ПРОЕКТ «НОВОГОДНЯЯ СКАЗКА» (творческий проект)
проект на тему
Проект осуществляется внутри ДО, в контакте с родителями воспитанников. Социализация ребенка – сложный многогранный процесс, требующий от окружающих взрослых создания благоприятных условий. Детский сад – первый социальный институт, с которым сталкивается семья, имеющая детей. Одной из основных задач ДО является создание условий для первого положительного опыта социализации ребенка, популяризации ответственного родительства, укреплению и развитию института материнства и отцовства, иных семейных ценностей и традиций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_novogodnyaya_skazka.doc | 73 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ «Школа № 842» дошкольное отделение корпус 115
Воспитатель:
Вяткина Н.В.
Панфилова О.А.
ПРОЕКТ
«НОВОГОДНЯЯ СКАЗКА»
(творческий проект)
Введение:
Проект осуществляется внутри ДО, в контакте с родителями воспитанников. Социализация ребенка – сложный многогранный процесс, требующий от окружающих взрослых создания благоприятных условий. Детский сад – первый социальный институт, с которым сталкивается семья, имеющая детей. Одной из основных задач ДО является создание условий для первого положительного опыта социализации ребенка, популяризации ответственного родительства, укреплению и развитию института материнства и отцовства, иных семейных ценностей и традиций.
Новогодние развлечения и праздники – наиболее любимые мероприятия детей и их родителей. Подготовка к проведению новогодних мероприятий в подготовительной к школе группе – сложный многогранный процесс, требующий от окружающих взрослых создания благоприятных условий.
Новый год – самый семейный, домашний и любимый праздник. Каждый ребенок ждет от этого праздника самых интригующих моментов, волшебства и незабываемых впечатлений.
В проекте представлена целостная система взаимодействия педагогов, детей и родителей, которая позволит понять, организовать и реализовать психолого-педагогические условия, стимулирующие развитие субъектности детей дошкольного возраста. Реализация данного проекта пройдет через проектирование эффективного взаимодействия с ним, осознание важности и необходимости своих профессиональных действий и установок.
В проекте разработаны важные педагогические условия развития субъектности детей старшего дошкольного возраста по двум направлениям – взаимодействие педагога с детьми взаимодействие педагога с родителями воспитанников.
С детьми:
- ориентация образовательного процесса на обеспечение дошкольникам личностной свободы;
- смыслопорождающая направленность воспитательно-образовательного процесса;
- открытость содержания воспитательно-образовательного процесса;
- интеграция и реализация различных образовательных областей в обучении дошкольников;
- личностно ориентированный подход к осуществлению данного процесса;
- создание предметно-пространственной среды.
С родителями:
- организация специальной подготовки семьи к осознанному регулированию детско-родительских отношений;
- перенос субъект-субъектных отношений в семейную среду.
Проект поможет проектировать и осуществлять целостный процесс повышения профессиональной компетентности специалистов ДО по важной и актуальной проблеме модернизации образования – развитию субъектных качеств ребенка на основе личностно ориентированного взаимодействия с детьми, с учетом особенностей и интересов каждого ребенка.
Основополагающие принципы:
К числу определяющих принципов, которые являются важным условием реализации целей и задач проекта, представляющих собой исходные руководящие положения при осуществлении практической деятельности вы этой сфере выделяются:
- научность, гуманизм;
- системность, преемственность и непрерывность в развитии детей, с учетом особенностей ее различных категорий;
- многообразие форм, методов, средств, используемых в целях обеспечения эффективности воспитания;
- его направленность на развитие возможностей, способностей и субъектных качеств личности на основе индивидуального подхода;
- тесная и непрерывная связь со всеми участниками педагогического процесса, в том числе и родителями воспитанников.
Принципы построения педагогического процесса:
- Принцип гуманизации
Предполагает умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, а также ориентироваться на понятия – взаимопонимание, взаимопомощь.
- Принцип дифференциации
Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний о явлениях общественной жизни, праздниках, учетом возраста и поля ребенка, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы.
- Принцип интегрированности
Реализуется со всеми участниками воспитательного процесса, с семьей, с родителями воспитанников.
Одним из вариантов реализации принципа интеграции в работе с семьей является «погружение» родителей в проблемную ситуацию, что позволяет объединить детей и родителей общими чувствами, переживаниями при подготовке к новогодним праздникам.
