Проект: "Играем, речь развиваем"
проект по развитию речи (подготовительная группа)

Рыбакова Анжелика Антоновна

Развитие речи через игровую деятельность детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_igraem_rech_razvivaem.docx27.99 КБ

Предварительный просмотр:

 

Проект «Играем и речь развиваем»

для детей подготовительной группы

 

 Воспитатель: Рыбакова А.А.,

.

«Обучение и игра не враги, цели и интересы

которых совершенно противоположны – это друзья,

товарищи, которым сама природа указала идти

одной дорогой и взаимно поддерживать друг

друга»     П.Ф. Каптерев.

Актуальность темы.

Развитие речи является одной из важнейших задач воспитания детей. Поэтому мы решили обратить свое внимание к проблеме развития речи ребенка?

Человек не обладает речью при рождении, она формируется и развивается вместе с его ростом и развитием, то есть, практически, всю жизнь. Но это не означает, что речь развивается сама по себе, без участия взрослых. Задача педагога – помочь детям развить речь. Именно дошкольный возраст является самым благоприятным для развития речи. Так как основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, то и обучающий материал должен преподноситься в игровой форме. Он усваивается более быстрее и дает более высокие результаты. Для того, чтобы ребёнок успешно обучался в школе, надо целенаправленно заниматься развитием его речи. Ведь именно речь является источником получения знаний по всем предметам школьного курса (от того, как ребёнок прочтёт и поймёт параграф, зависит, как он его потом расскажет). Именно с помощью речи ребёнок общается с окружающими, в том числе, с учителями, соответственно, чем правильнее он будет выражать свои мысли, тем лучше его будут понимать.

По наблюдениям педагогов начальных классов, одна из основных проблем начинающих первоклассников — неумение говорить связно.

По данным российских учёных, у дошкольников не развита связная речь, дети не могут грамматически правильно оформить речевое высказывание.

Чаще всего у детей дошкольного возраста:

  Односложная речь, состоящая из одних простых предложений.

 Бедная речь - недостаточный словарный запас

 Замусоривание речи, употребление нелитературных слов и выражений, слов – «паразитов», а это результат просмотра телевизионных передач для взрослых

 Неумение грамотно и доступно сформулировать предложение, вопрос.

 Неспособность построить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказать текст. (А к школе это умение приобрести просто необходимо)

Что можно предложить  для спасения положения?  Игру. 

Игру в разном её проявлении: в куклы и в настольную, дома и на сцене, на прогулке, в автомобиле, на природе — везде, где только можно. 

 Игра, протекающая в коллективе, предоставляет исключительно благоприятное условие для развития языка. Игра развивает язык, а язык организует игру. Играя, ребёнок учится, а ни одно учение немыслимо без помощи основного учителя – языка.

Известно, что в дошкольном возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Обучающая задача, поставленная в игровой форме, имеет то преимущество, что в ситуации игры ребёнку понятна сама необходимость приобретения знаний и способов действия. Ребёнок, увлечённый привлекательным замыслом новой игры, как бы не замечает того, что он учится, усваивает новые речевые конструкции.

Игра – это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребёнка, его жизнь. В процессе игры ребёнок познаёт не только окружающий мир, но и самого себя, своё место в этом мире, накапливает знания, осваивает язык, общается.

Именно игра позволяет скорректировать возникающие возрастные проблемы и сложности в отношениях. Без игры жизнь ребёнка - невозможна!

Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов - от элементарных до самых сложных. Выполняя игровую роль, ребенок подчиняет этой задаче все свои сиюминутные импульсивные действия. В условиях игры дети лучше сосредоточиваются и запоминают, чем по прямому заданию взрослого.

Организуя игру, педагог занимает позицию включённого партнёра: он просит ребёнка пояснить смысл действий, побуждая к ролевой речи и беря на себя определённую роль.

Дети свободно проявляют свои игровые умения, самостоятельно сочиняют игру, придумывают новые сюжеты, обсуждая их, моделируют её среду, изменяя её в ходе развития сюжета.

Педагогическое сопровождение игр направлено на сохранение самостоятельной игры и побуждения игрового творчества. Педагоги стремятся пробудить у детей способность к импровизации, насыщении сюжетов речью и оригинальными событиями.

Таким образом, к феномену игры стоит относиться как к уникальному явлению детства. Игра - это не только имитация жизни, это очень серьезная деятельность, которая позволяет ребенку самоутверждаться, самовыражаться. Участвуя в различных играх, ребенок выбирает для себя персонажи, которые наиболее близки ему, соответствуют его нравственным ценностям и социальным установкам. Игра становится фактором социального развития личности. Проигрывая различные жизненные ситуации, дети учатся идти на компромисс, избегать конфликтных ситуаций, поддерживать дружелюбную атмосферу. Кроме того, игра является надежным диагностическим средством психического развития детей. Игра — подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников.

Цель проекта:

Развитие речи детей как средства свободного общения с взрослыми и детьми через игровую деятельность.

Задачи проекта:

1)Создать условия для игровой деятельности в группе и на участке;

2)Развивать все компоненты устной речи;

3)Формировать грамматический строй речи;

4)Обогащать активный, пассивный и потенциальный словарь детей;

5)Развивать связную речь, опираясь на речевой опыт детей, приобретенный во время игровой деятельности;умение вести диалог;

6)Развивать умения задавать вопросы;

7)Продолжать воспитывать интерес и любовь к чтению; развивать литературную речь;

8)Воспитывать желания и умения слушать литературные произведения, следить за развитием действия.

Участники проекта: воспитатели, дети подготовительной группы, родители (законные представители).

Продолжительность проекта: средней срочности

Ожидаемые результаты:

Повышение интереса детей к родному языку;

Обогащение активного и пассивного словаря детей;

Улучшение звуковой культуры речи, грамматического строя речи, связной речи детей;

Пополнение развивающей предметно – пространственной среды группы;

Изготовление творческих детско-родительских работ.

Обобщение проектной деятельности:

1. Создание книги сказок «Литературный альманах»

     2. Смотр – конкурс дидактических игр.

Аннотация проекта

В основу данного проекта положены следующие идеи:

1.Формирование свободного  общения детей со взрослыми и детьми;
        2. Формирование положительного эмоционального состояния.

3. Формирование опыта учебной деятельности.

 

В соответствии с ФГОС проект опирается на научные принципы ее построения:

        Принцип позитивности - создание поддерживающее, доброжелательной атмосферы помощи, сотрудничества.

        Принцип целостности развития – усиливает значение всех прошлых этапов жизни в позитивном ключе, организует целостность самосознания и личности ребенка, помогает строить позитивное будущее.

        Принцип индивидуального подхода – максимальный учет психологического своеобразия и индивидуального опыта каждого ребенка.

        Принцип развития и саморазвития личности – активизация творческих возможностей, способности к самопознанию самоусовершенствованию и саморегуляции.

        Принцип признания уникальности и неповторимости личности каждого ребенка.

        Отражение принципа гуманизации в проекте означает: признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребенка;уважение к личности ребенка со стороны всех участников образовательного процесса.

        Дифференциация и индивидуализация воспитанияи обучения обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Осуществляется этот принцип через создание условий для воспитания и обучения каждого ребенка с учетом индивидуальных особенностей его развития.

Ряд авторов Е.А. Румянцева, Т.П. Соколова, С.В. Коваленко рассматривают проекты с детьми, во-первых, это четкость , компактность, большая информативность учебного материала, благодаря чему реализуется специально организованная деятельность с детьми, во-вторых: обеспечение целостного восприятия ребенком окружающего мира, взаимопроникновение содержания различных образовательных областей.

 

Этапы реализации проекта

Реализация проекта рассчитана: с декабря 2023г.по февраль 2024г.

1 этап – Подготовительный

         определение задач воспитательно-образовательной работы;

         анализ проблемы: что уже есть и что нужно сделать;

         планирование деятельности всех участников проекта;

         подбор методической, справочной, энциклопедической и художественной литературы по выбранной тематике;

         подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.

2 этап. Основной.

  • Включение каждого ребенка в игровую деятельность. Активное использование в совместной деятельности настольных дидактических игр.
  • Чтение художественной литературы. Развитие всех компонентов речи в ходе обсуждения прочитанных произведений, их обыгрывания, совместного сочинения сказок.
  • Развитие общения взрослых и детей в семье в процессе совместного чтения и творчества.
  • Рисование иллюстраций к сказкам по выбору детей.
  • Консультации для родителей: «Будем говорить правильно», «Игры с детьми по развитию речи».
  • Памятка для родителей по развитию речи детей.
  • Памятка для родителей по развитию связной речи детей.
  • Выставка игрушек, созданных своими руками при помощи родителей.
  • Изготовление дидактических игр по развитию речи воспитателями и родителями.

План реализации проекта.

Этапы проекта

Сроки проведения

Содержание этапа

I этап

Декабрь

Исследование особенностей поведения детей при помощи следующих методик: методика «Рукавички» для изучения общения со сверстниками в совместной деятельности (Г.А. Цукерман);

– методика «Культура общения» (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина);

– исследование умений вести диалог (И.А. Бизикова).

II этап

Январь

Проведение образовательной работы посредством следующих мероприятий:

Коммуникативные игры

«Здравствуйте»

 «Зеркало»

«Говорящие ботинки»

«Молчаливое приветствие»

«Закружилась карусель»

«Как общаться с королем(королевой)»

«Мне нравиться твой бант»

«Кто поет на берегу?»

Беседы

на различные темы:

 «Наши четвероногие друзья»

«Чудеса и приключения»

«В одиночку биться не годится»

Ритмические и интонационные игры со словом, а также музыкально-ритмические игры:

«Зайцы»

«Наше путешествие»

«Определи по ритму»

«Учись танцевать»…..

Подвижные игры:

«Веселые ребята»

«Совушка»

«Космонавты»

«Рыбак и рыбаки»

«Карась и Щука»

Психогимнастика и ауторелаксация:

«Путешествие на море»

«Театр марионеток»

«Цапля-ворона-воробей»….

НОД:

«Давайте поиграем!»

«Цветные карандаши»….

Разыгрывание и решение «трудных ситуаций» через различные сюжетно-ролевые игры

Психологические этюды:

«Цветок»

«Ежата»

«Березка»

«Солнце»….

Чтение и обсуждение художественных произведений, взятых из рабочей программы

Обыгрывание эмоционального состояния:

«Злой, печальный, недовольный….»

III этап

Февраль

Проведенная работа по развитию коммуникативной сферы у дошкольников показал достаточно хорошие результаты, климат в группе заметно улучшился, уменьшилось количество демонстративных реакций,  дети самостоятельно разрешали многие конфликты, чаще стали участвовать в совместных играх и соблюдать правила поведения и общения.  Эффективность проведенной работы подтвердило и диагностическое исследование.  Однако, ощутимый результат возможен лишь при систематической работе, которую необходимо проводить с дошкольниками как на специально организованных занятиях, так и в течении всего дня.

3        этап – заключительный

1. Создание книги сказок «Литературный альманах»

 2. Смотр – конкурс дидактических игр.

3. Консультации для родителей: «Будем говорить правильно», «Игры с детьми по развитию речи».

4 этап - ПРОДУКТ ПРОЕКТА.

Видео презентация «Играем и речь развиваем»

Критерии оценивания проекта

1.Удовлетворённость

родителей (законных представителей)  результатом работы ДОУ (отзыв родителей).

2. Соответствие условий обучения дошкольников нормам СанПиНа;

3. Информированность родителей (законных представителей) об организации воспитательного и образовательного процесса дошкольника посредством наглядной информации, интернет ресурсов.

Результаты проекта.

 -  свободное общение детей со взрослыми и детьми;

 - развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности;

 - практическое овладение детьми нормами речи;

Вывод:

Проект предусматривает - умение детей свободно общаться, значительно увеличив словарный запас, а также сопровождать  свою деятельность речью. Дети начинают уместно употреблять средства художественной выразительности в собственной речи.

Литература:

Наименование диагностических методик, авторы:

– методика «Рукавички» для изучения общения со сверстниками в совместной деятельности (Г.А. Цукерман);

– методика «Культура общения» (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина);

– исследование умений вести диалог (И.А. Бизикова).

О.С. Ушакова развитие речи детей 5-6 лет – М.: ТЦ СФЕРА, 2015 г.

Занятия с детьми 5-6 лет по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром. А.В. Никитина – СПб.: КАРО, 2011 г.

А.В. Печерога развивающие игры для дошкольников  - М.: ВАКО, 2008 г.

Игровая деятельность на занятиях по развитию речи. Подготовительная группа. Автор – составитель О.И. Бочкарева – Волгоград: ИТД «Корифей»

З.И. Курцева Ты -  словечко, я – словечко … . Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей – М., изд. Баласс, 2002 г.

О.Жукова Развиваем логику и речь – М.: Астрель; СПб.: Сова, 2008 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Играя - общаюсь, играя - развиваюсь"

Общение является одной из наиболее важных сфер духовной жизнедеятельности человека. Высшие психические функции ребенка, такие как память, внимание, мышление, формируются сначала в общении со взрослыми...

Проект "Играя пальчиками, развиваем речь"

Проект "Играем пальчиками, развиваем речь" разработан на 2015 - 16уч. год . Целью проекта является развитие и коррекция речи детей, посещающих ДОУ, через развитие мелкой моторики кистей рук. Определен...

Проект "Играем в сказку, развиваем творчество"

В проекте представлена системная технология развития творческих способностей дошкольников посредством театрализации сказки. При этом учитывается интерес детей к этому жанру. Доступность детскому воспр...

Проект «Играя развиваем речь»

Влияние игровой деятельности на развитие речи детей младшего дошкольного возраста....

Проект "Игры и игрушки. Развиваемся играя."

Цель проекта.  Привлечение внимания  всех участников образовательного процесса - педагогов и родителей воспитанников ДОУ  к назначению  и многообразию детской игры; определение её ...

Проект : «Игра игрой сменяется, речь наша развивается»

Краткосрочный проект  по развитию речи....

Педагогический проект «Игра игрой сменяется, речь наша развивается»

Использование квест-технологии позволяет уйти от традиционных форм обучения детей и значительно расширить рамки образовательного пространства. В ходе квеста у детей происходит развитие по всем образов...