Мастер-класс «Русские былины как средство приобщения детей шести лет к устному народному творчеству и истории России»
методическая разработка по теме

Епифанова Ольга Владимировна

 

Мастер–класс– это особый  жанр обобщения и распространения педагогического опыта.   Он отличается от других форм трансляции опыта, тем, что в процессе его проведения идет непосредственное обсуждение предлагаемого методического продукта и поиск творческого решения педагогической проблемы как со стороны участников, так и со стороны  педагога, ведущего мастер-класс.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

МАСТЕР – КЛАСС

«Русские былины как средство приобщения детей шести лет   к  устному народному творчеству и истории России»

ЦЕЛЬ: донести до педагогов ДОУ ценность былин, как источника народной мудрости, показать возможность использования былин в практике детского сада для формирования у детей интереса к устному народному творчеству и истории России.

Воспитатель (обращаясь к  педагогам): Одним из направлений работы по нравственно-патриотическому воспитанию в нашем саду  является обращение к историческим традициям России посредством знакомства детей с былинами. На основе существующих программ по патриотическому воспитанию мы разработали цикл занятий, который назвали «Наше славное прошлое». Мы выбрали то, что ближе нам по духу, по восприятию, то, что мы знаем. Сочетая знания и умения муз. руководителя, педагога доп. образования, мы разработали данную программу.

Почему именно эпосный материал стал предметом нашей работы?

Именно былины являются тем самым элементом устного народного творчества, по которому можно судить  о значении фольклора в жизни народности и нации. Русский эпос насчитывает десятки богатырей: это и Илья Муромец, Добрыня Никитич, и Алеша попович, и Садко-купец, и многие другие герои. Как бы не отличались они сословным происхождением, нравом, поведением, деянием – все они выражают собой единый комплекс народных исторических понятий и представлений о том, каким быть человеку и как вести себя в мирные дни и в годину бедствия,  они воплощают кодекс героического поведения.

Важной составляющей патриотического воспитания для нас является приобщение ребенка к родному слову, формирование у него чувства языка. Эту задачу мы  решали на занятиях художественно-речевого цикла: развитие речи, ознакомление с художественной литературой. Обращали внимание на незнакомые,  непривычные для детей древнерусские слова, особый язык былин, который отличается торжественностью тона, величавостью, грандиозностью рассказывания.

                                     ПОКАЗ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

Дети под русскую народную музыку входят в зал.

Звучит аудиозапись «Слово о погибели земли русской».

Воспитатель: Собирайтесь-ка вы, разудалые молодцы русские да красны девицы, не в дорожку-путинку ближнюю, а в далекое путешествие, необычное, непривычное, ой, да ни за сто верст, ни за тысячу, а за тысячу лет против времени. Совершим мы сегодня, дети, путешествие в наше славное прошлое, в Древнюю Русь, во времена правления князя Владимира. Как по-другому называли этого князя?

Ответы детей. Великий князь Киевский Владимир – Красное Солнышко.

Воспитатель: Путеводными ниточками в далеком странствии станут былины, с которыми мы с вами познакомились. Давайте вспомним, что такое былина?

Ответы детей. Русские народные сказания – песни. Былины передавались от стариков внукам, от внуков – их детям.

Воспитатель: Кто сказывал былины?

Ответы детей. Певцы, Боян, гусляры.

Воспитатель: О ком и о чем повествуют былины?

Ответы детей. Былины рассказывают нам о богатырях, их подвигах, о древних городах и крепостях, о быте русских людей, о важных  исторических событиях.

Воспитатель: Вспомните названия былин, которые мы с вами читали.

Ответы детей. «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Добрыня и Змей Горыныч», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич», «Садко», «Ставр Годиныч», «Святогор».

Воспитатель(обращаясь к  педагогам): Главным достоинством программы я считаю интеграцию различных видов искусств. Уникальное воздействие литературы, устного народного творчества на развитие образов-представлений, воображения, фантазии, интегрируется с изобразительной деятельностью и углубляет представление о прочитанном, а музыка, эмоционально воздействуя, формирует способность на чувственной основе размышлять, переживать. На занятиях это выражалось как и в свободном творчестве детей, так и в знакомстве  с репродукциями картин  художников В.Васнецова, И.Билибина, И.Репина, Н.Каразина, В.Верещагина, С.Москвитина, прослушивание  музыкальных произведений  Римского-Корсакова, А.Бородина, Мусорского, Глинки.

                                     ПОКАЗ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

Воспитатель: Послушайте, пение слышится издалека. Давайте послушаем. Узнаете?

(Звучит отрывок из оперы «Садко» Римского-Корсакова)

Ответы детей. Садко собирается в путешествие.

Воспитатель: Какие чувства вызывает у вас эта музыка?

Ответы детей. Радостные, музыка торжественная. Весь Новгород пришел проводить Садко.

Воспитатель: Отправляется Садко в путешествие по синему морю в земли чужестранные покупать товары заморские, искать счастье. Мы читали и знаем былину о Садко. Что вам  запомнилось?

