План по самообразованию на тему «Сенсорная интеграция, как условие полноценного развития дошкольников с нарушением зрения»
материал

Фердерер Ирина Александровна

Современное образование нацеливает педагогов на обязательный учёт индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей детей, на необходимость создания системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и специальных условий для их обучения и воспитания. Использование технологии сенсорной интеграции в комплексе с традиционными методами коррекционного воздействия способствует всестороннему и гармоничному развитию детей с ОВЗ, а также способствует развитию творческого потенциала педагогов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu_2024-2025.docx20.49 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальный план по самообразованию на тему: 

«Сенсорная интеграция, как условие полноценного развития дошкольников с нарушением зрения»

Воспитатель:

Фердерер Ирина Александровна

2024

Актуальность

Современное образование нацеливает педагогов на обязательный учёт индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей детей, на необходимость создания системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и специальных условий для их обучения и воспитания. Использование технологии сенсорной интеграции в комплексе с традиционными методами коррекционного воздействия способствует всестороннему и гармоничному развитию детей с ОВЗ, а также способствует развитию творческого потенциала педагогов.

Вся жизнь ребенка связана с бесконечным восприятием окружающего мира, с его красками, звуками, формами. В связи с этим, развитие сенсорно-перцептивных базовых эталонов является важным в развитии и воспитании всех категорий детей, особенно детей с нарушениями развития. Дети с нарушениями развития - это, как правило, дети с врожденной сочетанной патологией первичного генеза, у которых преимущественно отмечаются аномалии органов чувств (главным образом зрения и слуха), а значит, они с первых дней своей жизни воспитываются в условиях сенсорной и двигательной депривации. Анализ научно-методической литературы, практика обучения и воспитания, педагогические наблюдения за этими детьми позволяют выделить некоторое своеобразие сенсорной интеграции детей с нарушениями развития.

Одной из причин нарушения сенсорной интеграции может быть недостаток сенсорных (тактильных, зрительных, слуховых) стимулов. В зарубежных исследованиях, показано влияние сенсорной депривации на сенсомоторное развитие, эмоциональность, адаптивность и т. д. В результате недостаточности сенсорного анализа может быть нарушен процесс осмысления построения двигательного действия. В нейрофизиологических исследованиях детей рассматриваемой категории установлены отклонения от нормы формирования механизмов зрительного и слухового восприятия. Эти дети имеют не только более выраженную задержку сенсомоторного развития по сравнению с детьми без сенсорного нарушения, но и вторичную задержку в психоэмоционально-волевом и когнитивном развитии.

Проблемы с сенсорной интеграцией в той или иной степени встречаются сегодня довольно часто. Зачастую педагоги и родители не всегда могут понять, что происходит с ребенком и как ему помочь. В основе теории сенсорной интеграции лежит системный подход к функционированию мозга.

Сенсорная интеграция – это организация сенсорных импульсов, делающая возможным их дальнейшую обработку и «осмысление». «Осмысление» может находить выражение в формировании схемы тела или перцепции пространства, адаптивном ответе, обучении или развитии каких-либо нервных функций.

Благодаря сенсорной интеграции многие части нервной системы могут работать слаженно, благодаря чему человек способен эффективно взаимодействовать с окружающей средой и испытывать удовольствие от такого взаимодействия.

Сенсорная интеграция ориентирована на работу с базовыми сенсорными системами: вестибулярной, тактильной, перцептивной с дополнительным включением слуха, зрения, обоняния, вкуса.

Сенсорная интеграция- основа для работы сенсорных систем нашего организма. Интегрировать - означает собрать воедино разные части, заставить их работать более слаженно как единая система. Знание о данном подходе помогает увидеть связь процессов обработки сенсорной информации с поведением и обучением ребенка, увидеть, что многие поведенческие трудности, проблемы в обучении и многое другое - в большинстве случаев не результат плохого воспитания или лени ребенка, а реальные проблемы, требующие пристального внимания специалистов и родителей.

Дата начала работы над темой: сентябрь 2024 года.

 

Предполагаемая дата окончания работы: май 2025 года.

Цель: повышение педагогической грамотности по теме сенсорной интеграции для применения в работе с дошкольниками с нарушением зрения.

Задачи:

  1. Изучить и проанализировать  методическую, литературу по теме самообразования.
  2. Подобрать, разработать дидактические игры и упражнения для сенсорного развития детей.
  3. Систематизировать дидактические игры и упражнения.
  4. Использовать дидактические игры и упражнения в коррекционно-развивающей деятельности с детьми, имеющими нарушения зрения.
  5. Обобщить опыт педагогической работы по самообразованию.

Месяц

Направление деятельности

Форма отчета

Сентябрь

Подбор, изучение  и  анализ методической  литературы по теме самообразования.

Картотека  

методической литературы.

Октябрь

Диагностика детей. Составление перспективного плана работы. Разработка картотеки дидактических игр и упражнений.

Перспективный план работы по теме самообразования. Картотека дидактических игр и упражнений.

Ноябрь

Изготовление дидактических игр для сенсорной интеграции. Проведение образовательной деятельности с элементами сенсорной интеграции.

Дидактические игры.

Декабрь

Памятка для родителей: «Советы по обустройству детского пространства для сенсорной интеграции».

Публикация на сайте www.nsportal.ru

Январь

Консультация для педагогов «Игры и упражнения по сенсорной интеграции с дошкольниками»

Публикация на сайте www.nsportal.ru

Февраль

«Играем с детьми» буклет для родителей

Вручение родителям памяток для ознакомления и применения дома.

Март

Проведение квеста «Путешествие по сказкам» с использование метода сенсорной интеграции.

Квест.

Апрель

Диагностика детей.

Результаты диагностики.

Май

Распространение полученного опыта.

Презентация опыта. Публикация на сайте www.nsportal.ru.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация семинара-практикума «Организация работы по сенсорному развитию дошкольников с нарушением зрения»

Помощь воспитателям и специалистам ДОУ в организации работы по сенсорному развитию дошкольников с нарушением зрения...

Консультация "Роль развивающей предметно-пространственной среды в сенсорном развитии дошкольников с нарушением зрения"

Консультация для воспитателей работающих с детьми , имеющими ограниченные возможности здоровья...

Консультация для родителей на тему: «Психологическая защищенность, как условие полноценного развития дошкольника»

Успех в воспитании в значительной мере зависит от умения взрослых общаться с детьми, устанавливать с ними личные деловые контакты, от умения за внешним обликом, внешней картиной поведения ребенка увид...

Сенсорное развитие дошкольников с нарушением зрения в условиях специального и иклюзивного образования. Тематические индивидуальные занятия и игры

В методическом пособии представлены тематические занятия по развитию у детей с нарушением зрения зрительного, слухового, тактильного восприятия, восприятия запахов и вкуса. Занятия рассчитаны на детей...

План по самообразованию на тему «Эксперимент как средство познавательно-речевого развития дошкольников».

План по самообразованию на тему«Эксперимент как средство познавательно-речевого развития дошкольников»....

План по самообразованию на тему: "Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника"

План по самообразованию на тему: "Художественная литература как средство всестороннего развития докольника"...

План по самообразованию на тему: «Нетрадиционное рисование как средство всестороннего развития дошкольников» (старшая группа «Звёздочки») На 2023-2024 учебный год

Тема: «Нетрадиционное рисование как средство всестороннего развития дошкольников»И в десять лет, и в семь, и в пять Все дети любят рисовать. И каждый смело нарисует Всё, что...