Проект «Радуга добра»
проект (подготовительная группа)

Штых Антонина Петровна
В настоящее время большое значение в обществе уделяется добровольческому труду. Институт волонтерства широко распространен во многих странах, и с каждым годом труд добровольцев становится все более значимым в  России.
Волонтёрская деятельность — это широкий круг деятельности, включая разные  формы взаимопомощи. Для волонтера ценны такие качества личности как трудолюбие, доброжелательность к окружающим людям, забота и бережное отношение к природе, отзывчивость и милосердие, сформированная потребность к здоровому образу жизни.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_raduga_dobra.docx13.37 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Радуга добра»

(социальное направление программы воспитания

для детей 6-7 лет)

"Доброта - это то, что может

услышать глухой и увидеть слепой"

Марк Твен

В настоящее время большое значение в обществе уделяется добровольческому труду. Институт волонтерства широко распространен во многих странах, и с каждым годом труд добровольцев становится все более значимым в  России.

Волонтёрская деятельность — это широкий круг деятельности, включая разные  формы взаимопомощи. Для волонтера ценны такие качества личности как трудолюбие, доброжелательность к окружающим людям, забота и бережное отношение к природе, отзывчивость и милосердие, сформированная потребность к здоровому образу жизни.

Актуальность заключается в том, что в дошкольном возрасте закладываются основные личностные качества человека, поэтому он является важным этапом развития и формирования личности ребенка.

Основная идея проекта заключается в организации волонтерского движения в детском саду, как активной формы общения в детской среде, способствующей ранней позитивной социализации ребенка дошкольника.

Проблема состоит в том, что многие родители боятся воспитывать детей добрыми и милосердными, учат их давать сдачи обидчику, не вмешиваться в чужие отношения, и жить по принципу «моя хата скраю». Может быть, поэтому вокруг нас много равнодушных людей, которым «все равно» и они спокойно проходят мимо брошенного котенка, лежащего на земле человека, сломанного дерева. Мы хотим, чтобы наши дети выросли добрыми, отзывчивыми, внимательными людьми, с твердой гражданской позицией неравнодушного гражданина своей страны.

Новизна проекта заключается в том, что организация волонтерского движения предполагается в условиях детского сада и направлена на успешную социализацию дошкольников в процессе волонтерского движения.

         

вид проекта - информационный,   практико-ориентированный, творческий,

тип проекта - групповой, долгосрочный (1год)

участники проекта: администрация детского сада, педагоги, родители, воспитанники подготовительной к школе группы,

Заинтересованные участники и социальные партнеры: образовательные, социальные учреждения села, учреждения здравоохранения, детская библиотека, Краеведческий музей,  Дом-интернат для престарелых и инвалидов,

Основные места реализации:

        Непосредственно сам детский сад,

        Территория  муниципального округа (улицы села, памятники)

Цель проекта: создание условий для позитивной социализации дошкольников через активную деятельность, взаимодействие с окружающим миром посредством волонтерского движения.

Для всех участников проекта определили задачи.

Задачи для детей:

• Образовательные:

-Формировать представление детей о доброте, заботе, внимании к окружающим;

-Расширять представления об окружающей действительности с целью переживания и воплощения образа (моделирование навыков социального поведения в заданных условиях);

-Формировать представление детей о том, кто такой волонтер, что деятельность волонтера – это добровольное участие в благотворительных акциях;

-Формировать у детей активную гражданскую и общественно-значимую позицию;

-Учить детей формам совместной работы;

-Развивать уверенность в себе и своих возможностях;

-Побуждать детей к положительным поступкам и делам;

-Продолжать знакомить с событиями, происходящими в нашей стране.

• Развивающие:

-Развивать самостоятельность, инициативность,  ответственность у дошкольников, навыки общения в разновозрастном коллективе;

-Развивать коммуникативные способности дошкольников, навыки сотрудничества.

Воспитательные:

-Воспитывать нравственные качества (доброту, отзывчивость, взаимопомощь);

-Воспитывать у детей желание совершать добрые дела, развивая позитивное отношение к окружающим людям и миру в целом;

-Воспитывать духовно-нравственную личность с активной жизненной позицией, способность к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми;

-Воспитывать толерантное отношение к другим людям независимо от культурной среды и этнической принадлежности.

Задачи для педагогов:

- Изучить у детей адекватность отклика на эмоции людей; особенности проявления эмоциональной отзывчивости в деятельности и общении;

-Установить партнерские отношения с родителями, привлечь к совместному сотрудничеству;

-Создавать такие ситуации в развитии, при которой происходит передача опыта (игрового, познавательного, социального) в естественной среде от старших к младшим;

- Организовать образовательный процесс в форме совместной деятельности детей, педагогов, родителей;

-Повышать профессиональную компетентность педагогических работников;

- Разработать и реализовать комплекс занятий с детьми по обучению волонтерству;

- Создать методическую базу (планы - конспекты мероприятий, подбор методической литературы по теме).

Задачи  для родителей:

- Расширять представления о волонтерском движении;

-Участвовать вместе с детьми в социально-значимых акциях и добрых делах;

-Помогать ребенку заметить свои сильные стороны и успехи.

