Познавательно-творческий проект «Новогодняя сказка»
проект (подготовительная группа)
Всем известно, что самый любимый праздник детей – это Новый год, который имеет свою историю и традиции. Время новогодних праздников – это время волшебства и таинственных превращений, время красивой, доброй сказки, которая приходит в каждый дом. Все ждут с нетерпением встречи нового года, и каждая семья занята предновогодними хлопотами, покупками. Яркие, красочно сверкающие витрины магазинов приглашают нас приобрести эксклюзивные новогодние товары, а ведь когда то самым дорогим и желанным новогодним украшением считалась игрушка, сделанная своими руками. Процесс изготовления игрушек объединял, сплачивал всю семью, каждый старался сделать, что то, особенное, неповторимое для украшения своей ёлки и дома.
Однако, как показывает практика, дети мало знают о зарождении традиции празднования Нового года, о том, что является символами нового года, какие деревья наряжают, какие подарки принято дарить. При подготовке к празднованию Нового года у детей часто возникали вопросы: Зачем наряжают ёлку? Настоящий ли Дед Мороз? Где он живёт? А принесёт Дед Мороз подарки? Разобраться в этих вопросах поможет поисково-исследовательская деятельность, осуществляемая в ходе реализации проекта «Новый год стучится в двери»
В проекте дети знакомятся с традициями русского народа праздновать новый год, с историей возникновения праздника на Руси, упражняются в умении классифицировать, сравнивать и обобщать, что способствует их умственному развитию. Слушание музыкальных произведений способствует развитию внимания, музыкального слуха, эмоциональной сферы детей. В процессе чтения художественных произведений мы знакомим детей с творчеством разных авторов, закрепляем знания о жанрах художественных произведений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект краткосрочный | 84.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №9
Познавательно-творческий проект «Новогодняя сказка»
в подготовительной группе «Топтыжка»
Воспитатель: Аникеева О. О.
г. Ачинск, 2024 год
Познавательно-творческий проект «Новогодняя сказка»
Информационная карта проекта « Новогодняя сказка»
Продолжительность проекта: краткосрочный (с 16.12 по 28.12.)
Вид проекта: познавательно – речевой, творческий.
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители,
Актуальность:
Всем известно, что самый любимый праздник детей – это Новый год, который имеет свою историю и традиции. Время новогодних праздников – это время волшебства и таинственных превращений, время красивой, доброй сказки, которая приходит в каждый дом. Все ждут с нетерпением встречи нового года, и каждая семья занята предновогодними хлопотами, покупками. Яркие, красочно сверкающие витрины магазинов приглашают нас приобрести эксклюзивные новогодние товары, а ведь когда то самым дорогим и желанным новогодним украшением считалась игрушка, сделанная своими руками. Процесс изготовления игрушек объединял, сплачивал всю семью, каждый старался сделать, что то, особенное, неповторимое для украшения своей ёлки и дома.
Однако, как показывает практика, дети мало знают о зарождении традиции празднования Нового года, о том, что является символами нового года, какие деревья наряжают, какие подарки принято дарить. При подготовке к празднованию Нового года у детей часто возникали вопросы: Зачем наряжают ёлку? Настоящий ли Дед Мороз? Где он живёт? А принесёт Дед Мороз подарки? Разобраться в этих вопросах поможет поисково-исследовательская деятельность, осуществляемая в ходе реализации проекта «Новый год стучится в двери»
В проекте дети знакомятся с традициями русского народа праздновать новый год, с историей возникновения праздника на Руси, упражняются в умении классифицировать, сравнивать и обобщать, что способствует их умственному развитию. Слушание музыкальных произведений способствует развитию внимания, музыкального слуха, эмоциональной сферы детей. В процессе чтения художественных произведений мы знакомим детей с творчеством разных авторов, закрепляем знания о жанрах художественных произведений.
Цель проекта: обогащать знания детей о зиме, о новогоднем празднике, традициях празднования Нового года в разных странах, о символах Нового года.
Задачи проекта:
Образовательные:
1. Формировать познавательный интерес дошкольников к изучению традиций новогоднего праздника, истории его возникновения.
2. Знакомить с историей возникновения праздника, учить бережно относиться к праздничным народным традициям и обычаям
3.Дать представление детям, что новогодняя игрушка – это не только атрибут зимнего праздника, но и часть истории нашей страны.
4. Расширить кругозор детей в области проведения новогоднего праздника в разных странах.
5. Способствовать развитию речевого общения, обогащению и расширению словаря.
Развивающие:
1. Развивать коммуникативные навыки детей.
2. Продолжать развивать творческое воображение детей, мышление и память.
3. Способствовать развитию творческой инициативы и поисковой деятельности дошкольников.
Воспитательные:
1. Воспитывать уважительное отношение к культурному наследию нашей страны.
2. Создать праздничную атмосферу в преддверии Нового года.
Ожидаемые результаты:
1.Удовлетворение познавательного интереса детей о празднике Нового года и его традициях.
2. Развитие творческих способностей детей.
3. Осознание детьми доброго, заботливого отношения к природе.
4. Воспитание нравственных чувств, основанных на дружеских взаимоотношениях в детском коллективе.
5. Повышение заинтересованности родителей к творческой жизни детей в группе.
Предварительный этап.
1.Сбор информации по теме;
2.Подбор аудио – и видеоматериала;
3.Подбор художественной литературы;
4. Подбор дидактического материала;
5. Подбор загадок по теме;
6.Оформление картотеки подвижных игр;
7.Оформление папок – передвижек для родителей;
Основной этап
Интеграция непосредственно образовательных областей программы в соответствии с ФГОС в ходе реализации проекта « Новогодняя сказка?»
Образовательная область | Содержание | |
Социально-личностное развитие | Беседа: «Чем опасен сильный мороз», «Опасные ситуации во время катания на коньках по льду реки, с горки на санках», ОБЖ: «Осторожно, Ёлка!», С/Р: «Магазин» (отдел новогодние игрушки) «Чем опасен мороз», «Чем опасно катание с горки», «Чем опасны новогодние огни» (о безопасном использование елочных гирлянд, бенгальских огней, хлопушек) Сюжетно ролевые игры: «Новый Год в кругу семьи», «Магазин новогодних подарков». | |
Познавательное развитие | Дидактические игры: «Четыре времени года», «Ателье зимней одежды», «Найди самую большую и маленькую елку», «Выкладывание елочки из палочек», «Собери елочку», «Составь узор», «Найди ошибки». Д/упражнение «Снег-хорошо и плохо». Беседы по темам: «Что такое Новый год?», «Какова история праздника?», «История новогодней елки», «Где живет Дед Мороз?», «Почему на Новый год наряжают елку?», «Как встречают Новый год в других странах?», «Пришла зима», «Почему зимой холодно?», «Зимние спортивные игры» Игры со строительным материалом: «Транспорт для Деда мороза». НОД «Откуда к нам пришел Новый год», «Откуда елка к нам пришла?». | |
Здоровье и физическое развитие | Подвижная игра «Снежки», игра на внимание малой подвижности «Елочки». Изготовление построек из снега на участке. | |
Речевое развитие | Беседе с детьми о новогодней ёлке, как символе нового года, «Путешествие в белую сказку» Составление рассказа «Как мы готовимся к встрече Нового года в семье, в детском саду», составление описательных рассказов по сюжетным картинам «Новогодняя ёлка», «Дед Мороз в гостях у ребят », «Как дети готовились к встрече Деда Мороза », «Зима в лесу» Чтение художественной литературы: Сказка Гофман «Щелкунчик», А. Барто» Два снежка», С. Маршак « Двенадцать месяцев», Е.Трутнева « С Новым Годом», В. Одоевский « Мороз Иванович», русская народная сказка « Снегурочка», сказки Б. Гримм «Госпожа Метелица», Чтение стихов о Новом годе, елке: С. Михалков «В снегу стояла елочка», Г.Х. Андерсен «Ель», С.Маршак «песня о елке», К.Чуковский «Елка», Е.Трутнева «С Новым годом!», Е.Тараховская «Новый год», Прейсен Альф «Веселый Новый год», С.Дрожжин «Дедушка Мороз», З.Александрова «Дед Мороз», р.н.сказка «Дети Деда Мороза».Н.А.Некрасов«Мороз-воевода», И.Черницкая «Кто такой Дед Мороз», НОД «Составление рассказа о зиме по сюжетным картинкам» | |
Художественно-эстетическое развитие | Подбор и раскрашивание раскрасок на новогоднюю тематику. Прослушивание и разучивание песен, танцев, на новогоднюю тематику. Рисование «Узоры на окне», «Зима» Лепка «Снегурочка» Ручной труд «Шарик на ёлочку» Игра-рисование палочками на снегу «Елочка», «Снежинки». Слушание музыкальных произведений и песен по теме проекта; разучивание песен, танцев, стихов к Новогоднему утреннику. Слушание музыкальных произведений «Новогодняя полька» А. Александрова, П.И. Чайковский «Щелкунчик», «Во сыром бору елочка». |
Работа с родителями:
1.Консультация для родителей «Безопасность детей во время новогодних праздников «История возникновения празднования Нового года», «Пришла зима – радость принесла».
