План самообразования музыкального руководителя. «Развитие певческих способностей детей старшего дошкольного возраста»
материал
Цель: Повышение уровня профессиональной компетенции, результативности в воспитательно – образовательной работе с дошкольниками, качества дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.45 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
План самообразования
музыкального руководителя
МКДОУ «Детский сад комбинированного вида № 20»
Зубаревой Елены Викторовны
Тема: «Развитие певческих способностей детей старшего дошкольного возраста»
Цель: Повышение уровня профессиональной компетенции, результативности в воспитательно – образовательной работе с дошкольниками, качества дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС.
Задачи:
1.Выявить уровень своей профессиональной компетентности, используя различные методики.
2.Развивать у детей старшего дошкольного возраста вокально-хоровые навыки и исполнительское мастерство.
3.Приобщать родителей к совместной деятельности через праздники, развлечения и вечера досуга.
Ожидаемые результаты:
1. Обобщение педагогического опыта в работе с детьми, педагогами и родителями.
2. Повышение творческой самооценки, повышение педагогического мастерства.
3. Приобщение детей к вокально-хоровой деятельности.
4. Участие воспитанников в районных мероприятиях.
5. Разработка и внедрение дидактических материалов.
Этапы реализации программы саморазвития:
- Этап - Самосознание
Цель: выявить уровень развития профессиональной деятельности, личностных качеств и затруднений музыкального руководителя.
- Этап – Планирование
Цель: планирование деятельности по теме самообразования.
- Этап – Реализация
Цель: поиск способов реализации темы самообразования, достижение высоких результатов в воспитательно – образовательной работе.
- Этап – Самоконтроль
Цель: осознать и оценить собственные действия, результаты продвижения в саморазвитии.
Актуальность.
Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности. Благодаря словесному тексту, песня доступнее детям по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр. Пение в хоре объединяет детей, создаёт условия для их музыкального эмоционального общения. Выразительное исполнение песен помогает наиболее ярко и углублённо переживать их содержание, вызывает эстетическое отношение к окружающей действительности. В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально- слуховые представления, чувство ритма, музыкальное мышление, музыкальная память.
Основанием для выбора направления работы: «Развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста» послужили мои наблюдения за детьми в процессе певческой деятельности, в результате которых было выявлено, что большинство пели напряженно, интонировали не всегда чисто, вступали не вовремя, нередко замедляли темп.
Моя музыкально-педагогическая деятельность в детском саду определяется педагогической идеей научить ребёнка петь хорошо, чётко, внятно, с любовью и настроением, а самое главное красиво, с большой самоотдачей, что мы и пытаемся реализовать в процессе занятий.
Формирование певческих навыков – один из наиболее сложных и важных разделов музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Обучая малышей вокалу, я учитывала, что голосовой аппарат ребёнка хрупкий, нежный, непрерывно растёт в соответствии с развитием всего организма ребёнка. Поэтому необходимо не только владеть методикой обучения пению, но и беречь голос ребёнка, мною были подобраны такие приёмы вокальной техники, которые наиболее эффективно способствовали развитию детского голоса. Системная работа позволяет учесть физиологические и вокальные особенности каждого ребёнка, поэтому приоритетным в работе считаю индивидуально-дифференцированный подход к способностям каждого ребёнка.
Возрастные особенности слуха и голоса.
В работе по пению с детьми следует учитывать не только психические, но и физические особенности развития ребёнка. Голосовой аппарат ребёнка, в отличие от взрослого, очень хрупкий, нежный и непрерывно растёт в соответствии с развитием всего организма ребёнка. Гортань с голосовыми связками в 2-2,5 раза меньше, чем у взрослого. Голосовые связки тонкие, короткие. Звук, образовавшийся в гортани, очень слабый. Он усиливается резонаторами. У детей грудной резонатор слабо развит, преобладает головной. Поэтому детский голос очень лёгкий, не сильный, но звонкий. Прежде, чем начать обучать детей пению, надо их познакомить с правилами пения, или певческой установки.
Певческая установка – это правильное положение корпуса при пении, от которого в большой степени зависит качество звука и дыхания. При обучении детей пению надо следить за тем, как дети сидят, стоят, держат голову, корпус, как открывают рот.
Певческая установка (правила пения):
- сидеть (стоять) ровно;
- не сутулиться;
- корпус и шею не напрягать
- голову держать прямо, не запрокидывая её и не опуская, но без напряжения; - дыхание брать свободно (не брать в середине слова);
- петь естественным голосом, избегая резкого, форсированного звучания;
- рот надо открывать вертикально, а не растягивать в ширину во избежание крикливого, «белого» звука;
- нижняя челюсть должна быть свободна, губы подвижны, упруги.
В детском саду детей обучают простейшим певческим навыкам:
- правильному звукообразованию;
- правильному дыханию;
- хорошей дикции;
- чистоте интонации;
- ансамблю – стройному, согласованному пению;
- эмоционально – выразительному исполнению.
Хоровые навыки – это взаимодействие ансамбля и строя.
Вокальные навыки (звукообразование, дикция, дыхание, чистота интонации, стройное, слитное пение) тесно связаны между собой. Работа над ними ведётся одновременно, навыки развиваются постепенно.
Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:
- Изучение литературы по теме;
- Самоанализ и самооценка НОД в группах;
- Проведение утренников, досугов и развлечений по теме для анализа со стороны коллег;
- Обобщение опыта на заседании педагогического совета ДОУ;
- Работа с родителями: консультации, беседы, оформление стендов;
Форма отчета о проделанной работе: аналитический отчет, презентация для педагогов ДОУ.
Перспективный план работы.
Сроки | Работа с детьми | Работа с воспитателями | Работа с родителями | Литература |
Сентябрь | Диагностическое обследование детей, выявление проблем в пении. | «Консультация «Особенности детского голоса». | Информация в родительский уголок «Охрана детского голоса». | Пособие Т.М.Орловой, С.И.Бекеной «Учите детей петь». |
Октябрь | Занятие «Путешествие язычка» (по развитию артикуляционного аппарата). | Практикум «Первые шаги от речи к пению». | Рекомендации родителям по развитию артикуляции детей «Путешествие язычка». | О.Карцер «Игровая методика обучения детей пению». |
Ноябрь | Разучивание с детьми комплексов дыхательной гимнастики. | Практическое занятие «Речевые упражнения». | Информация в родительский уголок «Вокально-речевая игра «Рано утром на рассвете». | О.Карцер «Упражнения, игры для доречевой подготовки голосового аппарата» (Ж. Музыкальная палитра; №5 – 07г., №6 – 06г.) |
Декабрь | Занятие «Учимся дышать». | Рекомендации «Работа с детьми над правильным певческим дыханием. Распределение дыхания на музыкальную фразу». | Родительская мастерская: изготовление с детьми осенних листочков, снежинок, пёрышек на тонких нитях (пособий для работы над дыханием). | О.Карцер «Игровая методика обучения пению». |
Январь | Разучивание с детьми песенок – приветствий. | Консультация «Песни для соловушек». | Информация в родительский уголок «Песни – хороводы, песни-инсценировки для обыгрывания в домашних условиях». | И.Бодраченко «Музыкальные игры в детском саду». |
Февраль | «Распевки с элементами игры для развития певческого голоса». | Консультация «Использование распевок с элементами игры в жизни детей». | Памятка в родительский уголок «Стихи-диалоги для детей 5-7 лет». | Ж.Музыкальная палитра, №4, 13г. |
Март | Распевание весенних закличек, припевок, песен. | Разучивание с детьми репертуара из народного фольклора: припевок, песен. | Беседа «Начинай с колыбели». | М.Б.Зацепина, Т.В.Антонова «Народные праздники в детском саду». |
Апрель | Концерт «Мои любимые песни». | Лекционный срез «Роль воспитателя в развитии вокально-хоровых навыков». | Информация в родительский уголок «Мелодия, услышанная до рождения». | Ж.Музыкальная палитра, №4, 14г. |
Май | Диагностическое обследования навыков детей в пении. | Семинар «Наши достижения в вокально-хоровом искусстве» (для воспитателей всех групп о результатах работы). | Концерт «Мои любимые песни». |
Список использованной литературы:
1. Кацер О.В «Игровая методика обучения пению» изд. «Музыкальная палитра», С-П -2005г
2. Картушина М.Ю. «Вокально-хоровая работа в детском саду» Издательство: "Скрипторий 2003" (2017)
2. Орлова Т. статья «Учим детей петь» // «Музыкальный руководитель» №5,6 -2004г., с.21, №2-2005г., с.22
3. Тарасова К. статья «К постановке детского голоса» // «Музыкальный руководитель» №1-2005г., с.2
4. Шереметьев В. статья «Хоровое пение в детском саду // «Музыкальный руководитель»№5-2005г, №1-2006г.
5. Волкова Г.В. «Логопедическая ритмика». М., Владос, 2002.
6. Тиличеева Е. «Маленькие песенки». Вокальные упражнения для детей дошкольного возраста». М., Музыка, 1978.
7. Орлова Т. М., Бекина С. И. «Учите детей петь». Москва, 1998.
8. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж, СПб, 1997.
9. Ветлугина Н.А. «Музыкальный букварь». М.: Просвещение, 1985.
10. Битус А.Ф. «Певческая азбука ребенка». Минск: ТетраСистемс, 2007.
11. Тютюнникова Т.Э. статья «Чтобы научиться петь, надо петь» //Музыкальная палитра, №5, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/06/picture-974665-1538782143.jpg)
Индивидуальный план работы по самообразованию на тему: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством объёмной аппликации».
Индивидуальный план работы по самообразованию на тему: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством объёмной аппликации» с описанием цели, задач,...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/23/picture-1308401-1674462624.jpg)
Статья. Развитие певческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Развитие певческих способностей детей старшего дошкольного возраста....
План по самообразованию на тему «Развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность»
Представлен план по самообразованию для воспитателей ДОУ на тему "Развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность"...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/19/picture-377382-1390133376.jpg)
План работы по самообразованию по теме: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности»
Данный материал представляет план работы по самообразованию на целый год , рассчитан для детей 5-7 лет, затрагивает развитие творческих способностей детей в рисовании, лепке, аппликации....
![](/sites/default/files/pictures/2024/10/10/picture-1529447-1728587517.jpg)
План самообразования на тему: «Развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста через использование блоков Дьенеша» 2022 – 2023 учебный год
Актуальность выбранной темыСовременные требования к развивающему обучению в период дошкольного детства диктует необходимость создания новых форм игровой деятельности, при которой сохранялись бы элемен...