Опыт работы «Театрализованная деятельность как средство развития связной речи дошкольников»
методическая разработка по развитию речи (старшая, подготовительная группа)
Слайд 1. Представляю Вашему вниманию свой опыт работы по теме: «Театрализованная деятельность как средство развития связной речи дошкольников»
Слайд 2.
Актуальность. В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. А ясная и правильная речь — это залог продуктивного общения, уверенности, успешности.
Размышляя над вопросом о повышении уровня речи детей, я пришла к выводу, что помочь может театрализованная деятельность.
Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса - это изменение голоса по высоте, силе, тембру, длительности, ритму).
Театрализованная деятельность является огромным стимулом для развития и совершенствования речи, она помогает развивать связную и грамматически правильную речь в ненавязчивой форме, является необходимым условием увлекательной деятельности.
Это неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, создает положительный настрой, снимает напряжение и раскрывает творческий потенциал ребенка. Театрализация – это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуком.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка всегда имеют нравственную направленность
Слайд 3.
Целью моей работы является: развитие связной речи детей старшего и подготовительного дошкольного возраста, посредством театрализованной деятельности.
Для ее реализации были определены следующие задачи:
а) воспитывать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности и желание выступать вместе с коллективом сверстников;
б) формировать и углублять базовые навыки устной речи, как ведущего средства общения и познания;
в) закреплять умение согласовывать свои действия с действиями партнера (слушать, не перебивая, говорить, обращаясь к партнеру);
г) создать развивающую среду, побуждающую ребенка к активной театрально-игровой деятельности;
д) развивать конструктивное взаимодействие с семьями воспитанников.
Слайд 4. В процессе реализации проекта я ожидала получить следующие результаты.
Ожидаемые результаты:
-Формирование умений связно, последовательно, грамматически правильно высказывать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни
-Совершенствования всестороннего развития артистических способностей детей средствами театрализованного искусства, преодоление детьми робости и застенчивости.
-Создание предметной среды, способствующей развитию у детей театаральной культуры. Увлеченное использование театрального центра в самостоятельной деятельности детей.
-Закрепление навыков импровизации знакомых сказок, побуждать детей придумывать новые сюжеты;
-Повышение уровня педагогической компетентности родителей в вопросах развития творческих способностей детей через совместную театрализованную деятельность.
Слайд 5. Этапы реализации проекта
Подготовительный
После проведения диагностики, изучения научно – методической литературы по данной теме я подготовила план работы на год, наглядный материал и распределила его по лексическим темам. Обсудила данный проект с родителями.
На этом этапе были составлены планы по работе с детьми и родителями. И конечно, была подготовлена РППС.
1.Изучение, анализ, подбор и приобретение педагогической, методической литературы.
2. Подборка художественных произведений, мини-сценок, инсценировок, словесных игр по данной теме.
3. Подборка речевых упражнений.
4.Художественное слово, обыгрывание знакомых сказок, чтение художественной литературы.
5. Создание развивающей предметно-пространственной среды для реализации театрализованной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста
6.Разработка перспективного плана работы с детьми по театрализованной деятельности.
7.Взаимодействие с родителями воспитанников по созданию единого образовательного пространства
Слайд 6-7Создание развивающей предметно-пространственной среды
В группе я оборудовала театральный центр, а также «уголок уединения», где ребёнок может побыть один и прорепетировать какую-нибудь роль или просмотреть иллюстрации к театрализации.
Поскольку предметно-развивающая среда должна обеспечивать право и свободу выбора каждого ребёнка на театрализацию любимого произведения, в зоне театрализованной деятельности я разместила разные виды театра: кукольный, настольный, пальчиковый, театр на фланелеграфе театр теней, а также маски, реквизит, куклы, декорации и конечно уголок ряженья. Кроме того, периодически обновляла материал, ориентируясь на интересы разных детей. Это создало условия для персонифицированного общения с каждым ребёнком.
Слайд 8. Этап-практический
1.Проведение организованную образовательную деятельность, способствующей развитию у детей театральной культуры
2.Ознакомление детей с видами театров:
Стендовые: теневой театр, фланелеграф,
Настольный: театр картинок, театр игрушек, вязаный театр, коробковый, театр из бутылок, театр из бисера, театр из кружек.
Кукольный: би-ба-бо, пальчиковый, театр марионеток, театр на ложках, театр тростевых кукол, театр на гапите, люди - куклы и т. д.
Напольный: конусный, театр марионеток, «Люди – куклы»
3. Проведение театральных постановок с участием родителей: «Золотая Осень», «Супермама», «По дорогам сказок», «День Матери», «Парад новогодних костюмов», «Театральная неделя», «Репка» на новый лад, «Лесное происшествие»
4. Участие в различных очных и дистанционных театральных конкурсах.
Слайд 9-10.Этапы организации театрализованной деятельности
Работа по подготовке детей к постановке спектакля осуществляется поэтапно. На подготовительном этапе знакомлю детей с художественным произведением. Как показала практика, наиболее интересным материалом служат сказки. Для них характерны драматический конфликт между действующими лицами, острота ситуации, эмоциональная насыщенность, короткие, выразительные диалоги, простота и образность языка.
В дальнейшем читаем с детьми текст по ролям, распределяем роли, уточняем предполагаемые обстоятельства и мотивы поведения отдельных персонажей, организуем репетиции по отрывкам. Я ненавязчиво помогаю детям объединяться в небольшие творческие группы вместе подготовить, оформить и проиграть фрагмент инсценировки, учу детей модулировать голосом: говорить громко, тихо, грубо, мягко, передавать радость, печаль, грусть, страх, произносить текст в характере разных персонажей, выполнять имитационные движения. После таких упражнений дети становятся более раскрепощёнными, свободными, лёгкими в общении, проявляют своё творчество.
После разучивания текста начинаем работать над пластикой движений: учу детей посредством движений передавать характер литературного героя. В процессе работы над образом использую видеофрагменты из мультипликационных и художественных фильмов. Вместе с детьми обсуждают, какими средствами актёр создаёт образ (с какой интонацией говорит, как ходит).
Показ сказки вызывал у детей бурю эмоций. Конечно, старались, что бы у детей были зрители (воспитанники младших групп, родители)
Слайд 11. После 4х месяцев работы стали участвовать в различных очных и дистанционных театральных конкурсах.
Слайд 12-16 Внедрение гибкого планирования и технологии сторисек.
Через 5 месяцев заметила упадок интереса детей к театрализованной деятельности. Особенно в свободной деятельности. Проанализировав сложившеюся ситуацию, поняла что не хватает «голоса ребенка», все постановки были связаны с темами недели или же конкурсными работами.
Решила изменить подход к работе в данном направлении с помощью технологии «Сторисек» и гибкого планирования. Сторисек - в переводе с английского языка означает «мешок историй». В понимании автора технологии Нейла Гриффитса, сторисек- это большой полотняный мешок, внутри которого находится высококачественная художественная иллюстрированная детская книга с дополнительными соответствующими материалами, стимулирующими детское чтение.
С ребятами с помощью голосования решили по какой книге будем делать «мешок историй», так же дети сами составили план, что туда будем складывать. Работа была интересной, продуктивной и принесла много эмоций детям. Главным достижением стал детский настольный театр по сказке «Гуси-лебеди», который дети обыгрывали множество раз. Заметив интерес и вовлеченность детей в процесс, продолжили работу в этом направлении. Создали для детей младшей группы «мешок историй» по сказке «Колобок» и показали эту сказку с помощью кукольного театра для малышей.
Слайд 17.
Работа велась в тесном сотрудничестве с родителями: взрослые изготавливают приглашения, афиши, программы, рисуют декорации, придумывают идеи для костюмов и сами воплощают их. Так же для родителей были представлены папки-передвижки «Домашний театр» «Развиваем речь дома» и другое. Проводились индивидуальные консультации и беседы. Внедрили систему поощрений за прочитанные сказки, рассказы.
Слайд 18 Данную работу проводила так же в тесном контакте с узкими специалистами. Вместе с музыкальным руководителем подобрали музыку к различным образам сказочных героев, провели театрализованные представления по сказкам, отрабатывали тембр голоса.
Инструктор по физической культуре отработал различные движения, помог в организации досугов, праздников, предоставляя детям возможность проявить активность, самостоятельность, творчество.
Учитель-логопед помогала с работой над выразительностью, интонацией, дикцией, и конечно проводила работу, направленную на развитие артикуляционной моторики, упражнения по развитию речевого дыхания, пальчиковые гимнастики и словесные игры.
Слайд 19. Заключительный этап
На заключительном этапе провела повторную диагностику уровня развития связной речи
Систематическая работа по формированию связной речи у детей с использованием театральной деятельности дала свои результаты. Подводя итоги за 2022 – 2023 учебный год, могу отметить, что уровень речевого развития детей группы заметно вырос.
В начале учебного года, я провела мониторинг по развитию связной речи по методике Оксаны Семеновны Ушаковой, полученные данные, показали недостаточный уровень развития связной речи у детей. Они не могли самостоятельно построить связный рассказ или описать игрушку, объект, из-за небольшого словарного запаса. В основном перечисляли признаки, и то те, которые наиболее четко прослеживались. Дети постоянно нуждались в помощи педагога.
Слайд 20.
Вся проведённая работа эффективна, на что указывают положительные результаты при повторном обследовании:
1. У детей повысился уровень развития речи.
2. Вырос интерес к театрализованной деятельности, дети активно принимают участие в драматизации знакомых сказок, разыгрывают небольшие сценки.
3.Заметно повысился уровень сформированности коммуникативных навыков.