«Безопасность детей во время новогодних праздников».
2.Памятка для родителей: « Правила поведения и безопасности детей на льду в зимний период».
3. Беседа на тему «Безопасность детей во время празднования Нового года».
4. Приобретение и изготовление новогоднего оформления.
5. Изготовление новогодних костюмов к сказке «Щелкунчик».
6. Папка-передвижка: «Новый год для детей», «Игрушка своими руками»
7.Конкурс поделок «Новогодняя сказка»
Заключительный этап.
1.Выставка продуктов детского творчества по теме проекта
2.Участие в конкурсе «Лучшая фотозона»
3.Участие родителей в конкурсе поделок «Новогодняя сказка».
4. Новогодний утренник.
Результаты реализации проекта:
В процессе реализации проекта дети были увлечены различными видами деятельности по теме. Проводимая работа объединяла детей, создавала праздничную предновогоднюю атмосферу в коллективе. Полученные знания дети использовали в игровой деятельности, делились полученными знаниями с родителями и друзьями. Дети с удовольствием рассматривают иллюстрации, поют новогодние песни, узнают мелодии, рассказывают стихотворения. Я пришла к выводу, что проведенные в процессе реализации проекта мероприятия объединяют детей, родителей и педагогов впечатлениями, переживаниями. А также то, что дети получили много новых знаний, расширился их словарный запас, возрос познавательный интерес.
Вовлекая родителей в жизнедеятельность группы, повысилась их степень участия в формировании культуры детей, а главное, что родители увидели важность совместной деятельности с детьми для активизации познавательной активности своих детей.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
Мимические упражнения
Выразить свое состояние и настроение в разное время зимы: мы радуемся первому снегу, ежимся от холодного ветра, нас пробирает дрожь до самых костей в морозную, студеную погоду.
Передать гневную интонацию деда Мороза.
Дед Мороз проспал в постели, Встал, сосульками звеня: — Где вы, вьюги и метели? Что не будите меня?
Выразить мимикой, жестами и движением настроение и действия Зимы. Вот Зима-волшебница нарядила деревья и кусты в белые одежды, усыпала блестками и серебром землю. А вот сердитая Зима-старуха, заморозила птиц, людей и зверей, сковала реки льдами и т. д.
Упражнения для щек и губ
Снеговики радуются снегу и морозу.
Надуть щеки. Веселое выражение глаз.
Грустные снеговики весной.
Опустить уголки губ вниз. Передать печальный взгляд.
Упражнения для языка «Сосулька»
Высунуть «острый» язык как можно дальше изо рта и удерживать его в таком положении (под счет до «шести—восьми»).
Санки-ледянки.
Сделать язык «чашечкой».
Горка для спуска.
Открыть рот, опустить язык за нижние зубы, выгнуть спинку языка «горочкой».
Саночки.
Рот открыт, губы в улыбке. Боковые края языка плотно прижать к верхним коренным зубам, спинку прогнуть вниз, кончик свободен. Движения вперед-назад, боковые края языка должны скользить по коренным зубам. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы не касались зубов.
Ураганный ветер открывает и закрывает форточку.
Рот открыт. Язык высунут изо рта. Поднимать и опускать кончик языка
Развитие речевого дыхания и голоса
Вьюга.
Старая, седая, с ледяной клюкой, Вьюга ковыляет Бабой ягой.
Воет вьюга: «З-з-з-з-з-з». (С усилением звука.)
Застонал лес от вьюги: «М-м-м-м-м-м». (Тихо, высоким голосом.)
Тяжело стонут дубы: «М-м-м-м-м-м». (Громко, низким голосом.)
Стонут березы: «М-м-м-м-м-м». (Тихо, высоким голосом.)
Шумят ели: «Ш-ш-ш-П1-Ш-П1».
Стихает вьюга: «С-с-с-с-с-с».
Речевая зарядка
Мороз колдует.
Разыграйтесь-ка, метели!
Гнитесь ниже, сосны, ели!
Все, что есть в моем лесу,
Я засыплю, занесу!
Психогимнастика. Пластические этюды
Обыгрывание ситуации «Новый год». Изобразить Деда Мороза и Снегурочку, идущих на елку.
Показать: разные звери встречают Новый год.
Пластические этюды. Зимние забавы.
Изобразить: вы катаетесь на коньках, играете в снежки, лепите снежную бабу, везете на санках малышей, ходите на лыжах.
Изобразить зимующих птиц: дятла, ворону, высиживающую птенцов, и замерзшего воробья.
Изобразить зверей в зимнее время: зайчика, притаившегося под кустом; лису, прислушивающуюся к шороху мышки под снегом; голодного волка; спящего медведя; белочку, нашедшую свою кладовую, и др.
ФОНОПЕДИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
«Вьюга»
Поет вьюга свою песню. Завывает ветром. Кружит снегом. Метет по земле поземку. Стучится в окна. | -Произносят звук [о] с разной динамикой на одном дыхании. Ладони друг к другу. Когда руки разводят в стороны, звук громче, когда приближают – затихает. | |
-Тянут звук [у], пропевая его в разных регистрах на одном дыхании и показывая высоту звука рукой. -Звук [a] произносят то выше, то ниже, делая движения рукой. -Делают руками движения, как при плавании, произнося при этом звук ш. -Произносят коротко и остро "тук, тук…", показывая указательным пальцем высоту звука. | ||
«Метель»
Свистели метели, Летели снега, Стелила постели большая пурга. Стелила постели морозом она, И было метелям всю ночь не до сна. | -Произносят звук [y] от низкого к высокому. -Произносят звук [о] от низкого к высокому. -Произносят звук [и] вверх и вниз, показывая его высоту рукой. -Пропевают отрывистые, острые звуки [а] в разных регистрах. -То усиливают звук, разводя руки в стороны, то затихают, приближая ладони друг к другу, на одном дыхании пропевая разные гласные. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
1.Познавательная беседа: «Что такое Новый год?»
Программное содержание: закладывать основы праздничной культуры. Знакомить детей с тем, как празднуют Новый год в других странах. Развивать эмоционально положительное отношение к предстоящему празднику.
Ход занятия:
- Организационный момент.
- Ребята, отгадайте загадки, и вы узнаете, о чем мы будем сегодня говорить.
Он катки для нас устроил,
Снегом улицы занес,
Изо льда мосты построил,
Кто же это? ... (Дед Мороз)
Вся из снега, изо льда,
Но не мерзнет никогда.
Вместе с дедушкой придет
К ребятне на Новый год.
(Снегурочка)
Красавица какая -
Стоит, светло сверкая.
Как пышно убрана...
Скажите, кто она?
(Новогодняя елка)
-О каком празднике мы сегодня будем говорить?
2. Беседа об истории праздника на Руси.
-Как вы думаете, всегда ли праздник Новый год отмечали зимой?
В древней Руси Новый год отмечали 1 марта.
В начале весны пробуждается природа после зимнего сна, а значит наступает новый год и в жизни людей, готовившихся к посеву нового урожая.
Позже царь Петр I повелел отмечать Новый год 1 января.
В новогоднюю ночь устраивали народные гуляния, жгли костры, обменивались поздравлениями, устраивали фейерверки, запускали петарды, в каждом доме ставили елку или украшали дом еловыми ветками. Тогда же и появился Дед Мороз.
История Деда Мороза
Кто такой Дед Мороз? Дед Мороз – добрый волшебник.
Считалось, что Мороз живет в ледяной избушке в лесу и одаривает подарками тех, кто заглянет к нему на огонёк. Сейчас Дед Мороз живёт в Великом Устюге (Вологодская область).
Можно съездить к нему в гости или написать письмо,вот адрес:162340, Россия, Вологодская область, г. Великий Устюг, дом Деда Мороза.
История Снегурочки
Без Снегурочки трудно представить себе новогодний праздник. В русских сказках Снегурочкой или Снегурушкой зовут девочку, которую слепили из снега старик со старухой, а она весной растаяла, прыгнув через костер. Новогодняя Снегурочка – это внучка Деда Мороза, которая помогает ему дарить детям подарки и устраивать настоящий праздник.
Как наряжали елку наши предки
Самые первые новогодние игрушки были съедобными: сладости, яблоки, орехи. Потом появились ёлочные игрушки из ткани, соломы, цветных ленточек, а уже позднее - из бумаги и фольги. Стеклянные игрушки, настоящие новогодние шары стали делать только в XIX веке.
3. Подвижная игра.
-Какие зимние, новогодние игры вы знаете?
("Заморожу", "Снежки", "Не выпустим", "Два Мороза")
Предложить поиграть в любую игру на выбор.
2.Беседа об истории праздника на Руси.
-Как вы думаете, всегда ли праздник Новый год отмечали зимой?
В древней Руси Новый год отмечали 1 марта.
В начале весны пробуждается природа после зимнего сна, а значит наступает новый год и в жизни людей, готовившихся к посеву нового урожая.
Позже царь Петр I повелел отмечать Новый год 1 января.
В новогоднюю ночь устраивали народные гуляния, жгли костры, обменивались поздравлениями, устраивали фейерверки, запускали петарды, в каждом доме ставили елку или украшали дом еловыми ветками. Тогда же и появился Дед Мороз.
