Проект – «Играем – речь развиваем»
проект (младшая группа)

Подлесная Юлия Викторовна

Ранний возраст ребенка является ответственным периодом в речевом развитии. В этот период у детей происходит развитие внимания, проявляется интерес к окружающему миру, к игрушкам и действиями с ними. Все это ребенок может познать через дидактическую игру с помощью педагога и родителей.

      В процессе игры ребенок подражает речи взрослого, что способствует развитию его собственной активной речи. Также во время игры обогащается пассивный словарь ребенка, происходит приучение  самостоятельно пользоваться словами, стимулирование речевой активности и  развитие познавательных интересов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx27.3 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ДЕТСКИЙ САД «РЯБИНКА»



Проект – «Играем – речь развиваем»

Проектная деятельность в группе раннего возраста с детьми 1-3 лет







Подготовила воспитатель:

                                                                                         Билан Ю.В.

                                                               








Паспорт проекта:

Название проекта:

  • « Играем – речь развиваем»

Тип проекта:

  • педагогический

По времени реализации:

  • долгосрочный

Руководитель проекта:

  • Билан Юлия Викторовна – воспитатель

Участники проекта:

  • воспитатели группы, дети ясельной группы и их родители.

Возраст воспитанников:

  • 1 год 6 мес. - 3 года

Место проведения:

  • МДОУ МДС «Рябинка»

Срок реализации:

  • сентябрь - май




Цель:

  • Развивать речь детей как средство общения; понимать речь взрослого и сверстников, используя игрушки, книги и игры; учить высказывать свою мысль, просьбу простыми предложениями.
  • Развивать умения детей по словесному указанию находить предметы по названию, цвету, размеру; имитировать действия людей и движения животных.
  • Упражнять детей отчетливо произносить звуки в словах, во время звукоподражания; способствовать в употреблении в самостоятельной речи детьми существительных, прилагательных, глаголов, наречий.
  • Закрепить умения детей употреблять в речи предлоги. Помогать детям, во время игры, драматизировать отрывки из знакомых сказок, потешек, песенок, действуя, согласно правилам.
  • Воспитывать умение играть в коллективе, обращаться друг к другу по имени, используя вежливые слова, слова благодарности.
  • Прививать любовь к художественной литературе, к искусству, игре и игрушкам.

Задачи:

  • целенаправленно обогащать словарь детей;
  • развивать активную речь;
  • потребности детей в общении со взрослыми и сверстниками посредством речи;
  • способность понимать произведения художественной литературы;
  • поддерживать у детей познавательное отношение к окружающей действительности;
  • побуждать детей к разнообразным действиям с предметами, направленными на ознакомление с ними;
  • формировать умение называть предметы ближайшего окружения в естественной среде и на картинках;
  • узнавать и называть людей различного пола и возраста;
  • приучать понимать речь окружающих без наглядного сопровождения.

Предполагаемый результат:

  • создание условий для развития детей в совместной деятельности с родителями;
  • повышение уровня педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития детей;
  • речевое развитие детей в условиях ДОУ и в семье через игру.


Актуальность проблемы:

    Ранний возраст ребенка является ответственным периодом в речевом развитии. В этот период у детей происходит развитие внимания, проявляется интерес к окружающему миру, к игрушкам и действиями с ними. Все это ребенок может познать через дидактическую игру с помощью педагога и родителей.

      В процессе игры ребенок подражает речи взрослого, что способствует развитию его собственной активной речи. Также во время игры обогащается пассивный словарь ребенка, происходит приучение  самостоятельно пользоваться словами, стимулирование речевой активности и  развитие познавательных интересов.

     Именно это подвело нас к мысли, о необходимости уделять больше внимания развитию речи через дидактическую игру и режимные моменты. Ведь ранний возраст наиболее благоприятный для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи.

Проект включает три этапа:

Подготовительный этап:

1) определение тематики и задач проекта;

2) подборка дидактических игр, стихов, потешек и сказок по теме проекта

для обучения детей развитию речи во время игры;

3) составление плана реализации проекта.



Основной этап

Работа с детьми по плану реализации проекта.

Виды деятельности:

Дидактические игры:

«Собери картинку» 

Цель: Совершенствовать умение детей понимать речь воспитателя; поощрять попытки детей самостоятельно осуществлять действия с предметами; закреплять понятие о том, что изображено на картинке.

«Поставь возле….» 

Цель: Упражнять детей в определении местоположения объекта и правильном его обозначении; учить играть и разговаривать с игрушкой, употребляя разные по форме и содержанию обращения.

 «Большой – маленький» 

Цель: Учить понимать контрастные размеры; сравнивать предметы и использовать в речи соответствующие слова. Развивать наблюдательность.

«Одень Катю на прогулку» 

Цель: Помочь детям запомнить названия одежды и последовательность одевания куклы на прогулку; научить употреблять в речи названия этих предметов. Показать малышам, как интересно можно играть с куклой.

 «Сложи фрукты в корзину» 

Цель: Упражнять детей в различении и назывании фруктов, их формы, цвета; выполнении задания воспитателя («положи в корзину»), рассчитанных на понимание речи и их активизацию.

 «Кто что ест?»

 Цель: Привлечь внимание детей к игрушкам, изображающим животных; уточнить представление детей о том, какое животное что ест ( зайка грызёт морковку, собачка лакает молоко и т.д.); активизировать в речи эти глаголы. Развивать умение рассказывать о том, как они будут играть с этой игрушкой.

«Домашние животные и птицы» 

Цель: Учить детей правильно называть домашних животных и птиц, их детенышей; угадывать по описанию; помочь увидеть различия между взрослыми животными, птицами и детенышами; способствовать развитию голосового аппарата (произнесение звукоподражаний с разной громкостью); активизировать словарь.


