Использование ортопедических ковриков в коррекционной работе учителя-логопеда.
материал

 

В дошкольном возрасте умственное развитие, в том числе речевое, идет параллельно с физическим и сенсорным. На стопе ребенка много различных чувствительных нервных окончаний — это рецепторы. У малышей нейромышечные связи еще незрелы. Поэтому информация до мозга может доходить не синхронно или в искаженном виде. Тем ценней каждый импульс, посылаемый рецептором стопы. А в современных условиях наши дети испытывают нехватку разнообразных ощущений, так называемый сенсорный голод. Мало кто бегает босиком по камешкам, траве, а если и снимают обувь – то ходят по гладкому ламинату или ковру. Именно поэтому мне сегодня хотелось бы рассказать об использовании в своей коррекционной работе полифункциональных, универсальных, полезных массажных ортопедических ковриков. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx25.22 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

Использование ортопедических ковриков в коррекционной работе учителя-логопеда.

учитель-логопед  Гуслякова Е.Ю.

Цель:

  • создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов.

Задачи:

  • оказание квалифицированной консультации и практической помощи педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста;
  • распространение педагогического опыта.

В дошкольном возрасте умственное развитие, в том числе речевое, идет параллельно с физическим и сенсорным. На стопе ребенка много различных чувствительных нервных окончаний — это рецепторы. У малышей нейромышечные связи еще незрелы. Поэтому информация до мозга может доходить не синхронно или в искаженном виде. Тем ценней каждый импульс, посылаемый рецептором стопы. А в современных условиях наши дети испытывают нехватку разнообразных ощущений, так называемый сенсорный голод. Мало кто бегает босиком по камешкам, траве, а если и снимают обувь – то ходят по гладкому ламинату или ковру. Именно поэтому мне сегодня хотелось бы рассказать об использовании в своей коррекционной работе полифункциональных, универсальных, полезных массажных ортопедических ковриков.

Мы помним времена, когда на занятиях использовались различные коврики, созданные своими руками, наполненные различными крупами и имеющими всевозможную структурную поверхность (камешки, пуговицы, губки). Но, к сожалению, такое оборудование не отвечало нормам СанПиН (т.к. были трудности в их обработке после использования), не имело сертификации. Но все изменилось, когда появились крупнейшие производители ортопедических ковриков. Их коврики запатентованы и имеют сертификаты соответствия. Изготавливаются в виде модулей – пазлов размером 25х25 см, которые скрепляются между собой, не скользят и не разъезжаются. Резиновые коврики гигиеничны, легко моются, выдерживают многократную обработку.

В условиях, когда в минимальные сроки необходимо решить максимальное количество задач, перед специалистом возникает необходимость использования новых методов и приёмов с целью оптимизации своей коррекционной работы. Массажные ортопедические коврики являются универсальным оборудованием, помогающим сформировать у детей сенсорные эталоны, обогатить словарный запас, понимание обращенной речи, инструкции, развить общую, мелкую, артикуляционную моторику, развить навык слухового восприятия, а так же коврики создают положительный настрой на предстоящее занятие. А яркое, красочное оформление современных моделей сделает занятие настоящей увлекательной игрой.

Рассмотрим варианты использования ортопедических ковриков:

1. Ритуал начала и завершения занятия. Присутствие ритуалов начала и окончания занятия очень важно при работе с детьми любого возраста. Ритуалы позволяют лучше организовать детей, настроить их на работу, создать необходимую атмосферу, помогают детям понять, где начало и где окончание занятия. Ортоковрики превращаются в тропинку, пройдя которую встречаем героя занятия или в речку, перебравшись через которую находим задания. В групповой работе коврики необходимы для пространственного определения местоположения ребенка.  

2. Сенсорные эталоны. Сенсорное воспитание, включенное в дидактическую систему занятий, является главной частью умственного развития ребенка раннего возраста. Изучению основных цветов, помогает качественная, равномерная окрашенная поверхность ковриков. Первая простая игра - сортировать игрушки по цветам и складывать их на коврик соответствующего цвета. После того, как ребёнок выучил основные цвета, просим его вставать на коврики того или иного цвета по команде. Можно представить, что малыш - это зайчик, и ему надо быстро запрыгнуть на желтый/красный/зелёный коврик, чтобы спрятаться от волка.

