Главные вкладки
Проект «Радуга добра»
проект (подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 13.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Радуга добра»
(социальное направление программы воспитания
для детей 6-7 лет)
"Доброта - это то, что может
услышать глухой и увидеть слепой"
Марк Твен
В настоящее время большое значение в обществе уделяется добровольческому труду. Институт волонтерства широко распространен во многих странах, и с каждым годом труд добровольцев становится все более значимым в России.
Волонтёрская деятельность — это широкий круг деятельности, включая разные формы взаимопомощи. Для волонтера ценны такие качества личности как трудолюбие, доброжелательность к окружающим людям, забота и бережное отношение к природе, отзывчивость и милосердие, сформированная потребность к здоровому образу жизни.
Актуальность заключается в том, что в дошкольном возрасте закладываются основные личностные качества человека, поэтому он является важным этапом развития и формирования личности ребенка.
Основная идея проекта заключается в организации волонтерского движения в детском саду, как активной формы общения в детской среде, способствующей ранней позитивной социализации ребенка дошкольника.
Проблема состоит в том, что многие родители боятся воспитывать детей добрыми и милосердными, учат их давать сдачи обидчику, не вмешиваться в чужие отношения, и жить по принципу «моя хата скраю». Может быть, поэтому вокруг нас много равнодушных людей, которым «все равно» и они спокойно проходят мимо брошенного котенка, лежащего на земле человека, сломанного дерева. Мы хотим, чтобы наши дети выросли добрыми, отзывчивыми, внимательными людьми, с твердой гражданской позицией неравнодушного гражданина своей страны.
Новизна проекта заключается в том, что организация волонтерского движения предполагается в условиях детского сада и направлена на успешную социализацию дошкольников в процессе волонтерского движения.
вид проекта - информационный, практико-ориентированный, творческий,
тип проекта - групповой, долгосрочный (1год)
участники проекта: администрация детского сада, педагоги, родители, воспитанники подготовительной к школе группы,
Заинтересованные участники и социальные партнеры: образовательные, социальные учреждения села, учреждения здравоохранения, детская библиотека, Краеведческий музей, Дом-интернат для престарелых и инвалидов,
Основные места реализации:
⦁ Непосредственно сам детский сад,
⦁ Территория муниципального округа (улицы села, памятники)
Цель проекта: создание условий для позитивной социализации дошкольников через активную деятельность, взаимодействие с окружающим миром посредством волонтерского движения.
Для всех участников проекта определили задачи.
Задачи для детей:
• Образовательные:
-Формировать представление детей о доброте, заботе, внимании к окружающим;
-Расширять представления об окружающей действительности с целью переживания и воплощения образа (моделирование навыков социального поведения в заданных условиях);
-Формировать представление детей о том, кто такой волонтер, что деятельность волонтера – это добровольное участие в благотворительных акциях;
-Формировать у детей активную гражданскую и общественно-значимую позицию;
-Учить детей формам совместной работы;
-Развивать уверенность в себе и своих возможностях;
-Побуждать детей к положительным поступкам и делам;
-Продолжать знакомить с событиями, происходящими в нашей стране.
• Развивающие:
-Развивать самостоятельность, инициативность, ответственность у дошкольников, навыки общения в разновозрастном коллективе;
-Развивать коммуникативные способности дошкольников, навыки сотрудничества.
• Воспитательные:
-Воспитывать нравственные качества (доброту, отзывчивость, взаимопомощь);
-Воспитывать у детей желание совершать добрые дела, развивая позитивное отношение к окружающим людям и миру в целом;
-Воспитывать духовно-нравственную личность с активной жизненной позицией, способность к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми;
-Воспитывать толерантное отношение к другим людям независимо от культурной среды и этнической принадлежности.
Задачи для педагогов:
- Изучить у детей адекватность отклика на эмоции людей; особенности проявления эмоциональной отзывчивости в деятельности и общении;
-Установить партнерские отношения с родителями, привлечь к совместному сотрудничеству;
-Создавать такие ситуации в развитии, при которой происходит передача опыта (игрового, познавательного, социального) в естественной среде от старших к младшим;
- Организовать образовательный процесс в форме совместной деятельности детей, педагогов, родителей;
-Повышать профессиональную компетентность педагогических работников;
- Разработать и реализовать комплекс занятий с детьми по обучению волонтерству;
- Создать методическую базу (планы - конспекты мероприятий, подбор методической литературы по теме).
Задачи для родителей:
- Расширять представления о волонтерском движении;
-Участвовать вместе с детьми в социально-значимых акциях и добрых делах;
-Помогать ребенку заметить свои сильные стороны и успехи.
Исходя из сформулированных задач, нами были определены формы и методы работы со всеми участниками проекта. Большинство мероприятий рассчитано на детей, однако родителей мы также вовлекали в активное взаимодействие.
Основные формы и методы решения задач:
Наглядные: рассматривание картин, иллюстраций, просмотр мультфильмов, презентаций, иллюстраций.
