Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Театральные фантазии для детей 3 - 5 лет»
рабочая программа

Лебедева Наталья Анатольевна

Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Театральные фантазии для детей 3 - 5 лет».

Программа для театрального кружка в ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение –

детский сад «Солнышко»

Согласовано  на заседании педагогического                                         Утверждено

                                                                                                                    приказом  заведующего по                                              

совета МАДОУ детского сада «Солнышко»                                         МАДОУ  детскому саду        

                                                                                                                    «Солнышко»

протокол № 1_от «30» августа 2019  г.                                                №  114 от «03» сентября 2019 г.

Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности

«Театральные фантазии для детей 3 - 5 лет»

срок реализации 9 месяцев

 Разработчик:Лебедева Н.А.

педагог дополнительного образования

МАДОУ детского сада «Солнышко»

п. Коврово

2019 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание          разделов

Страницы

1.

Пояснительная записка

3

2.

Цель и задачи Программы, ее место в образовательном процессе

3

2.1

Цель освоения программы

3

2.2

Задачи освоения программы

3

3.

Содержание программы

4

4.

Календарный учебный график

5

5.

Учебно-тематический план

5

6.

Планируемые результаты освоения образовательной программы

7

7.

Формы промежуточной аттестации

8

8.

Методическое обеспечение и условия реализации программы

8

1. Пояснительная записка

Данная программа разработана в соответствии с разработана в соответствии с: Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее Порядок 1008); Уставом МАДОУ детского сада «Солнышко».

Театр — одно из ярких эмоциональных средств, формирующих вкус у детей, если в младшем возрасте окунуться в мир театра, то всю жизнь будешь воспринимать мир прекрасным.

Использование программы «Театральные фантазии» позволяет стимулировать способность детей к образному и свободному восприятию окружающего мира (людей, культурных ценностей, природы), которое, развиваясь параллельно с традиционным рациональным восприятием, расширяет и обогащает его. Ребенок учится уважать чужое мнение, быть терпимым к различным точкам зрения, учится преобразовывать мир, используя фантазию, воображение, общение с окружающими людьми.

Настоящая программа описывает курс подготовки по театрализованной деятельности детей в возрасте с 3 – 5 лет. Она разработана на основе обязательного минимума содержания по театрализованной деятельности для ДОУ с учетом обновления содержания по различным программам, описанным в литературе.

Программа строится на основе программы «В гостях у сказки» Маранцевой Л.В.

Данная программа предлагается как форма дополнительного образования для детей дошкольного возраста. По данной программе могут заниматься  дошкольники 3 – 5  лет.

Продолжительность реализации программы – девять месяцев (период с сентября месяца по май месяц)  включительно.Работа с родителями: формы взаимодействия с семьями воспитанников: открытые занятия, родительские собрания, индивидуальные беседы.

  1. Цель и задачи Программы, ее место в образовательном процессе

2.1 Цели освоения программы

Приобщение детей к духовным и нравственным ценностям, развитие личности через театрализованную деятельность.

2.2 Задачи освоения программы

1.  Побуждение интереса к театрально–игровой деятельности, создание необходимых условий для ее проведения.

2. Воспитание умения следить за развитием действия в драматизациях и кукольных спектаклях.

3.  Развитие речи детей с помощью кукольного театра: обогащение словаря, формирование умения строить предложения, добиваясь правильного и четкого произношения слов.

4.Формирование умения передавать мимикой, позой, жестом, движением основные эмоции.

5.Формирование умения концентрировать внимание на игрушке, театральной кукле.

6. Ознакомление детей с различными видами театра и приемами кукловождения.

3. Содержание образовательной деятельности программы

Содержание программы включает в себя 3 основных блока.

Блок 1 – театральная игра.

Блок 2 – культура и техника речи.

Блок 3 – театральная азбука («Мы играем в театр»).