3. Артикуляционная гимнастика. Это неотъемлемая часть логопедического занятия. И некоторые общие упражнения, не требующие контроля перед зеркалом, можно выполнить, проходя ортопедическую тропинку. А так же, проходя по дорожке можно встретить на каждом секторе фигурку (лопатку, грибок, заборчик, горку и др.) и, собрав их, уже перед зеркалом выполнить артикуляционную гимнастику.

4. Обогащение словаря. Уже на этапе диагностики, выстроив из ковриков полосу препятствий, очень удобно проверять понимание речи: «Наступай», «Прыгай», «Стоп», «Иди». Построив перед ребенком большой и маленький квадрат, можно отработать понятие величины «большой – маленький» и понятие количества «много – мало». Для обогащения словаря можно придумать 4-5 слов, относящихся к изучаемой теме (например «Игрушки»), назвать их и прошагать. При отработке предложно-падежных конструкций полезна игра «Что под ковриком?», «Что на коврике» и т.д. 

5. Физкультминутки. Динамические паузы с помощью ортопедических ковриков становятся интереснее и разнообразнее. Упражнения, выполняемые на ковриках, направлены на активизацию поверхности стопы, которая оказывает наибольший терапевтический эффект, активнее стимулируя речевые области коры головного мозга. А подключая музыкальное сопровождение, проходит профилактика нарушений слоговой структуры, темпо - ритмической стороны речи. 

6. Пальчиковая гимнастика.  На занятиях текстурная, массажная поверхность коврика эффективно стимулирует рефлекторные точки, импульсы которых направлены в центральную нервную систему, и в дальнейшее стимулируют речевые зоны коры головного мозга. Изучить поверхности ковриков можно используя, например, игру «Отгадай на ощупь». 

7. Слуховое восприятие – это предпосылка развития фонематического восприятия и понимания речи в целом, ведь без умения сосредотачиваться на звуке, невозможно его точно воспринимать. Именно работа над слуховым вниманием считается важным этапом в логопедической коррекции. Сначала слуховое внимание отрабатывается на самом простом материале, например: «Беги, пока играет музыка». Ребёнку надо учитывать лишь один фактор - «звучит – не звучит». Следующим этапом можно добавить дополнительный раздражитель. Например: «Когда звучит музыка, иди и на каждый шаг хлопай в ладоши».  Ещё один вариант развития слухового внимания и слуховой памяти, когда есть несколько звуков, на которые необходимо выполнять разные действия, например: «Слышишь колокольчик – иди, слышишь барабан – беги». Активно сопровождаем физкультминутки пособием «Слушать интересно».  

Активное использование ортопедических ковриков на коррекционных занятиях создаёт благоприятные условия для работы с детьми и дает следующие положительные результаты:

• Быстрее налаживается контакт ребенка с логопедом, более легко проходит адаптационный период, исчезают напряжение и страх.

• Коврики служат необходимым связующим элементом для переноса новых навыков речи из особых условий (место занятий) в обычные условия. Дети учатся правильно говорить в различных для их деятельности речевых ситуациях, так как внимание концентрируется не только на речи, но и движениях тела.

• Предлагаемые игры положительно влияют на развитие высших психических процессов. А так как познавательные процессы развиваются в тесной взаимосвязи между собой и представляют сложные системные образования и сенсорные представления.

• У детей значительно возрастает интерес к занятиям, повышается работоспособность.

А сейчас я предлагаю перейти от теории к практике и на собственном опыте проверить эффективность данного пособия.

Логопедические подгрупповые или фронтальные занятия начинаются с того, что мы с детьми становимся в кружочек, приветствуем друг друга, выполняем пальчиковую и дыхательную гимнастики. В настоящее время включаем разминку на ортопедических ковриках.

Разминка

Топанье всей стопой «Упрямый медвежонок»

Топанье на носочках «Трусливый заяц»

Перекат с носка на пятку «Качели»

Движение «Вытираем ножки»

Полуприседание «Пружинка»

Стояние на одной и другой ногах поочередно «Важная цапля» или «Фламинго»

Приседание «Гномики», встать, руки вверх: «Великаны»

Обычная ходьба по коврикам «Солдатик»

Ходьба «Буратино» (шаг левой ногой, взмах левой рукой; шаг правой ногой, взмах правой рукой).

Развитие слухового внимания.

  • Игра «Звучит – не звучит». 
    Ход игры: логопед даёт установку: 
    - «Идите по коврикам и на каждый шаг хлопайте в ладоши».  

- «Идите по коврикам, слышите колокольчик – идите на носочках, слышите шелест бумаги – на пятках».

  • Ортоковрики лежат дорожкой.

Логопед:

-1 раз поднимись на носочки, 2 раза присядь;

- 2 раза встань на носочки, 1 раз хлопни;

- 1 раз топни правой ногой, 1 раз топни левой ногой.

  • Ортоковрики лежат в форме ковра.

Логопед:

- «Найди коврик, который находится между красным и зеленым, встань на него и хлопни».

- «Найди коврик, который находится перед фиолетовым, встань на него и прыгни».

- «Найди коврик, который находится за желтым, встань на него и покружись вправо».

- «Найди коврик который находится справа от зеленого, встань на него и вытяни левую руку вперед».

Автоматизация поставленного звука.

  • Учимся выделять звук из звукового и слогового ряда.

Учитель-логопед произносит звуки или слоги, дети шагают по коврикам, останавливаются на заданный звук, например на звук [л]: а, у, б, д, л, к, и , л; ап, ит, ул, ка, му, сы, ло…

  • Учимся произносить поставленный звук в слогах.

Используется поза «Фламинго» (стоя на одной ноге, вторая согнута в колене, руки на поясе). Необходимо 3 раза произнести заданный слог, затем меняем ногу, делая шаг вперёд,  и проговариваем следующие 3 слога: са-са-са,  сы-сы-сы, со-со-со, су-су-су.

  • Учимся произносить поставленный звук в словах.

Игра «Собери картинки».

Около каждого коврика лежат картинки с автоматизированным звуком, дети, шагают по коврикам под счёт логопеда. Шагать можно, используя схему «Буратино»: шаг левой ногой, взмах левой рукой; шаг правой ногой, взмах правой рукой. На счёт «пять» дети останавливаются, берут по одной картинке, называют её, чётко произнося отрабатываемый звук, затем шаг и берут следующую картинку, называют её (картинки, в названии которых звук [С]).

  • Учимся произносить поставленный звук во фразе, стихотворениях.

Дети шагают (шагать можно по-разному: приставным шагом вперёд, боком влево, вправо) и произносят: «Тише, мыши – кот на крыше»; ……..

  • Учимся дифференцировать звуки.

Игра «Топни – хлопни».

Стоя на коврике, ребенку дается задание, если услышит звук [С] в слове, необходимо топнуть, если звук [З]  – хлопнуть: санки, зубы, лиса, коза, снег, звук….

Игра «Слоговые песенки».

Дети, шагая по коврикам, произносят слоги, требуемые для дифференциации, причем правой ногой один слог, а левой ногой другой. Например: первый коврик:СА-ЗА, второй: СО-ЗО, третий: СУ-ЗУ, четвертый: СЭ-ЗЭ, пятый: СЫ-ЗЫ, шестой: СИ-ЗИ и т. д.

Игра «Будь внимательным»

Стоя на коврике, повторить слово, одновременно вытянуть руки вперёд, если в слове звук [С], поднять вверх, если в слове звук [Ш]: сова, шуба, коса, машина, шаг, сапог

Развитие лексико-грамматического строя речи.

Активизация словарного запаса, закрепление обобщающих понятий, согласование числительного с существительным, согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.

  • По обе стороны ковриков, выложенных по кругу, лежат картинки домашних и диких животных. Дети идут по коврикам под счёт логопеда.

Логопед: Один, два, три, животное домашнее возьми. (Дети отвечают на вопрос логопеда: «У меня корова», «Я взял кошку»).

Усложняем игру: дополнительно раскладываем карточки с цифрами. Ребенку предлагаю согласовать числительное с существительным в числе и роде. Например, 2коровы, 5 кошек.

