Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Театральные фантазии для детей 3 - 5 лет»
рабочая программа
Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Театральные фантазии для детей 3 - 5 лет».
Программа для театрального кружка в ДОУ.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение –
детский сад «Солнышко»
Согласовано на заседании педагогического Утверждено
приказом заведующего по
совета МАДОУ детского сада «Солнышко» МАДОУ детскому саду
«Солнышко»
протокол № 1_от «30» августа 2019 г. № 114 от «03» сентября 2019 г.
Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности
«Театральные фантазии для детей 3 - 5 лет»
срок реализации 9 месяцев
Разработчик:Лебедева Н.А.
педагог дополнительного образования
МАДОУ детского сада «Солнышко»
п. Коврово
2019 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Содержание разделов | Страницы | |
1. | Пояснительная записка | 3 |
2. | Цель и задачи Программы, ее место в образовательном процессе | 3 |
2.1 | Цель освоения программы | 3 |
2.2 | Задачи освоения программы | 3 |
3. | Содержание программы | 4 |
4. | Календарный учебный график | 5 |
5. | Учебно-тематический план | 5 |
6. | Планируемые результаты освоения образовательной программы | 7 |
7. | Формы промежуточной аттестации | 8 |
8. | Методическое обеспечение и условия реализации программы | 8 |
1. Пояснительная записка
Данная программа разработана в соответствии с разработана в соответствии с: Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее Порядок 1008); Уставом МАДОУ детского сада «Солнышко».
Театр — одно из ярких эмоциональных средств, формирующих вкус у детей, если в младшем возрасте окунуться в мир театра, то всю жизнь будешь воспринимать мир прекрасным.
Использование программы «Театральные фантазии» позволяет стимулировать способность детей к образному и свободному восприятию окружающего мира (людей, культурных ценностей, природы), которое, развиваясь параллельно с традиционным рациональным восприятием, расширяет и обогащает его. Ребенок учится уважать чужое мнение, быть терпимым к различным точкам зрения, учится преобразовывать мир, используя фантазию, воображение, общение с окружающими людьми.
Настоящая программа описывает курс подготовки по театрализованной деятельности детей в возрасте с 3 – 5 лет. Она разработана на основе обязательного минимума содержания по театрализованной деятельности для ДОУ с учетом обновления содержания по различным программам, описанным в литературе.
Программа строится на основе программы «В гостях у сказки» Маранцевой Л.В.
Данная программа предлагается как форма дополнительного образования для детей дошкольного возраста. По данной программе могут заниматься дошкольники 3 – 5 лет.
Продолжительность реализации программы – девять месяцев (период с сентября месяца по май месяц) включительно.Работа с родителями: формы взаимодействия с семьями воспитанников: открытые занятия, родительские собрания, индивидуальные беседы.
- Цель и задачи Программы, ее место в образовательном процессе
2.1 Цели освоения программы
Приобщение детей к духовным и нравственным ценностям, развитие личности через театрализованную деятельность.
2.2 Задачи освоения программы
1. Побуждение интереса к театрально–игровой деятельности, создание необходимых условий для ее проведения.
2. Воспитание умения следить за развитием действия в драматизациях и кукольных спектаклях.
3. Развитие речи детей с помощью кукольного театра: обогащение словаря, формирование умения строить предложения, добиваясь правильного и четкого произношения слов.
4.Формирование умения передавать мимикой, позой, жестом, движением основные эмоции.
5.Формирование умения концентрировать внимание на игрушке, театральной кукле.
6. Ознакомление детей с различными видами театра и приемами кукловождения.
3. Содержание образовательной деятельности программы
Содержание программы включает в себя 3 основных блока.
Блок 1 – театральная игра.
Блок 2 – культура и техника речи.
Блок 3 – театральная азбука («Мы играем в театр»).
В театральной игреребенок проявляет устойчивый интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности.Способен сопереживать героям и передавать их эмоциональные состояния, самостоятельно находит выразительные средства перевоплощения.Проявляет творчество и активность на всех этапах работы. Деятельность ребенка ориентируется на игры с куклами, постановку небольших сюжетов. В ходе занятий работа должна быть направлена на развитие способности выражать эмоции в двигательных образах под музыку. Здесь в качестве актера выступает, в основном, воспитатель. Он показывает мини-пьесы в настольном театре, с использованием отдельных игрушек, передает своей интонацией палитру переживаний персонажей. При этом движения героев должны отличаться по настроению и характеру. Инсценировки не должны проходить в быстром темпе, но действие должно быть непродолжительным. Для устранения скованности целесообразно провести с малышами небольшие этюды. К примеру, "Солнышко садится", "Солнышко встает". В таких этюдах эмоции передаются словами и музыкой (движение мелодии осуществляется вниз и вверх). Далее ребенок переходит от постановки "для себя" к выступлениям перед зрителями. Если раньше он участвовал в играх, где значение имел сам процесс, то теперь важность приобретает и результат. Программа по театральному кружку вводит игры в группе из 5-7 сверстников, которые исполняют разные роли. В постановках от простого образа дети переходят к воплощению более целостного представления о герое, его эмоциях, настроении, их изменениях. В результате интерес к играм расширяется, углубляется. Дети начинают сочетать текст и движение, развивают чувство партнерства, используют пантомиму 2-4 действующих лиц. Расширение игрового опыта осуществляется за счет освоения основ драматизации.Культура и техника речи.Ребенок владеет интонационно-образной и языковой выразительностью художественной речи и применяет в различных видах художественно-творческой деятельности.Программа кружка (театрального) особое внимание уделяет формированию четкой, ясной дикции. На занятиях проводится работа с артикуляционным аппаратом. Для этого участникам предлагаются потешки, скороговорки, чистоговорки. Ребенок учиться развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию; развивать дикцию; строить диалоги; изменять интонацию и силу голоса; расширять словарный запас.Для совершенствования отдельных элементов интонаций, движений можно использовать специальную гимнастику. Упражнения дети могут проводить и самостоятельно.
В театральной азбукеребенок импровизирует с куклами различных систем. Для театрализованной постановки очень важны кукла, предмет, само действие, костюм. Дети знакомятся с различными видами театра (настольный, перчаточный, куклы Би-Ба-Бо, марионетки, магнитный, резиновый, пальчиковый и др.). Дошкольники знакомятся с устройством театра; правилами поведения в театре; с профессиями людей, работающих в театре. Ребенок учится изменять внешность для более точного выражения образа персонажа. Дети участвуют в придумывании оформления к сказкам.
Программа предполагает проведение одного занятия в неделю во вторую половину дня. Продолжительность занятия –20 минут. Общее количество учебных занятий в год – 32.
Занятия проводятся по определённой системе: от простого - к сложному, от знакомого – к новому, повторяя и закрепляя на каждом этапе уже освоенные навыки и умения.
- Календарный учебный график
Содержание | Период обучения |
Начало учебного года | 10.09.2019г. |
Окончание учебного года | 31.05.2020г. |
Продолжительность учебного года (всего недель) | 36 недель |
График каникул | 28.12.2019 по 09.01.2020 01.06.2020по 31.08.2020 |
Продолжительность рабочей недели | 5 дней |
Количество учебных дней | 32 |
Объем недельной образовательной нагрузки, мин | 20 мин |
Сроки проведения мониторинга | Сентябрь, май |
Праздничные дни | 4 ноября (4-5 ноября),1-8 января, 23 февраля,8 марта,1 мая (1 мая – 5 мая), 9 мая– 12 мая) |
5.Учебно-тематический план
№ п/п | Название раздела, тема | Кол-во часов |
Раздел «Театральная игра» | 13 | |
Тема: «Инсценировка сказки «Репка», «Три поросёнка», самостоятельная деятельность. Цель: Знакомство с театром из деревянных фигурок, резиновых игрушек. Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности. | 1 | |
Тема: «Чувства, эмоции» Цель:Знакомство с миром чувств и эмоций;развиваем умение передавать чувства и эмоции. | 1 | |
Тема: «Театральные игры» Цель:Развиваем игровое поведение, готовность к творчеству. | 1 | |
Тема: «Мы играем и поем» Цель: Вызвать интерес и желание играть с музыкальными игрушками; побуждать детей импровизировать простейшие танцевальные движения, умение строить диалог. | 1 | |
Тема: «Ритмопластика.» Цель:Развивать у детей умение пользоваться жестами; развивать двигательные способности детей: ловкость, гибкость, подвижность. | 1 | |
Тема: «Игровой тренинг. Сказка «Рукавичка». Цель:Развивать находчивость, воображение, фантазию; воспитывать доброжелательность, коммуникабельность. | 1 | |
Тема: «Зеркало, зеркало – скажи…» Цель: Воспитывать умение владеть своим вниманием, развивать фантазию и воображение детей. | 1 | |
Тема: «Встали детки в кружок – закружились как снежок» Цель: Продолжать учить детей импровизировать под музыку; развивать фантазию, ассоциативное мышление; формировать эстетическое восприятие природы; развивать память физических ощущений. | 1 | |
Тема: «В гости пальчики пришли». Обыгрывание знакомых сказок.» Цель:Развивать устойчивый интерес к различной театральной деятельности; Познакомить с театром рук. | 1 | |
Тема: «Какое у тебя настроение.» Цель:Побуждать детей экспериментировать со своей внешностью (мимика, жесты); развивать умение детей переключаться с одного образа на другой; воспитывать желание помочь товарищу. | 1 | |
Тема: «Стендовые театрализованные игры «Теремок», «Колобок», «Репка». Цель:Учить детей внимательно слушать педагога, включаться в игру, подражать голосам животных. | 1 | |
Тема: «Знакомство с музыкальной сказкой «Волк и семеро козлят на новый лад». Цель:Познакомить детей с новым видом сказки – музыкальной сказкой. | 1 | |
Тема: «Где мы были мы не скажем, а что делали покажем». Пантомима. Цель:Развиваем умение концентрироваться на предмете и копировать его через движения; развиваем сценическую раскрепощённость. | 1 | |
Раздел «Культура и техника речи» | 7 | |
14. | Тема: «Сказка «Теремок» (настольный театр) в исполнении педагога. Цель:Прививать любовь к театральному действию, побуждать детей к активному общению, развивать речь и умение строить диалог. | 1 |
15. | Тема: «Зарядка для язычка» Культура и техника речи. Цель:Формируем правильное четкое произношение (дыхание, артикуляцию, дикцию); развиваем воображение; расширяем словарный запас. | 1 |
16. | Тема: «Инсценировка шуток-малюток» Цель:Работа над развитием речи, интонацией, логическим ударением. | 1 |
17. | Тема: «Игровая викторина по стихам А. Барто» Цель: Развивать имитационные навыки; развивать фантазию, эмоциональную память; воспитывать дружелюбные отношения в игре; продолжать работу над интонационной выразительностью речи детей и их умением имитировать движения персонажей театрального действия. | 1 |
18. | Тема: «Игры на развитие речевого дыхания.» Цель: Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию; развивать дикцию; учить строить диалоги; воспитывать терпение и выдержку | 1 |
19. | Тема: «Сочиняем сами». Цель:Воспитывать чувство юмора, способствовать повышению самооценки детей; Развивать связную речь детей (диалогическую). | 1 |
20. | Тема: «Сила голоса» Цель:Развивать силу голоса; работа над активизацией мышц губ. Разучить артикуляционную гимнастику. | 1 |
Раздел « Мы играем в театр» | 12 | |
21. | Тема:«Игра – импровизация «Сказки на полу» Цель: Формировать навыки кукловождения под музыкальное сопровождение. Развивать зрительное и слуховое внимание, согласовывать свои действия с другими детьми. | 1 |
22. | Тема: «Как вести себя в театре. Сюжетно-ролевая игра «Театр» Цель:Знакомство с правилами поведения в театре. Расширять интерес детей к активному участию в театральных играх. | 1 |
23. | Тема: «Беседа-диалог. Вопросы к детям поискового характера (Зачем нужны декорации) Цель:Активизировать познавательный интерес к театральным профессиям. | 1 |
24. | Тема: «Кто работает в театре. «Закулисье». Цель: Воспитание эмоционально-положительного отношения к театру и людям, которые там работают. Пополнение словарного запаса. | 1 |
25. | Тема: «Инсценировка сказки «Гуси- Лебеди». Знакомство с теневым театром». Цель:Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности. Развиваем мелкую моторику рук в сочетании с речью. | 1 |
26. | Тема: «Мастерская актера.» Цель: Развивать умение детей самостоятельно изготавливать атрибуты к сказке; Развивать творчество и фантазию. | 1 |
27. | Тема: «Знакомство с варежковым театром» Цель:Освоение навыков владения этим видом театральной деятельности. | 1 |
28. | Тема: «Знакомство с конусным настольным театром». Инсценировка сказки «Три поросенка». Цель:Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности, развиваем умение работать в команде. | 1 |
29. | Тема: «Куклы би-ба-бо к сказке «Три медведя». Цель: Развиваем мелкую моторику рук в сочетании с речью. | 1 |
30. | Тема: «Сценическая пластика».Этюд «Гадкий утенок». Цель:Развиваем умение передавать через движения тела характер животных. | 1 |
31. | Тема: «Знакомство с театром масок. Инсценировка сказки «Курочка Ряба». Цель: Освоение навыков владения данными видами театральной деятельности. | 1 |
32. | Тема: «Театрализованное представление». Участие в театральном фестивале ДОУ. Цель: Итоговое занятие. Показать чему дети научились за год. | 1 |
6. Планируемые результаты освоения дисциплин (модулей)
Ребенок будет уметь:
- заинтересованно заниматься театрально-игровой деятельностью;
- разыгрывать несложные представления по знакомым литературным сюжетам, используя выразительные средства (интонацию, мимику, жест);
- использовать в театрализованных играх образные игрушки, самостоятельно изготовленные из разных материалов;
- изображать отгадки к загадкам, используя выразительные средства;
- выступать перед родителями, детьми своей группы, малышами с инсценировками.
Ребенок должен знать:
— некоторые виды театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.);
— некоторые приемы и манипуляции, применяемые в знакомых видах театров: резиновой, пластмассовой, мягкой игрушки (кукольный), настольном, настольно-плоскостном, конусной игрушки, стендовом на фланелеграфе и магнитной доске.
Формами подведения итогов станут – праздники и театральный фестиваль.
- Формы промежуточной аттестации
Форма промежуточной аттестации по реализации дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Театральные фантазии для детей 3-х - 5-ти лет» –проведение праздников, участие в театральном фестивале ДОУ и театральное представление для родителей.
8. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности
8.1.Оборудование
№ | Наименованиеучебно – методического оборудования | Кол-во |
1 | Барабаны | 3 |
2 | Бубен | 5 |
3 | Синтезатор | 1 |
4 | Гитары | 1 |
5 | Дудки | 2 |
6 | Пальчиковый театр (заяц, волк, лиса, медведь, лягушка) | 1 |
7 | Кукольный театр (Три медведя) | 1 |
8 | Набор театра «Колобок» (резиновый) | 1 |
9 | Набор театра «Красная шапочка» (резиновый) | 1 |
10 | Театральная ширма «Домик» | 1 |
11 | Шагающий театр «Теремок» | 1 |
12 | Пальчиковый театр «Колобок» | 1 |
13 | Настольный театр «Красная шапочка» | 1 |
14 | Куклы для сказок «Три поросенка», «Красная шапочка», «Колобок», «Теремок» | 3 |
15 | Маски (волк, заяц, лиса, медведь) | 6 |
16 | Настольный домик ширма для театра | 1 |
17 | Различные виды посуды (хохлома, гжель) | 6 |
18 | Шагающий театр «Теремок» | 1 |
19 | Муляжи фруктов и овощей | 1 наб |
20 | Набор продуктов | 1 наб |
21 | Телефон | 1 |
22 | Пальчиковый театр «Красная шапочка» | 1 |
23 | Кукольный театр (Красная шапочка) | 1 |
24 | Куклы Би-Ба-Бо | 1 комп. |
25 | Набор театра «Маша и медведь» (резиновый) | 1 |
26 | Набор театра «Репка» (резиновый) | 1 |
27 | Набор театра «Курочка Ряба» (резиновый) | 1 |
28 | Набор театра «Петушок золотой гребешок» (резиновый) | 1 |
29 | Деревянные ложки «Настроение» | 5 |
30 | Матрешка | 1 |
31 | Домашний кукольный театр «Волк и семеро козлят» | 1 |
32 | Звуковые плакаты | |
33 | Муляжи фруктов и овощей | 1 наб |
34 | Пальчиковый театр (баба, дед, Маша, кошка, собака) | 1 |
35 | Кукольный театр | 1 |
36 | Театральный домик | 1 |
37 | Барабаны | 2 шт |
38 | Бубен | 2 шт |
39 | Маракасы | 2 шт |
40 | Деревяные ложки | 10 шт |
41 | Костюмы животных | 10 шт. |
42 | Народные костюмы | 10 шт. |
43 | Костюмы для взрослых | 10 шт. |
44 | Костюмы цветов | 9 шт. |
45 | Парики | 8 шт. |
46 | Маски | 12 шт. |
47 | Маски овощей и фруктов | 20 шт. |
48 | Костюм Деда Мороза и Снегурочки | 2 шт. |
49 | Костюм Осени детский | 1шт. |
8.2. Список литературы
- И. В.Штанько“Воспитание искусством в д/с” Москва, Творческий центр “сфера”, 2017 г.
- Н. Ф. Сорокина, Л. Г. Милаванович “Программа Театр – творчество – дети” Москва, 2016 г.
- Т. И.Петрова, Е. Я.Сергеева, Е. С.Петрова “Театрализованные игры в д/с” Москва “Школьная пресса” 2017 г.
- М. Д.Маханева“Театрализованные занятия в д/с” Москва, Творческий центр “Сфера”, 2016 г.
- Т. Н.Караманенко, Ю. Г.Караманенко “Кукольный театр – дошкольникам” Москва “Просвещение”, 2017 г.
- Е.А. Минина «Праздники, развлечения и игровые задания для детей в детском саду», Академия развития , 2017 г.
- И.А. Лыкова «Теневой театр вчера и сегодня» С.-П.:2018г.
- И.А.Лыкова «Театр на пальчиках» М.2017г.
- Е.А. Алябьева «Тематические дни и недели в детском саду»М.:2017г.
- О.Г.Ярыгина «Мастерская сказок» М.:2016г.
- А.Н.Чусовская «Сценарии театрализованных представлений и развлечений» М.:2017г.
- Л.Е.Кыласова «Родительские собрания» Волгоград: 2017г.
- И.Г.Сухин «800 загадок, 100 кроссвордов». М.2017г.
- Е.В.Лаптева «1000 русских скороговорок для развития речи» М.:2018г.
- А.Г.Совушкина «Развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика).
- Артемова Л. В. «Театрализованные игры дошкольников» М.:2018г.
- Алянский Ю. «Азбука театра» М.:2018г.
- Сорокина Н. Ф. «Играем в кукольный театр»М.: АРКТИ, 2016.
- : Е.В.Мигунова «театральная педагогика в детском саду». Методические рекомендации.М.:2017г.
- Г.П.Шалаева «Большая книга правил поведения» М.:2016
- А.Г.Распопов «Какие бывают театры» Изд-во: Школьная пресса 2017г.
- Н.Б.Улашенко «Организация театральной деятельности. Старшая группа» Издательско-торговый дом г.Волгоград 2016г.
- Г.В.Генов «Театр для малышей» М.2018г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Волшебный песочек» для детей 2 - 3 лет
Раннее детство – фундамент общего развития ребенка. Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности.Игра...
Авторская дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности "Волшебный завиток" для детей 5-7 лет
Цель Программы: всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие обучающихся в процессе овладения элементарными приёмами техники квиллинга, в рамках художественного конструирования из бумаги....
Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Разноцветные ладошки» для детей 2-3 лет
Кружок «Разноцветные ладошки» - способен увести деток в увлекательную страну красок, открыть дверцу в мир творчества и мастерства. Велико образовательное и воспитательное значение рисовани...
Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности кружка «Оригами» для детей 6-7 лет
Конструирование из бумаги является не только увлекательным способом проведения досуга, но совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук, влияет на общее интеллектуальное развитие ребенка и...
Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Мир фантазии»
Работа с разными материалами расширяет сферу возможностей ребёнка, обеспечивает его раскрепощение, развивает воображение, ...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ТЕАТРАЛЬНАЯ СТУДИЯ «Театральная гостиная»
Занимаясь по программе, обучающиеся знакомятся с такими профессиями, как актер, режиссер-постановщик, автор сценария, декоратор, костюмер. Обучающиеся не только получают представление о результатах тр...
Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Цветная фантазия»
Данная программа является дополнительной общеобразовательной общеразвивающей художественной направленности, очной формы обучения, сроком реализации 1 год, для детей 4-5 лет, стартового уровня ос...