Развивающие игры с голосом как средства развития певческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
учебно-методический материал (старшая группа) по теме

Грищук Антонина Васильевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped._opyt.docx31.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Белоярского района

«Детский сад комбинированного вида «Снегирек» г. Белоярский»

Развивающие игры с голосом как средства

развития певческих способностей

детей старшего дошкольного возраста

                                                                         

                                                                         Автор: музыкальный руководитель

                                                                                  Грищук Антонина Васильевна

г. Белоярский

2013 год

В своей деятельности я опираюсь на   основные нормативно – правовые документы:

  • Федеральный Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273 –ФЗ от 29.12. 2012 г.
  • СанПин 2.4.1.3049.13 №26 30.07.13. постановление15.05.13.

Самым благоприятным периодом для формирования и развития певческих способностей является дошкольный возраст от 3 до 7 лет. У детей в этот период формируется способность чувствовать тембровые, звуковысотные и ритмические изменения в музыке, задача же педагога - развить эти способности. Большую роль в развитии певческих способностей играют навыки восприятия музыки, поэтому в первую очередь у детей необходимо развивать эмоциональную отзывчивость на музыку разного характера.

Практика показала, что с помощью традиционных форм работы нельзя в полной мере заинтересовать внимание детей и решить проблему развития певческих способностей. Изучив современные программы и технологии в области развития певческих способностей О. А. Куревиной «Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста», технологию «Фонопедические упражнения» В.Емельянова, «Игровую методику обучения детей пению» О.В. Кацер. Я решила использовать в своей работе современную технологию О.В. Кацер «Развивающие игры с голосом».

Прежде чем высоко и выразительно запеть, ребенок сначала должен научиться высоко и выразительно говорить. Работа над развитием певческих способностей детей начинается с речевого этапа. Речевой этап, как подготовительный, сначала предшествует, чуть опережая, а затем идет параллельно певческому этапу. Одним из основных видов деятельности на речевом этапе и являются развивающие игры с голосом. Практика показала, что развивающие игры с голосом полезны для всех детей, но особенно для детей, у которых низкий разговорный тон, когда дети переносят манеру разговорной речи на пение.

Актуальность данного опыта заключается в том, что в процессе деятельности, ребенок приобретает определенные певческие способности. Предложенный педагогический опыт способствует формированию личности, развитию музыкального слуха, содействует укреплению здоровья (развивает дыхательные мышцы, благотворно влияет на нервную систему), помогает устранению дефектов речи, происходит общее развитие ребенка – формируются его высшие психические функции.

Новизна данного опыта заключается, в самом подходе решения проблемы, основу которого составляет девиз «Учись, играя!». Особенность опыта в том, что музыкальный руководитель сталкивается с непривычной для него ситуацией, он становится участником игры. В игре эмоциональность и выразительность педагога при показе игровых упражнений очень важна, так как она облегчает подражание, эмоционально заряжает детей. Игровые образы сначала задаются педагогом, а затем свободно развиваются воображением каждого ребенка.

Развивающие игры с голосом - это подражание:

  • человеческому голосу (плач, крик, смех);
  • голосам животных (мяукать, хрюкать, куковать, шипеть);
  • звукам окружающего мира (капать, тикать, шуршать, гудеть, выть, скрипеть).

У музыки и речи одна первооснова – интонация. Речевая интонация выражает чувства, настроение говорящего человека так же, как и музыкальная интонация, используя одни и те же средства выразительности. Поэтому с помощью речи, которой ребенок уже достаточно владеет, намного легче прочувствовать, понять и повторить средства музыкальной выразительности: динамику, темп, интонацию, ритм. Выражение себя в звуках начинается с опыта звукоподражания: «мяу-мяу», «гав-гав», «му-му». Это первые шаги воплощения ребенка в образ и первые вызванные звуком эмоции, к которым добавляется имитационно-двигательная активность.

