Статья. Сенсорное развитие дошкольников с нарушением зрения.
статья

Бурилина Анастасия Юрьевна

Статья по теме : "Сенсорное развитие дошкольников с нарушением зрения".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сенсорное развитие ребенка.

          Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п.

           Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве переоценить трудно. Именно этот возраст большинством исследователей (А. В. Запорожец, А. П. Усова, И.М.Сеченов, И.П.Павлов, Л.С.Выготский и др.) считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.                 Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф.Фрёбель, М.Монтессори, Ж.Декроли), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е.И.Тихеева, А.В.Запорожец, А.П. Усова, и др.) справедливо считали, что сенсорное развитие, направленное на обеспечение полноценного интеллектуального развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

            В системе специального образования формирование социальной компетентности в сфере воспитания у детей с нарушенным зрением сенсорных навыков и умений является чрезвычайно актуальной. В этой связи в тифлопедагогике существует острая потребность в разработке конкретного содержания и методики коррекционной работы по сенсорному развитию, т.к. оно на прямую связано  развитием  потенциальных возможностей детей с нарушением зрения, а значит - с их будущем. 
          Успешность компенсации зрительного дефекта обусловлена включением в процесс познания сохранных сенсорных функций и формированием у детей знаний и умений использования остаточного зрения.
          У слабовидящих детей, посещающих коррекционные детские сады, в старшем дошкольном возрасте, наблюдается сенсорная неподготовленность к учебному процессу, недостаточность представлений об окружающем мире, отсутствие умений использования сохранных органов чувств.      

    Недостаточность знаний детей с нарушением зрения о своих сенсорных возможностях, специальных навыков ориентации в окружающем мире во многом предопределяют трудности предметно-практических действий и успешности  ориентировки в окружающей действительности.

            Существует несколько направлений сенсорного развития.

           Первое направление - усвоение сенсорных эталонов (цвета, формы, величины). В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы - геометрические фигуры, величины - метрическая система мер. Свои виды эталонов имеются в слуховом восприятии (это фонемы родного языка) свои - во вкусовом, обонятельном восприятии. Усвоение сенсорных эталонов - длительный и сложный процесс. Усвоить сенсорный эталон - это вовсе не значит научиться правильно, называть то или иное свойство. Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых различных предметов в самых различных ситуациях. Иначе говоря, усвоение сенсорных эталонов - это использование их в качестве «единиц измерения» при оценке свойств веществ (Б.Г.Ананьев, Л.А. Венгер, Л.А. Метиева, Л.С.Выгодский, Ш.А. Абдуллаева, Э.Я. Удалова и др.)

Наиболее полное определение сенсорному развитию дали А.П.Усова, А.В.Запорожец: «Сенсорное развитие — это формирование у ребенка качественно новых сенсорных процессов и свойств. Оно осуществляется под влиянием активного педагогического воздействия, в процессе усвоения ребенком общественного сенсорного опыта.

        Сенсорное развитие должно помочь формированию у детей обобщенных способов обследования вещей, в процессе которого происходит сопоставление их особенностей с общественно выработанными системами сенсорных эталонов (мерок), таких, как общепринятая звуковысотная шкала музыкальных звуков, «решетка фонем» родного языка или же система геометрических форм. Сенсорное развитие ребенка направлено на формирование у детей перцептивных  действий, таких, как действия рассматривания, ощупывания, овладение сенсорными эталонами как средством восприятия».

        Как отмечалось выше, важнейшими моментами сенсорного развития детей являются усвоение сенсорных эталонов и овладение способами обследования предметов. Сенсорных эталонов относительно немного, и человечество сумело их упорядочить, свести к нескольким разновидностям.            Усвоение представлений об этих разновидностях дает возможность воспринимать окружающий мир как бы сквозь призму общественного опыта.

       Известно, что восприятие детей раннего возраста очень неустойчиво. Ребенок различает некоторые цвета, формы, величины, но ориентируется на наиболее яркий, бросающийся в глаза один признак, вовсе не замечая другие, и по нему отличает предмет от других предметов. Восприятие маленького ребенка носит предметный характер, т.е. все свойства предмета не отделяются у ребенка от предмета, он видит их слитно с предметом.             Характерные особенности предмета еще не приобрели в его глазах жизненное значение, не стали признаками, на которые следует ориентироваться. Поскольку возникший образ предмета не расчленен, он  приблизительно отражает сам предмет. На данном этапе важно в целом максимально обогатить восприятие, накопить разнообразные представления для того, чтобы создать фундамент для последующего усвоения и использования сенсорных эталонов.

В раннем детстве еще нет возможности и необходимости знакомить детей с общепринятыми сенсорными эталонами, сообщать им систематические знания о свойствах предметов. Однако проводимая работа должна готовить почву для последующего усвоения эталонов, т. е. строиться таким образом, чтобы дети могли в дальнейшем, уже за порогом раннего детства, легко усвоить общепринятые эталоны и группировку свойств.

      Необходимо знакомить детей с основными цветами спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, белый и черный), геометрическими фигурами (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал), разновидностями величин (большой, средний, маленький). Поскольку в раннем детстве еще не ставится задача усвоения детьми общепринятых эталонов, обучение не должно включать обязательного запоминания названий отдельных цветов, форм (Л.В.Флиппова, С.М.Вайнерман).

На втором-третьем году жизни дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.

    В продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, конструирование) проявляется соответствие их представлений реальным предметам или явлениям. Эти представления ребенка об изображаемом либо точные, полные, либо поверхностные, а иногда и искаженные. Поэтому, при ознакомлении ребёнка с предметами и явлениями необходимо максимальное соответствие их форм, величин  и других признаков с реальными пропорциями. При рассматривании с ребенком иллюстраций и прочих изображений нужно обращать его внимание на выделение характерных особенностей предметов, их пространственное расположение, на изображение мимики, позы, действий живых существ. Путем совместного внимательного наблюдения подводите детей к установлению логических связей, к осмыслению увиденного. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация семинара-практикума «Организация работы по сенсорному развитию дошкольников с нарушением зрения»

Помощь воспитателям и специалистам ДОУ в организации работы по сенсорному развитию дошкольников с нарушением зрения...

Консультация "Роль развивающей предметно-пространственной среды в сенсорном развитии дошкольников с нарушением зрения"

Консультация для воспитателей работающих с детьми , имеющими ограниченные возможности здоровья...

Сенсорное развитие дошкольников с нарушением зрения в условиях специального и иклюзивного образования. Тематические индивидуальные занятия и игры

В методическом пособии представлены тематические занятия по развитию у детей с нарушением зрения зрительного, слухового, тактильного восприятия, восприятия запахов и вкуса. Занятия рассчитаны на детей...

Рисование песком как средство развития сенсорной сферы дошкольников с нарушениями зрения

О благоприятном влиянии песка на развитие осязания и мелкой моторики дошкольников с нарушениями зрения....

СТАТЬЯ. Роль комплексного сопровождения в развитии дошкольников с нарушением зрения.

Роль комплексного сопровождения в развитии дошкольников с нарушением зрения....

Семинар-практикум «Организация работы по сенсорному развитию дошкольников с нарушением зрения»

Цель семинара: помочь воспитателям и специалистам ДОУ в организации работы по сенсорному развитию дошкольников с патологией зрения.Задачи:- Закрепить представления о содержании и особенностях сен...

План по самообразованию на тему «Сенсорная интеграция, как условие полноценного развития дошкольников с нарушением зрения»

Современное образование нацеливает педагогов на обязательный учёт индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей детей, на необходимость создания системы комплексной по...