План самообразования на тему: «Развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста через использование блоков Дьенеша» 2022 – 2023 учебный год
материал (старшая группа)
Актуальность выбранной темы
Современные требования к развивающему обучению в период дошкольного детства диктует необходимость создания новых форм игровой деятельности, при которой сохранялись бы элементы познавательного, учебного и игрового общения. Геометрические блоки Дьенеша – познавательный материал, кото-рый в полной мере отвечает этим требованиям. Блоки Дьенеша помогают ребенку овладеть мыслительными операциями и действиями, важные как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интел-лектуального развития. К таким действиям относятся – выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, обобщение, группировка, кодирование свой-ств, логические операции с использованием отрицания «не». В упражнениях с блоками Дьенеша дети развивают цветовосприятие и остроту зрения, фор-мируют представления о сенсорных эталонах, совершенствуют пространст-венную ориентировку. Развитие мышления для ребенка происходит в инте-ресной для него ситуации – при решении задач игрового характера, в подви-жной деятельности, что помогает чередовать умственную нагрузку с двига-тельной. Подбор игр и упражнений дает возможность организовать занятие с учетом индивидуальных способностей детей. Даже в одной игре – задания можно варьировать – кто – то из детей оперирует одним свойством, другой уже осилит упражнение, где нужно ориентироваться на 2 -3 свойства однов-ременно. В дошкольной дидактике имеется огромное количество разнооб-разных дидактических материалов. Однако возможность формировать в ком-плексе все важные для умственного, в частности математического, развития мыслительные умения, и при этом на протяжении всего дошкольного детст-ва, дают немногие. Наиболее эффективным пособием являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Дьенешем для ранней логической подготовки мышления детей к усвоению математики.
Цель работы: научить дошкольников решать логические задачи на разбиение по свойствам.
Задачи:
1. Умение выявлять в объектах разнообразные свойства и называть их.
2. Развивать и совершенствовать умения проводить анализ формы предметов.
3. Формировать умение сравнивать предметы между собой по одному или нескольким параметрам.
4.Способствовать развитию интереса, любознательности, внимания, наблюдательности и самостоятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_na_2022_-2023_g.docx | 34.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №9 Родник»
План самообразования воспитателя высшей категории старшей группы «Капитошки»
Иваниченко Ирины Георгиевны
на тему: «Развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста через использование блоков Дьенеша»
2022 – 2023 учебный год
п.Константиновка, 2022г.
Цель работы: научить дошкольников решать логические задачи на разбиение по свойствам.
Задачи:
1. Умение выявлять в объектах разнообразные свойства и называть их.
2. Развивать и совершенствовать умения проводить анализ формы предметов.
3. Формировать умение сравнивать предметы между собой по одному или нескольким параметрам.
4.Способствовать развитию интереса, любознательности, внимания, наблюдательности и самостоятельности.
Актуальность выбранной темы
Современные требования к развивающему обучению в период дошкольного детства диктует необходимость создания новых форм игровой деятельности, при которой сохранялись бы элементы познавательного, учебного и игрового общения. Геометрические блоки Дьенеша – познавательный материал, кото-рый в полной мере отвечает этим требованиям. Блоки Дьенеша помогают ребенку овладеть мыслительными операциями и действиями, важные как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интел-лектуального развития. К таким действиям относятся – выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, обобщение, группировка, кодирование свой-ств, логические операции с использованием отрицания «не». В упражнениях с блоками Дьенеша дети развивают цветовосприятие и остроту зрения, фор-мируют представления о сенсорных эталонах, совершенствуют пространст-венную ориентировку. Развитие мышления для ребенка происходит в инте-ресной для него ситуации – при решении задач игрового характера, в подви-жной деятельности, что помогает чередовать умственную нагрузку с двига-тельной. Подбор игр и упражнений дает возможность организовать занятие с учетом индивидуальных способностей детей. Даже в одной игре – задания можно варьировать – кто – то из детей оперирует одним свойством, другой уже осилит упражнение, где нужно ориентироваться на 2 -3 свойства однов-ременно. В дошкольной дидактике имеется огромное количество разнооб-разных дидактических материалов. Однако возможность формировать в ком-плексе все важные для умственного, в частности математического, развития мыслительные умения, и при этом на протяжении всего дошкольного детст-ва, дают немногие. Наиболее эффективным пособием являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Дьенешем для ранней логической подготовки мышления детей к усвоению математики.
Этапы работы с блоками «Дьенеша»:
Познакомить детей с четырьмя свойствами блоков: формой, цветом, размером, толщиной.
Находить фигуры по заданным свойствам.
Уметь делить фигуры.
Строить «цепочки» из блоков.
Формировать умение ребенка «читать схему» выкладывать рисунки по уже готовым схемам.
Формы работы:
- совместная деятельность воспитателя с воспитанниками;
- индивидуальная работа с воспитанниками;
- свободная самостоятельная деятельность воспитанников.
План работы на год
Раздел | Сроки | Содержание работы | Практические выходы |
Изучение методической литературы | Сентябрь-май | А. Столяр «Давайте поиграем. Математические игры для детей 5-6 лет. «Просвещение», 1991г. Е.А. Носова, Р.Л. Непомнящая, методи-ческое издание (Библи-отека программы «Дет-ство»), «Логика и мате-матика для дошколь-ников», 2000г. Б.Б. Финкельштейн «Давайте вместе поиг-раем», С.-Петербург. ООО «Корвет», 2001г. | |
Работа с воспи-танниками | |||
Сентябрь | Знакомство с блоками Дьенеша. Ознакомительная беседа. Д/и «Найди все фигуры как эта» Цель: развитие внимания. | Упражнять воспитанни-ков находить блоки по размеру, форме, цвету. Упражнять воспитанни-ков умению строить це-почки из блоков по зада-нию воспитателя. Углублять знания детей о составе числа из двух меньших чисел. Развивать понимание того, что чем больше число, тем больше вариантов разложения. Развивать логическое мышление, внимание. Закрепить понятие цвета. Развивать умение комби-нировать цвет в рисунке. Учить детей работать с алгоритмами. Развивать наблюдательность, память, внимание, фанта-зию. | |
Октябрь | Д/и «Второй ряд» Д/и «Домино» Д/и «Цветные коврики» Д/и «Играем с цветом» | Развивать умения ориен-тироваться в прстранстве, развивать внимание и точность. Построить ряд из фигур, а сверху выложить по заданию воспитателя. Научить играть в цвето-вое домино.
Углублять знания детей о составе числа из двух меньших чисел. Развивать понимание того, что чем больше число, тем больше вариантов разложения. Развивать логическое мышление, внимание. Закрепить понятие цвета. Развивать умение комби-нировать цвет в рисунке. Учить детей работать с алгоритмами. Развивать наблюдательность, память, внимание, фанта-зию. | |
Ноябрь | Д/и «Разделим фигуры» Знакомство с карточка-ми. Д/и: «Кто быстрее со-берёт блоки!» Д/и: «На своё место» | Упражнять воспитанни-ков делить фигуры по группам: все круглые , все большие, все жёлтые и т.д. Усложнить: справа поло-жить все синие, а слева все квадраные; все треу-гольные – жёлтые, и др. Сложный вариант: разделит фигуры на три части: жёлтые, маленькие, круглые. Развивать память, вооб-ражение, самостоятельно работать с блоками. Знакомить с новыми играми и упражнениями с блоками, где их свойства изображены на карточках. Развивать умение выявлять свойства блоков с опорой на наглядность. | |
Декабрь | Д/и «Помогите собрать фигуры» Д/и «Загадки без слов» Д/и «Где, чей дом» Д/и: «Найди пару» | Закрепить знания воспитанников символики свойств. Развитие умений расшиф-ровывать информацию о наличии или отсутствии определенных свойств у предметов по их знаково- символическим обозначе-ниям. Развитие способности к абстрагированию, анали-зу, декодированию. Логические блоки, карточки – домики (т.№8) на двух человек. Детям нужно расселить фигуры по своим домикам, а помогут значки, указанные на домиках. Развитие восприятия, вни-мания, умения анализиро-вать и сравнивать предме-ты по самостоятельно выделенным свойствам, закреплять умение в па-рах | |
Январь | Д/и «Отрицание цвета» Д/и «Отрицание фор-мы» Д/и «Отрицание разме-ра» Д/и «Отрицание тол-щины» | Знакомство с символикой отрицание цвета. Знакомство с символикой отрицания формы. Знакомство с символикой отрицания размера. Знакомство с символикой отрицания толщины. | |
Февраль | Д/и «Угадай- ка» Д/и «Кошки- мышки» Д/и «Где спрятался Джерри?» Д/и «Угадай фигуру» | Развитие умения выяв-лять, абстрагировать и называть свойства (цвет, форму, размер, толщину) предметов, обозначать словом отсутствие какого – либо конкретного свойства предмета (не красный, не треугольный и т.д.) Закреплять свойства фигур. Развитие логического мышления, умения коди-ровать информацию о свойствах предметов с помощью знаков – символов и декодировать ее. Развитие логического мышления, умения кодировать и декодиро-вать информацию о свой-ствах. | |
Март | Д/и «Игра с одним обручем» Д/и «Отыщи клад» Д/и «Выращиваем де-рево» Д/и «Разложи пропу-щенные фигуры» | Формировать навык выделять из множества предметы с заданным параметром; развивать внимание, логическое мышление. Закрепление умения описывать словами цвет, форму и размер Развивать умение разбивать множество по одному сво-йству на 2 подмножества, производить логическую операцию «Не» Формировать умение классифицировать по цвету, форме, величине, Закреплять с воспитанниками алгоритм (правила), которые пред-писывают выполнение практических действий в определенной последова-тельности. | |
Апрель | Д/и «Игры с тремя обручами» Д/и «Космический корабль» Д/и «Кто быстрее соберёт?» Д/и «Разгадай голово-ломку» | Формировать навык выделять из множества предметы с заданным параметром; развивать внимание, логическое мышление. Как можно быстрее заполнить свой обруч такого же цвета фигурами (топливом) с заданным свойством (например, только толстыми). Тогда ракета сможет выйти на орбиту и полететь. Формировать навык выделять из множества предметы с заданным параметром Развивать логическое мышление, память, воображение. Развивать логическое мышление, память, воображение. Закреплять умение ориентироваться и работать с карточками | |
Май | Д/и «Кто быстрее соберёт» Свободная деятельно-сть детей с карточками- символами. | Формирование устойчи-вого интереса к играм с блоками Дьенеша. Развивать логическое мышление. Закреплять умение ориентироваться и работать с карточками. Развивать логическое мы-шление, память, вообра-жение. Закреплять умение ориен-тироваться и работать с карточками. | |
Взаимодействие с семьёй | Сентябрь | Анкетирование для родителей «Современные разви-вающие игры и упраж-нения в вашем доме» | Выявления представлений у родителей о современ-ных развивающих логику играх и упражнениях. |
Октябрь | Консультация для родителей «Игры и упражнения с блоками Дьенеша» | Познакомить родителей с блоками Дьенеша и играми. | |
Ноябрь | «Давайте поиграем» Беседа «Чем занять ребёнка дома» | Открытый показ использования блоков «Дьенеша» в работе с детьми для родителей. Познакомить родителей с современными развивающими играми. | |
Декабрь | Изготовление карточек - символов для всей группы с привлечением родителей. | Картотека карточек- символов. | |
Январь | «Новая игра» | Реализация творческих способностей детей и родителей через совмест-ное изготовление игр с применением блоков Дьенеша. | |
Февраль | Создание картотеки игр, с блоками Дьенеша, для работы с детьми. | Картотека игр. | |
Март | «Как дома мы играем» (Круглый стол) Рекомендация для родителей «Развитие логики у детей 5 -6 лет» | Распространение опыта использования блоков «Дьенеша» в домашних условиях родителями в родительской среде. | |
Апрель | Памятка «Дети и развивающие игры» | ||
Май | Проведение итоговой диагностики | ||
Предметно -развивающая среда | Пополнение игровых зон дидактическими играми: схемы для игр с блоками Дьенеша, карточки- символы, Д/и «Играй- это инте-ресно», «Головоломки» | ||
Самореализация | Сентябрь-май | Изучение литературы по данной теме. Подбор материала по теме. Оформить картотеку игр. | Картотека игр с блоками Дьенеша. Картотека карточек- символов. |
Май | Отчёт о проделанной работе. | ||
Работа с воспи-танниками | Сентябрь-май | Внедрение требований ФГОС в воспитатель-но- образовательный процесс. | Образовательная деятель-ность, совместная деяте-льность с воспитанника-ми. |
Взаимодействие с семьёй | Сентябрь-май | Повышение компетен-тности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья в соответствии с требо-ваниями ФГОС | Родительские собрания, круглый стол, консульта-ции, беседы, наглядный материал в родительских уголках. |
Самореализация | Воспитательно-образо-вательный процесс с детьми в ДОУ | Образовательные ситуа-ции, открытые просмот-ры, методические объеди-нения, обмен опытом. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАН работы по самообразованию на 2020 – 2021 учебный год. Тема: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через использование приемов мнемотехники»
Речь - это, прежде всего инструмент общения. От того, как человек освоит речь, зависит многое в его дальнейшей судьбе. Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей....
Отчет по самообразованию на тему "Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста через обучение игре в шахматы»
Опыт работы пообучению детей игре в шахматы...
Из опыта работы:"Интеллектуальное развитие детей старшего дошкольного возраста через использование блоков Дьенеша"
В современной реальности информационных технологий, когда наиболее актуальной становится проблема развития человека мыслящего, творчески думающего, ищущего, умеющего решать нетрадиционные задачи, осно...
План работы по самообразования «Развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность»
План работы по самообразованию...
План по самообразованию на тему «Развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность»
Представлен план по самообразованию для воспитателей ДОУ на тему "Развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность"...
План работы по самообразованию Тема: «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста через обучение игре в шахматы» на 2023-2024г
изучетие влияние развитие интелектуальных способностей старших дошкольников....