«По дороге в сказку» (познавательно – творчески - исследовательский проект)
проект (старшая группа)
Сказка – древнейший жанр устного народного творчества. Сказка учит детей жить, вселяет в них оптимизм, веру в торжество добра и справедливости, так как за фантастикой и вымыслом скрываются реальные человеческие взаимоотношения. Русская народная сказка имеет огромное воспитательное значение, поэтому на сегодняшнем этапе жизни современного общества данная тема актуальна.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_pomazova_v.yu_.docx | 29.49 КБ |
Предварительный просмотр:
«По дороге в сказку» (познавательно – творчески - исследовательский проект)
Автор – составитель проекта:
Помазова Валентина Юрьевна, воспитатель
первой квалификационной категории
МБДОУ «ЦРР ДС №18 «Теремок»
Тема проекта: «По дороге в сказку»
Участники проекта: воспитанники средней группы «Хрусталик», родители (законные представители), педагог ДО по ИЗО, педагог - психолог.
Место реализации проекта:
МБДОУ « Центр развития ребенка - детский сад № 18 «Теремок»
Тип проекта: групповой, познавательно-творческий проект.
Продолжительность проекта: три недели
Образовательные области: познание, коммуникация, художественно – эстетически - творческое.
Форма итогового мероприятия: СОД на тему «Путешествие по русским народным сказкам», презентация проекта ««По дороге в сказку»
Актуальная проблема проекта: дети среднего дошкольного возраста стали меньше интересоваться книжными изданьями, так как электронные носители и средства массовой информации вытесняют книгу.
Актуальность темы проекта: огромной любовью пользуется у детей дошкольного возраста именно сказка, так как детям свойственно верить в чудеса, волшебство. Сказка – древнейший жанр устного народного творчества. Сказка учит детей жить, вселяет в них оптимизм, веру в торжество добра и справедливости, так как за фантастикой и вымыслом скрываются реальные человеческие взаимоотношения.
Русская народная сказка имеет огромное воспитательное значение, поэтому на сегодняшнем этапе жизни современного общества данная тема актуальна.
Гипотеза: русская народная сказка обладает преимуществом над другими воспитательными приемами. Это своего рода нравственный кодекс народа, их героика – это хотя и воображаемые, но примеры истинного поведения честного человека, умеющего постоять за свое достоинство.
Сказка играет важнейшую роль в развитии воображения – способности, без которой невозможна ни умственная деятельность ребенка в период дошкольного и школьного обучения, ни любая творческая деятельность взрослого. Сказки прививают познавательный интерес к чтению художественной литературы.
Цель проекта: приобщать детей к художественной литературе, формировать у них запас литературных художественных впечатлений, прививать познавательный интерес к театральной деятельности, раскрывать ценности совместного творчества детей и их родителей (законных представителей).
Задачи (для детей):
- знакомить с видами сказочных произведений;
- учить узнавать персонажи знакомых сказок (знать название сказки, пересказывать содержание, высказывать свое отношение к героям сказки);
- закреплять умения использовать средства выразительности (позы, жесты, мимику, интонации, движения), разные виды театров (би-ба-бо, пальчиковый, театр картинок, кукольный);
-совершенствовать навыки самостоятельно выбирать сказку для постановки, драматизации, распределять между собой обязанности и роли;
-развивать творческую самостоятельность, художественно - эстетический вкус детей в организации театрализованных игр, в создании и передаче образов, отчетливость произношения, традиции семейного чтения;
- воспитывать партнерские отношения между детьми, коммуникативные качества, создавать радостный эмоциональный настрой, поощрять творческую инициативу.
Задачи (для родителей):
- создание в семье благоприятных условий для развития детей, с учетом приобретенного опыта в детском саду;
- развитие совместного творчества родителей и детей;
- развивать у родителей (законных представителей) способность видеть в ребенке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу;
- заинтересовать родителей (законных представителей) жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней.
Содержание проекта строится на принципах:
- основополагающий принцип – принцип развивающего обучения, ориентированный на потенциальные возможности детей, формирование способностей, интересов, склонностей, положительных взаимоотношений между детьми;
-принцип обогащения мотивации речевой деятельности;
-принцип наглядности – «золотое правило дидактики» основная информация усваивается детьми через зрительно - слуховое восприятие;
-принцип систематичности и последовательности предполагает усвоение материала идет в определенном порядке, системе;
-принцип коммуникативно-деятельного подхода к развитию связной речи;
-принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема материала с уровнем развития, подготовленности детей дошкольного возраста;
- принцип взаимосвязи сенсорного, умственного, речевого развития детей;
-принцип интегративности – приобщение к миру художественной литературы, искусства, фольклора, музыки;
-принцип связи с реальностью – осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед детьми некий жизненный урок;
- принцип осознанности предполагает осознание причинно-следственных связей в развитии сюжета;
-принцип поиска ассоциаций – это вопросы «провокаторы», с помощью которых педагог учит детей находить выход из проблемной ситуации, развивает воображение и фантазию детей;
- принцип контрастного сопоставления – предлагает анализировать поведение и поступки других детей по алгоритму добро – зло, хорошо – плохо
Обеспечение: сборники русских народных сказок, иллюстрации к сказкам, художественная литература, репродукции картин, рисунков, фотографии, аудиозаписи классической музыки композитора Н.А. Римского-Корсакова, Камиль Сен-Санса, А.С. Грибоедова; методическая литература.
Предполагаемые результаты проекта:
-проявлять любовь к русским народным сказкам и театральной деятельности;
-знать, называть прочитанные сказки (тексты), персонажей, мораль;
- знать различные виды театров и уметь показывать их;
- уметь использовать различные средства выразительности;
- самостоятельно выбирать сказку, проводить предварительную работу к ее показу, вживаться в свою роль.
-развитие интереса к русской литературе фолклору;
-развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков;
- совершенствование звукопроизношения, выразительности, связной речи детей;
- содействие творческому развитию детей;
- развитие эмоциональной отзывчивости;
- гармонизация отношений между взрослыми и детьми.
Продукт проектной деятельности:
-изготовление пальчикового кукольного театра «Петушок и бобовое зёрнышко», «Лиса, заяц и петух», «Маша и медведь», «Кот, петух и лиса», «Волк и семеро козлят», «Кривая уточка», Коза-дереза», «Гуси-лебеди», «Теремок», «Колосок», «Зимовье», «Репка»;
- рисунки, поделки, работы по аппликации по сказкам;
- участие в конкурсном движении в данном направлении
Пути реализации проекта:
I этап Подготовительно - моделирующий |
Педагог: определение темы проекта. Написание плана движения к поставленной цели, который обсуждается с родителями и с детьми. Сбор информации, методической, художественной литературы, дополнительного материала. Использование ИКТ, подбор научной литературы журналов, газет, иллюстративного материала, художественной литературы, пословиц, поговорок. Изучение опыта работы педагогов по данной тематике. Обработка информационного материала. Пополнение развивающей предметно-пространственной среды. Выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта. Оформление наглядной агитации для родителей (законных представителей) с целями, задачами, тематикой проекта. Опрос родителей (законных представителей), детей о том, какие книги дома читают, есть ли в домашней библиотеке русские народные сказки. Подготовка консультаций для родителей (законных представителей): «Читайте детям сказки», Волшебные «мамины сказки», «Роль русской народной сказки в воспитании детей дошкольного возраста», «Воспитание сказкой». |
Дети: Вхождение в проблему «Чему нас учат сказки? » через совместно-организованную деятельность, игровую ситуацию и дидактические игры. Вживание в игровую ситуацию. Принятие задачи цели познавательно - творческого проекта «По дороге в сказку» Дополнение задач проекта «По дороге в сказку». |
Родители (законные представители): Знакомятся через наглядную агитацию с темой, целью, задачами познавательно - творческого проекта «По дороге в сказку». Знакомятся с тематикой заданий, которые предлагает педагог (иллюстрации к русским народным сказкам (по их выбору); изготовление (приобретение) Театра пальчикового по сказке «Теремок» и другим) и определяются с темой своего выбора. Принятие родителями (законные представители) задач, стоящих перед реализацией проекта, дополнение содержания проекта, исходя из своих возможностей. |