В театральной игреребенок проявляет  устойчивый интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности.Способен сопереживать героям и передавать их эмоциональные состояния, самостоятельно находит выразительные средства перевоплощения.Проявляет творчество и активность на всех этапах работы. Деятельность ребенка ориентируется на игры с куклами, постановку небольших сюжетов. В ходе занятий работа должна быть направлена на развитие способности выражать эмоции в двигательных образах под музыку. Здесь в качестве актера выступает, в основном, воспитатель. Он показывает мини-пьесы в настольном театре, с использованием отдельных игрушек, передает своей интонацией палитру переживаний персонажей. При этом движения героев должны отличаться по настроению и характеру. Инсценировки не должны проходить в быстром темпе, но действие должно быть непродолжительным. Для устранения скованности целесообразно провести с малышами небольшие этюды. К примеру, "Солнышко садится", "Солнышко встает". В таких этюдах эмоции передаются словами и музыкой (движение мелодии осуществляется вниз и вверх). Далее ребенок переходит от постановки "для себя" к выступлениям перед зрителями. Если раньше он участвовал в играх, где значение имел сам процесс, то теперь важность приобретает и результат. Программа по театральному кружку вводит игры в группе из 5-7 сверстников, которые исполняют разные роли. В постановках от простого образа дети переходят к воплощению более целостного представления о герое, его эмоциях, настроении, их изменениях. В результате интерес к играм расширяется, углубляется. Дети начинают сочетать текст и движение, развивают чувство партнерства, используют пантомиму 2-4 действующих лиц. Расширение игрового опыта осуществляется за счет освоения основ драматизации.Культура и техника речи.Ребенок владеет интонационно-образной и языковой выразительностью художественной речи и применяет в различных видах художественно-творческой деятельности.Программа кружка (театрального) особое внимание уделяет формированию четкой, ясной дикции. На занятиях проводится работа с артикуляционным аппаратом. Для этого участникам предлагаются потешки, скороговорки, чистоговорки. Ребенок учиться развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию; развивать дикцию; строить диалоги; изменять интонацию и силу голоса; расширять словарный запас.Для совершенствования отдельных элементов интонаций, движений можно использовать специальную гимнастику. Упражнения дети могут проводить и самостоятельно.

В театральной азбукеребенок импровизирует с куклами различных систем. Для театрализованной постановки очень важны кукла, предмет, само действие, костюм. Дети знакомятся с различными видами театра (настольный, перчаточный, куклы Би-Ба-Бо, марионетки, магнитный, резиновый, пальчиковый и др.). Дошкольники знакомятся с устройством театра; правилами поведения в театре; с профессиями людей, работающих в театре. Ребенок учится изменять внешность для более точного выражения образа персонажа. Дети участвуют в придумывании оформления к сказкам.

        Программа предполагает проведение одного занятия в неделю во вторую половину дня. Продолжительность занятия –20 минут. Общее количество учебных занятий  в год – 32.

Занятия проводятся по определённой системе: от простого  - к сложному, от знакомого – к новому, повторяя и закрепляя на каждом этапе уже освоенные навыки и умения.

  1. Календарный учебный график

Содержание

Период обучения

Начало учебного года

10.09.2019г.

Окончание учебного года

31.05.2020г.

Продолжительность учебного года (всего недель)

36 недель

График каникул

28.12.2019 по 09.01.2020

01.06.2020по 31.08.2020

Продолжительность рабочей недели

5 дней

Количество учебных дней

32

Объем недельной образовательной нагрузки, мин

20 мин

Сроки проведения мониторинга

Сентябрь, май

Праздничные дни

4 ноября (4-5 ноября),1-8 января, 23 февраля,8 марта,1 мая (1 мая – 5 мая), 9 мая– 12 мая)

5.Учебно-тематический план

п/п

Название раздела, тема

Кол-во

часов

Раздел  «Театральная игра»

13

Тема: «Инсценировка сказки «Репка», «Три поросёнка», самостоятельная деятельность.

Цель: Знакомство с театром из деревянных фигурок, резиновых игрушек. Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности.

1

Тема: «Чувства, эмоции»

Цель:Знакомство с миром чувств и эмоций;развиваем умение передавать чувства и эмоции.

1

Тема: «Театральные игры»

Цель:Развиваем игровое поведение, готовность к творчеству.

1

Тема: «Мы играем и поем»

Цель: Вызвать интерес и желание играть с музыкальными игрушками; побуждать детей импровизировать простейшие танцевальные движения, умение строить диалог.

1

Тема: «Ритмопластика.»

