Современные технологии, используемые для поддержки и развития детской инициативы.
статья

Анна Федоровна Тулаева

В докладе раскрываются современные технологии применяемые  мною на практике. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologii_1.docx28.94 КБ

Предварительный просмотр:

Современные технологии, используемые для поддержки и развития детской инициативы.

     Инициатива (Советский энциклопедический словарь) - почин, первый шаг в каком - либо деле. Инициативность показывает развитие деятельности и личности, особенно на ранних этапах развития, в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании.

     Это важнейший показатель интеллекта ребенка, его развития. В дошкольном возрасте инициативность связана с проявлением любознательности, пытливости ума, изобретательностью. Инициативного ребенка отличает содержательность интересов.

Инициативный ребёнок может сам найти себе занятие, организовать игру или присоединиться к уже играющим, включиться в разговор или заняться какой-либо продуктивной деятельностью.
Деятельность дошкольников, в соответствии с ФОП ДО, представлена в пяти образовательных областях:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
-  физическое развитие.
Педагоги, реализуя работу по этим направлениям должны придерживаться следующих принципов:
- стимулирование ребенка на поиск новых знаний;
- включение ребенка в поисковую деятельность, решение проблемных ситуаций;
- реализация творческого потенциала ребенка.
Но часто в дошкольных учреждениях детям достаются только исполнительские действия, а замысел, оценку деятельности берет на себя взрослый. Чтобы этого избежать, важно, чтоб в детском саду ребенок учился относиться к жизни активно и творчески, проявлял и воплощал свои идеи; а взрослый создал для этого благоприятные условия, используя различные способы и технологии для поддержания детской инициативы. Эффективными формами работы при этом являются:
- познавательные занятия;
- опытно-экспериментальная деятельность;
-  наблюдения;
- художественно-творческая деятельность;

- совместная практическая деятельность;
-  игровая деятельность;
- проектная деятельность.
И педагогам, и родителям хочется, чтоб дети росли успешными, активными, самостоятельными, целеустремленными и человечными. Но ко всем этим качествам хочется добавить еще так необходимые дисциплинированность и умение ладить с другими людьми. В совокупности, мы увидим яркого лидера, успешного и любознательного уже в раннем возрасте.
      Развивая ребенка, нам, взрослым, необходимо собрать в копилку знаний все способы поддержки детской инициативы - создать условия, выбрать актуальные формы работы с детьми, занять взаимовыгодную позицию педагога.
Условия, необходимые для развития инициативы детей:
1. Разнообразная по своему содержанию развивающая предметно-пространственная среда.
2. Содержание развивающей среды поддерживает индивидуальные особенности и интересы детей.
3. Стиль общения воспитателей с детьми демократичный.
4. Воспитатели и родители развивают умения детей осуществлять выбор деятельности и отношений в соответствии со своими интересами.
5. Родители знают, что происходит в жизни ребенка: чем он занимался, что нового узнал, чем ему нужно помочь в поиске нового и т.д.
Какие же способы поддержки детской инициативы можно использовать в работе?
· уважать индивидуальные интересы и привычки детей;
·  выбор оптимального уровня нагрузки (в соответствии со способностями и возможностями ребенка так, чтобы он справился с заданием);
· поощрение (в процессе деятельности: активности, творческого), похвала, подбадривание (правильности осуществляемого ребенком действия, а не его самого);
· обеспечение благоприятной атмосферы, доброжелательность со стороны педагога, отказ педагога от высказывания оценок и критики в адрес ребенка;
·  положительная оценка (как итогового, так и промежуточного результата);
·  проявление внимания к интересам и потребностям каждого ребенка;
косвенная, доброжелательная помощь (подсказать, направить и т. д.);

·  личностный пример воспитателя (использование грамотной правильной речи, отношение к собеседнику, настроение и т. д.);
·  отсутствие запрета (на выбор партнера для действия, игры, роли и т. д.);

·  предложение альтернативы (другого способа, варианта действия);
·   создание и своевременное изменение предметно-пространственной развивающей среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта детей (лабораторное оборудование, материалы, атрибуты, инвентарь для различных видов деятельности, к которым обеспечен беспрепятственный доступ и т. д.);
·   обеспечение (выбора различных форм деятельности: индивидуальной, парной, групповой; сменности игрового материала, художественных произведений (книги, картины, аудио- и видеозаписи), музыкальных и спортивных атрибутов);

·   отмечать и приветствовать даже самые минимальные успехи детей;

·  предоставление детям возможности активно задавать вопросы;

·  не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого как личность;
·  формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия; приучать свободно пользоваться игрушками и пособиями; знакомить детей с группой, другими помещениями и сотрудниками детского сада, территорией участка с целью повышения самостоятельности;
·          поддерживать интерес ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает в разные режимные моменты;
·   устанавливать простые и понятные детям нормы жизни группы, четко исполнять правила поведения всеми детьми;
·  проводить все режимные моменты в эмоционально положительном настроении;
·  обращаться к детям, с просьбой продемонстрировать свои достижения и научить его добиваться таких же результатов сверстников;
· поощрять занятия двигательной, игровой, изобразительной, конструктивной деятельностью, выражать одобрение любому результату труда ребенка;
·   создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече, использовать ласку и теплое слово для выражения своего отношения к ребенку;
·  поощрять желание создавать что- либо по собственному замыслу; обращать внимание детей на полезность будущего продукта для других или ту радость, которую он доставит кому-то (маме, бабушке, папе, другу);
·   привлекать детей к планированию жизни группы на день и на более отдаленную перспективу, обсуждать совместные проекты

.
     Все виды деятельности ребенка в детском саду могут осуществляться в форме самостоятельной инициативной деятельности.
- самостоятельные сюжетно-ролевые, режиссерские и театрализованные игры;
- развивающие и логические игры;
- музыкальные игры и импровизации;
- речевые игры, игры с буквами, звуками и слогами;
- самостоятельная деятельность в книжном уголке;
- самостоятельная изобразительная и конструктивная деятельность по выбору детей;
- самостоятельные опыты и эксперименты и др.


  Для поддержки детской инициативы и самостоятельности в детском саду используются различные технологии:
1. Здоровьесберегающие технологии.
2. Технологии проектной деятельности.
3. Технологии исследовательской деятельности.
4. Личностно ориентированные технологии.
5. Социоигровые технологии.

Проектная технология  — это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная исследовательская, познавательная, продуктивная деятельность детей, в процессе которой ребёнок познаёт себя и окружающий мир, воплощает свои знания в реальные продукты. 
Мнемотехника - это совокупность правил и приёмов, облегчающих процесс запоминания. Модель позволяет детям легко запомнить информацию и применять её в практической деятельности.
LEGO - технология построена на интегративных принципах. Лего - конструрование - практическая творческая деятельность, которая интегрирует в себе ряд образовательных, воспитательных и развивающих задач. С ее помощью решаются задачи развития речи, социализации, развития умственных способностей, пространственных представлений, формирования самостоятельности и инициативы.
Информационно - коммуникационные технологии (ИКТ) – комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности и образования детей.
«Кейс - технология» - это интерактивная технология для краткосрочного обучения на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная в основном на формирование новых качеств и умений.
«Говорящие стены» - инструмент, который позволяет необычным образом изменить развивающую предметно- пространственную среду в ДОУ в своеобразный живой экран.
«Волонтерское движение» - объединение активных и творческих всех участников образовательного процесса и их участие в добровольческих мероприятиях.
«Клубный час» - это особая современная технология развития личности ребенка. Дети в течение одного часа свободно общаться друг с другом перемещаясь по детскому саду.
«Технология коллекционирования» - вид хобби, в основе которого лежит процесс создания собраний каких-либо предметов, объединенных одним признаком, имеющих какую-либо ценность или не имеющих таковой.

 «Проблемная ситуация» - ситуация, при которой ребенок хочет сам решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных и он должен сам их найти.
«Квест – игра» - игра, в которой необходимо искать различные предметы, находить им применение, решать головоломки.
«Моделирование» - в его основе лежит принцип замещения – реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим знаком, предметом.