Словесные: пояснение, беседа, рассказ, чтение, художественное слово, приемы поощрения,
Практические: показ способов, продуктивная деятельность по художественно-эстетическому развитию, трудовая деятельность, самообслуживание и др.
Игровые: игровые ситуации, игры с детьми, сюрпризные моменты.
С родителями: беседы, индивидуальные и групповые консультации.
привлечение к организации и проведению мероприятий и акций в ДОУ
С педагогами: разработка наглядного материала для детей и родителей, конспектов занятий, подготовка к проведению занятий, мероприятий, акций и др.
Мы сделали предположение, что в ходе реализации данного проекта Ожидаемый результат для каждой категории будет следующий:
• Дети
- участие детей в волонтерском движении поможет им освоить основную компетенцию, без которой человек не может жить - коммуникативную компетентность;
- они научатся вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать, понимать и принимать точку зрения собеседника, вести дискуссию;
- у них сформируется негативное отношение к плохим поступкам;
- появится и продолжит закрепляться в личности определенный набор нравственных качеств: заботливое отношение к близким, сверстникам, вещам, природе;
- повысится ответственность, самооценка и уверенность в себе;
- начнет формироваться толерантное отношение к различным людям не зависимо от возраста, социального статуса, национальности и т.д.;
Педагоги
Создание волонтёрской деятельности в детском саду позволит:
-создать в коллективе атмосферу, стимулирующую эффективность воспитания и привлечение семьи к целенаправленному педагогическому процессу дошкольного учреждения;
-организовать самостоятельную деятельность детей;
-разработать диагностический инструментарий, методические рекомендации по использованию волонтерской деятельности для педагогов и родителей и апробировать их в ДОУ;
-расширить представление о волонтерском движении у детей 6-7 лет, педагогов детского сада, родителей воспитанников;
-организовать работу благотворительной и добровольческой направленности через взаимосвязь поколений: дети – взрослые – пожилые люди;
- почувствовать радость и гордость за приобщение к общественно-значимой деятельности воспитанников и их родителей;
Родители:
- повысится интерес к социально-коммуникативному воспитанию своих детей;
- увеличится количество родителей, участвующих в мероприятиях и акциях, проводимых в детском саду;
- внутрисемейные связи станут более крепкими и разносторонними;
Для успешного перехода на следующий этап реализации проекта, педагоги изучили практический опыт организации волонтерства в других дошкольных учреждениях, теоретические аспекты. На этом этапе педагоги просмотрели видео-фильмы о волонтёрском движении, собрали материал для реализации проектной деятельности.
Провели анкетировали родителей и педагогов с целью узнать их отношение к организации добровольческого отряда, готовы ли они сами активно участвовать в движении?
Для выявления уровня знаний детей, имеющихся по данной теме, мы применили "Модель трех вопросов". Вместе с воспитателем дети отвечали на три основных вопроса: Что мы знаем о добрых поступках? Что хотим узнать? Как узнать?
Все ответы воспитатель с детьми зафиксировали наглядно на листе бумаги - схемами, словами или знаками, и возле каждой записанной идеи поставили имя ее автора-ребенка. Получился своего рода наглядный план работы над темой, который вывесили в раздевалке, где его хорошо видят родители.
В этом случае взрослые продолжали разговор с детьми дома - спрашивали, рассуждали, смотрели нужные фильмы и читали нужные книги.
В зависимости от выбора основных объектов волонтерского движения с помощью метода "Системная паутинка" мы выделили следующие блоки работы:
- что мы знаем о добре и взаимопомощи,
- добрые дела дома,
- добрые дела в детском саду,
- добрые дела на территории детского сада,
- добрые дела за территорией детского сада.
В процессе реализации проекта с воспитанниками были проведены мероприятия:
-Разговор с детьми «Что такое доброта?» - закрепление понятий о добрых поступках и делах помощи другим, знакомство с аспектами волонтерского движения.
-Чтение произведений «Два жадных медвежонка», «Искорки добра», В. А. Сухомлинский – «Скупой», В. Катаев «Цветик – семицветик», В. Митт – «Шарик в окошке», Е. Кошевая – «Мой сын», С. Маршак – «Ежели вы вежливы».
-Игровая ситуация - «Телефонная книга юного волонтера».
-Просмотр мультфильмов «Цветик-семицветик», «Добро пожаловать», «Сказка про доброго носорога», «Чудовище», «Как ослик счастье искал».
-Прослушивание музыки «Дорогою добра», Барбарики «Доброта», песенка кота Леопольда «Ярко солнце светит».
-Чтение В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?».
-Работа детей с раскрасками на тему «Добрые дела» в центре ИЗО деятельности.
-Показ кукольного театра в младших группах «Под грибом».
-Изготовление и раздача информационных буклетов для родителей: «Помогите ребенку стать добрым».
-Подвижные игры: “Эстафета добрых дел”, “Волшебный стул”.
-Беседы на тему: Что такое добро? Где живѐт доброта? Что значит добрый человек? Легко ли быть добрым? Как поделиться добротой? Почему добро побеждает зло? Как сохранить добро?.
