План по самообразованию на тему «Развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность»
учебно-методический материал (старшая группа)
Представлен план по самообразованию для воспитателей ДОУ на тему "Развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.35 КБ |
Предварительный просмотр:
План самообразования
«Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
Пояснительная записка
Дошкольный возраст – относительно недолгий период в жизни человека, но, бесспорно, самый важный и насыщенный с точки зрения познания и приобретения знаний об окружающем мире. Дети получают и обогащают свой интеллектуальный и чувственный опыт, начиная с самого рождения. Родители, а впоследствии и педагоги помогают ребёнку в познании мира.
В дошкольном учреждении одной из главных задач является формирование и развитие математических способностей детей. Математическое развитие оказывает большое влияние на умственную деятельность детей, благоприятно воздействует на развитие интеллекта. Это объясняется тем, что в результате занятий математикой у ребёнка не только накапливаются знания, но и вырабатывается определенный стиль мышления. В математике заложены большие возможности для развития мышления детей, начиная с самого раннего возраста. Трудно бывает нагнать упущенные возможности в формировании математических представлений, если упущен сензитивный период. Психологи установили, что основные логические структуры мышления формируются примерно в возрасте от 3 до 7 лет. Если формирование данных структур происходит позже, то зачастую можно столкнуться с трудностями в изучении математики, часто процесс познания этой науки остаётся незавершённым.
Формирование элементарных математических представлений заключается не только в том, чтобы научить ребёнка считать, различать формы и размеры предметов, но и позволяет получить такие жизненно необходимые знания. Эффективное применение математических игр позволяет привести ребёнка к успешному освоению такой интересной науки – математики.
Таким образом, математика по праву занимает почётное место в системе дошкольного образования, а обучение математике в игровой форме позволяет повысить уровень знаний детей, и, что немаловажно, привить интерес к занятиям математикой.
Тема: «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность».
Цель: изучить материал по формированию математических представлений в игровой форме, внедрить его в работу.
Задачи:
- Повысить собственный уровень знаний путем самообразования;
- Разработать перспективный план работы с детьми;
- Подготовить диагностику на начало и конец учебного года;
- Оформить в группе уголок «Математический»;
- Выставка работ. Тема: «Лучшая математическая игра своими руками»;
- Оформление сборника консультаций для родителей. Тема: «Веселая математика»;
Дата начало работы над темой: сентябрь 2021 год.
Дата окончания работы: май 2023 год.
Планируемые результаты:
- У детей повысится уровень математических знаний;
- Дети дополнят первичные математические знания новыми в интересной игровой форме.
Мною были использованы следующие средства:
- Совместная деятельность воспитателя с детьми;
- Самостоятельная деятельность детей.
Формы работы:
- Совместная деятельность воспитателя с детьми;
- Индивидуальная работа с детьми;
- Свободная самостоятельная деятельность детей;
- Работа с родителями.
Этапы работы:
I. – организационный (сентябрь 2021):
Изучение научной и учебно-методической литературы.
II. – основной (октябрь 2021 – апрель 2022)
1.Организация работы с детьми через реализацию перспективного плана работы.
2. Оформление выставки совместных рисунков детей и родителей «Рисуем цифры».
3. Создание игр-головоломок.
4. Создание консультаций для родителей.
III. – заключительный (май 2023)
Итоговая презентация для родителей по теме «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность» - «Мы играем в математику».
Пополнение РППС:
- Создание консультации для родителей «Занимательная математика дома в повседневной жизни»;
- Пополнение центра математики
- Создание консультации для родителей «Роль дидактических игр в воспитании детей дошкольного возраста»;
- Создание игр-головоломок;
- Пополнение картотеки с математическими сказками.
Изучение методической литературы по теме:
- Программа «От рождения до школы» - Под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
- Помораева И.А. «Занятия по формированию элементарных математических представлений». – Москва, Мозаика-Синтез, 2016 г.
- «Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» - А. А. Смоленцева.
- З.А Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников» - Москва,1990г.
- В.Волина «Веселая математика» - Москва,1999г.
- О. Узорова, Е.Нефедова «1000 упражнений для подготовки к школе» - ООО «Издательство Астрель», 2002г.
- Ерофеева Т. И «Математические сказки» для детей 6-7 лет - Просвещение Роэсмен 2008 г.
- Митник А.Я. «Логические игры» для детей 6-7 лет -2014г.
- Н.В.Нищева « Развитие математических представлений у дошкольников с ОНР»
Перспективный план работы по теме самообразования
На 2021- 2022 учебный год
Месяц | Работа с детьми | Работа с родителями | Изучение методической литературы, пополнение РППС |
Сентябрь | Анкетирование «Математика для развития Вашего ребёнка» | Изучение научно-методической литературы Программа «От рождения до школы» - Под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой; обзор информации по исследуемой теме в Интернете | |
Октябрь | Дидактические игры на закрепление «Ориентировки во времени» 1. Д/И «Назови сутки» Д/И «Живая неделя» 2. Чтение математической сказки «Курочка ряба» | Консультация для родителей | Помораева И.А. «Занятия по формированию элементарных математических представлений». – Москва, Мозаика-Синтез, 2016 г. РППС: создание консультации для родителей «Учим математику дома» |
Ноябрь | Дидактические игры на закрепление «Ориентировки в пространстве» 1. Д/И «Линии и точки» Д/И «Сравни и заполни» 2. Чтение математической сказки «Граф Треугольник» | Привлечение родителей к созданию дидактических игр своими руками | Ерофеева Т. И «Математические сказки» для детей 6-7 лет - Просвещение Роэсмен 2008 г. РППС: пополнение центра математики Д/И «Учим цвета с зайчиками», «Разложи по цвету» (карточки + геометрические фигуры) |
Декабрь | Дидактические игры на закрепление «Количество и счет» 1. Д/И «Назови соседей числа» Д/И «Встань на свое место» 2. Чтение математической сказки «Сказка о точке» | Памятка: «Важность игры в жизни ребенка», «Как научить детей определять свойства предметов» | З.А Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников» - Москва,1990г. РППС: пополнение картотеки дидактические игры «Назови соседей числа», «Встань на свое место», «Лабиринты», «Сложи из палочек» |
Январь | «Геометрические формы» 1. Д/И «С одним обручем» Д/И «Сложи из палочек» 2. Чтение математической сказки «Сказка о нуле». | Проведение консультации для родителей на тему «Математика – это интересно» | В.Волина «Веселая математика» - Москва,1999г. РППС: создание консультации для родителей «Математика – это интересно» |
Февраль | «Величина» 1. Д/И «Посадим ёлочки в ряд» Д/И «Сложи из фигур» 2.Чтение математической сказки «Барон Квадрат» | Привлечение родителей к пополнению уголка «Занимательная математика» | О. Узорова, Е.Нефедова «1000 упражнений для подготовки к школе» - ООО «Издательство Астрель», 2002г. РППС: пополнение картотеки с математическими сказками |
Март | «Цвет и форма» 1. Д/И «Цвет и форма» Д/И «Логические таблицы» 2. Чтение математической сказки «Про козленка, который умел считать до 10» | Выставка совместных рисунков детей и родителей «Рисуем цифры» | .К. Жикалкина «Игровые и занимательные задания по математике» - Москва, 1989г. РППС: пополнение картотеки Д/И Познавательное развитие «Цвет и форма, «Логические таблицы»» |
Апрель | «Дидактические игры и упражнения на закрепление изученного материала»1. Д/И «Справа как слева» Д/И «Соберём бусы» 2. Игры–головоломки (Колумбово яйцо) 3.Чтение математической сказки «Купец Круг» | Индивидуальные беседы и консультации | Митник А.Я. «Логические игры» для детей 6-7 лет -2014г. РППС: создание игр-головоломок |
Май | «Дидактические игры и упражнения на закрепление изученного материала» 1. Работа с лэпбуком «Математика вокруг нас» 2.Чтение математической сказки «Длинный-короткий» | Презентация-отчет с фотографиями «Мы играем в математику» | Программа «От рождения до школы» - Под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой РППС: Создание лэпбука «Математика вокруг нас» |
Мероприятия с родителями в рамках реализации плана по самообразованию
- Наглядная агитация (стенды, памятки, буклеты, тематические папки с практическим материалом).
- Консультации, беседы, родительские собрания.
- Выставки.
- Сотрудничество в изготовлении дидактического материала, игр и пособий для реализации данного плана.