Сюжетно-ролевые игры:

«Завяжи бантик»

Цель: учить детей развивать задуманный сюжет; играть с игрушками; также переносить сюжет для игры с детьми. Развивать активную речь ребенка.

«Напоим чаем куклу Катю»

Цель: Закрепить умение детей создавать сюжет игры самостоятельно, воспроизводя в ней то, что близко и интересно. Активно используя в процессе игры разговорную речь.

 «Укачаем Машу спать»

Цель: Учить умению играть рядом; содействовать переходу к совместным играм, небольшой группой. Воспитывать приемлемые нормы взаимоотношений.

«Скажи какого цвета?»

Цель: Формировать речевую активность; учить различать цвета, правильно их называть, выбирать нужный цвет из предложенного.

 «Чудесная прическа»

Цель: Познакомить детей с принадлежностями для парикмахерской; учить играть в паре. Обращаться друг к другу, употребляя вежливые слова. Прививать любовь к прекрасному.

Подвижные игры:

« Потопали, похлопали»  

Цель: Учить детей слушать речь взрослого, понимать содержание и выполнять движения в соответствии с инструкцией. Учить подпрыгивать, хлопать в ладоши, убегать. Вызывать положительные эмоции от совершаемых действий.

« Возьми мячик»  

Цель: Приучать детей слушать речь и выполнять инструкции. Побуждать к самостоятельному выполнению движений.

« Гуси – гуси» 

Цель: Совершенствовать бег в сочетании с действиями рук, с увертыванием. Приучать ориентироваться в пространстве. Вызывать потребность к подражанию; удовольствие от совместных действий.

« У медведя во бору» 

Цель: Совершенствовать бег в одном и разных направлениях. Развивать воображение. Поощрять самостоятельные действия детей. Воспитывать интерес к подвижным играм.

« Курочка и цыплята»  

Цель: Учить детей бегать врассыпную не наталкиваясь друг на друга, действовать по сигналу, бегать с увертыванием, выполнять имитационные движения. Развивать внимание, память, быстроту.

Развитие мелкой моторики:

«Пальчики здороваются»

Цель:  Сгибать пальцы в соответствии с текстом.

«Пластилиновая разминка»

Цель: С помощью мелкой моторики хорошо размять пластилин, подготовить его к использованию.

«Переложи игрушки»

Цель: Развитие мелкой моторики рук, пальцев рук, развитие и тренировка координации движений пальцев.

Чтение художественной литературы:

Чтение и заучивание потешек:

«Наша Маша маленькая»

«Идет коза рогатая»

«Расти, коса, до пояса»

Рассказывание стихотворения А.Барто:

«Лошадка»

«Мишка»

«Зайка»

«Бычок»

«Наша Таня громко плачет»


Чтение русских народных сказок:

«Теремок», «Репка», «Колобок», «Волк и семеро козлят».

Работа с родителями:

Консультации для родителей:

Памятки:


Заключительный этап

Анализ результатов реализации проекта.

Работа с родителями.

Выводы:

В результате целенаправленной и систематической работы по развитию речи добились положительных результатов в работе по данной теме:

  • Большое внимание уделяем организации предметно-развивающей среды.
  • Создаем условия для проведения дидактических игр.
  • Игровой и дидактический материал расположен в поле зрения ребенка.
  • Закрепились знания о величине, форме, цвете предметов, развились память, внимание, тактильные ощущения, мелкая моторика рук благодаря играм с дидактическим материалом. Познавательная речевая активность детей развивается на непосредственной образовательной деятельности.
  • Инсценировки с помощью игрушек, рассматривание картинок, знакомство с произведениями художественной литературы.
  • В разговоре с детьми вспоминаем знакомые эпизоды, ситуации, побуждаем высказываться. Поддерживаем у детей желание говорить, общаться друг с другом, побуждая словами выразить просьбу, обращенную к сверстникам.

Список литературы:

Программы:

  1. «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой.
  2. В.В. Гербова « Развитие речи детей раннего возраста»
  3. М. Монтессори «Игры для малышей»
  4. Б.Н. Никитин «Ступени творчества или развивающие игры»
  5. О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой»
  6. А. Барто «Сборник стихов».
  7. Е.В. Зворыгина «Первые сюжетные игры малышей»
  8. А.С. Галанов «Развивающие игры для малышей».

Приложение:

Памятки родителям.

Консультации.

Создание буклетов.

Беседа.

Дидактические игры.

Сюжетно-ролевые игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Играем, речь развиваем"

Проект  в средней группе "Играем, речь развиваем"...

Проект по развитию речи в средней группе: «Мы играем, речь развиваем»

Проект по развитию речи в средней группе:«Мы играем, речь развиваем» Воспитатель: Меньшова Н.О. Актуальность проекта. В условиях современности, главной задачей дошкольного о...

Проект по развитию речи дошкольников с помощью мнемотехники «В сказки играем – речь развиваем» в подготовительной группе.

Один из наиболее действенных методов развития у детей произвольной памяти является заучивание стихотворений методом  мнемотехники, или мнемоники, в переводе с греческого «искусство запомина...

Проект по развитию речи в средней группе «Мы играем, речь развиваем»

Проект предназначен для формирования речи у детей в дошкольном возрасте...

Проект по развитию речи в средней группе «Мы играем, речь развиваем»

Актуальность проектаВ условиях современности, главной задачей дошкольного образования является подготовка к школьному обучению. Дети, не получившие в дошкольном возрасте соответствующее речевое развит...

Проект: "Играем, речь развиваем"

Развитие речи через игровую деятельность детей....