Проект по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста "Радуга добра"
проект (старшая группа)
духовно-нравственное развитие и воспитание дошкольников, приобщение воспитанников и их родителей к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
проект по духовно-нравственному воспитанию старших дошкольников "Радуга добра" | 29.95 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ «Детский сад «Ручеек»
Проект
по духовно-нравственному воспитанию
«Радуга добра»
Подготовила: воспитатель Молоствова Л.Д.
Тамбов 2023 г.
Тип проекта: Социально-творческий, коллективный.
Продолжительность: долгосрочный (сентябрь 2021 – март 2022 гг.)
Образовательные области:
- Речевое развитие
- Социально-коммуникативное развитие
- Художественно-эстетическое развитие
- Познавательное развитие
- Физическое развитие
Участники проекта: воспитатели, дети старшей группы, родители детей.
Цель проекта:
Создание условий для формирования первоначальных представлений о нравственных чувствах и эмоциях, воспитание у детей положительных качеств характера, способствовать сплочению коллектива, мотивировать детей на совершение добрых поступков.
Задачи реализации проекта:
Для детей:
- Учить детей ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях.
- Формировать доброжелательные дружеские взаимоотношения между детьми, положительное отношение ко всем людям.
- Воспитывать гуманное эмоционально-положительное, бережное отношение к миру природы и окружающего мира в целом.
- Воспитывать умение оценивать поступки окружающих.
- Развивать негативное восприятие и отношение к плохим поступкам в жизни и литературных произведениях; уверенность в себе и своих возможностях.
- Воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способности к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми.
- Формирование у детей позитивных установок на добровольческую деятельность.
- Развитие коммуникативных навыков детей
- Поощрять стремление ребенка совершать добрые поступки.
- Развивать представления детей о понятиях «добро» и «зло», их важности в жизни людей.
- Способствовать эмоциональному, духовно-нравственному и интеллектуальному развитию.
Углублять представление детей о доброте, как о ценном, неотъемлемом качестве человека.
- Закреплять знание правил вежливого общения.
- Побуждать детей к положительным поступкам и делам, учить детей избегать ссор, уступать и договариваться друг с другом.
- Способствовать повышению значения семейных ценностей.
Для педагогов:
- Повысить уровень взаимопонимания, толерантности между детьми, педагогами, родителями;
- Организовать просвещение родителей по теме «Духовно-нравственное воспитание».
Для родителей (законных представителей):
- Повысить родительскую компетенцию в вопросах духовно-нравственного воспитания детей;
- Способствовать повышению значения семейных ценностей;
- Создать условия для обмена информации между родителями и педагогами по теме.
Актуальность проекта:
Совершенствование процесса духовно-нравственного воспитания детей – важная задача дошкольной педагогики на современном этапе развития нашего общества. Немаловажное место в нем занимает вопрос о формировании у детей представлений о нормах морали, регулирующих отношения человека к окружающим людям, природе и т. д. Когда ребенок начинает активную жизнь в человеческом обществе, он сталкивается с множеством проблем и трудностей. Мы живем в очень непростое время, когда отклонения становятся нормой. Считается нормальным бросить из окна машины на дорогу мусор, не заводить детей ради сохранения материальных благ. Мы начинаем, спокойно относится к повсеместному открытию сиротских приютов для детей при живых родителях и для родителей при живых детях. Будущее нации – в руках самой нации. Именно поэтому одной из задач нашей работы является воспитание гуманного эмоционально-положительного, бережного отношение к миру природы и окружающего мира в целом.
Все это способствовало возникновению идеи создания социально-творческого проекта для детей дошкольного возраста в подготовительной группе детского сада.
Новизна проекта состоит в построении системы работы, направленной на духовно-нравственное развитие и воспитание дошкольников, приобщение воспитанников и их родителей к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям в рамках реализации основной образовательной программы дошкольного образования МАДОУ «Детский сад «Ручеек» с. Красносвободное.
Обогащение развивающей предметно- пространственной среды:
- Тематические альбомы, иллюстрации, фотографии, сказки;
- художественная и методическая литература по теме: «Спешите делать
- добрые дела»;
- - фотоальбом «Добрые дела»
- - Дидактические игры (известные ранее и разработанные и созданные
- педагогом в ходе проекта);
- Аудио, видео записи духовно-нравственного направления, (о дружбе, доброте,
- правилах поведения и т.д.)
- - подбор мультфильмов; презентаций по теме;
- - выставка книг, рисунков, выставка творческих работ родителей и детей;
- - Интернет ресурсы.
Девиз проекта: Твори добро и оно к тебе вернется.
Мероприятия в рамках проекта:
Для детей:
- Проведение с детьми бесед: «Уроки доброты».
- Мультимедийное знакомство детей по духовно – нравственному воспитанию «Радуга добра».
Проведение подвижных, сюжетно-ролевых и дидактических игр: «Что такое хорошо, что такое плохо?», «Мешок добрых дел», «Помогаем маме», «Добрые слова дедушке и бабушке» и др.
- Ритуал «Что мы положим в копилку добрых дел».
- Чтение художественной литературы, сказок по теме.
- Беседы по прочитанным произведениям.
- Заучивание стихотворений, мирилок, поговорок, пословиц.
- Рассказы из опыта: «Мои добрые дела».
- Рассматривание иллюстраций, проигрывание ситуаций.
- Рисование рисунков, изготовление оригами, лепка.
- Выставка творческих работ по теме.
Для педагогов:
- Создание картотеки дидактических игр по духовно-нравственному воспитанию: «Радуга добра».
- Подборка пальчиковых игр, физкультминуток;
- Картотека пословиц, поговорок, стихотворений, литературы;
Для родителей (законных представителей):
- Анкетирование родителей по теме духовно-нравственного воспитания
- Консультации: «Доброта и современный мир – миф или реальность?», «Воспитание добром», «Воспитание дружеских отношений в игре»
- Детско-родительская викторина:
«Что такое дружба, доброта?», «Какое доброе дело я сделал сегодня?», «Правила поведения в социуме».
- Акция «Покормите птиц зимой», (изготовление кормушек: родители-дети).
- Проведение индивидуальных семейных вечеров «Уроки доброты»;
- Помощь в пополнении развивающей предметно-пространственной среды группы.
Планируемые результаты
Для детей:
-Дети научатся ориентироваться в социальных ролях и межличностных
отношениях.
- Сформируются доброжелательные дружеские взаимоотношения между
детьми, положительное отношение ко всем людям.
- Воспитанники будут проявлять гуманное эмоционально-положительное,
бережное отношение к миру природы и окружающему миру в целом.
- Ребята научатся оценивать свои поступки и поступки окружающих.
- У детей сформируются позитивные установки на добровольческую деятельность.
- Разовьются коммуникативные навыки детей.
- Дети будут стремиться совершать добрые поступки.
- Дети научатся различать понятия «добро» и «зло», их важности в жизни людей.
- Закрепятся знания правил вежливого общения.
- Повысится интерес к семейным ценностям.
Для педагогов:
- Повысится уровень взаимопонимания между детьми, педагогами, родителями;.
Для родителей (законных представителей):
- Повысится родительская компетенция в вопросах духовно-
нравственного воспитания детей;
-Повысится значение семейных ценностей;
- Создадутся условия для обмена информации между родителями и
педагогами по теме.
Продукты проекта:
- Выставка рисунков «Мои добрые дела».
- Изготовление кормушек.
- Выставка поделок из природного материала.
- Изготовление подарка для мам «Рождественская звезда».
- Изготовление открытки «Ангел-хранитель».
- Оригами «Журавли».
- Показ сказки «У солнышка в гостях».
- Картотека дидактических, пальчиковых и подвижных игр физкультминуток по духовно – нравственному воспитанию: «Радуга добра».
Оценка эффективности:
- наблюдение за самостоятельной деятельностью воспитанников;
- беседы с детьми;
- анализ детских рисунков;
- анкетирование родителей.
Этапы проекта
I этап Подготовительный
- Изучение методической литературы и подготовка методического сопровождения проекта. Подбор методической, художественной литературы, иллюстрационного материала, аудио и видео материалов по данной теме.
- Подбор игрушек, атрибутов для игровой деятельности.
- Подбор материала для продуктивной деятельности.
- Диагностика знаний детей по духовно – нравственному воспитанию: «Радуга добра»».
- Определение цели и задач проекта;
- Анкетирование родителей, актуальность и важность проблемы.
- Разработка плана работы по ознакомлению детей по духовно-нравственному воспитанию «Радуга добра».
- Подбор дидактических, пальчиковых, подвижных игр.
II этап Организационно-практический
- Организация непосредственно образовательной деятельности по всем по всем образовательным областям.
- Организация совместной и самостоятельной деятельности детей по теме проекта.
- Организация работы с родителями: консультирование, вовлечение в проектную деятельность, организация совместных выставок, экскурсий.
- Пополнение и обновление развивающей предметно-пространственной среды по направлению нравственно-патриотического воспитания «Радуга добра»», (подбор книг, наглядно-демонстрационного материала, загадок, поговорок и т.п.).
- Разработка рекомендаций, памяток для родителей по теме проекта (с обновлением в родительском уголке).
III этап Итоговый
- Картотека дидактических, пальчиковых и подвижных игр духовно-нравственного направления.
- Выставка рисунков по теме «Мои добрые дела».
- Выставка поделок из природного материала; кормушек и домиков для птиц (совместно с родителями);
- Оформление фотовыставки «Наши добрые дела дома и в саду»;
- Показ сказки «Снежная королева» совместно с воспитанниками Красносвободненской санаторной школы-интернат в рамках сотрудничества.
- Родительское собрание на тему:
«Доброта и современный мир – миф или реальность?».
- Диагностика детей.
- Пополнение предметно-пространственной среды детей.
- Показ сказки «У солнышка в гостях»;
- Презентация проекта.
Список используемой литературы:
- Киселёва Л.С., Данилина Т.А. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. М.: АРКТИ, 2006.
- Островская Л.Ф."Правильно ли воспитываем малыша?", пособие для воспитателя детского сада, М., 1979.
- Лопатина, А.А. Скребцова, М.В. 600 творческих игр: практическое пособие / – Москва, Амрита-Русь, 2011
- Соколова, Е.Р. Формирование чувства отзывчивости у детей дошкольного возраста: метод.-практич. пособие / Е.Р. Соколова – Москва, Учитель, 2016
- Шорыгина, Т.А. Детям о самом важном – моя семья: метод. пособие / Т.А. Шорыгина – Москва, ТЦ Сфера, 2012
- Журнал “Дошкольное воспитание” №3,№8, 2008 год.
- “Хрестоматия для старших дошкольников”, под редакцией И. Логиновой, М.: Просвещение, 1990 г.
- Егорова М.В.. Развитие эмоциональной отзывчивости и навыков общения у детей 3-7 лет. Игры и упражнения.- Волгоград: Учитель.
- Полякевич Ю.В. , Осинина Г.Н. Формирование коммуникативных навыков у детей 3-7 лет. Модели комплексных занятий.-Волгоград,2010
- Шитова Е.В. Практические семинары и тренинги для педагогов.-вып.1 Воспитатель и ребенок: эффективное взаимодействие/авт.-сост. Е.В.Шитова.-Волгоград: Учитель,2009.-171 стр.
- Куцакова Л. В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. – М. : Мозаика-Синтез, 2009.
- Петрова В. И., Стульник Т. Д. Нравственное воспитание в детском саду. – М. : Мозаика-Синтез, 2010.
- ФГОС Социально-нравственное воспитание дошкольников Р.С. Буре
- Материалы с интернет- сайтов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Воспитание духовно- нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ, семьи и общественных организаций»
В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. И самая большая опасность, подстеригающая наше общество сегодня - в разрушении личности....
Консультация для педагогов «Роль экологического воспитания в формировании духовно – нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста»
laquo;Воспитав человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, - значит вырастить угрозу для общества».Теодор Рузвельт...
Презентация проекта "Формирование духовно-нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста на тему: "О маме".
Цель проекта Формирование духовно-нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста на тему «О маме»....
Консультация «Воспитание духовно- нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста»
Духовно-нравственное воспитание детей является одной из самых основных задач дошкольного учреждения. Оно очень многообразно по содержанию – это любовь к родным местам, гордость за свой народ, ощущение...
Воспитание духовно- нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ, семьи и общественных организаций
В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня- в разрушении личности. Н...