Использование мультимедийных пособий в коррекционной работе учителя-логопеда
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему
В настоящее время одной из актуальных задач специальной педагогики является повышение эффективности процесса коррекции нарушений речевого развития у детей дошкольного возраста. Одним из важных условий обновления является использование новых информационных технологий (НИТ), в первую очередь компьютерных.
Применение современных информационных технологий позволяет оптимизировать и значительно повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_kompyuternyh_prezentatsiy_v_korrektsionnoy_rabote_uchitelya-loopeda.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование мультимедийных пособий
в коррекционной работе учителя-логопеда
Подготовила:
учитель-логопед Рассовская С.А
Педагогика должна ориентироваться
не на вчерашний день,
а на завтрашний день детского развития.
Обучение только тогда хорошо,
когда оно идёт впереди развития.
Л. С. Выгодский
Слайд 2
В настоящее время одной из актуальных задач специальной педагогики является повышение эффективности процесса коррекции нарушений речевого развития у детей дошкольного возраста. В системе дошкольного образования происходят значительные перемены и успех этих перемен связан с обновлением научной, методической и материальной базы обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Одним из важных условий обновления является использование новых информационных технологий (НИТ), в первую очередь компьютерных. Как отмечают многие авторы (Ю.Б. Зеленская, Е.И.Машбиц, В.П.Беспалько, О.И. Кукушкина, И.А. Филатова, Л.Р. Лизунова и др.), применение современных информационных технологий позволяет оптимизировать и значительно повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса.
Сейчас существует достаточно большое количество общеразвивающих детских компьютерных игр и программ, но при помощи программы Power Point учителя-логопеды могут самостоятельно создавать игры и презентации с учётом текущих коррекционных задач и принципа развивающего обучения.
Слайд 3
Использование компьютерных презентаций имеет следующие преимущества:
- повышение мотивации детей (игровая форма, использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным);
- индивидуализация (учёт зоны ближайшего развития и компенсаторных возможностей ребёнка);
- возможность самореализации детей (отслеживание динамики, самоконтроль);
- развивающий характер (в зависимости от возможностей ребёнка работа на разных уровнях сложности, стимулирование ребёнка к более высоким достижениям);
- возможность оперативного изменения содержания структуры занятия, в соответствии с динамикой продвижения;
- дидактическое оснащение (исключает необходимость оформления многочисленных карточек и другого дидактического материала).
Слайд 4
В течение последних двух лет в своей работе я активно использую мультимедийные презентации, интерактивные игры, кроссворды, компьютерные пазлы, созданные мною в программах Power Point
За это время был собран методический банк мультимедийных пособий по всем разделам коррекционной работы. Использование в логопедической практике этих электронных ресурсов даёт мне возможность решать следующие коррекционные задачи:
Слайд 5
- развитие артикуляционной моторики;
- развитие просодических компонентов речи;
- автоматизация поставленных звуков в слогах, словах, фразах и связной речи;
- дифференциация смешиваемых звуков;
- развитие фонематических процессов;
- обучение грамоте;
- формирование слоговой структуры речи;
- обогащение словаря;
- развитие грамматических структур;
- развитие навыков словообразования и словоизменения;
- совершенствование связной речи;
- развитие и коррекция психических процессов: памяти, внимания, воображения, восприятия, мышления.
К тому же занятия на компьютере имеют большое значение и для развития мелкой моторики. В любых компьютерных играх, чтобы достичь желаемого результата детям нужно учиться нажимать пальцами на определённые клавиши, пользоваться манипулятором «мышь», что в свою очередь способствует развитию мелкой моторики.
Ещё одной важной особенностью компьютерных презентаций является их интерактивность, способность определенным образом изменяться и реагировать на действия ребёнка-пользователя. Ребёнок является не пассивным зрителем, а играет роль активного участника.
Слайд 6
В процессе деятельности с использованием мультимедийных игр – презентаций ребёнок учится преодолевать трудности, контролировать свою деятельность, оценивать результаты. Ребёнок входит в сюжет игр, усваивает их правила, подчиняя им свои действия, стремится к достижению результатов. Кроме того, практически во всех играх есть свои герои, которым нужно помочь выполнить задание. Таким образом, компьютер помогает развить не только интеллектуальные способности ребёнка, но и воспитывает у него волевые качества, такие как самостоятельность, сосредоточенность, усидчивость, а также приобщает ребёнка к сопереживанию, помощи героям игр, обогащая тем самым его отношение к окружающему миру.
Слайд 7
При создании мультимедийных пособий реализуются следующие принципы:
1. Принцип полисенсорного подхода при коррекции речевых нарушений. Все игры проводятся с опорой на зрительный контроль над результатами деятельности ребёнка. Дети дошкольного возраста обладают непроизвольным вниманием, а передача информации в привлекательной для ребёнка форме, не только ускоряет процесс запоминания содержания, но и делает его осмысленным и долговечным.
2. Принцип комплексного подхода к коррекции речевых нарушений:
- ((((развитие лексики и грамматического строя речи
- звукопроизношение
- фонематических процессов
- коммуникативных навыков
- слухового и зрительного восприятия
- внимания
- памяти
- словесно-образного и словесно-логического мышления
- мелкой моторики пальцев рук))))
3. Принцип дифференцированного подхода к обучению детей с особыми образовательными потребностями.
4. Принцип объективной оценки результатов деятельности ребёнка.
С учётом принципа комплексного подхода к коррекции речевых нарушений в рамках каждой лексической темы создан цикл мультимедийных пособий, позволяющих решать сразу несколько задач коррекционного обучения..
Слайд 8
Например, лексическая тема «Овощи. Огород»:
- «Огород Копатыча» - презентация, направленная на сопровождение непосредственно образовательной деятельности по данной лексической теме в качестве демонстрационного материала;
- «Овощная раскраска» - интерактивная игра на согласование существительного и прилагательного в роде и числе, развитие зрительного внимания, памяти;
- «Овощные загадки Копатыча» - отгадывание загадок об овощах, развитие логического мышления, подбор признаков к существительным;
- «Найди и назови», «Четвёртый лишний» - активизация словаря, развитие зрительного восприятия, памяти, мышления;
- «Собираем урожай» - развитие фонематических процессов, формирование слоговой структуры слова;
- «Наведём порядок» - работа с мнемотаблицами;
- «Весёлый пересчёт» - согласование числительных с существительными;
- «В гостях у гномика» - образование существительных с уменьшительно – ласкательным значением;
- «Что в корзинке?» - интерактивный кроссворд
- «Рассказчик» - составление описательного рассказа
Слайд 9
Если говорить о таком направлении коррекционной работы как звукопроизношение, то коллеги знают как порой бывает монотонна и однообразна работа в этом направлении. Я попробовала разнообразить индивидуальную непосредственно образовательную деятельность с ребёнком компьютерными заданиями. Были подготовлены презентации и интерактивные игры, содержащие привычные этапы исправления звукопроизношения: подготовка артикуляционного аппарата к постановке звука, автоматизация изолированного звука, в слогах, словах, фразах связной речи, дифференциация смешиваемых звуков. Параллельно с работой по звукопроизношению в интерактивных играх происходит развитие фонематических процессов и усвоение грамматических структур.
Я заметила, что при проведении занятий с использованием компьютерных презентаций у детей:
- исчезает негативизм, связанный с необходимостью многократного повторения определённых звуков, слогов, слов;
- формируется процесс осмысливания собственных произносительных навыков;
- возрастает стремление исправить увиденную ошибку, найти приёмы самоконтроля, ориентируясь на привлекательную графику;
- появляется уверенность в своих силах и желание научиться говорить правильно;
- повышается мотивация в трудной для них работе над звукопроизношением;
- дольше сохраняется работоспособность, они меньше утомляются.
Слайд 10
Но любое логопедическое занятие с использованием компьютера имеет свои особенности. Здесь необходимо учесть гигиенические нормы и рекомендации работы за компьютером:
- для детей 6 лет I –II группы здоровья – 15 минут в день
для детей 6 лет III группы – 10 минут в день
для детей 5 лет I – II группы здоровья - 10 минут в день
для детей 5 лет III группы здоровья – 7 минут в день
для детей 6 лет, относящихся к группе риска по состоянию зрения – 10 минут в день
для детей 5 лет, относящихся к группе риска по состоянию зрения – 7 минут в день
- занятия лучше проводить в первой половине дня;
- периодичность работы на компьютере в течение недели – 2 раза;
- целесообразно проводить офтальмологические минутки (специальные упражнения для глаз).
- Слайд 11
В сети Интернет я веду блог «Логознайка», созданный в помощь родителям детей, посещающих коррекционную группу нашего детского сада. На страницах этого блога родители могут не только получить ииформацию о речевом развитии детей, но и скачать презентации и интерактивные игры, кроссворды, компьютерные пазлы в качестве пособия для домашних занятий с ребёнком. Такие задания всегда интересны детям и родителям. Кроме того, родители, часто далёкие от педагогики, уже не заставляют ребёнка заниматься, а предлагают поиграть. А игровая мотивация самая мощная в дошкольном возрасте, значит, и занятия принесут ощутимую пользу ребёнку и помощь логопеду в коррекционной работе.
Слайд 12
Целенаправленное использование мультимедийных пособий в процессе коррекционной работы с детьми дошкольного возраста позволило мне оптимизировать процесс коррекции речевого нарушения и повысить эффективность коррекционной работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ "Использование мультимедийных презентаций в коррекционной работе учителя-логопеда"
Что такое детская электронная презентация?Детская электронная (мультимедийная) презентация — выполненная взрослым (педагогом, родителем) красочная обучающая книжка с реалистичными картинками, озвучен...
Консультация для воспитателей по теме "Использование мультимедийных презентаций в коррекционной работе учителя-логопеда и воспитателей"
ОДНО ИЗ АКТУАЛЬНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ВНЕДРЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТУ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА, ВОСПИТАТЕЛЯ- ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ, ПОЗВОЛЯЮЩИХ СОЗДАТЬ ЭФФЕКТ НАГЛЯДНОСТИ НА ЗАНЯТИИ, ...
Занятие учителя-логопеда с детьми старшей логопедической группы.Тема «Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда по лексической теме «Насекомые»
ОДОД ГБСКОУ школа №13Приморского районаСанкт-Петербурга Занятие учителя-логопеда сдетьми старшейлогопедической группы.Тема «Использование здоровьесберегающих те...
Современные образовательные технологии в логопедической работе. Использование элементов ТРИЗ в коррекционной работе учителя – логопеда.
В этой публикации я хотела рассказать об обобщенной модели логопедического занятия. Обобщенная модель представляет собой карту города, благодаря которой занятие превращается в ...
Мастер-класс "Дидактические игры и пособия в коррекционной работе учителя-логопеда"
Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращение к личности ребенка, развитию лучших его качеств, формированию разносторонненй и полноценной личности.Реализация эт...
«ЛОГИКО-МАЛЫШ» - увлекательное дидактическое пособие в коррекционной работе учителя-логопеда!
В помощь родителям!Предлагаю уважаемым родителям приобрести пособие «Логико-Малыш» издательского дома «Зимородок» для занятий с детьми в домашних условиях....
Использование мультимедийных презентаций в коррекционной работе учителя-логопеда
Новые информационные технологии, без всякого сомнения, можно применять и к детям с нарушениями речевого развития. Одно из актуальных направлений внедрения информационных технологий в работу ...