Звукоподражания очень выразительны, они помогают детям представить звучание окружающего нас мира. У детей формируется определенная непринужденность звукообразования, легкость и полетность речевого голоса. Систематическое использование в работе развивающих игр с голосом, дают возможность:

  • почувствовать, послушать свой голос и поиграть с ним;
  • снять усталость, напряжение, утомление, выплеснуть энергию;
  • расширить диапазон речевого и певческого голоса;
  • успешно развивать интонационный и фонематический слух;
  • готовить ребенка к управлению своим голосом, дыханием, артикуляцией, дикцией.

Целью педагогического опыта является развитие певческих способностей детей старшего дошкольного возраста, посредством развивающих игр с голосом.

Задачи.

Образовательные:

  • научить детей дошкольного возраста самостоятельно находить нужную певческую интонацию;
  • обучить певческим навыкам - ансамбль, строй, певческое дыхание, музыкальный слух, ритм, звукообразование;
  • совершенствовать певческие способности детей дошкольного возраста;
  • совершенствовать качество звучания голоса - тембра, чистого интонирования.

Развивающие:

  • организовать деятельность голосового аппарата, укреплять голосовые связки;
  • расширить диапазон голоса и формировать его естественное звучание;
  • формировать правильное дыхание, выразительную дикцию, артикуляцию;
  •  развивать координацию между слухом и голосом;
  • развивать звуковысотный, ритмический, гармонический слух, музыкальную память.

Воспитывающие:

  • воспитывать музыкальный вкус - основу нравственности ребенка.

Эстетические:

  • умение ориентироваться в многообразном потоке музыкальной информации, с опорой на яркие, талантливые произведения, обладающие несомненными художественными достоинствами.

Оздоровительные:

  • использование пения, как фактор оздоровления организма.

В процессе развития певческих способностей посредством развивающих игр с голосом соблюдаются основные педагогические принципы:

  • принцип системности работы с детьми;
  • принцип доступности материала для ребенка определенного возраста;
  • принцип здоровьесберегающий. Забота о здоровье детей дошкольного возраста;
  • принцип развивающего обучения. Воспитание творческой личности;
  • принцип учета индивидуальных способностей.

Планируемый результат:

Формирование комплекса вокально-хоровых навыков:

  •  сформируются  навыки артикуляции и дикции (вырабатывается округлый, красивый звук), навыки ритмического ансамбля;
  • приобретут навык естественного звукообразования (умение петь легко, свободно, без напряжения), навыки правильного певческого дыхания;
  • дети научатся чисто интонировать (постепенное и скачкообразное движение мелодии вверх и вниз).

Основными условиями реализации задач по развитию певческих навыков у дошкольников является наличие:

  • демонстрационного материала, сюжетных картинок, картотеки игр и упражнений;
  • технических средств (музыкальный центр, диски);
  • наличие места для проведения непосредственной образовательной деятельности;
  • взаимодействие с родителями.

С детьми старшего дошкольного возраста ведется индивидуальная и подгрупповая работа.

Приемы организации детей:

  • оценка детьми своей деятельности;
  • работа по образцу руководителя;
  • имитация и звукоподражание;
  • восприятие звуков различного характера.

В структуру непосредственной образовательной деятельности входит:

  • артикуляционная гимнастика;
  • распевка;
  • развивающие игры с голосом;
  • ритмо - интонационные игры;
  • песенное творчество.

Механизм реализации задач.

Прежде, чем приступить к развитию певческих способностей, нужно дать ребенку возможность поиграть звуками своего голоса, (можно использовать артикуляционную гимнастику) прислушаться к его звучанию, почувствовать возможности голоса. На первом этапе примером могут служить развивающие игры – подражание голосам животных, то, что очень хорошо знакомо ребенку, чуть позже можно обратиться к подражанию «голосам» окружающего нас мира. Эти игры помогают сопоставлять и воспроизводить интонации разной высоты и звуковысотной направленности. Очень важно исследовать возможности речевого и певческого голоса ребенка и только после кропотливой работы, на речевом этапе исходя из эмоций, способностей ребенка можно приступать к работе над песней.

                 В завершение хочу отметить, что систематическое использование в работе развивающих игр с голосом, создает благоприятные условия для развития певческих способностей дошкольников, положительно влияет на качество работы над песней. А звуковой массаж голосовых связок, проводимый в игровой форме - это самый простой и доступный способ профилактики и оздоровления голоса ребёнка. Очень важно вести разъяснительную работу среди родителей доказывая, что развитие певческих способностей – это длительный процесс.

Список литературы.

  • О.В.Кацер «Игровая методика обучения пению».
  • О. А.Куревина «Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста»
  • В.В.Емельянов «Фонопедические упражнения».

Перспективное планирование

Развивающие игры с голосом в процессе работы

над развитием певческих навыков

Программное содержание

Музыкальный репертуар

1.Артикуляционная гимнастика

-устранять напряжение скованность шеи, языка, губ щек, неба;

-разогреть мышцы дыхательного аппарата.

2.Распевка

-формировать певческие умения и навыки;

-расширять диапазон голоса;

-учить удерживать дыхание до конца фразы;

-развивать выразительную дикцию и артикуляцию.

3.Развивающие игры с голосом

-учить чувствовать и слушать свой голос, играть с ним;

-расширять диапазон речевого и певческого голоса;

-развивать интонационный слух.

4.Речевые ритмо-интонационные игры

-развивать чувство ритма, темпа, тембра;

-развивать интонационную выразительность;

-формировать естественное звучание голоса.

5.Песенное творчество

-развивать эмоциональную отзывчивость на песню разного характера;

-прививать любовь к музыке;

-учить понимать ее, воспитывать музыкальный вкус;

-развивать образно-сценические навыки;

-воспитывать самостоятельность, активность, чувство товарищества.

Сентябрь-Октябрь

«Мой язычок» - зарядка.

«Путешествие язычка» - зарядка.

Упражнение «Больной зуб»,

Упражнение «Собачке жарко».

«Здравствуйте» - а сареllа.

Д.Кабалевский «Чебурашка с Крокодилом»

«Три синички» Р.н.п

«Лягушонок» И.Токмакова.

«Кошка» Г. Сапгир.

«Имена»

«Дождик» - закличка.

«Кораблик» В.Шошин

«Наш любимый детский сад» А.Кочанова.

Ноябрь-Декабрь

«Наш забавный язычок» - зарядка

Упражнение «Колыбельная»

«Веселый пятачок» - зарядка

Упражнение «Дрессированные собачки»

Упражнение «Птичий двор»

«Здравствуйте» - а сареllа

 «Ты, где?» - а сареllа

«Чудо-лесенка»

«На травке» Т.Тютюнникова

 «Воет вьюга, поет песню» В.Емельянов.

«Те, кого охватывает страх»

«Лес ночной» С.Пшеничных

«Кража» А.Шибаев.

«Что ревешь самолет?» Н.Орлова

«Вымок, выкис» Р.фольклор

«Белый снег»

«Самовар» слова и музыка народные

Январь-Февраль

«Мой язычок» - зарядка

Упражнение «Больной зуб»

Упражнение «Колокольчик»

«Как тебя зовут?» - а сареllа

«Кукушка» Н. Соколова

«Здравствуйте» - а сареllа

«Два кота» П.н.п.

«Что такое, что случилось?»

«Ослик» С.Коротаева

«Я сам»

«Встречайте праздник песнями» А.Токарев 

Март-Апрель-Май

«Мой язычок» - зарядка

Упражнение «Колокольчик»

Упражнение «Игра со свечой»

Упражнение «Мотоцикл»

«Ты, где?» - а сареllа

«Чудо-лесенка»

«Здравствуйте» - а сареllа

«Два кота»  П.н.п.

«Пробуждение» С.Коротаева

«Пригласите песенку» Г. Капли

Развивающие игры с голосом

как средства развития певческих способностей.

Сентябрь-Октябрь

Подражание звукам

человеческого голоса (плач, крик, смех)

Подражание звукам голосам животных

(мяукать, хрюкать, куковать, шипеть)

Подражание звукам окружающего мира

(капать, тикать, шуршать, гудеть, выть, скрипеть).

Задачи

1..Научить детей самостоятельно находить нужную речевую интонацию;

2.развивать умение менять высоту и подвижность голоса;

3.формировать выразительность речи.

Развивающие игры с голосом

«Уложи куклу»

«Поход в лес»

«Лягушонок»

И.Токмакова.

«Кошка» Г. Сапгир.

«Пароход»

«Вездеход»

«В осеннем лесу»

Ноябрь-Декабрь

Задачи

1. Совершенствовать качество звучания голоса - тембра, чистого интонирования, подвижной четкой дикции;

2. формировать естественное звучание голоса;

3. развивать речевое и певческое дыхание.

Развивающие игры с голосом

«Кража» А.Шибаев.

«Лес ночной» С.Пшеничных

«Что ревешь самолет?» Н.Орлова

Январь-Февраль

Задачи

1. Учить чувствовать и слушать свой голос, играть с ним;

2.  расширять диапазон речевого и певческого голоса;

3.  развивать интонационный слух.

Развивающие игры с голосом

«Те, кого охватывает страх»

«Ослик» С.Коротаева

«Где собаки рычали»

«Самолет»

«Вьюга»

Март - Апрель-Май

Задачи

1. Обучить певческим навыкам - ансамбль, строй, певческое дыхание;

2. развитие звуковысотного, ритмического, слуха,  музыкальной памяти;

3. продолжать развивать выразительную дикцию и артикуляцию.

Развивающие игры с голосом

«Успокой куклу»

«Узнай по интонации»

«Медведь и волк»

«Пробуждение» С.Коротаева

«Ракета»

«Наступила весна»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающая игра по правилам дорожного движения для детей старшего дошкольного возраста I часть

Игровое пособие предназначено для детей старшего дошкольного возраста от 5-7 лет выполнено в использованием ИКТЦель:• обобщить знания детей о  правилах дорожного движения;•довести до сознани...

Развивающая игра как средство развития познавательных процессов детей старшего дошкольного возраста.

Развивающая игра как средство развития познавательных процессовдетей старшего дошкольного возраста....

Развивающие игры с голосом на развитие певческих навыков в процессе регламентированной образовательной деятельности над развитием певческих навыков.

В этом матереале описаны  игры на разитие певческого дыхания и звукообразования, ритмо-интанационные упражнения, игры звукаподражания и пальчиковые игры....

Конспект развивающей игры по экономическому воспитанию (потребности человека) детей старшего дошкольного возраста на тему: "В мир приключений на воздушном шаре"

Конспект поможет воспитателям в форме развивающей игры актуализировать знания детей 6-7 лет об основных жизненных потребностях человека, повысить речевую активность, находить нестандартные решени...

Конспект развивающей игры В. В. Воскобовича «Геоконт» для детей старшего дошкольного возраста

Цели:• развивать сенсорные способности (цвет, форма, величина,совершенствовать интеллект (внимание, память, мышление, воображение, речь,• тренировать мелкую моторику кисти и пальцев,• с...

Картотека игр для развития голоса и дикции с детьми старшего дошкольного возраста

Картотека игр для развития голоса и дикции с детьми старшего дошкольного возраста...

отчет по самообразованию по теме: "Использование развивающей игры на занятиях по математике с детьми старшего дошкольного возраста».

отчет по самообразованию по теме: "Использование развивающей игры на занятиях по математике с детьми старшего дошкольного возраста»....