Проект по развитию речи в средней группе: «Мы играем, речь развиваем»
проект по развитию речи (средняя группа)

Меньшова Наталья Олеговна

Проект по развитию речи в средней группе:

«Мы играем, речь развиваем»

 Воспитатель: Меньшова Н.О.

 

Актуальность проекта.

 В условиях современности, главной задачей дошкольного образования является подготовка к школьному обучению. Дети, не получившие в дошкольном возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом навёрстывают упущенное, в будущем этот пробел в развитии влияет на его дальнейшее развитие. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве является основным условием нормального развития и в дальнейшем его успешного обучения в школе.

 Дети дошкольного возраста с удовольствием слушают стихотворения, поют песни, отгадывают загадки, рассматривают иллюстрации к книгам, любуются подлинными произведениями живописи и очень часто задают вопросы: а как?, а почему?, а смогу ли я? И ведь не секрет, что в настоящее время все больше детей имеют речевые проблемы. А почему не соединить желание ребенка попробовать самому что-то придумать, сделать с желаниями взрослых – научить красиво и грамотно говорить ребенка. И поэтому так актуальна на сегодня задача речевого развития детей и развитие его коммуникативных способностей

Тип проекта: долгосрочный

Сроки реализации проекта: Сентябрь - декабрь

Цель проекта: развивать речь детей, обогащать словарный запас через игровую деятельность; повысить активный словарь детей посредством стимулирования и развития у дошкольников умений к сочинительству, к речевому творчеству.

Задачи проекта:

- создание условий для игровой деятельности детей в группе;

- формирование грамматического строя речи;

- расширение словарного запаса;

- развитие связной речи;

- развивать активный словарь детей;

- развивать способность детей придумывать повествования, рифмованные слова, словообразования, подбирать синонимы, антонимы, омонимы;

- поддерживать речевую инициативу и творчество детей в общении.

 

Гипотеза:

В результате работы у детей повысится словарный запас, обогатиться речь, улучшиться выразительность речи, дети научатся сочинять небольшие стихотворения, составлять рассказы, придумывать сказки.

Участники проекта: воспитатели, дети, родители.

Методы и технологии реализации проекта: метод проекта, личностно-ориентированные и здоровье сберегающие технологии, дидактические игры, подвижные игры, театрализованные игры, сюжетно – ролевые игры, беседы с детьми.

Проблема:

Низкий уровень активного словарного запаса детей.

Причины:

1.Недостаточно высокий уровень использования разнообразных форм работы с детьми по расширению активного словаря.

2.Отсутствие интереса родителей к инициативе детей заниматься словотворчеством.

Ресурсное обеспечение проекта:

Материально-техническое: подборка консультативного материала для родителей, разработка проекта, конспектов занятий, подборка иллюстраций и детской литературы, картотека речевых игр, игрушки, пальчиковые игры, дидактические игры словесные игры, сказки, стихи, иллюстрации к сказкам, потешки, чисто говорки.

Идея проекта: все занятия и игры по проекту «Мы играем, речь развиваем» взаимосвязаны, побуждают к включению в другие виды деятельности – как самостоятельной, так и коллективной, для того, чтобы и педагог, и дети, и родители сохранили частицу радости, эмоциональный заряд, а главное – желание продолжать работу по реализации данного проекта.

Структура проекта: реализация данного проекта осуществляется через цикл игр с детьми, создание условий для игровой деятельности детей в группе . Реализация проекта предполагает различные виды игр с детьми: это цикл дидактических игр с игрушками и предметами, словесных, настольно-печатных. В систему работы включены подвижные игры. Также включены театрализованные игры, дети слушают сказки, инсценируют их. Значительное место отведено сюжетно-ролевым играм.

Ожидаемые результаты:

- Высокий уровень активного словарного запаса детей

- Используются разнообразные формы работы с детьми по расширению активного словаря.

- У родителей повысится уровень знаний по развитию речевых творческих способностей детей.

Этапы реализации проекта:

1.Подготовительный

2.Основной

3.Заключительный

Механизм реализации проекта:

Первый этап – подготовительный:

Подготовка к работе педагога: определение цели и задач проекта; изучение необходимой литературы; подбор методической литературы;

разработка тематического плана для реализации проекта.

Работа с родителями: Консультация «Значение сказок в жизни ребенка».

Консультация «Ребенок и книга».

Подбор раскрасок на тему: «Герои русских народных сказок» в соответствии с возрастом детей.

Консультация для родителей «Проведение домашних игр для развития речи детей».

