Главные вкладки
Кружковая работа Лего мастер
методическая разработка (средняя группа)
Актуальность
Актуальность программы обусловлена тем, что современные дети живут в эпоху активной информатизации и разнообразных технических возможностей. Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Лего -конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей.
Материал Лего является универсальным и многофункциональным, поэтому он может использоваться в различных видах деятельности, в дидактических играх и упражнениях. Внедрение Лего-технологий в образовательный процесс дает возможность осуществлению интегративных связей между образовательными областями. Использование ЛЕГО-конструкторов в образовательной работе с детьми выступает оптимальным средством формирования навыков конструктивно-игровой деятельности и критерием психофизического развития детей дошкольного возраста, в том числе становления таких важных компонентов деятельности, как умение ставить цель, подбирать средства для её достижения, прилагать усилия для точного соответствия полученного результата с замыслом. Лего-конструкторы дают детям возможность для экспериментирования и самовыражения. Лего развивает детское творчество, поощряет к созданию разных вещей из стандартных наборов элементов – настолько разных, насколько далеко может зайти детское воображение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_lego_master.docx | 90.52 КБ |
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1 Целевой | 2 | ||
1.1. | Пояснительная записка | 2 | |
Актуальность | 2 | ||
Новизна | 2 | ||
Педагогическая целесообразность | 3 | ||
Отличительная особенность программы | 3 | ||
Цель и задачи программы | 3 | ||
1.2. | Планируемые результаты к концу 1 года обучения | 4 | |
Раздел 2 Содержательный | 5 | ||
2.1. | Содержание программы | 5 | |
Организация образовательной деятельности | 5 | ||
Методы обучения | 6 | ||
2.2. | Учебный план 1 года обучения | 7 | |
2.3. | Планирование образовательной нагрузки | 7 | |
2.4. | Календарно-тематическое планирование 1 года обучения | 7 | |
Раздел 3 Организационный | 8 | ||
3.1. | Материально-техническое обеспечение (наименование помещения, оборудования и программного обеспечения) | 8 | |
3.2. | Организационно-педагогические условия | 8 | |
Кадровое обеспечение | 8 | ||
Средства обучения (наглядные пособия, учебные средства, расходные материалы) | 8 | ||
Оценка качества усвоения программы | 9 | ||
Перечень литературы | 10 | ||
Приложения | 10 | ||
Приложение1 | Комплексно-тематическое планирование | 10 | |
Приложение 2 | Список детей | 12 |
Раздел 1
- Пояснительная записка
Данная программа составлена на основе методических рекомендаций Е.В. Фешиной «Конструирование в детском саду». Отличительная особенность и новизна программы выражается в реализации задач по развитию творчества и конструктивных навыков через такие формы работы как игровые мини-проекты с использованием конструкторов «Лего». Дошкольники проходят 4 этапа усвоения данной программы: 1-восприятие; 2-мышление; 3-действие; 4-результат (продукт). По окончанию каждого занятия ребенок видит результат своей работы.
При разработке программы учитывались следующие нормативные документы:
- Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
- Приказ Министерства просвещения РФ от 31.07.2020 г. № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей молодежи»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ 30.06.2020г. «Об утверждении санитарно-эпидемиологический правил СП3.1/2.4 3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству и содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (СОVID – 19)
- Устав «КСОШ - ДС»
Программа реализуется на государственном языке Российской Федерации (ст.14 ФЗ «Об образовании в РФ»).
Актуальность
Актуальность программы обусловлена тем, что современные дети живут в эпоху активной информатизации и разнообразных технических возможностей. Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Лего -конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей.
Материал Лего является универсальным и многофункциональным, поэтому он может использоваться в различных видах деятельности, в дидактических играх и упражнениях. Внедрение Лего-технологий в образовательный процесс дает возможность осуществлению интегративных связей между образовательными областями. Использование ЛЕГО-конструкторов в образовательной работе с детьми выступает оптимальным средством формирования навыков конструктивно-игровой деятельности и критерием психофизического развития детей дошкольного возраста, в том числе становления таких важных компонентов деятельности, как умение ставить цель, подбирать средства для её достижения, прилагать усилия для точного соответствия полученного результата с замыслом. Лего-конструкторы дают детям возможность для экспериментирования и самовыражения. Лего развивает детское творчество, поощряет к созданию разных вещей из стандартных наборов элементов – настолько разных, насколько далеко может зайти детское воображение.
Новизна
Новизна программы заключается в том, что позволяет дошкольникам в форме познавательной деятельности раскрыть практическую целесообразность лего-конструирования, развить необходимые в дальнейшей жизни приобретенные умения и навыки. Интегрирование различных образовательных областей на занятиях по легоконструированию, открывает возможности для реализации новых концепций дошкольников, овладения новыми навыками и расширения круга интересов. Программа нацелена не столько на обучение детей сложным способам крепления деталей, сколько на создание условий для самовыражения личности ребенка. Каждый ребенок любит и хочет играть, но готовые игрушки лишают ребенка возможности творить самому. Лего-конструктор открывает ребенку новый мир, предоставляет возможность в процессе работы приобретать такие социальные качества как любознательность, активность, самостоятельность, ответственность, взаимопонимание, навыки продуктивного сотрудничества, повышения самооценки через осознание «я умею, я могу», настроя на позитивный лад, снятия эмоционального и мышечного напряжения. Развивается умение пользоваться инструкциями и чертежами, схемами, формируется логическое, проектное мышление.
Педагогическая целесообразность
Данная программа разработана на основе ФГОС, с учетом специфики национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность с детьми. Она обеспечивает вариативность образовательного маршрута в соответствии с интересами и способностями воспитанников, направлена на удовлетворение конкретных образовательных потребностей родителей как заказчиков образовательных услуг. При использовании LEGO технологий, мы можем отметить некоторые преимущества их перед другими, инновационными конструктивно-игровыми приёмами:
- с поделками из конструктора LEGO ребенок может играть, не рискуя испортить;
- при использовании конструктора LEGO у детей получаются красочные и привлекательные конструкции вне зависимости от имеющихся у него навыков, благодаря этому воспитанники испытывают психическое состояние успеха;
- в работе с конструктором LEGO у ребенка возникает чувство безопасности, так как конструирование – это мир под его контролем;
- конструктор LEGO не вызывает у детей негативного отношения и поэтому вся работа с применением конструктора воспринимается им как игра;
- поскольку конструктор можно расположить не только на столе, но и на полу, на ковре, и даже на стене, воспитанникам во время занятия нет необходимости сохранять статичную сидячую позу;
- работа с LEGO позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребенка, посещающего группу, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации.
Программа разработана с учетом современных образовательных технологий, которые находят свое отражение в:
– принципах обучения: постепенное приобретение навыков (усложнение выполняемых заданий); посильность заданий для учащихся; системность проведения занятий; соответствие содержания образования уровню развития современной науки и техники; единства процессов обучения и воспитания.
– формах и методах обучения: словесные – объяснение, беседа, советы, звукоподражание; наглядные – краткое объяснение, показ с пояснением, указание при воспроизведении, беседа, разъяснение сюжета, вопросы по последовательности движений, команды, образный сюжетный рассказ; показ, игровой метод; практические – выполнение работы.
– методах контроля и управления образовательным процессом: индивидуальные консультации родителей.
Отличительная особенность программы
Отличительной особенность программы «Лего - конструирование» является то, что программа нацелена не столько на обучение детей сложным способам крепления деталей, сколько на создание условий для самовыражения личности ребенка. Каждый ребенок любит и хочет играть, но готовые игрушки лишают ребенка возможности творить самому.
Цель и задачи программы
Цель программы: развивать конструкторские способности детей дошкольного возраста в условиях детского сада.
Задачи:
- формировать у детей познавательную и исследовательскую активность, стремление к умственной деятельности;
- развивать мелкую моторику рук, эстетический вкус, конструктивные навыки и умения;
- совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей.
Принципы
Программа построена на основе следующих принципов:
- от простого к сложному;
- учёт индивидуальных возможностей детей в освоении коммуникативных и конструктивных навыков;
- активности и созидательности - использование эффективных методов и целенаправленной деятельности, направленных на развитие творческих способностей детей;
- комплексности решения задач - решение конструктивных задач в разных видах деятельности: игровой, познавательной, речевой;
- результативности и гарантированности - реализация прав ребёнка на получение помощи и поддержки, гарантии положительного результата независимо от возраста и уровня развития детей.
Срок обучения – 1 год
Форма обучения – очная
- Планируемые результаты к концу 1 года обучения
Результатами освоения программы являются целевые ориентиры дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка. Планируемые результаты реализации Программы - использование LEGO - технологий даст ребёнку возможность:
- Реализовывать познавательную активность, интерес к моделированию конструкций из «LEGO». Материал имеет практическую направленность, опирается на имеющийся у детей жизненный опыт, помогает выделить сущность изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти.
- Обогатить словарь. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с LEGO конструктором с детьми ведётся непрерывный разговор, диалог. Такая организация деятельности стимулирует речевую активность детей, речевое подражание, формирование и активизацию словаря, понимание речи окружающих.
- Развивать сенсорные эталоны. Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми с LEGO конструктором. Развивает тактильные и термические свойства кончиков и подушечек пальцев. Поверхность кожи на пальцах соответствуют определённым участкам коры головного мозга, в которых разделяются и дифференцируются раздражения, приходящие из близко расположенных друг от друга рецепторов кожи. Любая чувствительность путём специальной тренировки может быть повышена; причём в этом процессе основная роль принадлежит не рецепторам, а мозгу.
Реализовывать впечатления, знания, эмоциональное состояние в процессе полноценного самовыражения своего видение мира.
В результате освоения содержания Программы дети готовы и способны:
- планировать свою работу и доводить её до конца;
- производить дифференцированные действия на основе скоординированных движений кисти и пальцев рук со зрительным восприятием;
- использовать нужный нажим для соединения и разъединения деталей;
- организовывать самостоятельные конструктивные игры с наборами LEGO;
- создавать коллективные постройки, воплощая свои идеи, фантазию в художественный образ;
- использовать постройки, для театрализованной деятельности воспроизводя конкретную обстановку сказочного сюжета;
- свободно общаться с взрослыми и сверстниками, обсуждать, договариваться в процессе коллективного взаимодействия (составление рассказов о новой постройке, по построенным декорациям, последующее объединение их в общее большое повествование и т.д.)
Планируемые результаты освоения Программы являются предпосылкой для формирования у детей целевых ориентиров дошкольного образования, а именно на этапе завершения дошкольного образования:
- ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
- ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребёнок владеет разными формами
К четырём годам:
- Знает разновидности конструктора
- Может соединять детали конструктора между собой в одной плоскости
- Различает детали по размеру и цвету
- Проявляет интерес к LEGO конструированию и собирает простые модели по предложенной схеме.
К пяти годам:
- Может применять усвоенные знания и способы деятельности для решения несложных задач, поставленных взрослым.
- Любит самостоятельно заниматься LEGO конструированием.
- В соответствии с темой создает постройку, владеет техническими умениями в конструировании из LEGO-конструктора, освоил способы замещения форм, придания постройке устойчивости, прочности.
- Проявляет элементы творчества.
Раздел 2 Содержательный
2.1. Содержание программы
Программа рассчитана на один год обучения, на детей в возрасте с 4-5 лет. Занятия проводятся один раз в неделю, во вторую половину дня. Продолжительность одного занятия – 20 минут. Каждое занятие посвящено конкретной лексической теме. Специально для программы разработаны конспекты занятий, составлены картотеки.
Форма проведения занятия – подгрупповая.
Формы и режим образовательной деятельности: учебный год распланирован на 36 учебных недель.
Организация образовательной деятельности
Совместная деятельность педагога и детей по LEGO-конструированию направлена в первую очередь на развитие индивидуальности ребенка, его творческого потенциала, занятия основаны на принципах сотрудничества и сотворчества детей с педагогом и друг с другом. Работа с LEGO деталями учит ребенка созидать и разрушать, что тоже очень важно. Разрушать не агрессивно, не бездумно, а для обеспечения возможности созидания нового. Ломая свою собственную постройку из LEGO–конструктора, ребенок имеет возможность создать другую или достроить из освободившихся деталей некоторые ее части, выступая в роли творца.
В начале совместной деятельности с детьми включаются серии свободных игр с использованием LEGO-конструктора, чтобы удовлетворить желание ребенка потрогать, пощупать эти детали и просто поиграть с ними. Затем обязательно проводится пальчиковая гимнастика. Пальчиковая гимнастика, физкультминутка подбирается с учетом темы совместной деятельности.
В наборах LEGO-конструктора много разнообразных деталей и для удобства пользования можно придумать с ребятами названия деталям и другим элементам: кубики (кирпичики), юбочки, сапожок, клювик и т.д. LEGO-кирпичики имеют разные размеры и форму (2х2, 2х4, 2х8). Названия деталей, умение определять кубик (кирпичик) определенного размера закрепляются с детьми и в течение нескольких занятий, пока у ребят не зафиксируются эти названия в активном словаре.
На занятиях предлагается детям просмотр презентаций, видеоматериалов с сюжетами по теме, в которых показаны моменты сборки конструкции, либо представлены задания интеллектуального плана.
При планировании совместной деятельности отдается предпочтение различным игровым формам и приёмам, чтобы избежать однообразия. Дети учатся конструировать модели «шаг за шагом». Такое обучение позволяет им продвигаться вперёд в собственном темпе, стимулирует желание научиться и решать новые, более сложные задачи.
Работая над моделью, дети не только пользуются знаниями, полученными на занятиях по математике, окружающему миру, развитию речи, изобразительному искусству, но и углубляют их. Темы занятий подобраны таким образом, чтобы кроме решения конкретных конструкторских задач ребенок расширял кругозор: сказки, архитектура, животные, птицы, транспорт, космос.
В совместной деятельности по LEGO-конструированию дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструкторские задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях. В процессе занятий идет работа над развитием воображения, мелкой моторики (ручной ловкости), творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления. Ребята учатся работать с предложенными инструкциями, схемами, делать постройку по замыслу, заданным условиям, образцу.
Работу с детьми следует начинать с самых простых построек, учить правильно, соединять детали, рассматривать образец, «читать» схему, предварительно соотнеся ее с конкретным образцом постройки.
При создании конструкций дети сначала анализируют образец либо схему постройки находят в постройке основные части, называют и показывают детали, из которых эти части предмета построены, потом определяют порядок строительных действий. Каждый ребенок, участвующий в работе по выполнению предложенного задания, высказывает свое отношение к проделанной работе, рассказывает о ходе выполнения задания, о назначении конструкции.
После выполнения каждого отдельного этапа работы проверяем вместе с детьми правильность соединения деталей, сравниваем с образцом либо схемой.
В зависимости от темы, целей и задач конкретного занятия предлагаемые задания могут быть выполнены индивидуально, парами. Сочетание различных форм работы способствует приобретению детьми социальных знаний о межличностном взаимодействии в группе, в коллективе, происходит обучение, обмен знаниями, умениями и навыками.
Структура непосредственной образовательной деятельности
Первая часть занятия – это упражнение на развитие логического мышления.
Цель первой части – развитие элементов логического мышления.
Основными задачами являются:
- совершенствование навыков классификации;
- обучение анализу логических закономерностей и умению делать правильные умозаключения на основе проведенного анализа;
- активизация памяти и внимания;
- ознакомление с множествами и принципами симметрии;
- развитие комбинаторных способностей;
- закрепление навыков ориентирования в пространстве.
Вторая часть – собственно конструирование.
Цель второй части – развитие способностей к наглядному моделированию.
Основные задачи:
- развитие умения анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные функциональные части, устанавливать связь между их назначением и строением;
- обучение планированию процесса создания собственной модели и совместного проекта;
- стимулирование конструктивного воображения при создании постройки по собственному замыслу, по предложенной или свободно выбранной теме;
- формирование умения действовать в соответствии с инструкциями педагога и передавать особенности предметов средствами конструктора LEGO;
- развитие речи и коммуникативных способностей.
Третья часть – обыгрывание построек, выставка работ.
Методы обучения
Для обучения детей LEGO-конструированию применяются разнообразные методы и приемы.
Методы | Приёмы |
Наглядный | Рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их в руке или на столе. |
Информационно-рецептивный | Обследование LEGO деталей, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных и тактильных) для знакомства с формой, определения пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа. Совместная деятельность педагога и ребёнка. |
Репродуктивный | Воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу) |
Практический | Использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы. |
Словесный | Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных вариантов моделей. |
Проблемный | Постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых заданий (предметов), самостоятельное их преобразование. |
Игровой | Использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета. |
Частично-поисковый | Решение проблемных задач с помощью педагога. |
- Учебный план 1 года обучения
Количество и продолжительность занятий в месяц | ||||||||
Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Декабрь | Январь | Февраль | Март | Апрель | Май |
4/80мин | 4/80 мин | 5/100 м. | 4/80 м. | 3/60 м. | 4/80 мин | 4/80 м. | 4/80 мин | 4/80 мин |
Количество занятий в неделю – 1 | ||||||||
Количество занятий в год – 36 | ||||||||
Продолжительность одного занятия с детьми 3-4 лет 15 минут, с детьми 4-5 лет – 20 мин. |
- Планирование образовательной нагрузки
Продолжительность непрерывной образовательной деятельности
Возрастная группа | Длительность НОД | Максимально допустимый объем нагрузки в течении дня |
От 3 до 4 лет | 15 минут | 30 минут |
От 4 до 5 лет | 20 минут | 40 минут |
- Календарно-тематическое планирование (приложение 1)
№ п/п | Месяц | № недели | Тема занятия | Цель |
Расписание образовательной деятельности
День недели | Название деятельности | Время |
Вторник | Легоконструирование | 15.40-15.50 (1 подгр.) |
Вторник | Легоконструирование | 16.00-16.15 (2 подгр) |
Список воспитанников (приложение 2)
Раздел 3 Организационный
- Материально -техническое обеспечение
(наименование помещения, оборудования и программного обеспечения)
Материально-техническое обеспечение программы соответствует:
- требованиям, определяемым в соответствии с санитарными правилами;
- требованиям, определяемым в соответствии с правилами пожарной безопасности;
- требованиям к средствам обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей;
- оснащенности помещения развивающей предметно-пространственной средой;
- требованиям к материально-техническому обеспечению программы (учебно-методический комплект, оборудование, оснащение (предметы).
Для проведения кружковой работы по лего - конструированию имеются:
- Конструктор Lego 4+
- Polydron (конструкторы Гиганты, «Элементарная математика», «Мосты», «Проектирование» и т.д.)
- Специализированная мебель для занятий «Lego», оборудование
- Организационно – педагогические условия
Программно-методический комплекс соответствует целям ФГОС ДО, а именно создает условия для:
- сохранения уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека;
- личностного развития, развития инициативы, творческих способностей детей;
- позитивной социализации и индивидуализации;
- сотрудничества детей с взрослыми и сверстниками;
- выбора видов деятельности, соответствующих возрасту.
Для реализации программы применяются следующие методические материалы:
- учебно-тематический план;
- методическая литература для педагогов дополнительного образования;
- ресурсы информационных сетей по методике проведения занятий и подбору схем изготовления изделий;
- схемы пошагового конструирования, плакаты, схемы, муляжи, книги, иллюстративный материал, картинки с изображением объектов реального мира, фотографии, игрушки, мячи и т.д.
- стихи, загадки по темам занятий.
Кадровое обеспечение
Реализация данной программы обеспечивается педагогическим работником с высшим или средне-профессиональным образованием. Требования к опыту практической работы не предъявляются.
Программу реализуют педагоги группы общеразвивающей направленности «Пчелки» – Старикова Т.М., Петухова Н.А.
Средства обучения
(наглядные пособия, учебные средства, расходные материалы)
Строительные наборы и конструкторы:
- настольные;
- напольные;
- деревянные;
- металлические;
- пластмассовые (с разными способами крепления);
- «Лего-Дупло», «Лего-Дакта», подобные отечественным конструкторам;
- игрушки для обыгрывания конструкций (животные, машинки и др.).
Демонстрационный материал:
- наглядные пособия;
- цветные иллюстрации;
- фотографии;
- схемы;
- образцы;
- необходимая литература.
Техническая оснащенность:
- магнитофон;
- фотоопарат;
- познавательная информация, музыка, видеоматериалы;
- интерактивная доска;
- компьютер;
- демонстрационная магнитная доска.
Оценка качества усвоения программы
Оценка результативности развития детей в рамках данной программы проводится путём педагогического наблюдения за детьми, сопоставления их достижений и ожидаемых результатов.
Диагностика освоения в ДОУ дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы «ЛЕГО – конструирование» включает следующие блоки информации о результатах деятельности:
- воспитание и образование дошкольников в соответствии с дополнительной общеобразовательной программой – дополнительной общеразвивающей программой;
- методическое обеспечение дополнительного образовательного процесса;
- материально-техническое и финансовое состояние.
Изучение результативности работы педагогов строится на основе: входной и итоговой (результат каждой возрастной ступени дошкольного образования) педагогической диагностики развития каждого воспитанника.
В диагностике используются специальные диагностические таблицы, с помощью которых можно отследить изменения в личности ребенка и определить необходимую дополнительную работу с каждым ребенком по совершенствованию его индивидуальных особенностей. (Диагностический инструментарий Е.В. Фешиной из методического пособия «ЛЕГО-конструирование в детском саду» - М., ТЦ «Сфера», 2012 г.).
Если тот или иной показатель сформирован у ребенка и соответственно наблюдается в его деятельности, воспитатель ставит показатель «часто».
Если тот или иной показатель находится в состоянии становления, проявляется неустойчиво, ставится показатель «иногда». Эти два показателя отражают состояние нормы развития и освоения дополнительной образовательной программы, и проведения дальнейшей специальной диагностической работы по высокоформализованным методикам не требуется.
Если тот или иной показатель не проявляется в деятельности ребенка (ни в совместной со взрослыми, ни в самостоятельной деятельности), возможно создание специальных ситуаций, провоцирующих его проявление (воспитатель может предложить соответствующее задание, попросить ребенка что-либо сделать и т.д.). Если же указанный показатель не проявляется ни в одной из ситуаций, ставится «редко».
Результаты мониторинга к концу каждого психологического возраста интерпретируются следующим образом.
Преобладание оценок «часто» свидетельствует об успешном освоении детьми требований дополнительной образовательной программы.
Если по каким-то направлениям преобладают оценки «иногда», следует усилить индивидуальную педагогическую работу с ребенком по данным направлениям с учетом выявленных проблем в текущем и следующем учебном году, а также взаимодействие с семьей по реализации дополнительной образовательной программы.
Если по каким-то направлениям присутствуют оценки «редко», процесс диагностирования переходит на второй уровень, предполагающий проведение комплексного психологического диагностического обследования.
Предполагается применение различных методов оценки: наблюдение за детьми, изучение продуктов их деятельности (построек), несложные эксперименты (в виде отдельных поручений ребенку, проведения дидактических игр, предложения небольших заданий), беседы, проекты.
Перечень литературы
1.Комарова Л. Е. «Строим из Lego» (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора Lego). -М.; Линка Прес,2001г.
2. Куцакова Л.В. «Конструирование и ручной труд в детском саду» Издательство: Мозаика-Синтез 2010г.
3. Методический комплект заданий к набору первые механизмы Legoeducation сложные задания, связанные с физикой.
4. Парамонова Л.А. «Теория и методика творческого конструирования в детском саду» М.; Академия,2002г.-192с.
5. Программное обеспечение LegoEgucationWegov1,2.
6. Фешина Е.В. Лего-конструирование в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2012.-114с.
Приложения
Приложение1
Комплексно-тематическое планирование
Месяц | № | Тема | Цели | |
сентябрь | 1 | Знакомство с лего-конструктором | Познакомить с лего-конструктором Закреплять знания цвета и формы | |
2 | Мостик | Учить строить мостик, точно соединять строительные детали, накладывать их друг на друга | ||
3 | Строим лес | Закреплять умение строить лесные деревья Учить отличать деревья друг от друга Закреплять названия деталей, цвет | ||
4 | Ворота для заборчика | Учить выполнять простейшую конструкцию ( из мягкого лего) – ворота, устанавливать опоры и класть на них перекладину | ||
октябрь | 5 | Весёлые утята | Разучивать стихотворения про утят Учить строить утят, используя различные детали | |
6 | Гусёнок | Учить строить из конструктора гусёнка | ||
7 | Красивые рыбки | Уточнять и расширять представления о рыбах Развивать умение наблюдать, анализировать, делать выводы Учить строить морских обитателей | ||
8 | Конструирование по замыслу | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. | ||
ноябрь | 9 | Улитка | Учить строить улитку. Воспитывать добрые отношения. Развивать память, мышление, внимание. | |
10 | Большие и маленькие пирамидки | Учить строить разные пирамидки. Развивать внимание, мелкую моторику рук. Учить бережно относиться к конструктору | ||
11 | Ворота для заборчика | Учить строить ворота для заборчика Аккуратно и крепко скреплять детали лего-конструктора «Дупло» | ||
12 | Конструирование по замыслу | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность | ||
13 | Лесной домик | Учит строить дом Распределять детали лего-конструктора правильно Развивать творческое воображение, навыки конструирования | ||
декабрь | 14 | Мебель | Развивать способность выделять в реальных предметах их функциональные части. Учить анализировать образец | |
15 | Русская печь | Рассказать о русской печке Развивать воображение, фантазию. Учить строить печку из конструктора | ||
