Индивидуальный план работы по самообразованию на тему: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством объёмной аппликации».
методическая разработка (подготовительная группа)
Индивидуальный план работы по самообразованию на тему: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством объёмной аппликации» с описанием цели, задач, актуальностью и перспективным планированием.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualnyy_plan_raboty.docx | 193.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальный план работы
по самообразованию
воспитателя подготовительной к школе группе
ГКДОУ КО «Здравушка»
Пухтиновой С. В.
Тема: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством объёмной
аппликации».
«Творчество – это не удел только гениев,
создавших великие художественные произведения.
Творчество существует везде,
где человек воображает,
комбинирует, создает что-либо новое».
Л.С.Выготский
Введение.
Актуальность: «Обучение только тогда хорошо, когда оно идет впереди развития» говорил Л. И. Выготский.
В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания, является гуманистическая направленность образования. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Все дети талантливы, развитие творческих способностей возможно в любом возрасте, но самым наилучшим является – детство.
В дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка происходит эмоционально-практическим путём. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребёнок стремиться к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, а способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребёнка и отвечает его природе, тем успешнее идёт его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления.
Стремление к творчеству – замечательная черта человека, присущая ему с древнейших времён. Даже первобытные люди украшали культовые и бытовые предметы. Одно из величайших открытий – изобретение бумаги – произошло в Китае. О видах рукодельных техник с использование бумаги можно говорить бесконечно, потому как фантазия человеческая безгранична. Чего только не делаем мы с этим благодарным материалом – и режем, и клеем, и мнём, и жжём, и рвём, и сворачиваем, и закручиваем, и размачиваем. А всё это для того, чтобы превратить плоский бумажный лист в чудо расчудесное, которым можно и глаз порадовать, и в дело применить.
Бумага один из простых, доступных материалов. Дети легко работают с бумагой, поскольку она легко поддается обработке. Если ребенку предложить разные сорта бумаги, он получит представление о том, что бумага бывает мягкой, жесткой, различной толщины и плотности, - значит с ней можно по – разному работать. Работа с бумагой требует сосредоточенности, внимания, аккуратности и сообразительности, учит наблюдать, сравнивать, анализировать, находить связь с реальными предметами, т. е. использование нетрадиционной техники работы с бумагой – объёмную аппликацию будет способствовать развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Цель: создание условий для развития творческих способностей старших дошкольников посредством объёмной аппликации.
Задачи:
- Проанализировать исследования по проблеме творческих способностей в отечественной психологии
- Познакомить детей с нетрадиционной техникой аппликации – объёмная аппликация и её видами.
- Учить детей грамотно отбирать содержание аппликацию
- Поддерживать желание передавать характерные признаки объектов и явлений на основе представлений, полученных из наблюдений или в результате рассматривания репродукций, фотографий, иллюстраций.
- Создать условия для экспериментирования с различными художественными материалами, инструментами, изобразительными техниками.
- Развивать психические процессы: внимание, память, мышление, а также воображение, творческие способности, восприятие, пространственную ориентацию, сенсомоторную координацию и цветовосприятие детей.
- Формировать симметричное вырезание из сложенной бумаги для изображения симметричных или парных предметов, силуэтное вырезание по нарисованному или воображаемому контуру.
- Вызывать интерес к созданию сюжета аппликативными средствами.
- Воспитывать эстетические чувства и отношения к созданному.
- Воспитание самостоятельности, произвольности поведения, умение реализовывать впечатления, знания, эмоциональное состояние в творчестве.
Направление самообразования: методическое.
Источники самообразования: методическая литература, журналы, интернет-ресурсы.
Форма самообразования: индивидуальная.
Срок реализации программы самообразования: 2019 – 2020г.г.
Представление материала: консультация на педагогическом совете, мастер-класс для педагогов, открытая НОД.
Основные этапы работы по теме самообразования.
№ п/п | Этапы | Сроки | Содержание работы |
1. | Диагностический | В течение года Сентябрь Май | 1. Изучение образовательных технологий (выбор одной или нескольких технологий для получения прогнозируемых результатов). 4. Пополнение методической копилки. 5.Проведение мониторинга по аппликации. |
2. | Прогностический | В течение года | 1.Определение целей и задач темы. |
3. | Практический | В течение года | 1.Внедрение опыта работы. |
4. | Обобщающий | Ноябрь Февраль Май | 1. Распространение опыта своей работы: - Консультация: «Влияние нетрадиционных техник аппликации на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»; - Мастер-класс для педагогов: «Нетрадиционные методики объёмной аппликации в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»; - Открытая НОД: по художественно-эстетическому развитию (объёмная аппликация). 2. Отчёт по теме самообразования на итоговом педсовете. |
Предполагаемый результат:
- Развивается творческий потенциал детей.
