Долгосрочный проект по Развитию Речи "С пальчиками играем- речь развиваем".
проект по развитию речи

Бембеева Виктория Владимировна

Долгосрочный проект по Развитию Речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dolgosrochnyy_proekt.docx157.1 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ  САД  «МЕДВЕЖОНОК»  Г. НАДЫМА»

(МДОУ  «ДЕТСКИЙ  САД  «МЕДВЕЖОНОК»  Г. НАДЫМА»)

  ул. Зверева, дом 19/1, г. Надым, Ямало-Ненецкий автономный округ, Российская Федерация, 629730

      тел/факс 8 (3499) 53-57-58, E-mail: dsmedvezhonok@nadym.yanao.ru 

                                                 ОГРН 1168901051637, ИНН/КПП 8903034870/890301001

Проект в ранней группе

«С пальчиками играем, речь развиваем».

                                                                                            Разработчик:

      Бембеева В.В.

                                                                                           Воспитатель

г. Надым

2022-2023 г.

«Истоки способностей и дарований

 детей – на кончиках их пальцев»

В. А. Сухомлинский.

                 Актуальность проекта:

          Много лет назад ученые доказали, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей всех психических процессов. Малыши, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…  Ведь пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Если движения малыша соответствуют возрасту, то и речь соответствует возрасту.

Восприятие мира ребенком идет через чувства и ощущения. Дети доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослыми практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами. В условиях реализации ФГОС обучение детей производится в игре, так как игра составляет основное содержание жизни ребенка дошкольного возраста и является его деятельностью и соответственно развитие мелкой моторики должно осуществляться с помощью различных игр, игровых упражнений.

            Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей ранней группы обусловлена и возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Организуя разнообразную деятельность детей с предметами, игрушками и природными объектами, важно активизировать у детей сенсорные основы познания, учить малышей использовать разные органы чувств для получения информации об окружающем мире: зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения. Все способы развития мелкой моторики оказывают благотворное воздействие на организм. Так как через развитие мелкой моторики мы совершенствуем психические процессы и речевую функцию ребенка.

Вид проекта: социально – коммуникативное, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Срок реализации проекта: долгосрочный сентябрь 2022г. – май 2023г.

Участники проекта: воспитатели, дети раннего возраста, родители.

Цель проекта:

  1. Организация системы работы, направленной на развитие мелкой моторики рук посредством пальчиковых игр и упражнений.
  2.  Привлечение родителей к развитию моторики пальцев рук детей в домашних условиях.

Задачи проекта:

  • разучить с детьми пальчиковые игры и упражнения;
  • развивать мелкую моторику пальцев рук у детей посредством дидактических, пальчиковых игр, игровых упражнений;
  • развивать речь, внимание, воображение, память у младших дошкольников;
  • пополнять развивающую предметно-пространственную среду группы играми и пособиями для развития мелкой моторики;
  • просвещать родителей о необходимости развития мелкой моторики у детей;
  • помочь родителям создать дома условия для развития мелкой моторики малышей в домашней обстановке.

Ожидаемые результаты: 

   Таким образом, целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста при тесном взаимодействии с родителями, а также слаженная и умелая работа пальчиков малыша помогает развиваться речи и интеллекту, оказывает положительное воздействие на весь организм в целом, готовит непослушную ручку к письму, осознавая всю важность пальчиковых игр и упражнений.

Дети:

  • Повысится уровень развития речи у детей младшего дошкольного возраста
  • Повысится уровень развития мелкой моторики.
  • У детей расширится активный словарь, усовершенствуется грамматическая структура речи.
  • Дети овладеют двигательными умениями, навыками.
  • Совершенствуется деятельность артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти, пальчиков,
  • Совершенствуется диалогическая речь детей.

Родители:

  • Повысится уровень компетенции родителей в вопросах развития и воспитания детей;
  • Расширится кругозор родителей о влиянии пальчиковых игр на развитие мелкой моторики детей;
  • Установится эмоциональный контакт с ребенком.

Этапы реализации проекта:

1 этап –Подготовительный.

- Определение темы, целей и задач, содержания проекта, прогнозирование результата.

- Обсуждение с родителями проекта.

- Изучение методической литературы по данной теме:

О. Н. Новицкая «Веселые пальчиковые игры» (Москва «Астрель», 2001 год).

С. Шанина «Играем пальчиками, развиваем речь» (Москва «Классик», 2008 год); «Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения» (Москва «Классик», 2008 год) и другая

- Оформление стенда для родителей:

«Значение развитие моторики рук для речевой активности ребенка»

«Пальчиковые игры с детьми»

- Подготовка наглядного материала: письменных консультаций, стендов информации, выставки детских работ.

- Привлечение родителей к участию в конкурсах, к изготовлению игр, пособий, пальчикового театра, «сухого бассейна».

2 этап- Основной (Практический).

    Содержание работы в процессе реализации проекта:

Сентябрь:

- Дидактическая игра «Сложи картинку» (разрезная картинка из 4 частей)

- Дидактическое упражнение «Листопад» (порвать на мелкие кусочки листы цветной бумаги желтого, красного и оранжевых цветов)

- Дидактическое упражнение «Рисуем осенний дождь» (изображение прямых линий)

- Дидактические игры со шнуровкой/игра «Бусы» (нанизывание бус из ягод).

Работа с родителями:

-Информация родителей о начале проекта

Октябрь: 

-Настольные игры, развивающие моторику рук «Пирамидки», «Мозаика», «Пазлы крупные».

- Дидактические игры с прищепками, развивающие речевую активность «Весёлые животные», «Буквы и слоги»

-Разучивание поговорки «Сорока - белобока», «Клен».

-Пальчиковые игры: «Заяц и кочан капусты», «В корзиночке», «Заготавливаем капусту», «Варим компот».

-Игровое упражнение «Собираем урожай» (лепка овощей, грибов) Д/игра «Чудесный мешочек» (определение овощей на ощупь)

-Игровое упражнение «Отделить бобы от гороха»

-Игровое упражнение «Волшебный песок» (рисование на песке пальцем)

- Рисование фруктов, овощей, грибов пальчиками, используя гуашь

-Конструирование из счетных палочек «Заборчик», «Дорожка».

-Знакомство с колючими мячиками су-джок

-Игры с крупными бигуди «Загудел паровозик».

Работа с родителями:

-Создание совместных работ (взрослый – ребёнок) по теме «Пальчики играют – речь ребенка развивают».

- Консультация родителей по развитию мелкой моторики рук «Умные пальчики».

Ноябрь:

-Массаж «Я катаю шишку» (массаж ладоней, пальцев рук)

- Д/игра «Тропинка в лес» (выкладывание дорожки из семечек)

- Игры с лего и конструктором

- Пальчиковые игры: «Повар», «Строители», «Почтальон»

- Игры со шнуровкой

- Д/игра «Строители» (выкладывание домика из счетных палочек»

- Д/игра «Водитель» (собрать машину из геометрических фигур)

- Игровое упражнение «Золушка» (сортировка белой и красной фасоли)

- Д/игра «Веселые прищепки»

-Игры с массажными мячиками «Бежит ежик по дорожке», «Веселые прыжки».

-Игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».

-Артикуляционная гимнастика «Заборчик, часики, варенье и т. д».

-Разучивание звуковые игры «Бормотали», «Потешки».

Работа с родителями:

- Помощь в изготовлении атрибутов к сюжетно-ролевым играм.

- Изготовление папки - передвижки о пальчиковых играх и упражнениях как эффективном средстве речевого развития детей

Декабрь:

-Игровое упражнение «Лепим снежки», «Снеговик» (из соленого теста)

- Пальчиковые игры «Мы во двор пришли гулять», «Снеговик», «Елка»

- Игровое упражнение «Развесим гирлянду на елку» (шнуровка елки)

- Новогодняя цепочка (склеивание колец из полосок бумаги)

-Игры с мозаикой

- Коллективная работа «Елка» (рисование ладошками)

-Аппликация пуговками, развивает мелкую моторику рук «С Новым годом!»

-Конструирование из счетных палочек «Квадрат», «Треугольник».

-Само массаж ладоней (с грецкими орехами)

Работа с родителями:

- Полезные советы «Для чего нужна пальчиковая гимнастика».

- Конкурс для родителей и детей «Новогодняя ёлка».

Январь:

-Д/игра «Веселые прищепки»

- Игровое упражнение «Волшебный песок» (рисование на песке пальцем)

- Пальчиковые игры: «Барашек», «Бычок», «Выйдет котя»

- Д/игра «Домашние питомцы» (выкладывание животных из счетных палочек»

- Игровое упражнение «Веселый карандаш» (массаж ладоней, пальцев рук.

-Заучивание потешки «Пирожки».

-Учить детей одевать и раздевать кукол.

-Конструирование из пластикового конструктора «Домик», «Заборчик».

-Настольная игра «Собери картинку» (крупные пазлы).

-Настольно развивающая игра шнуровки «Азбука».

Работа с родителями:

- Папка передвижка «Игры и упражнения по мелкой моторике».

