Проект по ранней профориентации дошкольников «Мир профессий»
проект (старшая группа)

Воронкова Наталья Владимировна

Цель: создание педагогических условий для ранней профессиональной ориентации старших дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект по ранней профориентации дошкольников «Мир профессий»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дошкольное образование – это первая ступень системы образования в России, задача которой сформировать первичные представления дошкольника об окружающем мире, заложить основы нравственного и познавательного развития личности ребенка.

Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована и в ФГОС дошкольного образования. Один из аспектов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлен на достижение цели формирования положительного отношения к труду. Ознакомление с трудовой деятельностью взрослых имеет решающее значение и для формирования у ребенка первоначальных представлений о роли труда и значимости профессий в жизни общества.

Невозможно вырастить гармонично развитого человека, не подготовив его к главной реалии современного рынка – товарно-денежным отношениям. Ребёнок-дошкольник практически ежедневно слышит такие понятия, как деньги, товары, продукты, цены, дёшево, дорого, экономить и т.п. Именно дошкольный возраст является самым продуктивным в плане заложения таких индивидуально-психологических особенностей личности, как ответственность, бережливость, сила воли, которые необходимы для формирования в дальнейшем финансово-грамотного человека.

Ранняя профориентация дошкольников включают в себя элементарные знания детей о профессиях взрослых, о заводах, фабриках, о видах орудий труда, о сельском хозяйстве. Эти знания играют важную роль в процессе социализации ребенка, они дают понять дошкольнику, как устроено общество, какие задачи оно выполняет, и какие задачи выполняет каждый человек. Вместе с тем, знакомясь с особенностями трудовой деятельности взрослых, у детей дошкольного возраста формируется интерес к трудовой деятельности, положительное отношение к труду.

Новизна проекта заключается в заложении основ финансовой культуры в дошкольном возрасте в русле формирования здорового отношения к деньгам, взаимосвязи денег как предмета материального мира с нормами морали, этически-культурными ценностями социума и общественно полезного труда человека.

Основные целевые группы, на которые направлен проект:

  1. Воспитанники группы компенсирующей направленности (5-8 лет).
  2. Родители (законные представители) воспитанников.
  3. Педагоги

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

Цель: создание педагогических условий для ранней профессиональной ориентации старших дошкольников.

Основные задачи:

  1. Расширить представления детей о разных специальностях, отражающих современные социально-экономические отношения и новые профессии, связанные с элементами рыночной экономики;
  2. Формировать финансовую культуру у детей;
  3. Развивать технические и конструктивные умения в специфических для дошкольного возраста видах детской деятельности; 
  4. Обеспечить пространство детской реализации, где ребенок мог бы воплотить свои идеи;
  5. Активизировать коммуникативную деятельность детей; 
  6. Обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей в вопросах ранней профориентации дошкольников;
  7. Обеспечить повышение квалификации педагогических работников по вопросам ранней профориентации детей дошкольного возраста.

Старшая группа (5 – 6 лет) 

  1. Расширить представления детей об учебных заведениях (детский сад, школа), их атрибутами, связанными с ними профессиями, расширить и обогатить представления о трудовых действиях, орудиях труда, результатах труда.
  2. Знакомить детей с современными профессиями взрослых.
  3. Расширить представления детей о сферах человеческой деятельности (наука, искусство, производство, сельское хозяйство).
  4. Обеспечить освоение детьми начального опыта работы с отдельными техническими объектами (в виде игрового оборудования).
  5. Познакомить дошкольников с денежной сферой жизни.
  6. Продолжать знакомить с музеем, библиотекой, их атрибутами, связанными с ними профессиями, правилами поведения.
  7. Продолжить знакомить детей с профессиями родителей.
  8. Продолжить работу по развитию и обогащению сюжетов игр, подводить детей к самостоятельному созданию игровых замыслов.

Подготовительная к школе группа (6-7 лет)

  1. Расширить представления детей о сферах человеческой деятельности (наука, искусство, производство, сфера услуг, сельское хозяйство), показать результаты труда, их общественную значимость.
  2. Дать представления о том, что с одним объектом культуры, производства, социальным объектом связан целый комплекс разнообразных профессий.
  3. Формировать у детей начальные навыки обращения с деньгами, правильное отношение к финансовым ресурсам и их целевому предназначению.
  4. Формировать у детей умение творчески комбинировать разнообразные события, создавая новый сюжет игры, делать это согласованно с партнером.
  5. Воспитывать уважение к людям труда, бережное отношение к результатам труда, желание трудиться.

 

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ПРОЕКТА

При реализации данного проекта повысится познавательная активность и мотивация детей дошкольного возраста, любознательность, воображение, творческая активность, повысится интерес к профессиям взрослых – позиционирование себя в различных профессиях; дети смогут творчески проявить свою индивидуальность в разных видах деятельности. 

Реализация проекта на этапе завершения дошкольного образования позволит улучшить преемственные связи со школой, сформировать у воспитанников первичные представления о труде взрослых и его роли в обществе и жизни каждого человека.

Предполагаемые результаты для детей

       К моменту завершения дошкольного образования:

  • Ребенок выделяет структуру трудовых процессов (цель, материалы, инструменты, трудовые действия, результат); Ребенок имеет положительное отношение к разным видам труда;
  • Ребенок знает о назначении техники и материалов в трудовой деятельности взрослых;
  • Ребенок моделирует в игре отношения между людьми разных профессий;
  • Ребенок имеет определенные знания и представления о профессиях своих родителей (место работы родителей, значимость их труда, гордость и уважение к труду своих родителей);
  • У детей формируется финансовая культура. 

      К завершению дошкольного образования:

  • Ребенок будет чётко осознавать, что труд – основа жизни, любой труд – это хорошо, плохо – сидеть без дела; 
  • Ребенок знает, что деньги зарабатываются трудом, являются мерой оценки труда, универсальным средством обмена; 
  • Ребенок понимать, что бережливость и экономия – это разумное отношение к расходам, умение ценить результаты труда, умение делиться и отдавать, в случае острой необходимости прийти на помощь ближнему. 

Предполагаемые результаты для дошкольного учреждения:

  • Организована игровая среда профессиональной направленности;
  • Разработан сборник электронных презентаций «Мир профессий», план виртуальных экскурсий, видеороликов, дидактических игр.

Предполагаемые результаты для педагогов:

  • Выстроится система работы по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста;
  • Активизируется творческий потенциал педагогов;
  • Возрастет профессионализм педагогов в вопросах экономического воспитания у детей дошкольного возраста;
  • Используются современные технологии в работе по ранней профориентации дошкольников: игровые технологии, технологии развивающего обучения, здоровьесберегающие технологий, технологии проектной деятельности (детские проекты).

Предполагаемые результаты для родителей (законных представителей):

  • Повысится уровень компетенции родителей (законных представителей) в вопросах ранней профориентации дошкольников, воспитания финансовой культуры;
  • Появится возможность родителям (законным представителям) увидеть своего ребенка в деятельности, оценить его способности.

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

Ранняя профориентация преимущественно носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий), а также не исключает совместного обсуждения мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности (в плане самообслуживания, при выполнении посильной работы).

         Направления работы по проекту:

  1. Дидактическое и информационное обеспечение ранней профориентации дошкольников;
  2. Взаимодействие с родителями по профориентации дошкольников;
  3. Социальное партнерство по ранней профориентации дошкольников.

 

Этапы и сроки реализации проекта

1 этап: информационно-аналитический, организационный

Срок: сентябрь 2024 г. 

Задачи: 

  1. Организация в образовательном пространстве ДОО предметной игровой среды, адекватной возрастным особенностям дошкольников в соответствии с ФГОС ДО;
  2. Обновление содержания дошкольного образования с учётом современных социально-экономических отношений в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

      На первом этапе осуществляется анализ психолого-педагогических условий в ДОО, способствующих ранней профориентации воспитанников, научно-методических исследований по вопросам профессионального самоопределения детей дошкольного возраста, выявление проблем. Разработка программно-методического комплекта, подбор комплекса диагностических методик.

2 этап: внедренческий

Срок: октябрь 2024 г. – май 2025 г.

Задачи: 

  1. Реализация мероприятий, направленных на создание условий для реализации проекта;
  2. Обновление содержания организационных форм, методов, мотивации, педагогических технологий;
  3. Вовлечение в образовательный процесс всех участников образовательных отношений;
  4. Периодический контроль реализации мероприятий, коррекция мероприятий;
  5. Мониторинг достигнутых результатов дошкольниками;
  6. Публикация и освещение результатов проекта.

     На втором этапе предполагается создание комплекса условий направленных на раннюю профориентацию дошкольников через организацию игровой среды.  Поиск наиболее эффективных методов и форм ознакомления дошкольников с профессиональным трудом взрослых. Реализация технологии «Дары Фрёбеля» и Тропинка в экономику: программа: методические рекомендации : конспекты занятий с детьми 5–7 лет / А.Д. Шатова.

3 этап: рефлексивно-обобщающий (результативный)

Срок: май 2025 г.

Задачи: 

  1. Анализ результатов работы по созданию комплекса условий для ранней профориентации дошкольников;
  2. Проведение исследований по оценке влияния созданных методических, организационно-педагогических условий, предметно-игровой среды на формирование у детей дошкольного возраста первичных представлений о мире профессий и интереса к профессионально-трудовой деятельности, их роли в обществе и жизни каждого человека, положительного отношения к разным видам труда;
  3. Обобщение опыта работы педагогов по использованию в профессиональной деятельности направлений, связанных с формированием у детей дошкольного возраста представлений о труде взрослых через организацию различных видов детской деятельности.