Подводя итог, хочется отметить, что влияние театрализованной деятельности на развитие речи неоспоримо. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи. Я не останавливаюсь на достигнутом, работу по развитию речи детей через театрализованную деятельность продолжу. В чем же моя педагогическая находка, это не просто выбор какой-то деятельности или технологии, это умение сочетать из между собой и конечно слышать «голос ребенка».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teatralizovannaya_deyatelnost.pptx | 2.58 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель : развитие связной речи детей старшего и подготовительного дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности. Ожидаемые результаты: -Формирование умений связно, последовательно, грамматически правильно высказывать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни - Совершенствования всестороннего развития артистических способностей детей средствами театрализованного искусства, преодоление детьми робости и застенчивости. -Создание предметной среды, способствующей развитию у детей театральной культуры. Увлеченное использование театрального центра в самостоятельной деятельности детей. -Закрепление навыков импровизации знакомых сказок, побуждать детей придумывать новые сюжеты; -Повышение уровня педагогической компетентности родителей в вопросах развития творческих способностей детей через совместную театрализованную деятельность.
Первый этап-ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ Изучение, анализ, подбор и приобретение педагогическо-методической литературы . Подборка художественных произведений , мини-сценок, инсценировок, словесных игр по данной теме. Подборка речевых упражнений , чтение художественной литературы. Создание развивающей предметно-пространственной среды для реализации театрализованной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста. Разработка перспективного плана работы с детьми по театрализованной деятельности. Взаимодействие с родителями воспитанников по созданию единого образовательного пространства.
Создание развивающей предметно-пространственной среды
Этапы организации театрализованной деятельности чтение произведений, беседы, рассматривание книжных иллюстраций, слушание и анализ аудиозаписей, дидактические игры, лексические упражнения, викторины и пр. образно-игровые этюды, логоритмические упражнения, артикуляционные гимнастики, скороговорки и чистоговорки на развитие дикции, упражнения на дыхание и т.д. непосредственное участие детей в театрализованной деятельности, развитием их творческих способностей. Анализ театрализованной игры. Первый этап: Второй этап: Третий этап:
Участие в конкурсах Городской конкурс «Поэты из Страны детства» Постановка «Как мужик корову продавал» 1 место Городской конкурс «Театральный фейерверк» Постановка «Весенняя сказка»
Использование гибкого планирования и технологии « Сторисек »
Работа с родителями Формы работы с родителями -Консультации по теме -Папки-передвижки -Конкурс на лучший театр -Отчет для родителей по театрализованной деятельности (фото, видео материалы) -Вовлечение в подготовку к театрализованной деятельности (разучивание слов, репетиции и др.) Задачи работы с родителями: систематизировать представления об особенностях формирования связной речи в данном возрасте; углублять представления родителей о театрализованной деятельности детей; повышать родительскую компетентность в речевом развитии детей.
Взаимодействие со специалистами ДОУ
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ Начало года Конец года Начало года Конец года
Вся проведённая работа эффективна, на что указывают положительные результаты при повторном обследовании : 1. Повысился уровень развития связной речи. 2.Вырос интерес к театрализованной деятельности, дети активно принимают участие в драматизации знакомых сказок, разыгрывают небольшие сценки. 3.Заметно повысился уровень сформированности коммуникативных навыков.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Театрализованная деятельность как средство развития связной речи дошкольников
Консультация для педагогов дошкольных организаций...
ОТЧЕТ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ.Тема: «Театрализованная деятельность как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста».
Тема: «Театрализованная деятельность как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста».Цель: «Определить содержание, разработать и апробировать методы и приёмы работы по развитию...
Консультация для родителей на тему: «Театрализованная деятельность как средство развития связной речи дошкольников»
laquo;… Не только интеллектуальное развитие ребенка,но и формирование его характера,эмоций у личности в целом,находится в непосредственной зависимости от речи»(Лев Семенович Выготский)...
«Театрализованная деятельность как средство развития связной речи дошкольников»
Согласно ФГОС дошкольного образования речевое развитие является одним из сквозных механизмов развития ребёнка. Полноценное овладение речью в среднем дошкольном возрасте является необходимым условием р...
Опыт работы «Театрализованная деятельность как средство развития речи у дошкольников»
Опыт работы«Театрализованная деятельность как средство развития речи у дошкольников»представляют педагоги МКДОУ Детский сад № 4 «Радуга» (корпус «Ракета») Гол...
Проект «Театрализованная деятельность как средство развития связной речи дошкольников»
laquo;… Не только интеллектуальное развитие ребенка,но и формирование его характера,эмоций у личности в целом,находится в непосредственной зависимости от речи»...
Консультация для воспитателей на тему : "Театрализованная деятельность как средство развития связной речи дошкольников"
Данная консультация раскрывает эффективные методы и приемы работы с дошкольниками по развитию связной речи с помощью театрализованной деятельности....