ПРОЕКТ «НОВОГОДНЯЯ СКАЗКА» (творческий проект)
проект на тему

   Проект осуществляется внутри ДО, в контакте с родителями воспитанников. Социализация ребенка – сложный многогранный процесс, требующий от окружающих взрослых создания благоприятных условий. Детский сад – первый социальный институт, с которым сталкивается семья, имеющая детей. Одной из основных задач ДО является создание условий для первого положительного опыта социализации ребенка, популяризации ответственного родительства, укреплению и развитию института материнства и отцовства, иных семейных ценностей и традиций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_novogodnyaya_skazka.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ «Школа № 842» дошкольное отделение корпус 115

Воспитатель:

Вяткина Н.В.

Панфилова О.А.

ПРОЕКТ

 «НОВОГОДНЯЯ СКАЗКА»

(творческий проект)

Введение:

Проект осуществляется внутри ДО, в контакте с родителями воспитанников. Социализация ребенка – сложный многогранный процесс, требующий от окружающих взрослых создания благоприятных условий. Детский сад – первый социальный институт, с которым сталкивается семья, имеющая детей. Одной из основных задач ДО является создание условий для первого положительного опыта социализации ребенка, популяризации ответственного родительства, укреплению и развитию института материнства и отцовства, иных семейных ценностей и традиций.

Новогодние развлечения и праздники – наиболее любимые мероприятия детей и их родителей. Подготовка к проведению новогодних мероприятий в подготовительной к школе группе – сложный многогранный процесс, требующий от окружающих взрослых создания благоприятных условий.

Новый год – самый семейный, домашний и любимый праздник. Каждый ребенок ждет от этого праздника самых интригующих моментов, волшебства и незабываемых впечатлений.

В проекте представлена целостная система взаимодействия педагогов, детей и родителей, которая позволит понять, организовать и реализовать психолого-педагогические условия, стимулирующие развитие субъектности детей дошкольного возраста. Реализация данного проекта пройдет через проектирование эффективного взаимодействия с ним, осознание важности и необходимости своих профессиональных действий и установок.

В проекте разработаны важные педагогические условия развития субъектности детей старшего дошкольного возраста по двум направлениям – взаимодействие педагога с детьми  взаимодействие педагога с родителями воспитанников.

С детьми:

- ориентация образовательного процесса на обеспечение дошкольникам личностной свободы;

- смыслопорождающая направленность воспитательно-образовательного процесса;

- открытость содержания воспитательно-образовательного процесса;

- интеграция и реализация различных образовательных областей в обучении дошкольников;

- личностно ориентированный подход к осуществлению данного процесса;

- создание предметно-пространственной среды.

С родителями:

- организация специальной подготовки семьи к осознанному регулированию детско-родительских отношений;

- перенос субъект-субъектных отношений в семейную среду.

Проект поможет проектировать и осуществлять целостный процесс повышения профессиональной компетентности специалистов ДО по важной и актуальной проблеме модернизации образования – развитию субъектных качеств ребенка на основе личностно ориентированного взаимодействия с детьми, с учетом особенностей и интересов каждого ребенка.

Основополагающие принципы:

К числу определяющих принципов, которые являются важным условием реализации целей и задач проекта, представляющих собой исходные руководящие положения при осуществлении практической деятельности вы этой сфере выделяются:

- научность, гуманизм;

- системность, преемственность и непрерывность в развитии детей, с учетом особенностей ее различных категорий;

- многообразие форм, методов, средств, используемых в целях обеспечения эффективности воспитания;

- его направленность на развитие возможностей, способностей и субъектных качеств личности на основе индивидуального подхода;

- тесная и непрерывная связь со всеми участниками педагогического процесса, в том числе и родителями воспитанников.

Принципы построения педагогического процесса:

  1. Принцип гуманизации

Предполагает умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, а также ориентироваться на понятия – взаимопонимание, взаимопомощь.

  1. Принцип дифференциации

Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний о явлениях общественной жизни, праздниках, учетом возраста и поля ребенка, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы.

  1. Принцип интегрированности

Реализуется со всеми участниками воспитательного процесса, с семьей, с родителями воспитанников.

Одним из вариантов реализации принципа интеграции в работе с семьей является «погружение» родителей в проблемную ситуацию, что позволяет объединить детей и родителей общими чувствами, переживаниями при подготовке к новогодним праздникам.

