народной культуры посредством художественного творчества»
Цель мастер – класса: познакомить детей с праздником Светлой Пасхи: обычаем красить яйца и обмениваться ими, печь куличи, украшать праздничный стол. Вызвать интерес к самостоятельной творческой деятел...
Конспект мастер-класса городского семинара «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста. Музыкально-ритмическая деятельность: танцевальные движения (старшая группа)»
Мастер-класс для музыкальных руководителей ДОУ Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» был дан 22.11.2018 г. на базе ГБОУ Школа 1596 г.Москвы. В конспекте предс...
Выступление на РМО музыкальных руководителей «Роль РППС в работе музыкального руководителя с детьми с ОВЗ» по теме: «Предметно-пространственная развивающая среда по музыкальному воспитанию детей в ДОУ»
Предметно-пространственная развивающая среда в учреждении, реализующем программу дошкольного образования, является одним из важнейших критериев оценки качества образования. Поэтому музыкаль...
Воспитать человека 2022г. Самоанализ мастер - класса "Сказки - шумелки, как средство приобщения детей к народному творчеству"
Воспитать человека 2022г. Самоанализ мастер - класса "Сказки - шумелки, как средство приобщения детей к народному творчеству"...