 

Перечень основных мероприятий реализации проекта:

  1. Образовательная деятельность в режимных моментах по реализации АОП ДО для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи от 4 до 7 лет:

- Труд — продукт (товар),

- Деньги, цена (стоимость),

- Реклама: желания и возможности,

- Полезные навыки и привычки в быту — тоже экономика.

  1. Профориентационные сюжетно-ролевые игры:

- «Кондитерская фабрика»

     Пекарь месит тесто, формует булочки, выпекает их. Кондитер украшает выпечку.

- «Магазин» (овощной, хлебный)

     Из кондитерской фабрики привозят готовые булочки, пирожные в хлебный отдел. В отдел «Овощи» привозят свежие продукты. Продавец их расфасовывает. Кассир принимает деньги, выдает чеки.

- «Поликлиника» (глазное отделение)

    Врач-окулист проверяет зрение с помощью таблицы. Медсестра пишет рецепт на очки. Больные в оптике покупают очки.

- «Экскурсия»

    Экскурсия по селу Верхопенье.  Экскурсовод рассказывает о достопримечательностях.

- «Зоопарк»

    Семья идет в зоопарк. В зоопарке рабочие кормят зверей, убирают в клетках. Экскурсовод рассказывает о зверях, их повадках. Кассир выдает билеты, получает деньги.

- «Школа»

    1 сентября дети идут в школу, их там встречает учитель. Учитель проводит уроки. На переменке дети играют. 

- «Поликлиника»

    Врач ведет прием: осматривает больного, слушает его, меряет давление, делает назначение. Окулист проверяет зрение с помощью таблицы, по необходимости подбирает очки. Очки продаются в «Оптике». Стоматолог лечит зубы.

- «Транспорт»

     Уточняются правила движения пешеходов и транспорта. Инспектор следит за движением на дороге. На перекрестке работает светофор. Водители заправляют свои машины бензином, делают профилактический осмотр машин.

- «Супермаркет»

     Продавец принимает новый товар, расставляет его по полкам, вежливо обслуживает покупателей. Товаровед привозит в магазин новый товар. Менеджер магазина договаривается с различными фабриками (кондитерская, консервный завод) о поставке товара.

- «Парикмахерская»

    Работают мужской и дамский залы, косметический кабинет. Парикмахер стрижет, делает завивку волос, прически (выбор при помощи альбома). В мужском зале стригут, бреют, освежают одеколоном. Косметолог делает маски для лица и рук, дает советы по уходу за волосами.

  1. Дидактические игры по теме проекта
  2. Чтение художественной литературы по теме проекта
  3. Беседы по теме проекта
  4. Детская проектная деятельность по теме проекта
  5. Выставка лепбуков «Мир профессий»
  6. Работа с родителями (законными представителями) по вопросам ранней профориентации дошкольников, воспитанию финансовой культуры.
  7. Обогащение развивающей предметно-пространственной среды для эффективной профориентации детей дошкольного возраста:

– «Центр науки и естествознания»;

– «Центр занимательной математики»;

– «Центр конструктивно-модельной деятельности»;

– «Центр игры» – современные профориентационные игры и т.д. 

Формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий, в рамках реализации проекта, осуществляется с учётом современных образовательных технологий:

1. Технология проектной деятельности 

Проектная деятельность – это деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования.

Создание условий для реализации проектов: творческих, исследовательских и нормативных. Главное условие эффективности проектной деятельности – это чтобы проект был действительно детским, то есть был задуман и реализован детьми. Роль взрослого – в создании условий.

В исследовательской проектной деятельности формировать умение уделять внимание анализу эффективности источников информации. Поощрять обсуждение проекта в кругу сверстников.

Содействовать творческой проектной деятельности индивидуального и группового характера, поддерживать инициативу и самостоятельность в создании идеи и реализации проекта, создавать условия для презентации результата.

В работе над нормативными проектами следует поощрять обсуждение детьми соответствующих этим проектам ситуаций и отрицательных последствий, которые могут возникнуть при нарушении установленных норм. Помогать детям в символическом отображении ситуации, проживании ее основных смыслов и выражении их в образной форме.

2. Технология исследовательской деятельности 

Исследовательская деятельность – это особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения. Для исследовательской деятельности могут быть выбраны доступные и интересные детям дошкольного возраста типы исследования:

– опыты (экспериментирование) – освоение причинно-следственных связей и отношений;

– коллекционирование (классификационная работа).

3.  Игровая технология 

Игра – это самая свободная, естественная форма погружения в реальную (или воображаемую) действительность с целью её изучения, проявления собственного «Я», творчества, активности, самостоятельности, самореализации.

Педагогическую игровую технологию стоит рассматривать как систему, покрывающую некоторую часть процесса обучения, обладающую общим содержанием и сюжетом. Ключевое отличие от развлекательных игр заключается в том, что педагогическая игра обладает чётко сформулированной целью обучения и прогнозируемым результатом. По мере взросления обучающихся и роста их возможностей в игровую технологию постепенно включаются:

– игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их (подходит для младших групп);

– группы игр на обобщение предметов по определённым признакам (подходит для средней и старшей групп);

– группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных (подходит для старшей и подготовительной групп);

– группы игр, воспитывающие умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др. (подходит для старшей и подготовительной групп).

Виды игр:

  1. Направленные на обучение и тренировку, а также обобщение изученного;
  2. Направленные на развитие познавательных процессов ребёнка, а также воспитывающие его;
  3. Развивающие творческие способности ребёнка, а также обучающие его работе по образцу;
  4. Развивающие коммуникативные способности;
  5. Диагностические игры.

План взаимодействия с родителями (законными представителями) по ранней профориентации дошкольников

Месяц

Тема

Цель

Сентябрь 2024

Анкетирование для родителей «Во что играет ваш ребенок?»

Привлечь родителей к профориентационной работе с дошкольниками.

Привлечь родителей к изготовлению лепбуков «Мир профессий»

Консультации для родителей «Как профессии родителей влияют на детей»

Октябрь 2024

Консультация для родителей «Построение развивающей среды с учетом ранней профориентации дошкольников»

Привлечь родителей к обогащению развивающей предметно-пространственной среды групп

Ноябрь 

2024

Консультация для родителей «Игра в жизни ребенка»

Познакомить родителей с профориентационными играми (сюжетно-ролевыми, дидактическими)

Декабрь 2024

Консультация для родителей «Чтение художественной и познавательной литературы как средство ранней профориентации дошкольников»

Привлечь родителей к совместному чтению 

Январь 

2025

Консультация для родителей «Профессии моей семьи»

Расширение представлений детей о профессиях родителей Презентация детских проектов в старших и подготовительных к школе группах «Профессии моей семьи»

Февраль 2025

Консультация для родителей «Человек труда – звучит гордо»

Привлечь родителей к изготовлению альбомов 

Апрель 2025

Консультация для родителей «Профессии будущего»

Привлечь родителей к совместному творчеству

Май 2024

Консультация для родителей «Все профессии важны»

Привлечь родителей к совместному творчеству

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Тропинка в экономику: программа: методические рекомендации : конспекты занятий с детьми 5–7 лет / А.Д. Шатова. — М.: Вентана-Граф, 2015. — 176 с. — (Тропинки)
  2. Баранова, Н. А., Гугуман, Т. В., Попова, В. Ф., Романенко, О. Г. Знакомство дошкольников с профессиональной деятельностью взрослых / Н. А. Баранова, Т. В. Гугуман, В. Ф. Попова, О. Г. Романенко // Молодой ученый. – 2015 – № 7 – С. 731-734.
  3. Буре, Р. С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания / Р. С. Буре. – М.: Мозаика-Синтез, 2012.
  4. Инновационная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Э.М. Дорофеевой – М.: Мозаика – Синтез, 2019.
  5. Куцакова Л. В. Трудовое воспитание в детском саду: Для занятий с детьми 3-7 лет. — М.: Мозаика-Синтез, 2014.
  6. Шорыгина Т. А. Профессии. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. М.: Гном, 2013. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект по ранней профориентации дошкольников "В мире профессий".

В авторском проекте представлен системный подход по профориентации старших дошкольников. Разработаны конспекты игровых занятий, бесед с дошкольниками, дидактические игры. Отобран материал для работы с...

Проект по ранней профориентации дошкольников "Академия профессий"

В современном российском обществе актуальность приобретает проблема профессионального самоопределения. Мы понимаем, что профессиональное самоопределение – это не единовременное событие, а дело в...

Проект по ранней профориентации дошкольника "Мир профессий"

Профориентационные занятия и мероприятия для детей дошкольного возраста являются составляющими ранней профориентации, целью которой является допрофессиональное самоопределение дошкольников. Проект &qu...

Проект по ранней профориентации дошкольников "Хлеборобы - профессия, которой надо гордиться!"

Обогащать знания детей о профессии хлебороба, сформировать представления о выраещивании хлеба....

Проект по ранней профориентации дошкольников "Мир профессий".

Ранняя профориентация дошкольников - актуальное и перспективное направление в работе ДОУ. В материале представлена проектная деятельность в средней группе по данной теме, и предложен вариант анкеты дл...

Педагогический проект по ранней профориентации дошкольников «Все профессии нужны – все профессии важны!»

Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, с профессий родителей и людей хорошо знакомых,...

Проект по ранней профориентации дошкольников "Профессии прошлого - профессии будущего"

В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребенка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонно...