Проект по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста "Радуга добра"
проект (старшая группа)

Лариса Джаруллаховна Молоствова

духовно-нравственное развитие и воспитание дошкольников, приобщение воспитанников и их родителей к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАДОУ «Детский сад «Ручеек»

Проект

 по духовно-нравственному воспитанию

 «Радуга добра»

Подготовила: воспитатель Молоствова Л.Д.

Тамбов 2023 г.

     Тип проекта:  Социально-творческий, коллективный.

     Продолжительность: долгосрочный (сентябрь 2021 – март 2022 гг.)

     Образовательные области:

- Речевое развитие

- Социально-коммуникативное развитие

- Художественно-эстетическое развитие

- Познавательное развитие

- Физическое развитие

     Участники проекта: воспитатели, дети старшей группы, родители детей.

     Цель проекта:

     Создание условий для формирования первоначальных представлений о нравственных чувствах и эмоциях, воспитание у детей положительных качеств характера, способствовать сплочению коллектива, мотивировать детей на совершение добрых поступков.

      Задачи реализации проекта:

Для детей:

- Учить детей ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях.

 - Формировать доброжелательные дружеские взаимоотношения между детьми, положительное отношение ко всем людям.

 - Воспитывать гуманное эмоционально-положительное, бережное отношение к миру природы и окружающего мира в целом.

 - Воспитывать умение оценивать поступки окружающих.

- Развивать негативное восприятие и отношение к плохим поступкам в жизни и литературных произведениях; уверенность в себе и своих возможностях.

- Воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способности к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми.

- Формирование у детей позитивных установок на добровольческую деятельность.

- Развитие коммуникативных навыков детей

- Поощрять стремление ребенка совершать добрые поступки.

- Развивать представления детей о понятиях «добро» и «зло», их важности в жизни людей.

- Способствовать эмоциональному, духовно-нравственному и интеллектуальному развитию.

Углублять представление детей о доброте, как о ценном, неотъемлемом качестве человека.

- Закреплять знание правил вежливого общения.

 - Побуждать детей к положительным поступкам и делам, учить детей избегать ссор, уступать и договариваться друг с другом.

- Способствовать повышению значения семейных ценностей.

Для педагогов:

 Повысить уровень взаимопонимания, толерантности между детьми, педагогами, родителями;

- Организовать просвещение родителей по теме «Духовно-нравственное воспитание».

Для родителей (законных представителей):

- Повысить родительскую компетенцию в вопросах духовно-нравственного воспитания детей;

- Способствовать повышению значения семейных ценностей;

- Создать условия для обмена информации между родителями и педагогами по теме.

     Актуальность проекта:   

     Совершенствование процесса духовно-нравственного воспитания детей – важная задача дошкольной педагогики на современном этапе развития нашего общества. Немаловажное место в нем занимает вопрос о формировании у детей представлений о нормах морали, регулирующих отношения человека к окружающим людям, природе и т. д. Когда ребенок начинает активную жизнь в человеческом обществе, он сталкивается с множеством проблем и трудностей. Мы живем в очень непростое время, когда отклонения становятся нормой. Считается нормальным бросить из окна машины на дорогу мусор, не заводить детей ради сохранения материальных благ. Мы начинаем, спокойно относится к повсеместному открытию сиротских приютов для детей при живых родителях и для родителей при живых детях. Будущее нации – в руках самой нации. Именно поэтому одной из задач нашей работы является воспитание гуманного эмоционально-положительного, бережного отношение к миру природы и окружающего мира в целом.

     Все это способствовало возникновению идеи создания социально-творческого проекта для детей дошкольного возраста в подготовительной группе детского сада.

     Новизна проекта состоит в построении системы работы, направленной на духовно-нравственное развитие и воспитание дошкольников, приобщение воспитанников и их родителей к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям в рамках реализации основной образовательной программы дошкольного образования МАДОУ «Детский сад «Ручеек»  с. Красносвободное.

     Обогащение развивающей предметно- пространственной среды:

  • Тематические альбомы, иллюстрации, фотографии, сказки;
  •  художественная и методическая литература по теме: «Спешите делать
  • добрые дела»;
  • - фотоальбом «Добрые дела»
  • - Дидактические игры (известные ранее и разработанные и созданные
  • педагогом в ходе проекта);
  • Аудио, видео записи духовно-нравственного направления, (о дружбе, доброте,
  •  правилах поведения и т.д.)
  • - подбор мультфильмов; презентаций по теме;
  • - выставка книг, рисунков, выставка творческих работ родителей и детей;
  • - Интернет ресурсы.

Девиз проекта: Твори добро и оно к тебе вернется.

Мероприятия в рамках проекта:

Для детей:

- Проведение с детьми бесед: «Уроки доброты».

- Мультимедийное знакомство детей по духовно – нравственному воспитанию «Радуга добра».

Проведение подвижных, сюжетно-ролевых и дидактических игр: «Что такое хорошо, что такое плохо?», «Мешок добрых дел», «Помогаем маме», «Добрые слова дедушке и бабушке» и др.

- Ритуал «Что мы положим в копилку добрых дел».

- Чтение художественной литературы, сказок по теме.

- Беседы по прочитанным произведениям.

- Заучивание стихотворений, мирилок, поговорок, пословиц.

- Рассказы из опыта: «Мои добрые дела».

- Рассматривание иллюстраций, проигрывание ситуаций.

- Рисование рисунков, изготовление оригами, лепка.

- Выставка творческих работ по теме.

Для педагогов:

- Создание картотеки дидактических игр по духовно-нравственному воспитанию: «Радуга добра».

- Подборка пальчиковых игр, физкультминуток;

- Картотека пословиц, поговорок, стихотворений, литературы;

Для родителей (законных представителей):

- Анкетирование родителей по теме духовно-нравственного воспитания

- Консультации: «Доброта и современный мир – миф или реальность?», «Воспитание добром», «Воспитание дружеских отношений в игре»

- Детско-родительская викторина:

 «Что такое дружба, доброта?», «Какое доброе дело я сделал сегодня?», «Правила поведения в социуме».

- Акция «Покормите птиц зимой», (изготовление кормушек: родители-дети).

 - Проведение индивидуальных семейных вечеров «Уроки доброты»;

- Помощь в пополнении развивающей предметно-пространственной среды группы.

Планируемые результаты

Для детей: 

-Дети научатся ориентироваться в социальных ролях и межличностных

отношениях.

 - Сформируются доброжелательные дружеские взаимоотношения между

 детьми, положительное отношение ко всем людям.

 - Воспитанники будут проявлять гуманное эмоционально-положительное,

бережное отношение к миру природы и окружающему миру в целом.

 - Ребята научатся оценивать свои поступки и поступки окружающих.

- У детей сформируются позитивные установки на добровольческую деятельность.

- Разовьются коммуникативные навыки детей.

- Дети будут стремиться совершать добрые поступки.

- Дети научатся различать понятия «добро» и «зло», их важности в жизни людей.

- Закрепятся знания правил вежливого общения.

 - Повысится интерес к семейным ценностям.

Для педагогов:

 - Повысится уровень взаимопонимания между детьми, педагогами, родителями;.

Для родителей (законных представителей):

  • Повысится родительская компетенция в вопросах духовно-

нравственного воспитания детей;

-Повысится значение семейных ценностей;

  • Создадутся условия для обмена информации между родителями и

педагогами по теме.

Продукты проекта:

- Выставка рисунков «Мои добрые дела».

- Изготовление кормушек.

- Выставка поделок из природного материала.

- Изготовление подарка для мам «Рождественская звезда».

- Изготовление открытки «Ангел-хранитель».

- Оригами «Журавли».

- Показ сказки «У солнышка в гостях».

- Картотека дидактических, пальчиковых и подвижных игр физкультминуток по духовно – нравственному воспитанию: «Радуга добра».

Оценка эффективности:

- наблюдение за самостоятельной деятельностью воспитанников;

- беседы с детьми;

- анализ детских рисунков;

- анкетирование родителей.

            Этапы проекта

I этап Подготовительный

- Изучение методической литературы и подготовка методического сопровождения проекта. Подбор методической, художественной литературы, иллюстрационного материала, аудио и видео материалов по данной теме.

- Подбор игрушек, атрибутов для игровой деятельности.

- Подбор материала для продуктивной деятельности.

- Диагностика знаний детей по духовно – нравственному воспитанию: «Радуга добра»».

- Определение цели и задач проекта;

- Анкетирование родителей, актуальность и важность проблемы.

- Разработка плана работы по ознакомлению детей по духовно-нравственному воспитанию «Радуга добра».

- Подбор дидактических, пальчиковых, подвижных игр.

II этап Организационно-практический

- Организация непосредственно образовательной деятельности по всем по всем образовательным областям.

- Организация совместной и самостоятельной деятельности детей по теме проекта.

- Организация работы с родителями: консультирование, вовлечение в проектную деятельность, организация совместных выставок, экскурсий.

- Пополнение и обновление развивающей предметно-пространственной среды по направлению нравственно-патриотического воспитания «Радуга добра»», (подбор книг, наглядно-демонстрационного материала, загадок, поговорок и т.п.).

- Разработка рекомендаций, памяток для родителей по теме проекта (с обновлением в родительском уголке).

III этап Итоговый

- Картотека дидактических, пальчиковых и подвижных игр духовно-нравственного направления.

- Выставка рисунков по теме «Мои добрые дела».

 - Выставка поделок из природного материала; кормушек и домиков для птиц (совместно с родителями);

- Оформление фотовыставки «Наши добрые дела дома и в саду»;

- Показ сказки «Снежная королева» совместно с воспитанниками Красносвободненской санаторной школы-интернат в рамках сотрудничества.

- Родительское собрание на тему:

«Доброта и современный мир – миф или реальность?».

- Диагностика детей.

- Пополнение предметно-пространственной среды детей.

- Показ сказки «У солнышка в гостях»;

- Презентация проекта.

Список используемой литературы:

  • Киселёва Л.С., Данилина Т.А. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. М.: АРКТИ, 2006.
  • Островская Л.Ф."Правильно ли воспитываем малыша?", пособие для воспитателя детского сада, М., 1979.
  • Лопатина, А.А. Скребцова, М.В. 600 творческих игр: практическое пособие / – Москва, Амрита-Русь, 2011
  • Соколова, Е.Р. Формирование чувства отзывчивости у детей дошкольного возраста: метод.-практич. пособие / Е.Р. Соколова – Москва, Учитель, 2016
  • Шорыгина, Т.А. Детям о самом важном – моя семья: метод. пособие / Т.А. Шорыгина – Москва, ТЦ Сфера, 2012
  • Журнал “Дошкольное воспитание” №3,№8, 2008 год.
  • “Хрестоматия для старших дошкольников”, под редакцией И. Логиновой, М.: Просвещение, 1990 г.
  • Егорова М.В.. Развитие эмоциональной отзывчивости и навыков общения у детей 3-7 лет. Игры и упражнения.- Волгоград: Учитель.
  • Полякевич Ю.В. , Осинина Г.Н. Формирование коммуникативных навыков у детей 3-7 лет. Модели комплексных занятий.-Волгоград,2010
  • Шитова Е.В. Практические семинары и тренинги для педагогов.-вып.1 Воспитатель и ребенок: эффективное взаимодействие/авт.-сост. Е.В.Шитова.-Волгоград: Учитель,2009.-171 стр.
  • Куцакова Л. В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. – М. : Мозаика-Синтез, 2009.
  • Петрова В. И., Стульник Т. Д. Нравственное воспитание в детском саду. – М. : Мозаика-Синтез, 2010.
  • ФГОС Социально-нравственное воспитание дошкольников Р.С. Буре
  • Материалы с интернет- сайтов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Воспитание духовно- нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ, семьи и общественных организаций»

В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. И самая большая опасность, подстеригающая наше общество сегодня - в разрушении личности....

Консультация для педагогов «Роль экологического воспитания в формировании духовно – нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста»

laquo;Воспитав человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, - значит вырастить угрозу для общества».Теодор Рузвельт...

Презентация проекта "Формирование духовно-нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста на тему: "О маме".

Цель проекта     Формирование духовно-нравственных представлений у детей   старшего дошкольного возраста на тему «О маме»....

Консультация «Воспитание духовно- нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста»

Духовно-нравственное воспитание детей является одной из самых основных задач дошкольного учреждения. Оно очень многообразно по содержанию – это любовь к родным местам, гордость за свой народ, ощущение...

Воспитание духовно- нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ, семьи и общественных организаций

В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня- в разрушении личности. Н...