Программа кружковой работы по легоконструированию "Лего- Лэнд"
рабочая программа по конструированию, ручному труду (старшая группа) на тему

Игонина Светлана Станиславовна

программа кружка по лего

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_lego-lend.docx38.02 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 10!

Программа работы кружка «Лего-лэнд»

(средняя группа)

Руководитель: Игонина С.С.

г.Карабаш

2015

  1. Целевой раздел

Пояснительная записка

В настоящее время в системе дошкольного образования происходят значительные перемены. Успех этих перемен связан с обновлением научной, методологической и материальной базы обучения и воспитания. Одним из важных условий обновления является использование ЛЕГО-технологий. Использование ЛЕГО-конструкторов в образовательной работе с детьми выступает оптимальным средством формирования навыков конструктивно-игровой деятельности и критерием психофизического развития детей дошкольного возраста, в том числе становления таких важных компонентов деятельности, как умение ставить цель, подбирать средства для её достижения, прилагать усилия для точного соответствия полученного результата с замыслом.

Цель программы: развитие пространственных представлений через лего - конструирование; развитие умения самостоятельно решать поставленные конструкторские задачи.
Задачи программы:

  1. учить сравнивать предметы по форме, размеру, цвету, находить закономерности, отличия и общие черты в конструкциях;
  2. познакомить с такими понятиями, как устойчивость, основание, схема;
  3. используя демонстрационный материал, учить видеть конструкцию конкретного объекта, анализировать её основные части;
  4. учить создавать различные конструкции по рисунку, схеме, условиям, по словесной инструкции и объединённые общей темой;
  5. организовывать коллективные формы работы (пары, тройки), чтобы содействовать развитию навыков коллективной работы;
  6. формирование умения передавать особенности предметов средствами конструктора ЛЕГО;
  7. развитие навыков общения, коммуникативных способностей.

Обучение основывается на следующих педагогических принципах:

  •  личностно ориентированного подхода (обращение к опыту ребенка)
  •  природосообразности (учитывается возраст воспитанников);
  • сотрудничества;
  • систематичности, последовательности, повторяемости и наглядности обучения;
  • «от простого – к сложному» (одна тема подается с возрастанием степени сложности).

На занятиях используются три основных вида конструирования: по образцу, по условиям и по замыслу.

Конструирование по образцу — когда есть готовая модель того, что нужно построить (например, изображение или схема дома).

При конструировании по условиям — образца нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки — большим).

Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности малыша.

В процессе занятий Lego – конструированием дети:

  •  Развивают мелкую моторику рук;
  • Развивают память, внимание, умение сравнивать;
  • Учатся фантазировать, творчески мыслить;
  • Получают знания о счете, пропорции,  форме, симметрии, прочности и устойчивости конструкции;
  •   Учатся создавать различные конструкции по рисунку, схеме, условиям, по словесной инструкции и объединённые общей темой;
  • Учатся общаться, устраивать совместные игры, уважать свой и чужой труд.

Конструктор Lego помогает детям воплощать в жизнь свои задумки, строить и фантазировать, увлечённо работая и видя конечный результат.

  1. Содержательный раздел.
  1. Возрастная характеристика детей среднего возраста

Дети 4—5 лет все еще не осознают  социальные нормы и правила поведения, однако у них уже начинают складываться  обобщенные представления о том, как надо и не надо себя вести. Как правило, к пяти  годам дети без напоминания взрослого здороваются и прощаются, говорят «спасибо» и  «пожалуйста», не перебивают взрослого, вежливо обращаются к нему. Кроме того, они  могут по собственной инициативе убирать игрушки, выполнять простые трудовые обязанности, доводить дело до конца. В этом возрасте у детей появляются представления о том, как положено себя вести девочкам и как — мальчикам. Дети хорошо выделяют несоответствие нормам и правилам не только в поведении другого, но и в своем собственном. Таким образом, поведение ребенка 4—5 лет не столь импульсивно и непосредственно, как в 3—4 года, хотя в некоторых ситуациях ему все еще требуется напоминание взрослого или сверстников о необходимости  придерживаться тех или иных норм и правил. В этом возрасте детьми хорошо освоен алгоритм процессов умывания, одевания, купания, приема пищи, уборки помещения. Дошкольники знают и используют по назначению атрибуты, сопровождающие эти процессы: мыло, полотенце, носовой платок, салфетку, столовые приборы. Уровень освоения культурно-гигиенических навыков таков, что дети свободно переносят их в сюжетно-ролевую игру. К 4—5 годам ребенок способен элементарно охарактеризовать свое  самочувствие, привлечь внимание взрослого в случае недомогания. Дети имеют дифференцированное представление о собственной гендерной принадлежности, аргументируют ее по ряду признаков («Я мальчик, я ношу брючки, а не платьица, у меня короткая прическа»). К пяти годам дети имеют представления об особенностях наиболее распространенных мужских и женских профессий, о видах отдыха, специфике поведения в общении с другими людьми, об отдельных женских и мужских качествах. К четырем годам основные трудности в поведении и общении ребенка с окружающими, которые были связаны с кризисом трех лет (упрямство, строптивость, конфликтность и др.), постепенно уходят в прошлое, и любознательный ребенок активно осваивает окружающий его мир предметов и вещей, мир человеческих отношений. Лучше всего это удается детям в игре. Дети 4—5 лет продолжают проигрывать действия с предметами, но теперь внешняя последовательность этих действий уже соответствует реальной действительности: ребенок сначала режет хлеб и только потом ставит его на стол перед куклами (в раннем и в самом начале дошкольного возраста последовательность действий не имела для игры такого значения). В игре дети называют свои роли, понимают условность принятых ролей. Происходит разделение игровых и реальных взаимоотношений. В 4—5 лет сверстники становятся для ребенка более привлекательными и предпочитаемыми партнерами по игре, чем взрослый. В возрасте от 4 до 5 лет продолжается усвоение детьми общепринятых сенсорных эталонов, овладение способами их использования и совершенствование обследования предметов. К пяти годам дети, как правило, уже хорошо владеют представлениями об основных цветах, геометрических формах и отношениях величин. Ребенок уже может произвольно наблюдать, рассматривать и искать предметы в окружающем его пространстве. Восприятие в этом возрасте постепенно становится осмысленным, целенаправленным и анализирующим. В среднем дошкольном возрасте связь мышления и действий сохраняется, но уже не является такой непосредственной, как раньше. Во многих случаях не требуется практического манипулирования с объектом, но во всех случаях ребенку необходимо отчетливо воспринимать и наглядно представлять этот объект. Внимание становится все более устойчивым, в отличие от возраста трех лет (если ребенок пошел за мячом, то уже не будет отвлекаться на другие интересные предметы). Важным показателем развития внимания является то, что к пяти годам появляется действие по правилу — первый необходимый элемент произвольного внимания. Именно в этом возрасте дети начинают активно играть в игры с правилами: настольные (лото, детское домино) и подвижные (прятки, салочки). В среднем дошкольном возрасте интенсивно развивается память ребенка. В 5 лет он может запомнить уже 5—6 предметов (из 10—15), изображенных на предъявляемых ему картинках. В возрасте 4—5 лет преобладает репродуктивное воображение, воссоздающее образы, которые описываются в стихах, рассказах взрослого, встречаются в мультфильмах и т. д. Элементы продуктивного воображения начинают складываться в игре, рисовании, конструировании. В этом возрасте происходит развитие инициативности и самостоятельности ребенка в общении со взрослыми и сверстниками. Дети продолжают сотрудничать со взрослыми в практических делах (совместные игры, поручения), наряду с этим активно стремятся к интеллектуальному общению, что проявляется в многочисленных вопросах (почему? Зачем? Для чего?), стремлении получить от взрослого новую информацию познавательного характера. Возможность устанавливать причинно-следственные связи отражается в детских ответах в форме сложноподчиненных предложений. У детей наблюдается потребность в уважении взрослых, их похвале, поэтому на замечания взрослых ребенок пятого года жизни реагирует повышенной обидчивостью. Общение со сверстниками по-прежнему тесно переплетено с другими видами детской деятельности (игрой, трудом, продуктивной деятельностью), однако уже отмечаются и ситуации чистого общения. Для поддержания сотрудничества, установления отношений в словаре детей появляются слова и выражения, отражающие нравственные представления: слова участия, сочувствия, сострадания. Стремясь привлечь внимание сверстника и удержать его в процессе речевого общения, ребенок учится использовать средства интонационной речевой выразительности: регулировать силу голоса, интонацию, ритм, темп речи в зависимости от ситуации общения. В процессе общения со взрослыми дети используют правила речевого этикета: слова приветствия, прощания, благодарности, вежливой просьбы, утешения, сопереживания и сочувствия. Речь становится более связной и последовательной. С нарастанием осознанности и произвольности поведения, постепенным усилением роли речи (взрослого и самого ребенка) в управлении поведением ребенка становится возможным решение более сложных задач в области безопасности. Но при этом взрослому следует учитывать несформированность волевых процессов, зависимость поведения ребенка от эмоций, доминирование эгоцентрической позиции в мышлении и поведении.

В художественной и продуктивной деятельности дети эмоционально откликаются на произведения музыкального и изобразительного искусства, художественную литературу, в которых с помощью образных средств переданы различные эмоциональные состояния людей, животных, сказочных персонажей. Дошкольники начинают более целостно воспринимать сюжеты и понимать образы. Важным показателем развития ребенка-дошкольника является изобразительная деятельность. К четырем годам круг изображаемых детьми предметов довольно широк. В рисунках появляются детали. Замысел детского рисунка может меняться по ходу изображения. Дети владеют простейшими техническими умениями и навыками.

Конструирование начинает носить характер продуктивной деятельности: дети замысливают будущую конструкцию и осуществляют поиск способов ее исполнения.

2.Ожидаемый результат

Обучающиеся будут знать:

1.Правила безопасной работы;

 2.Правила и порядок чтения чертежа, схемы и наглядного

изображения;

3.  Основные приемы конструирования;

 4.Правила создания устойчивых конструкций для правильного

функционирования модели;

 5.Конструктивные особенности различных моделей, зданий,

сооружений и механизмов;

 6.Методику выбора масштаба моделирования;

 

  1. Способы и приемы соединения деталей (комбинированные

соединения, рациональную последовательность операций по сборке

деталей).

 Обучающиеся будут уметь:

1. Использовать полученные знания для создания выигрышных, готовых

к функционированию конструкций;

2. Читать графические изображения, создавать мысленный образ в

процессе конструирования моделей;

 3. Самостоятельно решать технические задачи в процессе

конструирования моделей (выбор материала, планирование

предстоящих действий, самоконтроль, умение применять

полученные знания, приемы и опыт в конструировании других

объектов).

 Приобретенные навыки:

 Работа в паре и в коллективе, работать над простейшим проектом в

команде, реализации творческих замыслов. 

3. Перспективное планирование работы на 2015-2016 учебный год  (средняя    группа)

п\п

Тема

Месяц

1

2

Знакомство с конструктором. Спонтанная игра детей.

Исследователи  цвета Lego – деталей. Скрепление Lego – деталей. Сборка прямой змейки.

сентябрь

1

3

Исследователи  цвета Lego – деталей. Скрепление Lego – деталей. Сборка длинной красной змейки и короткой синей. Сборка длинной желтой змейки и короткой зеленой змейки.

сентябрь

1

4

Исследователи цвета Lego – деталей. Строим разноцветные башни. Красная и зеленая. Синяя и желтая.

сентябрь

1

5

Исследователи цвета Lego – деталей. Строим разноцветные башни. Башенка высокая желтая и низкая красная. Высокая синяя и низкая синяя

сентябрь

1

Всего занятий

4

7

Конструируем заборчики: одного и двух цветов

октябрь

1

8

 Конструируем узкие  ворота и заборчик прямой

октябрь

1

9

Конструируем  широкие ворота и заборчик

октябрь

1

10

Конструируем домик

октябрь

1

Всего занятий

4

11

Конструируем домик с окном

ноябрь

1

12

Конструирование по замыслу: домик и заборчик. Выставка работ

ноябрь

1

13

Свободная игровая деятельность детей. Строим город. Обыгрывание построек.

ноябрь

1

14

Учимся читать схему. Конструируем по схеме: домик

ноябрь

1

Всего занятий

4

15

 Моделируем деревья по схеме : елочка, березка, сосна

 

декабрь

1

16

   Моделируем новогоднюю елочку

 

декабрь

1

17

   Моделируем новогоднюю елочку. Делаем новогоднюю игрушку.

декабрь

1

18

    Делаем новогоднюю игрушку. Выставка работ 

декабрь

1

Всего занятий

4

19

  Конструируем мебель: стол, стул

 

январь

1

20

 Конструируем мебель: диван, кровать

Свободная игровая деятельность детей. Обыгрывание построек

 

январь

1

Всего занятий

2

21

Моделирование домашних животных: кошка, собака, лошадка

февраль

1

22

Моделирование домашних животных: цыпленок, курица  

февраль

1

23

Объединение построек домик и домашние животные. Обыгрывание построек. Выставка работ

   

февраль

1

24

Подарок для мамы. Моделируем цветок. Выставка работ

февраль

1

Всего занятий

4

25

  Учимся читать схему. Конструирование легкового автомобиля по схеме

Конструирование легкового автомобиля

   

март

1

26

  Конструирование грузового автомобиля    

 

март

1

27

   Строим гараж для машин. Обыгрывание построек

март

1

28

Выставка работ 

Свободная игровая деятельность детей. Обыгрывание построек

март

1

Всего занятий

4

29

Конструирование фигуры человека. Мальчик

апрель

1

30

Конструирование фигуры человека. Девочка.

апрель

1

31

Свободная игровая деятельность детей. Развивающие игры с использованием конструктора

апрель

1

32

Учимся строить объемный домик

апрель

1

Всего занятий

4

33

Конструирование «Мой любимый детский сад»

май

1

34

Конструирование «Мой любимый детский сад». Обыгрывание построек

май

1

35

Конструирование по замыслу детей

май

1

36

Свободная игровая деятельность детей. Развивающие игры с использованием конструктора

май

1

Всего занятий

4

Месяц

Количество занятий в неделю

Общее количество занятий

Сентябрь

2

2

октябрь

4

4

ноябрь

4

4

декабрь

4

4

январь

2

2

февраль

4

4

март

4

4

апрель

4

4

май

4

4

32

4.Основные формы и приемы работы с обучающимися:

  • Беседа
  • Ролевая игра
  • Познавательная игра
  • Задание по образцу (с использованием инструкции)
  • Проект
  • Экскурсия

5.Материально-техническое  оснащение образовательного процесса :

  • Конструкторы ЛЕГО, технологические карты, книга с инструкциями
  • Компьютер, экран.

6.Режим и продолжительность занятий:

Занятия проводятся один раз в неделю, во второй половине дня, с одной подгруппой детей до 8 человек. Продолжительность занятия составляет 20-30 мин.

7. Список литературы:

  • Захаров И. В. «Легоконструирование в детском саду», 2004.
  •  Лусс Т. В. «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у

детей с помощью ЛЕГО», Гуманитарный издательский центр «Владос», Москва, 2003

  •  Электронный ресурс


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружковой работы для детей старшего дошкольного возраста по ручному труду и экологии "Кладовая Республики Адыгея"

Многие дошкольники в наше время мало общаются с живой и неживой природой, природными материалами. И очень жаль, ведь знакомство с природой и изготовление поделок из природного материала развивает в до...

Программа кружковой работы: "С чего начинается Родина"

Методическая разработка содержит тематическое и перспективное планирование для работы кружка по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Занятия могут использоваться и самостоят...

Программа кружковой работы по развитию ручной умелости и подготовки руки к письму «Умные пальчики».

Раскрыта технология проведения кружковой работы по подготовке руки к письму....

Рабочая программа кружковой работы «Работа с бумагой « Квиллинг»

Cчитаю, что развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста – это одна из актуальных проблем, потому что слабость движения пальцев и кистей рук, неловкость служит одной из причин, затрудняющих овл...

Программа кружковой работы по тестопластике: «Вот какое тесто». Выборочные конспекты и фото работ.

Обучать детей различным техникам лепки из солёного теста; обучать культуре речевого общения, выразительной речи, эмоциональному настрою; умению планировать свою деятельность, предвидеть результат, дов...

Рабочая программа кружковой работы по дополнительной общеразвивающей программе дошкольного образования по нетрадиционной технике рисования «Волшебные пальчики» для детей от 3 до 4 лет

Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми   младшего дошкольного возраста (3-х до 4-х лет) и является дополнительным видом   образования в форме кружковой работы п...

Рабочая программа кружковой работы «Волшебные краски» Нетрадиционная техника рисования Возраст 2-3 года Срок реализации программы 2022 – 2023 учебный год

laquo;Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев.От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки,которые питают источник творческой мысли. Другими словами,чем больше ...