Февраль:

-Пальчиковые игры: «Велосипед», «Автобус», «Транспорт»

- Игровое упражнение «Выставка машин» (выкладывание машин из мозаики по образцу)

- Д/игра «Светофор» (нанизывание бусин красного, желтого и зеленого цвета на проволоку)

- Аппликация «Папочке в подарок»

- Игры с массажным мячом и «сухим бассейном» из пробок

- Пальчиковый театр «Теремок»

-Учить детей выкладывать простые узоры из веревочки (по карточкам образцам)

-Конструирование из счетных палочек «Флажок», «Елочка».

-Настольная игра «Мозаика» (мелкая и крупная).

-Изготовление подарков к празднику «День защитников Отечества» (аппликация).

Работа с родителями:

- Консультация для родителей «Массаж кистей».

Март:

-Пальчиковая гимнастика «Мамин праздник»

- Д/игра «Мамочке цветок в подарок» (выкладывание цветов по контуру цветным рисом и пшеном) Материал: пшено, рис, клей, трафарет.

- Игровое упражнение «Сложи пазлы»

- Д\ игра «Мозаика» (крупная мозаика)

- Игровое упражнение «Прачки» (навешивание прищепок на веревку)

-Заучивание пальчиковой игры «Семья».

-Игры с платочками «Стираем вмести с мамой!

-Игра  с прищепками Кто? Что? Ест.

Работа с родителями:

- Создание пальчикового театра по мотивам русских народных сказок.

- Творческий конкурс «Увлечение мамы».

Апрель:

-Пальчиковые игры: «Весна», «Подснежник»

- Игровое упражнение «Волшебный песок»

- «Построй кораблик» (выкладывание из счетных палочек)

- Игры с мозаикой

- Пальчиковый театр «Репка»

-Конструирование из счетных палочек «Окно», «Домик», «Флажок».

Работа с родителями:

- Изготовление газеты – «Поговори со мною, мама…»

Май:

-Пальчиковые игры: «Насекомые», «Бабочка», «Божья коровка»

- Игровое упражнение «Гусеница» (выкладывание из пуговиц)

- Игры с массажным мячом

- Д/игра «Бабочка-красавица» (шаблоны бабочки из картона, украсить пластилином)

-Открытое мероприятие - развлечение с участием родителей на тему: «Золушка».

Цель: Закрепить умение детей сочетать пальчиковую игру с речевой деятельностью детей. Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Работа с родителями:

- Подведение итогов проекта. Анкетирование родителей.

Заключение

Таким образом, чтобы результат работы был эффективным необходимо использовать разнообразные приемы и методы работы по формированию тонких движений пальцев рук. Результаты своей работы я вижу в проявлении интереса детей к различным видам деятельности. В результате проделанной работы я пришла к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка. В дальнейшем я буду продолжать искать новые методические приемы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, общей моторики, самостоятельности, которые будут формировать интерес к различным видам деятельности.

Список литературы:

- Акулова О.В. Образовательная область "Социализация. Игра". Методический комплект программы "Детство". Санкт-Петербург "Детство-Пресс 2018г.;

- Дубровская Н.В. «Цвет творчества» Интегрированная программа художествен эстетического развития дошкольников от 2 до 7 лет,; С\П: «Детство – Пресс»,; 2016г.;

- Дубровская Н.В. «Приглашение к творчеству: обучение дошкольников технике граттаж, аппликации и коллажа» С\П: «Детство – Пресс» 2017г,;

- Зажигина О. А. «Игры для развития мелкой моторики с использование нестандартного оборудования С\П: «Детство – Пресс» 2013г,;

- Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2017г.

-Ткаченко Т.А. «Развиваем мелкую моторику»; Академия дошкольного развития. 2011г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект на тему: «Пальчиками играем речь развиваем».

«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».В.А. СухомлинскийСегодня я представляю вам свой творческий проект по теме «Пальчиками играем речь развиваем». Почему я выбрала именно эту тему? Я считаю,...

Проект "Пальчиками играем речь развиваем"

Проект "Пальчиками играем речь развиваем"...

ПРОЕКТ "ПАЛЬЧИКАМИ ИГРАЕМ- РЕЧЬ РАЗВИВАЕМ!"

Хочу представить вашему вниманию проект «Пальчиками играем – речь развиваем!»...

Логопедический кружок по развитию мелкой моторики через художественно-эстетическое развитие "Пальчиками играем - речь развиваем"

   Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования Акту...

Игры для развития мелкой моторики «Пальчиками играем-речь развиваем»

Игры  для развития мелкой моторики «Пальчиками играем-речь развиваем»...

Проект на тему: «С пальчиками играем - речь развиваем» для детей второй младшей группы

Актуальность проекта:Много лет назад ученые доказали, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей в...