История Деда Мороза
Кто такой Дед Мороз? Дед Мороз – добрый волшебник.
Считалось, что Мороз живет в ледяной избушке в лесу и одаривает подарками тех, кто заглянет к нему на огонёк. Сейчас Дед Мороз живёт в Великом Устюге (Вологодская область).
Можно съездить к нему в гости или написать письмо, вот адрес:162340, Россия, Вологодская область, г. Великий Устюг, дом Деда Мороза.
История Снегурочки
Без Снегурочки трудно представить себе новогодний праздник. В русских сказках Снегурочкой или Снегурушкой зовут девочку, которую слепили из снега старик со старухой, а она весной растаяла, прыгнув через костер. Новогодняя Снегурочка – это внучка Деда Мороза, которая помогает ему дарить детям подарки и устраивать настоящий праздник.
Как наряжали елку наши предки
Самые первые новогодние игрушки были съедобными: сладости, яблоки, орехи. Потом появились ёлочные игрушки из ткани, соломы, цветных ленточек, а уже позднее - из бумаги и фольги. Стеклянные игрушки, настоящие новогодние шары стали делать только в XIX веке.
3.Истории празднования Нового года в других странах?
-Ребята, а вы знаете, как празднуют Новый год в других странах?
В Италии в новогоднюю ночь жители выбрасывают из окон старые вещи, даже мебель.
Итальянского Деда Мороза называют Баббе Натале. Но в эту ночь дети ждут не только Баббе Натале, но и кого-то ещё...
В эту ночь на волшебной метле прилетает добрая фея Бефана. Она открывает двери маленьким золотым ключиком и, войдя в комнату, где спят дети, наполняет подарками детские чулки, специально подвешенные к камину. Тому, кто плохо учился или шалил, Бефана оставляет щепотку золы или уголёк.
В Швеции перед Новым годом дети выбирают королеву света Лючию. Её наряжают в белое платье, на голову надевают корону с зажжёнными свечами.
Лючия приносит подарки детям и лакомства домашним животным: кошке — сливки, собаке — сахарную косточку, ослику — морковь. В праздничную ночь в домах не гаснет свет, улицы ярко освещены.
В Англии принято на Новый год разыгрывать представления для детей по сюжетам старинных английских сказок. Всю новогоднюю ночь уличные торговцы продают игрушки, свистульки, пищалки, маски, воздушные шары. Именно в Англии возник обычай обмениваться к Новому году поздравительными открытками.
Перед сном дети ставят на стол тарелку для подарков, которые им принесёт Санта Клаус, а в башмаки кладут сено — угощение для ослика.
Французский Дед Мороз — Пэр Ноэль — приходит в новогоднюю ночь и оставляет подарки в детских башмаках. Тот, кому достаётся боб, запечённый в новогодний пирог, получает титул «бобового короля», и в праздничную ночь все ему подчиняются.
В Голландию Дед Мороз приплывает на корабле и передвигается по улицам города на белом коне в сопровождении чернокожих подданных. Синтер Клаас любит весёлые розыгрыши и сюрпризы и часто дарит детям фрукты, игрушки, леденцовые
цветы.
4.«ИЗ ИСТОРИИ ПРАЗДНИКА…»
ДЕД МОРОЗ (Морозко) — могучий русский персонаж русских легенд, в славянских сказаниях — олицетворение русских зимних морозов, кузнец, сковывающий льдом воду, щедро осыпающий зимнюю природу искристым снежным серебром, дарящий радость зимнего празднества, а в случае надобности, в тяжелую годину защищающий русских от наступающих врагов вмораживающими в лед дотоле невиданными зимними холодами, от которых начинает ломаться железо.
Морозко.
Под влиянием христианства, жестоко и кроваво боровшегося со славянским язычеством (битва с религиозными конкурентами за прибыли), первоначальный образ Снежного Деда был искажен (как и всех прочих славянских богов), и Морозко стали представлять злым и жестоким языческим божеством, Великим Старцем Севера, повелителем ледяного холода и пурги, морозившим людей. Это нашло отражение и в поэме Некрасова «Мороз — Красный нос», где Мороз убивает в лесу бедную молодую крестьянскую вдову, оставляя сиротами её малолетних ребятишек.
По мере ослабления влияния христианства в России конца XIX - начала XX века, образ Морозко стал смягчаться. Впервые Дед Мороз появился на Рождество в 1910 году, однако не приобрёл широкого распространения.
В советское время, после отвержения идей христианства, был распространён новый имидж Деда Мороза: он являлся детям под Новый год и дарил подарки; этот образ создан советскими кинематографистами в 1930-х годах.
На праздник приходит со своей божественной внучкой — Снегурочкой. Современный собирательный образ Деда Мороза построен по мотивам агиографии Святого Николая, а также описаний древнеславянских божеств Позвизда, Зимника и Корочуна. К сожалению, все древние мифы и сказания славян были уничтожены, потому о древних славянских верованиях и традициях нам практически ничего не извечтно..
Своеобразный характер интерпретации в христианстве языческих божеств (религиозных конкурентов христианства, пусть и любимых народом, которых церковники непременно представляли крайне злыми и жестокими) обусловил внушаемое церковниками поведение Деда Мороза — после внедрения христианства на Руси он стал собирать жертвоприношения — воровать непослушных детей и уносить их в мешке. Такая церковная интерпретация позволяла с детства внушать неприятие языческих богов.
Однако со временем, после введения ограничений непримиримой идеологии христианства и распространения более поздних постхристианских гуманистических традиций, особенно после окончательного запрета христианам сжигать людей на кострах (в первой четверти XIX века), Дед Мороз в представлении русских подобрел и стал уже сам одаривать детишек.
Профессиональный праздник Дедов Морозов отмечается каждое последнее воскресенье августа.
Недавно днем рождения русского Деда Мороза было объявлено 18 ноября — по данным многолетних метеорологических наблюдений в этот день на большей части России ложится устойчивый снежный покров.
5. Беседа о правилах безопасности в Новый год
Задача: познакомить с возможными источниками опасности: хлопушками, салютами, бенгальскими огнями, развивать у детей навыки осторожного пользования ими, воспитывать любовь к празднику.
Оборудование: иллюстрации с изображением новогодней ёлки.
Рассматривание иллюстраций с новогодней ёлкой.
– Посмотрите, вот она – красавица – ёлка. Какие на ней украшения? (Бусы, гирлянда, елочные игрушки, звезда).
– А вы знаете, что если повесить на елку игрушки из бумаги, дерева, пласт-массы, зажечь гирлянду и оставить её без присмотра, то может случиться пожар?
- Почему это может произойти? (Предположения детей)
-А произойти это может потому, что бумага, пластмасс легко могут загореться, а от них может вспыхнуть не только елка, но и вся квартира. Поэтому, если вы с родителями зажгли гирлянду, то не уходите из дома и следите, чтобы не произошло возгорания.
– Ребята, кто наш самый долгожданный гость в Новый год? (Дед Мороз)
– Почему? (Потому что он приносит нам подарки). Какие подарки может принести Дед Мороз? (Сладости, игрушки) .
– А вы любите в этот праздник жечь бенгальские огни, пускать салюты, хлопушки(Ответы детей)
– Да, ребята, все: и взрослые и дети любят жечь бенгальские огни, пускать салюты, хлопушки. Это очень красиво. Но при неправильном обращении с ними мы можем попасть в беду.
-Как вы думаете, что может произойти, если не соблюдать правила осторожности?(Предположения детей)
- Если зажигать бенгальские огни самостоятельно, то можно обжечь себе пальцы или поджечь одежду. Поэтому их можно жечь лишь под присмотром родителей.
– Где надо зажигать бенгальские огни? (На улице).
Дома их жечь запрещено, потому что даже маленькая искорка может стать причиной пожара.
– Салюты могут поджигать только взрослые. Детям подходить к ним запрещено. Когда мы смотрим на салют, то видим как красиво разрываются разноцветные шары в воздухе. Поджигать их рядом с домами и деревьями нельзя, так как от салюта могут загореться деревья и даже дома находящиеся рядом. Хлопушки мы тоже можем взрывать вместе с родителями, чтобы избежать травм.
- Во время прогулок по улице вы должны обязательно держать родителей за руку. Как вы думаете, зачем? (Ответы детей)
– Ребята, сегодня мы с вами говорили о безопасности во время встречи Нового года. Давайте повторим еще раз все.
- Какую опасность таят в себе бенгальские огни и фейерверки? Как надо поступать, чтобы праздник не принес никакой беды? Молодцы, теперь вы знаете важные правила, которые нужно помнить при встрече Нового года
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Экспериментальная деятельность
Тема: «Цветные льдинки»
Цели:
- развивать у детей естественнонаучные и сенсорные представления;
- познакомить детей с агрегатным состоянием воды – льдом;
- экспериментальным путем получить темную и светлую красную воду (темную и светлую синюю воду и др.);
- упражнять в словесном обозначении оттенков (темно-красный, светло-красный, темно-синий, светло-синий и др. оттенки);
- изготовить цветной лед и украсить ими постройки на прогулочной площадке.