 Исходя из сформулированных задач, нами были определены формы и методы работы со всеми участниками проекта. Большинство мероприятий рассчитано на детей, однако родителей мы также  вовлекали в активное взаимодействие.

Основные формы и методы решения задач:

Наглядные: рассматривание картин, иллюстраций, просмотр мультфильмов, презентаций, иллюстраций.

Словесные: пояснение, беседа, рассказ, чтение, художественное слово, приемы поощрения,

Практические: показ способов, продуктивная деятельность по художественно-эстетическому развитию, трудовая деятельность, самообслуживание и др.  

Игровые: игровые ситуации, игры с детьми, сюрпризные моменты.

С родителями: беседы, индивидуальные и групповые консультации.

привлечение к организации и проведению мероприятий и акций в ДОУ

С педагогами: разработка наглядного материала для  детей и родителей, конспектов занятий, подготовка к проведению занятий, мероприятий, акций и др.

Мы сделали предположение, что в ходе реализации данного проекта  Ожидаемый результат для каждой категории будет следующий:

• Дети

 - участие детей в волонтерском движении поможет им освоить основную компетенцию, без которой человек не может жить - коммуникативную компетентность;

- они научатся вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать, понимать и принимать точку зрения собеседника, вести дискуссию;

- у них сформируется негативное отношение к плохим поступкам;

- появится и продолжит закрепляться в личности определенный набор нравственных качеств: заботливое отношение к близким, сверстникам, вещам, природе;

- повысится ответственность, самооценка и уверенность в себе;

- начнет формироваться толерантное отношение к различным людям не зависимо от возраста, социального статуса, национальности и т.д.;

Педагоги

Создание волонтёрской деятельности в детском саду позволит:

-создать в коллективе атмосферу, стимулирующую эффективность воспитания и привлечение семьи к целенаправленному педагогическому процессу дошкольного учреждения;

-организовать самостоятельную деятельность детей;

-разработать диагностический инструментарий, методические рекомендации по использованию волонтерской деятельности для педагогов и родителей и апробировать их в ДОУ;

-расширить представление о волонтерском движении у детей 6-7 лет, педагогов детского сада, родителей воспитанников;

-организовать работу благотворительной и добровольческой направленности через взаимосвязь поколений: дети – взрослые – пожилые люди;

- почувствовать радость и гордость за приобщение к общественно-значимой деятельности воспитанников и их родителей;

Родители:

- повысится интерес  к социально-коммуникативному воспитанию своих детей;

- увеличится количество родителей,  участвующих в мероприятиях и акциях, проводимых в детском саду;

-  внутрисемейные связи станут более крепкими и разносторонними;

Для успешного перехода на следующий этап реализации проекта, педагоги изучили практический опыт организации волонтерства в других дошкольных учреждениях, теоретические аспекты. На этом этапе педагоги просмотрели видео-фильмы о волонтёрском движении, собрали  материал для  реализации проектной деятельности.  

Провели анкетировали родителей и педагогов с целью узнать их отношение к организации добровольческого отряда, готовы ли они сами активно участвовать в движении?

Для выявления уровня знаний детей, имеющихся по данной теме, мы применили "Модель трех вопросов".  Вместе с воспитателем дети отвечали на три основных вопроса: Что мы знаем о добрых поступках? Что хотим узнать? Как узнать?  

 Все ответы воспитатель с детьми зафиксировали наглядно на листе бумаги -  схемами, словами или знаками,  и возле каждой записанной идеи поставили имя ее автора-ребенка. Получился своего рода наглядный план работы над темой, который  вывесили в раздевалке, где его хорошо видят родители.

В этом случае взрослые  продолжали разговор с детьми дома - спрашивали, рассуждали, смотрели нужные фильмы и читали нужные книги.

В зависимости от выбора основных объектов волонтерского движения с  помощью метода "Системная паутинка" мы выделили следующие блоки работы:

  • что мы знаем о добре и взаимопомощи,
  • добрые дела дома,
  • добрые дела в детском саду,
  • добрые дела на территории детского сада,
  • добрые дела за территорией детского сада.

В процессе реализации проекта с воспитанниками были проведены мероприятия:

-Разговор с детьми «Что такое доброта?» - закрепление понятий о добрых поступках и делах помощи другим, знакомство с аспектами волонтерского движения.

-Чтение произведений «Два жадных медвежонка», «Искорки добра», В. А. Сухомлинский – «Скупой», В. Катаев «Цветик – семицветик», В. Митт – «Шарик в окошке», Е. Кошевая – «Мой сын», С. Маршак – «Ежели вы вежливы».

-Игровая ситуация - «Телефонная книга юного волонтера».

-Просмотр мультфильмов «Цветик-семицветик», «Добро пожаловать», «Сказка про доброго носорога», «Чудовище», «Как ослик счастье искал».

-Прослушивание музыки «Дорогою добра», Барбарики «Доброта», песенка кота Леопольда «Ярко солнце светит».

-Чтение В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?».

-Работа детей с раскрасками на тему «Добрые дела» в центре ИЗО деятельности.