Условия развития дошкольников, его субъектных качеств, в воспитательно-образовательном процессе:

- гуманистическая ориентация образовательного процесса, предполагающая обеспечение дошкольникам личностной свободы, как возможности права выбора собственной линии поведения в воспитательно-образовательном процессе;

- смыслопорождающая направленность образовательного процесса, определяющая внутреннюю готовность ребенка к осуществлению надситуативной познавательной деятельности;  

- открытости и реализации различных образовательных областей;

- осознание  дошкольниками их личностных особенностей и проектирование их дальнейшего развития в целях становления субъектности;

- стимулирование субъектности ребенка;

- построение взаимодействия  на основе сотрудничества, взаимопомощи, согласованности действий;

- понимание, признание и принятие ребенка как полноправного партнера;

- построение субъект-субъектных отношений в различных видах деятельности (при подготовке и организации новогодних мероприятий);

- обучение проектированию, как активно-поисковой деятельности в условиях выбора.

Цель проекта

Способствовать установлению и развитию отношений партнерства и сотрудничества взрослого (педагога и родителя) с ребенком в познавательной  и творческой деятельности как основополагающего условия развития субъектности дошкольника на основе личностно ориентированного подхода.  

Объект

Развитие субъектной позиции детей в познавательной и творческой деятельности.  

Предмет

Педагогические условия, способствующие развитию субъектной позиции детей в познавательной и творческой деятельности.

Задачи проекта

Формирование:

  1. у родителей:

- адекватного отношения к родительской роли;

- умений и навыков эффективной воспитательной практики.

  1. у детей:

- позитивного отношения дошкольника к себе;

- умений и навыков конструктивного общения в процессе познавательной и творческой деятельности;

- конструктивных моделей поведения в отношениях со сверстниками и взрослыми в процессе познавательной и творческой деятельности;

- позитивного отношения к участию в организации и создании праздничной (новогодней)предметно-игровой среды самостоятельно и совместно со взрослыми.

Методы и формы

Метод игрового моделирования родительского поведения

Побуждает родителей к поиску более подходящего способа родительского поведения, упражняет в логичности и доказательности рассуждений, развивает чувство такта, способствует обогащению арсенала способов родительского поведения и взаимодействия с ребенком.

Метод игрового моделирования детского поведения

Побуждает детей к активности и самостоятельности, к проявлению субъектного поведения в детско-родительских отношениях, развивает активную жизненную позицию.

Метод продуктивной деятельности

Рисование, аппликация, лепка.

Метод игровой терапии

Театрализованная деятельность, игровые задания.

Основные блоки проекта

Информационный блок проекта:

Раскрывает конкретное содержание тех знаний, которые важно донести до участников проекта.

Развивающий блок проекта:

Формируются и закрепляются эффективные навыки взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми в процессе познавательной и творческой деятельности, развивается рефлексия, предоставляется возможность активного самосознания и познания себя и своего Я.

Этапы реализации проекта

Реализация проекта проходит в три этапа:

I этап: проектный

Первый этап проекта условлен центрацией на ребенка.

Цель: подготовка педагогических условий для реализации проекта с детьми старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Изучить научно-практический опыт по теме проекта.

2.Разработать, обсудить и утвердить проект, способствующий установлению и развитию отношений партнерства и сотрудничества взрослого с детьми как основополагающего условия развития субъектных качеств дошкольника.

3. Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации проекта.

II этап: практический

Второй этап проекта условлен центрацией на взаимоотношения с ребенком.

Цель: реализация проекта по установлению и развитию отношений партнерства и сотрудничества взрослого и детей как основополагающего условия развития субъектных качеств дошкольника.

Задачи:

1. Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы психолого-педагогического воздействия на детей группы.

2. Разработать конспекты мероприятий по разным видам деятельности, направленных на реализацию проекта.

3. Разработать систему педагогической работы с родителями воспитанников с целью реализации проекта.

4. Проводить мониторинг реализации проекта.

III этап: аналитический

Третий этап проекта условлен центрацией на самой личности педагога. Особое внимание в ходе реализации проекта уделяется планированию образовательного процесса, интеграции образовательных областей.

Цель: проанализировать итоги реализации проекта

Задачи:

1. Обобщить и представить результаты работы в ДО.

2. Скорректировать работу по реализации проекта.

3. Спланировать работу на следующий период.

Проект носит обобщенный характер, но в большей степени подходит для детей и родителей старшего дошкольного возраста. Участвуя в группе наравне со взрослыми, дошкольники становятся более самостоятельными, ответственными, проявляя активность, учатся отстаивать собственное мнение, выбирать собственную позицию в отношениях со сверстником и взрослым.