Ход занятия:
(В группе дети экспериментальным путем получают темную и светлую красную, синюю, зеленую воду. Воспитатель предлагает узнать, что будет с цветной водой, если вынести ее на улицу).
- Ребята, сегодня мы с вами экспериментальным путем получили цветную воду. Какого цвета вода в ваших бутылках. (Темно-красная и светло-красная, темно-синяя и светло-синяя, темно-зеленая и светло-зеленая).
- Давайте разольем воду в формочки: прозрачные пластиковые стаканчики и в формочки из-под шоколадных конфет.
-Какого цвета вода в формочках?
-Как вы думаете, что с ней станет на морозе?
-Что же стало с водой в формочках? (Она замерзла - получился лед)
-Какого цвета получился лед в формочках?
-Давайте рассортируем льдинки по цвету в шесть ведерок в соответствии с цветовыми условными обозначениями.
- Что же нам делать с льдинками: возьмем с собой или оставим на участке до следующей прогулки? (взять в группу, после сна проверить).
-Ребята, посмотрите, куда пропали льдинки? (Они растаяли, и образовалась вода)
(На следующий день воспитанники снова изготавливают воду двух-трех других цветовых оттенков (по выбору детей) и делают льдинки).
- Какого цвета вода получилась у вас сегодня?
-Давайте из нее мы опять сделаем разноцветные льдинки, а потом соберем ледяные бусы и выложим красивый узор.
(Воспитатель на прогулке организует закрепление названия новых оттенков и проводит игровые упражнения «Собери бусы», «Выложи узор»)
Примечание: После занятия по ознакомлению с разновидностями эталонов цвета, где дети учатся получать три оттенка любого цвета, на прогулке проводится аналогичная работа по получению разноцветных льдинок и закреплению словесных обозначений трех оттенков цвета: «темный», «светлее», «самый светлый».
Кроме игр с льдинками и игровых упражнений на составление светлотных рядов (от самого светлого до темного и наоборот), воспитанникам предлагается украсить льдинками бордюры своего участка или снежные постройки.
Исследовательская деятельность. (опыт с снегом)
Сравнивали снежные комочки при комнатной температуре, первый завернули в легкую ткань, второй в теплую меховую ткань (шубу).
Вывод: Второй снежный ком не растаял. Шуба удерживает холод.
Опыт №1. Сравнивали два комочка снега (один завернут в легкую ткань) при комнатной температуре. Фиксировали результаты через каждые два часа.
Вывод: снежный ком, завернутый в легкую ткань, растаял частично.
Опыт №2. Сравнивали снежные комочки при комнатной температуре, первый завернули в легкую ткань, второй в теплую меховую ткань (шубу).
Вывод: Второй снежный ком не растаял. Шуба удерживает холод.
Результат эксперимента: Дед Мороз не снимает в помещении шубу именно для того, чтобы не растаять. Шуба удерживает не только тепло, но и холод.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Пальчиковые гимнастики
1.«Новый год»
Наступает Новый год! (хлопаем в ладоши)
Дети водят хоровод. (кисти сцеплены пальцами, руки вытянуты, кисти внутрь-наружу )
Висят на елке шарики, (поочередно соединяем пальцы на двух руках, образуя шар)
Светятся фонарики. (изображаем фонарики)
Вот сверкают льдинки, (сжимать и резко разжимать кулаки по очереди)
Кружатся снежинки. (легко и плавно двигать кистями)
В гости дед Мороз идет, (пальцы шагают по коленям или по полу)
Всем подарки он несет. (трем друг об друга ладони)
Чтоб подарки посчитать,
Будем пальцы загибать: (хлопаем по коленям или по полу, одна рука — ладонью, другая — кулаком, а затем меняем)
1, 2, 3, 4, 5, б, 7, 8, 9, 10. (по очереди массажируем каждый палец)
2.«Зимняя прогулка»
Раз, два, три, четыре, пять (Загибаем пальчики по одному)
Мы во двор пришли гулять. ("Идём" по столу указательным и средним пальчиками)
Бабу снежную лепили, ("Лепим" комочек двумя ладонями)
Птичек крошками кормили, (Крошащие движения всеми пальцами)
С горки мы потом катались, (Ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
А ещё в снегу валялись. (Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)
Все в снегу домой пришли. (Отряхиваем ладошки)
Съели суп, и спать легли. (Движения воображаемой ложкой, руки под щёки)
3.«Снежный ком»
Взяли дети белый ком,
Лепить будем снежный дом
(движения, изображающие лепку снежков)
Мы польем его водой,
Домик будет ледяной
(«плескать» ладонями воду)
Ком за комом мы кладем,
(ставить кулачок на кулачок)
Вот и вылепили дом
(нарисовать в воздухе ладонями домик)
4.«Ёлочка»
Утром дети удивились, (разводят руки в стороны, подняв плечи)
Что за чудеса случились
Этой ночью новогодней.
Ожидали, что угодно, (сжимают и разжимают пальцы)
А увидели парад:
В ряд снеговики стоят, (руками рисуют в воздухе три круга)
Глазки весело горят, (закрывают и открывают ладонями глаза)
А перед ними ёлочка (хлопают в ладоши)
Пушистая, в иголочках.
Физминутки
1.«Новый год»
У всех Новый год,
И у нас Новый год.
(Делают шаг с притопом и одновременно хлопают в ладоши, поворачиваясь в правую сторону и в левую.)
Возле ёлочки зелёной
Хоровод, хоровод.
К нам пришёл Дед Мороз.
(Делают лёгкие наклоны головой в разные стороны, как бы сообщая друг другу эту новость.)
Он игрушек, и хлопушек,
И конфет нам принёс!
(Кружатся на месте, подняв руки и вращая кистями.)
Он добрый у нас,
Он весёлый у нас,—
(Делают шаг с притопом, одновременно хлопают)
Возле ёлочки зелёной
Сам пошел с нами в пляс.
(Шагаем на месте)
2.«Елка»
Горит огнями елочка, под нею тени синие, (Поднимаем руки вверх)
Колючие иголочки, как будто в белом инее. (Опускаем через стороны, вниз)
Огни на елке яркие повсюду зажигаются. (Наклоны вправо, влево)
Во всех домах, по всей стране ребята улыбаются. (Ходьба на месте, улыбка)
3.«Зимой»
Мы погреемся немножко, (Натираем плечи)
Мы похлопаем в ладошки, (Хлопаем в ладоши)
Ножками потопаем (Топаем на месте)
И себя похлопаем. (Хлопаем по коленям)
Подвижные игры
1.Игра «Елочки».
Играют все дети, конкурс на внимательность. Ведущий пытается запутать участников и говорит: “Давайте представим, что мы находимся в лесу и вы все – разные елочки. Нужно показать, какие вы елочки. Когда я буду говорить: “высокие”, нужно поднять руки вверх, когда “низкие” – присесть, а когда “широкие” – развести руки в стороны. Тот, кто ошибся, выходит из игры и получает небольшой поощрительный подарочек (маленькую конфетку). Победитель, самый внимательный игрок, получает главный приз.
2.Игра «Снежки».
Гости делятся на две команды. Один из участников команды становится поодаль от других, берет в руки бумажный пакет или ведерко. Остальные получают набор “снежков” – бумажных комочков или мячиков. Задача для членов команды: нужно так бросать снежки, чтобы они все оказались в пакете или ведерке. Побеждает та команда, которая сделает это быстрее.
Гимнастика для глаз:
1. «Снежинка»
Летает снежинка,то в право ,то влево.
Качает её ветерок
(Дети следят за движением снежинки,плавно раскачивая её перед глазами)
То ветер поднимет её в высоту.
То в низ отпускает,то в вверх поднимает.
И так он снежинку как в люльке качает.
То вверх ,то вниз.
(Дети следят глазами за снежинкой)
Но вот полетел ветерок по делам.
Снежинка на землю упала.
(Снежинка падает на «землю, Дети закрывают глаза . Пауза.)
Вдруг солнце её увидало.
И нашей снежинки не стало.
Солнышко. Солнышко. Солнышко игрунье.
(Дети моргаю глазами деля слова на слоги.)
2. «Мы снежинку увидали»
Мы снежинку увидали, - со снежинкою играли.
(дети берут снежинку в руку, вытянуть снежинку вперед перед собой, сфокусировать на ней взгляд)
Снежинки вправо полетели,
(отвести снежинку вправо, проследить взглядом)
Дети вправо посмотрели.
Вот снежинки полетели,
Глазки влево посмотрели.
( отвести снежинку влево, проследить взглядом)
Ветер снег вверх поднимал
И на землю опускал…
( поднимать снежинки вверх и опускать вниз, дети смотрят вверх и вниз)
Все! На землю улеглись,
( присесть, опустив снежинку на пол.)
Глазки закрываем, глазки отдыхают.
(закрыть ладошками глаза).
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром
«Откуда к нам пришел Новый год».
Цель: Создать условия для закрепления знаний детей о традициях праздника Нового года.
Обучающие: формировать умение детей правильно отвечать на вопросы, быть внимательными к деталям, (познавательное развитие, пополнять лексику разнообразием слов. Закрепить умение выражать свои мысли полными предложениями (речевое развитие). Дать знания о том, какие традиции в нашей стране и других странах мира.
Развивающие: способствовать развитию мыслительной деятельности, памяти, связной речи, воображения (Речевое развитие, познавательное развитие) .
Воспитательные: Воспитывать в детях чувство уважения к народным традициям.
Материал: Иллюстрации с изображением портрета Петра1, с изображением старинных елочных украшений, с праздником в стародавние времена, иллюстрация колумбийского старого года.
Предварительная работа: Беседа о Новогоднем празднике, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, стихотворений о празднике.
Ход.
Воспитатель: Ребята, скоро наступит самый яркий и желанный праздник, в котором много волшебства и радости. Как вы думаете, что это за праздник?
Дети: Новый Год.
Воспитатель: Новый год в России любят и празднуют с удовольствием и радостью. Этот праздник оброс традициями, которые сложились за многие годы. Со временем появились современные обычаи и порядки, характерные именно для нашей страны. Какие обычаи вам известны? (ответы детей). Традиции важны для каждого народа, ведь они являются связью новых поколений с предками, выявляют сущность нации, ее характер. Праздновать Новый Год начали при Петре 1, посмотрите на портрет этого человека. (Показ иллюстрации). Пётр I Великий— выдающийся государственный деятель, московский царь из династии Романовых. По его указу было велено всем наряжать дома ветками сосны, ели или можжевельника, веселиться и накрывать праздничные столы, но всяких безобразий не учинять. А вот красиво наряжать елку русские люди научились у французов. Они вешали на ветки деревца печенье, яблоки, яркие цветы из разноцветной бумаги. И эта традиция быстро прижилась и у нас в стране. Посмотрите, какие украшения были в далеком прошлом, они все сделаны в ручную и с большой любовью. (Показ иллюстраций).В давние времена юноши в Новогодние праздничные дни выбирали себе невесту и всячески старались ее задобрить. Вот отсюда и дошла до наших дней традиция дарить подарки на этот замечательный праздник. Праздник все старались встретить с чистой душой и без долгов. Обязательно одевали новую одежду, отдавали деньги, мирились с родными и соседями, просили прощения друг у друга. Посмотрите, как раньше люди встречали этот праздник в кругу семьи. ( Показ иллюстрации) А в наше время соблюдаются эти традиции? ( ответы детей). Конечно и в наше время, мы тоже стараемся соблюдать эти традиции.
Физкультминутка.
Скрип-скрип, топ-топ (потереть ладошку об ладошку, топнуть ножками).
Посмотрите – кто идёт? (правая рука над бровями – посмотреть вдаль).
Скрип-скрип, топ-топ (потереть ладошку об ладошку, топнуть ножками).
Кто-то песенку поёт (ладошки приставляем попеременно к правому и левому уху).
Посмотри! (хлопнуть 3 раза).
Дед Мороз! (хлопнуть 3 раза).
С бородой пушистой (руками показать бороду).
У него (хлопнуть 3 раза).
На бровях (хлопнуть 3 раза).
Иней серебриться (руками показать фонарики).
Воспитатель: А хотите послушать какие есть детские новогодние традиции в других странах? Хорошо, сейчас я вам расскажу.
Французы запекают в новогодний пирог боб: тот, кому он достанется, получает титул «бобового короля» и право раздавать указания в течение всей праздничной ночи. Взрослые стараются подгадать так, чтобы боб достался ребенку. В Колумбии – главный герой – Сарый Год. Он разгуливает на высоких ходулях по улицам и рассказывает идущим мимо детям смешные истории. (Показ иллюстрации). В Норвегии дети ждут подарков от козы. Поэтому в ночь перед Новым годом они готовят ей угощение, оставляя в своих ботинках немного сена. На утро вместо сухой травы они находят в них подарки. На Кубе перед наступлением Нового года дети наполняют кувшины, ведра, тазы и миски водой, чтобы в полночь вместе с родителями вылить эту воду из окон. Считается, что таким образом люди благодарят уходящий год за все хорошее, что он им принес. На Руси к Новому году выпекали из теста домашних животных: коней, коров, быков. А когда в дом приходили колядовать, гостей одаривали этими фигурками, разными сладостями, орехами. Также считали, что Новый год надо встречать в новом платье и обуви - тогда весь год ходить в обновках. И сейчас в России деткам дарит подарки добрый Дедушка Мороз, он оставляет их под елочкой ночью, когда все спят и не видят его, поэтому каждый год люди украшают новогоднюю елку, это символ наступившего Нового Года. Время новогодних праздников - это время красивой, доброй сказки, которая приходит в каждый дом в конце каждого года с наступлением зимних холодов. Новый год приносит нам надежду на лучшее и дарит множество подарков.
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Откуда елка к нам пришла?».
Цель: Уточнение и закрепление представлений у детей о ели и традициях встречи Нового года в разных странах.
Задачи:
Обучающие: расширять представления детей о традициях встречи Нового года у разных народов.
Развивающие: развивать познавательный интерес, зрительное и слуховое восприятие, расширение кругозора.
Воспитательные: воспитывать бережное и заботливое отношение к живой природе, содействовать проявлению доброжелательного отношения к сверстникам.
Материал: Разрезные картинки «Башмачок», «Сапожок», презентация «Как отмечают Новый год в других странах», снежинка; дуга с колокольчиком; корзина со снежками, ножницы, клей, салфетки, стаканы, разносы с полосками из цветной бумаги, шаблон «Елка», корзинка с новогодними шарами.
Предварительная работа: Беседа о времени года – зима, ее особенностях и характерных признаках.
Ход:
Дети входят в зал.
Воспитатель: Наступает Новый год.
Я улыбаюсь вам
А вы улыбаетесь друг другу.
Мы добры, ласковы и приветливы.
Я желаю вам всем праздничного настроения.
Воспитатель: Ребята, хотите узнать, как встречают Новый Год в других странах?
Воспитатель: Приглашаю вас в познавательное путешествие, поедем мы на тройке лошадей.
Дети под музыку «В лесу родилась елочка» начинают двигаться по залу.
Воспитатель: Первая остановка – страна Япония. (Показ презентации).
В этой стране встречают Новый год под бой колоколов, которые звонят много раз, во время звона колокола дети рисуют то, что хотели бы получить в подарок и кладут свои рисунки под подушку.У каждого из нас есть свое желание. Возьмите себе снежок, прошепчите ему свое желание и положите в корзинку, оно у вас обязательно сбудется.
Игровое упражнение «Загадай желание» (со снежками).
Воспитатель: Вторая остановка – страна Германия. В этой стране счастье и удачу в Новом году символизирует трубочист. Трубочист – это такая мужская профессия. Он чистит трубы, чтобы хорошо проходил дым и топились тепло печи в домах. Если повстречать трубочиста перед Новым годом, то нужно до него дотронуться, испачкаться в саже, и все будет хорошо в будущем году. Я была в этой стране, и дотронулась до трубочиста, он подарил мне красивую снежинку.
Игровое упражнение «Снежинка».
(Посмотрите на нее, не поворачивая головы, проследите за ней глазами. Подставьте ладони, снежинка легла на ваши ладони, сдуйте ее легким дыханием).
Воспитатель: Третья остановка – страна Франция .В этой стране Дед Мороз приносит подарки в башмачке и сапожке. У меня тоже есть башмачок и сапожок, но их нужно собрать в одно целое.
Конспект занятия. Аппликация «Елочка»
Цель:
- закреплять у детей навык работы с бумагой и ножницами;
Задачи:
- закрепить умение вырезания квадрата из прямоугольника;
- закрепить технику вырезания прямых параллельных линий;
- закрепить правила пользования ножницами и клеем;
- прививать художественно-эстетический вкус, умение видеть прекрасное;
- знакомить детей с предметами декора.
Оборудование: клей-карандаш, ножницы, зеленая двусторонняя бумага.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, скоро праздник Новый год. Ну а какой же Новый год может обойтись без главной героини праздника, без елочки (стихотворение):
Ёлка летом просто ёлка:
Тронешь ветку - пальцам колко,
Паутиной ствол обвит,
Мухомор внизу стоит.
Вот когда зима придёт,
Ёлка будто оживёт:
На морозе распушится,
Под ветрами распрямится,
Вовсе не колючая,
Как цветок пахучая.
Пахнет не росой, не мёдом,
Ёлка пахнет Новым годом!
Скоро все мы будем украшать наши дома к празднику, поэтому сегодня я вам предлагаю сделать елочку.
Давайте с вами вспомним правила безопасности при работе с ножницами и клеем.
Дети:Не оставлять ножницы открытыми. Не играть с ножницами, не подносить ножницы к лицу
Работать ножницами только на своём рабочем месте.
Следить за движением лезвий во время работы.
При работе с клеем пользоваться кисточкой, если это требуется.
Брать то количество клея, которое требуется для выполнения работы на данном этапе. Руки после работы хорошо вымыть с мылом.
Молодцы, вы все хорошо помните правила!
У каждого из вас на столе лежит квадратный лист зеленой бумаги.
Давайте вместе сложим его по диагонали. Какая фигура у вас получилась?