16 | Конструирование по замыслу | Закреплять полученные навыки Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность | ||
17 | Загон для коров и лошадей | Учить строить загоны по условиям. Равивать глазомер, навыки конструирования. Мелкую моторику рук | ||
январь | 18 | Грузовик | Учить строить различные машины, используя детали лего-конструктора | |
19 | Дом фермера | Учить строить большой дом для фермера. Развивать фантазию, творчество. Учить доводить начатое дело до конца | ||
20 | Мельница | Учить строить мельницу Развивать воображение, фантазию | ||
февраль | 21 | Знакомство со светофором | Учить слушать сказку. Рассказать о светофоре. Закреплять навыки конструирования. | |
22 | Продолжение знакомства со светофором | Продолжать знакомить со светофором. Учить правила дорожного движения. Строить проезжую часть и надземный переход. | ||
23 | Робот | Познакомить с игрушкой робот. Учить строить из лего-конструктора | ||
24 | Конструирование по замыслу | Закреплять полученные навыки Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. | ||
март | 25 | Мы едем в зоопарк | Учить отличать хищников от травоядных животных | |
26 | Слон | Учить строить слона Продолжать знакомить с обитателями зоопарка | ||
27 | Обезьяна | Учить строить обезьяну. Продолжать знакомить с обитателями зоопарка. | ||
28 | Конструирование по замыслу | Закреплять полученные навыки Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность | ||
апрель | 29 | Грузовая машина с прицепом | Учить сооружать знакомую конструкцию по графической модели, соотносить её элементы с частями предмета | |
30 | Ракета, космонавты | Рассказать о космических ракетах и космонавтах. Учить строить ракету и космонавтов. | ||
31 | Корабли | Дать обобщённое представление о кораблях. Учить способам конструирования. Закреплять имеющиеся навыки конструирования. Учить сочетать в постройке детали по форме и цвету, устанавливать пространственное расположение построек | ||
32 | Поезд | Познакомить с приёмами сцепления кирпичиков с колёсами, друг с другом, основными частями поезда. Развивать фантазию, воображение. | ||
май | 33 | Разные профессии | Рассказать о некоторых профессиях (фермер, доярка, повар, водитель) | |
34 | Пожарная машина | Рассказать о работниках пожарной части. Учить строить из конструктора пожарную часть и пожарную машину Развивать творчество и логическое мышление Учить понимать нужность профессии | ||
35 | Самолёт | Рассказать о профессии лётчика Учить строить самолёт, выделяя функциональные части. Развивать интерес и творчество | ||
36 | Конструирование по замыслу | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность |
Приложение 2
Список детей
Список воспитанников 1 подгруппа
- Козюкова Арина
- Немоляев Олег
- Немоляев Святослав
- Рудковский Арсений
- Рыбак Дмитрий
- Самарская Полина
- Сапожникова Алиса
- Таюнда Дима
Список воспитанников 2 подгруппа
- Билак Спартак
- Варешин Даниил
- Кузнецов Арсений
- Мельников Паша
- Кустова София
- Мингалеев Эмиль
- Хужулов Маххамед
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружковой работы по легоконструированию "Лего- Лэнд"
программа кружка по лего...
Презентация кружковой работы "Лего-мастер" технической направленности для детей 5-6 лет.
Легоконструирование...
Кружковая работа по лего конструированию "Маленькие строители" для средней группы
Игра – необходимый спутник детства. С LEGO дети учатся, играя. Дети – неутомимые конструкторы, их творческие способности оригинальны. Обучающиеся конструируют постепенно, «шаг за шаг...
Лего-конструирование в кружковой работе как развитие познавательных способностей у дошкольников
Среди преимуществ лего-конструкторов, можно выделить:1. многофункциональность;2. внешний вид;3. возможность совмещать образовательную и игровую деятельности при конструировании...
Кружковая работа по Лего-конструированию «Увлекательное путешествие в лего-мир» в средней группе «Семицветик»
Деятельность – это первое условие развития у обучающегося познавательных процессов. Чтобы ребенок активно развивался, необходимо его вовлечь в деятельность. Образовательная задача заключается в ...
Парциальная программа кружковой работы по лего-конструированию "Самоделкин"(вторая младшая)
Жизнь современных детей протекает в быстро меняющемся мире, который предъявляет серьезные требования к ним. Как добиться того, чтобы знания, полученные в детском саду, помогали детям в дальнейшем при ...