В реализации проекта важно учитывать возрастные,  интеллектуальные, личностные особенности детй и родителей.  

Актуальность проекта

Какие проблемы решает проект

        Идея становления субъектности ребенка в воспитательно-образовательном процессе заключается в том, что ребенок рассматривается как носитель активности, индивидуального, субъектного опыта, он стремится к раскрытию, реализации и развертыванию своих внутренних потенциалов. Задача взрослых (педагогов, родителей) заключается в том, чтобы, создавая соответствующие педагогические условия, помочь ребенку осознать потребность в самосознании, инициировать самодвижение, устремленность к самосовершенствованию.

        Понимание и объяснение ребенка как субъекта детской деятельности, признавая право ребенка на активность и инициативность – важная задача современного ДОУ и семьи.  Воспитание дошкольника как субъекта детской деятельности и поведения должно быть организовано по-новому, нетрадиционно, что позволяет ребенку приобретать универсальные культурные способы действий (умения), универсальные компетентности, помогающие ему действовать, во всех обстоятельствах жизни и деятельности.

        Чтобы содержание воспитательно-образовательного процесса в условиях ДО было ориентированно на процесс понимания ребенком самого себя, своей субъектности, в профессиональных ценностях педагога должно произойти смещение акцента с методического творчества на творчество личностное. Это значит, что педагог должен создавать такие условия, когда внешние стимулирующие факторы перемещаются внутрь ребенка, происходит не «развивание» извне, а самостоятельное управление собственным развитием.

        Развитие субъектности как личностного качества побуждает ребенка к активному, осознанному, инициативному и творческому взаимодействию с окружающими, самостоятельному разрешению возникающих проблем этого взаимодействия, что обеспечивает дошкольнику возможность поиска новых способов поведения в различных ситуациях жизнедеятельности.

Актуальность данного проекта обусловлена современной реформой образования, которая требует создания оптимальных условий для развития активной, инициативной, самостоятельной, умеющей ориентироваться в информационном пространстве личности, способной реализовывать свой творческий потенциал в условиях реальной жизнедеятельности.

 

Специфика проекта

Эффективность проекта во многом зависит от степени принятия участниками группы четырех основных принципов:

- безусловное принятие каждого ребенка группы;

- уважение мнения каждого ребенка;

- принятие педагогом и родителем творческих идей ребенка;

- активное участие в совместной творческой деятельности всех участников образовательного процесса.

Содержание проекта

(ПЛАН РАБОТЫ ВЯТКИНОЙ Н.В. ,ПАНФИЛОВОЙ О.А.)

Оценка эффективности реализации проекта

Оценка результативности реализации проекта осуществляется на основе использования системы объективных критериев и показателей, представленных качественными и количественными параметрами.

1. Активность:

- позиция ребенка в отношениях со сверстниками и взрослыми (педагог, родитель);

- направленность преобразований в совместной деятельности в группе сверстников.

2. Осознанность:

- уровень понимания особенностей отношений в группе сверстников и со взрослыми;

- уровень понимания своих возможностей в познавательной и творческой деятельности.

3. Креативность (творческость):

- привнесение в ситуацию совместной деятельности новых элементов, которые вносят изменения в творческий процесс.

4. Рефлексивность:

- критичность мышления;

- осознанность осуществляемой деятельности.

5. Познавательное отношение к миру:

- познавательный интерес;

- потребность в реализации познавательных возможностей;

- готовность к познавательному риску.

6. Готовность действовать в неопределенной ситуации:

- положительная эмоциональная реакция на новизну и неопределенность;

- настойчивость в преодолении трудностей.

Методическое обеспечение

Методическая оснащенность:

Методическая литература, периодика;

Аудио, видео, СD ; методические разработки КТД различных направлений.

Отбор педагогических приемов и средств с учетом возрастных, интеллектуальных, эмоциональных особенностей участников проекта.

Сотрудничество всех участников воспитательно-образовательного процесса.

Материально-техническая база

Музыкальный зал, группа ДО, медиотека, библиотека, технические средства, видео, фотоматериалы и т.д.

Механизм реализации проекта

Организационное сопровождение проекта осуществляет воспитатель, который выполняет функции:

- содействует информационному обеспечению проекта, конкретных мероприятий, предусмотренных проектом;

- привлекает других специалистов ДО к реализации проекта;

- разрабатывает планы мероприятий (с указанием конкретных работ по выполнению проекта, необходимых затрат по каждому мероприятию и источников их финансирования), организует  их реализацию, подводит итоги их проведения, осуществляет аналитическую и мониторинговую деятельность.

