Главные вкладки
Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Цветная фантазия»
методическая разработка по аппликации, лепке (средняя группа)
Данная программа является дополнительной общеобразовательной общеразвивающей художественной направленности, очной формы обучения, сроком реализации 1 год, для детей 4-5 лет, стартового уровня освоения.
Программа позволяет дать основные представления о нетрадиционном подходе к выполнению изображения, который дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить. Изображение нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ivanova_kruzhok2023.docx | 64.97 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №11 «ЛЕСНАЯ СКАЗКА»
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Педагогическим совещанием Заведующая
МДОУ «Детский сад №11 МДОУ «Детский сад №11
«Лесная сказка» «Лесная сказка»
_________________ Н.Г.Лошадкина ________________ И.В.Веселова
от___________протокол №________ Приказ № от _______
Дополнительная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Цветная фантазия»
Возраст детей: 4-5 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Иванова А.А.,
воспитатель
г. Балабаново, 2023 г.
СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ I. «КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ…….3
1.1.Пояснительная записка……………………………………………………………..3
1.2.Цель и задачи………………………………………………………………………..4
1.3.Содержание программы…………………………………………………………….5
1.4.Планируемые результаты…………………………………………………………...7
РАЗДЕЛ II. «КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ»8
2.1.Календарный учебный график……………………………………………………...9
2.2.Условия реализации программы…………………………………………………..10
2.3.Формы аттестации/контроля………………………………………………………11
2.4.Оценочные материалы результативности освоения программы………………..12
2.5.Методическое обеспечение………………………………………………………..12
2.6.Список литературы…………………………………………………………………15
Приложение 1………………………………………………………………………..17
РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1 Пояснительная записка
Данная программа является дополнительной общеобразовательной общеразвивающей художественной направленности, очной формы обучения, сроком реализации 1 год, для детей 4-5 лет, стартового уровня освоения.
Программа позволяет дать основные представления о нетрадиционном подходе к выполнению изображения, который дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить. Изображение нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.
Проект программы составлен в соответствии с государственными требованиями к образовательным программам системы дополнительного образования детей на основе следующих нормативных документов:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Приказ Минпросвещения от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
3. Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении рекомендаций» (вместе «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года № 1726-р «Концепция развития дополнительного образования детей».
5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».
6. СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
7. СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
8. Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеей 20 ноября 1989 года. ─ ООН 1990.
9. Федеральный закон 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
10. Устав МДОУ «Детский сад № 11 «Лесная сказка». Локальные нормативные акты МДОУ «Детский сад № 11 «Лесная сказка».
Актуальность и педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки.
Новизна программы «Цветная фантазия» заключается в том, что в основу положено использование разнообразных нетрадиционных техник, что позволяет ребенку в увлекательной форме развивать и совершенствовать свои способности, обеспечивает ситуацию успеха в видах деятельности, требующих проявления творческих способностей. В рабочей программе также заложены возможности предусмотренные стандартом формирования у воспитанников обще учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций..
Отличительная особенность программы является использование нестандартных техник и материалов на занятии, таких как: использование ватных палочек, ладошек, пальчиков, штампов, тычком, в лепке из пластилина и соленого теста, использование разнообразного природного материала, например: плоды деревьев, нити, крупы, ватные палочки и диски, капсулы от киндер-сюрпризов и прочий материал, используемый в быту.
Программа является модифицированной. Она разработана на основе книги И.А. Лыкова «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» и педагогического опыта педагога Ивановой А.А.
Адресат программы: данная программа рассчитана на детей дошкольного возраста 4-5 лет. Количество детей в группе от 10-15 человек. В объединение принимаются все дети, без конкурсного отбора, на основании заявления родителей.
Уровень освоения программы – стартовый.
Объём программы – 36 часа.
Срок освоения программы – 1 год.
Форма и режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю по 1академическому часу (1 час = 1 занятие = 30 минут). Занятия проводятся во вторую половину дня в рамках совместной деятельности со взрослым в форме кружковой работы. Дни занятий выбираются в зависимости от образовательной нагрузки и в соответствии с расписанием образовательной деятельности.
Формы проведения занятий: теоретические и практические занятия.
1.2. Цель и задачи программы
Цель: развитие познавательных, творческих и художественных способностей детей в процессе продуктивной деятельности через активизацию мелкой моторики пальцев и кистей рук.
Задачи:
Обучающие:
- познакомить с нетрадиционными изобразительными техниками рисования (пальчиками, ладошками, оттиск поролоном, зубной пастой, манкой, крупами, смятой бумагой, ватными палочками и т.д.);
- обучать техническим приемам и способам изображения с использованием различных материалов;
- формировать практические навыки работы в различных видах художественной деятельности: рисовании, лепке, аппликации.;
- создавать условия для развития творческой активности детей.
Развивающие:
- развивать речевую функцию детей через активизацию мелкой моторики пальцев и кистей рук;
- развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;
- совершенствовать движение рук;
- развивать познавательные психические процессы: произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память;
- развивать речь детей;
- развивать художественный вкус.
Воспитательные:
- воспитывать уверенность в собственных изобразительных возможностях, поддерживать проявление фантазии, смелости в изложении собственных замыслов;
- воспитывать у детей интерес к продуктивным видам деятельности, формируя образное представление у детей, воспитывая и развивая их творческие способности;
- Воспитывать аккуратность в работе и бережное отношение к материалам, используемых в работе;
- Воспитывать усидчивость, целенаправленность.
1.3. Содержание программы
Учебно - тематический план.
№ | Наименование тем | Количество часов | Форма аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | Вводное занятие | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа |
2. | Аппликация | 14 | 7 | 7 | Творческая работа |
3. | Рисование | 7 | 3,5 | 3,5 | Творческая работа |
4. | Промежуточный мониторинг | 2 | 1 | 1 | Выставка |
5. | Конструирование | 7 | 3,5 | 3,5 | Творческая работа |
6. | Пластилинография | 4 | 2 | 2 | Творческая работа |
7. | Итоговый мониторинг | 1 | - | 1 | Выставка |
Итого: 36 ч. | 36 | 17,5 | 18,5 |
Содержание
1.Вводное занятие.
Теория
Техника безопасности при работе с колюще-режущими и пачкающими материалами. Организация рабочего места. Материалы и принадлежности.
Практика
Проведение игры на знакомство с использованием предмета.
Демонстрация правильной организации рабочего места. Доведение правил
техники безопасности при работе с ножницами, красками, клеем, природными и другими материалами.
2.Аппликация.
Теория
Рассказ о материалах для аппликации и моделирования с демонстрацией предметов. Объяснение этапов выполнения аппликации из бумаги и не только правил работы с ножницами, клеем, бумагой и другими материалами (вата, стружка карандаша, салфетки и др.).
Практика
Выполнение аппликаций. Формирование умения изображать предметы из разных материалов и использование в работе нетрадиционные способы аппликации. Формирование умения составлять композиции, пользоваться разными техниками наклеивания, работа с ножницами. Развитие мелкой моторики рук.
3.Рисование.
Теория
Рассказ о материалах с демонстрацией предметов. Объяснение правил владения кистью, сочетание цветов, этапов рисования, правил поведения при работе с красками. Сочетание цветов. Знакомство с нетрадиционными материалами для рисования (зубная паста, ватные диски, ватные палочки, зубочистки и др.)
Практика
Рисование произвольное, по замыслу, с использованием нетрадиционных техник и материалов. Развитие цветового восприятия, инициативности, самостоятельности, творческого воображения и фантазии детей.
4.Промежуточный мониторинг.
Теория
Практика
5.Конструирование.
Теория
Знакомство с природным и бросовым материалами пригодными для конструирования, демонстрация их. Знакомство с художественны видом конструирования из природных материалов.
Практика
Создание поделок из природного и бросового материала. Использование разных способов соединения деталей. Развитие способности работать руками, приучение к точными движением пальцев. Составление образов животных из различных материалов.
6.Пластилинография.
Теория
Объяснение как выполнить простую картину из пластилина.
Демонстрация этапов выполнения картины. Рассказ о материалах, из которых можно лепить предметы.
Практика
Делаем картины. Закреплением умение расплющивать пластилиновые шарики, заполнять ими определенную форму шаблона, а также размазывать по поверхности, примазывая и разравнивая. Развиваем мелкую моторику, эстетическое восприятие. Воспитываем усидчивость, терпение, аккуратность в работе с пластилином.
7.Итоговый мониторинг.
Практика
Выполнение поделки (демонстрация знаний и умений
учащимися)
1.4. Планируемые результаты
В результате обучения по данной программе дошкольники:
- научатся различным приемам работы с бумагой, природным материалом, нетрадиционным материалам, бумагой и картоном;
- научатся следовать устным инструкциям;
- будут создавать композиции с изделиями;
- разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию; овладеют навыками культуры труда;
- улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
- овладеют техническими приемами работы с различными изобразительными материалами.
РАЗДЕЛ II. «КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ»
2.1 Календарный учебный график
№ п/п | Месяц | Число | Время проведения занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
1 | Сентябрь | 6 | 15:30 | Вводное занятие | 1 | Техника безопасности | Группа | Беседа |
2 | Сентябрь | 14 | 15:30 | Аппликация из стружки карандашей | 1 | «Бабочка – красавица» | Группа | Индивидуальные беседы |
3 | Сентябрь | 20 | 15:30 | Аппликация из стружки карандашей | 1 | «Бабочка – красавица» | Группа | Анализ работ |
4 | Сентябрь | 28 | 15:30 | Рисование пальчиками | 1 | «Веселый мухомор». | Группа | Пост в ВК |
5 | Октябрь | 4 | 15:30 | Печать листьями | 1 | «Волшебные листочки» | Группа | Фронтальный опрос |
6 | Октябрь | 12 | 15:30 | Пластилинография | 1 | «Ёжик в осеннем лесу» | Группа | Анализ работ |
7 | Октябрь | 18 | 15:30 | Конструирование из макарон | 1 | «Осеннее дерево» | Группа | Выстовка |
8 | Октябрь | 26 | 15:30 | Поделка из природного материала | 1 | «Мышка – норушка» | Группа | Пост в ВК |
9 | Ноябрь | 2 | 15:30 | Рисование ватными палочками | 1 | «Рыбки в аквариуме» | Группа | Фронтальный опрос |
10 | Ноябрь | 8 | 15:30 | Аппликация из цветной бумаги | 1 | «Букет цветов для мамы» | Группа | Индивидуальные беседы |
11 | Ноябрь | 16 | 15:30 | Аппликация из ваты | 1 | «Шубка для зайчика» | Группа | Выставка |
12 | Ноябрь | 22 | 15:30 | Аппликация из ватных палочек | 1 | «Заюшкина избушка» | Группа | Пост в ВК |
13 | Ноябрь | 30 | 15:30 | Аппликация из ватных дисков | 1 | «Зимний пейзаж» | Группа | Индивидуальные беседы |
14 | Декабрь | 6 | 15:30 | Диагностика | 1 | Промежуточный мониторинг | Группа | Фронтальный опрос |
15 | Декабрь | 14 | 15:30 | Диагностика | 1 | Промежуточный мониторинг | Группа | Выставка |
16 | Декабрь | 20 | 15:30 | Пластилинография | 1 | «Наряд для Снегурочки» | Группа | Пост в ВК |
17 | Январь | 11 | 15:30 | Рисование восковыми мелками | 1 | «Снежинка» | Группа | Фронтальный опрос |
18 | Январь | 17 | 15:30 | Поделка из природного материала | 1 | «Собачки» | Группа | Фронтальный опрос |
19 | Январь | 25 | 15:30 | Рисование зубной пастой | 1 | «Морозные узоры на окнах» | Группа | Выставка |
20 | Январь | 31 | 15:30 | Аппликация из нарезанных шерстяных ниток | 1 | «Умка – белый медвежонок» | Группа | Пост в ВК |
21 | Февраль | 8 | 15:30 | Рисование параллоном и ватными палочками | 1 | «Зима в лесу» | Группа | Индивидуальные беседы |
22 | Февраль | 14 | 15:30 | Салфеточная аппликация | 1 | «Друзья для снегиря» | Группа | Анализ работ |
23 | Февраль | 22 | 15:30 | Конструирование из бросового материала | 1 | «Танк для папы» | Группа | Анализ работ |
24 | Февраль | 28 | 15:30 | Аппликация из бумаги | 1 | «Цветок для мамы» | Группа | Фронтальный опрос |
25 | Март | 5 | 15:30 | Аппликация из бумаги | 1 | «Цветок для мамы» | Группа | Пост в ВК |
26 | Март | 13 | 15:30 | Пластилинография | 1 | «Пингвины на льдине» | Группа | Индивидуальные беседы |
27 | Март | 21 | 15:30 | Обрывная аппликация | 1 | «Домашние животные» | Группа | Фронтальный опрос |
28 | Март | 27 | 15:30 | Конструирование из природного материала | 1 | «Мишка». | Группа | Пост в ВК |
29 | Апрель | 4 | 15:30 | Аппликация из крупы | 1 | «Пшеничный жирафчик» | Группа | Фронтальный опрос |
30 | Апрель | 10 | 15:30 | Салфеточная аппликация | 1 | «Овечка» | Группа | Выставка |
31 | Апрель | 18 | 15:30 | Лепка из солёного теста | 1 | «Румяное яблочко на блюдечке» | Группа | Анализ работ |
32 | Апрель | 24 | 15:30 | Пластилинография | 1 | «Божья коровка на ромашке» | Группа | Пост в ВК |
33 | Май | 6 | 15:30 | Аппликация из бумаги | 1 | «9 Мая» | Группа | Фронтальный опрос |
34 | Май | 14 | 15:30 | Мозаика из яичной скорлупы | 1 | «Черепашка» | Группа | Индивидуальные беседы |
35 | Май | 22 | 15:30 | Рисование гуашью | 1 | «Дом» | Группа | Пост в ВК |
36 | Май | 28 | 15:30 | занятие-путешествие | 1 | «Итоговый мониторинг» | Группа | Выставка |
2.2 Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение занятий
В группе созданы условия для реализации программы.
Для проведения используется групповое помещение, оборудованное мебелью, соответствующей росту и возрасту детей.
В группе имеется информационно-компьютерное оборудование: интерактивный комплекс: магнитофон.
В группе имеются игрушки развивающего характера: пирамидки, вкладыши различного типа, матрешки, мозаика, конструктор Лего, пластмассовый конструктор.
Материалы и инструменты:
Вид детской деятельности. Рисование. Средства обучения и воспитания:
∙ акварельные краски, гуашь;
∙ восковые мелки, свеча;
∙ ватные палочки;
∙ поролоновые печатки;
∙ матерчатые салфетки;
∙ стаканы для воды;
∙ подставки под кисти;
Вид детской деятельности. Аппликация. Средства обучения и воспитания:
∙ клей;
∙ клеевые кисти;
∙ матерчатые салфетки;
∙ клеенки;
∙ ножницы;
∙ цветная бумага, цветной картон;
∙ природный материал;
∙ макаронные изделия, различные крупы.
2.3. Формы аттестации/контроля
В ходе реализации программы, воспитанники овладевают определенными умениями и навыками. Оценка эффективности реализации программы проходит в три этапа: входная, промежуточная и итоговая аттестации.
Входная аттестация проводится в сентябре, итоговая аттестация в мае.
Формы аттестации
Текущая аттестация оценивает качество усвоения знаний за первое полугодие, освоение программы. Проводится в форме выставки, обсуждения , просмотра работ, открытого занятия.
Методы проверки:
- фронтальный опрос;
- индивидуальные беседы;
- анализ работ.
Итоговая аттестация осуществляется в форме организации выставки работ. Результаты промежуточной и итоговой аттестаций, анализ с выводами и предложениями заносятся в итоговый протокол.
Формы представления результатов:
- Организация выставок детских работ для родителей.
- Публикации постов в социальных сетях не реже 1 раза в месяц.
- Индивидуальные беседы с родителями.
- Тематические выставки ДОО.
- Творческий отчёт-воспитателя-руководителя кружка.
2.4. Оценочные материалы результативности освоения программы
см. Приложение 1
2.5. Методическое обеспечение
Методические указания
Обучение детей носит наглядно-действенный характер. Новые знания ребёнок усваивает на основе непосредственного восприятия, когда следит за действием педагога, слушает его пояснения и указания и сам действует с дидактическим материалом. Занятия часто начинаются с элементов игры, сюрпризных моментов – неожиданного появления игрушек, вещей, прихода «гостей». Это заинтересовывает и активизирует детей. Большое значение имеют санитарно-гигиенические условия и эстетическое оборудование кабинета. Дети должны чувствовать себя комфортно, а занятия должны вызывать эмоциональный подъём.
В процессе реализации программы используются различные методы обучения:
- словесный (устное изложение, рассказ, беседа, загадка и т. д.);
- наглядный (показ иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) воспитателем, работа по образцу и др.);
- игровые;
- практические (упражнения, применение дидактического материала).
Структура занятия.
I. Мотивация. Создание интереса, привлечение детей к выполнению работы.
II. Художественное восприятие изображаемого.
- Рассказ-объяснение воспитателя;
- совместное обследование и рассматривание образца;
- совместное уточнение способов и приёмов выполнения работы;
- уточнение поэтапного выполнения работы.
III. Практическая работа детей.
- Выбор детьми необходимого материала для работы.
- Выполнение детьми работы.
- Помощь воспитателя детям, которые испытывают трудности при выполнении работы.
IV. Итог занятия.
- Совместное рассматривание детских работ.
- Анализ детских работ воспитателем.
- Анализ детьми своих работ и работ других детей.
- Организация выставок детских работ.
Способы работы:
- Наклеивание комочков бумаги на плоскостное изображение.
- Наклеивание кусочков и комочков бумажных салфеток.
- Наклеивание ниток на плоскостное изображение.
- Печатание листьями на плоскостном изображении.
- Лепка предметов из теста.
- Выкладывание мозаики на пластилиновой основе.
Работа кружка включает в себя следующие разделы:
- пальчиковый игротренинг;
- аппликация из салфеток;
- обрывная аппликация;
- аппликация из шерстяных ниток;
- салфеточная аппликация;
- лепка (пластилинография);
- мозаика из яичной скорлупы;
- рисование в нетрадиционных техниках;
- конструирование из природного, бросового материалов.
В разделе «Пальчиковый игротренинг» дети знакомятся с различными пальчиковыми играми, которые сочетают в себе музыкальное сопровождение, сопровождение художественным словом, гимнастику с учебными предметами. Также проводятся комплексы пальчиковой гимнастики с учебными предметами, направленные на закрепление умения правильно держать карандаш, кисточку, задания на удержание позы кистей рук. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Рисование пальчиками - нанесение краски на бумагу при помощи кончиков пальцев. При соприкосновении пальца с бумагой на ней остаются отпечатки в виде цветных пятнышек круглой формы, а при проведении им по бумаге получаются линии. Краски (использовала гуашь) разводятся до густоты сметаны. При смене красок пальчики моют водой и вытирают салфеткой.
Аппликация из салфеток. Я считаю, особенно положительное влияние на развитие мелкой моторике рук оказывает салфеточная аппликация. Путем сминания кусочков бумажной салфетки кончиками пальцев, получаются комочки, которые дети используют для заполнения контура рисунка, приклеивая эти комочки на определенные места. Коллективные работы, выполненные салфеточной аппликацией, отличаются красочностью, художественным вкусом. Дети с удовольствием занимаются этой аппликацией, получая удовлетворение в виде готовой работы, выполненной своими руками, украшающей группу. Продуктивная деятельность всегда интересна детям, но когда дети видят готовую коллективную работу, которая украшает группу, нет придела детской радости, восхищения, гордости за свой труд.
Пластилинография. С целью развития ручной умелости и умственных способностей детей дошкольного возраста, я решила много внимания уделить такому творчеству как пластилинография. Данная техника хороша тем, что она доступна маленьким детям, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в деятельность детей, делает ее более увлекательной и интересной.
Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других образовательных мероприятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи и т. д.)
Работа с пластилином занимает много времени, требует внимания и усидчивости, поэтому в середине НОД я провожу физкультурные минутки. Еще один важный момент - благоприятный эмоциональный настрой у детей. Особенно приятно видеть, как они радуются выполненной работе, и с каким восторгом и гордостью показывают вечером своим родителям. Я уверена, что условием успешной работы является оригинальность заданий, формулировка которых становится стимулом к творчеству.
Работа с природным материалом. Конструирование из природного материала по своему характеру ближе к художественным видам деятельности. Создавая образы, дети не только их структурно отображают, сколько выражают свое отношение к ним, передают их характер, что позволяет говорить о художественной природе этих образов. Задача педагога – научить детей чувствовать специфику природного материала, видеть богатую палитру его красок, форм, фактуры и на основе этого создавать разнообразные художественные образы. Это способствует развитию у детей воображения и творчества, в основе которых лежит овладение детьми обобщенными способами построения образа с опарой на наглядность (природного материал) и имеющиеся у них много аспектные представления из собственной жизни, сказок, фильмов т. п.
Рисование с помощью штампа (в качестве штампа использовала фигуры из поролона) - нанесение краски на поверхность специальной формы. Прикладывание красочным слоем к бумаге и придавливание с целью получения цветного оттиска.
В качестве штампа можно использовать деревянные геометрические фигурки из игрушечного строительного материала или вырезать шаблоны нужной формы.
Обрывная аппликация. Это отдельный вид аппликации, суть которого можно уловить из названия. В обрывной аппликации все детали рисунка не вырезаются из цветной бумаги, а отрываются и приклеиваются в виде мозаики. Обрывная аппликация очень проста в выполнении, и ее может освоить даже ребенок 4-5 лет. Кроме того, здесь не нужно четких контуров и ровных линий - настоящий простор для творчества. Что бы детям интересней было выполнять работу, мы вместе придумываем сюжет или выбираем любимого героя.
Скатывание бумаги. Способ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.
Оттиск смятой бумагой. Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.
Восковые мелки + акварель. Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным.
Отпечатки листьев. Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.
2.5. Список литературы
Литература для педагога:
1. Примерная общеобразовательная Программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - Издательство МОЗАИКА…СИНТЕЗ Москва, 2014
2. Урмакова И.А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб.: «Литера», 2008.
3.Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. – М.:«КАРАПУЗ»2009.
4.Колдина Д.Н. Лепка с детьми 4 - 5 лет. Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.
5.Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» Москва, «Просвещение», 1991.
6.А.Н. Малышева, Н.В.Ермолаева «Аппликация в детском саду» Ярославль, «Академия развития», 2006.
7. Интернет – ресурсы.
Литература для родителей и детей:
1.Позина Е. Времена года в стихах, рассказах и загадках. /Издательство
«Стрекоза», 2007.
2.Табенкова А.Л., Боголюбская М.К. Хрестоматия по детской литературе.
М. Просвещение, 1988.
3Лыкова И.А. Журнал «Рисуем натюрморт» Издательский дом «КАРАПУЗ»
2001 г.
4.Лыкова И.А. Альбом «Цветные хвостики» Издательский дом «КАРАПУЗ»
2001 г.
5.Лыкова И.А. Альбом «Пестрые крылышки». Издательский дом
«КАРАПУЗ» 2001 г.
6.Курочкина Н.А. «Знакомим с натюрмортом» Учебно – наглядное пособие
СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,2005 г
7.Курочкина Н.А. «Знакомим с книжной графикой». Учебно – наглядное
пособие СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,2005 г.
8.Курочкина Н.А. «Знакомим с пейзажной живописью". Учебно – наглядное
пособие СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,2005 г.
Приложение 1
Организация диагностики продуктивной деятельности.
Мониторинг достижения планируемых результатов освоения программы Мониторинг уровня развития художественных способностей у детей (диагностика) проводится два раза в год – в середине(декабрь) и конце учебного года(май).
Задача | Критерий | Показатель | Метод |
Обучить детей основам техники работы с кистью, мелками, пластилином, нетрадиционным художественным материалом (мятая бумага, пробка, тычок, трубочка для коктейля, ластик, нитки); | Уровень освоения техник работы с кистью, мелками, пластилином, нетрадиционным художественным материалом (мятая бумага, пробка, тычок, трубочка для коктейля, ластик, нитки); | Степень освоения техник работы с кистью, мелками, пластилином, нетрадиционным художественным материалом (мятая бумага, пробка, тычок, трубочка для коктейля, ластик, нитки); 3б–хорошо владеет техниками; 2б- слабо владеет техниками; 1б-не владеет техниками. | Наблюдение, конкурс, тестирование |
Обучить детей различать цвета спектра и их оттенки, основные геометрические фигуры. | Уровень освоения знаний о цветах спектра и их оттенках, основных геометрических фигурах. | Степень освоения знаний о цветах спектра и их оттенках, основных геометрических фигурах. 3б– хорошо знает; 2б- слабо знает; 1б-незнает. | Тестирование, беседа |
Развивать мелкую моторику рук. | Уровень развития мелкой моторики рук. | Степень развитости мелкой моторики рук. 3б–хорошо развита; 2б- слабо развита; 1б-не развита. | Наблюдение |
Развивать творчество и фантазию, наблюдательность, воображение, ассоциативное мышление и любознательность. | Уровень развития творчества и фантазии, наблюдательности, воображения, ассоциативного мышления и любознательности. | Степень развития творчества и фантазии, наблюдательности, воображения, ассоциативного мышления и любознательности. 3б–хорошо развито; 2б-слабо развито; 1б-не развито. | Выставки, конкурс |
Сформировать художественный вкус и чувство гармонии. | Уровень сформированости художественного вкуса и чувства гармонии. | Степень сформированости художественного вкуса и чувства гармонии. 3б–хорошо сформирован; 2б-слабо сформирован; 1б-не сформирован. | Наблюдение, выставки, конкурс |
Сформировать навыки самостоятельности. | Уровень сформированости навыков самостоятельности. | Степень сформированости навыков самостоятельности 3б–хорошо сформированы; 2б-слабо сформированы; 1б-не сформированы. | Наблюдение |
Высокий уровень (15-18б)-ребёнок хорошо освоил технику работы с кистью, мелками, пластилином, нетрадиционным художественным материалом (мятая бумага, пробка, тычок, трубочка для коктейля, ластик, нитки); знает о цветах спектра и их оттенках, основных геометрических фигурах; У ребёнка хорошо развита мелкая моторика рук. У ребёнка хорошо развита фантазия, наблюдательность, воображение, ассоциативное мышление и любознательность. Сформировались художественный вкус и чувство гармонии. Владеет навыками самостоятельности.
Средний уровень(11-14б)-ребёнок слабо освоил технику работы с кистью, мелками, пластилином, нетрадиционным художественным материалом (мятая бумага, пробка, тычок, трубочка для коктейля, ластик, нитки); имеет слабые знания о цветах спектра и их оттенках, основных геометрических фигурах; У ребёнка слабо развита мелкая моторика рук. У ребёнка слабо развита фантазия, наблюдательность, воображение, ассоциативное мышление и любознательность. Слабо сформировались художественный вкус и чувство гармонии, навыки самостоятельности.
Низкий уровень(7-10б)- ребёнок не освоил технику работы с кистью, мелками, пластилином, нетрадиционным художественным материалом (мятая бумага, пробка, тычок, трубочка для коктейля, ластик, нитки); не знает о цветах спектра и их оттенках, основных геометрических фигурах; У ребёнка не развита мелкая моторика рук. У ребёнка не развита фантазия, наблюдательность, воображение, ассоциативное мышление и любознательность. Не сформировались художественный вкус и чувство гармонии. Не владеет навыками самостоятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности " Пластилиновая фантазия" 2018 -2019 учебный год.
Рабочая программа по пластилинографии. Цель: развитие у детей творческих способностей посредством нетрадиционной техники - пластилинографии....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Цветные ладошки»
Цель программы: - развитие художественно-творческих способностей у детей 4-6 лет, посредствам нетрадиционных техник рисования....
Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет
Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...
Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности Кружок «Народная кукла»
Актуальностью программы является приобщение ребёнка к народной культуре через изготовление традиционной народной куклы. Новизна пр...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Цветные ладошки"
Пояснительная записка Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным и общеобразовательным программам (порядок утвержден Приказом Министерства просвещения Росс...
Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Театральные фантазии для детей 3 - 5 лет»
Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Театральные фантазии для детей 3 - 5 лет».Программа для театрального кружка в ДОУ....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ЦВЕТНЫЕ ЛАДОШКИ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ЦВЕТНЫЕ ЛАДОШКИ»...