Консультация для родителей «Читаем и сочиняем вместе с ребенком».

Создание речевых альбомов.

Второй этап – основной:

- Включение каждого ребёнка в игровую деятельность для достижения высокого уровня знаний, умений и навыков.

- Словесные игры и упражнения.

- Были проведены различные дидактические и подвижные игры, театрализованные и сюжетно – ролевые игры:

- Дидактические и подвижные игры:

«Узнай по описанию», «Найди такой же», «Узнай по голосу», «Раздели на группы», «Какое время года?», «Чего не хватает», «Кто в домике живет?», «Что лишнее», «Хорошо, плохо», «Любимые сказки», «Чей малыш», «У медведя во бору», «Ловушки», «По ровненькой дорожке», «Мой веселый звонкий мяч», «Воробушки и кот», «Птички в гнездышках», «Серсо», «Море волнуется», «Гуси – лебеди», «Подбрось – поймай», «Жмурки», «Найди свое место», «Самолеты», «Зайка беленький сидит», «Лохматый пес» и другие.

 

Театрализованные и игры – драматизации:

«Репка», «Кошкин дом», «Колосок», «Теремок», «Колобок», «Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят», сказка В.Берестова «Как найти дорожку».

 

Сюжетно – ролевые игры:

«Парикмахерская», «Магазин», «Строители», «Больница», «Почта», «Моряки», «Семья», «Айболит», «Шоферы», «Салон красоты», «Магазин игрушек» и другие.

Чтение художественной литературы : Е.Чарушин «Зайчата», А.Суконцев «Как ежик шубу менял», В.Чаплина рассказ «Мушка», Д.Биссет «Кузнечик Денди».

Составление рассказов по картине: «Собака со щенятами», зимняя одежда, по серии сюжетных картин «Здравствуй ,зимушка-зима»

Третий этап – заключительный:

Результаты проекта.

Вывод: Метод проектов оказался очень эффективен и актуален на сегодняшний день. Он дает возможность ребенку экспериментировать, систематизировать полученные знания, развивает творческие способности и коммуникативные навыки, которые позволят ребенку в дальнейшем адаптироваться к школьному обучению, что является одной из главных задач федеральных государственных общеобразовательных стандартов.

Результаты:

Таким образом, можно сделать выводы: В игре ребенок учится полноценному общению со сверстниками. Учится выполнять правила игры. В игре интенсивно развиваются все психические процессы, формируются первые нравственные чувства. В игре зарождаются новые виды продуктивной деятельности. В игре идет интенсивное развитие речи. В игре формируются новые мотивы и потребности.

Таким образом, в результате совместной работы над проектом у детей и их родителей сформировались ключевые компетенции: - умение ориентироваться в новой нестандартной ситуации; умение продумывать способы действий и находить новые способы решения задач; умение задавать вопросы; умение взаимодействовать в системах «ребёнок-ребёнок», «ребёнок взрослый». умение получать необходимую информацию в общении; умение вести диалог со взрослыми и сверстниками;

 Игра занимает в жизни дошкольника особое место. Игры используются на занятиях, в свободное время дети с упоением играют в придуманные ими игры. Игра развивает язык, а язык организует игру. Играя, ребёнок учится, а ни одно учение немыслимо без помощи основного учителя – языка.

 В процессе игры ребёнок познаёт не только окружающий мир, но и самого себя, своё место в этом мире, накапливает знания, осваивает язык, общается. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве является основным условием нормального развития и в дальнейшем его успешного обучения в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_razvitie_rechi.docx23.73 КБ

Предварительный просмотр:

Проект по развитию речи в средней группе:

«Мы играем, речь развиваем»

 Воспитатель: Меньшова Н.О.

Актуальность проекта.

 В условиях современности, главной задачей дошкольного образования является подготовка к школьному обучению. Дети, не получившие в дошкольном возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом навёрстывают упущенное, в будущем этот пробел в развитии влияет на его дальнейшее развитие. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве является основным условием нормального развития и в дальнейшем его успешного обучения в школе.

 Дети дошкольного возраста с удовольствием слушают стихотворения, поют песни, отгадывают загадки, рассматривают иллюстрации к книгам, любуются подлинными произведениями живописи и очень часто задают вопросы: а как?, а почему?, а смогу ли я? И ведь не секрет, что в настоящее время все больше детей имеют речевые проблемы. А почему не соединить желание ребенка попробовать самому что-то придумать, сделать с желаниями взрослых – научить красиво и грамотно говорить ребенка. И поэтому так актуальна на сегодня задача речевого развития детей и развитие его коммуникативных способностей

Тип проекта: долгосрочный

Сроки реализации проекта: Сентябрь - декабрь

Цель проекта: развивать речь детей, обогащать словарный запас через игровую деятельность; повысить активный словарь детей посредством стимулирования и развития у дошкольников умений к сочинительству, к речевому творчеству.

