Презентация семинара-практикума «Организация работы по сенсорному развитию дошкольников с нарушением зрения»
презентация к уроку на тему
Помощь воспитателям и специалистам ДОУ в организации работы по сенсорному развитию дошкольников с нарушением зрения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_seminara.pptx | 2.95 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Зрение неразрывно связано с работой всех сенсорных систем (слухом, обонянием, осязанием, тактильным восприятием), а так же жизнедеятельностью всего организма. Для предупреждения возникновения вторичных отклонений в развитии дошкольников с нарушением зрения огромное значение приобретает не только медицинская помощь, но и ежедневная педагогическая деятельность. Чем раньше будет начата коррекционно-педагогическая работа, тем успешнее будет развиваться сенсорное и психическое развитие детей с патологией зрения.
План семинара I. Вводная часть. II. Определение цели и задач семинара. III. Практическая часть. IV. Обмен мнениями. V. Подведение итогов.
Цель семинара : помочь воспитателям и специалистам ДОУ в организации работы по сенсорному развитию дошкольников с патологией зрения. Задачи: 1. Закрепить представления о содержании и особенностях сенсорного развития детей с нарушением зрения ; 2. Развить творческий потенциал педагогов.
Практическая часть 1 . Игра «Ручеёк радости» ( проводит педагог-психолог) Участники берутся за руки и закрывают глаза. Ведущий легко пожимает руку стоящему рядом игроку – «передаёт радостное настроение». Игрок открывает глаза, пожимает руку следующему и т. д. «Ручеёк радости» должен вернуться к ведущему. Все улыбаются друг другу.
Педагоги делятся на три команды и занимают свои места в соответствии с цветом ) Знакомство с сенсорными эталонами у дошкольников с нарушением зрения может происходить во всех видах деятельности. Ведущим видом деятельности у дошкольников является игра, в дидактических играх дети учатся выделять основные признаки предметов . Вопрос к педагогам : «Какие признаки предметов учатся выделять дошкольники? » ( Цвет, форма, величина, пространственное положение ) Учитель-дефектолог предлагает представить от каждой команды игру, направленную на определение того или иного признака предметов (задание по изготовлению игр было дано заранее)
2. Презентация дидактических игр.
3 . Задание «Определите основную цель игры». Каждая команда получает карточку с названием игры: Педагоги должны определить основную цель этих игр а) «Подбери одинаковые предметы»; б) «Каждый предмет в свою коробочку»; в) «Найди предметы похожие друг на друга». (ответ: учить группировать предметы)
4 . Игра « Бродилка ». Один участник от каждой команды получает карточку с описанием маршрута. По его ходу он должен выполнить по два дополнительных задания, направленных на сенсорное развитие и развитие мелкой моторики.
Важное значение в процессе воспитания детей с нарушением зрения, имеет лечебная и профилактическая гимнастика, так как характерной особенностью детей при зрительной недостаточности является снижение двигательной активности . 5 . Игра «Передай рисунок » ( проводит педагог-психолог) Участники становятся «цепочкой» (в затылок друг другу). Игрок, стоящий в конце «цепочки», загадывает простой предмет и подушечками пальцев «рисует» его на спине впереди стоящего участника. Тот должен угадать предмет и передать его следующему и т. п. При этом вслух нельзя произносить свои догадки. Когда предмет «дойдет» до первого в «цепочке» игрока, ведущий спрашивает его, какой предмет он получил, и сравнивает его с тем предметом, который передавался первоначально.
6 . Игра «Угадай-ка » Учитель-дефектолог предлагает представителю от каждой команды угадать по 4 объекта, используя: а) слуховой анализатор (шуршание целлофанового пакета и бумаги, звук льющейся воды и стук молотка ); б) тактильный анализатор (определить геометрическую фигуру, посчитать пуговицы, определить материал – вельвет и кожу) ; в) обонятельный анализатор (ароматы лимона, мяты, кофе, жареных семечек)
7 . Упражнение на развитие сенсомоторики «Нарисуй эмоцию» (рисование двумя руками одновременно, проводит педагог-психолог) . В каждое занятие с детьми с нарушением зрения обязательно должна быть включена гимнастика для глаз. Простые на первый взгляд упражнения способствуют снятию зрительного напряжения и активизации мозговой деятельности.
праздник – подарок дом – окно лимонад - прохлада стол - пирог печь – дрова шапка - шарф ваза – цветок пчела – мёд пылесос – уборка город – улица блины – сковорода конура – собака 8 . Учитель-дефектолог предлагает одному игроку из каждой команды представить свой комплекс гимнастики для глаз (задание было дано заранее) . 9 . Упражнения на развитие ассоциативной памяти «Парочки» (проводит педагог-психолог) Ведущий называет слова, добавляя к ним другие, которые связаны с первыми по смыслу. Участники игры далее по первому слову должны вспомнить второе и назвать всю пару:
10 . Игра «Аплодисменты» (проводит педагог-психолог ) У нас сложилась очень хорошая атмосфера, и каждый из вас заслужил аплодисменты. Я предлагаю всем встать в общий круг. Один из вас начинает: он подходит к кому- нибудь из коллег, смотрит ему в глаза и дарит свои аплодисменты, изо всех сил хлопая в ладоши. Затем они оба выбирают следующего коллегу, который также получает свою порцию аплодисментов, - они оба подходят к нему, встают перед ним и аплодируют. Затем тройка выбирает следующего претендента на овации. Каждый раз тот, кому аплодировали, имеет право выбирать следующего. Таким образом, игра продолжается, а овации становятся все громче и громче.
(Педагоги обмениваются мнениями и впечатлениями о семинаре ) Итог семинара: Каждый педагог получил возможность проявить своё творчество, обменяться своим опытом с коллегами и получить ответы на волнующие их вопросы по сенсорному развитию у дошкольников с нарушением зрения.
Благодарим за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация "Особенности сенсорного развития детей с нарушением зрения"
Значение сенсорного развитияСенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития дошкольника. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы поз...
Консультация "Роль развивающей предметно-пространственной среды в сенсорном развитии дошкольников с нарушением зрения"
Консультация для воспитателей работающих с детьми , имеющими ограниченные возможности здоровья...
Сенсорное развитие дошкольников с нарушением зрения в условиях специального и иклюзивного образования. Тематические индивидуальные занятия и игры
В методическом пособии представлены тематические занятия по развитию у детей с нарушением зрения зрительного, слухового, тактильного восприятия, восприятия запахов и вкуса. Занятия рассчитаны на детей...
Рисование песком как средство развития сенсорной сферы дошкольников с нарушениями зрения
О благоприятном влиянии песка на развитие осязания и мелкой моторики дошкольников с нарушениями зрения....
Статья. Сенсорное развитие дошкольников с нарушением зрения.
Статья по теме : "Сенсорное развитие дошкольников с нарушением зрения"....
Семинар-практикум «Организация работы по сенсорному развитию дошкольников с нарушением зрения»
Цель семинара: помочь воспитателям и специалистам ДОУ в организации работы по сенсорному развитию дошкольников с патологией зрения.Задачи:- Закрепить представления о содержании и особенностях сен...