Мнемотаблицы как средство развития связной речи дошкольников
статья (старшая группа)
Мнемотаблицы как средство развития связной речи дошкольников
Высшей формой речемыслительной деятельности, определяющей уровень речевого и умственного развития ребенка, является связная речь. Развитая связная речь является важным условием успешной подготовки дошкольника к обучению в школе. Связная речь имеет сложную структуру и поэтому необходимо специальное речевое воспитание, обучение навыкам связного высказывания. Одним из эффективных, но малоиспользуемых педагогами, средств развития связной речи выступают мнемотаблицы.
Как отмечают С. Л. Рубинштейн, А. М. Леушина: среди факторов, влияющих на становление связной речи, наглядность является наиболее важным [4, с. 532; 3, с. 364]. Этот факт обусловлен возрастными особенностями детей дошкольного возраста. Дети, рассматривая предметы называют их, выделяют характерные признаки и осуществляют действия с ними.
Вторым фактором, по мнению Л. С. Выготского выступает создание плана высказывания. Автор неоднократно указывал на необходимость последовательного размещения для дошкольников в виде схемы всех конкретных элементов высказывания [2, с. 44].
Учитывая мнение отечественных ученых, делаем вывод, что мнемотехнику возможно использовать в работе по обучению дошкольников связной речи.
Мнемотехника представляет собой систему методов и приемов, которые обеспечивают эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. У авторов, изучающих дошкольную педагогику (В. К. Воробьева, В. П. Глухов, Л. Н. Ефименкова, Т. А. Ткаченко) можно серить различные названия мнемотехники: сенсорно-графическая схема, предметно-схематическая модель, блоки-квадраты, схема составления рассказа [5, с. 56]. Мнемотехника обеспечивает успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, а также способствует развитию речи [1, с. 185].
Использование мнемотехники для детей дошкольного возраста в настоящее время становится все более актуальным, но малопрактикуемым среди педагогов ДОО.
Развивая речь у дошкольников очень важно пробудить интерес к занятиям, увлечь их, раскрепостить и превратить обучение в любимый детьми вид деятельности – игру и этому способствуют наглядные мнемотаблицы или «волшебные квадраты», которые можно использовать для формирования связного высказывания у дошкольников [7, с. 154].
В структуру мнемотаблиц входит девять квадратиков, в которые на основе образных средств, сенсорных эталонов, различных символов и знаков вводится содержание текста изучаемого произведения.
В зависимости от возраста ребенка – ему предлагается уже заполненная таблица (квадраты), либо таблица составляется совместно с ребенком, либо ребенок заполняет квадраты самостоятельно и пользуется их содержанием при рассказе.
Использование мнемотаблиц способствует развитию навыка обобщения, что позволяет формировать базу для совершенствования образного мышления, воображения, памяти, способности к замещению и пространственному моделированию. Эта способность является фундаментальной особенностью человеческого ума. В связи с этим, для развития у ребенка воображения, способности к различным преобразованиям, умения находить взаимосвязи, необходимо учить его «читать» графическую аналогию [6, с. 19]. Детям легче усвоить ассоциативные связи с любимыми известными и понятными сказочными героями, выполнить игровые задания, способствующие интеллектуальному развитию ребенка. С учетом возрастных особенностей детей, работу необходимо начинать с простых, известных сказок: «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок».
Таким образом, работа по развитию связной речи у детей не ограничивается мнемотаблицами. Это только начальная, наиболее значимая и эффективная работа. На основе мнемотаблиц можно создать разнообразные дидактические игры, привлекая к этому детей. Продумывая различные модели, надо учитывать, что модель должна отображать обобщенный образ предмета и отражать существенное в объекте, а замысел создания модели надо обсуждать с детьми, чтобы им было понятно.
Бизикова О.А. Развитие монологической речи у дошкольников: Учебное пособие для студ. высш. учебных заведений. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2014. – 235 с.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – СПб.: СОЮЗ, 2001. – 96 с.
Леушина А.М. Развитие связной речи у дошкольника // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 2003. – С. 358-369.
Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб: Питер, 2000. – 712 с.
Ткаченко Т.А. Формирование и развитие связной речи: Логопедическая тетрадь / Худ. И.Н. Ржевцева. – СПб.: Детство-пресс, 1999.
Усенко Ю.В. Использование мнемотаблиц в познавательно-речевом развитии дошкольника//Дошкольная педагогика. – 2013. – №7. – С.18-19.
Полькова Н.Н., Ефанкина О.А. Особенности использовании мнемотаблиц для развития связной речи старших дошкольников: стать в сборнике науч. конференции «Череповецкие чтения-2013», 2014. – С. 152-154.
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2021/05/07/vesna.jpg)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей: "Моделирование как средство развития связной речи дошкольников"
консультация...
![](/sites/default/files/pictures/2011/04/27/picture-10607.jpg)
Учебно-методическое пособие "Картина как средство развития связной речи дошкольника"
В данном учебно-методическом пособии представлены методика работы с картиной в разныех возрастных группах, решаемые задачи, формы приемы работы, предложен примерный перечень картин для рассматривания ...
![](/sites/default/files/pictures/2024/02/22/picture-1300051-1708628313.jpg)
Опыт работы «Мнемотаблицы - как средство развития связной речи детей младшего дошкольного возраста»
Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Давно установлено, что в дошкольном возрасте проявляются существенные различия в уровне речи детей. Это п...
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/27/picture-1462084-1701110705.jpg)
Проект "Мнемотаблицы как средство развития связной речи детей с ОВЗ"
Влияние мнемотехники на развитие у детей связной речи, психических процессов, обогащение словарного запаса, развитие интереса к умению говорить....
ПРОЕКТ по речевому развитию «Карты Проппа - как средство развития связной речи дошкольников».
laquo;Пусть герои сказок дарят нам тепло,Пусть добро навеки побеждает зло»....
![](/sites/default/files/pictures/2023/03/23/picture-1465417-1679568413.jpg)
ДОКЛАД на тему «Мнемотехники и мнемотаблицы как средство развития связной речи у детей»
ДОКЛАДна тему «Мнемотехники и мнемотаблицы как средство развития связной речи у детей»...
![](/sites/default/files/pictures/2024/12/19/picture-1013206-1734606716.jpg)
Семинар-практикум для воспитателей «Работа с мнемотаблицами как средство развития связной речи дошкольников»
Одной из задач ФОП ДО и ФГОС ДО образовательной области «Речевое развитие» является - развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи. Жизнен...