Цель:Развивать у детей умение пользоваться жестами; развивать двигательные способности детей: ловкость, гибкость, подвижность.

1

Тема: «Игровой тренинг. Сказка «Рукавичка».

Цель:Развивать находчивость, воображение, фантазию; воспитывать доброжелательность, коммуникабельность.

1

Тема: «Зеркало, зеркало – скажи…»

Цель: Воспитывать умение владеть своим вниманием, развивать фантазию и воображение детей.

1

Тема: «Встали детки в кружок – закружились как снежок»

Цель: Продолжать учить детей импровизировать под музыку; развивать фантазию, ассоциативное мышление; формировать эстетическое восприятие природы; развивать память физических ощущений.

1

Тема: «В гости пальчики пришли». Обыгрывание знакомых сказок.»

Цель:Развивать устойчивый интерес к различной театральной деятельности; Познакомить с театром рук.

1

Тема: «Какое у тебя настроение.»

Цель:Побуждать детей экспериментировать со своей внешностью (мимика, жесты); развивать умение детей переключаться с одного образа на другой; воспитывать желание помочь товарищу.

1

Тема: «Стендовые театрализованные игры «Теремок», «Колобок», «Репка».

Цель:Учить детей внимательно слушать педагога, включаться в игру, подражать голосам животных.

1

Тема: «Знакомство с музыкальной сказкой «Волк и семеро козлят на новый лад».

Цель:Познакомить детей с новым видом сказки – музыкальной сказкой.

1

Тема: «Где мы были мы не скажем, а что делали покажем». Пантомима.

Цель:Развиваем умение концентрироваться на предмете и копировать его через движения; развиваем сценическую раскрепощённость.

1

Раздел «Культура и техника речи»

7

14.

Тема: «Сказка «Теремок» (настольный театр) в исполнении педагога.

Цель:Прививать любовь к театральному действию, побуждать детей к активному общению, развивать речь и умение строить диалог.

1

15.

Тема: «Зарядка для язычка» Культура и техника речи.

Цель:Формируем правильное четкое произношение (дыхание, артикуляцию, дикцию); развиваем воображение; расширяем словарный запас.

1

16.

Тема: «Инсценировка шуток-малюток»

Цель:Работа над развитием речи, интонацией, логическим ударением.

1

17.

Тема: «Игровая викторина по стихам А. Барто»

Цель: Развивать имитационные навыки; развивать фантазию, эмоциональную память; воспитывать дружелюбные отношения в игре; продолжать работу над интонационной выразительностью речи детей и их умением имитировать движения персонажей театрального действия.

1

18.

Тема: «Игры на развитие речевого дыхания.»

Цель: Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию; развивать дикцию; учить строить диалоги; воспитывать терпение и выдержку

1

19.

Тема: «Сочиняем сами».

Цель:Воспитывать чувство юмора, способствовать повышению самооценки детей; Развивать связную речь детей (диалогическую).

1

20.

Тема: «Сила голоса»

Цель:Развивать силу голоса; работа над активизацией мышц губ. Разучить артикуляционную гимнастику.

1

Раздел « Мы играем в театр»

12

21.

Тема:«Игра – импровизация «Сказки на полу»

Цель: Формировать навыки кукловождения под музыкальное сопровождение. Развивать зрительное и слуховое внимание, согласовывать свои действия с другими детьми.

1

22.

Тема: «Как вести себя в театре. Сюжетно-ролевая игра «Театр»

Цель:Знакомство с правилами поведения в театре. Расширять интерес детей к активному участию в театральных играх.

1

23.

Тема: «Беседа-диалог. Вопросы к детям поискового характера (Зачем нужны декорации)

Цель:Активизировать познавательный интерес к театральным профессиям.

1

24.

Тема: «Кто работает в театре. «Закулисье».

Цель: Воспитание эмоционально-положительного отношения к театру и людям, которые там работают. Пополнение словарного запаса.

1

25.

Тема: «Инсценировка сказки «Гуси- Лебеди». Знакомство с теневым театром».

Цель:Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности. Развиваем мелкую моторику рук в сочетании с речью.

1

26.

Тема: «Мастерская актера.»

