Проект "Радуга добра"
проект (старшая группа)
Проекты по созданию норм являются чрезвычайно важным направлением в педагогической деятельности, поскольку они развивают позитивную социализацию детей. В ходе проектной деятельности происходит стимулирование активности воспитанников по усвоению знаний и формирование на их основе интеллектуально-чувственного компонента нравственных качеств личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
16._proekt_raduga_dobra.docx | 768.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 10 «Золотая рыбка»
ПРОЕКТ
«Радуга добра»
группа компенсирующей направленности
для детей с функциональными нарушениями зрения
шестого года жизни
«Дельфиненок»
Воспитатели:
Галимьянова Венера Фаатовна
Пунейко Леся Николаевна
Учитель – дефектолог (тифлопедагог)
Владимирова Нина Васильевна
г. Мегион
2019г.
Актуальность.
Становление духовно-нравственных ценностей начинается в дошкольном детстве. Именно в этом возрасте происходит процесс усвоения ребёнком социальных требований, норм, которые становятся внутренним «Я» детской личности, содержанием побудительных мотивов его поведения. В результате такого усвоения ребёнок приобретает особую систему эталонов ценностей, которые являются основой духовно-нравственного воспитания.
Психологи отмечают, что дети, которые усвоили такие понятия как дружба, справедливость, доброта и любовь, имеют более высокий уровень эмоционального развития. Также они испытывают меньше проблем в общении с окружающими и устойчивее переносят различные стрессовые ситуации.
Проекты по созданию норм являются чрезвычайно важным направлением в педагогической деятельности, поскольку они развивают позитивную социализацию детей. В ходе проектной деятельности происходит стимулирование активности воспитанников и формирование потребностно - мотивационного компонента нравственных качеств, организация морально-познавательной деятельности воспитанников по усвоению нравственных знаний и формирование на их основе интеллектуально-чувственного компонента нравственных качеств личности, организация практической деятельности и общения воспитанников и формирование поведенческо - волевого компонента нравственных качеств.
Проект «Радуга Добра» - это поиск новых подходов, нового содержания, новых форм и новых решений в воспитании у детей духовности и нравственности. В проекте определены цели и задачи, содержание, перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста, прослеживается взаимосвязь разнообразных видов детской деятельности.
Тип проекта: нормативный
Сроки реализации: краткосрочный
Участники проекта: дети группы компенсирующей направленности для детей с функциональными расстройствами зрения шестого года жизни, родители воспитанников, воспитатели группы, учитель – дефектолог (тифлопедагог).
Цель: Формировать у детей первоначальные представлений о духовно- нравственных ценностях (семья, любовь, доброта).
Задачи:
1. Способствовать усвоению детьми морально – нравственных норм и ценностей, принятых в обществе.
2. Формировать умение справедливо оценивать свои поступки и поступки сверстников, выполнять установленные нормы поведения.
3. Развивать самостоятельность, целенаправленность и саморегуляцию собственных действий.
4. Воспитывать стремление в своих поступках следовать положительному примеру.
Предполагаемый результат:
Дети овладеют знаниями о последствиях нежелательного поведения в той или иной ситуации; научатся проявлять доброту, заботу, уважительное отношение к окружающим; анализировать свои поступки и поступки других; усвоят правила использования в общении со сверстниками и взрослыми формул словесной вежливости.
1 Этап
Подготовительный
- Довести до участников проекта важность данной проблемы (индивидуальные беседы и объявление родителям, встреча педагогов за круглым столом).
- Подобрать и изучить методическую литературу по данной теме.
- Подобрать наглядный и дидактический материал по теме проекта.
2 Этап
Разработка проекта:
1. Разработать конспекты НОД и бесед для детей, консультации и памятки для родителей.
2. Составить план – схему реализации проекта.
Проблемная ситуация, поставленная перед детьми: Дети рисуют. У Максима сломался карандаш. Он выхватил карандаш из рук Алены. Алена встала и пересела на другое место. Почему Алена ушла за другой стол? Как бы поступил ты?