  • Дети шагают по коврикам, проговаривая: «Мы по коврикам шагаем и слова подбираем». Остановившись на коврике, каждый ребёнок подбирает слово на заданную тему, например: фрукты, овощи, посуда, игрушки и т.д. (каждому ребёнку – своя тема). Шаг на следующий коврик – своё слово.

  • Игра «Радуга»

Ребенок шагает и называет цвет, который у него под ногами или цвет прямоугольника, лежащего возле коврика,  плюс заданное слово. Например «Синий стул, красная шапка, жёлтое ведро».

Звуко-слоговой анализ слов, обучение элементам грамоты.

  • Игра «Прошагай/протопай слово»

- Логопед называет слово, ребенок делает столько шагов, сколько в слове частей. (ли-па, ма-ши-на, дом).

- Сделай столько шагов, сколько услышишь звуков. (ау, аои, уао…).

  • Отработка речевого ритма.

Ребенок проговаривает стихотворение и на каждое слог делает шаг на коврик: «И-дёт бы-чок ка-ча-ет-ся, взды-ха-ет на хо-ду…..»

  • Игра «Преодоление болота».

На каждый шаг по коврикам ребёнок подбирает слово на заданный звук. Например, на звук [А] (арбуз, ананас, аист, апельсин, антенна, артист, альбом, астра…)

  • Логопед называет слово по слогам, на каждый слог ребенок делает шаг. К концу пути он должен назвать получившееся слово (ма-ли-на).

  • Логопед называет слово по звукам, на каждый звук ребенок делает шаг. К концу пути он должен назвать получившееся слово (к, а, ш, а).

  • Логопед произносит предложение, дети шагают столько раз, сколько слов в предложении (Мила мыла ладони).

  • Рядом с ковриками лежат карточки со слогами. Дети шагают по коврикам под счёт логопеда или произносят: «Мы по коврикам шагаем, слоги мы читаем». Остановившись, берёт карточку, прочитывает слог.

Предложенные нами приемы и методы работы с ортопедическими ковриками являются эффективными средствами коррекции, помогающими достижению максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей дошкольного возраста. Упражнения выполняемые на ковриках направлены на активизацию поверхности стопы и оказывают наибольший терапевтический эффект активнее стимулируют речевые области коры головного мозга. Кроме того, логопедические занятия становятся интереснее и разнообразнее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ "Использование мультимедийных презентаций в коррекционной работе учителя-логопеда"

Что такое детская электронная презентация?Детская электронная (мультимедийная) презентация — выполненная взрослым (педагогом, родителем) красочная обучаю­щая книжка с реалистичными картинками, озвучен...

Консультация для воспитателей по теме "Использование мультимедийных презентаций в коррекционной работе учителя-логопеда и воспитателей"

ОДНО ИЗ АКТУАЛЬНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ВНЕДРЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТУ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА, ВОСПИТАТЕЛЯ- ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ, ПОЗВОЛЯЮЩИХ СОЗДАТЬ ЭФФЕКТ НАГЛЯДНОСТИ НА ЗАНЯТИИ, ...

Занятие учителя-логопеда с детьми старшей логопедической группы.Тема «Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда по лексической теме «Насекомые»

ОДОД  ГБСКОУ школа №13Приморского районаСанкт-Петербурга    Занятие учителя-логопеда сдетьми старшейлогопедической группы.Тема «Использование здоровьесберегающих те...

Использование анимационных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда

Активное  внедрение компьютерных технологий является новой ступенью в образовательном процессе. Информатизация образования представляет большой простор для проявления творчества логопедов, п...

Использование мультимедийных пособий в коррекционной работе учителя-логопеда

В настоящее время одной из актуальных задач специальной педагогики является повышение эффективности процесса коррекции нарушений речевого развития у детей дошкольного возраста. Одним из важных ус...

Современные образовательные технологии в логопедической работе. Использование элементов ТРИЗ в коррекционной работе учителя – логопеда.

В этой публикации  я хотела рассказать об обобщенной модели логопедического занятия.  Обобщенная модель  представляет собой карту города, благодаря которой занятие превращается в ...

Использование нейропсихологического подхода в коррекционной работе учителя- логопеда. Работа над дыханием.

АктуальностьЛичный опытПользаРезультатыСостовляющие компонентыУсовия для работыВозможные ограниченияСписок литературы...