Условия развития дошкольников, его субъектных качеств, в воспитательно-образовательном процессе:
- гуманистическая ориентация образовательного процесса, предполагающая обеспечение дошкольникам личностной свободы, как возможности права выбора собственной линии поведения в воспитательно-образовательном процессе;
- смыслопорождающая направленность образовательного процесса, определяющая внутреннюю готовность ребенка к осуществлению надситуативной познавательной деятельности;
- открытости и реализации различных образовательных областей;
- осознание дошкольниками их личностных особенностей и проектирование их дальнейшего развития в целях становления субъектности;
- стимулирование субъектности ребенка;
- построение взаимодействия на основе сотрудничества, взаимопомощи, согласованности действий;
- понимание, признание и принятие ребенка как полноправного партнера;
- построение субъект-субъектных отношений в различных видах деятельности (при подготовке и организации новогодних мероприятий);
- обучение проектированию, как активно-поисковой деятельности в условиях выбора.
Цель проекта | Способствовать установлению и развитию отношений партнерства и сотрудничества взрослого (педагога и родителя) с ребенком в познавательной и творческой деятельности как основополагающего условия развития субъектности дошкольника на основе личностно ориентированного подхода. |
Объект | Развитие субъектной позиции детей в познавательной и творческой деятельности. |
Предмет | Педагогические условия, способствующие развитию субъектной позиции детей в познавательной и творческой деятельности. |
Задачи проекта | Формирование:
- адекватного отношения к родительской роли; - умений и навыков эффективной воспитательной практики.
- позитивного отношения дошкольника к себе; - умений и навыков конструктивного общения в процессе познавательной и творческой деятельности; - конструктивных моделей поведения в отношениях со сверстниками и взрослыми в процессе познавательной и творческой деятельности; - позитивного отношения к участию в организации и создании праздничной (новогодней)предметно-игровой среды самостоятельно и совместно со взрослыми. |
Методы и формы | Метод игрового моделирования родительского поведения Побуждает родителей к поиску более подходящего способа родительского поведения, упражняет в логичности и доказательности рассуждений, развивает чувство такта, способствует обогащению арсенала способов родительского поведения и взаимодействия с ребенком. Метод игрового моделирования детского поведения Побуждает детей к активности и самостоятельности, к проявлению субъектного поведения в детско-родительских отношениях, развивает активную жизненную позицию. Метод продуктивной деятельности Рисование, аппликация, лепка. Метод игровой терапии Театрализованная деятельность, игровые задания. |
Основные блоки проекта | Информационный блок проекта: Раскрывает конкретное содержание тех знаний, которые важно донести до участников проекта. Развивающий блок проекта: Формируются и закрепляются эффективные навыки взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми в процессе познавательной и творческой деятельности, развивается рефлексия, предоставляется возможность активного самосознания и познания себя и своего Я. |
Этапы реализации проекта | Реализация проекта проходит в три этапа: I этап: проектный Первый этап проекта условлен центрацией на ребенка. Цель: подготовка педагогических условий для реализации проекта с детьми старшего дошкольного возраста. Задачи: 1. Изучить научно-практический опыт по теме проекта. 2.Разработать, обсудить и утвердить проект, способствующий установлению и развитию отношений партнерства и сотрудничества взрослого с детьми как основополагающего условия развития субъектных качеств дошкольника. 3. Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации проекта. II этап: практический Второй этап проекта условлен центрацией на взаимоотношения с ребенком. Цель: реализация проекта по установлению и развитию отношений партнерства и сотрудничества взрослого и детей как основополагающего условия развития субъектных качеств дошкольника. Задачи: 1. Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы психолого-педагогического воздействия на детей группы. 2. Разработать конспекты мероприятий по разным видам деятельности, направленных на реализацию проекта. 3. Разработать систему педагогической работы с родителями воспитанников с целью реализации проекта. 4. Проводить мониторинг реализации проекта. III этап: аналитический Третий этап проекта условлен центрацией на самой личности педагога. Особое внимание в ходе реализации проекта уделяется планированию образовательного процесса, интеграции образовательных областей. Цель: проанализировать итоги реализации проекта Задачи: 1. Обобщить и представить результаты работы в ДО. 2. Скорректировать работу по реализации проекта. 3. Спланировать работу на следующий период. Проект носит обобщенный характер, но в большей степени подходит для детей и родителей старшего дошкольного возраста. Участвуя в группе наравне со взрослыми, дошкольники становятся более самостоятельными, ответственными, проявляя активность, учатся отстаивать собственное мнение, выбирать собственную позицию в отношениях со сверстником и взрослым. В реализации проекта важно учитывать возрастные, интеллектуальные, личностные особенности детй и родителей. |
Актуальность проекта Какие проблемы решает проект | Идея становления субъектности ребенка в воспитательно-образовательном процессе заключается в том, что ребенок рассматривается как носитель активности, индивидуального, субъектного опыта, он стремится к раскрытию, реализации и развертыванию своих внутренних потенциалов. Задача взрослых (педагогов, родителей) заключается в том, чтобы, создавая соответствующие педагогические условия, помочь ребенку осознать потребность в самосознании, инициировать самодвижение, устремленность к самосовершенствованию. Понимание и объяснение ребенка как субъекта детской деятельности, признавая право ребенка на активность и инициативность – важная задача современного ДОУ и семьи. Воспитание дошкольника как субъекта детской деятельности и поведения должно быть организовано по-новому, нетрадиционно, что позволяет ребенку приобретать универсальные культурные способы действий (умения), универсальные компетентности, помогающие ему действовать, во всех обстоятельствах жизни и деятельности. Чтобы содержание воспитательно-образовательного процесса в условиях ДО было ориентированно на процесс понимания ребенком самого себя, своей субъектности, в профессиональных ценностях педагога должно произойти смещение акцента с методического творчества на творчество личностное. Это значит, что педагог должен создавать такие условия, когда внешние стимулирующие факторы перемещаются внутрь ребенка, происходит не «развивание» извне, а самостоятельное управление собственным развитием. Развитие субъектности как личностного качества побуждает ребенка к активному, осознанному, инициативному и творческому взаимодействию с окружающими, самостоятельному разрешению возникающих проблем этого взаимодействия, что обеспечивает дошкольнику возможность поиска новых способов поведения в различных ситуациях жизнедеятельности. Актуальность данного проекта обусловлена современной реформой образования, которая требует создания оптимальных условий для развития активной, инициативной, самостоятельной, умеющей ориентироваться в информационном пространстве личности, способной реализовывать свой творческий потенциал в условиях реальной жизнедеятельности.
|
Специфика проекта | Эффективность проекта во многом зависит от степени принятия участниками группы четырех основных принципов: - безусловное принятие каждого ребенка группы; - уважение мнения каждого ребенка; - принятие педагогом и родителем творческих идей ребенка; - активное участие в совместной творческой деятельности всех участников образовательного процесса. |
Содержание проекта | (ПЛАН РАБОТЫ ВЯТКИНОЙ Н.В. ,ПАНФИЛОВОЙ О.А.) |
Оценка эффективности реализации проекта | Оценка результативности реализации проекта осуществляется на основе использования системы объективных критериев и показателей, представленных качественными и количественными параметрами. 1. Активность: - позиция ребенка в отношениях со сверстниками и взрослыми (педагог, родитель); - направленность преобразований в совместной деятельности в группе сверстников. 2. Осознанность: - уровень понимания особенностей отношений в группе сверстников и со взрослыми; - уровень понимания своих возможностей в познавательной и творческой деятельности. 3. Креативность (творческость): - привнесение в ситуацию совместной деятельности новых элементов, которые вносят изменения в творческий процесс. 4. Рефлексивность: - критичность мышления; - осознанность осуществляемой деятельности. 5. Познавательное отношение к миру: - познавательный интерес; - потребность в реализации познавательных возможностей; - готовность к познавательному риску. 6. Готовность действовать в неопределенной ситуации: - положительная эмоциональная реакция на новизну и неопределенность; - настойчивость в преодолении трудностей. |
Методическое обеспечение | Методическая оснащенность: Методическая литература, периодика; Аудио, видео, СD ; методические разработки КТД различных направлений. Отбор педагогических приемов и средств с учетом возрастных, интеллектуальных, эмоциональных особенностей участников проекта. Сотрудничество всех участников воспитательно-образовательного процесса. |
Материально-техническая база | Музыкальный зал, группа ДО, медиотека, библиотека, технические средства, видео, фотоматериалы и т.д. |
Механизм реализации проекта | Организационное сопровождение проекта осуществляет воспитатель, который выполняет функции: - содействует информационному обеспечению проекта, конкретных мероприятий, предусмотренных проектом; - привлекает других специалистов ДО к реализации проекта; - разрабатывает планы мероприятий (с указанием конкретных работ по выполнению проекта, необходимых затрат по каждому мероприятию и источников их финансирования), организует их реализацию, подводит итоги их проведения, осуществляет аналитическую и мониторинговую деятельность. |
Степень охвата целевой аудитории | Участниками проекта являются дети, родители и семьи воспитанников, педагоги ДО. |
География проекта | Дошкольное отделение |
Описание проекта | Смотреть приложение. |
Ожидаемые результаты | Таким образом, одной из главных задач воспитательно-образовательной деятельности ДОР является реализация ФГОС ДО, где большое внимание уделяется развитию субъектной позиции дошкольников. Решающую роль в формировании субъектности играют детско-взрослые отношения в процессе различных видов деятельности. Организация воспитательно-образовательного процесса в субъект-субъектной парадигме, где основное внимание уделяется осознанному регулированию процессов социализации и индивидуализации воспитания ребенка, педагогической поддержке чувства самоценности дошкольника, развитию его субъектности, основными показателями которой являются активность, осознанность, творческость. Реализация проекта позволит удовлетворить потребности ребенка дошкольного возраста в полноценном развитии как личности, как субъекта, поможет войти в современный мир, приобщиться к его ценностям через построение взаимодействия на взаимопомощи, согласованности действий с окружающими, понимание, признание и принятие другого человека как полноценного партнера, построения субъект-субъектных отношений в различных видах деятельности. Будут созданы оптимальные условия для социально-личностного развития ребенка, в которых: - у ребенка формируется целостный положительный взгляд на окружающий мир и место в этом мире человека; - содержание НОД выстраивается на близком, понятном для ребенка материале, поэтому проходит легче; - дети включены в разные виды деятельности, способствующие развитию субъектных качеств, формированию различных умений (познавательных, речевых, практических) и развитию познавательного отношения к миру; - обобщается социальный опыт ребенка, опыт коммуникативного взаимодействия с окружающими, со взрослыми; - у детей формируется целостная картина мира. Реализация проекта позволит удовлетворить потребности родителей в предоставлении качественных образовательных услуг, в создании в детском саду условий для развития личностного потенциала ребенка; - возрастает авторитет ДО среди родителей, степень удовлетворенности работой ДО; - реализация проекта будет способствовать включению родителей в образовательный процесс (привлечение родителей к проведению различных детско-взрослых мероприятий, к обогащению предметно-пространственной среды); - участие семьи в реализации проекта будет способствовать созданию благоприятной обстановки в группе, снизит детскую тревожность, повысит самооценку воспитанников, позволит применять индивидуальный, личностно ориентированный подход; - участие семьи в мероприятиях проекта будет способствовать оптимизации внутрисемейных отношений, решит задачу обучения детей и родителей взаимопринятию, взаимопониманию, конструктивному взаимодействию, включат ребенка и его семью в культурные ценности общества. Реализация проекта позволит удовлетворить потребности педагогов и руководителей ДО в повышении профессионального уровня и квалификации. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Новогодняя сказка"
Аннотация Проект ориентирован на изучение свойств воды в зимнее время года. Проект позволит расширить представления о воде, умение определят...
Проект "Новогодняя сказка" (для детей младшей группы)
Новый год — это самый любимый праздник у нас в стране. Его любят и взрослые и дети. Проект «Новогодняя сказка» позволит: познакомить детей с традициями празднования Нового года; ...
Проект "Новогодняя сказка"
Актуальность:· Проект разработан для воспитания у подрастающего поколения нравственности, чувств любви и привязанности к своей культуре, своему народу ч...
Проект "Новогодняя сказка"
Проект "Новогодняя сказка" был реализован в декабре 2014 года во второй младшей группе. Вызвал большой интерес у детей и родителей. Надеюсь, будет кому-то полезен....
Проект "Новогодняя сказка"
данный проект реализован с детьми 5-6 лет, необычный, креативный, созданный детьми и родителями. Предназначен для педагогов в преддверии Нового года. Проект основан на методе морфологическ...
«В гостях у сказки» Творческий проект по духовно – нравственному воспитанию для детей младшего дошкольного возраста
Данный проект направлен на формирование познавательных процессов и социальную адаптацию детей младшего дошкольного возраста, а также является средством гуманнизации воспитательного процесса поср...
Проект «Новогодняя сказка своими руками»
Цель:• развивать творческие способности; • повысить интерес к истории страны;• приобщить к народной культуре.Задачи:• способствовать умение детей создавать художеств...