Проект по ранней профориентации дошкольников «Мир профессий»
проект (старшая группа)
Цель: создание педагогических условий для ранней профессиональной ориентации старших дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_ranney_proforientatsii_doshkolnikov_mir_professiy.docx | 57.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект по ранней профориентации дошкольников «Мир профессий»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дошкольное образование – это первая ступень системы образования в России, задача которой сформировать первичные представления дошкольника об окружающем мире, заложить основы нравственного и познавательного развития личности ребенка.
Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована и в ФГОС дошкольного образования. Один из аспектов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлен на достижение цели формирования положительного отношения к труду. Ознакомление с трудовой деятельностью взрослых имеет решающее значение и для формирования у ребенка первоначальных представлений о роли труда и значимости профессий в жизни общества.
Невозможно вырастить гармонично развитого человека, не подготовив его к главной реалии современного рынка – товарно-денежным отношениям. Ребёнок-дошкольник практически ежедневно слышит такие понятия, как деньги, товары, продукты, цены, дёшево, дорого, экономить и т.п. Именно дошкольный возраст является самым продуктивным в плане заложения таких индивидуально-психологических особенностей личности, как ответственность, бережливость, сила воли, которые необходимы для формирования в дальнейшем финансово-грамотного человека.
Ранняя профориентация дошкольников включают в себя элементарные знания детей о профессиях взрослых, о заводах, фабриках, о видах орудий труда, о сельском хозяйстве. Эти знания играют важную роль в процессе социализации ребенка, они дают понять дошкольнику, как устроено общество, какие задачи оно выполняет, и какие задачи выполняет каждый человек. Вместе с тем, знакомясь с особенностями трудовой деятельности взрослых, у детей дошкольного возраста формируется интерес к трудовой деятельности, положительное отношение к труду.
Новизна проекта заключается в заложении основ финансовой культуры в дошкольном возрасте в русле формирования здорового отношения к деньгам, взаимосвязи денег как предмета материального мира с нормами морали, этически-культурными ценностями социума и общественно полезного труда человека.
Основные целевые группы, на которые направлен проект:
- Воспитанники группы компенсирующей направленности (5-8 лет).
- Родители (законные представители) воспитанников.
- Педагоги
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Цель: создание педагогических условий для ранней профессиональной ориентации старших дошкольников.
Основные задачи:
- Расширить представления детей о разных специальностях, отражающих современные социально-экономические отношения и новые профессии, связанные с элементами рыночной экономики;
- Формировать финансовую культуру у детей;
- Развивать технические и конструктивные умения в специфических для дошкольного возраста видах детской деятельности;
- Обеспечить пространство детской реализации, где ребенок мог бы воплотить свои идеи;
- Активизировать коммуникативную деятельность детей;
- Обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей в вопросах ранней профориентации дошкольников;
- Обеспечить повышение квалификации педагогических работников по вопросам ранней профориентации детей дошкольного возраста.
Старшая группа (5 – 6 лет)
- Расширить представления детей об учебных заведениях (детский сад, школа), их атрибутами, связанными с ними профессиями, расширить и обогатить представления о трудовых действиях, орудиях труда, результатах труда.
- Знакомить детей с современными профессиями взрослых.
- Расширить представления детей о сферах человеческой деятельности (наука, искусство, производство, сельское хозяйство).
- Обеспечить освоение детьми начального опыта работы с отдельными техническими объектами (в виде игрового оборудования).
- Познакомить дошкольников с денежной сферой жизни.
- Продолжать знакомить с музеем, библиотекой, их атрибутами, связанными с ними профессиями, правилами поведения.
- Продолжить знакомить детей с профессиями родителей.
- Продолжить работу по развитию и обогащению сюжетов игр, подводить детей к самостоятельному созданию игровых замыслов.
Подготовительная к школе группа (6-7 лет)
- Расширить представления детей о сферах человеческой деятельности (наука, искусство, производство, сфера услуг, сельское хозяйство), показать результаты труда, их общественную значимость.
- Дать представления о том, что с одним объектом культуры, производства, социальным объектом связан целый комплекс разнообразных профессий.
- Формировать у детей начальные навыки обращения с деньгами, правильное отношение к финансовым ресурсам и их целевому предназначению.
- Формировать у детей умение творчески комбинировать разнообразные события, создавая новый сюжет игры, делать это согласованно с партнером.
- Воспитывать уважение к людям труда, бережное отношение к результатам труда, желание трудиться.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ПРОЕКТА
При реализации данного проекта повысится познавательная активность и мотивация детей дошкольного возраста, любознательность, воображение, творческая активность, повысится интерес к профессиям взрослых – позиционирование себя в различных профессиях; дети смогут творчески проявить свою индивидуальность в разных видах деятельности.