Дети: Треугольник.
Воспитатель: Молодцы, правильно!
Воспитатель: Дети, получившийся треугольник оставляем в том же положении и проглаживаем линию сгиба. Затем, с помощью ножниц, мы режем полоски одинаковой ширины, начиная от короткой стороны нашего треугольника до линии сгиба, не прорезая ее.
Но перед тем как приступить к работе, давайте немного разомнем наши пальчики.
Физкультминутка:
Вот помощники мои (Руки вперед).
Их как хочешь поверни.
Покрутили, повертели
И работать захотели.
Раз, два, три, четыре, пять,
Все умеем мы писать,
Отдыхать умеем тоже,
Руки за спину положим,
На носочках выше, выше,
И спокойнее подышим.
Мы немного отдохнули и можем дальше приступить к работе.
Разворачиваем нашу заготовку и кладем ее линией сгиба вверх. Получившиеся полоски поочередно приклеиваем к центру линии сгиба.
Таким образом, у каждого из вас получилась зеленая, пушистая елочка-красавица,
и я предлагаю вам по желанию украсить вашу поделку.
Детки, посмотрите на свои поделки. Скажите, какая елочка самая аккуратная?
Как вы думаете, почему?
Вывод: Что же нужно было сделать, чтобы елочка стала самой красивой?
Дети: Ровно сделать квадрат, аккуратно и ровно разрезать полоски.
Ребята, у всех получились красивые елочки. Вы молодцы!
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
1.Дидактическая игра «Новогодняя елка»
Педагог просит детей ответить на вопрос, подобрав к существительным нужные прилагательные:
Новогодняя елка какая? (Блестящая, праздничная, пушистая, живая, искусственная, нарядная, колючая, зеленая, стройная, большая, маленькая, свежая, ветвистая, пахучая)
Что делает для нас новогодняя елка? (Сияет, светится, блестит, стоит, пахнет)
Как появляется праздничная елка в доме или детсаду? (Ее купили, срубили, принесли, поставили, установили, украсили)
2.Дидактическая игра «Ставим слова на место»
Малыши с необходимой помощью воспитателя составляют предложения из заданных слов и расставляют слова в правильном порядке.
Года, вскоре, праздник, Нового, наступит. (Вскоре наступит праздник Нового года)
К, готовятся, малыши, нему, все. (Все малыши готовятся к нему)
Елки, уже, украсили, мы, новогодние. (Мы уже украсили новогодние елки)
Мальчики, стишки, песни, девочки, изучают, и. (Мальчики и девочки изучают стишки и песни)
Ждут, Деда, с, Мороза, все, нетерпением. (Все с нетерпением ждут Деда Мороза)
Хорошие, Мороз, малышам, принесет, дед, подарки. (Дед Мороз принесет малышам хорошие подарки)
3.Дидактическая игра «Братья-месяцы»
Воспитатель читает детям группы месяцев года и предлагает определить, где «лишний» месяц, соответственно объяснив это.
Март, апрель, октябрь. (Лишний октябрь, поскольку это осенний месяц, а остальные месяцы – весенние)
Декабрь, июль, январь. (Лишний июль, потому что это летний месяц, а остальные – зимние)
Апрель, октябрь, ноябрь. (Лишний апрель, потому что это весенний месяц, а октябрь и ноябрь – осенние)
Июнь, июль, сентябрь. (Лишний сентябрь, ибо остальные месяцы летние, а сентябрь – осенний)
4.Дидактическая игра «Какое время года в лесу?»
Воспитатель зачитывает малышам ряд слов и предлагает детям назвать то время года, отношение к которому заданные слова имеют, например:
Подснежник (весна), земляника (лето), ручьи (весна), снег (зима), первоцвет (весна), орехи (осень), ежевика (лето), мороз (зима), птенцы (лето), иней (зима), листопад (осень), паутинки (осень), проталины (весна), жара (лето), тишина (зима), позолота (осень), опята (осень).
5.Дидактическая игра «Кто где зимует?»
Воспитатель бросает мяч детям и называет животное. Ребёнок ловит мяч и называет место его зимовки.
6.Дидактическая игра «Зимующая или перелетная?»
Воспитатель бросает мяч и называет птицу, а ребёнок – ловит мяч и говорит какая это птица – зимующая или перелетная. И наоборот.
7.Дидактическая игра «Чьи следы?»
Воспитатель показывает изображенные на картинках следы, а ребёнок говорит, кому они принадлежат.
8.Дидактическая игра «Птицы на кормушке».
Воспитатель называет птицу. Дети выбирают ей корм и называют его.
9.Дидактическая игра «Что бывает зимой?»
Пример. Идет снег. На деревьях нет листьев. Речка замерзла. Холодно. Люди надевают теплую одежду. Дети катаются на коньках и лыжах.
10.Дидактическая игра «Выпал беленький снежок»
Цель: уточнить и расширить словарь по теме, учить согласовывать слова с движением.
Оборудование: настоящий снег и сосульки.
Ход. Взрослый приносит домой снег и сосульки разной величины. Вместе с ребенком их рассматривает. Взрослый активизирует речь ребенка вопросами: «Какого цвета снег? (белый) А какая сосулька? (прозрачная) Какие они на ощупь? (холодные, снег мягкий, сосулька твердая)». Наблюдают, как снег и сосулька тают и превращаются в воду. Затем наблюдение продолжается на улице или из окна. Ребенок отвечает па вопросы взрослого: «Что лежит на земле? Какой снег? Что висит под крышей? Какая сосулька?» После этого взрослый предлагает ребенку согреться, так как на улице холодно. Они пропоют стихотворение, выполняя с ребенком все движения, соответствующие тексту:
Выпал беленький снежок -
Собрались мы все в кружок,
Мы потопаем, мы потопаем,
Будем весело плясать,
Будем руки согревать.
Мы похлопаем, мы похлопаем
Чтоб нам было веселее,
Будем прыгать мы скорее.
Мы попрыгаем, мы попрыгаем
11.Дидактическая игра «Что лишнее?»
Цель: расширить и активизировать словарь по теме.
Оборудование: картинки с изображением предметов для игр в разное время года или настоящие предметы (санки, мяч, лопата, коньки, велосипед, лыжи, бумажный кораблик, скакалка и т. д.), сюжетная картинка по теме «Зимние забавы».
Ход. Взрослый предлагает ребенку выбрать и назвать только те предметы, которые необходимы для зимних игр. Лишние предметы убирают. Если затрудняется, взрослый помогает ему. По ходу игры ребенку вопросы: «Что это? Для чего нужно? Как с этим играть?» Затем для рассматривания предлагается одна или несколько пых картинок, на которых изображены дети, катающиеся на лыжах, коньках, строящие снежную бабу, расчищающие дорожку лыжи активизирует речь ребенка вопросами: «Какого цвета снег на картинке? Что это у мальчика? Для чего нужно? Как одет мальчик? Почему он тепло одет?» п т. д.
12.Дидактическая игра «Назови ласково» (с существительными данной темы)
снег - снежок лед — ледок
сосулька - сосулечка санки - саночки
горка - горочка лопата – лопатка
13. Дидактическая игра «Сделай снеговика»
Цель: формировать целостное восприятие предмета, учить правильно располагать готовые формы, активизировать речь во время и после выполнения задания.
Оборудование: три белых кружка разной величины.
Ход. По образцу взрослого ребенок выкладывает снеговика из трех кругов. Взрослый обращает внимание на последовательность расположения фигур, спрашивая: «Как называется эта фигура? Какого она цвета? Какой круг ты положишь внизу? (большой) Какой потом? (средний) Какой круг будет вверху? (маленький) Назови его ласково (кружок, кружочек)».
14. Дидактическая игра «В лесу родилась елочка»
Цель: уточнить и расширить словарь по теме,
Оборудование: настоящая или искусственная елка.
Ход. Взрослый предлагает ребенку рассмотреть елку. Он объясняет, что елка - это дерево, у него есть ствол, ветки, иголки. Речь ребенка активизирует вопросами: «Какого цвета ствол? Какого цвета иголки? Потрогай иголки, Какие они? (острые») Покажи нижние истки, верхние. Где растет елка?» Затем взрослый и ребенок разучивают первый куплет песенки «В лесу родилась елочка».
15. Дидактическая игра «Один - много» (с существительными по теме)
елка - елки ветка - ветки
иголка – иголки шишка - шишки
16. Дидактическая игра «Украсим елку к празднику»
Цель расширить и активизировать словарь по теме.
Оборудование: настоящая или искусственная елка, пять-семь елочных игрушек.
Ход. Сначала рассматривается елка без игрушек. Ребенка просит рассказать все, что он знает о ней. Затем уточняют, какой скоро будет праздник и как надо подготовить елку к нему. После этого рассматриваются игрушки. Взрослый активизирует речь ребенка вопросами о цвете игрушек, объясняет, какие бывают игрушки - стеклянные, бумажные, пластмассовые. Предлагает ребенку повесить игрушку, уточняя на какие ветки (нижние, верхние, длинные, короткие).
