Долгосрочный проект по Развитию Речи "С пальчиками играем- речь развиваем".
проект по развитию речи
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД «МЕДВЕЖОНОК» Г. НАДЫМА»
(МДОУ «ДЕТСКИЙ САД «МЕДВЕЖОНОК» Г. НАДЫМА»)
ул. Зверева, дом 19/1, г. Надым, Ямало-Ненецкий автономный округ, Российская Федерация, 629730
тел/факс 8 (3499) 53-57-58, E-mail: dsmedvezhonok@nadym.yanao.ru
ОГРН 1168901051637, ИНН/КПП 8903034870/890301001
Проект в ранней группе
«С пальчиками играем, речь развиваем».
Разработчик:
Бембеева В.В.
Воспитатель
г. Надым
2022-2023 г.
«Истоки способностей и дарований
детей – на кончиках их пальцев»
В. А. Сухомлинский.
Актуальность проекта:
Много лет назад ученые доказали, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей всех психических процессов. Малыши, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее… Ведь пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Если движения малыша соответствуют возрасту, то и речь соответствует возрасту.
Восприятие мира ребенком идет через чувства и ощущения. Дети доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослыми практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами. В условиях реализации ФГОС обучение детей производится в игре, так как игра составляет основное содержание жизни ребенка дошкольного возраста и является его деятельностью и соответственно развитие мелкой моторики должно осуществляться с помощью различных игр, игровых упражнений.
Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей ранней группы обусловлена и возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Организуя разнообразную деятельность детей с предметами, игрушками и природными объектами, важно активизировать у детей сенсорные основы познания, учить малышей использовать разные органы чувств для получения информации об окружающем мире: зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения. Все способы развития мелкой моторики оказывают благотворное воздействие на организм. Так как через развитие мелкой моторики мы совершенствуем психические процессы и речевую функцию ребенка.
Вид проекта: социально – коммуникативное, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Срок реализации проекта: долгосрочный сентябрь 2022г. – май 2023г.
Участники проекта: воспитатели, дети раннего возраста, родители.
Цель проекта:
- Организация системы работы, направленной на развитие мелкой моторики рук посредством пальчиковых игр и упражнений.
- Привлечение родителей к развитию моторики пальцев рук детей в домашних условиях.
Задачи проекта:
- разучить с детьми пальчиковые игры и упражнения;
- развивать мелкую моторику пальцев рук у детей посредством дидактических, пальчиковых игр, игровых упражнений;
- развивать речь, внимание, воображение, память у младших дошкольников;
- пополнять развивающую предметно-пространственную среду группы играми и пособиями для развития мелкой моторики;
- просвещать родителей о необходимости развития мелкой моторики у детей;
- помочь родителям создать дома условия для развития мелкой моторики малышей в домашней обстановке.
Ожидаемые результаты:
Таким образом, целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста при тесном взаимодействии с родителями, а также слаженная и умелая работа пальчиков малыша помогает развиваться речи и интеллекту, оказывает положительное воздействие на весь организм в целом, готовит непослушную ручку к письму, осознавая всю важность пальчиковых игр и упражнений.
Дети:
- Повысится уровень развития речи у детей младшего дошкольного возраста
- Повысится уровень развития мелкой моторики.
- У детей расширится активный словарь, усовершенствуется грамматическая структура речи.
- Дети овладеют двигательными умениями, навыками.
- Совершенствуется деятельность артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти, пальчиков,
- Совершенствуется диалогическая речь детей.
Родители:
- Повысится уровень компетенции родителей в вопросах развития и воспитания детей;
- Расширится кругозор родителей о влиянии пальчиковых игр на развитие мелкой моторики детей;
- Установится эмоциональный контакт с ребенком.
Этапы реализации проекта:
1 этап –Подготовительный.
- Определение темы, целей и задач, содержания проекта, прогнозирование результата.
- Обсуждение с родителями проекта.
- Изучение методической литературы по данной теме:
О. Н. Новицкая «Веселые пальчиковые игры» (Москва «Астрель», 2001 год).
С. Шанина «Играем пальчиками, развиваем речь» (Москва «Классик», 2008 год); «Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения» (Москва «Классик», 2008 год) и другая
- Оформление стенда для родителей:
«Значение развитие моторики рук для речевой активности ребенка»
«Пальчиковые игры с детьми»
- Подготовка наглядного материала: письменных консультаций, стендов информации, выставки детских работ.
- Привлечение родителей к участию в конкурсах, к изготовлению игр, пособий, пальчикового театра, «сухого бассейна».