Задачи проекта:

- создание условий для игровой деятельности детей в группе;

- формирование грамматического строя речи;

- расширение словарного запаса;

- развитие связной речи;

- развивать активный словарь детей;

- развивать способность детей придумывать повествования, рифмованные слова, словообразования, подбирать синонимы, антонимы, омонимы;

- поддерживать речевую инициативу и творчество детей в общении.

Гипотеза:

В результате работы у детей повысится словарный запас, обогатиться речь, улучшиться выразительность речи, дети научатся сочинять небольшие стихотворения, составлять рассказы, придумывать сказки.

Участники проекта: воспитатели, дети, родители.

Методы и технологии реализации проекта: метод проекта, личностно-ориентированные и здоровье сберегающие технологии, дидактические игры, подвижные игры, театрализованные игры, сюжетно – ролевые игры, беседы с детьми.

Проблема:

Низкий уровень активного словарного запаса детей.

Причины:

1.Недостаточно высокий уровень использования разнообразных форм работы с детьми по расширению активного словаря.

2.Отсутствие интереса родителей к инициативе детей заниматься словотворчеством.

Ресурсное обеспечение проекта:

Материально-техническое: подборка консультативного материала для родителей, разработка проекта, конспектов занятий, подборка иллюстраций и детской литературы, картотека речевых игр, игрушки, пальчиковые игры, дидактические игры словесные игры, сказки, стихи, иллюстрации к сказкам, потешки, чисто говорки.

Идея проекта: все занятия и игры по проекту «Мы играем, речь развиваем» взаимосвязаны, побуждают к включению в другие виды деятельности – как самостоятельной, так и коллективной, для того, чтобы и педагог, и дети, и родители сохранили частицу радости, эмоциональный заряд, а главное – желание продолжать работу по реализации данного проекта.

Структура проекта: реализация данного проекта осуществляется через цикл игр с детьми, создание условий для игровой деятельности детей в группе . Реализация проекта предполагает различные виды игр с детьми: это цикл дидактических игр с игрушками и предметами, словесных, настольно-печатных. В систему работы включены подвижные игры. Также включены театрализованные игры, дети слушают сказки, инсценируют их. Значительное место отведено сюжетно-ролевым играм.

Ожидаемые результаты:

- Высокий уровень активного словарного запаса детей

- Используются разнообразные формы работы с детьми по расширению активного словаря.

- У родителей повысится уровень знаний по развитию речевых творческих способностей детей.

Этапы реализации проекта:

1.Подготовительный

2.Основной

3.Заключительный

Механизм реализации проекта:

Первый этап – подготовительный:

Подготовка к работе педагога: определение цели и задач проекта; изучение необходимой литературы; подбор методической литературы;

разработка тематического плана для реализации проекта.

Работа с родителями: Консультация «Значение сказок в жизни ребенка».

Консультация «Ребенок и книга».

Подбор раскрасок на тему: «Герои русских народных сказок» в соответствии с возрастом детей.

Консультация для родителей «Проведение домашних игр для развития речи детей».

Консультация для родителей «Читаем и сочиняем вместе с ребенком».

Создание речевых альбомов.

Второй этап – основной:

- Включение каждого ребёнка в игровую деятельность для достижения высокого уровня знаний, умений и навыков.

- Словесные игры и упражнения.

- Были проведены различные дидактические и подвижные игры, театрализованные и сюжетно – ролевые игры:

- Дидактические и подвижные игры:

«Узнай по описанию», «Найди такой же», «Узнай по голосу», «Раздели на группы», «Какое время года?», «Чего не хватает», «Кто в домике живет?», «Что лишнее», «Хорошо, плохо», «Любимые сказки», «Чей малыш», «У медведя во бору», «Ловушки», «По ровненькой дорожке», «Мой веселый звонкий мяч», «Воробушки и кот», «Птички в гнездышках», «Серсо», «Море волнуется», «Гуси – лебеди», «Подбрось – поймай», «Жмурки», «Найди свое место», «Самолеты», «Зайка беленький сидит», «Лохматый пес» и другие.

Театрализованные и игры – драматизации:

«Репка», «Кошкин дом», «Колосок», «Теремок», «Колобок», «Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят», сказка В.Берестова «Как найти дорожку».

Сюжетно – ролевые игры:

«Парикмахерская», «Магазин», «Строители», «Больница», «Почта», «Моряки», «Семья», «Айболит», «Шоферы», «Салон красоты», «Магазин игрушек» и другие.

Чтение художественной литературы : Е.Чарушин «Зайчата», А.Суконцев «Как ежик шубу менял», В.Чаплина рассказ «Мушка», Д.Биссет «Кузнечик Денди».

Составление рассказов по картине: «Собака со щенятами», зимняя одежда, по серии сюжетных картин «Здравствуй ,зимушка-зима»

Третий этап – заключительный:

Результаты проекта.

Вывод: Метод проектов оказался очень эффективен и актуален на сегодняшний день. Он дает возможность ребенку экспериментировать, систематизировать полученные знания, развивает творческие способности и коммуникативные навыки, которые позволят ребенку в дальнейшем адаптироваться к школьному обучению, что является одной из главных задач федеральных государственных общеобразовательных стандартов.

Результаты:

Таким образом, можно сделать выводы: В игре ребенок учится полноценному общению со сверстниками. Учится выполнять правила игры. В игре интенсивно развиваются все психические процессы, формируются первые нравственные чувства. В игре зарождаются новые виды продуктивной деятельности. В игре идет интенсивное развитие речи. В игре формируются новые мотивы и потребности.

Таким образом, в результате совместной работы над проектом у детей и их родителей сформировались ключевые компетенции: - умение ориентироваться в новой нестандартной ситуации; умение продумывать способы действий и находить новые способы решения задач; умение задавать вопросы; умение взаимодействовать в системах «ребёнок-ребёнок», «ребёнок взрослый». умение получать необходимую информацию в общении; умение вести диалог со взрослыми и сверстниками;

 Игра занимает в жизни дошкольника особое место. Игры используются на занятиях, в свободное время дети с упоением играют в придуманные ими игры. Игра развивает язык, а язык организует игру. Играя, ребёнок учится, а ни одно учение немыслимо без помощи основного учителя – языка.

 В процессе игры ребёнок познаёт не только окружающий мир, но и самого себя, своё место в этом мире, накапливает знания, осваивает язык, общается. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве является основным условием нормального развития и в дальнейшем его успешного обучения в школе.

Литература:

Основная программа «От рождения до школы». Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой

 Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Средняя группа. – М.: МозаикаСинтез, 2014г.

Журова Л.Е. Подготовка к обучению грамоте детей 4-5 лет.

Комплексные занятия по программе «От рождения до школы». Средняя группа./ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой., М.А. Васильевой.- Волгоград.: Учитель,2012.

Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса по программе «От рождения до школы»: средняя группа/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.- Волгоград.: Учитель,2012.

Развивающие занятия с детьми 4-5 лет./ Под ред. Л.А. Парамоновой.

О.С. Ушакова Развитие речи детей 3-5 лет. –М.: ТЦ Сфера,2016.

 Конспекты интегрированных занятий в средней группе детского сада. Ознакомление с художественной литературой . Развитие речи. Обучение грамоте: Авт.- сост. Аджи А.В. – Воронеж 2009.

Приложение:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Пальчиковые игры. Развиваем речь детей"

Развивать подвижность и силу пальцев рук, точность их движений. Закреплять умение согласовывать движения рук с текстом.( через пальчиковую гимнастику, пальчиковые игры.)...

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «ПАЛЬЧИКАМИ ИГРАЕМ – РЕЧЬ РАЗВИВАЕМ»

Семинар-практикум для родителей  в средней группе в виде презентации....

Проект совместной деятельности воспитателя, детей и родителей в средней группе «Пальчиками играем — речь развиваем»

Проект совместной деятельности воспитателя, детей и родителей в средней группе "Пальчиками играем - речь развиваем"...

Родительское собрание в средней группе «Вместе играем - речь детей развиваем»

Цель: повышение родительской компетенции в вопросах речевого развития детей дошкольного возраста...

Проект по развитию речи в средней группе «Мы играем, речь развиваем»

Проект предназначен для формирования речи у детей в дошкольном возрасте...

Проект по развитию речи в средней группе «Мы играем, речь развиваем»

Актуальность проектаВ условиях современности, главной задачей дошкольного образования является подготовка к школьному обучению. Дети, не получившие в дошкольном возрасте соответствующее речевое развит...