Перспективный план работы по теме самообразования
На 2022- 2023 учебный год
Месяц | Работа с детьми | Работа с родителями | Изучение методической литературы, пополнение РППС |
Сентябрь | Анкетирование «Формирование элементарных математических представлений ( ФЭМП) у детей». | обзор информации по исследуемой теме в Интернете | |
Октябрь | Дидактические игры на закрепление 1. Д/И «Контурное лото» Д/И «На то похожа цифра» 2. П.И.«Математическая разминка» Задачи: развивать быстроту реакции, мышление; совершенствовать навыки количественного и порядкового счёта. | Памятка для родителей | РППС: создание памятки для родителей «Математические игры с ребенком дома» |
Ноябрь | 1. Д/И «Соедини половинки» Д/И «Математические пазлы» 2. П.И «Живой знак» Задачи : развивать внимание, быстроту реакции, мышления; учить сравнивать множества с помощью знаков.
| Привлечение родителей к созданию дидактических игр своими руками | Ерофеева Т. И «Математические сказки» для детей 6-7 лет - Просвещение Роэсмен 2008 г. РППС: пополнение центра математики Д/И«Соедини половинки» «Математические пазлы»
|
Декабрь | 1. Д/И «Какой знак?» Д/И «Свари компот» 2. П.И. «Найди свое место» Задачи: Упражнять в отбивании мяча о пол, формировать навыки счета. | Консультация: «Скоро в школу» | РППС: пополнение картотеки дидактические игры «Какой знак?» Д/И «Свари компот» |
Январь | 1. Работа с лэпбуком «Время и часы» Д/И «Сложи из палочек» 2. П.И. «Состав числа» Задачи: Упражнять в беге, закреплять знания о составе числа. | Индивидуальные беседы | РППС: Создание лэпбука «Время и часы» |
Февраль | 1. Д/И «Посадим ёлочки в ряд» Д/И «Поездка» 2.Чтение математической сказки «Барон Квадрат» | Привлечение родителей к пополнению уголка «Занимательная математика» | РППС: пополнение картотеки с подвижными математическими играми |
Март | 1. Работа с лэпбуком «Времена года» Д/И «Каких фигур не достает» 2. | Индивидуальные консультации и беседы | РППС: пополнение картотеки с подвижными математическими играми. Создание лэпбука «Времена года» |
Апрель | «Дидактические игры и упражнения на закрепление изученного материала»1. Д/И «Пифагор» 2. Игры–головоломки (Танграм, Колумбово яйцо) 3. Игра «Больше – меньше» Задачи: Развивать умение сравнивать объекты окружающего мира по величине, слухо-моторную координацию движений. | Индивидуальные беседы и консультации | РППС: создание игр-головоломок |
Май | «Дидактические игры и упражнения на закрепление изученного материала» 1. Д/И «Пентамино» 2. Игра «Неделька, соберись» Задачи: упражнять детей в обратном порядковом счёте в пределах 7, умении составлять число 7 из двух меньших чисел, правильно решать арифметические выражения; закреплять знание названий дней недели и их последовательности | Презентация-отчет с фотографиями «Мы играем, математику изучаем» | РППС: Оформление математического центра, ополнение Д/И «Пентамино» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/17/picture-297974-1379399767.jpg)
План по самообразованию на тему:Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность.
Тема самообразования: Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность. Цель: Изучение актуальности использования игровых приёмов при формировании ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/10/picture-930736-1497117461.jpg)
Консультация для воспитателей на тему: "Развитие элементарных математических представлений детей дошкольного возраста через игровую деятельность"
Игры с математическим содержанием развивают логическое мышление, познавательные интересы, творческие способности, речь, воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении ...
Перспективный план по самообразованию "Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность с детьми 6-7 лет".
Эффективное развитие математических способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности.Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует раз...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/10/picture-1362202-1636536639.jpg)
План по самообразованию по теме «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность».
Дошкольный возраст является недолгим по длительности в жизни человека, периодом, однако чрезвычайно важным и насыщенным, в том числе и с точки зрения познания и приобретения знаний о мире. Источником ...
план самообразования «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность"
Дошкольный возраст – относительно недолгий период в жизни человека, но, бесспорно, самый важный и насыщенный с точки зрения познания и приобретения знаний об окружающем мире. Дети получают и обо...
![](/sites/default/files/pictures/2022/08/08/picture-1415942-1659969937.jpg)
План работы по самообразованию на Тему: «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
В дошкольном учреждении одной из главных задач является формирование и развитие математических способностей детей. Математическое развитие оказывает большое влияние на умственную деятельность детей, б...
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/28/picture-1110551-1706456565.png)
Отчёт по самообразованию « Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
Формирование элементарных математических представлений заключается не только в том, чтобы научить ребёнка считать, различать формы и размеры предметов, но и позволяет получить такие жизненно необходим...