Индивидуальный план
план-конспект занятия
«Формирование у детей дошкольного возраста социального опыта через ознакомления их с правилами и нормами безопасного поведения»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualnyy_plan.docx | 92.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ивановская средняя общеобразовательная школа Оренбургского района»
Индивидуальный план работы по самообразованию
Тема: «Формирование у детей дошкольного возраста социального опыта через ознакомления их с правилами и нормами безопасного поведения»
Выполнила: воспитатель
Франц В.В.
Оренбургский район, с. Ивановка 2025
Карта программных требований (от четырех до шести лет)
Тема: «Формирование у детей дошкольного возраста социального опыта через ознакомления их с правилами и нормами безопасного поведения»
Природа и безопасность | Безопасность на улице | Безопасность в общении | Безопасность в помещении |
Владеет некоторыми культурными способами безопасного осуществления различных видов деятельности; способен безопасно действовать в повседневной жизни (в быту, в природе, на улице и т. д.); может выбрать себе род занятий с учетом соблюдения норм безопасного поведения; | Имеет начальные представления о своем статусе, правах и обязанностях, семейных взаимоотношениях, некоторых источниках опасности, видах опасных ситуаций, причинах их возникновения в быту, социуме, природе, современной информационной среде; | Имеет развитую мотивацию к безопасной деятельности, способен оценивать свою деятельность с точки зрения ее безопасности для себя и окружающих; обладает развитым воображением, может представить варианты развития потенциально опасной ситуации, описать возможные последствия; различает игровую (виртуальную) и реальную ситуации; | владеет элементарными способами оказания помощи и самопомощи; знает, как и к кому можно обратиться за помощью, знает телефоны экстренных служб, свои данные (имя, фамилию, адрес); у него сформированы необходимые технические умения; |
Разделы программы | Тема. Цель | Работа с детьми | Работа с родителями | Работа с педагогами |
Безопасность в общении | 1. «Ребѐнок и его старшие приятели» Цель: научить детей говорить нет, если старший приятель попытается вовлечь его в опасную ситуацию. | 1.Рассмотрение и обсуждение предложенных ситуаций: «Старший приятель зовѐт вас с собой залезть в чужой огород». 2.Придумывание аналогичных историй, рассказывание случаев из жизни. 3.Игра-тренинг: «Как сказать нет своему старшему приятелю». | Беседа с родителями на тему: «Как поступать родителям, если старший приятель вашего ребѐнка оказывает на него большое влияние». | Консультации для педагогов «Формирование основ безопасности у дошкольников» |
| 2. «Если ты потерялся на улице» Цель: учить детей определять круг лиц, к которым можно обратиться за помощью, знать свой домашний адрес. | 1.Игровое упражнение «Если ты потерялся». Нарисовать дом, в котором ребѐнок живѐт, ориентиры, помогающие определить место жительства. 2.Тематическая беседа "Назови свой адрес!". 3.Дид. упражнение: раскрасить на рисунке только тех, к кому можно обратиться за помощью на улице. 4.Игра-тренинг «Как правильно обратиться к взрослому с просьбой» | Консультация «Опасности подстерегающие ребѐнка на улице» | Образовательная деятельность: • «Будь осторожен в быту»; • «Опасные ситуации в ванной комнате». |
| 3. «Если тебе угрожает опасность». Цель: закрепить у детей навыки правильного поведения в экстремальных ситуациях. | 1.Моделирование и обсуждение типичных ситуаций угрожающих жизни и здоровью ребѐнка. 2.Обыгрывание ситуаций, используя кукольный театр. 3. Просмотр тематического мультфильма «Уроки безопасности тѐтушки Совы» 4.Дид. игра «Найди безопасный путь зайчика к дому» | Оформление папки- передвижки: «Как обезопасить своего ребѐнка» | Ситуативный разговор: •«Не каждый встречный друг сердечный»; •«Собака, кошка - друг человека?» |
Ребенок и природа
| 1. «Безопасность при отдыхе на природе» Цель: закрепить основные правила поведения при отдыхе на природе. | 1.Дид. карточки «Найди правильное действие» 2. Игра-тренинг: «Если рядом пчѐлы» 3.Моделирование ситуации: «Дети купались в озере, неожиданно началась гроза». 4.Разгадывание тематических загадок. 5.Подвижная игра «Прятки -АУ!» 6.Рисование тематических плакатов: «Береги природу»! | Папка-передвижка «Экскурсии в природу». | Создание книжек – малышек, фотоколлажей, стенгазет: • «Опасности на природе»; • «Я люблю купаться». Проблемные ситуации: • «Я обжегся кипятком»; • «На природе нас застала гроза». |
| 2. «Взаимосвязь и взаимодействие в природе. Охрана природы» Цель: развивать у детей понимание того, что планета Земля—наш общий дом, воспитывать природоохранное поведение. | 1.Тематическая беседа. 2.Составление рассказа по картинам: луг, лес, река, поляна. 3.Чтение стихотворений и рассказов о природе. 4.Демонстрация художественных картин о природе. 5.Проведение опытов: «Свойства почвы», «Воздух», «Свойства воды». 6.Дид. упражнение: «Определи, что вредит природе», «Определи, что восстанавливает природу». | Беседа с родителями: «Охраняйте природу»; организация совместного родительского субботника. | Создание папок-передвижек: • «Когда на улице снег: игры для детей зимой» |
| 3. «Беседа о гололѐде» Цель: дать детям представление о гололѐде как явлении природы.