II этап Основной деятельностно – ориентированный |
ОО «Познание»: викторина по математике «Герои сказок в цифрах». ОО «Коммуникация»: провести с детьми беседы на темы: «Моя любимая сказка», «Мой любимый сказочный герой». Проведение викторины «Ах, уж эти сказки!». Составление картотек с речевым материалом по сказкам. Проведение коммуникативных игр: «Кто чем приметен», «Путаница». ОО «ЧХЛиФ»: СОД на тему «Путешествие по русским народным сказкам». Прослушивание в аудио сказок согласно рекомендациям ООП ДО. Чтение произведений: «Петушок и бобовое зёрнышко», «Лиса, заяц и петух», «Маша и медведь», «Кот, петух и лиса», «Волк и семеро козлят», «Кривая уточка», Коза-дереза», «Гуси-лебеди», «Теремок», «Колосок», «Зимовье», «Репка»; «Крошечка - Хаврошечка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» и других. ОО «Физкультура»: Проведение подвижных игр: «Гуси – лебеди», «Два мороза», «У медведя во бору», «Палочка выручалочка», «Хитрая лиса», «Рыбак и рыбки», «Дети и волк», «Зайцы и медведь», «Волки и ягнята», «Ванюша и лебеди», «Волк и поросята». ОО «Здоровье»: Выпуск ЭКО газеты для родителей «Природа в народной сказке». ОО «Безопасность»: СОД «Уроки безопасности от Колобка», «Уроки безопасности с Мудрой тётушкой Совой». ОО «Труд»: Проведение СОД используя технику Оригами «Лиса», «Заяц». Ручной труд из природного и бросового материалов по мотивам русских народных сказок. ОО «Социализация»: Включение дидактических игр в режимные моменты: «Назови автора сказки», «Отгадай сказку», «Из какой сказки герой?», «Чей костюм», «Кто и из какой сказки использовал данный предмет?», «Произнеси слова персонажа», «Вспомни слова героя», «Сказочное лото», «Разрезные картинки», «Составь портрет сказочного героя». Проведение тематических родительских встреч «Роль сказки в нравственно-эстетическом воспитании детей дошкольного возраста». Инсценировка (драматизация) сказок: «Колобок», «Теремок», «Колобок», «Колосок», «Три медведя», «Гуси – лебеди», и других. ОО «Музыка»: Прослушивание песен из сказок: «Волк и семеро козлят», «Три поросенка» и другие. ОО «Художественное творчество»: Оформление выставок поделок и рисунков «В гостях у сказки». Рисование героев сказок «Курочка Ряба»; сюжетное рисование «Три медведя». Лепка героев и сюжетов сказок «Заюшкина избушка», «Маша и медведь». Аппликации к сказкам «Заюшкина избушка» и др. |
Участие: в викторине «Герои сказок в цифрах», «Ах уж эти сказки»; в беседах на заданные темы; в СОД; прослушивание аудио сказок; слушание художественных произведений; самостоятельные игры детей с «Разрезными картинками», «Составь портрет сказочного героя» и другие; участие в инсценировке; участие в выставке поделок и рисунков «В гости сказка приходи». |
Знакомятся с ЭКО газетой «Природа в народной сказке». Участие в тематической родительской встречи «Роль сказки в нравственно-эстетическом воспитании детей дошкольного возраста». Участие в выставке рисунков и поделок «В гостях у сказки» Участие в конкурсном движении по данной тематике. |
III этап «Заключительный» |
Изготовление героев к пальчиковому театру «Теремок» родителями. Порекомендовать родителям вместе с детьми проиллюстрировать одну из русских народных сказок. Оформление выставки «По дорогам русских сказок» Оформление и пополнение книжного уголка сказками разных жанров. Организация выставки книг «Сказки моего детства» Организация выставок рисунков и поделок «В гостях у сказки». |
Участвуют в изготовлении иллюстраций к русским народным сказкам. |
Оказание помощи в изготовлении сказочных героев к пальчиковым театрам «Теремок», «Колобок», «Колосок», «Репка» и другие. Совместно с детьми изготавливают иллюстрации к русским народным сказкам. Оказание помощи в оформлении и пополнении книжного уголка. Помощь в организации выставки книг «Сказки моего детства» |
IV этап Аналитико-диагностический |
Подготовка к презентации. Презентация. |
Продукт деятельности готовят к презентации. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности. |
Знакомятся с презентацией. Делятся впечатлениями о проекте. |
Результат проекта:
В результате совместной образовательной деятельности детей дошкольного возраста, родителей (законных представителей) дети приобщились к художественной литературе и театральной деятельности, расширили познавательный кругозор о русских народных сказках, персонажах, сформировали запас литературных впечатлений, научились сказки иллюстрировать и инсценировать.