В нашей группе мы используем «Гипс-Бокс» конструктор, сделанный из гипса.
«Кроссенс технология» - технология развития критического мышления, ассоциативная головоломка нового поколения, кроссворд, пересечение слов.
« «Групповой сбор» - часть ежедневного распорядка дня, проводимого в определенное время, в специально оборудованном месте, когда дети и взрослые обмениваются информацией, обсуждают проблемы, планируют индивидуальную и совместную деятельность, делятся впечатлениями, могут спеть, поиграть, посмеяться.
«Мозговой штурм». Технология решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при которой детям предлагают высказывать, возможно, большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастических.
«Проект» позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике.
«Лэпбук». Способ закрепить определенную тему, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации.
«Трудовая деятельность». Старшие дошкольники оказывают помощь друг другу, поправляют друг друга, проявляют инициативу и самостоятельность, правильно относятся к оценке своего труда.
«Планирование самостоятельной деятельности». Во время этого процесса дети садятся и зарисовывают символами, а некоторые уже пишут, чем бы они хотели заниматься во второй половине дня. Затем, дети свои планы вывешивают на доску и проговаривают, чем они будут заниматься.

«Адвент-календарь» Позволяет организовать планомерную работу по освоению той или иной темы, реализации проекта, подготовки к праздникам. 

«Мобиль»(от англ. mobile– подвижной– передвижной), движущаяся конструкция с креплеными особым образом элементами.

«Воздушная среда»  Объекты расположенные в воздухе. Дети рассматривают движущиеся воздушные объекты, которые действуют на них успокаивающе. Они дуют на них, развивая дыхание. У детей развивается пространственное восприятие. Они учатся воображать, фантазировать


Самостоятельный и инициативный дошкольник, какой он?

Он умеет проявлять данные качества в деятельности. Умеет поставить цель и знает, как ее достичь. Умеет планировать свою работу от задумки до реализации цели. Он самостоятелен, проявляет ответственность. Но лишь в сотрудничестве со взрослыми ребенок может реализовать свой потенциал.
Японский педагог Макато Шичида.


Правила для поддержки самостоятельности ребенка:
-не стоит обращать внимания на недостатки и слабые стороны ребенка.
- ребенок только учится, и мы призваны поддержать его, научить подняться на более высокую ступеньку в развитии;
-не нужно стремиться к идеалу. Все дети от природы любознательны, каждый по-своему оригинален;
-не думайте, что поведение ребенка сегодня является для него нормой и будет таковым постоянно и неизменно. Все течет, все меняется;
-не сравнивайте детей! В каждом из них своя изюминка!
-принимайте детей такими, какие они есть. Задача взрослых - создать условия для их развития!
-не добивайтесь успешности малыша только в обучающем направлении. Все хорошо в меру!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поддержка и развитие детской инициативы в Дошкольном учреждении.

В развитии  инициативы и самостоятельности важно:Постоянно расширять область задач. Постепенно выдвигать перед детьми более сложные задачи, требующие сообразительности, творчества, поиска новых п...

Оптимизация форм организации работы с семьей, как средство поддержки и развития детской инициативы и самостоятельности

Оптимизация форм организации  работы с семьей, как средство поддержки и развития детской инициативы и самостоятельности...

Результаты деятельности муниципальной стажировочной площадки «Технологии поддержки и развития детской инициативы»

Результаты деятельности муниципальной стажировочной площадки «Технологии поддержки и развития детской инициативы»на базе МДОУ «Детский сад №55»Энгельсского муниципального ...

Конспект образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста, обеспечивающий поддержку и развитие детской инициативы и самостоятельности Тема: « В гостях у бабушки Маши»

Конспект образовательной деятельности с детьми  среднегодошкольного возраста, обеспечивающий поддержку и развитие детской инициативы и самостоятельностиТема: « В гостях у бабушки Маши»...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ТЕХНОЛОГИИ «КЛУБНЫЙ ЧАС» как средство развития детской инициативы (из опыта работы)

Методическая разработка по реализации позитивной социализации старших дошкольников по средствам технологии "Клубный час"...

Творческий доклад «Поддержка и развитие детской инициативы в продуктивной творческой деятельности дошкольников через конструктор «Cuboro»

Игра – важнейший спутник детства. Конструктор CUBORO позволяет детям учиться, играя и обучаться в игре....

SMART - практика "Технология «Банк идей», как способ поддержки и развития детской инициативы и самостоятельности"

Технология «Банк идей» позволяет организовать образовательный процесс так, чтобы ребенок мог задавать интересующие его вопросы и самостоятельно находить ответы на них....