| 1.Разгадывание тематических загадок о зимних явлениях природы. 2.Демонстрация опыта: «Таяние снега (льда) при нагревании, замерзание воды при низкой температуре». 3.Дид. игра «Явления природы» 4.Трудовые поручение на прогулке: посыпание дорожек песком. 5.Моделирование ситуации: «Ребѐ-нок вышел с мамой на прогулку, а на дороге гололѐд» | Памятка «Осторожно! Скользкая дорога». | |
| 4. «Лекарственные растения» Цель: познакомить детей с некоторыми лекарственными растениями. | 1.Беседа "Лекарственные растения, польза и вред". 2.Экскурсия на луг: «Знакомство с лекарственными растениями» 3.Разгадывание загадок о растениях. 4.Чтение тематических стихотворений. 5.Подвижная игра «Что где растѐт» 6.Упражнение детей (не аллергиков) в практическом определении растений по запаху. | Оформление уголка для родителей: «Растения наши друзья» | |
Ребенок дома
| 1. «Предметы, требующие осторожного обращения» Цель: закрепить правила пользования некоторыми пожароопасными предметами, запомнить их, учить самостоятельно, делать выводы о последствиях неосторожного обращения с ними. | 1.Тематическая беседа по иллюстрациям с объяснениями. 2.Экскурсия «Изучаем план эвакуации детского сада» 3.Подвижная игра «О пожаре» (воспитатель, передаѐт шар детям по кругу со словами, дети должны назвать последнюю строчку стихотворения и передать шар следующему) . 4.Дид. игра «Найди и раскрась пожароопасные предметы» 5.Игра-тренинг: «Как правильно позвонить с службу 01» | Консультация: «Не бывает дыма без огня». | Тематический досуг: Театрализованные миниатюры • «Бабушка забыла выключить утюг», • «Мама повесила сушить белье над печкой», • «В доме зажгли бенгальский огонь» |
| 2. «Использование и хранение опасных предметов» Цель: закрепить правила пользования и хранения опасных предметов. | 1.Дидактические упражнения. 2.Беседа. 3.Разгадывание загадок по теме. 4.Дид. игра «Найди места для хранения опасных предметов» 5. Просмотр тематического мультфильма «Уроки безопасности тѐтушки Совы» | Провести беседу: «Как и где необходимо хранить опасные предметы». | |
| 3. «Как могут стать опасными домашние вещи» Цель: рассмотреть правила безопасного поведения при пользовании электрическими и газовыми приборами, средствами бытовой химии. | 1.Разучивание правил—стихотворений. 2.Обыгрывание тематических ситуаций с помощью кукольного театра. 3.Моделирование ситуаций: «Дети одни дома, почувствовали запах газа»; «Мы уходим из дома на прогулку». 4.Дид. игра: «Определи по рисунку, кто из детей нарушает правила безопасного поведения, а кто нет». 5.Сюжетно-ролевая игра «Семья». | Оформление папки-передвижки: «Безопасность в доме». | Оформление памяток, буклетов, флайеров: • «Цикл – Безопасный Новый год» • «Правила пожарной безопасности» • «Помогите детям запомнить правила пожарной безопасности» • Меры безопасности ППБ в летний период в быту и на природе • Если в доме начался пожар |
| 4. «Основные правила поведения и действия при пожаре» Цель: ознакомление детей с действиями при пожаре. | 1.Беседа «Чтобы не было пожара» 2.Дид. игра «Сигнал тревоги» 3.Игра-имитация «Пожарники» 4.Чтение стихотворений и рассказов по теме. 5.Подвижная игра «Преодоление за-дымлѐнной зоны». 6.Разгадывание тематических загадок, кроссвордов. | Оформление памятки: «Правила пожарной безопасности и поведения при пожаре» | |
Здоровье ребенка
| 1. «Как устроен Я» Цель: познакомить детей с особенностями функционирования тела, строением организма. | 1.Демонстрации иллюстраций, слайдов на тему: «Строение тела человека» 2.Игра-разминка: «Покажи части тела и лица» (ведущий, в быстром темпе называет разные части тела и лица, дети показывают их на себе. 3.Дидактическое упражнение: «Создай свой портрет» | Рекомендации родителям: беседовать с детьми о строении и функционировании человеческого тела, называть органы медицинскими, общепринятыми терминами. | Консультация «Как укрепить здоровье ребенка в условиях семьи» |
| 2. «Работа внутренних органов человека» Цель: дать общее представление о работе сердца, органов пищеварения, органов дыхания. | 1.Демонстрации слайдов, иллюстраций «Внутренние органы тела человека». 2.Составление схем некоторых систем органов. 3.Тематическая беседа. 4.Практические опыты: «Определение пульса»; «Движение грудной клетки при дыхании»; «Влияние физических нагрузок на сердечный ритм». 5.Дид. игра: «Составь схему работы для пищеварительной, дыхательной систем». 6.Чтение произведения В.Драгунского «Денискины рассказы» 7.Подвижные игры. | Оформление уголка для родителей «Укрепляем свой организм» | |
| 3. «Как движутся части тела» Цель: ознакомить детей с назначение мышц, костей, суставов.
| 1.Тематическая беседа с использование иллюстраций. 2.Дид. карточки: «Определи и назови органы движения человека» 3.Тренинг-упражнение: «Плохая и хорошая осанка» (дети показывают нарушения осанки, нормальную осанку) 4.Дид. упражнение «Найди и назови суставы на рисунке» 5.Подвижные игры. 6.Корригирующая гимнастика. | Консультация: «Как сохранить осанку в норме» | Круглый стол: «Детский организм» |
| 4. «Отношение к больному человеку» Цель: стараться пробудить в детях чувство сострадания, стремления помочь больным и одиноким людям. | 1.Тематическая беседа. 2.Вводный тренинг (предложить детям закрыть руками последовательно глаза, уши, нос и т.п. и попросить рассказать, что они при этом чувствуют) 3.Обсуждение картинок с изображением людей-инвалидов. (кто им помогает, почему; видели ли вы таких людей, что при этом чувствовали, чем и кому вы можете помочь» | Рекомендации родителям: объяснить детям, как нужно вести себя при встрече с человеком-инвалидом. | Консультация :»Забота близких и родных» |
Эмоциональное благополучие ребенка
| 1. «Конфликты между детьми» Цель: научить детей самостоятельно разрешать межличностные конфликты.
| 1.Тематическая беседа. 2.Игра-пантомима: «Угадай мои эмоции» 3.Моделирование ситуаций: -одна девочка катается на качелях, другая пытается еѐ столкнуть; -один мальчик принѐс игрушки, а другой их забрал. 4.Разучивание пословиц и поговорок: «Всякая ссора красна миром; Говори, да не спорь, а хоть спорь, да не вздорь; Друга ищи, а най-дѐшь—береги; Других не суди—на себя погляди; Добрые слова дороже богатства. | Консультация: «Жадный ребѐ-нок» | Видео презентация «. «Конфликты между детьми» |
| 2. «Как можно всѐ объяснить взрослым» Цель: способствовать хорошим отношениям детей с взрослыми путѐм формирования умения объясниться. | 1.Тематическая беседа. 2.Тренинговая игра: «Поручение-обращение» (ребѐнку необходимо обратиться с вопросом, просьбой к разным сотрудникам дошкольного учреждения). 3.Рисование. «Нарисуй, что тебе разрешают и запрещают» 4.Моделирование ситуации: -ребѐнок разбил мамину любимую вазу, что делать, как поступить. 5.Сюжетно-ролевая игра: «Семья». | Рекомендации родителям: стараться выслушивать своего ребѐнка, учить его говорить правду, находить, совместное, решение из сложной ситуации. | |
| 3. «Твои поступки и чувства других» Цель: развивать понимание, что наше собственное настроение и отношение других людей зависят от наших поступков. | 1.Дид. игра: «Изобрази выражение лица» (предлагаются различные ситуации) 2.Дид. игра: «Покажи выражение лица как на картинке» 3.Игра-тренинг: ведущий изображает свои чувства в какой либо ситуации; остальные определяют, что он хотел показать. 4.Игра: «Я—разведчик» (определить по внешним признакам, кто человек по профессии) 5.Сюжетно-ролевая игра: «Семья». | Оформление уголка: «Как наше слово отзовѐтся» | |
| 4. «Мы готовимся к школе» Цель: сформировать понятие готовности к поступлению и обучению в школе.
|
1.Дид. игра «Оцени друга» 2.Подвижная командная игра: «Кто быстрее соберѐт портфель» 3.Дид. игра: «Что тебе понадобится в школе». 4.Подвижная игра «Школьный звонок» (дети сидят на стульчиках, как только звенит 1-звонок, можно вставать и бегать, а когда звонок звенит второй раз, нужно занять свой стульчик) | Оформление папки-передвижки: «Готовность ребѐнка к школе». | Круглый стол «В школу с любовью» |
Ребенок на улице
| 1. «Мы—пассажиры» Цель: закрепить полученные знания по правилам поведения в общественном транспорте. | 1.Дид. игра «Назови виды транспорта» 2.Беседа о правилах Дорожного движения. 3.Обсуждение иллюстраций с типичными ситуациями. 4.Просмотр тематических мультфильмов и их обсуждение. 5.Игра-тренинг: «Мы пассажиры автобуса» 6.Разгадывание ребусов. | Консультация: «С ре-бѐнком едем в город» | Консультация : «Что такое проезжая часть» |
| 2. «Опасные участки на пешеходной части улицы» Цель: познакомить детей с опасными ситуациями, которые могут возникнуть на отдельных участках пешеходной части улицы. | 1.Тематическая беседа. 2.Обыгрывание ситуаций: -вы идѐте зимой по тротуару и заметили большие сосульки свисающие с крыши дома…; вы идѐ-те по тротуару и увидели открытый люк. 3.Дид. игра: «Найди и обозначь опасные места на карте» 4.Сюжетно-ролевая игра «Дорога» 5.Дид. игра: «Кто самый внимательный» 6.Выезд на улицу города : пешеходный переход, для написание трафаретами «Сними наушники», «Убери мобильник» | Составление плана-схемы безопасного пути в детский сад, с отметкой опасных участков на пути следования. | Видео ролик : «Дети на пешеходе» |
| 3. «Опасные ситуации на дорогах» Цель: познакомить с наиболее опасными ситуациями на дороге.
| 1.Рассмотрение рисунков, анализ ситуаций. 2.Дид. игра «Знаешь ли ты дорожные знаки» 3.Просмотр тематических мультфильмов «Уроки безопасности тѐтушки Совы» и обсуждение. 4.Игра-тренинг: -перейди правильно, дорогу в нерегулируемом месте. 5.Чтение литературных произведений о ПДД. 6.Музыкально-игровой досуг «Помни правила дорожного движения» 7. Флешмоб: Соблюдай ПДД. | Памятка для родителей: « Основные правила дорожного движения» | |
| 4. «Знаешь ли ты свой адрес, телефон и можешь ли объяснить, где жи-вѐшь?» Цель: помочь детям запомнить и твѐрдо знать свой адрес. | 1.Тематическая беседа. 2.Написание печатными буквами своего адреса, номера телефона. 3.Моделирование ситуации: -вы оказались далеко от дома, увидели милиционера и подошли, вам нужно объяснить, где живѐте, как выглядит дом, в каком подъезде, на каком этаже ваша квартира. 4.Конструирование: «Наша улица», «Мой двор». | Рекомендации родителям: помочь детям правильно запомнить свой адрес, номер телефона. | Мастер класс: Ориентировка на местности» |
Педагогическая диагностика
по формированию представлений о правилах безопасного поведения у дошкольников 4 – 6 лет
Педагогическая диагностика по формированию представлений о правилах безопасного поведения у дошкольников 4 -6 лет, которая разработана на основе программы «Безопасность» Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной. Программа состоит из шести разделов:
«Ребенок и другие люди»
«Ребенок и природа»
«Ребенок дома»
«Ребенок на улицах города»
Цель рабочей программы: Формирование культуры безопасного поведения у дошкольников 4-6 лет в окружающей среде.
Задачи для средней группы:
I. «Ребенок на улицах города»
1. Закреплять знания о значении сигналов светофора
2. Познакомить с элементами дороги (проезжая часть, тротуар, пешеходный переход, остановка общественного транспорта)
3. Познакомить с видами транспорта (наземный, воздушный, водный, специальный)
4. Познакомить с дорожными знаками («Дети», «Пешеходный переход», «Остановка общественного транспорта»)
5. Закреплять знания о правилах поведения в общ. транспорте и ожидая его
6. Рассказать детям о месте для игр и о правилах поведения во время игр
7. Рассказать детям о правилах езды на велосипеде.
II. «Ребенок дома»
1. Познакомить детей с опасными предметами, электроприборами и правилами пользования ими.
III. «Ребенок и другие люди»
1. Познакомить детей с правилами поведения с незнакомыми людьми
IV. «Ребенок и природа»
1. Объяснить детям, что рвать растения и есть их нельзя – они могут быть ядовитыми
2. Формировать представления детей о правилах поведения с животными (не брать, не дразнить, не гладить и т.д.)
3. Формировать представления детей о правилах поведения на воде (осенний, весенний, летний период)
Задачи для старшей группе:
I. «Ребенок на улицах города»
1. Познакомить с дорожными знаками (запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса)
2. Закреплять правила поведения в общественном транспорте и ожидая его
3. Расширять знания об устройстве улицы и ее частями, дать понятие «Перекресток», «Островок безопасности»
4. Расширять знания о светофоре, его видах и значении
5. Познакомить с профессией регулировщика и его сигналами
6. Закреплять знания о видах транспорта (наземный, воздушный, водный, специальный)
7. Закреплять знания о месте для игр и о правилах поведения во время игр
8. Закреплять знания о правилах езды на велосипеде
II. «Ребенок дома»
1. Закреплять знания детей об опасных предметах, электроприборах и правилах обращения с ними
II. «Ребенок и другие люди»
1. Закреплять знания о правилах поведения с незнакомыми людьми
2. Познакомить с номером вызова полиции 02
3. Научить называть свою Ф.И., адрес и фамилию, имя, отчество родителей
IV. «Ребенок и природа»
1. Объяснить детям, что рвать растения и есть их нельзя – они могут быть ядовитыми
2. Закреплять знания о правилах поведения с насекомыми и животными (не брать, не дразнить, не гладить)
3. Познакомить с лекарственными и ядовитыми растениями
4. Закреплять знания детей о правилах поведения на воде (осенний, весенний, летний период)
Критерии оценки знаний детей средней группы:
I. «Ребенок на улицах города»
1. Знать значение сигналов светофора
2. Знать и называть элементы дороги (проезжая часть, тротуар, пешеходный переход, остановка общественного транспорта)
3. Знать виды транспорта (наземный, воздушный, водный, специальный)
4. Знать и называть дорожные знаки («Дети», «Пешеходный переход», «Остановка общественного транспорта»)
5. Знать правила поведения в общественном транспорте и ожидая его
6. Знать место для игр и правила поведения во время игр
7. Знать правила езды на велосипеде.
II. «Ребенок дома»
1. Знать опасные предметы, электроприборы и правила пользования ими.
III. «Ребенок и другие люди»
1. Познакомить детей с правилами поведения при общении с незнакомыми людьми
IV. «Ребенок и природа»
1. Знать, что рвать растения и есть их нельзя – они могут быть ядовитыми
2. Знать правила поведения с животными (не брать, не дразнить, не гладить и т.д.)
3. Знать правила поведения на воде (осенний, весенний, летний период)
Критерии оценки знаний детей старшей группе:
I. «Ребенок на улицах города»
1. Знать и называть дорожные знаки (запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса)
2. Знать правила поведения в общественном транспорте и ожидая его
3. Знать об устройстве улицы и ее частях, знать понятие «Перекресток», «Островок безопасности»
4. Знать о светофоре, его видах и значении
5. Знать кто такой регулировщик и его сигналы
6. Знать и называть виды транспорта (наземный, воздушный, водный, специальный)
7. Знать о месте для игр и о правилах поведения во время игр
8. Знать о правилах езды на велосипеде
II. «Ребенок дома»
1. Знать об опасных предметах, электроприборах и правилах обращения с ними
III. «Ребенок и другие люди»
1. Знать о правилах поведения с незнакомыми людьми
2. Знать номер вызова полиции 02
3. Знать и называть свою Ф.И., адрес и фамилию, имя, отчество родителей
IV. «Ребенок и природа»
1. Знать, что рвать растения и есть их нельзя – они могут быть ядовитыми
2. Знать о правилах поведения с насекомыми и животными (не брать, не дразнить, не гладить)
3. Знать и лекарственные и ядовитые растения (3-4)
4. Знать о правилах поведения на воде (осенний, весенний, летний период)
Развитие и воспитание дошкольника – это целостный и непрерывный процесс, который нуждается в постоянном внимании педагогов и родителей. Понять, насколько успешно развивается ребенок, какие трудности испытывает на пути приобретения социального опыта, достижении собственного внутреннего мира, возможно при квалифицированном подходе к изучению достижений ребенка.
Поэтому важное место в образовательном процессе принадлежит диагностике, позволяющей взрослому понять, в верном ли направлении он осуществляет свою педагогическую миссию. Ценность диагностики заключается не в прямом получении конкретных результатов, констатирующих достижения или проблемы дошкольника. Ее главной функцией является выявление причин, затрудняющих продвижение ребенка на более высокий уровень развития. На их устранение должны быть направлены усилия педагогов дошкольных образовательных учреждений.
Диагностическое обследование проводится два раза в год с целью фиксирования достижений ребёнка, отслеживания результатов его развития. Показатели по каждому разделу дают возможность увидеть изменения в развитии каждого ребёнка.
Все оценочные данные в диагностике нужно воспринимать как условные, помогающие увидеть положительную или отрицательную динамику в развитии, в работе, но не как характеристику чего-либо или кого-либо. Любое достижение ребёнка дошкольного возраста на каждом этапе его развития является промежуточным и служит лишь основанием для выбора педагогом методов и технологий индивидуальной работы.
При проведении диагностического обследования важно придерживаться 2-х заповедей:
1. Не навреди ребёнку.
2. Помоги взрослому, находящемуся возле ребёнка.
Результаты диагностики детей заносятся в диагностическую карту. В основу диагностической карты по формированию представлений о правилах безопасного поведения у дошкольников 4 -6 лет положены критерии:
• Знания о пожарной безопасности
• Знания о безопасном поведении с незнакомыми людьми
• Знания о безопасном поведении дома
• Знания о здоровом образе жизни
Диагностическая карта для средней, старшей и подготовительной к школе групп по разделу «Ребенок на улицах города» разработаны отдельно, для того чтобы получить полную картину знаний детей именно по правилам дорожного движения. И положены такие критерии как:
• Знания об устройстве улицы
• Знания о светофоре
• Знания о дорожных знаках
• Знания о пешеходном переходе
• Знания о правилах поведения в общественном транспорте
• Знания о регулировщике (для средней группы знания о регулировщике нет)
• Знания о месте для игр и езде на велосипеде
• Знания о видах транспорта
Оценка знаний ведется по трех балльной системе:
3 балла - высокий уровень(часто) — ребенок самостоятельно выполняет задания, добивается результата.
2 балла - средний уровень (редко)— ребенок понимает инструкцию взрослого и готов выполнить задание, прибегая к помощи взрослого.
1 балл - низкий уровень(не проявляет) — ребенок понимает смысл предлагаемого ему задания, но либо отказывается его выполнить (не проявляет интереса или не уверен в достижении результата), либо затрудняется выполнить задание, совершив несколько малорезультативных действий (теряет интерес, отказывается от выполнения), на помощь взрослого не реагирует.
К каждому из критериев подобраны задания для каждого возраста, при помощи которых можно определить уровень сформированности представлений о правилах безопасного поведения у дошкольников 4 – 6 лет.
Задания для выявления уровня сформированности представлений о правилах безопасного поведения у дошкольников 4 – 7 лет:
«Ребенок на улицах города»
1 задание Игра с макетом улицы
Цель проведения: Знают ли части улицы, место перехода улицы Знают ли дорожные знаки
Для старшей и подготовительной группы
Знают ли что такое перекресток и островок безопасности
2 задание Игра «О чем говорит светофор»
Цель проведения: Знают ли дети значение сигналов светофора
Материал: карточки с изображением сигналов светофора, действий пешеходов.
Ход игры: Воспитатель предлагает ребенку соотнести сигналы светофора с действиями пешеходов.
Для старшей и подготовительной групп
Добавляются картинки с сигналами пешеходного светофора
3 задание Беседа по сюжетным картинкам
Цель проведения: Знают ли правила поведения в общественном транспорте и ожидая его
Материал: сюжетные картинки с изображением правильных и неправильных действий на остановке общественного транспорта и в общественном транспорте.
Вопросы к беседе: Рассмотри картинки и назови, кто ведет себя неправильно (правильно)? Где люди ожидают транспорт?
4 задание Игра «Правильно – неправильно»
Цель проведения: Знают ли дети места для игр Знают ли дети правила езды на велосипеде
Материал: картинки с правильными действиями детей и не правильными действиями на дороге, во дворе, на велосипеде. Значки ! (правильно) и Х (неправильно)
Ход игры: Ребенок рассматривает картинки и расставляет значки, где правильно ведут себя дети, а где неправильно. Почему?
5 задание Игра - лото «Виды транспорта» (подгрупповая)
Цель проведения: Знают ли дети виды транспорта
Материал: настольно-печатная игра – лото «Виды транспорта»
В процессе игры дети должны не только закрывать большие карты маленькими, но и проговаривать какой тот или иной транспорт.
Для старшей группы
6 задание «Регулировщик»
Цель проведения: Знают ли дети кто такой регулировщик и его сигналы
Материал: картинки с изображением регулировщика и сигналов светофора
Ход: соотнести сигналы светофора с сигналами регулировщика
«Ребенок дома»
1 задание Игра «Источники опасности»
Цель проведения: Знают ли дети опасные предметы
Материал: Карточки с изображением опасных и неопасных предметов
Ход игры: Ребенку раздаются карточки, воспитатель предлагает рассмотреть изображения предметов и ответить на вопросы: Что может быть источником пожара? Что может быть источником травмы (ожога, пореза…)? Что может быть источником гибели человека?
Для старшей и подготовительной группы
2 задание «Мой домашний адрес»
Цель проведения: Знают ли дети свой домашний адрес
Ход игры: Все встают в круг, воспитатель передает мяч ребенку и говорит6 «Я живу в (на)… городе (районе, поселке, улице, доме и т.д.)», ребенок продолжает, называя свой адрес, и передает мяч соседу и т.д.
3 задание «Моих родителей зовут»
Цель проведения: Знают ли дети имя, отчество и фамилию родителей
Ход игры: Дети, передавая друг другу мяч, называют фамилию, имя, отчество мамы и папы.
«Ребенок и другие люди»
1 задание Игра-тренинг «Незнакомец» (подгрупповая)
Цель проведения: Знают ли дети правила поведения с незнакомым человеком
Ход игры: во время игры дети должны показать как нужно вести себя с незнакомцем в разных ситуациях: В дверь стучатся (что делать?) Незнакомец предлагает конфетку (игрушку, зверушку и т.п.)? Незнакомец тащит тебя в машину?
«Ребенок и природа»
1 задание «Правильно - неправильно»
Цель проведения: Знают ли дети правила обращения с животными
Материал: сюжетные картинки с правильными и неправильными действиями с животными, кружки красного и зеленого цвета.
Ход игры: Рассмотреть картинки и положить зеленый кружок, где изображены правильные действия и красный с неправильными. Почему?
2 задание «Можно - нельзя»
Цель проведения: Знают ли дети правила поведения на природе, на воде
Материал: карточки с изображением правильных и неправильных действий на природе, на воде
Ход игры: Задача детей распределить карточки по принципу можно – нельзя. Почему?
Для старшей и подготовительной группы:
3 задание «Топаем, хлопаем»
Цель проведения: Знают ли дети ядовитые и полезные растения
Ход игры: Воспитатель называет или показывает картинку с изображением растения, дети если ядовитое, то топают, если полезное хлопают.
Главным методом выступает наблюдение, которое проводится в привычных для детей условиях. Метод наблюдения не имеет возрастных ограничений, и применим к ребёнку любого возраста.
Диагностика с помощью дидактических игр: «Правильно - не правильно», «Можно – нельзя», «Разрешается, запрещается», «Разложи по порядку» (игра позволяет выявить уровень знаний детей о действиях во время пожара, задача ребенка разложить картинки в правильной последовательности и рассказать об изображенных на них действиях) и т.д. Дидактические игры проводятся как в индивидуальной, так и подгрупповой форме. Подбираются игры так, чтобы в одних происходила манипуляция с картинками, в других беседа, в третьих действия опорно-двигательного аппарата.
Эффективным методом диагностики являются игры – тренинги (создание проблемной ситуации). С помощью таких игр выясняется не только знания детей, но и умения действовать в опасной ситуации. Например, игра-тренинг «Незнакомец», задача детей рассказать, показать как вести себя с незнакомцем.
Подсчёт баллов поможет увидеть состояние работы по обучению детей основам безопасного поведения и сделать корректировку в перспективном планировании на учебный год, спланировать перспективную педагогическую работу и индивидуальную помощь ребёнку по обучению правил безопасного поведения.
Диагностическое обследование
По проблеме «Формирование у детей дошкольного
возраста социального опыта через ознакомление их с правилами и
нормами безопасного поведения»
средний возраст
№ | Фамилия Имя ребенка | Природа и безопасность | Безопасность на улице | Безопасность в общении | Безопасность в помещении | |||||||||||||||||||||||||
Н. г | К.г.
| Н. г | К.г.
| Н. г | К.г.
| Н. г | К.г.
| |||||||||||||||||||||||
ч | р | н/п | ч | р | н/п | ч | р | н/п | ч | р | н/п | ч | р | н/п | ч | р | н/п | ч | р | н/п | ч | р | н/п | |||||||
1 | Ажмуратов Эмир | + | + | + | + | + | + | + | + | |||||||||||||||||||||
2 | Айтупов Ролан | + | + | + | + | + | + | + | + | |||||||||||||||||||||
3 | Аллагулова Милана | + | + | + | + | + | + | + | + | |||||||||||||||||||||
4 | Андреева Дарья | + | + | + | + | + | + | + | + | |||||||||||||||||||||
5 | Андреева Ксения | + | + | + | + | + | + | + | + | |||||||||||||||||||||
6 | Бисенгалиев Дамир | + | + | + | + | + | + | + | + | |||||||||||||||||||||
7 | Выскребцев Глеб | + | + | + | + | + | + | + | + | |||||||||||||||||||||
8 | Гишкаева Иман | + | + | + | + | + | + | + | + | |||||||||||||||||||||
9 | Евдокимов Даниэль | + | + | + | + | + | + | + | + | |||||||||||||||||||||
10 | Каскина Есения | + | + | + | + | + | + | + | + | |||||||||||||||||||||
11 | Кинетова Николь | + | + | + | + | + | + | + | + | |||||||||||||||||||||
12 | Кичеров Егор | + | + | + | + | + | + | + | + | |||||||||||||||||||||
13 | Королькова Кристина | + | + | + | + | + | + | + | + | |||||||||||||||||||||
14 | Корчагина Анастасия | + | + | + | + | + | + | + | + | |||||||||||||||||||||
15 | Кравченко Марк | + | + | + | + | + | + | + | + | |||||||||||||||||||||
16 | Левина Анна | + | + | + | + | + | + | + | + | |||||||||||||||||||||
17 | Лисовская София | + | + | + | + | + | + | + | + | |||||||||||||||||||||
18 | Макеев Лев | + | + | + | + | + | + | + | + | |||||||||||||||||||||
19 | Мельник Савелий | + | + | + | + | + | + | + | + | |||||||||||||||||||||
20 | Мозалев Лев | + | + | + | + | + | + | + | + | |||||||||||||||||||||
21 | Павлова Арина | + | + | + | + | + | + | + | + | |||||||||||||||||||||
22 | Приходько Андрей | + | + | + | + | + | + | + | + | |||||||||||||||||||||
23 | Станин Никита | + | + | + | + | + | + | + | + | |||||||||||||||||||||
24 | Степанова Дарья | + | + | + | + | + | + | + | + | |||||||||||||||||||||
25 | Тавабилова Карина | + | + | + | + | + | + | + | + | |||||||||||||||||||||
26 | Тингаев Дмитрий | + | + | + | + | + | + | + | + | |||||||||||||||||||||
27 | Тукумбетов Тимур | + | + | + | + | + | + | + | + | |||||||||||||||||||||
28 | Уткин Никита | + | + | + | + | + | + | + | + | |||||||||||||||||||||
29 | Уторбаев Мансур | + | + | + | + | + | + | + | + | |||||||||||||||||||||
30 | Хуртина Ариша | + | + | + | + | + | + | + | + | |||||||||||||||||||||
31 | Шарипова Каролина | + | + | + | + | + | + | + | + | |||||||||||||||||||||
32 | Шеин Николай | + | + | + | + | + | + | + | + | |||||||||||||||||||||
66% | 74% | 75% | 79% | 67% | 75% | 77% | 82% |
Диагностическое обследование
По проблеме «Формирование у детей дошкольного
возраста социального опыта через ознакомление их с правилами и
нормами безопасного поведения»
старший возраст
№ | Фамилия Имя ребенка | Природа и безопасность | Безопасность на улице | Безопасность в общении | Безопасность в помещении | |||||||||||||||||||||||||
Н. г | К.г.
| Н. г | К.г.
| Н. г | К.г.
| Н. г | К.г.
| |||||||||||||||||||||||
ч | р | н/п | ч | р | н/п | ч | р | н/п | ч | р | н/п | ч | р | н/п | ч | р | н/п | ч | р | н/п | ч | р | н/п | |||||||
1 | Ажмуратов Эмир | + | + | + | + | |||||||||||||||||||||||||
2 | Айтупов Ролан | + | + | + | + | |||||||||||||||||||||||||
3 | Аллагулова Милана | + | + | + | + | |||||||||||||||||||||||||
4 | Андреева Дарья | + | + | + | + | |||||||||||||||||||||||||
5 | Андреева Ксения | + | + | + | + | |||||||||||||||||||||||||
6 | Бисенгалиев Дамир | + | + | + | + | |||||||||||||||||||||||||
7 | Выскребцев Глеб | + | + | + | + | |||||||||||||||||||||||||
8 | Гишкаева Иман | + | + | + | + | |||||||||||||||||||||||||
9 | Евдокимов Даниэль | + | + | + | + | |||||||||||||||||||||||||
10 | Каскина Есения | + | + | + | + | |||||||||||||||||||||||||
11 | Кинетова Николь | + | + | + | + | |||||||||||||||||||||||||
12 | Кичеров Егор | + | + | + | + | |||||||||||||||||||||||||
13 | Королькова Кристина | + | + | + | + | |||||||||||||||||||||||||
14 | Корчагина Анастасия | + | + | + | + | |||||||||||||||||||||||||
15 | Кравченко Марк | + | + | + | + | |||||||||||||||||||||||||
16 | Левина Анна | + | + | + | + | |||||||||||||||||||||||||
17 | Лисовская София | + | + | + | + | |||||||||||||||||||||||||
18 | Макеев Лев | + | + | + | + | |||||||||||||||||||||||||
19 | Мельник Савелий | + | + | + | + | |||||||||||||||||||||||||
20 | Мозалев Лев | + | + | + | + | |||||||||||||||||||||||||
21 | Павлова Арина | + | + | + | + | |||||||||||||||||||||||||
22 | Приходько Андрей | + | + | + | + | |||||||||||||||||||||||||
23 | Станин Никита | + | + | + | + | |||||||||||||||||||||||||
24 | Степанова Дарья | + | + | + | + | |||||||||||||||||||||||||
25 | Тавабилова Карина | + | + | + | + | |||||||||||||||||||||||||
26 | Тингаев Дмитрий | + | + | + | + | |||||||||||||||||||||||||
27 | Тукумбетов Тимур | + | + | + | + | |||||||||||||||||||||||||
28 | Уткин Никита | + | + | + | + | |||||||||||||||||||||||||
29 | Уторбаев Мансур | + | + | + | + | |||||||||||||||||||||||||
30 | Хуртина Ариша | + | + | + | + | |||||||||||||||||||||||||
31 | Шарипова Каролина | + | + | + | + | |||||||||||||||||||||||||
32 | Шеин Николай | + | + | + | + | |||||||||||||||||||||||||
79% | 80% | 77% | 84% |
Диагностическое обследование детей позволяет проследить динамику знаний по основам безопасности жизнедеятельности каждого ребёнка на протяжении всего учебного года.
Не зная особенностей усвоения детьми знаний по основам безопасности жизнедеятельности, невозможно правильно организовать непосредственно-образовательную деятельность, совместную деятельность; установить доверительные отношения взрослого и ребёнка, создать предметно – развивающую среду. Диагностическое обследование помогает получить полную информацию об особенностях развития каждого обучающегося.
Диаграмма эффективности реализации собственного
педагогического опыта детей 4-5 лет
за 2023-2024 год.
Диаграмма эффективности реализации собственного
педагогического опыта детей 4-5 лет
за 2024-2025 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный план обучения и результаты овладения программой на полугодие для детей с ОВЗ, находящихся на индивидуальном обучении
в работе указана тема занятия и планируемые результаты: базовые понятия и универсальные учебные действия...
Индивидуальный план обучения и результаты овладения программой на полугодие для детей с ОВЗ, находящихся на индивидуальном обучении
в работе указана тема занятия и планируемые результаты: базовые понятия и универсальные учебные действия...
Индивидуальный план обучения и результаты овладения программой на полугодие для детей с ОВЗ, находящихся на индивидуальном обучении
в работе указана тема занятия и планируемые результаты: базовые понятия и универсальные учебные действия...
Индивидуальный коррекционный маршрут (индивидуальный план работы) 1 год обучения
Индивидуальный план работы учителя- логопеда с ребенком старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня....
Индивидуальный коррекционный маршрут (индивидуальный план работы) 2 год обучения.
Индивидуальный план работы учителя- логопеда с ребенком старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня....
Индивидуальный план: План программа коррекционной работы с детьми по устранению недостатков звукопроизношения.
Постановка и автоматизация звуков....
Индивидуальный план для работы с ребенком, с Синдромом Дауна. План составлен на весь учебный год. Материал составлен по лексическим темам, подоброны игры и упражнения.
Цель: Развивать понимание обращенной речи, навыков продуктивного взаимодействия, самообслуживание, расширение и активизация словарного запаса, развитие познавательной деятельности.МесяцЗадачиСодержани...