Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Цветные ладошки»
рабочая программа (средняя, старшая группа)
Цель программы: - развитие художественно-творческих способностей у детей 4-6 лет, посредствам нетрадиционных техник рисования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_do_malahova.docx | 79.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Отдел образования администрации Мордовского района Тамбовской области
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №1 «Золотой ключик»
Рассмотрена на заседании | «Утверждаю» |
Методического совета | Заведующий МБДОУ _____________ |
совета | ___________________/Ф.И.О./ |
от «14» июня 2019г. | приказ № 36 от 15 . 06.2019г. |
Протокол № 1 |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Цветные ладошки»
(стартовый уровень)
Возраст учащихся: 4-6 лет.
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель: Малахова Ольга Анатольевна,
воспитатель
Мордово, 2019г.
- Содержание
№ | Наименование | Страницы |
1 | Содержание | 2 |
Информационная карта | 3 | |
Блок №1. «Комплекс основных характеристик дополнительной и общеобразовательной общеразвивающей программы» | 3 | |
1.1 | Пояснительная записка | 3 |
1.2 | Цели и задачи программы | 7 |
1.3 | Содержание программы «Цветные ладошки» | 7 |
1.4 | Планируемые результаты | 18 |
2 | Блок № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы» | 18 |
2.1 | Календарный учебный график | 18 |
2.2 | Условия реализации программы | 23 |
2.3 | Форма аттестации | 23 |
2.4 | Оценочный материал | 24 |
2.5 | Методический материал | 25 |
2.6 | Список литературы | 36 |
Информационная карта
Ф.И.О. педагога | Малахова Ольга Анатольевна |
Вид программы | модифицированная |
Тип программы | общеразвивающая |
Образовательная область | художественно-эстетическое развитие |
Направленность деятельности | художественная |
Способ освоение содержание программы | практический |
Уровень освоения содержания образования | ознакомительный |
Уровень реализации программы | дошкольное образование |
Форма реализации программы | групповая |
Продолжительность реализации программы | 1 год |
Блок №1. «Комплекс основных характеристик дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы»
- Пояснительная записка
В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов дошкольного образования относится создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребенка.
Изобразительное творчество – специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком. Наиболее характерная черта эстетического отношения маленького ребенка – непосредственность заинтересованного оценивающего «Я» от любой объективной ситуации; неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления и воображения. Мы можем утверждать, что художественное творчество оказывает самое непосредственное влияние на развитие эстетического отношения детей к действительности.
Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.
Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.
Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.
Рисование является важным средством познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.
Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое).
Изобразительное же искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изо-деятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.
Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.
Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.
Направленность программы художественная. Данная программа комплексно направлена на практическое воплощение новых идей и подходов, связанных с интеграцией разных видов изобразительных искусств и художественной деятельности детей дошкольного возраста на основе усиления содержания художественно эстетической деятельности детей.
Новизна программы состоит в том, что программа имеет инновационный характер. В системе работы используются традиционные и нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, природные и бросовые для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно – эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки и другие творческие работы. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.
Педагогическая целесообразность. Данная программа педагогически целесообразна, т.к. при ее реализации из опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно.
Важное условие развития ребенка – не только оригинальное задание, но и использование нетрадиционного бросового материала и нестандартных изо технологий. Все занятия в разработанной мной программе носят творческий характер.
Отличительные особенности входе разработки программы были проанализированы материалы дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ эстетического воспитания детей от 2 до 7 лет «Красота. Радость. Творчество», Т.С.Комаровой, А.В Антоновой, М. Б. Зацепиной. Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству.
Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение обучающихся к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у дошкольников развиваются творческие начала. В структуру программы входят два образовательных блоков: теория, практика. Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно-практического опыта. Практические задания способствуют развитию у детей творческих
способностей, умению создавать (авторские модели), или «В основе практической работы лежит выполнение творческих заданий. Для того чтобы подвести учащихся 4-6 лет, к освоению навыков, предлагается нетрадиционный метод рисования.
Адресат программы
Программа адресована детям от 4 до 6 лет. Дети_4 - 6 лет способны на стартовый уровне выполнять предлагаемые задания, которые входят в общеобразовательную программу.
Программа адресована девочкам и мальчикам от 4 до 6 лет.
Возрастные особенности детей в изобразительной деятельности
В средней группе (4-5 лет) дошкольного учреждения эмоции становятся более устойчивыми. Адекватное эмоциональное регулирование в различных ситуациях формируется на основе умения различать эмоциональное состояние по их внешним проявлениям - через мимику, жесты, пантомимику и т.д. Это проявляется и в рисовании: у ребенка появляется интерес к линии, ее пластичности и выразительности. Важно уловить момент появления этого интереса и развить его, чтобы способствовать выражению чувств и фантазий на языке художественно-графических образов.
Старшая группа (5-6 лет). В этом возрасте у детей возникает тяга к предметному рисованию. Ребенок стремится создать свой образ, выражая свое отношение к тому, что он изображает. В жизни ребенок выражает себя через настроение, слово, поступок. А в рисовании - с помощью цвета, линии и других выразительных средств. На одних рисунках можно увидеть добрые, воздушные образы, согретые любовью ребенка. На других - образы совершенно иные: резкие, жесткие, угловатые. Именно так ребенок выражает свою неприязнь, отвращение, испуг. Старший дошкольник обладает большой способностью к перевоплощению. И эта способность позволяет ему раздвигать рамки своего «Я». Перевоплощаясь, ребенок изнутри видит жизнь сказочного героя, животного, растения или даже предмета.
Условия набора учащихся: для обучения принимаются все желающие.
Количество учащихся: в группе – 10-15 детей, возраст от 4-6 лет;
Объем и срок освоения программы: 36 часа на 1 учебный год обучения – сентября по май.
Формы обучения и вид занятий: программа рассчитана на 1 учебный год обучения.
Формы организации деятельности детей на занятий: групповая, подгрупповая, индивидуальная.
Формы проведения занятий: беседа, выставки, конкурсы, творческая мастерская, игра-путешествие.
Срок освоения программы: 1 учебный год. Занятия проводится вне основной образовательной деятельности. Занятия включают в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационная часть должна обеспечить наличие всех необходимых для работы материалов и иллюстраций. Теоретическая часть занятий при работе должна быть максимально компактной и включать в себя необходимую информацию о теме и предмете знания.
Режим занятия: Занятия проводятся 1 раз в неделю по 25 минут, количество часов в год- 36 часов. Занятия начинаются с сентября и заканчиваются в мае.
1.2 Цели и задачи
Цель программы: - развитие художественно-творческих способностей у детей 4-6 лет, посредствам нетрадиционных техник рисования.
Основные задачи программы:
Развивающие:
- развивать художественный вкус, пространственное воображение, творчество и фантазию, наблюдательность и воображение, ассоциативное мышление и любознательность;
- развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.
Воспитательные
воспитывать аккуратность, трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.
формировать эстетическое отношение к окружающей действительности
Образовательные:
- Обучить приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов.
- Познакомить детей с изобразительным искусством разных видов (живописью, графикой, скульптурой, дизайном) и жанров, учить понимать выразительные средства искусства.
- Научить детей видеть и понимать прекрасное в жизни и искусстве, радоваться красоте природы, произведений классического искусства,
- Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности.
- Сформировать умение оценивать созданные изображения.
- Развить эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций. Научить бращать внимание детей на выразительные средства, учить замечать сочетание цветов.
- Развить творческие способности детей.
- Воспитать у детей интерес к изобразительной деятельности.
- Воспитать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.
- Содержание программы
Учебный план
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы организации занятий | Формы аттестации/ контроля | ||||||||
Всего | Теория | Практика | ||||||||||
1. | Раздел 1 «Осень» | |||||||||||
1.1 | Тема: «Лето красное прошло» | 1 | 0,3 | 0,7 | Групповая | Беседа, творческая работа | ||||||
1.2. | Тема:«Укрась платочек» | 1 | - | 1 | Групповая | Творческая работа | ||||||
1.3. | Тема: заготовка на зиму «Компот из яблок» | 1 | 0,3 | 0,7 | Групповая | Беседа, творческая работы. | ||||||
1.4. | Тема: «Осенний букет» | 1 | 0,3 | 0,7 | Групповая | Беседа, творческая работы. выставка | ||||||
1.5. | Тема: «Золотая осень» | 1 | 0,3 | 0,7 | Групповая | Беседа, творческая работа. | ||||||
1.6. | Тема: «Яблоко» | 1 | 0,3 | 0,7 | Групповая | Беседа, творческая работа. | ||||||
1.7. | Тема: «Листопад» | 1 | 0,3 | 0,7 | Групповая | Беседа, творческая работа. | ||||||
8. | «Дорисуем пятнышко – ёжик, мышка, птичка, цветок…» | 1 | 0,3 | 0,7 | Групповая | Беседа, творческая работа, выставка | ||||||
1.9. | Тема: «Гриб - боровик» | 1 | 0,3 | 0,7 | Групповая | Беседа, творческая работа | ||||||
1. 10 | Тема: «Зайчик» | 1 | 0,3 | 0,7 | Групповая | Беседа, творческая работа. | ||||||
1.11 | Тема: «Ветка рябины» | 1 | 0,3 | 0,7 | Групповая | Беседа, творческая работа. | ||||||
1.12 | Тема: «Дары осени» | 1 | - | 1 | Групповая | Творческая работа. | ||||||
1.13 | Тема: «Дорисуй…» | 1 | - | 1 | Групповая | Творческая работа. Конкурс | ||||||
2. | ||||||||||||
2.1 | Тема: «Первый снег из тучки» | 1 | 0,3 | 0,7 | Групповая | Беседа. Творческая работа. | ||||||
2.2 | Тема: «Снежинки» | 1 | 0,3 | 0,7 | Групповая | Беседа, творческая работа. | ||||||
2.3 | Тема: «Узор на шарфике» | 1 | 0,3 | 0,7 | Групповая | Беседа, творческая работа. | ||||||
2.4 | Тема: «Ёлка для зверей» | 1 | - | 1 | Групповая | Творческая работа. Конкурс | ||||||
2.5 | Тема: «Зимушка - зима» | 1 | - | 1 | Групповая | Творческая работа. Выставка | ||||||
2.6 | Тема: «Снеговик и его друзья» | 1 | 0,3 | 0,7 | Групповая | Беседа. Творческая работа. | ||||||
2.7 | Тема: «Снегирь» | 1 | 0,3 | 0,7 | Групповая | Беседа. Творческая работа. Выставка | ||||||
2.8 | Тема: «Осьминожек» | 1 | 0,3 | 0,7 | Групповая | Беседа, творческая работа. | ||||||
2.9 | Тема: «Морозный узор» | 1 | 0,3 | 0,7 | Групповая | Беседа, творческая работа. | ||||||
2.10 | Тема: «Красивая тарелочка» | 1 | - | 1 | Групповая | Творческая работа | ||||||
2.11 | Тема: «Узор на шапочке» | 1 | - | 1 | Групповая | Творческая работа | ||||||
3. | Раздел 3 «Весна» | |||||||||||
3.1 | Тема: «Весна пришла» | 1 | 0,3 | 0,7 | Групповая | Беседа, творческая работа. | ||||||
3.2 | Тема: «Портрет мамы» | 1 | - | 1 | Групповая | Творческая работа. Конкурс | ||||||
3.3 | Тема: «Капель» | 1 | 0,3 | 0,7 | Групповая | Беседа, творческая работа. Выставка. | ||||||
3.4 | Тема: «Плюшевый мишка» | 1 | - | 1 | Групповая | Творческая работа. Выставка. | ||||||
3.5 | Тема: «Берёзка» | 1 | 0,3 | 0,7 | Групповая | Беседа, творческая работа. | ||||||
3.6 | Тема: «Звёзды в космосе» | 1 | 0,3 | 0,7 | Групповая | Беседа, творческая работа. Выставка. | ||||||
3.7 | Тема: «Подводный мир» | 1 | 0,3 | 0,7 | Групповая | Беседа, творческая работа. | ||||||
3.8 | Тема: «Скворец» | 1 | - | 1 | Групповая | Творческая работа. Конкурс. | ||||||
3.9 | Тема: «Колобок в траве» | 1 | 0,3 | 0,7 | Групповая | Беседа, творческая работа. Выставка | ||||||
3.10 | Тема: «Первые цветы» | 1 | 0,3 | 0,7 | Групповая | Беседа, творческая работа. Выставка. | ||||||
3.11 | Тема: «Цыплята» | 1 | 0,3 | 0,7 | Групповая | Беседа, творческая работа. | ||||||
3.12 | Тема: «Бабочка» | 1 | 0,3 | 0,7 | Групповая | Беседа, творческая работа. Выставка. | ||||||
Итого: | 36 | 7,8 | 28,2 |
Оформление содержания учебного плана
Раздел 1 «Осень»
Тема: 1.1. «Лето красное пришло»
Теория: познакомится с новыми способами абстрактной композиции. Рассматривание иллюстраций, репродукций картин, знакомящих с летними пейзажами известных художников. Научаться дети, составлять гармоничную цветовую композицию передавая впечатления о лете.
Практика: выполнения работы с опорой на показ.
Ожидаемый результат: дети осваивают технику рисования акварельными красками.
Формы контроля: творческая работа.
Тема: 1.2. « Укрась платочек»
Теория: познавательная беседа, как украшать платочек с помощью простых узоров, используя печатание, рисование пальчиками и приемам примакивания. Развить чувство композиции, ритма. Научить детей работать индивидуально.
Практика: Практическая работа по изготовлению рисования платочка с использованием оттиск пробкой и приемами примакивания.
Ожидаемые результаты: дети учатся составлять узор на квадрате, заполняя углы и середины. Использовать приемы : оттиск пробкой, рисования пальцами и приемы примакивания.
Формы контроля: опрос, практическое задание, творческая работа.
Тема: 1.3. Заготовка на зиму «Компот из яблок»
Теория: вызвать у детей интерес к работе взрослых по заготовке овощей и фруктов на зиму, познакомить с техникой печатания яблоком, поролоновым тампоном, показать приемы получения отпечатка, продолжать воспитывать умение рисовать предметы круглой формы, развивать чувство композиции, цвета (красный, коричневый, зелёный, жёлтый), учить смешивать цвета.
Практика: выполнения работы с опорой на показ, воспитать у детей умение работать индивидуально.
Ожидаемый результат: дети осваивают технику печатания яблоком, поролоновым тампоном.
Формы контроля: творческая работа.
Тема: 1.4. «Осенний букет»
Теория: рассмотреть осенние листья с разных деревьев, назвать, с каких они деревьев, отметить особенности строения и цвета.
Практика: Практическая работа по изготовлению рисование осеннего букета.
Ожидаемые результаты: дети научатся покрывать листок дерева красками разных цветов, затем прикладывать его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка.
Формы контроля: опрос, творческая работа.
Тема: 1.5. «Золотая осень»
Теория: рассмотреть рисунок дерева, выделить основные части строения дерева, отметить, что ветки тянутся вверх и что листочки начинают желтеть с верхушки. Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования тычок жёсткой полусухой кистью (листья). Развиты цветовые восприятия. Развивать чувство композиции, воспитывать любовь к родине.
Практика: Выполнение работы с опорой на показ.
Ожидаемые результаты: дети проявляют интерес к изобразительной деятельности, формируется желание творить, знакомятся с бумагой и красками, учатся правильно держать кисть, набирать краски.
Формы контроля: творческая работа, выставка.
Тема: 1.6. «Яблоко»
Теория: рассказать детям о правилах пользования кистью и гуашью. Рассмотреть яблоко, определить форму и цвет. Развить ассоциативное мышление, зрительную память, воспитать эмоциональную отзывчивость.
Практика: Закрепить держать кисть и набирать краску. Выполнение работы с опорой на показ.
Ожидаемые результаты: дети закрепили знание фруктов, научились рисовать яблоко, закрашивать его не заходя за контур, научились рисовать веточку и листик у яблока. Развиваются способности к цветовосприятию и форморазличению.
Формы контроля: беседа, творческая работа.
Тема: 1.7. «Листопад»
Теория: Познакомились с нетрадиционной техникой рисования – монотипией (отпечаток). Развивать чувство композиции, цвета (красный, коричневый, оранжевый, жёлтый). Формировать умение отвечать на вопросы. Приучать детей внимательно слушать стихи (четверостишия) об осени. Формировать умение получать удовольствие от работы, эмоциональную отзывчивость.
Практика: Выполнение работы с опорой на показ, наносим краску на тыльную поверхность листа – мазками, делали отпечаток на листе бумаги.
Ожидаемые результаты: дети закрепили знание фруктов, научились рисовать яблоко, закрашивали его, не заходя за контур, на учились рисовать веточку и листик у яблока.
Формы контроля: беседа, творческая работа.
Тема: 1.8. «Дорисуем пятнышко-ёжик, мышка, птичка, цветок…»
Теория: Познакомились с элементом графического языка –пятном. Сформировано желание творить, научились превращать пятно в образ ёжика, учились рисовать колючки кончиком кисти. Научились дорисовывать нос, глаза, лапки. Научились усложнять композицию за счет сюжета рисунков (дорожка, гриб).
Практика: Выполнение работы с опорой на показ.
Ожидаемые результаты: дети закрепили знание о природе, научились правильно держать кисть.
Формы контроля: беседа, творческая работа, выставка рисунков.
Тема: 1.9. «Гриб-боровик»
Теория: провести беседу с детьми о грибах, расспросить какие они знают грибы, из каких частей они состоят (ножка, шляпка), какого цвета и формы гриб –боровик, научить рисовать восковыми мелками травку, лист от дерева на грибочке.
Практика: Выполнение работы с опорой на показ.
Ожидаемые результаты: дети закрепили знание о природе, развили чувство композиции, зрительную память, воспитывалась аккуратность. Научились пользоваться восковыми мелками.
Формы контроля: беседа, творческая работа.
Тема: 1.10. «Зайчик».
Теория: рассматривание игрушки и картинки зайчонка, расспросить детей о строении тела животного, его особенности и цвет шерсти, выделить геометрическую основу формы объекта и показать порядок выполнения работы.
Практика: Выполнение работы с опорой на показ.
Ожидаемые результаты: научились выполнять рисование – тычок жёсткой полусухой кистью, наносить тычки по форме круга (туловище и голова зайца) и в длину (ушки зайца). Развивали цветовую композицию цветовую. Выполняли аккуратно и старательно.
Формы контроля: беседа, творческая работа.
Тема: 1.11. «Ветка рябины».
Теория: ознакомить с рябиной, развивать творческие способности и воображение; развивать навыки работы гуашью, нетрадиционным способом рисования – рисование пальчиком, приём примакивания кисти, формировать композиционные навыки; воспитывать умение замечать красоту в природе.
Практика: Выполнение работы с опорой на показ.
Ожидаемые результаты: научились рисовать ветку рябины, располагая на весь лист, рисовали кончиком кисти гроздь рябины, а ягоды рябины научились рисовать пальчиком.
Формы контроля: беседа, творческая работа.
Тема: 1.12. «Дары осени».
Теория: познакомить детей с понятием натюрморт, рассмотреть наглядный материал, выделить основные формы фруктов, овощей и их цвета.
Практика: Выполнение работы с опорой на показ.
Ожидаемые результаты: у детей сформируется желание творить, закрепили знания о дарах осенней природы, рисовали овощи (морковь, огурец, помидор, репку) и фрукты (слива, яблоко). Закрепили знание основных цветов и узнали о новые фиолетовый и оранжевый. У детей развивалась зрительная память, мышление и моторика пальцев рук.
Формы контроля: беседа, творческая работа.
Тема: 1.13. «Дорисуй…».
Теория: развивать творческое воображение, умение создавать простые изображения, принимать замысел предложенный взрослым, обеспечить освоение способов создания изображения передачи формы, построение элементарных композиций, воспитывать разностороннее развитие детей, бережное отношение к выполненной работе.
Практика: Рисование геометрических фигур, отгадывание загадок.
Ожидаемые результаты: закрепят умение правильно держать кисти и набирать краску, научились создавать из пятна образ, который видит ребенок. Развивали фантазию, воображение, мелкую моторику рук.
Формы контроля: творческая работа, конкурс.
Раздел 2 «Зима»
Тема: 2.1. «Первый снег из тучки»
Теория: систематизировать представления детей о зиме; вызвать эмоционально-эстетический отклик на выразительные образы зимней природы; актуализировать и активировать словарь по теме «Зима»; развивать умение последовательно рассматривать изображение, развивать связную речь, мышление, творческое воображение, тонкую моторику.
Практика: Выполнение работы с опорой на показ.
Ожидаемые результаты: научатся делать большие и маленькие пятна, наносить белую гуашь на кулачок с нижней стороны и делать отпечаток (тучка), а отпечаток пальчиками (снег).
Формы контроля: беседа, творческая работа.
Тема: 2.2. «Снежинки»
Теория: Познакомить с нетрадиционной техникой рисования - воском; развивать образное представление и фантазию; развивать мелкую моторику, закреплять навык графического изображения; формировать доброжелательные отношения между детьми, навыки графического языка.
Практика: Выполнение работы с опорой на показ.
Ожидаемые результаты: научатся делать линии (длинные и короткие), узнали про свойства воска, научились рисовать снежинки (пересекающиеся длинные и короткие линии воском), закрасили фон листа.
Формы контроля: беседа, творческая работа.
Тема: 2.3. «Узор на шарфике»
Теория: познакомятся детей с особенностями изобразительной деятельности. Научиться пользоваться материалами (бумага, гуашь) и инструментами (печатки геометрических форм из пенопласта, кисть). Формировать знания об орнаменте, узоре.
Практика: Заготовки шарфиков из бумаги, печатки геометрических форм из пенопласта.
Гуашь на тарелочках. Выполнение работы с опорой на показ.
Ожидаемые результаты: познакомятся с геометрическими формами (треугольник, квадрат, круг), научились делать отпечатки, создавая узор на шарфике, дорисовали бахрому – кистью (волнистые линии). Развили творческие способности, моторику пальцев рук.
Формы контроля: беседа, творческая работа.
Тема: 2.4. «Елка для зверей»
Теория: рассмотреть изображение елочки, выявить особенности, показать последовательность работы. Предложить украсить готовую елочку. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на творчество
Практика: Выполнение работы с опорой на показ.
Ожидаемые результаты: Научились наносить тычки придавая форму ёлочки. Развили чувство композиции, цветовое восприятия.
Формы контроля: творческая работа, конкурс.
Тема: 2.5. «Зимушка-зима»
Теория: Познакомились с признаками зимы. Познакомиться с нетрадиционной
техникой рисования – рисование по мокрому. Научаться намачивать губкой смоченной водой лист для акварели. Познали любовь к природе и творчеству.
Практика: Выполнение работы с опорой на показ.
Ожидаемые результаты: Научатся правильно держать кисть и набирать краску, рисовать деревья, кусты и снежинки. Развивали зрительную память, чувство композиции,
цветовое восприятие, мелкую моторику рук. Научились наносить тычки придавая форму ёлочки. Развили чувство композиции, цветовое восприятия.
Формы контроля: творческая работа, выставка рисунков.
Тема: 2.6. «Снеговик и его друзья»
Теория: Продолжать вызывать у детей интерес к созданию изображения красками. Закрепить у детей представления о снеговике, полученные, в результате собственных наблюдений на прогулке. Научаться дети рисовать и закрашивать округлые формы. Помогать, детям изображать снеговика с использованием доступных им средств выразительности (цвета, величины).
Практика: Выполнение работы с опорой на показ.
Ожидаемые результаты: Научатся правильно держать кисть. Закрепили навыки и умения рисовать тонкой и толстой кистью. Воспитывали чувство сопереживания, желание помочь персонажу. Развили мелкую моторику рук, фантазию. Вызвали у детей положительный эмоциональный отклик. Воспитали у детей уважение к труду, привлекать к подготовке и уборке рабочего места до и после занятий.
Формы контроля: творческая работа, выставка рисунков.
Тема: 2.7. «Снегирь»
Теория: провести беседу о зимующих птицах, показать картинки с изображением снегиря, показать последовательность выполнения работы. Закрепить знания детей о внешнем виде птиц (снегирей) и повадках (летают, сидят). Научаться изображать снегирей на ветке, передавать их строение (овальное туловище, круглая голова, острый не большой треугольный клюв, короткий хвост).
Практика: Выполнение работы с опорой на показ. Упражнялись в умение правильно располагать изображение на листе бумаги: снегиря — в центре листа крупно; развивали умение смешивать краски для получения нужного оттенка.
Ожидаемые результаты: Научатся правильно держать кисть, соблюдать пропорцию. Закрепили навыки и умения рисовать тонкой и толстой кистью. Развили творческие способности, проявляли доброжелательное отношение к ним.
Формы контроля: творческая работа, выставка рисунков.
Тема: 2.8. «Осьминожек»
Теория: Научаться нетрадиционным методом рисования – отпечаток ладошки. Развивали познавательные процессы (память, внимание, воображение) и фантазию. Развить мелкую моторику рук. Развивали творческие способности.
Практика: Выполнение работы с опорой на показ.
Ожидаемые результаты: научатся делать отпечаток ладошки (рыбка), рисовать водоросли (вертикальные волнистые линии), дорисовывать у осьминога глаза.
Формы контроля: беседа, творческая работа.
Тема: 2.9. «Морозный узор»
Теория: вызывать интерес к зимним явлениям природы; помочь освоить новый способ рисования – свечой; совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с изобразительным материалом.
Практика: рассказ о зимних явлениях природы; наблюдение за морозными узорами на окнах; чтение рассказа К. Д. Ушинского «Проказы старухи - зимы»; беседа о художественном образе зимы. Выполнение работы с опорой на показ.
Ожидаемые результаты: научатся рисовать морозные узоры, освоили новый способ рисования – свечой.
Формы контроля: беседа, творческая работа.
Тема: 2.10. «Красивая тарелочка»
Теория: Научаться наносить тычки по форме круга, а также заполняя его. Развивать
самостоятельное творчество детей, чувство композиции, мелкую моторику рук.
Воспитывать внимательность, аккуратность и старательность.
Практика: Выполнение работы с опорой на показ.
Ожидаемые результаты: научатся рисовать различные узоры на круглой форме, освоили новый способ рисования – жесткой полусухой кистью.
Формы контроля: творческая работа.
Тема: 2.11. «Узор на шапочке»
Теория: с формированы знания об орнаменте, узоре. Научились создавать свой
узор на шапочке, способом примакивания кисти к поверхности рисунка. Развивали творчество, воображение, мелкую моторику рук.
Практика: Выполнения рисунка «Узор на шапочке», с опорой на показ.
Ожидаемые результаты: развить самостоятельное творчество детей. Научились правильно держать кисть, набирать краску. Воспитывали любовь к творчеству, аккуратность и научились рисовать различные узоры на круглой форме, освоили новый способ рисования – жесткой полусухой кистью.
Формы контроля: творческая работа.
Раздел 3 «Весна»
Тема: 3.1. «Весна пришла»
Теория: Знакомство с жанром живописи – пейзажем. Познакомились с репродукцией картины на весеннюю тему. Научились рисовать весенние деревья, небо, солнце, травку, цветочки акварелью, соблюдать пропорции.
Практика: Выполнения рисунка «Весна пришла», с опорой на показ.
Ожидаемые результаты: Закрепят знания признаков весны. Развита у детей чуткость к восприятию весенней красоты природы. Развивали цветовое восприятие, чувство композиции, мелкую моторику рук. Воспитали любовь к прекрасному, аккуратность и старательность.
Формы контроля: творческая работа, конкурс.
Тема: 3.2. «Портрет мамы»
Теория: Знакомство детей с понятием портрет, предложить деткам нарисовать портрет своей мамы. Закрепить знания о жанре портрета. Научились правильно ориентироваться в местонахождении разных частей лица и его пропорциях. Обратить внимание на симметричность лица человека и пропорции, на схожесть портрета с натурой.
Практика: рассказ воспитателя, рассматривание иллюстраций с автопортретами, использование художественного слова, сюрпризный момент, индивидуальная работа по ходу занятия.
Ожидаемые результаты: Закрепят понятия: жанр, портрет, автопортрет. Воспитывать эстетические чувства посредством рассматривание репродукций.
Формы контроля: беседа, творческая работа.
Тема: 3.3. «Капель»
Теория: Знакомство с особенностями изобразительной деятельности. Познакомились с нетрадиционной техникой рисования – набрызг. Научились делать набрызги при помощи зубной щётки и стеки.
Практика: Выполнения рисунка «Капель», с опорой на показ.
Ожидаемые результаты: Закрепят знания признаков весны (капель). Развита у детей чуткость к восприятию весенней красоты природы. Развивали цветовое восприятие, чувство композиции, мелкую моторику рук. Воспитали любовь к прекрасному, аккуратность и старательность.
Формы контроля: беседа, творческая работа.
Тема: 3.4. «Плюшевый мишка»
Теория: рассказать детям о правилах пользования тычок жесткой полусухой кистью и гуашью, познакомились с понятием портрет, рассмотрели мишку, о его особенности.
Практика: Выполнения рисунка «Плюшевый мишка», с опорой на показ.
Ожидаемые результаты: Научатся заполнять контур игрушки – мишки
различными цветами красок. Развивали цветовое восприятие, форморазличение,
мелкую моторику рук. Воспитывали бережное отношение к игрушкам, аккуратность и
старательность.
Формы контроля: беседа, творческая работа.
Тема: 3.5. «Березка»
Теория: рассмотрели картинки с изображением берез, отметить части дерева, особенности окраса ствола. Знакомились с жанром живописи – пейзажем. Научились
рисовать берёзку кончиком кисти, соблюдая пропорции, прорисовывать листочки методом примакивания кисти.
Практика: Выполнения рисунка «Береза», с опорой на показ.
Ожидаемые результаты: Научатся рисовать на стволе чёрные короткие линии.
Развивали чувство композиции, цветовое восприятие, мелкую моторику рук.
Воспитали любовь к природе.
Формы контроля: беседа, творческая работа.
Тема: 3.6. «Звезды в космосе»
Теория: Расширение представления детей о многообразии окружающего мира, поощрение попыток детей делиться с педагогом и сверстниками разнообразными впечатлениями, обогащение речи детей прилагательными характеризующими свойства качества предметов.
Практика: Выполнения рисунка «Звезды в космосе», с опорой на показ.
Ожидаемые результаты: Научатся рисовать звёзды и месяц восковыми мелками, закрашивали фон. Развивали чувство цвета, мелкую моторику рук. Воспитается эмоциональная отзывчивость на происходящие события в стране.
Формы контроля: беседа, творческая работа, выставка.
Тема: 3.7. «Подводный мир»
Теория: Расширение представления детей знания о жанре живописи – пейзаже. Закрепляли знания о морских животных и о растениях – водорослях. Научились рисовать
рыбку в форме овала, дорисовывать хвост, плавники, глаз, рисовать грунт – круги и овалы, различные по размеру и цвету.
Практика: Выполнения рисунка «Подводный мир», с опорой на показ.
Ожидаемые результаты: Научатся рисовать вертикальные волнистые линии
– водоросли. Развивали чувство композиции, цветовое восприятие, мелкую моторику рук. Воспитывали любовь к природе.
Формы контроля: беседа, творческая работа, выставка.
Тема: 3.8. «Скворец»
Теория: Научились рисовать скворца на ветке восковыми мелками, рисовали скворца, нанося штрихи, придавая скворцу пушистый вид, клюв, глаз, лапки скворца, соблюдая
пропорции. Развивали мелкую моторику рук, чувство цвета и композиции.
Воспитывали любовь к животным, старательность.
Практика: Выполнения рисунка «Скворец», с опорой на показ.
Ожидаемые результаты: Научатся рисовать скворца соблюдая пропорцию на листе бумаги.
Формы контроля: творческая работа, конкурс.
Тема: 3.9. «Колобок в траве»
Теория: расширяли представления детей о героях сказки «Колобок в траве», предложить нарисовать сказку. Научились работать изображением в технике – рисование пальчиком, рисовать круг, дорисовывать колобку глазки, носик и рот; рисовать травку.
Практика: Выполнения рисунка «Колобок в траве», с опорой на показ.
Ожидаемые результаты: Научатся рисовать пальчиками круг, глазки, носик и рот. Формы контроля: беседа, творческая работа, выставка.
Тема: 3.10. «Первые цветы»
Теория: рассмотрели картинки по данной теме. Провели беседу о подснежниках.
Практика: Показать порядок выполнения работы рисунка «Первые цветы».
Ожидаемые результаты: Научатся рисовать цветы методом примакивания кисти, дорисовывали стебли и листья цветов, солнышко. Развивали чувство композиции, цветовое восприятие и мелкую моторику рук.
Формы контроля: беседа, творческая работа, выставка.
Тема: 3.11. «Цыплята»
Теория: Закрепляли знания о домашних животных. Научились рисовать цыплят в
технике тычок жёсткой полусухой кистью, дорисовывать лапки, клюв, глаза, зёрнышки.
Практика: Показать порядок выполнения работы рисунка «Цыплята».
Ожидаемые результаты: Научатся рисовать лапки, клюв, глаза, зёрнышки. Развивали чувство композиции, цветовое восприятие и мелкую моторику рук.
Формы контроля: беседа, творческая работа.
Тема: 3.12. «Бабочка»
Теория: рассмотрели разные изображения бабочек, отметили разнообразие окраса и формы крылышек. Узнали части тела бабочки, обговорили как расположить рисунок на листе бумаги.
Практика: Показать порядок выполнения работы рисунка «Бабочка».
Ожидаемые результаты: Закрепят умение правильно держать кисть и набирать краску. Научились рисовать бабочку, украшать крылья бабочки узором. Развивали цветовое восприятие и мелкую моторику рук.
Формы контроля: беседа, творческая работа, выставка.
- Планируемые результаты:
По окончанию курса по данной программе у детей:
- развивается художественный вкус, пространственное воображение, творчество и фантазия, наблюдательность и воображение, ассоциативное мышление и любознательность, желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового;
- воспитывается аккуратность, трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом;
- формируется эстетическое отношение к окружающей действительности приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов;
- познакомятся с разными видами (живопись, графика, скульптур, дизайн) и жанр, умеют понимать выразительные средства искусства;
- научатся видеть и понимать прекрасное в жизни и искусстве, радоваться красоте природы, произведений классического искусства;
- научатся создавать выразительный образ при изображении предметов и явлений окружающей деятельности.
- Формируется умение оценивать созданные изображения.
- Развивается эмоциональная отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций. Обращают внимание на выразительные средства, умеют различать сочетание цветов.
- Развиваются творческие способности детей.
- Познают интерес к изобразительной деятельности.
- Учатся формировать навыки сотрудничества.
Блок № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий
реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»
2.1. Календарный учебный график
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Цветные ладошки» (стартовый уровень), год обучения: 1, группа: 1.
№ п/п | Месяц | Число | Время проведение занятий | Форма занятий | Количество часов | Тема занятий | Место проведения | Форма контроля |
1. | Сентябрь | 6.09 | 15.45-16.05 | Практическое | 1 | «Лето красное прошло» | Групповая комната | Беседа, творческая работа |
2. | 13.09 | 15.45-16.05 | Практическое | 1 | «Укрась платочек» | Групповая комната | Творческая работа | |
3. | 20.09 | 15.45-16.05 | Практическое | 1 | Заготовка на зиму «Компот из яблок» | Групповая комната | Беседа, творческая работы. | |
4. | 27.09 | 15.45-16.05 | Практическое | 1 | «Осенний букет» | Групповая комната | Беседа, творческая работы. выставка | |
5. | Октябрь | 04.10 | 15.45-16.05 | Практическое | 1 | «Золотая осень» | Групповая комната | Беседа, творческая работа. |
6. | 11.10 | 15.45-16.05 | Практическое | 1 | «Яблоко» | Групповая комната | Беседа, творческая работа. | |
7. | 18.10 | 15.45-16.05 | Практическое | 1 | «Листопад» | Групповая комната | Беседа, творческая работа. | |
8. | 25.10 | 15.45-16.05 | Практическое | 1 | «Дорисуем пятнышко – ёжик, мышка, птичка, цветок…» | Групповая комната | Беседа, творческая работа, выставка | |
9. | Ноябрь | 01.11 | 15.45-16.05 | Практическое | 1 | «Гриб - боровик» | Групповая комната | Беседа, творческая работа |
10. | 08.11 | 15.45-16.05 | Практическое | 1 | «Зайчик» | Групповая комната | Беседа, творческая работа. | |
11. | 15.11 | 15.45-16.05 | Практическое | 1 | «Ветка рябины» | Групповая комната | Беседа, творческая работа. | |
12. | 22.11 | 15.45-16.05 | Практическое | 1 | «Дары осени» | Групповая комната | Творческая работа. | |
13. | 29.11 | 15.45-16.05 | Практическое | 1 | «Дорисуй…» | Групповая комната | Творческая работа. Конкурс | |
14. | Декабрь | 06.12 | 15.45-16.05 | Практическое | 1 | «Первый снег из тучки» | Групповая комната | Беседа. Творческая работа. |
15. | 13.12 | 15.45-16.05 | Практическое | 1 | «Снежинки» | Групповая комната | Беседа, творческая работа. | |
16. | 20.12 | 15.45-16.05 | Практическое | 1 | «Узор на шарфике» | Групповая комната | Беседа, творческая работа. | |
17. | 27.12 | 15.45-16.05 | Практическое | 1 | «Ёлка для зверей» | Групповая комната | Творческая работа. Конкурс | |
18. | Январь | 10.01 | 15.45-16.05 | Практическое | 1 | «Зимушка - зима» | Групповая комната | Творческая работа. Выставка |
19. | 17.01 | 15.45-16.05 | Практическое | 1 | «Снеговик и его друзья» | Групповая комната | Творческая работа. | |
20. | 24.01 | 15.45-16.05 | Практическое | 1 | «Снегирь» | Групповая комната | Творческая работа. Выставка | |
21. | 31.01 | 15.45-16.05 | Практическое | 1 | «Осьминожек» | Групповая комната | Беседа, творческая работа. | |
22. | Февраль | 07.02 | 15.45-16.05 | Практическое | 1 | «Морозный узор» | Групповая комната | Беседа, творческая работа. |
23. | 14.02 | 15.45-16.05 | Практическое | 1 | «Красивая тарелочка» | Групповая комната | Творческая работа | |
24. | 21.02 | 15.45-16.05 | Практическое | 1 | «Узор на шапочке» | Групповая комната | Творческая работа | |
25. | 28.02 | 15.45-16.05 | Практическое | 1 | «Колобок в траве» | Групповая комната | Беседа, творческая работа. Выставка | |
26. | Март | 07.03 | 15.45-16.05 | Практическое | 1 | «Портрет мамы» | Групповая комната | Творческая работа. Конкурс |
27. | 14.03 | 15.45-16.05 | Практическое | 1 | «Подводный мир» | Групповая комната | Беседа, творческая работа. Выставка. | |
28. | 21.03 | 15.45-16.05 | Практическое | 1 | «Плюшевый мишка» | Групповая комната | Творческая работа. Выставка. | |
29. | 28.03 | 15.45-16.05 | Практическое | 1 | «Капель» | Групповая комната | Беседа, творческая работа. | |
30. | Апрель | 04.04 | 15.45-16.05 | Практическое | 1 | «Звёзды в космосе» | Групповая комната | Беседа, творческая работа. Выставка. |
31. | 11.04 | 15.45-16.05 | Практическое | 1 | «Берёзка» | Групповая комната | Беседа, творческая работа. | |
32. | 18.04 | 15.45-16.05 | Практическое | 1 | «Скворец» | Групповая комната | Творческая работа. Конкурс. | |
33. | 25.04 | 15.45-16.05 | Практическое | 1 | «Весна пришла» | Групповая комната | Беседа, творческая работа. | |
34. | Май | 16.05 | 15.45-16.05 | Практическое | 1 | «Первые цветы» | Групповая комната | Беседа, творческая работа. Выставка. |
35. | 23.05 | 15.45-16.05 | Практическое | 1 | «Цыплята» | Групповая комната | Беседа, творческая работа. | |
36. | 30.05 | 15.45-16.05 | Практическое | 1 | «Бабочка» | Групповая комната | Беседа, творческая работа. Выставка. |
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение программы
Организация занятий осуществляется в групповой комнате.
Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности.
Работа кружка «Цветные ладошки» позволяет систематически и последовательно решать задачи развития художественно-творческих способностей. На занятиях используется музыкальное сопровождение, что способствует созданию ребенком выразительного художественного образа.
Условия реализации программы
Программа может быть успешно реализована при наличии следующих материалов и оборудования:
- групповая комната: парта детская - 4 шт, стул детский - 8 шт;
- демонстрационная доска, дидактический материал в соответствии с темами занятий;
- фартуки для занятий;
- акварельные краски, гуашь;
- простые карандаши, ластик;
- печатки из различных материалов;
- наборы разнофактурной бумаги;
- восковые и масляные мелки, свеча;
- ватные палочки;
- поролоновые печатки, губки;
- коктельные трубочки;
- палочки или старые стержни для процарапывания;
- матерчатые салфетки;
- стаканы для воды;
- подставки под кисти; кисти.
- место для выставки детских работ;
- различные игрушки;
- наглядный и раздаточный материал, в соответствии с темой занятия.
2.3. Формы аттестации
Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы может быть в форме конкурсов и выставок во время проведения конкурса, все работы должны быть выставлены по одной теме.
В процессе просмотра работ происходит обсуждение оригинальности замысла и его воплощения автором, творческих идей.
В конце года готовится большая выставка творческих работ, в которой участвуют дети.
Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы: продуктивные формы: выставки, конкурсы;
документальные формы подведения итогов реализации программы отражают достижения каждого учащегося, к ним относятся: диагностические карты развития детей. Также диагностические таблицы позволяют проследить у детей развитие художественного восприятия, проанализировать уровень сформированности изобразительных навыков и умений. Итоговая диагностика проводится в форме творческого задания. Основным критерием в оценке рисунков является новое, оригинальное, придуманное, изобретённое и художественно оформленное.
2.4. Оценочные материалы
Представленная диагностика анализа продукта деятельности позволяет определить уровни овладения рисованием.
Результат отслеживается через диагностирование деятельности детей, которое проводится в начале учебного года (сентябрь) и в конце (май)
Таблица оценки уровня овладения ребенком изобразительной деятельностью /рисование/
№ балл | Имя ребенка | Форма | Изображение предметов | Пропорции | Композиция | Аккуратность | Передача движения | Цвет | Общее число баллов |
1. | |||||||||
2. | |||||||||
3. |
Показатели критерии для оценки уровня овладения ребенком в соответствии с возрастом
изобразительной деятельностью/рисование/
Передача формы:
-форма передана точно-3б.;
-есть незначительные искажения-2б.;
-искажения значительные, форма не удалась-1б.
Изображение предмета:
Умение правильно передавать расположение частей при изображении сложных предметов:
-части расположены верно-3б;
-есть незначительное искажение-2б;
-части предмета расположены не верно-1б.
Передача пропорций предмета в изображении:
Соблюдение соотношений предметов по величине: дерево высокое, куст ниже дерева, цветы ниже куста.
-пропорции предмета соблюдены-3б;
-есть незначительные искажения-2б;
-пропорции предмета переданы неверно-1б.
Композиция:
Создание сюжетных композиций, повторяя изображение одних и тех же предметов и добавляя к ним другие располагая изображение на всей поверхности листа.
-по всей плоскости листа-3б
-на полосе листа-2б
-не продумано, носит случайный характер-1б.
Аккуратность:
Умение правильно пользоваться красками, при закрашивании не заходить за контур, правильно набирать краску, пользоваться кистью и карандашом.
-все материалы использованы правильно, рисунок без видимых помарок -3б;
-есть незначительные помарки-2б;
-предметы закрашены не верно, рисунок не выглядит опрятным-1б.
Передача движений:
Ритмичность нанесения линий, штрихов, пятен, мазков.
-движение передано достаточно точно-3б;
-движение передано неопределенно, неумело-2б;
-изображение статичное-1б.
Цвет
Характеризует передачу реального цвета предметов и образов декоративного искусства;
основные цвета и оттенки: красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный, розовый, голубой, серый, коричневый, оранжевый, светло-зеленый ( представление о получении оттеночных цветов)
Путем усиления или ослабления нажима получение светлого или более насыщенного цвета:
-передан реальный цвет предметов (образца декоративной росписи)-3б;
-есть отступление от реальной окраски-2б;
-цвет предметов и образцов народного искусства передан неверно-1б.
2.5. Методические материалы
Оформление методического обеспечения
№ п/п | Название раздела, темы | Материально-техническое оснащение, дидактико- методический материал | Формы, методы, приемы обучения | Формы подведение итогов |
Осень | ||||
1. | «Лето красное пришло» (тычок жесткой полусухой кистью) | жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного. | ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности. | Просмотры индивидуальных и коллективных работ. |
2. | «Укрась платочек» (оттиск пробкой) | мисочка либо пластмассовая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка их тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из пробки. | ребенок прижимает пробку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняется и мисочка и пробка. | Просмотры индивидуальных и коллективных работ. |
3 | Заготовка на зиму «Компот из яблок» (Оттиск поролоном) | мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона | ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон. | Просмотры индивидуальных и коллективных работ. |
4 | «Осенний букет» (отпечатки листьев) | бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие), кисти. | ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью. | Просмотры индивидуальных и коллективных работ. |
5 | «Золотая осень» (тычок жесткой полусухой кистью) | жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного. | ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности. | Просмотры индивидуальных и коллективных работ. |
6 | «Яблоко» (акварель и акварельные мелки) | плотная бумага, акварельные мелки, губка, вода в блюдечке | ребенок смачивает бумагу водой с помощью губки, затем рисует на ней мелками. Можно использовать приемы рисования торцом мелка и плашмя. При высыхании бумага снова смачивается. | Просмотры индивидуальных и коллективных работ. |
7 | «Листопад» (отпечатки листьев) | бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие), кисти. | ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью. | Просмотры индивидуальных и коллективных работ. |
8. | «Дорисуй пятнышко-ёжик, мышка, птичка, цветок» (пятном) | гуашь, акварель, черный фломастер. | Сделай большую кляксу-пятно на листе бумаги. Дорисуй пятно так, чтобы получилась зверушка. Для дорисовки можно использовать мелки или фломастеры. | Просмотры индивидуальных и коллективных работ. |
9 | «Гриб- боровик» (Восковые мелки + акварель) | восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти. | ребёнок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным. | Просмотры индивидуальных и коллективных работ. |
10 | «Зайчик» (тычок жесткой полусухой кистью) | жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного. | ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности. | Просмотры индивидуальных и коллективных работ. |
11 | «Ветка рябины» (тычок жесткой полусухой кистью) | жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного. | ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности. | Просмотры индивидуальных и коллективных работ. |
12 | «Дары осени» (отпечатки картошкой, морковкой, яблоком) | Овощ/фрукт, краска, кисть, бумага, баночка для воды | Ребенок прижимает печатку к штемпельной подушечке с краской и наносит оттиск бумагу. Для получения другого цвета меняется и мисочка, и печатка. | Просмотры индивидуальных и коллективных работ. |
13 | «Дорисуй ….» (пятном) | гуашь, акварель, черный фломастер. | Сделай большую кляксу-пятно на листе бумаги. Дорисуй пятно так, чтобы получилась зверушка. Для дорисовки можно использовать мелки или фломастеры. | Просмотры индивидуальных и коллективных работ. |
Зима | ||||
1 | «Первый снег» (рисование пальчиками) | мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки. | Ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь смывается. | Просмотры индивидуальных и коллективных работ. |
2 | «Снежинки» (Восковые мелки + акварель) | восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти. | ребёнок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным. | Просмотры индивидуальных и коллективных работ. |
3 | «Узор на шарфике» (отпечаток геометрическими фигурами) | мисочка либо пластмассовая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка их тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из фигур. | Ребенок прижимает пробку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняется и мисочка и фигурка. | Просмотры индивидуальных и коллективных работ. |
4 | «Елка для зверей» (тычок жесткой полусухой кистью) | жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного. | ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности. | Просмотры индивидуальных и коллективных работ. |
5 | «Зимушка – зима» (рисование по мокрой бумаге) | широкая мисочка с водой, бумага, краски акварель, кисть | Ребенок смачивает лист чистой водой, а потом кистью наносит изображение. Оно получается как бы размытое под дождем или в тумане. Если нужно прорисовать детали, то немного надо подождать, пока рисунок высохнет, или набирать на кисть густую краску. | Просмотры индивидуальных и коллективных работ. |
6 | «Снеговик и его друзья» (тычок жесткой полусухой кистью) | жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного. | ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности. | Просмотры индивидуальных и коллективных работ. |
7 | «Снегирь» (тычок жесткой полусухой кистью) | жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного. | ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности. | Просмотры индивидуальных и коллективных работ. |
8. | «Осьминожек» (рисование ладошкой) | широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки | ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается. | Просмотры индивидуальных и коллективных работ. |
9 | « Морозный узор» (свеча + акварель) | свеча, плотная бумага, акварель, кисти. | ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым. | Просмотры индивидуальных и коллективных работ. |
10 | «Красивая тарелочка» (тычок жесткой полусухой кистью) | жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного. | ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности. | Просмотры индивидуальных и коллективных работ. |
11 | «Узор на шапочке» (монотипия пейзажная) | бумага, кисти, гуашь либо акварель. | Ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. | Просмотры индивидуальных и коллективных работ. |
Весна | ||||
1 | «Весна пришла» (монотипия пейзажная) | бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка. | ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того, как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым | Просмотры индивидуальных и коллективных работ. |
2 | «Портрет мамы» (восковые мелки + акварель) | восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти. | ребёнок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным. | Просмотры индивидуальных и коллективных работ. |
3 | «Капель» (набрызг) | бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5×5 см). | ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу. | Просмотры индивидуальных и коллективных работ. |
4 | «Плюшевый мишка» (тычок жесткой полусухой кистью) | жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного. | ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности. | Просмотры индивидуальных и коллективных работ. |
5 | «Березка» (монотипия пейзажная) | бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка. | ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того, как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым | Просмотры индивидуальных и коллективных работ. |
6 | «Звезды в космосе» (восковые мелки + акварель) | восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти. | ребёнок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным. | Просмотры индивидуальных и коллективных работ. |
7 | «Подводный мир» (рисование по мокрой бумаге) | широкая мисочка с водой, бумага, краски акварель, кисть. | Ребенок смачивает лист чистой водой, а потом кистью наносит изображение. Оно получается как бы размытое под дождем или в тумане. Если нужно прорисовать детали, то немного надо подождать, пока рисунок высохнет, или набирать на кисть густую краску. | Просмотры индивидуальных и коллективных работ. |
8 | «Скворец» Цветной граттаж | цветной картон или плотная бумага, предварительно раскрашенные акварелью либо фломастерами, свеча, широкая кисть, мисочки для гуаши, палочка с заточенными концами. | ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем лист закрашивается гуашью, смешанной с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается рисунок. Далее возможно дорисовывание недостающих деталей гуашью. | Просмотры индивидуальных и коллективных работ. |
9 | «Колобок в траве» Цветной граттаж | цветной картон или плотная бумага, предварительно раскрашенные акварелью либо фломастерами, свеча, широкая кисть, мисочки для гуаши, палочка с заточенными концами. | ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем лист закрашивается гуашью, смешанной с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается рисунок. Далее возможно дорисовывание недостающих деталей гуашью. | Просмотры индивидуальных и коллективных работ. |
10 | «Первые цветы» Цветной граттаж | цветной картон или плотная бумага, предварительно раскрашенные акварелью либо фломастерами, свеча, широкая кисть, мисочки для гуаши, палочка с заточенными концами. | ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем лист закрашивается гуашью, смешанной с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается рисунок. Далее возможно дорисовывание недостающих деталей гуашью. | Просмотры индивидуальных и коллективных работ. |
11 | «Цыплята» (тычок жесткой полусухой кистью) | жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного. | ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности. | Просмотры индивидуальных и коллективных работ. |
12 | «Бабочка» Цветной граттаж | цветной картон или плотная бумага, предварительно раскрашенные акварелью либо фломастерами, свеча, широкая кисть, мисочки для гуаши, палочка с заточенными концами. | ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем лист закрашивается гуашью, смешанной с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается рисунок. Далее возможно дорисовывание недостающих деталей гуашью. | Просмотры индивидуальных и коллективных работ. |
2.6 Список литературы
- Грибовской А. А. «Занятия по изобразительной деятельности. Коллективное творчество» / Под ред. А. А. Грибовской. / -М.: ТЦ Сфера, 2013 г.
- Давыдова Г.Н «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Часть 1, 2».- М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2014г.
- Иванова О.Л., И.И. Васильева. Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка. - СПб: Речь; М.: Сфера,2013г.
- Казакова Р.Г «Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий».- М.: ТЦ Сфера, 2016г.
- Колдина Д.Н. «Рисование с детьми 4-5 лет». -М.: Мозаика- Синтез, 2015г.
- Комарова Т.С.Детское художественное творчество. Для занятий с детьми 2-7 лет. -М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015г.
- Лыкова И. А. «Цветные ладошки». Парциальная программа художественно-эстетического развития детей 2-7лет в изобразительной деятельности- М: ИД «Цветной мир», 2017 г.
- Лыкова И.А «Изобразительная деятельность в детском саду. Ср. гр.» - М.: «Карапуз», 2015г.
- Никитина А. В. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду». СПб: КАРО, 2014.
- Никитина А.В «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей». – СПб: КАРО, 2014г.
- Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей.- СПб.: КАРО, 2015 г.
- ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования /Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Коморовой, М.А.Васильевой/ - 3-е изд., испр и доп. – М.: Мозайка – Синтез, 2014 г.
- Рузанова Ю.В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности: Техники выполнения работ, планирование, упражнения для физкультминуток. – СПб: КАРО, 2014 г.
- Утробина К.К. «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет».- М.: «Издательство Гном и Д», 2015г.
- Фатеева А. А. «Рисуем без кисточки», Ярославль, изд-во «Академия развития-Академия холдинг», 2016 г.
- Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ.- М.: ТЦ Сфера, 2014г.
- Шаляпина И.А. «Нетрадиционное рисование с дошкольниками». М.: ТЦ Сфера,2017.
- Швайко Г.С. «Занятия по изобразительной деятельности в ДОУ. Средняя группа».- М.: изд. Центр Владос, 2015г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Цветные ладошки"
Пояснительная записка Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным и общеобразовательным программам (порядок утвержден Приказом Министерства просвещения Росс...
Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Разноцветные ладошки» для детей 2-3 лет
Кружок «Разноцветные ладошки» - способен увести деток в увлекательную страну красок, открыть дверцу в мир творчества и мастерства. Велико образовательное и воспитательное значение рисовани...
Календарно-тематический план к дополнительной общеобразовательной общеразвевающей программе художественной направленности "Цветные ладошки"
Цель: Развитие художественных способностейдетей дошкольного возраста через изучение различных техник рисований...
Программно-методический комплект реализуемой дополнительной общеобразовательной программы художественной направленности «Цветные ладошки»
Программно-методический комплект реализуемой дополнительной общеобразовательной программыхудожественной направленности«Цветные ладошки»...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА художественной направленности «Разноцветные ладошки» Возраст обучающихся: 5 - 7 лет Срок реализации программы: 2 года
Актуальность программы «Разноцветные ладошки» определяется запросом со стороны детей и их родителей (законных представителей) на программы художественно-эстетического развития детей старше...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ЦВЕТНЫЕ ЛАДОШКИ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ЦВЕТНЫЕ ЛАДОШКИ»...