Сенсорная интеграция, как условие полноценного развития дошкольников с нарушением зрения
материал
Сущность образовательной практики, заклоючается в том, чтобы помочь детям восполнить дефицит сенсорного опыта и обеспечить в дальнейшем полноценное взаимодействие с окружающей средой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ferderer_i_a_praktika_2025.docx | 22.55 КБ |
plan_po_samoobrazovaniyu_2024-2025.docx | 20.49 КБ |
konspekt_sensornaya_integratsiya.docx | 18.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Структура описания практики
Название практики | Сенсорная интеграция, как условие полноценного развития дошкольников с нарушением зрения |
Разработчики (ФИО, должность, ОУ) | Фердерер Ирина Александровна, воспитатель, учитель-логопед, МАДОУ ДСКН №4 г. Сосновоборска |
Тип практики (педагогическая, методическая, управленческая) | педагогическая |
Проблематика и актуальность практики. Краткая характеристика практики: исходная ситуация, проблема, которую надо решить, *проектная идея, позволяющая это сделать. Логическая цепочка успешности практики: проблема – цель – средства – результат | Современное образование нацеливает педагогов на обязательный учёт индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей детей, на необходимость создания системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и специальных условий для их обучения и воспитания. Использование технологии сенсорной интеграции в комплексе с традиционными методами коррекционного воздействия способствует всестороннему и гармоничному развитию детей с ОВЗ, а также способствует развитию творческого потенциала педагогов. Вся жизнь ребенка связана с бесконечным восприятием окружающего мира, с его красками, звуками, формами. В связи с этим, развитие сенсорно-перцептивных базовых эталонов является важным в развитии и воспитании всех категорий детей, особенно детей с нарушениями развития. Дети с нарушениями развития - это, как правило, дети с врожденной сочетанной патологией первичного генеза, у которых преимущественно отмечаются аномалии органов чувств (главным образом зрения и слуха), а значит, они с первых дней своей жизни воспитываются в условиях сенсорной и двигательной депривации. Анализ научно-методической литературы, практика обучения и воспитания, педагогические наблюдения за этими детьми позволяют выделить некоторое своеобразие сенсорной интеграции детей с нарушениями развития. Сенсорная интеграция – это организация сенсорных импульсов, делающая возможным их дальнейшую обработку и «осмысление». |
Цель и задачи на решение которых направлена практика | Цель: развитие сбалансированности обработки сенсорных стимулов посредством создания условий для сенсорной интеграции. Задачи:
|
Нормативно - правовая база практики | Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273ФЗ Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) Федеральная образовательная программа (ФОП) Федеральная адаптированная образовательная программа (ФАОП) |
На какую группу участников образовательной деятельности направлена практика: - обучающиеся; - родители; - педагоги - узкие специалисты (психологи, логопеды, дефектологи, социальные педагоги и т.д.); - методисты; - администрация; - другое | Дошкольники, родители, педагоги, узкие специалисты (психологи, логопеды, дефектологи) |
**Описание сущности практики | Сущность образовательной практики заключается в том, чтобы помочь детям восполнить дефицит сенсорного опыта и обеспечить в дальнейшем полноценное взаимодействие с окружающей средой. Занятия по сенсорной интеграции направлены на поэтапное включение и синхронизацию всех сенсорных потоков через стимуляцию различных органов чувств. |
Средства реализации практики (технологии, методы, формы, способы) | Технологии: − игровая; − личностно - ориентированные технологии; − опытно-экспериментальная; − технология досуговой деятельности; Методы: − игровые; − практические; − наглядные; − словесные; − Формы работы: − игра; − беседа; − опыт; − эксперимент; − исследование; − досуги; − образовательная деятельность. Работа по сенсорной интеграции у детей осуществлялась по нескольким направлениям, а именно: - в процессе специальных дидактических игр и упражнений по сенсорному воспитанию, направленных на развитие восприятия пространственных и качественных свойств предметов и формирование перцептивных действий; - в ходе игр и упражнений, направленных на развитие у ребенка социального восприятия: восприятия человека, его действий, движений, в том числе мимических и экспрессивных, восприятие самого себя и окружающих его сверстников; - в изобразительной деятельности – рисовании, аппликации, лепке; - в конструктивной деятельности из различных материалов. |
Результат вашей практики (промежуточный и / или состоявшийся зафиксировать и показать) |
Хорошо развитая сенсорная интеграция способствует успешности детей в различных сферах их активности и повышает учебную способность. Это помогает ребёнку лучше адаптироваться к образовательной среде и более эффективно усваивать новые знания и навыки. |
Способы/средства/инструменты измерения результатов образовательной практики | Диагностика нарушений сенсорной интеграции. |
Описание позитивных изменений, эффектов которые произошли в результате реализации практики. | Игры, упражнения и организованная деятельность по сенсорной интеграции положительно влияют на развитие мелкой моторики рук, координацию движений пальцев рук, совершенствуют зрительные и двигательные анализаторы детей, обогащают сенсорный опыт, способствуют развитию концентрации внимания, также обладают колоссальным значением для развития психики ребенка. |
Недостатки и трудности, с которыми пришлось столкнуться в процессе реализации практики. Условия, обеспечивающие устойчивость и эффективность практики. | Недостаточной обеспечение сенсорными материалами, пособиями. Отсутствие помещения. |
Рекомендательные письма/экспертные заключения/ сертификаты, и иное подтверждающее значимость практики для сферы образования (перечислить документы и указать ссылку на сайте общеобразовательной организации) | https://nsportal.ru/user/817084 Лауреат Всероссийского конкурса «Воспитатели России»: Развивающие игры и пособия. Стартап; Участник конкурса дидактических материалов «Развивающая игрушка». Курсы повышения квалификации «Сенсорная комната: психолого-педагогическое сопровождение ребенка» |
Приложения (логотип организации, фотодокументы с комментариями, другие материалы для публикации в сборнике лучших практик) | https://nsportal.ru/user/817084 |
Тиражирования практики (ваш опыт) | Публикация на сайте НС-портал. Участие во Всероссийской конференции с международным участием «Педагогика и психология развития личностного потенциала: современные практики», выступила с докладом «Развитие сенсорных представлений детей с функциональным расстройством зрения», май 2024 г. Выступление на ГПС. |
Предварительный просмотр:
Индивидуальный план по самообразованию на тему:
«Сенсорная интеграция, как условие полноценного развития дошкольников с нарушением зрения»
Воспитатель:
Фердерер Ирина Александровна
2024
Актуальность
Современное образование нацеливает педагогов на обязательный учёт индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей детей, на необходимость создания системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и специальных условий для их обучения и воспитания. Использование технологии сенсорной интеграции в комплексе с традиционными методами коррекционного воздействия способствует всестороннему и гармоничному развитию детей с ОВЗ, а также способствует развитию творческого потенциала педагогов.
Вся жизнь ребенка связана с бесконечным восприятием окружающего мира, с его красками, звуками, формами. В связи с этим, развитие сенсорно-перцептивных базовых эталонов является важным в развитии и воспитании всех категорий детей, особенно детей с нарушениями развития. Дети с нарушениями развития - это, как правило, дети с врожденной сочетанной патологией первичного генеза, у которых преимущественно отмечаются аномалии органов чувств (главным образом зрения и слуха), а значит, они с первых дней своей жизни воспитываются в условиях сенсорной и двигательной депривации. Анализ научно-методической литературы, практика обучения и воспитания, педагогические наблюдения за этими детьми позволяют выделить некоторое своеобразие сенсорной интеграции детей с нарушениями развития.
Одной из причин нарушения сенсорной интеграции может быть недостаток сенсорных (тактильных, зрительных, слуховых) стимулов. В зарубежных исследованиях, показано влияние сенсорной депривации на сенсомоторное развитие, эмоциональность, адаптивность и т. д. В результате недостаточности сенсорного анализа может быть нарушен процесс осмысления построения двигательного действия. В нейрофизиологических исследованиях детей рассматриваемой категории установлены отклонения от нормы формирования механизмов зрительного и слухового восприятия. Эти дети имеют не только более выраженную задержку сенсомоторного развития по сравнению с детьми без сенсорного нарушения, но и вторичную задержку в психоэмоционально-волевом и когнитивном развитии.
Проблемы с сенсорной интеграцией в той или иной степени встречаются сегодня довольно часто. Зачастую педагоги и родители не всегда могут понять, что происходит с ребенком и как ему помочь. В основе теории сенсорной интеграции лежит системный подход к функционированию мозга.
Сенсорная интеграция – это организация сенсорных импульсов, делающая возможным их дальнейшую обработку и «осмысление». «Осмысление» может находить выражение в формировании схемы тела или перцепции пространства, адаптивном ответе, обучении или развитии каких-либо нервных функций.
Благодаря сенсорной интеграции многие части нервной системы могут работать слаженно, благодаря чему человек способен эффективно взаимодействовать с окружающей средой и испытывать удовольствие от такого взаимодействия.
Сенсорная интеграция ориентирована на работу с базовыми сенсорными системами: вестибулярной, тактильной, перцептивной с дополнительным включением слуха, зрения, обоняния, вкуса.
Сенсорная интеграция- основа для работы сенсорных систем нашего организма. Интегрировать - означает собрать воедино разные части, заставить их работать более слаженно как единая система. Знание о данном подходе помогает увидеть связь процессов обработки сенсорной информации с поведением и обучением ребенка, увидеть, что многие поведенческие трудности, проблемы в обучении и многое другое - в большинстве случаев не результат плохого воспитания или лени ребенка, а реальные проблемы, требующие пристального внимания специалистов и родителей.
Дата начала работы над темой: сентябрь 2024 года.
Предполагаемая дата окончания работы: май 2025 года.
Цель: повышение педагогической грамотности по теме сенсорной интеграции для применения в работе с дошкольниками с нарушением зрения.
Задачи:
- Изучить и проанализировать методическую, литературу по теме самообразования.
- Подобрать, разработать дидактические игры и упражнения для сенсорного развития детей.
- Систематизировать дидактические игры и упражнения.
- Использовать дидактические игры и упражнения в коррекционно-развивающей деятельности с детьми, имеющими нарушения зрения.
- Обобщить опыт педагогической работы по самообразованию.
Месяц | Направление деятельности | Форма отчета |
Сентябрь | Подбор, изучение и анализ методической литературы по теме самообразования. | Картотека методической литературы. |
Октябрь | Диагностика детей. Составление перспективного плана работы. Разработка картотеки дидактических игр и упражнений. | Перспективный план работы по теме самообразования. Картотека дидактических игр и упражнений. |
Ноябрь | Изготовление дидактических игр для сенсорной интеграции. Проведение образовательной деятельности с элементами сенсорной интеграции. | Дидактические игры. |
Декабрь | Памятка для родителей: «Советы по обустройству детского пространства для сенсорной интеграции». | Публикация на сайте www.nsportal.ru |
Январь | Консультация для педагогов «Игры и упражнения по сенсорной интеграции с дошкольниками» | Публикация на сайте www.nsportal.ru |
Февраль | «Играем с детьми» буклет для родителей | Вручение родителям памяток для ознакомления и применения дома. |
Март | Проведение квеста «Путешествие по сказкам» с использование метода сенсорной интеграции. | Квест. |
Апрель | Диагностика детей. | Результаты диагностики. |
Май | Распространение полученного опыта. | Презентация опыта. Публикация на сайте www.nsportal.ru. |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия с элементами сенсорной интеграции «В поисках краски» для детей с ОВЗ
Цель: активизация различных функций центральной нервной системы за счет создания сенсорной среды и стимуляции сенсорных систем.
Задачи:
Коррекционно-образовательные задачи:
-способствовать развитию зрительного, тактильного, обонятельного, слухового восприятия;
- уточнить знания детей о сказках;
-закреплять умение передавать свои чувства и ощущения в речи;
-упражнять в согласовании прилагательных с существительным;
-закрепить навык употребления простых предлогов;
- способствовать формированию пространственных представлений;
Коррекционно-развивающие задачи:
-способствовать развитию познавательной активности, любознательности;
-способствовать развитию речевого слуха, зрительного и слухового восприятия, внимания, мелкой и общей моторики, творческого воображения.
Коррекционно-воспитательные:
-формировать положительную установку на участие в занятии.
-способствовать развитию навыков сотрудничества, самостоятельности, доброжелательности по отношению к партнеру.
Оборудование: сенсорные коробки с наполнителями браслеты утяжелители, вата, газета, лед, картинки с изображением горячих и холодных предметов, волшебный мешочек, лазерная указка, акварельная краска.
Ход занятия:
Дети, сегодня нас ожидает необыкновенное путешествие. А куда, вы узнаете, отгадав загадку: «Там волшебство, там чудеса, бывает бабушка Яга, герои действуют умно и дружба побеждает зло». Это сказка. Любите ли вы сказки? Почему? Назовите свои любимые сказки. Сегодня я предлагаю побывать вам в одной сказке.
Нас герои в гости ждут,
В сказку нас скорей зовут.
Наша помощь им нужна
Вы готовы, дети (Да)
Что ж, друзья, пора в дорогу, поспешим мы на подмогу.
Снежная королева спрятала солнце и тепло, покрыла сказочный мир снегом и вечным холодом, что же делать? Расколдовать мир можно только с помощью волшебных красок, которые находятся у Снежной королевы в замке. По дороге могут встретиться трудные испытания. Вы не боитесь трудностей? Тогда в путь!
Чтобы попасть в страну Снежной королевы нам понадобятся волшебные предметы, которые спрятаны в этом сундуке (педагог и дети подходят к сундучку, пробуют открыть, но он не открывается. На сундуке висит замок).
Что же делать, как нам ключ отыскать? Посмотрите, здесь разные коробки. Давайте попробуем найти ключ в этих коробках. Дети ищут ключ, подбирают к замку.
Что же в сундуке? (браслеты-утяжелители) Это же волшебные сапоги- скороходы! Нужно надеть сапоги-скороходы, они помогут быстрее добраться до царства Снежной королевы (надеваем утяжелители на ноги детям).
Полетели. Холодный ветер дует в лицо, начинается метель. Снег повалил густыми хлопьями, так, что ничего не видно. (Надеваем маску на глаза ребенку, Хлопья падают за шиворот, касаются вашего лица, рук. Расскажите, какие они. Касаемся рук, лица, шеи ребенка, ватой, скомканной газетой, затем кусочками льда. Ребенок описывает свой ощущения.
Как вы себя ощущаете? Вот мы и попали в страну Снежной Королевы.
Нам нужно пройти по волшебному лесу, чтобы попасть в замок Снежной королевы. Снег рыхлый, можно провалиться.
По дороге вам нужно собрать недостающие детали от картинки и вы увидите, кто охраняет чертоги Снежной Королевы. Детали спрятаны в разных предметах. Вам нужно остановиться, достать деталь и сказать где он находился.
Молодцы, вы собрали все детали, теперь давайте вставим недостающие и соберем картинку. Кто же охраняет Снежную Королеву? Снеговик.
Как же нам пройти мимо снеговика? Нужно выполнить задания снеговика и расшифровать звуковой код ( 4-5 картинок: большие и маленькие снеговики, снеговик с колокольчиком).
Вам нужно разложить картинки, и выполнить определенные действия: большой снеговик- хлопок в ладоши, маленький - топнуть, снеговик с колокольчиком – позвонить в колокольчик. Напоминаем детям, что действовать нужно слева направо, начинать с первой картинки (второй ребенок может повторить на слух звуковой ряд предыдущего ребенка, затем второй ребенок выкладывает - первый повторяет).
Посмотрите, на земле, какой - то мешок, там что-то лежит, давайте угадаем на ощупь, что внутри. Там снежинки (объемные). Посмотри на снежинку, какая она? (Красивая, пушистая, прозрачная, хрупкая, ледяная….) Снежинки хотят с вами потанцевать. Давай наденем волшебный мешок и превратимся в снежинок (надеваем мешок). Выполняем движения под музыку.
Снежинки закружили нас в ледяном танце, это Снежная Королева отправила их, чтобы мы забыли наше задание. Повторяем задание. Что нам нужно? Найти волшебную краску и нарисовать картинку, которая поможет вернуть тепло в сказочный мир.
Итак, мы подошли к замку Снежной королевы (достаем синюю ткань с дырками-отверстиями). В замке очень холодно и чтобы мы не замерзли нам нужно выполнить задание: перед вами находятся множество различных предметов (картинок, нужно занести все горячие предметы в замок Снежной королевы, а изображения холодных предметов, оставить перед замком. Дети по очереди называют «горячий» предмет и переносят, пролезая через дырку-отверстие, в замок.
Вот мы и попали в замок Снежной Королевы.
6. Следующее задание в поисках краски. Во дворце много комнат и двигаться нужно по определенному маршруту (клетки - разложенные в определенном порядк). Ребенок встает на первый коврик. Педагог (другой ребенок) дает команды и направляет, как пройти к бутылочке с краской. Шаг вперед, шаг вправо, шаг влево. .Ребенок подходит к бутылке.
Что же произошло с краской? (Густая краска на крышке бутылки, бутылка прозрачная с водой) Краска замерзла и стала прозрачной. Что же делать? Давай согреем ее теплом наших рук и произнесем слова:
«В руки бутылочку возьму.
Волшебство я призову.
Скажем вместе раз, два, три!
Цвет бутылка измени».
Трясем сильнее бутылку (желтая краска смешивается с водой). Какого цвета получилась краска? Желтая. Рисовать мы будем прямо на стенах замка Снежной Королевы. Как вы думаете, из чего они сделаны (Изо льда) (Перевернутый детский стул, вокруг 4-х ножек стула обернута пищевая пленка.
Чтобы расколдовать сказочный мир мы должны нарисовать что-то очень теплое, ласковое, круглое. То, что согреет нас своим теплом и светом. Что же это? Солнышко. Чем же мы будем рисовать? Пальчиками. Обмакиваем пальчик в краску и начинаем рисовать солнышко (краска : смешиваем пену для бритья с желтой акварельной краской). По окончанию работы протираем руки влажной салфеткой.
А вот и первый солнечный лучик (луч лазерной указки) пробился сквозь ледяные стены, а это значит, что колдовство Снежной Королевы слабеет, и скоро ее колдовство закончится. Лучик зовет поиграть с ним: проследите за лучиком глазками, куда он спрятался (Под стол, на шкаф) Какую фигуру нарисовал лучик (Круг, квадрат). Посчитайте, сколько раз моргнул огонек. Вы справились с заданием.
\
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация семинара-практикума «Организация работы по сенсорному развитию дошкольников с нарушением зрения»
Помощь воспитателям и специалистам ДОУ в организации работы по сенсорному развитию дошкольников с нарушением зрения...
Консультация "Роль развивающей предметно-пространственной среды в сенсорном развитии дошкольников с нарушением зрения"
Консультация для воспитателей работающих с детьми , имеющими ограниченные возможности здоровья...
Сенсорное развитие дошкольников с нарушением зрения в условиях специального и иклюзивного образования. Тематические индивидуальные занятия и игры
В методическом пособии представлены тематические занятия по развитию у детей с нарушением зрения зрительного, слухового, тактильного восприятия, восприятия запахов и вкуса. Занятия рассчитаны на детей...
Статья. Сенсорное развитие дошкольников с нарушением зрения.
Статья по теме : "Сенсорное развитие дошкольников с нарушением зрения"....
Семинар-практикум «Организация работы по сенсорному развитию дошкольников с нарушением зрения»
Цель семинара: помочь воспитателям и специалистам ДОУ в организации работы по сенсорному развитию дошкольников с патологией зрения.Задачи:- Закрепить представления о содержании и особенностях сен...
План по самообразованию на тему «Сенсорная интеграция, как условие полноценного развития дошкольников с нарушением зрения»
Современное образование нацеливает педагогов на обязательный учёт индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей детей, на необходимость создания системы комплексной по...
Конспект по формированию сенсорных эталонов и зрительных функций у дошкольников с нарушениями зрения
Формирование сенсорных эталонов и зрительных функций у дошкольников с нарушениями зрения по теме "Зоопарк"...