17. Дидактическая игра «Назови ласково» (с существительными по теме)
елка - елочка иголка - иголочка
ветка - веточка шишка - шишечка
шар - шарик
18. Дидактическая игра «Что на елке, а что (кто) под елкой?»
Цель: закрепить понимание предлогов на и под, активизировать словарь по теме.
Оборудование: наряженная елка, игрушечные Дед Мороз и Снегурочка, подарок под елкой.
Ход. Взрослый просит ребенка показать и сказать, что он видит на елке, а что или кого под елкой. Предлоги необходимо выделять голосом.
19. Дидактическая игра «Сложи елочку»
Цель: научить правильно выкладывать елку из треугольников, ориентируясь на их величину, закрепить словарь по теме.
Оборудование: три треугольника зеленого цвета разного размера.
Ход. Ребенок по образцу взрослого выкладывает елку из треугольников. Во время выполнения задания отвечает на вопросы: «Какой треугольник ты положишь сначала? (большой) А потом? (поменьше) Какой треугольник будет у тебя вверху? (самый маленький)». При затруднениях взрослый помогает ребенку. В конце игры ребенок рассказывает о елке (где растет, какого цвета иголки и ствол, чем украшают елку на Новый год).
20. Дидактическая игра «Какие дрова?»
Воспитатель бросает мяч и называет дерево. Ребёнок ловит мяч и говорит, как называются дрова, которые из него получаются. И наоборот.
Коммуникативные игры:
1. «Снежинки»
Под музыку Далиба “Вальс снежинок” дети превращаются в снежинки, изображая эмоциональное настроение.
2. «Сосны, елочки, пенечки»
Дети встают в круг, взявшись за руки. Педагог находится в центре круга. Звучит негромкая музыка, дети движутся по кругу. По команде педагога «Сосны», «Елочки» или «Пенечки» дети должны остановиться и изобразить названный предмет: «Сосны» – подняв руки высоко вверх, «Елочки» – раскинув руки в стороны, «Пенечки» – присев на корточки. Ошибившиеся игроки выбывают из игры или получают штрафное очко. Затем игра продолжается.
3. «Снежок»
Дети стоят в кругу, повторяют слова и передают друг другу снежок. Когда заканчиваются слова, ребенок со снежком выходит в центр и пляшет. Остальные дети хлопают.
Здравствуй, здравствуй, наш снежок,
Снежный, белый колобок!
По дорожке покатился,
А потом остановился.
На дорожку выходи,
Со снежком плясать иди!
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
Подвижные игры.
1. «Два Мороза»
Цель: показать детям привлекательность зимних подвижных игр.
Задачи:
• Развивать быстроту двигательной реакции.
• Развивать у детей внимание, умение согласованно действовать в коллективе.
• Достижение положительно-эмоционального настроя.
Это – разновидность салок. Особенность в том, что выбирают не одного водящего, а двух – один «Мороз красный нос», а другой «Мороз синий нос». Играть может вся группа. «Морозы» стоят на краю площадки, остальные дети распологаются лицом к водящим. «Морозы» говорят:
«Я – Мороз красный нос»,
«Я – Мороз синий нос».
Хором: «Заморозим вас до слёз!».
Дети все вместе отвечают водящим:
«Не боимся мы угроз и не страшен нам мороз!»
После чего все игроки разбегаются, а водящие морозы стараются их осалить. Тот, кого осалили – «замораживается», то есть останавливается на месте и не имеет право двигаться. Игра может продолжатся до тех пор, пока «морозы не осалят всех игроков, кроме двух. Они и становятся новыми ведущими. Другой вариант – взрослый прерывает игру по своему усмотрению словами: «раз-два-три, в домик греться беги!». После этого все дети, включая водящих и «замороженных» подбегают к взрослому ведущему. Выбирается считалкой новая пара водящих и игра повторяется. Этот вариант особенно актуален, когда «морозы» долго не могут поймать кого-то или игроков очень много.
2. «Мороз Красный нос»
Цель: развитие ловкости, воспитание выдержки и терпения.
На противоположных сторонах площадки обозначаются два дома, в одном из них располагаются играющие. Посередине площадки лицом к ним становится водящий - Мороз - Красный нос. Он произносит:
Я Мороз — Красный нос.
Кто из вас решится
В путь-дороженьку пуститься?
Играющие хором отвечают:
Не боимся мы угроз,
И не страшен нам мороз.
После этого они перебегают через площадку в другой дом, Мороз догоняет и старается их заморозить (коснуться рукой). Замороженные останавливаются на том месте, где их настиг Мороз, и стоят так до окончания перебежки. Мороз подсчитывает, скольких играющих удалось заморозить. При этом учитывается, что играющие, выбежавшие из дома до сигнала или оставшиеся в доме после него, тоже считаются замороженными. После нескольких перебежек выбирают нового Мороза. В конце игры подводится итог, сравнивают, какой Мороз заморозил больше играющих.
3. «Ледяные ворота»
Двое встают в круг и поднимают руки. Это — ледяные ворота. Остальные дети, взявшись за руки, проходят под воротами со словами:
А ворота изо льда
Пропускают не всегда:
Первый раз прощается,
Второй запрещается,
А на третий раз
Заморозим вас!
На последних словах «ворота» опускают руки. Те, кого поймали, становятся «воротами» (или должны выполнить фант — пожелание «ворот»).
4. «Заморожу»
Цель:
- развивать в игровой форме основные физические качества: ловкость, силу, быстроту, координацию движений.
- повышать интерес к играм.
- приобщать детей к здоровому и активному образу жизни.
Дети разбегаются по площадке и прячутся, присаживаясь на корточки за снежными валами, горкой, снеговиком и т. п. Взрослый говорит: «Сегодня тепло, солнышко светит, идите гулять! » Дети выбегают из укрытий и разбегаются по площадке. На сигнал: «Зима пришла, холодно! Скорей домой! » — все бегут на свои места и снова прячутся.
ПРИЛОЖЕНИЕ 8
Консультация для родителей «Безопасный Новый Год»
Предновогодние хлопоты и праздничная неделя для взрослых и детей превращаются в приятную карусель ярких впечатлений. Так бывает почти всегда. Почти - потому что в новогоднюю неделю больницы переполняются пострадавшими взрослыми и детьми, а количество вызовов скорой помощи увеличивается минимум на треть.
Есть правила на свете,
Должны их знать все дети.
Ты помни правила всегда,
Чтоб не случилась вдруг беда,
И неприятность не пришла
И где-то вдруг тебя нашла.
И надо их не только знать,
А постоянно выполнять.
Какие опасности нас подстерегают?
Для детей на первом месте стоят пищевые отравления и острые аллергические реакции, переохлаждения и ожоги.
Итак, на первом месте в «проблемном рейтинге» - праздничный стол и его послепраздничные остатки. Аллергические реакции можно получить от новых экзотических продуктов, даже в крошечных концентрациях, например, в салате. Дети чаще страдают от впервые испробованных морепродуктов и икры, специй, новых фруктов и разных «газировок».
Правила безопасности: никаких пищевых экспериментов, только свежая и проверенная пища.
Без пожаров, увы, новогодние каникулы тоже не обходятся. Главная причина бытовых возгораний - домашняя елка и некачественные (или оставленные без присмотра) нагревательные приборы.
Правила безопасности здесь просты и понятны, только почему их мало кто соблюдает?
1. Елку нужно украшать только электрогирляндами промышленного производства.
2. Не использовать в декоре елочных веток вату и свечи.
3. Уходя из дома, вынимать вилку елочных гирлянд из розетки и не оставлять «ДАЖЕ НА МИНУТОЧКУ» без присмотра елку с включенными гирляндами.
4. В помещении не разрешается зажигать бенгальские огни, применять хлопушки и восковые свечи. Помните, открытый огонь всегда опасен!
Правила безопасности: не будьте легкомысленны в обращении с огнем в любых его проявлениях!
Осторожно: улица!
1. В местах проведения массовых новогодних гуляний старайтесь держаться подальше от толпы, во избежание получения травм.
2. Если вы поехали на новогоднее представление с родителями, ни в коем случае не отходите от них далеко, т.к. при большом скоплении людей легко затеряться.
3. Подчиняться законным предупреждениям и требованиям администрации, полиции и иных лиц, ответственных за поддержание порядка, пожарной безопасности.
4. Вести себя уважительно по отношению к участникам массовых мероприятий, обслуживающему персоналу, должностным лицам, ответственным за поддержание общественного порядка и безопасности.
5. Не допускать действий, способных создать опасность для окружающих и привести к созданию экстремальной ситуации.
6. Осуществлять организованный выход из помещений и сооружений по окончании мероприятий.
7. При получении информации об эвакуации действовать согласно сотрудников, ответственных за обеспечение порядка, соблюдая спокойствие и не создавая паники.
8. Еще одна причина новогодних проблем связана с пиротехникой.
Посмотрите, там и тут
В небе плещется салют…
Здорово, конечно,
Если всё успешно.
Но опасность на пути
Стережёт – не обойти!
Если что пойдёт не так,
Если в фейерверке брак,
Или прочь не отбежали,
Иль в окно кому попали,
В общем, столько тут вопросов!
Не пускай салют без спроса!
Хочешь ты салют устроить?