Проект способствовал развитию и раскрытию творческих способностей детей дошкольного возраста.
Дети научились продуктивному взаимодействию друг с другом, умению слушать других и выражать свое отношение к его предложению.
Родители (законные представители) детей проявили большой интерес к чтению художественной литературы, осознали роль русской народной сказки в нравственно-эстетическом воспитании личности детей дошкольного возраста, а также стараются ежедневно находить время для чтения детям русских народных сказок по вечерам.
Проектный метод развивает познавательно – исследовательский интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.
Технология проектирования делает детей дошкольного возраста активными субъектами образовательного процесса, ведет к саморазвитию дошкольников.
Список используемой литературы
Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. М.: ТЦ Сфера, 2003.
Доронова Т.Н. Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4-6 лет: метод. Пособие для воспитателей дошкольного образовательного учреждения. Т.Н. Доронова. - 2-е изд.-М.: Просвещение,2005.
4. Кудрявцева Н.Ю. «Готовимся к празднику» Методика изготовления костюмов, кукол, декораций для детского спектакля. Москва: Школьная Пресса, 2011.
Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольного учреждения. -: М.: ТЦ «Сфера», 2001
Новиковская О.А. «Конспекты занятий по сказкам с детьми 4-5 лет».СПб.: «Паритет» 2007.
Поляк Л.Я. Театр сказок: Сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок. - СПб. «Детство-пресс», 2008.
Приложения:
Приложение №1.
Консультации для родителей «Читайте детям сказки», «Роль русской народной сказки в воспитании детей дошкольного возраста», «Воспитание сказкой»
Приложение № 2.
Картотека игр по русским народным сказкам.
Дидактические игры по русским народным сказкам:
ДИ «Чья песенка?» (закрепление знания песенок, использование их в пересказе сказок);
ДИ «Чья песенка?» (закрепление знания песенок, использование их в пересказе сказок);
ДИ «Отгадай-ка!» (учить детей отгадывать название сказки по словам – повторам, использовать их в пересказе сказки);
ДИ «Знаешь ли ты?» (воспитывать интерес, развивать быстроту реакции, выдержку, дисциплинированность).
ДИ «Узнай героя сказки по описанию» (воспитывать умение называть героя сказки по его характерным признакам, описаниям, воспитывать выдержку).
ДИ «Назови героев сказки» (учить отгадывать сказку по словам главного героя, а потом называть остальных героев сказки);
ДИ «Кто где живёт» (закрепление знания русских народных сказок «Теремок» и «Зимовье», закреплять понятия «домашние, дикие животные»);
ДИ «Расскажи сказку по иллюстрациям» (побуждать детей к пересказу знакомой сказки; создать условия для творческого самовыражения)
ДИ «Найди ошибку» (развитие внимания, восприятия, речи, учить видеть лишнего персонажа в знакомой сказке).
