SMART - практика "Технология «Банк идей», как способ поддержки и развития детской инициативы и самостоятельности"
методическая разработка (подготовительная группа)
Технология «Банк идей» позволяет организовать образовательный процесс так, чтобы ребенок мог задавать интересующие его вопросы и самостоятельно находить ответы на них.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pyatnitsa.doc | 79.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад №54 «Золушка» города Лесосибирска»
Технология «Банк идей», как способ поддержки и развития детской инициативы и самостоятельности
Практика развития и поддержки детской инициативы и самостоятельности
Завертайлова Татьяна Николаевна, воспитатель первой квалификационной категории
Лесосибирск 2023
Описание успешной образовательной практики
для представления на Фестивале
(в соответствие с уставом) | Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №54 «Золушка» города Лесосибирска» | ||
| Практика развития и поддержки детской инициативы и самостоятельности | ||
| Технология «Банк идей», как способ поддержки и развития детской инициативы и самостоятельности | ||
| Завертайлова Татьяна Николаевна, воспитатель, первая квалификационная категория | ||
| Технология «Банк идей» позволяет организовать образовательный процесс так, чтобы ребенок мог задавать интересующие его вопросы и самостоятельно находить ответы на них. В результате: - у детей активизируется познавательная активность, поддерживается инициатива и развивается самостоятельность; - у дошкольников формируются умения: видеть проблему, формулировать и задавать вопросы, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения, доказывать и защищать свои идеи, самостоятельно действовать на этапах исследования, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми; - дети стали более раскрепощенными, активными, самостоятельными. Теперь они могут легко составить план своего дня и прожить по нему, поэтому с удовольствием приходят в детский сад. - использование данной технологии позволяет взрослым (педагогам) отдавать инициативу детям и находить новую роль взрослого не в качестве наблюдателя, а в качестве равного партнера в поиске новых знаний. - способности, которые дети приобрели в ходе работы по технологии, поможет им в новой ступени образования. | ||
| Технология «Банк идей» основывается на идеях предложенных воспитанниками группы на детском совете. В нашей группе сигналом для сбора детей на детский совет стал «волшебный колокольчик». Собравшись в круг, дошкольники рассказывают, что интересного произошло дома, на улице, то есть обмениваются новостями. При этом важно, чтобы все ребята высказали свои эмоции и чувства. Обмен новостями формирует у дошкольников умение слышать друг друга. Педагог записывает идеи детей, а дошкольники их зарисовывают схематично на листочках бумаги. Все детские предложения оформляются в один список. Собранные материалы размещаются в доступном месте для того, чтобы каждый ребёнок понимал, что его идея важна. Затем для хранения вопросов (идей) дети предложили создать свой «Банк идей», в виде коробки с ячейками на каждого ребенка. В ячейках коробки содержатся идеи детей, которые выполнены схематично. Детских предложений было много и для их реализации, нужно выбрать какое-то одно, и воспитанники предложили назначить ответственного по выбору идей (вопросов) и назвали эту должность «Банкир». Он отвечал за выбор самой интересной идеи. Воспитанники его в этом поддерживали. Ребята с удовольствием включаются в дело! Выполняя запланированные задания, они делают свои умозаключения и выводы. Например, вместе находят ответ на вопрос: «Как делают книжки?», «Из чего сделаны стулья?» В процессе совместной исследовательской деятельности дети пробуют найти ответ, самостоятельно или посоветовавшись с товарищами, родителями. Увлекательное дело, если не требует от воспитателя обязательного присутствия - дети успешно справляются с выбранными заданиями. Воспитатель оказывает помощь и поддержку там, где об этом просят дети. В случае, если воспитанники не находят ответ на вопрос, то дома вместе с родителями готовят небольшое сообщение по интересной идеи. Часто у дошкольников появляются такие вопросы или идеи, которые невозможно решить за короткий промежуток времени. В таком случае деятельность, перерастает в проектную и длится от недели – до двух- трех недель. Такие проекты мы называли «Зеленой неделей». По итогам увлекательной зеленой недели, ребята совместно с взрослыми организуют выставки, размещают их в холле детского сада, тем самым показывают свое интересное дело и «заражают» своими идеями других детей. Интересное дело заканчивается обсуждением в общем кругу, где дошкольники обмениваются впечатлениями, делают выводы относительно исследования, делятся собственными открытиями. Прожитое интересное дело отмечают в БАНКЕ специальным значком (смайликами) это значит, что вопрос решен. «Банк идей» группы регулярно пополняется новыми вопросами детей. | ||
| Презентация https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2023/11/19/prezentatsiya-po-tehnologii-bank-idey | ||
| Не имеется |
Описание успешной образовательной практики
Актуальность.
Современные образовательные технологи в практике педагогической работы – это обязательное условие, которое развивает у дошкольников инициативу и самостоятельность, а также интеллектуальность, творчество. Образовательный процесс предусматривает использование таких средств и методик, которые помогают детям «открывать» и раскрывать себя. Важно использовать инновационные технологии, которые способствуют созданию благоприятной образовательной среды, формируют у дошкольников деятельностный подход к образовательному процессу, а также учитывают индивидуальные особенности каждого ребенка и включают родителей в процесс развития. Одной из такой технологии – является «Банк идей».
Целью данной практики является создание условий для развития у детей инициативы и самостоятельности через использование инновационной технологии «Банк идей».
Для достижения данной цели определила следующие задачи:
- Побуждать детей к диалогу, слушать и слышать собеседников;
- Планировать свой день и следовать ему;
- Способствовать развитию творческого потенциала и самостоятельности детей в образовательной деятельности;
- Инициировать самостоятельный выбор воспитанников в разных видах деятельности: игровой, познавательной, коммуникативной, двигательной.
- Пополнять предметно-пространственную развивающую среду, способствующую поддержке детской инициативы и самостоятельности;
- Сформировать у родителей представления о технологии «Банк идей»; привлечь их к совместной деятельности.
Технология «Банк идей» основывается на идеях предложенных воспитанниками группы на детском совете. В нашей группе сигналом для сбора детей на детский совет стал «волшебный колокольчик». Собравшись в круг, дошкольники рассказывают, что интересного произошло дома, на улице, то есть обмениваются новостями. При этом важно, чтобы все ребята высказали свои эмоции и чувства. Обмен новостями формирует у дошкольников умение слышать друг друга.
Педагог записывает идеи детей, а дошкольники их зарисовывают схематично на листочках бумаги. Все детские предложения оформляются в один список. Собранные материалы размещаются в доступном месте для того, чтобы каждый ребёнок понимал, что его идея важна. Затем для хранения вопросов (идей) дети предложили создать свой «Банк идей», в виде коробки с ячейками на каждого ребенка. В ячейках коробки содержатся идеи детей, которые выполнены схематично. Детских предложений было много и для их реализации, нужно выбрать какое-то одно, и воспитанники предложили назначить ответственного по выбору идей (вопросов) и назвали эту должность «Банкир». Он отвечал за выбор самой интересной идеи. Воспитанники его в этом поддерживали.
Ребята с удовольствием включаются в дело! Выполняя запланированные задания, они делают свои умозаключения и выводы. Например, вместе находят ответ на вопрос: «Как делают книжки?», «Из чего сделаны стулья?» В процессе совместной исследовательской деятельности дети пробуют найти ответ, самостоятельно или посоветовавшись с товарищами, родителями. Увлекательное дело, если не требует от воспитателя обязательного присутствия - дети успешно справляются с выбранными заданиями. Воспитатель оказывает помощь и поддержку там, где об этом просят дети. В случае, если воспитанники не находят ответ на вопрос, то дома вместе с родителями готовят небольшое сообщение по интересной идеи.
Бывает, что у детей возникают такие вопросы или идеи, которые невозможно решить за короткий промежуток времени. В таком случае деятельность, перерастает в проектную и длится от недели – до двух - трех недель. Такие проекты мы называли «Зеленой неделей». По итогам увлекательной зеленой неделей, ребята совместно с взрослыми организуют выставки, размещают их в холле детского сада, тем самым показывают свое интересное дело и «заражают» своими идеями других детей.