2 этап- Основной (Практический).
Содержание работы в процессе реализации проекта: Сентябрь: - Дидактическая игра «Сложи картинку» (разрезная картинка из 4 частей) - Дидактическое упражнение «Листопад» (порвать на мелкие кусочки листы цветной бумаги желтого, красного и оранжевых цветов) - Дидактическое упражнение «Рисуем осенний дождь» (изображение прямых линий) - Дидактические игры со шнуровкой/игра «Бусы» (нанизывание бус из ягод). Работа с родителями: -Информация родителей о начале проекта Октябрь: -Настольные игры, развивающие моторику рук «Пирамидки», «Мозаика», «Пазлы крупные». - Дидактические игры с прищепками, развивающие речевую активность «Весёлые животные», «Буквы и слоги» -Разучивание поговорки «Сорока - белобока», «Клен». -Пальчиковые игры: «Заяц и кочан капусты», «В корзиночке», «Заготавливаем капусту», «Варим компот». -Игровое упражнение «Собираем урожай» (лепка овощей, грибов) Д/игра «Чудесный мешочек» (определение овощей на ощупь) -Игровое упражнение «Отделить бобы от гороха» -Игровое упражнение «Волшебный песок» (рисование на песке пальцем) - Рисование фруктов, овощей, грибов пальчиками, используя гуашь -Конструирование из счетных палочек «Заборчик», «Дорожка». -Знакомство с колючими мячиками су-джок -Игры с крупными бигуди «Загудел паровозик». Работа с родителями: -Создание совместных работ (взрослый – ребёнок) по теме «Пальчики играют – речь ребенка развивают». - Консультация родителей по развитию мелкой моторики рук «Умные пальчики». |
Ноябрь: -Массаж «Я катаю шишку» (массаж ладоней, пальцев рук) - Д/игра «Тропинка в лес» (выкладывание дорожки из семечек) - Игры с лего и конструктором - Пальчиковые игры: «Повар», «Строители», «Почтальон» - Игры со шнуровкой - Д/игра «Строители» (выкладывание домика из счетных палочек» - Д/игра «Водитель» (собрать машину из геометрических фигур) - Игровое упражнение «Золушка» (сортировка белой и красной фасоли) - Д/игра «Веселые прищепки» -Игры с массажными мячиками «Бежит ежик по дорожке», «Веселые прыжки». -Игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек». -Артикуляционная гимнастика «Заборчик, часики, варенье и т. д». -Разучивание звуковые игры «Бормотали», «Потешки». Работа с родителями: - Помощь в изготовлении атрибутов к сюжетно-ролевым играм. - Изготовление папки - передвижки о пальчиковых играх и упражнениях как эффективном средстве речевого развития детей Декабрь: -Игровое упражнение «Лепим снежки», «Снеговик» (из соленого теста) - Пальчиковые игры «Мы во двор пришли гулять», «Снеговик», «Елка» - Игровое упражнение «Развесим гирлянду на елку» (шнуровка елки) - Новогодняя цепочка (склеивание колец из полосок бумаги) -Игры с мозаикой - Коллективная работа «Елка» (рисование ладошками) |
-Аппликация пуговками, развивает мелкую моторику рук «С Новым годом!» -Конструирование из счетных палочек «Квадрат», «Треугольник». -Само массаж ладоней (с грецкими орехами) Работа с родителями: - Полезные советы «Для чего нужна пальчиковая гимнастика». - Конкурс для родителей и детей «Новогодняя ёлка». Январь: -Д/игра «Веселые прищепки» - Игровое упражнение «Волшебный песок» (рисование на песке пальцем) - Пальчиковые игры: «Барашек», «Бычок», «Выйдет котя» - Д/игра «Домашние питомцы» (выкладывание животных из счетных палочек» - Игровое упражнение «Веселый карандаш» (массаж ладоней, пальцев рук. |
-Заучивание потешки «Пирожки». -Учить детей одевать и раздевать кукол. -Конструирование из пластикового конструктора «Домик», «Заборчик». -Настольная игра «Собери картинку» (крупные пазлы). -Настольно развивающая игра шнуровки «Азбука». Работа с родителями: - Папка передвижка «Игры и упражнения по мелкой моторике». Февраль: -Пальчиковые игры: «Велосипед», «Автобус», «Транспорт» - Игровое упражнение «Выставка машин» (выкладывание машин из мозаики по образцу) - Д/игра «Светофор» (нанизывание бусин красного, желтого и зеленого цвета на проволоку) - Аппликация «Папочке в подарок» - Игры с массажным мячом и «сухим бассейном» из пробок - Пальчиковый театр «Теремок» |