-Показ кукольного театра в младших группах «Под грибом».

-Изготовление и раздача информационных буклетов для родителей: «Помогите ребенку стать добрым».

-Подвижные игры: “Эстафета добрых дел”, “Волшебный стул”.

-Беседы на тему: Что такое добро?  Где живѐт доброта?  Что значит добрый человек?  Легко ли быть добрым?  Как поделиться добротой?  Почему добро побеждает зло?  Как сохранить добро?.  

Дети участвовали в акциях:

«Водитель!!! Сохрани мне жизнь!!!»,

«Окна Победы»,

«Покорми птиц зимой»,

«Мусору - нет!»,

«Посади цветок!» с целью озеленения территории детского сада,

«Соберем посылку солдату»,   Банки для окопных свечей,

«Посади дерево!»,

-Участвовали во Флешмобах  «Мы выбираем спорт!», День России,

-Организовали праздничный концерт ко дню Победы  в доме-интернате для  престарелых  и инвалидов, поздравляли всех мужчин на «День защитника отечества»,

-Провели трудовой десант «Поможем огороду - вырастим хороший урожай»,

-Показали младшим ребятам театрализованное представление «Под грибом».

Еще одна сторона - Инклюзивное волонтерство – помощь детям с ограниченными возможностями здоровья, которые находятся в группе: помочь одеться, поиграть с ним, проводить на прогулку и т.д.,

Кроме этого, ко всем праздникам дети любят делать открытки и дарить их близким людям, сотрудникам детского сада:  в Международный женский день, День отца, День матери, День дошкольного работника, День человека преклонного возраста  и др.

Работа с родителями:

-Консультации для родителей "История возникновения волонтерского движения", "Как воспитать добровольца?", "Научите детей делать добро", "Секреты воспитания вежливого человека",

-Участие родителей во всех акциях, проводимых в детском саду,

-Помощь в организации выездов детей в социальные учреждения.

 Продуктами  данного проекта в процессе его реализации станут:

-Создание альбома с фотографиями «Копилка добрых дел».

-Выпуск газеты совместно с родителями  «Мое доброе сердце».

-Создание странички на сайте ДОУ «Наши добрые дела»

 

Результат и перспективы на будущее:

Анализируя опыт нашей работы, мы видим положительный результат! Детям нравится то, что они делают! Поэтому мы хотим в дальнейшем продолжить эту работу, а в ближайшее время мы планируем:

-Сходить с концертом в Дом-интернат для престарелых и инвалидов,  посвященный Дню инвалидов – 3 декабря, а 8 марта   поздравить женщин,

-Провести с детьми акцию «Накорми бездомных животных»,

-Сделать своими руками печенье и навестить детей в детской больнице.

-Вместе с членами Движения Первых украсить новогодние пряники

  и принять участие во всероссийской  акции  Миллион Добрых Дел.

Твори ДОБРО и станет жизнь прекрасна,

Твори ДОБРО и станет веселей,

Твори ДОБРО, забудь про все ненастья,

Твори ДОБРО для всех вокруг людей!

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ  

1. Большая советская энциклопедия В 30 т. - М.: «Советская энциклопедия», 1969-1978.

2. Социологическая энциклопедия: В 2 т. Национальный общественно-научный фонд / Руководитель научного проекта ; главный редактор .- М.: Мысль, 2003.

3. Кейль О. Педагогические условия формирования гуманных качеств у детей старшего дошкольного возраста в НОД.

4. Княжева И. А. Педагогические условия воспитания и развития милосердия у детей старшего   дошкольного возраста. Диссертация. Год защиты: 1992.

5. Как воспитать настоящего человека. Педагогика, 1990. - (Библиотека учителя). 6. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду -  М.: Просвещение, 2012.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Радуга Добра" во второй младшей группе

laquo;Если ребенка учат добру, в результате будет добро, учат злу – в результате будет зло – ибо ребенок не рождается готовым человеком, человеком его надо сделать!»В.А. Сухомлински...

Проект « Твори добро» Старшая группа «Радуга»

Цель проекта: Нравственное воспитание дошкольников посредством совершения добрых поступков. Научиться совершать добрые поступки.Задачи проекта:...

Проект "Радуга Добра"

Становление духовно-нравственных ценностей начинается в дошкольном детстве. Именно в этом возрасте происходит процесс усвоения ребёнком социальных требований, норм, которые становятся внутренним &laqu...

Проект "Радуга добра"

Проекты по созданию норм являются чрезвычайно важным направлением в педагогической деятельности, поскольку они развивают позитивную социализацию детей. В ходе проектной деятельности происходит стимули...

Проект в средней группе №8 "Радуга" - "Добро и доброта"

Проект в средней группе №8 "Радуга" - "Добро и доброта"...

Отчет по проекту "Радуга добрых дел"

В прошлом году мы знакомились с волонтерством и пробовали на практике творить добрые дела. В этом году мы  продолжили работу в этом направлении и в рамках проекта «Радуга добрых дел» ...

Проект по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста "Радуга добра"

духовно-нравственное развитие и воспитание дошкольников, приобщение воспитанников и их родителей к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям...