Проект по ранней профориентации дошкольников "Профессии прошлого - профессии будущего"
проект (подготовительная группа)
В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребенка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу.
Профориентация дошкольников, названная ранней профориентацией, становится одним из приоритетных направлений развития образовательной политики государства. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_raduga_professiy.docx | 67.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Красносельский детский сад «Ак каен» Высокогорского муниципального района Республики Татарстан»
Муниципальный конкурс
проектов по профориентации
«Радуга профессий» для педагогов
дошкольных образовательных учреждений
Тема проекта: «Профессии прошлого – профессии будущего»
Авторский коллектив: Ахмадеева Л. Т.
Шамсетдинова Г. С.
п. Березовка
Оглавление
- Пояснительная записка………………………………………………3
- Введение…………………………………………………………..3
- Актуальность……………………………………………………..4
- Цель и задачи проекта……………………………………………6
- Планируемые результаты………………………………………..6
- Основная часть……………………………………………………….7
- Этапы реализации проекта………………………………………7
- Принципы…………………………………………………………8
- Направления………………………………………………………8
- Педагогические технологии……………………………………..9
- Формы и методы работы………………………………………...11
- Диагностика………………………………………………………12
- Подведение итогов……………………………………………….13
- Заключение……………………………………………………………13
- Список использованной литературы………………………………..15
«Жизнь человека – череда
многочисленных выборов, и выбор
профессии можно отнести
к самым сложным»
Резапкина Г.
1. Пояснительная записка
1.1. Введение
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одно из направлений в социально - коммуникативном развитии – это формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества. Основная образовательная программа детского сада должна быть направлена на создание условий для развития ребенка, открывающих возможности его позитивной социализации. Одним из эффективных решений данной задачи является проведение профориентационной работы с дошкольниками.
В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребенка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу.
Профориентация дошкольников, названная ранней профориентацией, становится одним из приоритетных направлений развития образовательной политики государства.
Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий.
Профориентация дошкольников – это новое, малоизученное направление в психологии и педагогике. Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия, дети любознательны, при правильном подходе проявляют активный интерес к различным видам труда и творчества. Дошкольник уже проявляет себя как личность. У него проявляются способности, наклонности, определенные потребности в той или иной деятельности. Зная психологические и педагогические особенности ребенка в детском возрасте, можно прогнозировать его личностный рост в том или ином виде деятельности.
Мир профессий в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Большое влияние на детей оказывает эмоциональное отношение взрослого к труду. Знакомство детей с трудом взрослых — это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально - эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми. Дети получают возможность расширить и уточнить знания о профессиях. Непринужденная беседа взрослых с детьми обеспечивает развитие детского мышления, способность устанавливать простейшие связи и отношения, вызывает интерес к трудовой деятельности взрослых. Доброжелательность, заинтересованное отношение к детским вопросам, поощрение выступления в диалоге позволяют преодолеть в детях замкнутость, застенчивость, нерешительность. Целенаправленные наблюдения, экскурсии за пределы группы, знакомящие детей с трудом взрослых, способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений. В ходе различных экскурсий дети проявляют активность в диалоге, интерес к профессиям. Воспитательная эффективность ознакомления с трудом зависит не только от того, какой труд наблюдается, но и от того, на какие его стороны направляется внимание детей. Взрослый по мере возможности вовлекает детей в производимый им трудовой процесс, давая им посильные поручения, налаживая элементарное сотрудничество. Когда дети имеют возможность сами активно действовать, то они получают более точные и полные представления о труде взрослых, начинают им подражать. Для усиления эмоционального воздействия на детей используется детская художественная литература, энциклопедии. Ознакомление с профессиями детей старшего дошкольного возраста подводит к пониманию того, что любая деятельность взрослых имеет результат труда для общества – быть здоровыми, лучше работать и отдыхать, красиво и удобно одеваться, иметь красивую прическу, быть защищенными, находиться в безопасности, труд взрослых заслуживает уважения и благодарности, а сделанные ими предметы и вещи надо беречь. Все это имеет решающее значение для воспитания у дошкольника ценностного отношения к труду взрослых, способствует сближению между детьми и взрослыми, большему пониманию ребенком мира взрослых.
В выступлениях руководителей нашего государства неоднократно подчеркивалась необходимость в популяризации рабочих профессий, необходимости повышать престиж профессионального труда, престиж работы у станка, престиж работы вообще любого профессионального труда.
1.2. Актуальность.
Актуальность данного проекта обусловлена тем, что в жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. Проблема формирования представлений дошкольников о мире труда и профессий в дошкольной педагогике мало разработана. В детских садах формирование представлений о мире труда и профессий подчас осуществляется недостаточно целенаправленно и систематически, потому что перед дошкольниками не стоит проблема выбора профессии. Так как профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то дошкольный возраст можно полноправно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для будущего профессионального самоопределения личности. Представления дошкольников о профессиях ограничиваются, с основном, профессиями родителей, воспитателя, продавца, врача, полицейского. Но и об этих профессиях дети знают мало и весьма поверхностно. Между тем, в современном мире существует огромное количество видов труда.
В современной педагогической практике сложилось явное противоречие между потребностью в системе раннего формирования представлений о мире профессий у дошкольников и недостаточной разработанностью научно-методических основ ее проектирования и средств реализации.
Началом работы по формированию первоначальных представлений о мире профессий и труде взрослых стал анализ уровня сформированности воспитанников в данном направлении.
Так, диагностическое обследование по определению уровня знаний и представлений о труде взрослых на основе диагностики методики Г. А. Урунтаевой и Т. И. Гризик «Представления о труде взрослых», показало следующие результаты: 40% воспитанников проявляют незначительный интерес к игре, знания сформированы частично; 60% воспитанников бегло рассматривают орудия и изображения профессий. Частично используют образные сравнения при рассматривании предметов; при выражении собственного мнения испытывает затруднения; имеют весьма смутное представление о мире профессий взрослых, не знают кем работают, и каким делом заняты их родители.
Опрос родителей показал, что 80% из них напрямую не рассказывают детям о своих профессиях и сфере деятельности, 5% брали их с собой на работу, 15% родителей сообщили о том, что в косвенных сообщениях рассказывали детям о своей профессии. 35% обсуждали с детьми их будущую профессию.
Дети старшего дошкольного возраста уже обладают некоторыми знаниями о мире профессий, но для более полного изучения данной темы их недостаточно. Опрос детей в группе показал, что ребята проявляют интерес к профессиям взрослых, но при этом многие из них не знают, кем и где работают их родители, как называются их профессии, чем они занимаются на своих рабочих местах, у некоторых детей не сформировано уважение к труду взрослых. Родители редко или совсем не рассказывают детям об их работе. В силу возраста, некоторым детям недостаточно простого объяснения, необходимо нечто большее.
Таким образом, появилась идея разработки Проекта по ранней профориентации для воспитанников старшего дошкольного возраста «Профессии прошлого – профессии будущего».
Чтобы ребенку было легче усвоить данный материал, решено было подключить к этой проблеме родителей и других членов семьи.
Актуальность программы заключается в поиске наиболее эффективных условий и средств ознакомления дошкольников с профессиональным трудом взрослых, выявления условий, при которых возможно развитие у ребенка профессиональных устремлений, построения профессиональной составляющей.
Педагогическая целесообразность направлена на раннюю профориентацию старших дошкольников, формированию у них первичного представления о мире профессий через взаимодействие с семьёй и социумом.
Новизна проекта заключается:
- в создании игровых центров со сменой оборудования в соответствии с тематикой;
- в создании условий для свободного выбора детьми игрового центра, в процессе ознакомления с рабочими профессиями.
1.3. Цель и задачи проекта
Целью данного проекта является формирование у воспитанников первоначальных представлений о мире профессий через «погружение» в реальные практические ситуации.
Задачи:
- дать ребёнку начальные и максимально разнообразные представления о профессиях: название, инструменты труда, трудовые действия, польза данной профессии.
- углубить представления детей о разнообразии сельскохозяйственных и рабочих профессий как особенности профессионального мира нашего региона;
- предоставить возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности: участвовать в посильной трудовой деятельности, моделировать трудовые отношения в игре.
- воспитывать бережное отношение к труду взрослых и его результатам; помочь детям осознать важность, необходимость и незаменимость каждой профессии через взаимодействие с социальными партнерами.
1.4. Планируемые результаты освоения Проекта
Для детей:
- называет профессии разных сфер в соответствии с возрастом; различает профессии по существенным признакам; называет важные качества представителей разных профессий;
- овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.;
-способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства;
-активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
Для педагогов:
- повышение компетентности в работе по осуществлению ранней профориентации дошкольников;
- обогащение развивающей предметно-пространственной среды группы; создание тематических уголков; выставок рисунков, работ, оформление рассказов детей;
Для родителей:
- расширение представлений о деятельности дошкольного учреждения, повышение интереса к сотрудничеству;
- оказание помощи в пополнении развивающей предметно-пространственной среды группы.
- Основная часть
- Этапы реализации проекта:
I этап – сентябрь 2022 г. – подготовительный.
В ходе данного этапа проводится предварительная работа:
- диагностика знаний и представлений о разнообразии профессий взрослых (Приложение №1);
- определение целей и задач проекта, прогнозирование результата;
- разработка конспектов занятий и бесед по ознакомлению детей с профессиями (Приложение № 2), консультация с родителями (Приложение №3), организация предметно – развивающей среды, подбор художественной литературы, подбор иллюстраций, фотоматериалов, раскрасок, изготовление и пополнение атрибутов для различных сюжетно-ролевых игр (Приложение № 4, 5), подбор дидактических, словесных, настольных игр (Приложение № 6)
II этап – сентябрь — ноябрь 2022 г. – практический.
Участники проекта: дети, родители, педагоги.
Вид проекта: познавательно-исследовательский, творческий.
Возраст детей: 6–7 лет.
Продолжительность занятий: 25–30 минут, время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей согласно СанПиН 2.4.1.3049–13.
III этап – ноябрь 2022 г. - заключительный.
- Завершение проекта и обобщение полученных детьми знаний.
- Создание выставки рисунков «Когда я вырасту, я стану…»
- Проведение диагностики знаний и представлений о разнообразии профессий взрослых с целью выявления теоретических знаний и практических умений воспитанников.
- Принципы.
Работа по ранней профориентации дошкольников строится с учётом следующих принципов:
1.Принцип личностно ориентированного взаимодействия (организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учета особенностей его индивидуального развития, на отношении к нему как сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса).
2. Принцип доступности, достоверности и научности знаний.
3. Принцип открытости (ребенок имеет право участвовать или не участвовать в какой-либо деятельности, предоставлять или не предоставлять результаты своего труда, предоставлять в качестве результата то, что считает своим достижением он, а не воспитатель, принять решение о продолжении, завершении работы).
4. Принцип диалогичности (возможность вхождения в беседу по поводу выполнения работы, полученного результата, перспектив продолжения работы, социальных ситуаций, способствующих или помешавших получить желаемый результат).
5.Принцип активного включения детей в практическую деятельность (экскурсия, наблюдения, трудовые поручения, беседы, развлечения, викторины, игры)
6. Принцип рефлексивности. Является основной для осознания каждым ребенком себя как субъекта собственной деятельности, социальных отношений. В результате у ребенка формируется представление о себе, своих возможностях, своей успешности. Таким образом, формируется способность осознания действий, самооценка результата, саморегуляции поведения.
- Направления
Работа по ранней профориентации дошкольников осуществляется по трем направлениям:
1. Работа с воспитанниками. Реализация проекта.
2. Сотрудничество с семьями воспитанников. Реализуемая форма взаимодействия детского сада и семьи – «Встреча с интересными людьми» - я считаю эффективна, актуальна, значима для установления доверительных и партнерских отношений с родителями, а также вовлечения семьи и ДОУ в единое информационное пространство для сотрудничества.
3. Взаимодействие с социумом. Наиболее действенные способы ознакомления детей с трудом взрослых – наблюдения и экскурсии, которые обеспечивают наглядность и ясность получаемых представлений, способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений. Важно помнить, что наглядно воспринятое требует пояснений со стороны взрослого. В процессе дальнейших бесед и занятий с детьми обязательно нужно уточнять, дополнять, закреплять сведения, полученные ими во время наблюдений. С развитием IT-технологий становятся возможными виртуальные экскурсии.
- Педагогические технологии
Задачей любого педагога является поиск более эффективных современных образовательных технологий. Педагогические технологии определяют новые средства, формы, методы, используемые в практики и, конечно, они должны быть ориентированы на развитие личности ребенка и его способностей.
Чтобы сформировать интерес к труду взрослых, необходимо внедрение современных педагогических технологий, максимально направленных на формирование ранней профориентации у воспитанников в условиях дошкольной образовательной организации.
1.Технология проектной деятельности (Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т.С. Лагода, М. Б. Зуйкова).
Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в работе дошкольных учреждений. Этот метод актуален и очень эффективен, т. к. дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему успешно адаптироваться к школе.
Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. Применительно к детскому саду проект – это специально организованный воспитателем и самостоятельно выполняемый воспитанниками комплекс действий, направленных на разрешение проблемной ситуации и завершающихся созданием творческого продукта. Взаимодействие педагога и ребёнка в проектной деятельности может изменяться по мере нарастания детской активности. Таким образом, в проектной деятельности происходит формирование субъектной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка.
2. Технология исследовательской деятельности (А. И. Савенков, Н. А. Короткова).
Технология познавательно – исследовательской деятельности – это совокупность последовательных действий педагога; направленных на получение детьми знаний, путём тесного соприкосновения с чем – либо в специально созданных условиях, для определения чего – либо, опытным путем. Она способствует открытию знаний самим ребёнком.
Значимость технологии исследовательской деятельности в том, что она помогает развить в детях любознательность и наблюдательность, находить и раскрывать неизвестное, которое они не могут выполнить в силу только своих знаний, что приводит к поиску нужной информации через проведение экспериментов и опытов, на основе анализа результатов которых выявляется ответ на возникшую проблему. В связи с этим развивается творческая активность детей, мышление, умение классифицировать, анализировать, прогнозировать результат, сопоставлять факты и делать соответствующие выводы, формируются навыки проведения опытов и экспериментов, развиваются и формируются коммуникативные качества детей.
3. Педагогическая технология организации сюжетно-ролевых игр
Элементы современных педагогических технологий творческих сюжетно-ролевых игр были заложены крупными педагогами отечественной дошкольной педагогики А. П. Усовой, Р. И. Жуковской, Д.В. Менджерицкой.
Данные авторы признавали необходимость руководства сюжетно-ролевыми играми со стороны взрослого. Так как педагогу отводится немаловажная роль в поддержании игровой деятельности, внесения в неё творчества, создания интереса к игре. И только опытный педагог, знающий и учитывающий, индивидуальные и возрастные особенности детей дошкольного возраста, умеющий создавать игровые объединения не по своему усмотрению, а исходя из интересов детей, способен сделать сюжетно-ролевую игру увлекательным процессом. В ходе, которого, дети вовлекаются в сплочённые группы, с желанием участвуют в игровых действиях и могут полностью реализовать себя в игре. Известно, что сюжетно-ролевая игра в классификации игровой деятельности считается наиболее сложной, но и наиболее значимой для личностного развития детей при вхождении их в мир социальных отношений с окружающими их людьми, природой.
Сюжетно-ролевая игра – подлинная социальная практика ребёнка, его реальная жизнь в обществе сверстников.
В сюжетно-ролевой игре происходит воспроизведение детьми взрослого мира. Здесь они создают воображаемую ситуацию, перевоплощаются в образы окружающих его взрослых, беря на себя их роли, и выполняют его в созданной ими игровой обстановке.
Основная черта сюжетно-ролевой игры – это самостоятельность детей. Они сами выбирают тему игры, определяют линии сюжета, берут на себя роли, решают, где развернуть игру и т. д. При этом я даю детям свободу в выборе средств для создания своего образа. Таким образом, сюжетно-ролевая игра является проводником детей старшего дошкольного возраста в профессию взрослых. Так как данный вид игры способствует практическому переживанию окружающей действительности, то дети расширяют свои знания и впечатления, усваивают что-то новое. Сюжетно-ролевая игра дает радостное осознание того, что вот ребенок стал взрослым человеком, у него есть профессия и он стремится выполнить какие-либо профессиональные действия, пусть даже в рамках игры.
2.5. Формы и методы работы с детьми по формированию представлений о труде взрослых.
Для ознакомления детей с трудом взрослых использую традиционные методы обучения и воспитания:
- словесный (беседы с использованием игровых персонажей и наглядности, чтение детской художественной литературы);
- наглядный (наблюдение конкретных трудовых процессов людей разных профессий рассматривание картин и иллюстраций);
- практический (экспериментирование с разными материалами, опыт хозяйственно-бытового труда);
- игровой (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игровые ситуации).
В детской художественной литературе много произведений, посвященных труду. Стихотворения, рассказы, сказки, загадки о профессиях и орудиях труда, поговорки и пословицы о труде, трудолюбии, мастерстве, скороговорки, в которых упоминаются профессии и орудия труда, считалки, стихи для пальчиковой и артикуляционной гимнастики, физкультурной минутки помогут в непринужденной форме дать детям новую информацию о профессиях и закрепить ранее полученные знания.
Осознать общественную значимость труда взрослого ребенку помогают дидактические игры, моделирующие структуру трудового процесса: цель и мотив труда, предмет труда, инструменты и оборудование, трудовые действия, результат труда.
Вышеперечисленные формы работы с детьми благоприятно сказываются на развитии у детей ролевого поведения в сюжетных играх. Сюжетно-ролевая игра – не только ведущая деятельность дошкольника, но и необходимое средство реализации задач ранней профориентации.
В процессе профориентационной сюжетно-ролевой игры имитируются производственные сюжеты, ситуации, профессиональная социальная среда, модели профессионального поведения, модели межличностных профессиональных отношений. В ходе такой игры ранее полученные знания о профессиональной деятельности взрослых преобразуются в доступный для ребенка опыт. В возрастном аспекте сюжетно-ролевая игра профориентационного характера постепенно усложняется по содержанию.
Оснащение предметно-развивающей среды в целях ранней профориентации подразумевает:
-подбор художественной литературы, энциклопедий, самодельных книг-малышек, связанных с темой «Профессии», в книжном уголке;
-создание картотеки пословиц и поговорок о труде, загадок, стихов о профессиях и орудиях труда;
-подбор иллюстраций, репродукций картин, раскрасок с профессиями в уголке изобразительной деятельности;
-подбор и изготовление дидактических игр по ознакомлению с профессиями;
-подбор мультфильмов, видеофильмов, видеороликов, связанных с темой «Профессии»;
-выпуск настенной газеты, посвященной профессиям взрослых;
-оформление альбома о профессиональных династиях воспитанников;
-оформление альбома с фотографиями «Профессии наших родителей»;
-материалы для сюжетно-ролевых игр.
- Диагностика
Результаты диагностирования детей позволяют выявить три качественно различных уровня (высокий, средний, низкий).
Высокий уровень.
Воспитанник интересуется и любит играть знает и называет профессии продолжительно остаётся в игре отвечает на вопросы четко и полным ответом эмоционально реагирует на поставленные ситуации наблюдаются позитивные эмоциональные состояния в процессе использует в речи слова обозначающие орудия труда, действия, называет профессии. использует образные сравнения при рассматривании предметов; выражает собственного мнения и проявляет отношение к профессиям и орудиям труда.
Средний уровень.
Воспитанник проявляет незначительный интерес к игре знания сформированы частично; бегло рассматривает орудия и изображения профессий ; частично отвечает на вопросы отвлекается недостаточно эмоционально реагирует на вопросы наблюдаются незначительные позитивные эмоциональные состояния в процессе игры частично использует в речи слова –обозначающие орудия труда, действия , называет профессии. частично использует образные сравнения при рассматривании предметов; при выражении собственного мнения испытывает затруднения.
Низкий уровень.
Ребёнок не интересуется и не любит заниматься играми не знает и не называет профессии и орудия труда не проявляет интереса при рассматривании картинок о профессиях; не отвечает на вопросы не слушает; не наблюдаются позитивные эмоциональные состояния в процессе игровой деятельности; не использует в речи слова –обозначающие орудия труда, действия ,называет профессии. не использует образные сравнения при рассматривании предметов; не выражает собственного мнения по отношению к профессиям.
В результате проведенной работы были сделаны выводы о том, что воспитанники имели фрагментарное представление о труде взрослых. Не могли определять значимость труда людей. Представления о структуре трудового процесса не точные, поскольку часто ошибались в установлении взаимосвязи: (название профессии, место работы, материал для труда, орудия труда, трудовые действия, результаты труда, пользу труда для общества). Не всегда испытывали чувство уважения и благодарности к труду взрослых. Не проявляли особого стремления получать знания о труде взрослых.
Сравнительный анализ уровня сформированности представлений у воспитанников о многообразном мире профессий
(сентябрь 2022, ноябрь 2022)
Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень | |
Сентябрь | 71% | 16% | 13% |
Ноябрь | 5% | 46% | 49% |
- Подведение итогов.
По результатам диагностического обследования можно сделать вывод о том, что после реализации проекта, воспитанники имеют четкие представления о труде взрослых, содержательно и последовательно характеризуют процесс организации их труда. Понимают значимость труда людей. Имеют представления о структуре трудового процесса (название профессии, место работы, материал для труда, орудия труда, трудовые действия, результаты труда, пользу труда для общества). Испытывают чувство уважения и благодарности к труду взрослых. Проявляют стремление получать знания о труде взрослых.
- Заключение
Полноценное развитие ребенка-дошкольника должно осуществляться в интересной, значимой для него деятельности, что было учтено при организации и проведении данного проекта. Данная проектная деятельность максимально способствовала раскрытию творческого потенциала ребенка. Воспитательно-образовательный процесс выстраивался на основе создания психологического комфорта у детей, что позволило избежать физической и эмоциональной перегрузки воспитанников; развитию коммуникативных навыков, удовлетворения потребности в двигательной активности дошкольника. Все части проекта были тесно взаимосвязаны друг с другом, что способствовало поддержанию интереса у детей на протяжении всего проекта. Каждому ребёнку дана возможность участвовать в проекте, добивалась, чтобы у каждого ребенка получился результат. Длительность НОД была выражена в соответствии с санитарными нормами и правилами, а также с возрастными особенностями детей. Программный материал был подобран в соответствии с ФГОС ДО. Созданы игровые центры со сменой оборудования по профессиям.
Педагогическое наблюдение результативности реализации данного Проекта заключалось в выявлении качественных изменений уровня сформированности представлений у воспитанников старшего дошкольного возраста о многообразном мире профессий.
Для детей:
-у детей повысился интерес к разным видам профессиональной деятельности взрослых;
-сформировалось целостное представление о труде родителей;
-дети научились осознанно играть в сюжетно-ролевые игры, что способствует их социализации и ранней профориентации.
Для педагогов:
- повысилась компетентность в работе по осуществлению ранней профориентации дошкольников;
- обогатился методический кейс по данному направлению.
Для родителей:
- расширились представления о деятельности дошкольного учреждения, повысился интерес к сотрудничеству;
- оказание помощи в пополнении развивающей предметно-пространственной среды группы.
Вывод: в результате проделанной работы я увидела, что у детей возрос интерес к профессиям. Данный проект получился ярким, практическим, познавательным. Все дети активно участвовали в проекте, были прочитаны стихи, рассмотрены фотоиллюстрации, закреплены навыки рисования. Создана выставка рисунков «Когда я вырасту, я стану…» Дети пополнили словарный запас новыми словами. Я считаю, что проект достиг поставленной цели.
Список использованных источников
- Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. ФГОС. Изд: Мозаика- синтез, 2014г.
- Программа «От рождения до школы» (под редакцией Н. Е. Вераксы)
- «Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» (Н.Е. Вераксы)
- Деркунская, В.А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие. Изд: Центр педагогического образования, 2013г.
- Maam.ru [Электрон ный ресурс]URL:http://www.maam.ru./detskijsad/proekt-moja-semja- 117371.html
- Дидактические игры. https://ped-kopilka.ru/blogs/ekaterina-andrevna-gromova/podborka-didakticheskih-igr-dlja-zakreplenija-u-doshkolnikov-5-7-let-znanii-po-teme-profesi.html
- Сочеванова Е. А. «Подвижные игры», 2008.
- Конспекты непосредственной образовательной деятельности.
- Виноградова Н. А. «Сюжетно-ролевые игры»,2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по ранней профориентации "Я и профессия"
Цель работы по профориентации: подытожить понимание о профессиях в процессе совместной и самостоятельной деятельности детей через «углубление» в настоящие практически...
Проект по ранней профориентации дошкольников "Академия профессий"
В современном российском обществе актуальность приобретает проблема профессионального самоопределения. Мы понимаем, что профессиональное самоопределение – это не единовременное событие, а дело в...
Проект по ранней профориентации дошкольника "Мир профессий"
Профориентационные занятия и мероприятия для детей дошкольного возраста являются составляющими ранней профориентации, целью которой является допрофессиональное самоопределение дошкольников. Проект &qu...
Проект по ранней профориентации дошкольников "Хлеборобы - профессия, которой надо гордиться!"
Обогащать знания детей о профессии хлебороба, сформировать представления о выраещивании хлеба....
Проект по ранней профориентации дошкольников "Мир профессий".
Ранняя профориентация дошкольников - актуальное и перспективное направление в работе ДОУ. В материале представлена проектная деятельность в средней группе по данной теме, и предложен вариант анкеты дл...
Педагогический проект по ранней профориентации дошкольников «Все профессии нужны – все профессии важны!»
Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, с профессий родителей и людей хорошо знакомых,...
Педагогический проект по ранней профориентации «Вперед, к профессиям будущего» (для детей всех возрастных групп)
Среди воспитательно-образовательных задач, выдвигаемых обществом, вопросы трудового воспитания детей всегда стоят на первом месте. А.С. Макаренко отмечал, что правильное воспитание – это обязате...