Выступление на РМО музыкальных руководителей «Роль РППС в работе музыкального руководителя с детьми с ОВЗ» по теме: «Предметно-пространственная развивающая среда по музыкальному воспитанию детей в ДОУ»
консультация

Резанова Татьяна Анатольевна

Предметно-пространственная развивающая среда в учреждении, реализующем программу дошкольного образования, является одним из важнейших критериев оценки качества образования.  Поэтому музыкальные руководители стремятся применить инновационные подходы и принципы построения музыкально-игрового пространства. Ведь от того насколько правильно и комфортно организована музыкальная предметно-развивающая среда в музыкальном зале и в групповом музыкальном уголке, во многом зависят показатели умственного, личностного и музыкального развития ребенка, уровень его воспитанности, эмоциональное состояние. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КЛИН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ  САД  КОМБИНИРОВАННОГО  ВИДА  № 23  «АЛЕНУШКА»

                                                                                                141613, Московская область,                    

                                                                                                г. Клин, ул. Самодеятельная, д.2

                                                                                                тел.: 8(49624)2-35-95

                                                                                                fediukina.nadejda2012@yandex.ru

Выступление на РМО музыкальных руководителей «Роль РППС в работе музыкального руководителя с детьми с ОВЗ» по теме:

«Предметно-пространственная развивающая среда по музыкальному воспитанию детей в ДОУ»

                                                                                                Подготовила:

                                                                                         Резанова Татьяна Анатольевна

10 декабря 2018 год.

Предметно - пространственная развивающая среда в учреждении, реализующем программу дошкольного образования, является одним из важнейших критериев оценки качества образования.  

Предметно - развивающая среда - это система  материальных объектов деятельности ребёнка, единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности детей, так как  разнообразие игрушек не является основным условием их развития

Предметно - пространственная развивающая среда – это такая организация окружающего пространства, которая даёт возможность ребёнку реализовать себя в различных видах деятельности, в том числе и музыкальной. Музыкальная среда становится одним из компонентов педагогической системы и представляет собой музыкальное оформление жизнедеятельности детей. В нашем дошкольном учреждении уделяется большое внимание созданию музыкальной предметно - развивающей среды. Поэтому музыкальные руководители стремятся применить инновационные подходы и принципы построения музыкально - игрового пространства. Ведь от того насколько правильно и комфортно организована музыкальная предметно - развивающая среда в музыкальном зале и в групповом музыкальном уголке, во многом зависят показатели умственного, личностного и музыкального развития ребёнка, уровень его воспитанности, эмоциональное состояние. Специальным образом организованная среда оказывает позитивное влияние на развитие способности ребёнка к самообучению.Выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребёнка, его развития, способствует раннему проявлению разносторонних способностей.Какой же должна быть предметно - пространственная развивающая среда для музыкального воспитания детей? Давайте постараемся это выяснить вместе.

Как вы считаете, каким требованиям должна отвечать предметно - пространственная развивающая среда для музыкального воспитания обычных детей, а каким для детей с ОВЗ?

Предметно - пространственная среда должна быть комфортной, соответствующей различным возрастным, гендерным, индивидуальным особенностям детей содержательно - насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.Надо стремиться к тому, чтобы содержание музыкальной развивающей среды ориентировалось на ведущий вид деятельности дошкольников, системно усложнялось по возрастам, носило проблемный характер. Все это позволяет детям, действуя со знакомыми и малознакомыми предметами, размышлять, думать, сравнивать, моделировать и решать проблемные ситуации, творить.

Предметно - развивающая среда музыкального зала содержит в себе большие возможности в обучении и воспитании дошкольников. Она может успешно использоваться и как форма обучения, и как толчок к самостоятельной музыкальной деятельности, и как средство воспитания различных сторон личности ребёнка.

Задачи РППС музыкального зала:

  • Обеспечивать совместную музыкальную деятельность детей и взрослых. (От компетентности, доброжелательности и заинтересованности взрослого  зависит, станет ли эта среда развивающей.)
  • Обеспечивать самостоятельную (индивидуальную и совместную) деятельность детей, возникающую по их желанию и интересам.
  • Способствовать получению и закреплению знаний о музыке.
  • Стимулировать развитие творческих способностей.
  • Развивать музыкальность, любознательность, стремление к экспериментированию.
  • Учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.
  • Пространство музыкального зала должно иметь различные центры развития:

• центр для сюжетно - ролевых игр;

• центр для музыкально - театрализованных игр

• центр музыкальной деятельности;

• центр слушания музыки

• центр настольно - печатных музыкально - дидактических игр.

Огромное значение для развития у детей самостоятельности, инициативности в музыкальной деятельности имеют оборудования, пособия, которые успешно используются детьми в их самостоятельных и специально организованных музыкально – творческих проявлениях.

 Какие, по вашему мнению, пособия, атрибуты и оборудование должны присутствовать в предметно - пространственной среде музыкального зала?

В наших музыкальных залах присутствуют: атрибуты для танцев, игровой материал, дидактические игры, наглядные пособия, детские музыкальные инструменты, костюмы, маски, магнитная доска, используются информационно - коммуникативные технологии: музыкальный центр, мультимедиа, а так же различные пособия и оформление музыкального зала к праздникам. Пособия меняются, обновляются, тем самым стимулируют игровую, познавательную, творческую активность детей.

Но для полноценного музыкального развития ребёнка, ему должна быть предоставлена возможность самостоятельно играть на музыкальных инструментах, музицировать, закреплять полученные умения и навыки с помощью музыкальных игр, пособий и атрибутов не только в музыкальном зале, но и в своей группе.Музыкальная предметная среда в группах ДОУ должна быть ориентирована на пройденный материал занятий и индивидуальные возможности детей

Музыкальная предметно - развивающая среда в группах ДОУ организуется по трём основным блокам:

1. Восприятие музыки – это пособия, помогающие воспринимать произведения для слушания, произведения, используемые в исполнительской певческой, танцевальной и музыкально - игровой  деятельности, а также произведения, специально созданные для развития  музыкально - сенсорного  восприятия детей;

2. Воспроизведение музыки – это пособия, побуждающие к певческой деятельности: к восприятию песен, их творческому, выразительному исполнению;пособия, побуждающие к музыкально - ритмической деятельности: к восприятию, исполнению музыки для игры или танца, к творческой выразительности танца и т.п.; пособия, побуждающие к игре на детских  музыкальных  инструментах: восприятию музыки, исполняемой на них, освоению игры на этих инструментах.

3. Музыкально - творческая деятельность. В этот блок входят пособия, побуждающие к песенному,  музыкально - игровому, танцевальному творчеству и импровизации на детских  музыкальных  инструментах.

Правильный подбор игрушек и пособий для каждой группы с учётом возрастных особенностей детей, целесообразное их размещение, периодичность внесения – это главное условие для самостоятельной музыкальной деятельности.

Какие же игрушки и пособия понадобятся? Ваши предложения.

  • Детские музыкальные игрушки и инструменты для творческого музицирования:
  • со звуком неопределённой высоты (погремушки, бубны, барабаны, маракасы, треугольники, трещотки, кастаньеты),
  • диатоническим звукорядом (металлофоны, ксилофоны),
  • с фиксированной мелодией (шарманки, органчики);
  •  с одним фиксированным звуком (дудки);
  • шумовые (бубны, погремушки, барабаны, маракасы
  • ударные.
  • Незвучные музыкальные игрушки: пианино, балалайка, гармошка, лесенки.
  • Настольные музыкально - дидактические игры и пособия: «Музыкальное лото», нотное лото, нотный стан, лесенка, геометрические фигуры для условного обозначения частей произведения и т.д.
  • Материал для творческих сюжетно - ролевых игр:атрибуты, шапочки и маски, детские костюмы и их элементы, диадемки, мягкие игрушки, иллюстрации, бутафорские музыкальные инструменты,предназначенные для создания игровой ситуации, при которой дети, фантазируя, представляют себя музыкантами
  • Различные виды театра: ширма, куклы, игрушки.
  •  Аудиовизуальные пособия: диапозитивы, компакт-диски, фонограммы, аудио- и видеокассеты, видеодиски.

Основной принцип размещения - целесообразность. Каждую музыкальную игрушку, пособие должны использовать по назначению: музыкальные дидактические игры размещаются там же, где и настольно - печатные игры, игрушки инструменты (озвученные, не озвученные) – в игровом уголке, туда же целесообразно поместить игровой материал, как CD-плеер (бутафорский) с дисками, телевизором и т.д. атрибуты, шапочки маски для игр – в физкультурном уголке, детали костюмов, диадемки – в уголке ряжений или в речевой зоне, где сосредоточены материалы для театрализованных игр. Следует определить место для детских музыкальных инструментов. Для этого можно отвести отдельный столик, место в шкафу, подвесную полку.

Для того, чтобы у детей постоянно поддерживался интерес к самостоятельной музыкальной деятельности, необходимо время от времени (1раз в квартал) обновлять пособия в музыкальном уголке, вносить новое оборудование.

Хорошо организованная музыкальная среда способствует поддержанию эмоционального благополучия детей и их эстетическому развитию. Это обусловлено значимостью окружающей обстановки для разностороннего развития ребёнка, успешной социализации в обществе.

Созданная «по законам красоты» среда способствует пониманию детьми прекрасного, воспитанию у них художественного вкуса и эстетического отношения к окружающему миру, развитию творческих способностей.

Как же предметно - пространственную развивающую среду можно использовать в музыкальном воспитании детей с ОВЗ? Об этом нам сегодня расскажут наши музыкальные руководители.

Программа РМО муз.руководителей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на РМО музыкальных руководителей на тему: «Предметно-пространственная развивающая среда по музыкальному воспитанию детей в ДОУ.»

Предметно-пространственная развивающая среда в учреждении, реализующем программу дошкольного образования, является одним из важнейших критериев оценки качества образования....

Предметно - развивающая среда по экологическому воспитанию детей

Развивающая среда по экологическому воспитанию...

Выступление на РМО музыкальных руководителей на тему: «Предметно-пространственная развивающая среда по музыкальному воспитанию детей в ДОУ.»

Предметно-пространственная развивающая среда в учреждении, реализующем программу дошкольного образования, является одним из важнейших критериев оценки качества образования....

Презентация «Создание психолого-педагогических условий в процессе воспитания через предметно-развивающую среду по экологическому воспитанию детей ДО»

Цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры, т.е. бережного отношения ребенка к природе, себе и окружающим людям. Поэтому правильно организованная пространственная...

Презентация на тему "Сотрудничество воспитателя и музыкального руководителя ДОУ в создании музыкальной развивающей среды в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи"

ЦельСоздание условий для развития музыкальных и творческих способностей детей.Создание условий для успешного устранения речевого дефекта, для преодоления отставания в речевом развитии....