Степень охвата целевой аудитории

Участниками проекта являются дети, родители и семьи воспитанников, педагоги ДО.

География проекта

Дошкольное отделение

Описание проекта

Смотреть приложение.

Ожидаемые результаты

        Таким образом, одной из главных задач воспитательно-образовательной деятельности ДОР является реализация ФГОС ДО, где большое внимание уделяется развитию субъектной позиции дошкольников.

        Решающую роль в формировании субъектности играют детско-взрослые отношения в процессе различных видов деятельности. Организация воспитательно-образовательного процесса в субъект-субъектной парадигме, где основное внимание уделяется осознанному регулированию процессов социализации и индивидуализации воспитания ребенка, педагогической поддержке чувства самоценности дошкольника, развитию его субъектности, основными показателями которой являются активность, осознанность, творческость.

Реализация проекта позволит удовлетворить потребности ребенка дошкольного возраста в полноценном развитии как личности, как субъекта, поможет войти в современный мир, приобщиться к его ценностям через построение взаимодействия на взаимопомощи, согласованности действий с окружающими, понимание, признание и принятие другого человека как полноценного партнера, построения субъект-субъектных отношений в различных видах деятельности.

Будут созданы оптимальные условия для социально-личностного развития ребенка, в которых:

- у ребенка формируется целостный положительный взгляд на окружающий мир и место в этом мире человека;

- содержание НОД выстраивается на близком, понятном для ребенка материале, поэтому проходит легче;

- дети включены в разные виды деятельности, способствующие развитию субъектных качеств, формированию различных умений (познавательных, речевых, практических) и развитию познавательного отношения к миру;  

- обобщается социальный опыт ребенка, опыт коммуникативного взаимодействия с окружающими, со взрослыми;

- у детей формируется целостная картина мира.

Реализация проекта позволит удовлетворить потребности родителей в предоставлении качественных образовательных услуг, в создании в детском саду условий для развития личностного потенциала ребенка;

- возрастает авторитет ДО среди родителей, степень удовлетворенности работой ДО;

- реализация проекта будет способствовать включению родителей в образовательный процесс (привлечение родителей к проведению различных детско-взрослых мероприятий, к обогащению предметно-пространственной среды);

- участие семьи в реализации проекта будет способствовать созданию благоприятной обстановки в группе, снизит детскую тревожность, повысит самооценку воспитанников, позволит применять индивидуальный, личностно ориентированный подход;

- участие семьи в мероприятиях проекта будет способствовать оптимизации внутрисемейных отношений, решит задачу обучения детей и родителей взаимопринятию, взаимопониманию, конструктивному взаимодействию, включат ребенка и его семью в культурные ценности общества.

Реализация проекта позволит удовлетворить потребности педагогов и руководителей ДО в повышении профессионального уровня и квалификации.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Новогодняя сказка"

Аннотация      Проект ориентирован на изучение свойств воды в зимнее время года.      Проект позволит расширить представления о воде, умение определят...

Проект "Новогодняя сказка" (для детей младшей группы)

Новый год — это самый любимый праздник у нас в стране. Его любят и взрослые и дети.  Проект  «Новогодняя сказка» позволит: познакомить детей с традициями празднования Нового года; ...

Проект "Новогодняя сказка"

Актуальность:·         Проект разработан для воспитания у подрастающего поколения нравственности, чувств любви и привязанности к своей культуре, своему народу ч...

Проект "Новогодняя сказка"

Проект "Новогодняя сказка" был реализован в декабре 2014 года во второй младшей группе. Вызвал большой интерес у детей и родителей. Надеюсь, будет кому-то полезен....

Проект "Новогодняя сказка"

данный проект реализован с детьми 5-6 лет, необычный, креативный, созданный детьми и родителями. Предназначен  для педагогов в преддверии Нового года.  Проект основан на методе морфологическ...

«В гостях у сказки» Творческий проект по духовно – нравственному воспитанию для детей младшего дошкольного возраста

Данный проект направлен на формирование познавательных процессов и социальную адаптацию детей младшего дошкольного возраста, а также является средством гуманнизации воспитательного процесса поср...

Проект «Новогодняя сказка своими руками»

Цель:• развивать творческие способности;      • повысить интерес к истории страны;• приобщить к народной культуре.Задачи:• способствовать умение детей создавать художеств...