ДИ «Отгадай загадку» (развитие аналитико-синтетического мышления, учить детей соотносить описание сказки (или персонажа) с загадкой).
ДИ «Волшебные предметы» (закреплять знание сказок, учить видеть в сказочном волшебном предмете аналог).
ДИ «Докончи» (закрепление знание о героях сказки, использование в пересказе, словотворчестве)
ДИ «Отгадай-ка!» (учить детей отгадывать название сказки по словам – повторам, использовать их в пересказе сказки);
ДИ «Знаешь ли ты?» (воспитывать интерес, развивать быстроту реакции, выдержку, дисциплинированность).
ДИ «Узнай героя сказки по описанию» (воспитывать умение называть героя сказки по его характерным признакам, описаниям, воспитывать выдержку).
ДИ «Назови героев сказки» (учить отгадывать сказку по словам главного героя, а потом называть остальных героев сказки);
ДИ «Кто где живёт» (закрепление знания русских народных сказок «Теремок» и «Зимовье», закреплять понятия «домашние, дикие животные»);
ДИ «Расскажи сказку по иллюстрациям» (побуждать детей к пересказу знакомой сказки; создать условия для творческого самовыражения)
ДИ «Найди ошибку» (развитие внимания, восприятия, речи, учить видеть лишнего персонажа в знакомой сказке).
ДИ «Отгадай загадку» (развитие аналитико-синтетического мышления, учить детей соотносить описание сказки (или персонажа) с загадкой).
ДИ «Волшебные предметы» (закреплять знание сказок, учить видеть в сказочном волшебном предмете аналог).
ДИ «Докончи» (закрепление знание о героях сказки, использование в пересказе, словотворчестве).
СДИ «Радио» (воспитывать умение быть наблюдательным, активизировать связную речь детей).
СДИ «Вершки-корешки» (упражнять детей в классификации овощей (по принципу: что у них съедобно – корень или плоды на стебле).
Приложение №3
Настольно-печатная игра «Расколдуй сказку» (развивать у детей интеллектуальные способности, умение использовать условные заместители (символы) реальных предметов
Театрально - музыкальное развлечение «Путешествие в сказку» по мотивам русских народных сказок, сказок К.И. Чуковского (для детей среднего дошкольного возраста)
Экологическая газета для родителей «Природа в русской народной сказке»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательно-творческий, исследовательский и игровой проект «Профессия повар»
создать условия для развития творческих способностей детей, формировать познавательную активность в ходе работы. Воспитывать чувство уважения к труду взрослых, повара в детском саду, которые забо...
Познавательно-творческий групповой проект "Из сказки в сказку"
ПОЗНАВАТЕЛЬНОТВОРЧЕСКИЙЙ ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ "Из сказки в сказку" для детей старшего дошкольного возраста...
Познавательно-творческо-исследовательский проект «Дотянуться до небес» в подготовительной группе
Проект «Дотянуться до небес»Тип проекта: познавательно-творческо-исследовательскийУчастники проекта: дети 6-7 лет дошкольной группы, воспитатели, руководители доп.образования ИЗО, КИК, пси...
Познавательно - творчески - исследовательский проект «Осень, осень в гости просим!»
Актуальность: часто взрослые забывают понаблюдать с детьми, полюбоваться красотой окружающего мира живой природы, тем самым не поддерживая детскую любознательность. Забывая о том, что ранний возраст- ...
Познавательно – творческий, исследовательский проект "Ложки расписные – ложки деревянные"
Познавательно – творческий, исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста....
Познавательно – творческий, исследовательский проект «Космические дали»
. Данный проект поможет детям научиться добывать информацию из различных источников, систематизировать полученные знания, применить их в различных видах детской деятельности....
Познавательно – творческо - исследовательский ПРОЕКТ «Что за чудо-молоко?»
От него — здоровье, силаИ румянец щёк всегда.Белое, а не белила,Жидкое, а не вода!?!......