3 Этап
Реализация проекта:
Образовательная область «Познавательное развитие»
№ | Содержание | Программное содержание |
1 | Д/и «Какие правила тебе известны?» | Познакомить детей с понятием «правило»; сформировать условия для понимания ребенком необходимости соблюдать правила. |
Д/и «Мы – дружная семья» | Формировать понимание ценности семьи и гармонии отношений с близкими людьми | |
2 | Рассматривание семейных фотографий | Привлечь детей к коллективно-групповой беседе. Формировать умение выслушивать товарищей внимательно. Развивать диалогическую форму речи. Воспитывать отзывчивость на высказывания ребят-партнеров по общению, уважительное отношение к членам своей семьи. |
3 | Д/и «Старший- младший» | Формировать представление о мире семьи, как о людях живущих вместе (папа, мама, бабушка, дедушка, брат, сестра). |
4 | Наст. игра «Ребята с нашего двора» | Знакомить детей с различными эмоциями и некоторыми чертами характера. Учить выполнять правила игры, воспитывать взаимоуважение. |
Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»
№ | Содержание | Программное содержание |
1 | С/р игра «Семья», «День рождения» | Учить строить сюжет из 3 – 4 смысловых эпизодов, формировать интерес к общему замыслу игрового сюжета, умение действовать согласованно, повторить нормы поведения в общественных местах: в транспорте, в магазине и в гостях. |
2 | Беседа «Добрые дела» | формировать представления о добре, учить анализировать поступки, реальные жизненные ситуации, определять их причину и связь с другими поступками; воспитывать доброжелательное отношение к людям, чуткость и отзывчивость. |
3 | Беседа «Будь всегда вежливым» | Воспитывать уважение к окружающим взрослым и сверстникам. Раскрывать перед детьми сущность понятия «вежливость»: вежлив тот, кто всегда внимателен, добр к людям воспитателям, няне, родным, близким, окружающим взрослым и детям . Систематизировать правила вежливого поведения. Упражнять детей в анализе своих поступков, в понимании того, соответствуют ли они правилам вежливости. |
4 | Беседа «Кто не работает, тот не ест» | Донести до детей мысль, что только труд помогает добиться желаемого в жизни. Помочь понять смысл пословиц о труде. Воспитывать желание знать и соблюдать правила поведения. |
5 | Беседа «Обиженные друзья» | Способствовать овладению способов примирения, оказанию помощи детям в осознании, что ссоры могут привести к беде. Развивать умения выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру. Воспитывать у детей эмпатию (сочувствие, желание придти на помощь). |
6 | Беседа «Что такое бескорыстная помощь» | Формировать понятия о дружбе, взаимовыручке, воспитывать у детей отрицательного отношения к жадности. |
7 | Беседа «Сердце семьи» | Закрепить представление детей о ценностях семьи, о взаимоотношениях в семье. Дать детям понять, что они сами в силах поддерживать хорошее настроение у домочадцев. Учить детей мыслить самостоятельно; понимать единство и противоречия окружающего мира. |
8 | Беседа «Ухаживаем за животными» | Дать представления о способах ухода за домашними животными и птицами. Систематизировать знания детей о пользе, приносимой животными людям. Привлечь детей к коллективно-групповой беседе. Воспитывать отзывчивость на высказывания ребят-партнеров по общению. |
Образовательная область «Речевое развитие»
№ | Содержание | Программное содержание |
1 | Чтение В.Степанов «Настоящие друзья» | Продолжать учить детей эмоционально воспринимать и осознавать образное содержание текста, высказывать свое отношение к поступкам главных героев. |
2 | Чтение С.Маршак «Друзья товарищи» | Продолжать работу по формированию интереса к книге. Помогать детям правильно воспринимать содержание поэтического произведения, сопереживать героям. |
3 | Чтение С. Лежнева «Как Вова праздновал день рождения». | На основе прочитанного произведения объяснить детям, что все люди иногда нуждаются в поддержке, но не все могут попросить о помощи; очень важно заметить человека, которому нужна помощь, и помочь ему. |
4 | Словесная игра «Скажи доброе слово» | Учить формулам выражения вежливой просьбы, благодарности, формировать знания, что вежливость является важной составляющей качества воспитанного человека. |