Реализация проекта на этапе завершения дошкольного образования позволит улучшить преемственные связи со школой, сформировать у воспитанников первичные представления о труде взрослых и его роли в обществе и жизни каждого человека.
Предполагаемые результаты для детей
К моменту завершения дошкольного образования:
- Ребенок выделяет структуру трудовых процессов (цель, материалы, инструменты, трудовые действия, результат); Ребенок имеет положительное отношение к разным видам труда;
- Ребенок знает о назначении техники и материалов в трудовой деятельности взрослых;
- Ребенок моделирует в игре отношения между людьми разных профессий;
- Ребенок имеет определенные знания и представления о профессиях своих родителей (место работы родителей, значимость их труда, гордость и уважение к труду своих родителей);
- У детей формируется финансовая культура.
К завершению дошкольного образования:
- Ребенок будет чётко осознавать, что труд – основа жизни, любой труд – это хорошо, плохо – сидеть без дела;
- Ребенок знает, что деньги зарабатываются трудом, являются мерой оценки труда, универсальным средством обмена;
- Ребенок понимать, что бережливость и экономия – это разумное отношение к расходам, умение ценить результаты труда, умение делиться и отдавать, в случае острой необходимости прийти на помощь ближнему.
Предполагаемые результаты для дошкольного учреждения:
- Организована игровая среда профессиональной направленности;
- Разработан сборник электронных презентаций «Мир профессий», план виртуальных экскурсий, видеороликов, дидактических игр.
Предполагаемые результаты для педагогов:
- Выстроится система работы по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста;
- Активизируется творческий потенциал педагогов;
- Возрастет профессионализм педагогов в вопросах экономического воспитания у детей дошкольного возраста;
- Используются современные технологии в работе по ранней профориентации дошкольников: игровые технологии, технологии развивающего обучения, здоровьесберегающие технологий, технологии проектной деятельности (детские проекты).
Предполагаемые результаты для родителей (законных представителей):
- Повысится уровень компетенции родителей (законных представителей) в вопросах ранней профориентации дошкольников, воспитания финансовой культуры;
- Появится возможность родителям (законным представителям) увидеть своего ребенка в деятельности, оценить его способности.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
Ранняя профориентация преимущественно носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий), а также не исключает совместного обсуждения мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности (в плане самообслуживания, при выполнении посильной работы).
Направления работы по проекту:
- Дидактическое и информационное обеспечение ранней профориентации дошкольников;
- Взаимодействие с родителями по профориентации дошкольников;
- Социальное партнерство по ранней профориентации дошкольников.
Этапы и сроки реализации проекта
1 этап: информационно-аналитический, организационный
Срок: сентябрь 2024 г.
Задачи:
- Организация в образовательном пространстве ДОО предметной игровой среды, адекватной возрастным особенностям дошкольников в соответствии с ФГОС ДО;
- Обновление содержания дошкольного образования с учётом современных социально-экономических отношений в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
На первом этапе осуществляется анализ психолого-педагогических условий в ДОО, способствующих ранней профориентации воспитанников, научно-методических исследований по вопросам профессионального самоопределения детей дошкольного возраста, выявление проблем. Разработка программно-методического комплекта, подбор комплекса диагностических методик.
2 этап: внедренческий
Срок: октябрь 2024 г. – май 2025 г.
Задачи:
- Реализация мероприятий, направленных на создание условий для реализации проекта;
- Обновление содержания организационных форм, методов, мотивации, педагогических технологий;
- Вовлечение в образовательный процесс всех участников образовательных отношений;
- Периодический контроль реализации мероприятий, коррекция мероприятий;
- Мониторинг достигнутых результатов дошкольниками;
- Публикация и освещение результатов проекта.
На втором этапе предполагается создание комплекса условий направленных на раннюю профориентацию дошкольников через организацию игровой среды. Поиск наиболее эффективных методов и форм ознакомления дошкольников с профессиональным трудом взрослых. Реализация технологии «Дары Фрёбеля» и Тропинка в экономику: программа: методические рекомендации : конспекты занятий с детьми 5–7 лет / А.Д. Шатова.
3 этап: рефлексивно-обобщающий (результативный)
Срок: май 2025 г.
Задачи:
- Анализ результатов работы по созданию комплекса условий для ранней профориентации дошкольников;
- Проведение исследований по оценке влияния созданных методических, организационно-педагогических условий, предметно-игровой среды на формирование у детей дошкольного возраста первичных представлений о мире профессий и интереса к профессионально-трудовой деятельности, их роли в обществе и жизни каждого человека, положительного отношения к разным видам труда;
- Обобщение опыта работы педагогов по использованию в профессиональной деятельности направлений, связанных с формированием у детей дошкольного возраста представлений о труде взрослых через организацию различных видов детской деятельности.
Перечень основных мероприятий реализации проекта:
- Образовательная деятельность в режимных моментах по реализации АОП ДО для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи от 4 до 7 лет:
- Труд — продукт (товар),
- Деньги, цена (стоимость),
- Реклама: желания и возможности,
- Полезные навыки и привычки в быту — тоже экономика.
- Профориентационные сюжетно-ролевые игры:
- «Кондитерская фабрика»
Пекарь месит тесто, формует булочки, выпекает их. Кондитер украшает выпечку.
- «Магазин» (овощной, хлебный)
Из кондитерской фабрики привозят готовые булочки, пирожные в хлебный отдел. В отдел «Овощи» привозят свежие продукты. Продавец их расфасовывает. Кассир принимает деньги, выдает чеки.
- «Поликлиника» (глазное отделение)
Врач-окулист проверяет зрение с помощью таблицы. Медсестра пишет рецепт на очки. Больные в оптике покупают очки.
- «Экскурсия»
Экскурсия по селу Верхопенье. Экскурсовод рассказывает о достопримечательностях.
- «Зоопарк»
Семья идет в зоопарк. В зоопарке рабочие кормят зверей, убирают в клетках. Экскурсовод рассказывает о зверях, их повадках. Кассир выдает билеты, получает деньги.
- «Школа»
1 сентября дети идут в школу, их там встречает учитель. Учитель проводит уроки. На переменке дети играют.
- «Поликлиника»
Врач ведет прием: осматривает больного, слушает его, меряет давление, делает назначение. Окулист проверяет зрение с помощью таблицы, по необходимости подбирает очки. Очки продаются в «Оптике». Стоматолог лечит зубы.
- «Транспорт»
Уточняются правила движения пешеходов и транспорта. Инспектор следит за движением на дороге. На перекрестке работает светофор. Водители заправляют свои машины бензином, делают профилактический осмотр машин.
- «Супермаркет»
Продавец принимает новый товар, расставляет его по полкам, вежливо обслуживает покупателей. Товаровед привозит в магазин новый товар. Менеджер магазина договаривается с различными фабриками (кондитерская, консервный завод) о поставке товара.
- «Парикмахерская»
Работают мужской и дамский залы, косметический кабинет. Парикмахер стрижет, делает завивку волос, прически (выбор при помощи альбома). В мужском зале стригут, бреют, освежают одеколоном. Косметолог делает маски для лица и рук, дает советы по уходу за волосами.
- Дидактические игры по теме проекта
- Чтение художественной литературы по теме проекта
- Беседы по теме проекта
- Детская проектная деятельность по теме проекта
- Выставка лепбуков «Мир профессий»
- Работа с родителями (законными представителями) по вопросам ранней профориентации дошкольников, воспитанию финансовой культуры.
- Обогащение развивающей предметно-пространственной среды для эффективной профориентации детей дошкольного возраста:
– «Центр науки и естествознания»;
– «Центр занимательной математики»;
– «Центр конструктивно-модельной деятельности»;
– «Центр игры» – современные профориентационные игры и т.д.
Формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий, в рамках реализации проекта, осуществляется с учётом современных образовательных технологий:
1. Технология проектной деятельности
Проектная деятельность – это деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования.
Создание условий для реализации проектов: творческих, исследовательских и нормативных. Главное условие эффективности проектной деятельности – это чтобы проект был действительно детским, то есть был задуман и реализован детьми. Роль взрослого – в создании условий.
В исследовательской проектной деятельности формировать умение уделять внимание анализу эффективности источников информации. Поощрять обсуждение проекта в кругу сверстников.
Содействовать творческой проектной деятельности индивидуального и группового характера, поддерживать инициативу и самостоятельность в создании идеи и реализации проекта, создавать условия для презентации результата.
В работе над нормативными проектами следует поощрять обсуждение детьми соответствующих этим проектам ситуаций и отрицательных последствий, которые могут возникнуть при нарушении установленных норм. Помогать детям в символическом отображении ситуации, проживании ее основных смыслов и выражении их в образной форме.
2. Технология исследовательской деятельности
Исследовательская деятельность – это особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения. Для исследовательской деятельности могут быть выбраны доступные и интересные детям дошкольного возраста типы исследования:
– опыты (экспериментирование) – освоение причинно-следственных связей и отношений;
– коллекционирование (классификационная работа).
3. Игровая технология
Игра – это самая свободная, естественная форма погружения в реальную (или воображаемую) действительность с целью её изучения, проявления собственного «Я», творчества, активности, самостоятельности, самореализации.
Педагогическую игровую технологию стоит рассматривать как систему, покрывающую некоторую часть процесса обучения, обладающую общим содержанием и сюжетом. Ключевое отличие от развлекательных игр заключается в том, что педагогическая игра обладает чётко сформулированной целью обучения и прогнозируемым результатом. По мере взросления обучающихся и роста их возможностей в игровую технологию постепенно включаются:
– игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их (подходит для младших групп);
– группы игр на обобщение предметов по определённым признакам (подходит для средней и старшей групп);
– группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных (подходит для старшей и подготовительной групп);
– группы игр, воспитывающие умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др. (подходит для старшей и подготовительной групп).
Виды игр:
- Направленные на обучение и тренировку, а также обобщение изученного;
- Направленные на развитие познавательных процессов ребёнка, а также воспитывающие его;
- Развивающие творческие способности ребёнка, а также обучающие его работе по образцу;
- Развивающие коммуникативные способности;
- Диагностические игры.
План взаимодействия с родителями (законными представителями) по ранней профориентации дошкольников
Месяц | Тема | Цель | |
Сентябрь 2024 | Анкетирование для родителей «Во что играет ваш ребенок?» | Привлечь родителей к профориентационной работе с дошкольниками. Привлечь родителей к изготовлению лепбуков «Мир профессий» | |
Консультации для родителей «Как профессии родителей влияют на детей» | |||
Октябрь 2024 | Консультация для родителей «Построение развивающей среды с учетом ранней профориентации дошкольников» | Привлечь родителей к обогащению развивающей предметно-пространственной среды групп | |
Ноябрь 2024 | Консультация для родителей «Игра в жизни ребенка» | Познакомить родителей с профориентационными играми (сюжетно-ролевыми, дидактическими) | |
Декабрь 2024 | Консультация для родителей «Чтение художественной и познавательной литературы как средство ранней профориентации дошкольников» | Привлечь родителей к совместному чтению | |
Январь 2025 | Консультация для родителей «Профессии моей семьи» | Расширение представлений детей о профессиях родителей Презентация детских проектов в старших и подготовительных к школе группах «Профессии моей семьи» | |
Февраль 2025 | Консультация для родителей «Человек труда – звучит гордо» | Привлечь родителей к изготовлению альбомов | |
Апрель 2025 | Консультация для родителей «Профессии будущего» | Привлечь родителей к совместному творчеству | |
Май 2024 | Консультация для родителей «Все профессии важны» | Привлечь родителей к совместному творчеству |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Тропинка в экономику: программа: методические рекомендации : конспекты занятий с детьми 5–7 лет / А.Д. Шатова. — М.: Вентана-Граф, 2015. — 176 с. — (Тропинки)
- Баранова, Н. А., Гугуман, Т. В., Попова, В. Ф., Романенко, О. Г. Знакомство дошкольников с профессиональной деятельностью взрослых / Н. А. Баранова, Т. В. Гугуман, В. Ф. Попова, О. Г. Романенко // Молодой ученый. – 2015 – № 7 – С. 731-734.
- Буре, Р. С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания / Р. С. Буре. – М.: Мозаика-Синтез, 2012.
- Инновационная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Э.М. Дорофеевой – М.: Мозаика – Синтез, 2019.
- Куцакова Л. В. Трудовое воспитание в детском саду: Для занятий с детьми 3-7 лет. — М.: Мозаика-Синтез, 2014.
- Шорыгина Т. А. Профессии. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. М.: Гном, 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект по ранней профориентации дошкольников "В мире профессий".
В авторском проекте представлен системный подход по профориентации старших дошкольников. Разработаны конспекты игровых занятий, бесед с дошкольниками, дидактические игры. Отобран материал для работы с...
Проект по ранней профориентации дошкольников "Академия профессий"
В современном российском обществе актуальность приобретает проблема профессионального самоопределения. Мы понимаем, что профессиональное самоопределение – это не единовременное событие, а дело в...
Проект по ранней профориентации дошкольника "Мир профессий"
Профориентационные занятия и мероприятия для детей дошкольного возраста являются составляющими ранней профориентации, целью которой является допрофессиональное самоопределение дошкольников. Проект &qu...
Проект по ранней профориентации дошкольников "Хлеборобы - профессия, которой надо гордиться!"
Обогащать знания детей о профессии хлебороба, сформировать представления о выраещивании хлеба....
Проект по ранней профориентации дошкольников "Мир профессий".
Ранняя профориентация дошкольников - актуальное и перспективное направление в работе ДОУ. В материале представлена проектная деятельность в средней группе по данной теме, и предложен вариант анкеты дл...
Педагогический проект по ранней профориентации дошкольников «Все профессии нужны – все профессии важны!»
Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, с профессий родителей и людей хорошо знакомых,...
Проект по ранней профориентации дошкольников "Профессии прошлого - профессии будущего"
В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребенка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонно...