План по самообразованию на тему «Сенсорная интеграция, как условие полноценного развития дошкольников с нарушением зрения»
материал
Современное образование нацеливает педагогов на обязательный учёт индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей детей, на необходимость создания системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и специальных условий для их обучения и воспитания. Использование технологии сенсорной интеграции в комплексе с традиционными методами коррекционного воздействия способствует всестороннему и гармоничному развитию детей с ОВЗ, а также способствует развитию творческого потенциала педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_samoobrazovaniyu_2024-2025.docx | 20.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальный план по самообразованию на тему:
«Сенсорная интеграция, как условие полноценного развития дошкольников с нарушением зрения»
Воспитатель:
Фердерер Ирина Александровна
2024
Актуальность
Современное образование нацеливает педагогов на обязательный учёт индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей детей, на необходимость создания системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и специальных условий для их обучения и воспитания. Использование технологии сенсорной интеграции в комплексе с традиционными методами коррекционного воздействия способствует всестороннему и гармоничному развитию детей с ОВЗ, а также способствует развитию творческого потенциала педагогов.
Вся жизнь ребенка связана с бесконечным восприятием окружающего мира, с его красками, звуками, формами. В связи с этим, развитие сенсорно-перцептивных базовых эталонов является важным в развитии и воспитании всех категорий детей, особенно детей с нарушениями развития. Дети с нарушениями развития - это, как правило, дети с врожденной сочетанной патологией первичного генеза, у которых преимущественно отмечаются аномалии органов чувств (главным образом зрения и слуха), а значит, они с первых дней своей жизни воспитываются в условиях сенсорной и двигательной депривации. Анализ научно-методической литературы, практика обучения и воспитания, педагогические наблюдения за этими детьми позволяют выделить некоторое своеобразие сенсорной интеграции детей с нарушениями развития.
Одной из причин нарушения сенсорной интеграции может быть недостаток сенсорных (тактильных, зрительных, слуховых) стимулов. В зарубежных исследованиях, показано влияние сенсорной депривации на сенсомоторное развитие, эмоциональность, адаптивность и т. д. В результате недостаточности сенсорного анализа может быть нарушен процесс осмысления построения двигательного действия. В нейрофизиологических исследованиях детей рассматриваемой категории установлены отклонения от нормы формирования механизмов зрительного и слухового восприятия. Эти дети имеют не только более выраженную задержку сенсомоторного развития по сравнению с детьми без сенсорного нарушения, но и вторичную задержку в психоэмоционально-волевом и когнитивном развитии.
Проблемы с сенсорной интеграцией в той или иной степени встречаются сегодня довольно часто. Зачастую педагоги и родители не всегда могут понять, что происходит с ребенком и как ему помочь. В основе теории сенсорной интеграции лежит системный подход к функционированию мозга.
Сенсорная интеграция – это организация сенсорных импульсов, делающая возможным их дальнейшую обработку и «осмысление». «Осмысление» может находить выражение в формировании схемы тела или перцепции пространства, адаптивном ответе, обучении или развитии каких-либо нервных функций.
Благодаря сенсорной интеграции многие части нервной системы могут работать слаженно, благодаря чему человек способен эффективно взаимодействовать с окружающей средой и испытывать удовольствие от такого взаимодействия.
Сенсорная интеграция ориентирована на работу с базовыми сенсорными системами: вестибулярной, тактильной, перцептивной с дополнительным включением слуха, зрения, обоняния, вкуса.
Сенсорная интеграция- основа для работы сенсорных систем нашего организма. Интегрировать - означает собрать воедино разные части, заставить их работать более слаженно как единая система. Знание о данном подходе помогает увидеть связь процессов обработки сенсорной информации с поведением и обучением ребенка, увидеть, что многие поведенческие трудности, проблемы в обучении и многое другое - в большинстве случаев не результат плохого воспитания или лени ребенка, а реальные проблемы, требующие пристального внимания специалистов и родителей.
Дата начала работы над темой: сентябрь 2024 года.
Предполагаемая дата окончания работы: май 2025 года.
Цель: повышение педагогической грамотности по теме сенсорной интеграции для применения в работе с дошкольниками с нарушением зрения.
Задачи:
- Изучить и проанализировать методическую, литературу по теме самообразования.
- Подобрать, разработать дидактические игры и упражнения для сенсорного развития детей.
- Систематизировать дидактические игры и упражнения.
- Использовать дидактические игры и упражнения в коррекционно-развивающей деятельности с детьми, имеющими нарушения зрения.
- Обобщить опыт педагогической работы по самообразованию.
Месяц | Направление деятельности | Форма отчета |
Сентябрь | Подбор, изучение и анализ методической литературы по теме самообразования. | Картотека методической литературы. |
Октябрь | Диагностика детей. Составление перспективного плана работы. Разработка картотеки дидактических игр и упражнений. | Перспективный план работы по теме самообразования. Картотека дидактических игр и упражнений. |
Ноябрь | Изготовление дидактических игр для сенсорной интеграции. Проведение образовательной деятельности с элементами сенсорной интеграции. | Дидактические игры. |
Декабрь | Памятка для родителей: «Советы по обустройству детского пространства для сенсорной интеграции». | Публикация на сайте www.nsportal.ru |
Январь | Консультация для педагогов «Игры и упражнения по сенсорной интеграции с дошкольниками» | Публикация на сайте www.nsportal.ru |
Февраль | «Играем с детьми» буклет для родителей | Вручение родителям памяток для ознакомления и применения дома. |
Март | Проведение квеста «Путешествие по сказкам» с использование метода сенсорной интеграции. | Квест. |
Апрель | Диагностика детей. | Результаты диагностики. |
Май | Распространение полученного опыта. | Презентация опыта. Публикация на сайте www.nsportal.ru. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация семинара-практикума «Организация работы по сенсорному развитию дошкольников с нарушением зрения»
Помощь воспитателям и специалистам ДОУ в организации работы по сенсорному развитию дошкольников с нарушением зрения...
Консультация "Роль развивающей предметно-пространственной среды в сенсорном развитии дошкольников с нарушением зрения"
Консультация для воспитателей работающих с детьми , имеющими ограниченные возможности здоровья...
Консультация для родителей на тему: «Психологическая защищенность, как условие полноценного развития дошкольника»
Успех в воспитании в значительной мере зависит от умения взрослых общаться с детьми, устанавливать с ними личные деловые контакты, от умения за внешним обликом, внешней картиной поведения ребенка увид...
Сенсорное развитие дошкольников с нарушением зрения в условиях специального и иклюзивного образования. Тематические индивидуальные занятия и игры
В методическом пособии представлены тематические занятия по развитию у детей с нарушением зрения зрительного, слухового, тактильного восприятия, восприятия запахов и вкуса. Занятия рассчитаны на детей...
План по самообразованию на тему «Эксперимент как средство познавательно-речевого развития дошкольников».
План по самообразованию на тему«Эксперимент как средство познавательно-речевого развития дошкольников»....
План по самообразованию на тему: "Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника"
План по самообразованию на тему: "Художественная литература как средство всестороннего развития докольника"...
План по самообразованию на тему: «Нетрадиционное рисование как средство всестороннего развития дошкольников» (старшая группа «Звёздочки») На 2023-2024 учебный год
Тема: «Нетрадиционное рисование как средство всестороннего развития дошкольников»И в десять лет, и в семь, и в пять Все дети любят рисовать. И каждый смело нарисует Всё, что...