-Учить детей выкладывать простые узоры из веревочки (по карточкам образцам) -Конструирование из счетных палочек «Флажок», «Елочка». -Настольная игра «Мозаика» (мелкая и крупная). -Изготовление подарков к празднику «День защитников Отечества» (аппликация). Работа с родителями: - Консультация для родителей «Массаж кистей». Март: -Пальчиковая гимнастика «Мамин праздник» - Д/игра «Мамочке цветок в подарок» (выкладывание цветов по контуру цветным рисом и пшеном) Материал: пшено, рис, клей, трафарет. - Игровое упражнение «Сложи пазлы» - Д\ игра «Мозаика» (крупная мозаика) - Игровое упражнение «Прачки» (навешивание прищепок на веревку) |
-Заучивание пальчиковой игры «Семья». -Игры с платочками «Стираем вмести с мамой! -Игра с прищепками Кто? Что? Ест. Работа с родителями: - Создание пальчикового театра по мотивам русских народных сказок. - Творческий конкурс «Увлечение мамы». Апрель: -Пальчиковые игры: «Весна», «Подснежник» - Игровое упражнение «Волшебный песок» - «Построй кораблик» (выкладывание из счетных палочек) - Игры с мозаикой - Пальчиковый театр «Репка» |
-Конструирование из счетных палочек «Окно», «Домик», «Флажок». Работа с родителями: - Изготовление газеты – «Поговори со мною, мама…» Май: -Пальчиковые игры: «Насекомые», «Бабочка», «Божья коровка» - Игровое упражнение «Гусеница» (выкладывание из пуговиц) - Игры с массажным мячом - Д/игра «Бабочка-красавица» (шаблоны бабочки из картона, украсить пластилином) -Открытое мероприятие - развлечение с участием родителей на тему: «Золушка». |
Цель: Закрепить умение детей сочетать пальчиковую игру с речевой деятельностью детей. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Работа с родителями: - Подведение итогов проекта. Анкетирование родителей. |
Заключение
Таким образом, чтобы результат работы был эффективным необходимо использовать разнообразные приемы и методы работы по формированию тонких движений пальцев рук. Результаты своей работы я вижу в проявлении интереса детей к различным видам деятельности. В результате проделанной работы я пришла к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка. В дальнейшем я буду продолжать искать новые методические приемы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, общей моторики, самостоятельности, которые будут формировать интерес к различным видам деятельности.
Список литературы:
- Акулова О.В. Образовательная область "Социализация. Игра". Методический комплект программы "Детство". Санкт-Петербург "Детство-Пресс 2018г.;
- Дубровская Н.В. «Цвет творчества» Интегрированная программа художествен эстетического развития дошкольников от 2 до 7 лет,; С\П: «Детство – Пресс»,; 2016г.;
- Дубровская Н.В. «Приглашение к творчеству: обучение дошкольников технике граттаж, аппликации и коллажа» С\П: «Детство – Пресс» 2017г,;
- Зажигина О. А. «Игры для развития мелкой моторики с использование нестандартного оборудования С\П: «Детство – Пресс» 2013г,;
- Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2017г.
-Ткаченко Т.А. «Развиваем мелкую моторику»; Академия дошкольного развития. 2011г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий проект на тему: «Пальчиками играем речь развиваем».
«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».В.А. СухомлинскийСегодня я представляю вам свой творческий проект по теме «Пальчиками играем речь развиваем». Почему я выбрала именно эту тему? Я считаю,...
Проект совместной деятельности воспитателя, детей и родителей в средней группе на тему: «Пальчиками играем — речь развиваем» младшая группа
проект совместной деятельности воспитателя ддетей и родителей в среней группе...
Проект "Пальчиками играем речь развиваем"
Проект "Пальчиками играем речь развиваем"...
ПРОЕКТ "ПАЛЬЧИКАМИ ИГРАЕМ- РЕЧЬ РАЗВИВАЕМ!"
Хочу представить вашему вниманию проект «Пальчиками играем – речь развиваем!»...
Логопедический кружок по развитию мелкой моторики через художественно-эстетическое развитие "Пальчиками играем - речь развиваем"
Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования Акту...
Игры для развития мелкой моторики «Пальчиками играем-речь развиваем»
Игры для развития мелкой моторики «Пальчиками играем-речь развиваем»...
Проект на тему: «С пальчиками играем - речь развиваем» для детей второй младшей группы
Актуальность проекта:Много лет назад ученые доказали, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей в...