5 | Словесная игра «Наши мамы, наши папы» | Закреплять знания детей о том, где работают родители, и как важен для общества их труд. Развивать внимание, зрительное и слуховое восприятие. Воспитывать уважительное отношение к родителям и их профессиям. |
6 | Словесная игра«Как я мамочку и папочку люблю» | Вызывать у детей желание говорить о своих близких людях с любовью, формировать основы социального сознания, учить называть имена близких, закреплять представление о семье. |
7 | Словесная игра «Кто я в семье» | Закрепить представления детей о том, что такое семья, о некоторых родственных отношениях, об обязанностях членов семьи. |
8 | Словесная игра «Мальчики и девочки» | Выяснить вместе с детьми, в чем проявляется привлекательность людей; понять, какие качества более привлекательны у мужчин, какие у женщин. |
Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»
№ | Содержание | Программное содержание |
1 | Пение «Мамина песенка» М. Парцхаладзе; «Песенка про бабушку» Л. Вахрушевой | Воспитывать уважительное отношение к родным и близким. Знакомство с новой песней. Разучивание. Работа над четким произношением текста. |
2 | Слушание «Материнские ласки» А.Гречанинова | Продолжать развивать эмоционально-заинтересованное отношение к музыке, способность к осознанному восприятию ее образного содержания. |
3 | Аппликация. «Любимые цветы мамы (бабушки)» (объёмная открытка) | Учить детей делать объёмные цветы из бумажных салфеток, располагать рядом цветы, сочетающиеся по цвету; выполнять работу аккуратно; воспитывать привычку поздравлять родных и близких людей с праздниками; продолжать учить детей осторожности при работе с ножницами. |
4 | «Нарисуй свою семью» | Продолжать развивать творчество детей, формировать умение отражать в рисунке восприятие своей семьи |
Образовательная область «Физическое развитие»
№ | Содержание | Программное содержание |
1 | Пальчиковые игры по теме «Дружба» | Формировать умение согласовывать движения и речь. |
2 | Физкультминутка по теме «Дружба» | |
3 | Игра с мячом «Комплименты» | Упражнять детей в произношении вежливых слов, меткости, ловкости при ловле мяча. |
№ | Взаимодействие с родителями |
1 | Выставка совместных творческих работ родителей и детей «Забота о животных», «Моя семья», «Мои добрые дела» |
2 | Выпуск сборника стихов «Дружбой надо дорожить» |
3 | Фотоконкурс «Я и мой пушистый друг», «Я люблю свою семью» |
4 | Консультации для родителей «Азбука нравственности», «Духовно нравственное воспитание в детском саду», «Как часто вы соглашаетесь с мнением детей?» |
5 | Рекомендации по прочтению литературы о «Дружбе» |
6 | Презентация проекта «Радуга Добра» на «Ярмарке педагогических идей» |
4 этап
Заключительный:
- Презентация проекта:
- Выставка совместных творческих работ родителей и детей.
- Выставка дидактических игр и пособий по проектной деятельности
Приложение 1
Начальная диагностика
Цель: изучить понимание детьми старшего дошкольного возраста нравственных норм поведения и определить умение детей соотносить эти нормы с реальными жизненными ситуациями.
В опросе участвовали 12 детей группы. Для выявления у детей первоначальных представлений о духовно- нравственных ценностях, были предложены следующие вопросы по блокам:
- «Кого можно назвать честным (нечестным)? Почему?» «Кого можно назвать добрым (злым)? Почему?»
- «Кто изображен на фотографии?», «Как можно назвать людей, изображенных на фотографии, двумя словами?», «Что такое семья?», «Сколько человек в твоей семье? Назови их», «Почему ты думаешь, что все они – твоя семья?»
- Дошкольнику в индивидуальной форме предлагалось разложить картинки с изображением положительных и отрицательных поступков сверстников: с одной стороны — хорошие поступки, а с другой — отрицательные, объясняя при этом, куда кладёт каждую картинку и почему.
- Способность к пониманию и соотнесению с личностным опытом ценностно-смыслового содержания художественных произведений с нравственной проблематикой;
- «Угадай загадку» воспитанники объясняли смысл, называя нравственные качества, отношения или поступки человека
Оценивались знания детей по трем критериям:
I уровень (высокий) – дети знают и самостоятельно отвечают на вопросы
II уровень (средний) – отвечают по наводящим вопросам взрослого
III уровень (низкий) – затрудняются в ответах, не отвечают.
По результатам обследования были выявлены следующие данные:
Уровни | Блок 1 | Блок 2 | Блок 3 | Блок 4 | Блок 5 | Итог |
I | 2( 17%) | 2(17%) | 1 (8%) |
| - | 9% |
II | 4( 33%) | 3 (25%) | 5 (42%) | 4 (33%) | 5 (38%) | 34% |
III | 6( 50%) | 7 (58%) | 6 (50%) | 8(67%) | 7 (62%) | 57% |
Вывод: У детей не достаточно знаний о последствиях нежелательного поведения в той или иной ситуации; понятия о доброте, заботе, уважительном отношении к окружающим не сформированы.
Итоговая диагностика
Диагностические вопросы по выявлению знаний о духовно – нравственных ценностях направлены на определение уровня знаний детей после изучения темы
- «Кого можно назвать честным (нечестным)? Почему?» «Кого можно назвать добрым (злым)? Почему?»
- «Кто изображен на фотографии?», «Как можно назвать людей, изображенных на фотографии, двумя словами?», «Что такое семья?», «Сколько человек в твоей семье? Назови их», «Почему ты думаешь, что все они – твоя семья?»
- Дошкольнику в индивидуальной форме предлагалось разложить картинки с изображением положительных и отрицательных поступков сверстников: с одной стороны — хорошие поступки, а с другой — отрицательные, объясняя при этом, куда кладёт каждую картинку и почему.
- Способность к пониманию и соотнесению с личностным опытом ценностно-смыслового содержания художественных произведений с нравственной проблематикой;
- «Угадай загадку» воспитанники объясняли смысл, называя нравственные качества, отношения или поступки человека
Оценивались знания детей по трем критериям:
I уровень (высокий) – дети знают и самостоятельно отвечают на вопросы
II уровень (средний) – отвечают по наводящим вопросам взрослого
III уровень (низкий) – затрудняются в ответах, не отвечают.
Оценивались знания детей по трем критериям:
I уровень (высокий) – дети знают и самостоятельно отвечают на вопросы
II уровень (средний) – отвечают по наводящим вопросам взрослого
III уровень (низкий) – затрудняются в ответах, не отвечают.
Уровни | Блок 1 | Блок 2 | Блок 3 | Блок 4 | Блок 5 | Итог |
I | 6(50%) | 7(58%) | 7(58%) | 4(33%) | 5(42%) | 48% |
II | 6(50%) | 5(42%) | 5(42%) | 8(67%) | 7(58%) | 52% |
III | - | - | - | - | - |
По итогам диагностики низкий уровень не выявлен, дети владеют знаниями о последствиях нежелательного поведения в той или иной ситуации; имеют хорошие представления о понятиях доброта, забота, уважительное отношение к окружающим; умеют анализировать свои поступки и поступки других; применяют правила использования в общении со сверстниками и взрослыми формул словесной вежливости.
Методическая литература
Ананьева Т. В. Комплексная психологическая поддержка детей старшего дошкольного возраста Санкт-Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС 2014
Подосичная А. В. Формирование нравственных качеств учащихся в образовательном учреждении // Образование и воспитание. — 2017. — №5. — С. 7-10.
Бородина, Е.Н. Модель нравственно-патриотического развития детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. — 2015. — № 3; URL: http://www.scienceeducation.ru/ru/article/view?id=20011
Приложение 2
Д/и «Какие правила тебе известны?»
Цели: познакомить детей с понятием «правило»; сформировать условия для понимания ребенком необходимости соблюдать правила.
Умение действовать по правилам развивает волевую регуляцию дошкольника, способствует гармонизации его взаимодействия с другими членами группы. Важным моментом является четкое выполнение всех правил взрослым участником, демонстрирующим нормы и образцы поведения.
Ход игры
Упражнение «Правильное правило»
Ведущий. Сегодня у нас первая встреча, и мне хочется, чтобы она стала запоминающейся и интересной для каждого участника. Но для того чтобы действительно всем было интересно, очень важно сразу договориться о правилах наших встреч. Ведь, когда мы играем в различные игры, мы договариваемся о правилах, верно? (Ответы детей.) Поэтому наше первое упражнение называется «Правильное правило». А всем ли хорошо известно, что такое правило? Кто может объяснить значение этого слова? (Ответы детей.) Правило — это такая невидимая, но очень важная граница, которую нельзя нарушать, потому что из-за нарушений могут начаться всякая неразбериха, ссоры, путаницы и обиды...
Важно уметь действовать по правилам, так как и в саду, и дома, и на улице существует множество разных правил. Об этом мы с вами будем говорить на наших ближайших встречах. А пока я предлагаю провести упражнение. Например, я предлагаю правило: «Нельзя бить животных и птиц!» Если вы согласны с правилом, то хлопаете в ладоши один раз. Если правило не совсем правильно звучит или, действуя согласно правилу, можно встретиться с неприятностями, тогда вы один раз топаете ногой. После того как все проголосовали за правило, я называю следующее. Будьте внимательны!
Правило1. «Важно уметь бегать и прыгать лучше всех!»
Правило 2. «Нужно уметь слушать другого человека!»
Правило 3. «Нельзя ни с кем играть и дружить!»
Правило 4. «Свои игрушки нужно аккуратно складывать после игры!»
Правило 5. «Перед завтраком обязательно нужно помыть руки!»
Правило 6. «После ужина не убирай грязную посуду со стола!»
Правило 7. «На праздники всем близким важно дарить подарки!»
Правило 8. «Если тебе подарили огромный торт — скушай его один!»
Беседа «Будь всегда вежливым»
Программное содержание: Воспитывать уважение к окружающим взрослым и сверстникам. Раскрывать перед детьми сущность понятия "вежливость": вежлив тот, кто всегда внимателен, добр к людям воспитателям, няне, родным, близким, окружающим взрослым и детям . Систематизировать правила вежливого поведения. Упражнять детей в анализе своих поступков, в понимании того, соответствуют ли они правилам вежливости. **
Подготовка к беседе: Предварительно дать задание детям понаблюдать за поведением окружающих. В течение года включать в план чтение художественных произведений В. Осеевой "Три сына", "Волшебное слово". Подобрать соответствующие рисунки, фотографии, приготовить дидактическую игру "Так и не так".
Ход беседы:
Воспитатель, обращаясь к детям, говорит: - Случалось ли у вас такое, чтобы вы не знали, как нужно поступить? Например: встретились у входа в детский сад с чьей-то мамой и не знаете, войти в дверь первым или подождать, пока она пройдет? Воспитатель дает возможность детям вспомнить правило. Ответы детей.
-Дети, когда вас кто-нибудь толкнул, не помог, был не справедлив с вами, что вы тогда чувствовали? Огорчение, обиду? А может быть, кто-нибудь из вас сам случайно был неловок или невнимателен? Как узнать, правильно ли ты себя ведешь?
Дети вспоминают случаи из жизни. Создается обстановка непринужденности. Ребята слушают, вместе размышляют, правильно ли они поступали в той или иной ситуации. Педагог побуждает детей к самостоятельным суждениям, предлагает вспомнить известные им правила и подводит детей к верным ответам.
Воспитатель подбирает для беседы двух-трех детей. Один из них хорошо усвоил правила поведения, другой многого не знает.
- Когда при встрече говорим "здравствуйте", этим приветствием желаем человеку здоровья и вообще всего хорошего. Если произнести это слово приветливо и сделать поклон головой, то мы доставим человеку, которого приветствуем, радость, он обязательно улыбнется. А если это же слово сказать небрежно, не поворачивая головы, то такое приветствие не очень-то приятно. А какими еще вежливыми словами можно приветствовать?
- Добрый день. Добрый вечер. Доброе утро.
- А прощаясь?
- Сказать не только "до свидания", но и "всего доброго".
- Надо здороваться со взрослыми и детьми. За руку здороваются только взрослые. Не кричать через улицу свое приветствие, это невежливо. Если воспитатель твоей группы стоит не один, то надо сказать всем "здравствуйте".
Дети повторяют правила.
Пользуйся словами вежливого обращения, - говорит воспитатель.
- "Здравствуйте", "До свидания", "Пожалуйста", "Будьте добры", "Извините", "Спасибо", "Благодарю", "Разрешите войти" и другое.
- Будь приветлив и вежлив со всеми взрослыми.
- Не перебивай взрослых, не вмешивайся в их разговор.
- На улице, дома, в детском саду, в транспорте и других общественных местах говори спокойно, негромко; веди себя сдержанно; не требуй к себе особого внимания. - Не ешь во время спектакля, демонстрации кинофильма.
- Слушай старших внимательно, стой при этом спокойно, смотри в лицо собеседнику.
- Умей выслушать товарища, не перебивая. С уважением относись к труду и отдыху старших, не мешай взрослым, не шуми, не капризничай.
- Уступай в транспорте место взрослым и малышам. Подай стул или уступи место вошедшему взрослому.
- Подними и вежливо подай оброненный кем-то предмет /карандаш, варежку и т. п. .
- Мальчикам: пропускай вперед девочек в транспорт, в помещение.
- Помоги малышу или сверстнику надеть пальто, застегнуться, повязать шарф.
- Делись с товарищами игрушками, книгами, играй дружно.
- Умей признать, что был неправ.
- Старайся уступить товарищу в спорте, игре, помочь ему договориться с ним.
Беседа «Кто не работает, тот не ест»
Программное содержание: Донести до детей мысль, что только труд помогает добиться желаемого в жизни. Помочь понять смысл пословиц о труде. Воспитывать желание знать и соблюдать правила поведения.
В ходе беседы дети постигают смысл пословицы «Кто не работает, тот не ест».
Воспитатель читает детям сербскую сказку «Кто не работает, тот не ест».
У короля Матии была красавица дочь, но ленивая: никогда ничего не делала, да и не умела делать, а день-деньской сидела перед зеркалом и любовалась собой.
Пришла пора выдавать ее замуж. Король объявил: кто в три года научит его дочь работать, за того он ее и замуж выдаст. Время идет да идет, а за королевну никто не сватается. Послал король приближенных искать мужа для дочери. Поехали они в разные стороны. И вотвстретился им как-то парень – пашет поле на восьми волах. Они тут же ему приказали идти к королю. Парень испугался, но делать нечего. Приходит он к королю, а тот ему и рассказал все по порядку. Согласился парень, обещал в три года научить девушку работать. Привел он королевну домой. Мать выбежала на встречу, дивится на прекрасную девушку.
На другой день парень взял плуг, запряг волов и поехал в поле, а матери сказал, чтобы не принуждала сноху работать. Вечером возвратился с работы, мать подала ужин. Сын спрашивает:
– Кто сегодня работал, мать?
– Я и ты, – отвечает она.
– Ну, кто работал, тот и есть может.
Не понравилось это королевской дочери, рассердилась она и голодная пошла спать. И на другой день все так же было.
На третий королевна и говорит свекрови:
– Мама, дай и мне какую-нибудь работу, чтобы не сидеть без дела.
Та велела ей наколоть дров.
Вечерело. Сели за узкий стол, а парень снова спрашивает:
– Кто сегодня работал, мать?
– Мы трое: я, ты и королевна.
– Ну, кто работал, тот и есть может.
И все трое поужинали. Так понемногу королевна научилась работать. Через три года приезжает король проведать дочку. Видит – работает она дружно со свекровью. Обрадовалсяи говорит:
– Как, и ты научилась работать?
– А как без нее, – отвечает королевна, – у нас так положено: кто работал, тот и есть может. И знаешь, отец, коли ты хочешь поужинать, поди-ка наколи дров.
Король подарил дочери и зятю много подарков, погостил, а потом отвез всех троих к себе во дворец. Парня того он принял, как родного сына, обещал еще при жизни передать ему королевство.
– Что вам понравилось в этой сказке? Может быть, кому-то сказка не понравилась? Почему?
– Кого-нибудь удивило то, что король хотел научить свою дочь работать?
– Заставляли ли мать и ее сын королевну работать?
(Нет, они считали, что она сама должна захотеть работать.)
– Почему королевна попросила дать ей какую-нибудь работу?
– Что королевна ответила отцу, когда он спросил у нее: «Как, и ты научилась работать?»
– Чем закончилась сказка?
– Вспомните сказки, в которых труд и вежливость награждаются, а лень и грубость наказываются.
(«Золушка», «Морозко», «Ленивица».)
В заключение воспитатель предлагает детям нарисовать к одной из сказок иллюстрацию. В свободное время организует игры, инсценировки по сказкам.
Беседа «Обиженные друзья»
Программное содержание: Способствовать овладению способов примирения, оказанию помощи детям в осознании, что ссоры могут привести к беде. Развивать умения выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру. Воспитывать у детей эмпатию (сочувствие, желание придти на помощь).
Используя стихотворение А. Барто, педагог объясняет детям, что нельзя обижать своих гостей, что любой подарок надо принимать с благодарностью.
Воспитатель читает стихотворение А. Барто «Несли мы облако с собой».
Несли мы облако с собой,
Букет сирени голубой.
Мы срезали для Наденьки
Сирень в пришкольном садике.
Взглянула Надя на сирень:
- Какой красивый сорт!
Но он завянет через день,
Купили б лучше торт!
От торта польза есть —
Его же можно съесть!
Я торт люблю с орехами...
За тортом бы поехали!
Ну, Наденька, ну скромница!
Мы не могли опомниться.
- Почему Наде не понравился подарок друзей?
- С каким чувством друзья несли сирень в подарок Наденьке?
- Как друзья отреагировали на заявление Нади? (Оскорбились, обиделись.)
- Почему Надю назвали скромницей? Была ли она на самом деле скромной девочкой? Как ее можно назвать? (Невежливой, невоспитанной.) Любой подарок надо принимать с благодарностью. Нельзя критиковать подарок, выражать свое неудовольствие.
- Вы все любите день рождения и всегда с удовольствием бываете у своих друзей на этом празднике. Почему вы любите этот праздник? Только ли потому, что вам дарят подарки? Разве менее важно то, что соберутся друзья, что вы вместе весело проведете время: поиграете, потанцуете? Самый большой праздник, когда хорошо и весело всем.
В свободное время воспитатель организует игру «День рождения».
Беседа «Что такое бескорыстная помощь»
Программное содержание: Формировать понятия о дружбе, взаимовыручке, воспитывать у детей отрицательного отношения к жадности.
В процессе беседы педагог, опираясь на художественные произведения, объясняет детям, что такое бескорыстная помощь.
- Каждый из нас может оказаться в затруднительном положении в беде, - начинает беседу воспитатель. - Поэтому оказать помощь тому, кто в ней нуждается, - закон не только для людей, но и для животных. Послушайте рассказ о том, как белочка помогла дятлу (В. Сухомлинский «Как белочка дятла спасла».)
Среди зимы потеплело, пошел дождь, а потом снова ударил мороз. Покрылись деревья льдом, обледенели шишки на елках. Нечего есть Дятлу: сколько ни стучит о лед, до коры не достучится. Сколько ни бьет клювом шишку, зернышки не вылущиваются.
Сел Дятел на ель и плачет. Падают горючие слезы на снег, замерзают. Увидела Белочка из гнезда - Дятел плачет. Прыг, прыг, прискакала к Дятлу.
- Почему это ты, Дятел, плачешь?
- Нечего есть, Белочка...
Жалко стало Белочке Дятла. Вынесла она из дупла большую еловую шишку. Положила между стволом и веткой. Сел Дятел возле шишки и начал молотить клювом.
А Белочка сидит возле дупла и радуется. И бельчата в дупле радуются. И солнышко радуется.
- Почему белочка и бельчата радовались: ведь они лишились части своих зимних запасов? (Белочка и бельчата спасли жизнь дятлу, а это главное.)
- Дятел обращался к белке за помощью? (Она сама увидела, что ему плохо.)
- Каким словом можно назвать помощь, которую белочка оказала дятлу? (Это бескорыстная помощь, не требующая платы, награды.)
Воспитатель раскрывает значение слова «бескорыстный», опираясь на произведение С. Михалкова «Дядя Степа».
- Очень важно вовремя увидеть, кому нужна помощь и оказать ее. Но помогать другим людям должны не только взрослые, но и дети, как, например, мальчик из рассказа Валентины Осеевой «Просто старушка».
По улице шли мальчик и девочка. А впереди них шла старушка. Было очень скользко, старушка поскользнулась и упала.
- Подержи мои книжки! - крикнул мальчик, передал девочке свою сумку и бросился на помощь старушке. Когда он вернулся, девочка спросила его:
- Это твоя бабушка?
- Нет, - ответил мальчик.
- Мама? - удивилась подружка.
- Нет!
- Ну, тетя? Или знакомая?
- Да нет же, нет! - ответил ей мальчик. - Это просто старушка.
- Почему девочка задавала так много вопросов мальчику, который помог старушке подняться и собрать упавшие вещи? О чем говорят эти вопросы? (Девочка считала, что помогать нужно только родным и знакомым.)
- Что мальчик помог понять девочке, оказав помощь «просто старушке»? (Помощь надо оказывать всем, кто в ней нуждается.)
Беседа «Сердце семьи»
Программное содержание: Закрепить представление детей о ценностях семьи, о взаимоотношениях в семье. Дать детям понять, что они сами в силах поддерживать хорошее настроение у домочадцев. Учить детей мыслить самостоятельно; понимать единство и противоречия окружающего мира.
Ход беседы:
На занятиях в группе мы рассказывали друг другу, кто живёт в наших семьях, как кого зовут, чем они занимаются. А теперь скажите мне, зачем человеку семья? Какой должна быть семья? Что семью скрепляет? А что семью разрушает?
Семья должна учить любить,
Жалеть и вежливыми быть.
Когда семья такою станет,
Другая сразу жизнь настанет!
– А кто ещё знает стихи о семье?
– Когда всё хорошо, сердце нашей семьи бьётся спокойно, оно наполнено радостью за каждого из нас. А что такое радость в семье? Покажите мне радость. Вот радость в нашей семье. Модель «Радость» устанавливается на сердце.
Радость – это свет в окошке, Радость – ягоды в лукошке,
Радость – тысяча улыбок, Радость – стая мелких рыбок.
Радость в сердце жить должна. Очень нам она нужна.
– Сейчас мы подарим нашим семьям кусочек Радости. Я превращу вас во что-нибудь волшебное, и вы от имени этого волшебного порадуете свою семью. Дидактическая игра «Подари семье радость». Детям раздают карточки с разными картинками: листочек, ягодка, снежинка, капелька, кошка и т.д. Ребёнок называет себя именем картинки и от этого имени дарит семье «радость». Например: «Я – ягодка. Я подарю своей семье сладость, лето и хорошее настроение. Я – капелька. Я подарю своей семье свежесть и дождик».
– Радость в одиночку в семье не живёт,
С ней всегда за ручку Доброта идёт. Заботитесь ли вы о своей маме? Как? Как вы думаете, могут ли дети лечить взрослых? Забота и помощь нужна нашим родным не только в трудную минуту, но и в дни радости. Как мы можем показать в семье, что мы относимся ко всем с нежностью? Назовите нежно маму, папу, бабушку, дедушку, сестру, брата. Можем ли мы подарить нашим родным счастье? Модель «Счастье» устанавливается на сердце.
Мы сами можем сделать себя счастливыми!
Хорошим поведением, заботой, уважением
Мы радуем родителей и бабушек своих,
За это нас побалуют, игрушечкой порадуют,
И с гордостью покажут нас всем-всем друзьям своим!
И скажут: это дочь моя, иль: это сын заботливый,
Он никогда, ни капельки не доставлял хлопот!
Семья наша огромная и очень-очень дружная,
Она всегда весёлая, и счастье в ней живёт!
Приложение 3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «О добре, по-доброму, для добра»
Мы часто говорим: надо быть добрым, делать добрые дела…А что же такое добро? Доброта – это хорошее отношение к себе, к ближнему, к окружающим. Доброта делает нас отзывчивыми к чужому горю,...
«Сей добро, посыпай добром, жни добро, осыпай добром»
С таких замечательных слов началась тематическая подготовка к Неделе добра в логопедической группе «Солнышко». В благотворительную деятельность были вовлечены все. (фото на сайт...
Буклет для родителей «О добре, по - доброму, для добра»
Если вы хотите, чтобы ребенок стал добрым и отзывчивым человеком, любыми способами показывайте ему, что такое доброта. И главное, относитесь к малышу с любовью и добром, тогда он как губка впитает в с...
Консультация для родителей "О добре, по - доброму, для добра"
Я здороваюсь везде, дома и на улице, даже здравствуй , говорю, я соседской курице. Учим детей быть вежливыми....
Консультация для родителей «О добре, по-доброму, для добра»
Данная консультация поможет родителям привить своему ребенку доброту....
Конспект по духовно - нравственному воспитанию по программе "Добрый мир" . «Добрая забота человека о лесных животных. Кто добрый, кто злой – медведь или человек?».
Конспект занятия по программе "Добрый мир". Хрестоматитя №3. Работа с текстом стихотворения "В медведя выстрелил лесник"...
Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию "Дорога Добра" Тема: «Дорога добра» (по учебно-методическому комплекту «Добрый мир»)
Тема: «Дорога добра»Цель: Воспитание духовно – нравственной культуры детей на основе этических норм поведения.Задачи:Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, уважительное ...