- Дети получают радость от сотворчества .
- Дети осваивают нетрадиционную технику в изобразительной деятельности;
- Разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; художественный вкус, творческие способности и фантазию.
- Формируется устойчивый интерес у детей к изотворчеству на занятиях и в самостоятельной деятельности;
- У родителей проявляется повышенный интерес к творчеству детей.
Перспективный план на 2019 – 2020 учебный год
по самообразованию на тему
«Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством объёмной
аппликации».
Месяц | НОД Задачи | Предварительная работа | Работа с родителями | ||
Сентябрь | Мониторинг | ||||
Октябрь | «Огурцы и помидоры с нашего стола». Задачи: 1. Учить детей создавать объёмные композиции. 2. Закреплять умения вырезать овалы из бумаги, сложенной пополам, с закруглением углов. Формировать умение склеивать фигуры отдельными частями для создания объёма. 3. Воспитание аккуратности и глазомера. | Рассматривание иллюстраций и картинок овощей. Д/и «Волшебный мешочек», «Съедобное – несъедобное». Загадывание и отгадывание загадок. | Рекомендации родителям закрепить с детьми технику вырезания овала и названия овощей. | ||
Ноябрь | НОД: «Мой любимый котёнок». Задачи: 1.Учить детей отрывать небольшие кусочки салфетки и скатывать из них шарики. 2. Развивать умение выкладывать бумажные шарики плотно друг к другу, заполняя объект, не заходя за контур. Формировать мелкую моторику рук и глазомер 3. Воспитывать любовь к животным. | Беседы о домашних животных. Д/и «Домашние животные». П/и «Кот и мыши». Составление описательных загадок с целью уточнения представлений о внешнем виде животного. | Конкурс рассказов детей, подготовленных совместно с родителями на тему: «Эти забавные животные». | ||
Ноябрь | НОД: «Улица нашего города». Задачи: 1. Учить детей совершенствовать аппликативную технику, используя нетрадиционный вид аппликации – рваная мозаика в сочетании с пластилинографией. 2. Развивать творческое воображение. 3. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира. | Беседы: о родном крае, городе и улицах. О разных видах транспорта; о профессиях. Д/и «Красивые дома», «Улица», «Правила дорожного движения». | Оформление информации для родителей «Мой город,, моя страна». Беседа «Дорога не место для игр». | ||
Декабрь | НОД: «Ёлочки- красавицы». Задачи: 1. Учить детей создавать объёмные композиции с использованием модульной аппликации (мозаики). 2. Развивать умение делать из полоски бумаги, с использованием ножниц, конфетти. Формировать умение склеивать фигуры отдельными частями для создания объёма. 3. Воспитание аккуратности и соблюдения техники безопасности. | Рассматривание ёлки и зарисовка с натуры или по представлению. Геометрическая мозаика «Сложи ёлочку». Д/и «Опиши предмет». | Привлечение родителей к новогоднему празднику и заучивание с детьми стихов. | ||
Январь | НОД: «Полярные медведи». Задачи: 1. Учить детей вырезать по контуру детали композиции, активизируя технику силуэтной аппликации. 2. Развивать чувство формы и пропорций. 3. Воспитывать эстетическое отношение к природе. | Беседа о полярных обитателях. Знакомство с их внешним видом. Просмотр телевизионных журналов о полярных обитателях. Д/и «Дикие животные». | Рекомендовать родителям посетить с детьми зоопарк. | ||
Февраль | НОД: «Подарок для папы». Задачи: 1. Учить детей создавать из бумаги открытку с кораблём, самостоятельно комбинируя освоенные приёмы силуэтной и рельефной аппликации. 2. Развивать композиционные умения. Формировать мелкую моторику рук и глазомер 3. Вызвать интерес к подготовке подарка. | Беседы о празднике защитников Отечества, о профессиях пап и дедушек. Чтение стихотворений и рассказов данной тематики. П/и «»Меткий стрелок», «Разведчики». С/р игры: «Пожарные», «Моряки» и т.д. | Оформление уголка для родителей на тему: «День защитника Отечества». | ||
Март | НОД: «Цветок для милой мамочки». Задачи: 1. Учить детей создавать объёмные композиции. 2. Закреплять умения вырезать овалы из бумаги, сложенной пополам, с закруглением углов. Формировать умение склеивать фигуры отдельными частями для создания объёма. 3. Воспитывать желание порадовать мам и поздравит их с праздником. | Беседы о празднике 8 марта. Чтение рассказа Н. Носова «Самая красивая». С/р игра «Семья». Рассказы детей по темам: «Мои близкие», «Как я помогаю маме». | Оформление уголка для родителей на тему: «Международный женский день – 8 марта». | ||
Апрель | НОД: «Перелётные птицы». Задачи: 1. Совершенствовать умения детей создавать композицию из отдельных деталей. 2. Закреплять приемы наклеивания деталей из пластилина на фон аппликации, используя метод пластилинографии. 4. Развивать художественный вкус и фантазию при создании композиции, творческие способности детей 5. Воспитывать любовь к родной природе. | Беседа на тему «Перелётные птицы», загадывание загадок, наблюдения на прогулках за изменениями в природе весной, за птицами, рассматривание картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели». Чтение произведений о природе «Чей нос лучше? », «Синичкин календарь; игры: «Вороны – воробьи», «Птичка на дереве», «Собери картинку», | Рекомендовать родителям Побывать в лесу, послушать пение птиц и понаблюдать за прилётом птиц. | ||
Май | НОД: «День победы». Задачи: 1. Познакомить детей с новым видом аппликации – торцеванию. 2. Развивать умение располагать элементы рядом дуг с другом, не выходя за контур. Формировать композиционные умения. 3. Воспитывать уважение к героям Великой Отечественной войны и ветеранам. | Беседы о празднике 9 мая- День победы, о разных родов войск и их значении для защиты нашей страны. Чтение стихотворений и рассказов данной тематики. П/и «»Меткий стрелок», «Разведчики». Возложение цветов к памятной доске возле 26 школы героям Вов | Рекомендовать родителям сходить вместе с детьми к вечному огню, возложить цветы и почтить память наших воинов. | ||
Мониторинг |
Используемая литература:
1.Изучение нормативно-правовой документации. Закон «Об образовании», СанПин 2.4.1.3049-13, ФГОС (вступивший в силу 01.01.2014г.), приказы, письма разного уровня.
2. Изучение УМК общеобразовательной программы «От рождения до школы» / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
3. Изучение новинок методической литературы, статей из журналов «Старший воспитатель», «Управление», «Дошкольное воспитание», «Дошкольная педагогика», «Обруч», «Воспитатель ДОУ», «Ребенок в детском саду», «Детский сад от А до Я».
4. Петрова И.М. Объёмная аппликация - С-П.: Детство-пресс 2002г.
5. Дубровская Н.В. Аппликация из гофрированной бумаги -С-П.: Детство-
ПРЕСС 2009г.
6. Садилова Л.А. Поделки из мятой бумаги-М.:2008
7. Черныш И. Удивительная бумага. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2000. - 160с., ил.
8. Давыдова Г.Н. Бумагопластика. Цветочные мотивы. МОСКВА 2007. УДК
9. Румянцева Е.А. Аппликации. Издательство: Айрис-Пресс Год издания : 2014.
10. Евсеев Г.А Бумажный мир. - М.: АРТ, 2006.- 107с., ил.
11. Аппликация в детском саду и дома. 6-7 лет./Под ред. С.Вохринцева. - Изд. Страна фантазий, 2003.
12.Богатеева З.А. Занятия аппликаций в детском саду. - М.: Просвещение, 1988.
13. Венгер Н.Ю. Путь к развитию творчества. - Дошкольное воспитание .- 1982 № 11.
14.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1991. - 356 с.
15.Нетрадиционные техники и материалы, планирование, конспекты занятий. / Под
ред. Р. Г. Казаковой. –М. : ТЦ Сфера, 2005. (серия «Вместе с детьми») .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы на тему "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных материалов в процессе ручного труда"
Опыт разработан и посвящен решению проблемы, направленной на изучение вопроса художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности, как на специальных за...
ВЫСТУПЛЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ НА ТЕМУ: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к истокам мордовской культуры».
ВЫСТУПЛЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ НА ТЕМУ: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к истокам мордовской культуры»....
План по самообразованию педагога Тема: «Развитие творческих способностей детей среднего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования»
Цель: Повышение своего теоретического уровня профессионального мастерства и компетентности по вопросу развития у детей дошкольного возраста художественного творчества и активизации творческого потенци...
Самообразование на тему:"Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования"
План по самообразованию...
План по самообразованию педагога Тема: «Развитие творческих способностей детей среднего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования»
Самообразование...
План по самообразованию педагога Тема: «Развитие творческих способностей детей среднего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования»
План по самообразованию педагогаТема: «Развитие творческих способностей детей среднего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования»Цель: Повышение своего теоретическог...
План работы по самообразованию по теме: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности»
Данный материал представляет план работы по самообразованию на целый год , рассчитан для детей 5-7 лет, затрагивает развитие творческих способностей детей в рисовании, лепке, аппликации....