Цель: Развивать умение детей самостоятельно изготавливать атрибуты к сказке; Развивать творчество и фантазию.

1

27.

Тема: «Знакомство с варежковым театром»

Цель:Освоение навыков владения этим видом театральной деятельности.

1

28.

Тема: «Знакомство с конусным настольным театром». Инсценировка сказки «Три поросенка».

Цель:Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности, развиваем умение работать в команде.

1

29.

Тема: «Куклы би-ба-бо к сказке «Три медведя».

Цель: Развиваем мелкую моторику рук в сочетании с речью.

1

30.

Тема: «Сценическая пластика».Этюд «Гадкий утенок».

Цель:Развиваем умение передавать через движения тела характер животных.

1

31.

Тема: «Знакомство с театром масок. Инсценировка  сказки «Курочка Ряба».

Цель: Освоение навыков владения данными видами театральной деятельности.

1

32.

Тема: «Театрализованное представление». Участие в театральном фестивале ДОУ.

Цель: Итоговое занятие. Показать чему дети научились за год.

1

6. Планируемые результаты освоения дисциплин (модулей)

Ребенок будет уметь:

  • заинтересованно заниматься театрально-игровой  деятельностью;
  • разыгрывать несложные представления по знакомым литературным сюжетам, используя выразительные средства (интонацию, мимику, жест);
  • использовать в театрализованных играх образные игрушки, самостоятельно изготовленные из разных материалов;
  • изображать отгадки к загадкам, используя выразительные средства;
  • выступать перед родителями, детьми своей группы, малышами с инсценировками.

Ребенок должен знать:

— некоторые виды театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.);

— некоторые приемы и манипуляции, применяемые в знакомых видах театров: резиновой, пластмассовой, мягкой игрушки (кукольный), настольном, настольно-плоскостном, конусной игрушки, стендовом на фланелеграфе и магнитной доске.
Формами подведения итогов станут – праздники и театральный фестиваль.

  1. Формы промежуточной аттестации

        Форма промежуточной аттестации по реализации дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Театральные фантазии для детей 3-х - 5-ти лет» –проведение праздников, участие в театральном фестивале  ДОУ и театральное представление для родителей.

8. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности

8.1.Оборудование  

Наименованиеучебно – методического оборудования

Кол-во

1

Барабаны

3

2

Бубен

5

3

Синтезатор

1

4

Гитары

1

5

Дудки

2

6

Пальчиковый театр (заяц, волк, лиса, медведь, лягушка)

1

7

Кукольный театр (Три медведя)

1

8

Набор театра «Колобок» (резиновый)

1

9

Набор театра «Красная шапочка» (резиновый)

1

10

Театральная ширма «Домик»

1

11

Шагающий театр «Теремок»

1

12

Пальчиковый театр «Колобок»

1

13

Настольный театр «Красная шапочка»

1

14

Куклы для сказок «Три поросенка», «Красная шапочка», «Колобок», «Теремок»

3

15

Маски (волк, заяц, лиса, медведь)

6

16

Настольный домик ширма для театра

1

17

Различные виды посуды (хохлома, гжель)

6

18

Шагающий театр «Теремок»

1

19

Муляжи фруктов и овощей

1 наб

20

Набор продуктов

1 наб

21

Телефон

1

22

Пальчиковый театр «Красная шапочка»

1

23

Кукольный театр (Красная шапочка)

1

24

Куклы Би-Ба-Бо

1 комп.

25

Набор театра «Маша и медведь» (резиновый)

1

26

Набор театра «Репка» (резиновый)

1

27

Набор театра «Курочка Ряба» (резиновый)

1

28

Набор театра «Петушок золотой гребешок» (резиновый)

1

29

Деревянные ложки «Настроение»

5

30

Матрешка

1

31

Домашний кукольный театр «Волк и семеро козлят»

1

32

 Звуковые плакаты

33

Муляжи фруктов и овощей

1 наб

34

Пальчиковый театр (баба, дед, Маша, кошка, собака)

1

35

Кукольный театр

1

36

Театральный домик

1

37

Барабаны

2 шт

38

Бубен

2 шт

39

Маракасы

2 шт

40

Деревяные ложки

10 шт

41

Костюмы животных

10 шт.

42

Народные костюмы

10 шт.

43

Костюмы для взрослых

10 шт.

44

Костюмы цветов

9 шт.

45

Парики

8 шт.

46

Маски

12 шт.

47

Маски овощей и фруктов

20 шт.

48

Костюм Деда Мороза и Снегурочки

2 шт.

49

Костюм Осени детский

1шт.

8.2.  Список литературы

  1. И. В.Штанько“Воспитание искусством в д/с” Москва, Творческий центр “сфера”, 2017 г.
  2. Н. Ф. Сорокина, Л. Г. Милаванович “Программа Театр – творчество – дети” Москва, 2016 г.
  3. Т. И.Петрова, Е. Я.Сергеева, Е. С.Петрова “Театрализованные игры в д/с” Москва “Школьная пресса” 2017 г.
  4. М. Д.Маханева“Театрализованные занятия в д/с” Москва, Творческий центр “Сфера”, 2016 г.
  5. Т. Н.Караманенко, Ю. Г.Караманенко “Кукольный театр – дошкольникам” Москва “Просвещение”, 2017 г.
  6. Е.А. Минина «Праздники, развлечения и игровые задания для детей в детском саду», Академия развития , 2017 г.
  7. И.А. Лыкова «Теневой театр вчера и сегодня» С.-П.:2018г.
  8. И.А.Лыкова «Театр на пальчиках» М.2017г.
  9. Е.А. Алябьева «Тематические дни и недели в детском саду»М.:2017г.
  10. О.Г.Ярыгина «Мастерская сказок» М.:2016г.
  11. А.Н.Чусовская «Сценарии театрализованных представлений и развлечений» М.:2017г.
  12. Л.Е.Кыласова «Родительские собрания» Волгоград: 2017г.
  13. И.Г.Сухин «800 загадок, 100 кроссвордов». М.2017г.
  14.  Е.В.Лаптева «1000 русских скороговорок для развития речи» М.:2018г.
  15. А.Г.Совушкина «Развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика).
  16. Артемова Л. В. «Театрализованные игры дошкольников» М.:2018г.
  17. Алянский Ю. «Азбука театра» М.:2018г.
  18. Сорокина Н. Ф. «Играем в кукольный театр»М.: АРКТИ, 2016.
  19. : Е.В.Мигунова «театральная педагогика в детском саду». Методические рекомендации.М.:2017г.
  20. Г.П.Шалаева «Большая книга правил поведения» М.:2016
  21.  А.Г.Распопов «Какие бывают театры» Изд-во: Школьная пресса 2017г.
  22.    Н.Б.Улашенко «Организация театральной деятельности. Старшая группа» Издательско-торговый дом г.Волгоград 2016г.
  23. Г.В.Генов «Театр для малышей» М.2018г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Волшебный песочек» для детей 2 - 3 лет

Раннее детство – фундамент общего развития ребенка. Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности.Игра...

Авторская дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности "Волшебный завиток" для детей 5-7 лет

Цель Программы: всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие обучающихся в процессе овладения элементарными приёмами техники квиллинга, в рамках художественного конструирования из бумаги....

Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Разноцветные ладошки» для детей 2-3 лет

Кружок «Разноцветные ладошки» - способен увести деток в увлекательную страну красок, открыть дверцу в мир творчества и мастерства. Велико образовательное и воспитательное значение рисовани...

Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности кружка «Оригами» для детей 6-7 лет

Конструирование из бумаги является не только увлекательным способом проведения досуга, но совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук, влияет на общее интеллектуальное развитие ребенка и...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ВРЕМЯ РИСОВАТЬ» ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММАХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ВРЕМЯ РИСОВАТЬ»ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.Проблема развития творчества всегда была одной из актуаль...

Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Мир фантазии»

Работа  с  разными  материалами  расширяет  сферу  возможностей  ребёнка,  обеспечивает  его  раскрепощение,  развивает  воображение,  ...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ТЕАТРАЛЬНАЯ СТУДИЯ «Театральная гостиная»

Занимаясь по программе, обучающиеся знакомятся с такими профессиями, как актер, режиссер-постановщик, автор сценария, декоратор, костюмер. Обучающиеся не только получают представление о результатах тр...