Дети участвовали в акциях:
«Водитель!!! Сохрани мне жизнь!!!»,
«Окна Победы»,
«Покорми птиц зимой»,
«Мусору - нет!»,
«Посади цветок!» с целью озеленения территории детского сада,
«Соберем посылку солдату», Банки для окопных свечей,
«Посади дерево!»,
-Участвовали во Флешмобах «Мы выбираем спорт!», День России,
-Организовали праздничный концерт ко дню Победы в доме-интернате для престарелых и инвалидов, поздравляли всех мужчин на «День защитника отечества»,
-Провели трудовой десант «Поможем огороду - вырастим хороший урожай»,
-Показали младшим ребятам театрализованное представление «Под грибом».
Еще одна сторона - Инклюзивное волонтерство – помощь детям с ограниченными возможностями здоровья, которые находятся в группе: помочь одеться, поиграть с ним, проводить на прогулку и т.д.,
Кроме этого, ко всем праздникам дети любят делать открытки и дарить их близким людям, сотрудникам детского сада: в Международный женский день, День отца, День матери, День дошкольного работника, День человека преклонного возраста и др.
Работа с родителями:
-Консультации для родителей "История возникновения волонтерского движения", "Как воспитать добровольца?", "Научите детей делать добро", "Секреты воспитания вежливого человека",
-Участие родителей во всех акциях, проводимых в детском саду,
-Помощь в организации выездов детей в социальные учреждения.
Продуктами данного проекта в процессе его реализации станут:
-Создание альбома с фотографиями «Копилка добрых дел».
-Выпуск газеты совместно с родителями «Мое доброе сердце».
-Создание странички на сайте ДОУ «Наши добрые дела»
Результат и перспективы на будущее:
Анализируя опыт нашей работы, мы видим положительный результат! Детям нравится то, что они делают! Поэтому мы хотим в дальнейшем продолжить эту работу, а в ближайшее время мы планируем:
-Сходить с концертом в Дом-интернат для престарелых и инвалидов, посвященный Дню инвалидов – 3 декабря, а 8 марта поздравить женщин,
-Провести с детьми акцию «Накорми бездомных животных»,
-Сделать своими руками печенье и навестить детей в детской больнице.
-Вместе с членами Движения Первых украсить новогодние пряники
и принять участие во всероссийской акции Миллион Добрых Дел.
Твори ДОБРО и станет жизнь прекрасна,
Твори ДОБРО и станет веселей,
Твори ДОБРО, забудь про все ненастья,
Твори ДОБРО для всех вокруг людей!
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Большая советская энциклопедия В 30 т. - М.: «Советская энциклопедия», 1969-1978.
2. Социологическая энциклопедия: В 2 т. Национальный общественно-научный фонд / Руководитель научного проекта ; главный редактор .- М.: Мысль, 2003.
3. Кейль О. Педагогические условия формирования гуманных качеств у детей старшего дошкольного возраста в НОД.
4. Княжева И. А. Педагогические условия воспитания и развития милосердия у детей старшего дошкольного возраста. Диссертация. Год защиты: 1992.
5. Как воспитать настоящего человека. Педагогика, 1990. - (Библиотека учителя). 6. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду - М.: Просвещение, 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/27/picture-226332-1364404589.jpg)
Проект "Радуга Добра" во второй младшей группе
laquo;Если ребенка учат добру, в результате будет добро, учат злу – в результате будет зло – ибо ребенок не рождается готовым человеком, человеком его надо сделать!»В.А. Сухомлински...
![](/sites/default/files/pictures/2018/06/08/picture-1042628-1528434098.jpg)
Проект « Твори добро» Старшая группа «Радуга»
Цель проекта: Нравственное воспитание дошкольников посредством совершения добрых поступков. Научиться совершать добрые поступки.Задачи проекта:...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/25/picture-1108085-1611588533.jpg)
Проект "Радуга Добра"
Становление духовно-нравственных ценностей начинается в дошкольном детстве. Именно в этом возрасте происходит процесс усвоения ребёнком социальных требований, норм, которые становятся внутренним &laqu...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/29/picture-1108776-1548755242.jpg)
Проект "Радуга добра"
Проекты по созданию норм являются чрезвычайно важным направлением в педагогической деятельности, поскольку они развивают позитивную социализацию детей. В ходе проектной деятельности происходит стимули...
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/27/picture-1331362-1619520954.jpg)
Проект в средней группе №8 "Радуга" - "Добро и доброта"
Проект в средней группе №8 "Радуга" - "Добро и доброта"...
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/22/picture-1132019-1555953533.jpg)
Отчет по проекту "Радуга добрых дел"
В прошлом году мы знакомились с волонтерством и пробовали на практике творить добрые дела. В этом году мы продолжили работу в этом направлении и в рамках проекта «Радуга добрых дел» ...
![](/sites/default/files/pictures/2022/12/19/picture-1437114-1671442566.jpg)
Проект по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста "Радуга добра"
духовно-нравственное развитие и воспитание дошкольников, приобщение воспитанников и их родителей к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям...