Статья. Развитие певческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
статья (старшая группа)

Краснова Елизавета Сергеевна

Развитие певческих способностей детей старшего

дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pevcheskie.docx22.04 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие певческих способностей детей старшего

дошкольного возраста.

Педагоги, музыканты пришли к мнению о том, что задатки к музыкальной деятельности имеются у каждого. Именно они составляют основу музыкальных способностей. Считается доказанным, что если для музыкального развития ребенка с самого рождения созданы необходимые условия, то это дает более значительный эффект в формировании его музыкальности  - природа  щедро  наградила человека. Она дала ему все для того, чтобы видеть, ощущать, чувствовать окружающий мир.

Н.Г. Чернышевский относил пение к «высшему, совершеннейшему искусству» и подчёркивал: «Пение первоначально и существенно подобно разговору». Исполнение песни, воздействуя на слушателя влиянием музыки и слова, позволяет не только выразить свои чувства, но и вызвать у других эмоциональный отклик, сочувствие, понимание. В этом его особая доступность для восприятия детьми. Выразительные интонации человеческого голоса, сопровождаемые соответствующей мимикой, привлекают внимание самых маленьких. Уже в раннем возрасте дети реагируют на песню, ещё не понимая до конца её содержания. По мере развития мышления, речи, накопления новых представлений усложняются и переживания ребёнка, возрастает интерес как к самой песне, так и к её воспроизведению.

Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности. Благодаря словесному тексту, песня доступнее детям по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр. Пение в хоре объединяет детей, создает условия для их музыкального эмоционального общения. Выразительное исполнение песен помогает наиболее ярко и углубленно переживать их содержание, вызывает эстетическое отношение к окружающей действительности. В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Кроме того, дети получают различные сведения о музыке. В пении реализуются музыкальные потребности ребенка, т.к. знакомые и любимые песни он может исполнять по своему желанию в любое время.

Ветлугина Н.А. считает, что ''пение относится к числу тех видов музыкальной деятельности, в процессе которой успешно развивается эстетическое отношение к жизни, к музыке, обогащаются переживания ребенка, активно формируются музыкально–сенсорные и, особенно, музыкально–слуховые представления звуковысотных отношений''.

Пение тесно связано с общим развитием ребенка и формированием его личностных качеств. В процессе пения активизируются умственные способности детей. Восприятие музыки требует внимания, наблюдательности. Ребенок, слушая музыку, сравнивает звуки ее мелодии, аккомпанемента, постигает их выразительное значение, разбирается в структуре песни, сравнивает музыку с текстом.

Очевидно воздействие пения на физическое развитие детей. Пение влияет на общее состояние организма ребенка, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания.

Проблема постановки певческого голоса ребенка–дошкольника – одна из наиболее сложных и наименее разработанных в музыкальной педагогической теории и практике. В то же время это одна из самых важных проблем практики музыкального воспитания дошкольников.

Ее важность определяется сензитивностью этого возраста в отношении становления певческих навыков, связью со здоровьем ребенка, значением вокализации для развития музыкального слуха, влиянием певческой деятельности на формирование у ребенка системы музыкальности в целом.

Всё это в полной мере относится и к дошкольникам, которым также свойственна потребность выражать свои настроения в пении.

Песня- яркая, образная форма углублённого представления об окружающей действительности. Исполнение песни вызывает у ребёнка положительное отношение ко всему прекрасному, доброму м порой убеждает его сильнее, чем полученная другим путём информация.

Процесс обучения пению требует от ребёнка большой активности и умственного напряжения. Он учится сравнивать своё пение с пением других, прислушиваться к исполняемой мелодии на фортепиано, сопоставлять различный характер музыкальных фраз, предложений, оценивать качество исполнения.

Пение - сложный процесс звукообразования, в котором очень важна координация слуха и голоса, т.е. взаимодействие певческой интонации (нефальшивое звучание) и слухового, мышечного ощущения. Отмечая, что человек не просто переживает, вспоминая музыкальное звучание, но всегда поет эти звуки "про себя", с мышечным напряжением, русский физиолог И.М. Сеченов подчеркивает также инстинктивную звукоподражательность, свойственную ребенку: "Выясненный в сознании звук или ряд звуков служит для ребенка меркой, к которой он подлаживает свои собственные звуки и как будто не успокаивается до тех пор, пока мерка и ее подобие не станут тождественны".

Дети подражают речевой и певческой интонации взрослых людей, пытаются воспроизвести звуки, издаваемые домашними животными, птицами. При этом слух контролирует правильность звукоподражания.

Пение как вид деятельности в детском саду ставит следующие задачи:

-формировать у детей певческие умения и навыки (правильное звукообразование и интонирование, дикция, правильная организация дыхания), способствующие выразительному исполнению песен как с помощью взрослого, так и самостоятельно, с аккомпанементом и без него;

-развивать музыкально-сенсорные способности, умение слышать и контролировать себя в сольном и хоровом пении.

В работе с детьми в обучении пению важно использовать упражнения на развитие музыкального слуха и голоса. Систематическое использование песен – упражнений помогает сформировать устойчивые певческие навыки, которые будут закрепляться, совершенствоваться при разучивании песенного материала.

Слух совершенствуется, если обучение поставлено правильно.     В старшем дошкольном возрасте дети знакомятся с некоторыми первоначальными звуковысотными и ритмическими понятиями, которые складываются в ходе постоянных упражнений, развивающих мелодический слух, определяют движение мелодии вверх-вниз, сравнивают звуки различной высоты, длительности, поют интервалы, попевки. Слух ребенка все время контролирует правильность звучания.

Координация слуха и голоса - важнейшее условие развития певческих способностей детей. В старшем дошкольном возрасте дети знакомятся с некоторыми первоначальными звуковысотными и ритмическими понятиями, которые складываются в ходе постоянных упражнений, развивающих мелодический слух, определяют движение мелодии вверх-вниз, сравнивают звуки различной высоты, длительности, поют интервалы, попевки. Слух ребёнка всё время контролирует правильность звучания.

Исследования взаимосвязи слуха и голоса ведутся многими учёными. Доктор Е. И. Алмазов, изучающий природу детского голоса, подчёркивает особое значение развитого слуха для правильной вокальной интонации. Анализируя несовершенное качество детского пения, он называет причины (дефекты слуха, больное горло, отсутствие связи между слухом и голосом) и говорит о необходимости своевременных врачебных осмотров и лечения этих заболеваний.

Пение благотворно влияет на детский организм, помогает развитию речи, углублению дыхания, укреплению голосового аппарата.

В процессе обучения пению особенно активно развиваются основные музыкальные способности ребёнка: эмоциональная отзывчивость, музыкальный слух, чувство ритма.

Художественно-педагогическое значение пения состоит в том, чтобы помочь детям правильно понять содержание музыкальных образов, овладеть необходимыми навыками, проявить свои чувства в непринуждённом, естественном пении. Например, исполняя колыбельную, подчеркнуть заботливость, ласку, нежность, показать, что песня успокаивает, помогает уснуть, поэтому исполнять её надо тихо, напевно, в медленном темпе, равномерном ритме, постепенно затихая. В марше нужны жизнерадостность, устремлённость, бодрость. Его следует петь звонко, отчётливо произнося слова, подчёркивая ритм в умеренно быстром темпе. Ребёнку понятен смысл этих требований, их назначение.

От правильной постановки обучения пению на занятиях во многом зависит вся последующая певческая деятельность ребёнка- в быту, на праздниках, развлечениях, возникшая по его инициативе или по предложению взрослых в детском саду и семье.

Чтобы успешно решить поставленные перед педагогом задачи, необходимо обучить детей навыкам и умениям, которые включают в себя певческую установку, вокальные и хоровые навыки.

Певческая установка- это правильная поза. Во время пения дети должны сидеть прямо, не поднимая плеч, не горбясь, слегка опёршись на спинку стула, который должен соответствовать  росту ребёнка. Руки положить на колени.

Вокальные навыки - это взаимодействие звукообразования, дыхания и дикции. Вдох должен быть быстрым, глубоким и бесшумным, а выдох медленным. Слова произносятся чётко, ясно. При этом важно следить за правильным положением языка, губ, свободными движениями нижней челюсти.

Хоровые навыки- это взаимодействие ансамбля и строя. Ансамбль в переводе с французского означает «слитность», т.е. правильное соотношение силы и высоты хорового звучания, выработка унисона и тембра. Строй- это точное, чистое певческое интонирование.

Вокально-хоровые навыки усваиваются в процессе разучивания песен. Навыки усложняются и видоизменяются по мере разучивания всё более сложных произведений.

Следует отметить ещё одну важную особенность хорового пения- его массовость и доступность. Этому виду музыкального искусства обучают в яслях, детском саду, в школе, в многочисленных кружках. Студиях, хорах и ансамблях. Композитор Д. Б, Кабалевский образно назвал песню, марш и танец «тремя китами», на которых строится музыкальная культура.

Исполнение песни, воздействуя на слушателя слиянием музыки и слова, позволяет не только выразить свои чувства, но и вызвать у других эмоциональный отклик, сочувствие, понимание. В этом его особая доступность для восприятия детьми. Выразительные интонации человеческого голоса, сопровождаемые соответствующей мимикой, привлекают внимание самых маленьких. Уже в раннем возрасте дети реагируют на песню, еще не понимая до конца ее содержания. По мере развития мышления, речи, накопления новых представлений усложняются и переживания ребенка и возрастает интерес как к самой песне, так и к ее воспроизведению.

Все это в полной мере относится и к дошкольникам, которым также свойственна потребность выражать свои настроения в пении. Часто можно наблюдать, как мальчик, шагая по комнате, напевает маршевую мелодию, девочка, играя с куклой, убаюкивает ее колыбельной песней. Голос ребенка - естественный инструмент, которым он обладает с ранних лет. Вот почему пение все время присутствует в жизни ребенка, заполняет его досуг, помогает организовывать творческие, сюжетные игры.

При соблюдении гигиенических условий, т.е. при проведении занятий в проветренном помещении, на чистом воздухе в сухую теплую погоду, пение способствует развитию и укреплению легких и всего голосового аппарата. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики.    Ребенок идет к освоению смысла своих действий через чувства. Ведь только в состоянии повышенного интереса, эмоционального подъема ребенок способен сосредотачивать свое внимание на музыкальном произведении, объекте, запоминать событие со всеми деталями и нюансами.

Желание вновь пережить определенное состояние может служить для него мотивом деятельности, стимулом проявления активности. Под влиянием эмоций качественно по-иному проявляются и внимание, и мышление, и речь.

Возможность развития певческих способностей у  детей дошкольного возраста отмечают композиторы Б. Астафьев, Д. Кабалевский, психолог       Б. Теплов, музыканты-педагоги Л. Баренбойм, Н. Ветлугина, К. Головская, А Ходькова. Известно, что по собственной инициативе даже маленькие дети могут варьировать какие-либо мелодические обороты из нескольких звуков и, выбрав один, понравившийся, долго его напевают. Эти маленькие импровизации представляют эстетическую ценность и, главное, помогают ребёнку удовлетворить потребность в музыке, выразить свои переживания. Если руководить творческим процессом, то дети получают более активное музыкальное развитие: произвольно пользуются певческими интонациями, быстрее усваивают мелодии песен, у них формируется слуховой контроль на своём исполнении и т.д.

Программа по пению в дошкольном образовательном учреждении предусматривает развитие творческих импровизаций, попевок. Детям предлагается ряд постепенно усложняющихся заданий. В начале это самостоятельно придуманные певческие интонации, затем более развёрнутые музыкальные вопросы и ответы и, наконец, импровизация на заданный текст. Творческие задания при обучении пению занимают на занятиях мало времени, но требуют систематических упражнений.

В годы дошкольного детства голосовой аппарат ещё не сформирован (связки тонкие, нёбо малоподвижное, дыхание слабое, поверхностное) и укрепляется вместе с общим развитием организма и созреванием так называемой вокальной мышцы.

Певческое звучание, ввиду неполного смыкания голосовых связок и колебания только их краев, характеризуется лёгкостью, недостаточной звонкостью  и требует к себе бережного отношения.

Охрана детского голоса предусматривает правильно поставленное обучение пению. Этому во многом содействует продуманный подбор музыкального материала - репертуар, соответствующий певческим возрастным возможностям детей. Поэтому музыкальный руководитель и воспитатель должны не только знать репертуар детских песен, владеть методикой пения, но и беречь голос детей, следить за тем, чтобы дети пели естественным голосом, не форсируя звука, не говорили слишком громко. Сам педагог также не должен громко говорить. Заботясь о создании спокойной обстановки, об уменьшении шума в группе, воспитатель тем самым оберегает детский голос. Наряду с этим важно создать благоприятную "звуковую атмосферу", способствующую охране голоса и слуха ребенка. Необходимо постоянно следить, чтобы дети пели и разговаривали без напряжения, не подражая излишне громкому пению взрослых, разъяснять родителям вредность крикливого пения и разговора у детей, не разрешать им петь на улице в холодную и сырую погоду. Для закрепления певческих навыков нужно, чтобы песня звучала не только в стенах детского сада, но и в семье.

Таким образом, в процессе обучения пени:

- реализуются задачи ознакомления с разнообразными песнями, обогащающими духовный мир ребёнка, побуждающими у добрым чувствам, к эстетическим переживаниям, к становлению интересов и первых проявлений музыкального вкуса;

- усваиваются вокально-хоровые навыки, которые последовательно усложняются от группы к группе и связаны с усложнением песен;

- постепенно совершенствуется мелодический слух, что создаёт основу для дальнейшего обучения пению по нотам;

- обучение приобретает осознанный, активный характер; детей знакомят с элементами музыкальной грамоты, сообщают некоторые сведения о музыкальных терминах, о характере исполнения ( напевно, подвижно, отрывисто, не спеша, быстро), о форме произведения ( запев, припев, вступление, фраза);

- развиваются творческие наклонности, обогащающие личность в целом;

- применяются знакомые песни, разученные на музыкальных занятиях, праздниках, развлечениях, самостоятельной деятельности, ритмических движениях, игре на детских музыкальных инструментах, а также на занятиях художественным чтением, физкультурными движениями, рисованием, на прогулке, в играх.

В процессе обучения пению следует развивать предпосылки к некоторым творческим проявлениям. «Придумай и спой куколке колыбельную (плясовую)»,- говорит педагог, держа в руках игрушку. Ребёнок импровизирует незатейливую мелодию.

Разучивание песен требует последовательности в обучении на занятиях: предварительный музыкальный анализ произведения, определение программных навыков, уточнение методов и приёмов.

В конце года необходимо проверить усвоение певческих навыков, развитие голоса и слуха, качество исполнения песен, чтобы выяснить:

- может ли каждый ребёнок петь знакомые песни с фортепианным сопровождением. При этом используются такие приёмы: каждому ребёнку предлагается по своему желанию спеть один куплет знакомой песни, вспомнить, какие ещё песни выучены;

- каково качество коллективного (хорового) звучания: умеют ли дети петь достаточно чисто (не фальшиво), слаженно по темпу в сопровождении инструмента, но без пения взрослого. Дети начинают петь после музыкального вступления, педагог внимательно слушает и по окончании отмечает недостатки. Песня исполняется второй раз- педагог наблюдает, как ребята стараются исправить ошибки;

- могут ли дети определить звуки различной высоты: октаву, септиму, сексту. Приёмы: детям предлагают узнать, кто поёт сначала: «мама-птица» (низкие звуки на одной ноте) или «птенчики» (высокие звуки на одной ноте).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие певческих способностей детей дошкольного возраста

   Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса. При обучении пению всегда иду от простого к более сложному, постепенно ...

Статья "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности"

Сегодня наше общество нуждается в нестандартных, разносторонне развитых личностях. Нужны не только знающие, но и способные к творческой деятельности люди....

Статья "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста"

Творчество важно не столько в детстве, сколько во взрослой жизни. Но чтобы творчество было во взрослой жизни, его развитие должно осуществляться в детстве. Сегодня можно привести огромное количество п...

статья: Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями

развитие творческих  способностей детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями...

Презентация "Развитие певческих способностей детей дошкольного возраста"

«Певческую деятельность можно определить как одну из важнейших форм проявления активного отношения детей к песням и пению в процессе различных жизненных ситуаций» (А.Катинене)....

Самообразование "РАЗВИТИЕ ПЕВЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Самообразование "РАЗВИТИЕ ПЕВЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"...

Индивидуальный план самообразования музыкальног руководителя Каурцевой Н. Н. на 2021- 2026 учебный год «Развитие певческих способностей детей дошкольного возраста посредством применения современных и традиционных технологий»

Пояснительная запискаСовременное образование ставит перед педагогом дошкольного образования ряд задач: способный свободно и активно мыслить, моделировать воспитательно–образовательный процесс, с...