Наблюдая за работой Банкира, воспитанники захотели тоже выполнять значимую работу по группе. Дети нарисовали значки, придумали названия к ним: «Цветовод», «Горничный», «Банкир», «Мойдодыр», «Ответственный по игрушкам», «Дворецкий». Затем предложили создать игровое пособие «Деловые хлопоты», которое помогает дошкольникам самостоятельно распределять между собой трудовые обязанности. Каждый день на детском совете часть времени уделяли на обсуждение и назначение ответственных по группе. Так же на детском совете у детей возникла идея составления плана на день. Сначала составляли один общий, а за тем каждый ребёнок зарисовывал свой собственный. «Деловые хлопоты» - это один из приемов технологии «Банк идей»
Важность в реализации технологии «Банк идей», является организации ППРС. Поэтому задача воспитателя, работая по данной технологии, пополнять среду, что мы и делали. На детские идеи оснащали все центры группу необходимым материалом. Ребятам с легкостью находили ответ на свой вопрос в той среде, которая их окружала. Таким образом, оснащённая ППРС, помогает детям самостоятельно или с помощью товарища отвечать на свои идеи.
Интересное дело заканчивается обсуждением в общем кругу, где дети обмениваются впечатлениями, делают выводы относительно исследования, делятся собственными открытиями. Прожитое интересное дело отмечают в БАНКЕ специальным значком (смайликами), это значит, что вопрос решен.
Убедилась в том, что данная технология позволяет организовать образовательный процесс так, чтобы ребенок мог задавать интересующие его вопросы и самостоятельно находить ответы на них. В результате проживания интересной идеи у детей формируются умения: видеть проблему, формулировать и задавать вопросы, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения, доказывать и защищать свои идеи, самостоятельно действовать на этапах исследования, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Использование данной технологии позволяет взрослым (педагогам) отдавать инициативу детям и выполнять новую роль взрослого не в качестве наблюдателя, а в качестве равного партнера в поиске новых знаний.
Таким образом, работая по технологии «Банк идей», могу сделать вывод о том, что мои воспитанники:
- могут легко составить план своего дня и следовать ему;
- проявляют инициативность, самостоятельность;
- ставят цель и достигают её;
- стали общительными, любознательными, креативными.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Способы поддержки и направления детской инициативы
В статье размещены способы поддержки и направления детской инициативы по возрастным группам...
Оптимизация форм организации работы с семьей, как средство поддержки и развития детской инициативы и самостоятельности
Оптимизация форм организации работы с семьей, как средство поддержки и развития детской инициативы и самостоятельности...
Консультация для воспитателей "Способы поддержки и направления детской инициативы"
Система работы в детском саду по выявлению и развитию способностей воспитанников включает в себя несколько основных направлений, которые тесно связаны и интегрируются между со...
Способы поддержки и направления детской инициативы
Система работы в детском саду по выявлению и развитию способностей воспитанников включает в себя несколько основных направлений, которые тесно связаны и интегрируются между собой. И ...
Способы развития детской инициативы и самостоятельной культуры практик
Современный педагог осознает, что развитие детской самостоятельности и инициативы во многом зависят от него, особенно от признания, что ребенок – это свободная личность. Он имеет право выражать ...
Конспект образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста, обеспечивающий поддержку и развитие детской инициативы и самостоятельности Тема: « В гостях у бабушки Маши»
Конспект образовательной деятельности с детьми среднегодошкольного возраста, обеспечивающий поддержку и развитие детской инициативы и самостоятельностиТема: « В гостях у бабушки Маши»...
Способы развития детской инициативы и самостоятельности в культурных практиках
Что такое инициатива и самостоятельность?Под инициативой мы понимаем первый шаг в каком-либо деле; внутреннее побуждение к новым формам деятельности; руководящая роль в каких-либо действиях. Инициатив...