  1. В каком городе жил Садко? (Изумрудном; Великом Новгороде; Городе Мастеров).
  2. На берег какого озера часто приходил Садко? (Молочного с кисельными берегами; Лебединого; озера Ильмень).
  3. Кого встретил Садко на озере? (Морского царя; водолаза; русалку).
  4. Каким ремеслом стал заниматься Садко в Новгороде? (Печь пироги; чинить самовары, продавать товары).
  5. Куда решил отправиться Садко с дружиной? (За границу; за московскими товарами; загорать).
  6. Куда попал Садко в бурю? (На другой корабль; на дно морское; на пляж).

Воспитатель(обращаясь к  педагогам): В рамках реализации программы « Наше славное прошлое» мы использовали различные формы работы: тематические беседы, викторины, театрально-фольклорные представления, просмотр видеофильмов, мультфильмов, фольклорные праздники и, конечно, игровые занятия. Широко использовались дидактические игры «Герои русских былин», «Занятия древних славян», «Собери богатыря в дорогу»; русские народные игры: « Петушиный бой», «Молчанка», «Горелки», «Лапти».  В ходе занятий принимали участие герои народного эпоса: Славянка, Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Гусляр. Это вызывает эмоциональный отклик детей, заинтересованность происходящим, активизируется творческий потенциал.

                                     ПОКАЗ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

 Звучит музыка. Появляется былинный сказатель - Боян.

Боян:  Здравствуйте, люди добрые. Я – странник, боян. Долго брожу я по городам Киевской Руси, сказываю я людям о славных подвигах богатырей святорусских. Былины эти передаются от дедов внукам своим, те своим детям расскажут. Так живет слава и подвиги людей русских в веках.

Воспитатель и дети: Здравствуй, Боян. Мы с детьми тоже знакомы с былинами. Знаем  и о богатырях, и о подвигах их.

Боян:  Поведайте историю Ильи Муромца, покажите ваши знания.

Дети по опорным картинкам пересказывают  былину.

Боян: Ох, и  славные да умные вы, молодцы да девицы. Хочу еще вас испытать, речи ваши послушать.

ВОПРОСЫ ОТ БОЯНА.

  1. О каких  подвигах Ильи Муромца вы наслышаны? (  Илья Муромец  победил Идолище, Соловья Разбойника, Калин-царя)

2.  Как называется войско в Древней Руси, которое охраняет государство от врагов? (дружина)

Боян: Молодцы! А может вы и воина в поход собрать сможете?

 ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА  «Собери богатыря в дорогу»

Воспитатель предлагает собрать богатыря в дорогу. Дети выбирают те детали костюма, которые подходят русскому богатырю: шлем, щит, кольчуга, меч, булава, копье, лук, стрелы.

3.Как называется группа богатырей, выходящая в дозор для охраны границ   государства? (застава)

  4. Вспомните имена и происхождение богатырей, служащих с Ильей

   Муромцем на заставе? (Добрыня Никитич – знатного происхождения, из            

   рода князей, Алеша Попович- сын ростовского попа)

 5. Какие подвиги совершили Добрыня и Алеша? ( Добрыня победил Змея   Горыныча, Алеша – Тугарина Змеевича.)

  6.Богатыри говорят: « Смелость города берет». Знаете ли вы пословицы о Родине, храбрости?

Воспитатель: Дети не только пословицы знают, но и стихотворение о богатырях.

Ребенок:                 Три защитника, три брата, три богатыря!

«Русь на воинов богата», - говорят не зря.

…Меч и лук, копье, булава,

Щит и верный конь…

«Враг, не тронь родной державы!

Охраняет Русь по праву

Богатырской русской славы боевой огонь..»

Боян: Славные растут у нас потомки. Знают историю народа своего. Время пришло собираться в путь-дорогу, ждут мои песни-сказания люди в других городах.

Боян уходит.

Воспитатель(обращаясь к  педагогам): Одним из этапов работы стало знакомство с древнерусскими городами. Дети узнали об устройстве городских стен и ворот, о росписи и украшениях в теремах. Для раскрытия темы применялись следующие формы работ: дидактические и подвижные игры, тематические беседы, творческая работа детей по рисованию и конструированию (индивидуальная и коллективная).

                                     ПОКАЗ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

Воспитатель: Подумайте, что было общего во внешнем обустройстве древнерусских городов-крепостей.

Ответы детей. Укреплена крепость была земляным валом с деревянными стенами и окружена глубоким рвом.  

  Воспитатель: Для чего нужно было строить такое укрепление?

 Ответы детей. Для защиты от внешних врагов: хазаров, печенегов. 

Воспитатель: Мы сейчас поиграем в игру «Почта» и узнаем, название каких  древних городов вы знаете.

Игра «Почта»

 Дети становятся в круг, водящий - в центре. Перекличка водящего с игроками:

- Динь, динь, динь!

- Кто там?

- Почта.

- Откуда?

- Из города ... (игрок называет древнерусский город).

Игра повторяется несколько раз.

Воспитатель(обращаясь к  педагогам): Данная программа апробировалась  в  одной подготовительной группе в течение года. После презентации разработки, ею заинтересовались многие воспитатели, мы подбирали совместно  научную литературу, иллюстрации для занятий. По данной теме провели  на педсовете интеллектуально-творческую игру на звание «Лучший знаток русской культуры». Проведены были фольклорные праздники «Богатырские забавы», «Масленица». Родители оказывали помощь детям в изображении героев былин. Диагностирование  показало, что у детей расширились представления о прошлом России, стало формироваться историческое мышление, появились уважительное отношение к славной жизни наших предков, интерес к народному творчеству, обогатился словарный запас.

Сравнительный анализ показал очевидную положительную тенденцию в знаниях и умениях детей. Многие из них легко ориентируются в содержании знакомых былин, могут назвать героев и оценить их поступки.

У большинства детей сформированы представления о быте, основных занятиях людей в Древней Руси: дети называют ремёсла, предметы утвари, одежды, а также имеют представления об укладе жизни древних славян.

Значительная часть детей легко оперирует словами и оборотами старославянского происхождения. Малые фольклорные жанры стали постоянными спутниками детей. Они с удовольствием пользуются ими в играх и в общении со сверстниками.

Воспитанники охотно играют в дидактические и настольно-печатные игры историко-культорологического и этнографического содержания, например, "Русские былины", "Собери богатыря в дорогу".

В ролевых играх появились новые сюжеты: игра в "Илью Муромца и Соловья-разбойника", "Добрыня Никитич и Змей Горыныч". Особенно полюбился детям сюжет былины "Ставр Годинович".

Творческие работы "Витязь на распутьи", "Садко в подводном царстве", коллективные работы "Богатырская Русь", "Путешествуем по русским былинам" продемонстрировали уровень эмоционального воздействия на внутренний мир каждого ребёнка.

Всё выше изложенное говорит о значительном интересе к историческому прошлому России и устному народному творчеству, возникшем у детей в результате проведённой педагогической деятельности для основанной на переосмыслении методов и приёмов работы с былинным материалом.

Выводы: Новый подход к использованию эпоса даёт устойчивый положительный результат в формировании у детей интереса к устному народному творчеству и истории России. Былины можно и нужно применять в работе с детьми дошкольного возраста. Они помогают духовному становлению ребёнка. Необходимо только самому педагогу "услышать музыку стиха" народного эпоса, понять и творчески переосмыслить глубокий смысл и мудрость, заложенную в его содержании. Только тогда педагог сможет стать не просто посредником между объектами и явлениями истории и культуры и ребёнком, а соавтором, творческим интерпретатором, "проводником" в мир культуры в мир обыкновенных и необыкновенных вещей, сказок, мифов, преданий, былин, музыки и многого другого.

                                     ПОКАЗ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

Воспитатель: Русский народ всегда славился своим гостеприимством и хлебосольством! Сохраним эту традицию в веках!!!

 Ребенок на рушнике выносит пирог и угощает гостей.

Ребенок:                            Дорогих гостей  встречаем

Круглым пышным караваем.

Он на блюде расписном

С белоснежным рушником.

Каравай мы всем подносим,

Поклонясь, отведать просим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Русские былины как средство приобщения детей шести лет к устному народному творчеству и истории России"

Содержание.1. Актуальность.2. Научная обоснованность.3. Технология.4. Работа с детьми.o Тематическое планирование.o Критерии диагностического обследования детей.o Диагностическая карта.o Работа с деть...

Русские былины как средство приобщения детей шести лет к устному народному творчеству и истории России

Цель данной методической разработки: донести до педагогов, работающих  с  детьми  шести – семи   лет, ценность былин как источника народной мудрости. Показать возможност...

Презентация мастер-класса по теме "Мнемотехника как средство приобщения дошкольников к народной культуре коренных жителей Крайнего Севера"

    Огромна наша страна Россия. Много людей живет на просторах нашей Родины. Но у каждого из нас есть маленькая родина – место, где он родился, где вырос, где живут его родные. ...

«Русские былины как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к устному народному творчеству и истории России».

Россия - родина для многих. Но для того, чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя ...

Методическая разработка. «Русские былины как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к устному народному творчеству и истории России».

     Россия - родина для многих. Но для того, чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять р...

Мастер-класс «Экспериментально-исследовательская деятельность как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к занятиям физкультурой и спортом»

Педагоги ДОО познакомятся с элементами экспериментирования в образовательной области "Физическая культура" для привлечения интереса детей с разным уровнем физического развития к занятиям физ...

Статья "Русская матрёшка, как средство приобщения детей дошкольного возраста к народной культуре"

Очень важно познакомить детей дошкольного возраста с русской матрёшкой. Это поможет современным родителем воспитании ребенка....