Хорошо, не станем спорить,
Только, чтоб не пострадать
Нужно в помощь взрослых звать!
Фейерверк, самое невероятное и красивое зрелище. Когда две стихи: огонь и воздух - сходятся воедино. Прогресс сделал доступным это «маленькое чудо» для каждого. Но главное, не забывать, что шутки с огнем плохи, и всегда соблюдать правила безопасности.
Нельзя носить пиротехнические изделия в карманах.
Нельзя приносить и использовать пиротехнические изделия при проведении школьных новогодних мероприятий.
Нельзя разбирать пиротехнические изделия и подвергать их механическим воздействиям.
Располагайте пиротехнику вдали от нагревательных приборов и при этом, помните, что пиротехнические изделия боятся сырости, и это может отразиться на их работе.
Пиротехнику можно использовать только в присутствии родителей.
С Новым годом поздравляем!
Счастья всей душой желаем!
Чтоб прожить Вам этот год
Без печали и забот.
Чтоб с успехом Вам трудиться,
А на праздник - веселиться,
И удачи Вам в делах,
И улыбок на устах.
Консультация для родителей «Зачем детям верить в Деда Мороза?»
С первым снегом, метелями и вьюгами все чаще мы слышим рассказы и мечты о грядущем празднике, любимым и малышами, и взрослыми - Новый год. Ну и какой же новый год без Деда Мороза? Ведь для ребенка в новогоднем праздника самое главное это добрый Дедушка Мороз! Малыши "пишут" письма дедушке, а мы.... а мы стараемся исполнить их заветные мечты.
А для чего ребёнку нужна сказка про Деда Мороза? Предлагаю Вашему вниманию несколько весомых причин в пользу этого.
Причина первая: вера в чудо!
Сказка про Дедушку Мороза - это вера в чудо, где всегда добро побеждает зло. Ведь Дед Мороз приносит всем подарки, несмотря на их капризы и непослушание. То, что ребенок "пишет письмо" Деду Морозу, а потом находит свой заветный подарок под ёлкой, учит кроху верить в чудо. С годами эта вера уходит глубоко в подсознание.
И даже поняв в определенном возрасте, что Деда Мороза не существует, механизм веры в чудо уже сформирован. Вы спросите, зачем же он нужен? Да затем ,что у каждого в жизни бывают события, когда сам человек не может надеяться на себя, а может надеяться только на чудо (например, неразделенная любовь или тяжелая болезнь, когда медицина уже бессильна помочь). И Если эта самая вера в чудо, которая закладывается в нас в раннем возрасте, не сформирована, то пережить такое событие в жизни не так-то просто, психика может просто не справиться.
Причина вторая: в воспитательных целях.
Конечно же можно придумать несколько хитростей, чтобы вера в Деда Мороза носила еще и воспитательный характер. Например, прежде, чем вызвать Деда Мороза, можно написать крохе письмо от доброго дедушки с самого Севера: "Ты молодец, в этом году научился тому-то и тому-то.... Поэтому получай такие подарки... НО еще я видел, что ты еще не очень хорошо делаешь....(заметим: ни в коем случае не критикуйте ребенка, не пишите, что он что-то делает плохо, какие-то плохие поступки, иначе ребенок может попросту замкнуться). Я очень надеюсь, что в следующем году ты научишься делать это лучше всех (хорошо/отлично...)".
Вот так, проявив, немного фантазии, вы можете сообщить детям о том, что "Хорошо", а что "Плохо".
Однако, многие родители в воспитательных целях "спекулируют" подарками от Деда Мороза. Когда ребенок много шалит, не слушается, капризничает, они говорят: "Вот как? тогда Дедушка Мороз ничего тебе не принесёт! Хорошие детки получат подарки, а ты нет!" Детские психологи так говорить не советуют. Дед Мороз - это великодушный сказочный персонаж, добрый даже к своим сказочным врагам. Такими стараниями добрый дедушка превращается для ребенка в новогоднее пугало, прихода которого ребенок уже не ждет с нетерпением, а попросту боится. Справляйтесь с поведение ребенка другими способами, чтобы не испортить малышу ни ожидание праздника, ни сам праздник.
Причина третья: это просто и увлекательно!
Новогодний антураж, ожидание праздника и веры в чудо, предпраздничное настроение - это всегда весело, задорно и очень увлекательно. Если ребенок напишет письмо Деду Морозу, то мечта о заветном подарке буде согревать его до самой новогодней ночи. Кроме того, написание письма Деду морозу для дошкольника - это великий труд.
А долгожданный приход Деда Мороза? В Детском саду дети учат стихи для доброго дедушки, готовят для него песни, танцы. А с приходом, делятся с ним своими сокровенными мыслями и мечтами.... В любом случае, это событие остается на долгое время в нашей памяти. Тем более, что в настоящее время нам доступны такие услуги, как вызов Деда Мороза на дом.
А с каким замиранием сердца, утром 1 января, дети бегут к новогодней елке, чтобы наконец-то получить то, чего ждал так долго и в очередной раз убедиться, что добрый дедушка снова исполнил их заветные мечты... Вера детей в доброго Дедушку Мороза воспитывает в них искренность в общении, развивает у них воображение и символическое восприятие мира.
Причина четвертая: здоровье!
Вы когда-нибудь замечали, что перед новогодними праздниками и во время самих праздников, Ваши дети реже заболевают? А ведь все очень просто: подготовка к празднику, предпраздничное настроение, ожидание чуда, радость общения создают в доме хорошую эмоциональную атмосферу. В свою очередь, медики, психологи и педагоги не раз замечали, что хороший эмоциональный и гармоничный фон, благотворно влияет не только на психическое, но и на физическое здоровье. Ощущение счастья, радости и праздника улучшают эмоциональный фон человека и благотворно влияют на иммунитет и здоровье ребёнка.
Беседа: «О соблюдении правил безопасности при встрече Нового года»
Каждому хочется сделать праздник красочным и красивым. Нет ничего проще. Фейерверки, петарды и другие пиротехнические изделия позволят реализовать ваши желания.
Правила безопасности очень просты и заключаются в следующем:
1. Натуральные елки имеют свойство высыхать при длительном пребывании в помещении и вспыхивают от легкой искры. Готовясь к празднику, устанавливайте «лесную красавицу» на устойчивом основании и так, чтобы ветви не касались стен, потолка и находились на безопасном расстоянии от электроприборов и бытовых печей.
2. Помните, что зажигать на ней свечи, бенгальские огни и украшать её легковоспламеняющимися игрушками запрещается.
3. Электрические гирлянды должны быть только заводского изготовления. Перед включением необходимо тщательно проверить и убедиться в их полной исправности.
4. Будьте внимательны при использовании пиротехнических изделий. Ознакомьтесь с инструкцией завода изготовителя.
5. Приобретайте пиротехнические изделия только в магазинах, имеющих разрешение на их реализацию.
6. Выбирайте только лицензированную продукцию, снабжённую инструкцией на русском языке.
7. Ни при каких обстоятельствах не позволяйте детям самостоятельно использовать пиротехнические изделия без взрослых.
8. Категорически запрещено устраивать праздничный фейерверк на балконах.
9. Проявить повышенную осторожность необходимо и при использовании бенгальских огней. Палочку с бенгальским огнем нужно держать в вытянутой руке и не подносить к одежде, глазам и натуральной елке.
Одно из основных условий безопасности Новогоднего праздника – уделите детям как можно больше времени для разъяснения правил противопожарной безопасности и ни в коем случае не оставляйте их без должного родительского контроля. Счастливого Вам Нового года!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательно-творческий групповой проект "Сказки А.С.Пушкина"
Искусство слова – одно из мощных средств воспитания чувств, поэтому очень важно научить детей понимать и любить книги. В книгах можно найти ответы на все вопросы, которые возникают в жизни каждого, да...
ПРОЕКТ «НОВОГОДНЯЯ СКАЗКА» (творческий проект)
Проект осуществляется внутри ДО, в контакте с родителями воспитанников. Социализация ребенка – сложный многогранный процесс, требующий от окружающих взрослых создания благоприятных ...
Познавательно-творческий педагогический проект «Новогодний калейдоскоп»
матодическое пособие...
Познавательно-творческий групповой проект "Из сказки в сказку"
ПОЗНАВАТЕЛЬНОТВОРЧЕСКИЙЙ ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ "Из сказки в сказку" для детей старшего дошкольного возраста...
«По дороге в сказку» (познавательно – творчески - исследовательский проект)
Сказка – древнейший жанр устного народного творчества. Сказка учит детей жить, вселяет в них оптимизм, веру в торжество добра и справедливости, так как за фантастикой и вымыслом скрываются реаль...
Краткосрочный, познавательно - творческий, развивающий проект в старшей группе. (один месяц) «Сказки дедушки Корнея»
Актуальность.В наше время у детей отсутствует интерес к чтению художественной литературы.А ведь именно художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человечески...
Познавательно-творческий проект «Новогодняя сказка»
Новый год – это, пожалуй, самый замечательный праздник, которого с нетерпением ждут не только дети, но и взрослые. Это время подарков, исполнения желаний и настоящего волшебства....