Программа кружковой работы по легоконструированию "Лего- Лэнд"
рабочая программа по конструированию, ручному труду (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 10!
Программа работы кружка «Лего-лэнд»
(средняя группа)
Руководитель: Игонина С.С.
г.Карабаш
2015
- Целевой раздел
Пояснительная записка
В настоящее время в системе дошкольного образования происходят значительные перемены. Успех этих перемен связан с обновлением научной, методологической и материальной базы обучения и воспитания. Одним из важных условий обновления является использование ЛЕГО-технологий. Использование ЛЕГО-конструкторов в образовательной работе с детьми выступает оптимальным средством формирования навыков конструктивно-игровой деятельности и критерием психофизического развития детей дошкольного возраста, в том числе становления таких важных компонентов деятельности, как умение ставить цель, подбирать средства для её достижения, прилагать усилия для точного соответствия полученного результата с замыслом.
Цель программы: развитие пространственных представлений через лего - конструирование; развитие умения самостоятельно решать поставленные конструкторские задачи.
Задачи программы:
- учить сравнивать предметы по форме, размеру, цвету, находить закономерности, отличия и общие черты в конструкциях;
- познакомить с такими понятиями, как устойчивость, основание, схема;
- используя демонстрационный материал, учить видеть конструкцию конкретного объекта, анализировать её основные части;
- учить создавать различные конструкции по рисунку, схеме, условиям, по словесной инструкции и объединённые общей темой;
- организовывать коллективные формы работы (пары, тройки), чтобы содействовать развитию навыков коллективной работы;
- формирование умения передавать особенности предметов средствами конструктора ЛЕГО;
- развитие навыков общения, коммуникативных способностей.
Обучение основывается на следующих педагогических принципах:
- личностно ориентированного подхода (обращение к опыту ребенка)
- природосообразности (учитывается возраст воспитанников);
- сотрудничества;
- систематичности, последовательности, повторяемости и наглядности обучения;
- «от простого – к сложному» (одна тема подается с возрастанием степени сложности).
На занятиях используются три основных вида конструирования: по образцу, по условиям и по замыслу.
Конструирование по образцу — когда есть готовая модель того, что нужно построить (например, изображение или схема дома).
При конструировании по условиям — образца нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки — большим).
Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности малыша.
В процессе занятий Lego – конструированием дети:
- Развивают мелкую моторику рук;
- Развивают память, внимание, умение сравнивать;
- Учатся фантазировать, творчески мыслить;
- Получают знания о счете, пропорции, форме, симметрии, прочности и устойчивости конструкции;
- Учатся создавать различные конструкции по рисунку, схеме, условиям, по словесной инструкции и объединённые общей темой;
- Учатся общаться, устраивать совместные игры, уважать свой и чужой труд.
Конструктор Lego помогает детям воплощать в жизнь свои задумки, строить и фантазировать, увлечённо работая и видя конечный результат.
- Содержательный раздел.
- Возрастная характеристика детей среднего возраста
Дети 4—5 лет все еще не осознают социальные нормы и правила поведения, однако у них уже начинают складываться обобщенные представления о том, как надо и не надо себя вести. Как правило, к пяти годам дети без напоминания взрослого здороваются и прощаются, говорят «спасибо» и «пожалуйста», не перебивают взрослого, вежливо обращаются к нему. Кроме того, они могут по собственной инициативе убирать игрушки, выполнять простые трудовые обязанности, доводить дело до конца. В этом возрасте у детей появляются представления о том, как положено себя вести девочкам и как — мальчикам. Дети хорошо выделяют несоответствие нормам и правилам не только в поведении другого, но и в своем собственном. Таким образом, поведение ребенка 4—5 лет не столь импульсивно и непосредственно, как в 3—4 года, хотя в некоторых ситуациях ему все еще требуется напоминание взрослого или сверстников о необходимости придерживаться тех или иных норм и правил. В этом возрасте детьми хорошо освоен алгоритм процессов умывания, одевания, купания, приема пищи, уборки помещения. Дошкольники знают и используют по назначению атрибуты, сопровождающие эти процессы: мыло, полотенце, носовой платок, салфетку, столовые приборы. Уровень освоения культурно-гигиенических навыков таков, что дети свободно переносят их в сюжетно-ролевую игру. К 4—5 годам ребенок способен элементарно охарактеризовать свое самочувствие, привлечь внимание взрослого в случае недомогания. Дети имеют дифференцированное представление о собственной гендерной принадлежности, аргументируют ее по ряду признаков («Я мальчик, я ношу брючки, а не платьица, у меня короткая прическа»). К пяти годам дети имеют представления об особенностях наиболее распространенных мужских и женских профессий, о видах отдыха, специфике поведения в общении с другими людьми, об отдельных женских и мужских качествах. К четырем годам основные трудности в поведении и общении ребенка с окружающими, которые были связаны с кризисом трех лет (упрямство, строптивость, конфликтность и др.), постепенно уходят в прошлое, и любознательный ребенок активно осваивает окружающий его мир предметов и вещей, мир человеческих отношений. Лучше всего это удается детям в игре. Дети 4—5 лет продолжают проигрывать действия с предметами, но теперь внешняя последовательность этих действий уже соответствует реальной действительности: ребенок сначала режет хлеб и только потом ставит его на стол перед куклами (в раннем и в самом начале дошкольного возраста последовательность действий не имела для игры такого значения). В игре дети называют свои роли, понимают условность принятых ролей. Происходит разделение игровых и реальных взаимоотношений. В 4—5 лет сверстники становятся для ребенка более привлекательными и предпочитаемыми партнерами по игре, чем взрослый. В возрасте от 4 до 5 лет продолжается усвоение детьми общепринятых сенсорных эталонов, овладение способами их использования и совершенствование обследования предметов. К пяти годам дети, как правило, уже хорошо владеют представлениями об основных цветах, геометрических формах и отношениях величин. Ребенок уже может произвольно наблюдать, рассматривать и искать предметы в окружающем его пространстве. Восприятие в этом возрасте постепенно становится осмысленным, целенаправленным и анализирующим. В среднем дошкольном возрасте связь мышления и действий сохраняется, но уже не является такой непосредственной, как раньше. Во многих случаях не требуется практического манипулирования с объектом, но во всех случаях ребенку необходимо отчетливо воспринимать и наглядно представлять этот объект. Внимание становится все более устойчивым, в отличие от возраста трех лет (если ребенок пошел за мячом, то уже не будет отвлекаться на другие интересные предметы). Важным показателем развития внимания является то, что к пяти годам появляется действие по правилу — первый необходимый элемент произвольного внимания. Именно в этом возрасте дети начинают активно играть в игры с правилами: настольные (лото, детское домино) и подвижные (прятки, салочки). В среднем дошкольном возрасте интенсивно развивается память ребенка. В 5 лет он может запомнить уже 5—6 предметов (из 10—15), изображенных на предъявляемых ему картинках. В возрасте 4—5 лет преобладает репродуктивное воображение, воссоздающее образы, которые описываются в стихах, рассказах взрослого, встречаются в мультфильмах и т. д. Элементы продуктивного воображения начинают складываться в игре, рисовании, конструировании. В этом возрасте происходит развитие инициативности и самостоятельности ребенка в общении со взрослыми и сверстниками. Дети продолжают сотрудничать со взрослыми в практических делах (совместные игры, поручения), наряду с этим активно стремятся к интеллектуальному общению, что проявляется в многочисленных вопросах (почему? Зачем? Для чего?), стремлении получить от взрослого новую информацию познавательного характера. Возможность устанавливать причинно-следственные связи отражается в детских ответах в форме сложноподчиненных предложений. У детей наблюдается потребность в уважении взрослых, их похвале, поэтому на замечания взрослых ребенок пятого года жизни реагирует повышенной обидчивостью. Общение со сверстниками по-прежнему тесно переплетено с другими видами детской деятельности (игрой, трудом, продуктивной деятельностью), однако уже отмечаются и ситуации чистого общения. Для поддержания сотрудничества, установления отношений в словаре детей появляются слова и выражения, отражающие нравственные представления: слова участия, сочувствия, сострадания. Стремясь привлечь внимание сверстника и удержать его в процессе речевого общения, ребенок учится использовать средства интонационной речевой выразительности: регулировать силу голоса, интонацию, ритм, темп речи в зависимости от ситуации общения. В процессе общения со взрослыми дети используют правила речевого этикета: слова приветствия, прощания, благодарности, вежливой просьбы, утешения, сопереживания и сочувствия. Речь становится более связной и последовательной. С нарастанием осознанности и произвольности поведения, постепенным усилением роли речи (взрослого и самого ребенка) в управлении поведением ребенка становится возможным решение более сложных задач в области безопасности. Но при этом взрослому следует учитывать несформированность волевых процессов, зависимость поведения ребенка от эмоций, доминирование эгоцентрической позиции в мышлении и поведении.
В художественной и продуктивной деятельности дети эмоционально откликаются на произведения музыкального и изобразительного искусства, художественную литературу, в которых с помощью образных средств переданы различные эмоциональные состояния людей, животных, сказочных персонажей. Дошкольники начинают более целостно воспринимать сюжеты и понимать образы. Важным показателем развития ребенка-дошкольника является изобразительная деятельность. К четырем годам круг изображаемых детьми предметов довольно широк. В рисунках появляются детали. Замысел детского рисунка может меняться по ходу изображения. Дети владеют простейшими техническими умениями и навыками.
Конструирование начинает носить характер продуктивной деятельности: дети замысливают будущую конструкцию и осуществляют поиск способов ее исполнения.
2.Ожидаемый результат
Обучающиеся будут знать:
1.Правила безопасной работы;
2.Правила и порядок чтения чертежа, схемы и наглядного
изображения;
3. Основные приемы конструирования;
4.Правила создания устойчивых конструкций для правильного
функционирования модели;
5.Конструктивные особенности различных моделей, зданий,
сооружений и механизмов;
6.Методику выбора масштаба моделирования;
- Способы и приемы соединения деталей (комбинированные
соединения, рациональную последовательность операций по сборке
деталей).
Обучающиеся будут уметь:
1. Использовать полученные знания для создания выигрышных, готовых
к функционированию конструкций;
2. Читать графические изображения, создавать мысленный образ в
процессе конструирования моделей;
3. Самостоятельно решать технические задачи в процессе
конструирования моделей (выбор материала, планирование
предстоящих действий, самоконтроль, умение применять
полученные знания, приемы и опыт в конструировании других
объектов).
Приобретенные навыки:
Работа в паре и в коллективе, работать над простейшим проектом в
команде, реализации творческих замыслов.
3. Перспективное планирование работы на 2015-2016 учебный год (средняя группа)
№ п\п | Тема | Месяц | |
1 2 | Знакомство с конструктором. Спонтанная игра детей. Исследователи цвета Lego – деталей. Скрепление Lego – деталей. Сборка прямой змейки. | сентябрь | 1 |
3 | Исследователи цвета Lego – деталей. Скрепление Lego – деталей. Сборка длинной красной змейки и короткой синей. Сборка длинной желтой змейки и короткой зеленой змейки. | сентябрь | 1 |
4 | Исследователи цвета Lego – деталей. Строим разноцветные башни. Красная и зеленая. Синяя и желтая. | сентябрь | 1 |
5 | Исследователи цвета Lego – деталей. Строим разноцветные башни. Башенка высокая желтая и низкая красная. Высокая синяя и низкая синяя | сентябрь | 1 |
Всего занятий | 4 | ||
7 | Конструируем заборчики: одного и двух цветов | октябрь | 1 |
8 | Конструируем узкие ворота и заборчик прямой | октябрь | 1 |
9 | Конструируем широкие ворота и заборчик | октябрь | 1 |
10 | Конструируем домик | октябрь | 1 |
Всего занятий | 4 | ||
11 | Конструируем домик с окном | ноябрь | 1 |
12 | Конструирование по замыслу: домик и заборчик. Выставка работ | ноябрь | 1 |
13 | Свободная игровая деятельность детей. Строим город. Обыгрывание построек. | ноябрь | 1 |
14 | Учимся читать схему. Конструируем по схеме: домик | ноябрь | 1 |
Всего занятий | 4 | ||
15 | Моделируем деревья по схеме : елочка, березка, сосна
| декабрь | 1 |
16 | Моделируем новогоднюю елочку
| декабрь | 1 |
17 | Моделируем новогоднюю елочку. Делаем новогоднюю игрушку. | декабрь | 1 |
18 | Делаем новогоднюю игрушку. Выставка работ | декабрь | 1 |
Всего занятий | 4 | ||
19 | Конструируем мебель: стол, стул
| январь | 1 |
20 | Конструируем мебель: диван, кровать Свободная игровая деятельность детей. Обыгрывание построек
| январь | 1 |
Всего занятий | 2 | ||
21 | Моделирование домашних животных: кошка, собака, лошадка | февраль | 1 |
22 | Моделирование домашних животных: цыпленок, курица | февраль | 1 |
23 | Объединение построек домик и домашние животные. Обыгрывание построек. Выставка работ
| февраль | 1 |
24 | Подарок для мамы. Моделируем цветок. Выставка работ | февраль | 1 |
Всего занятий | 4 | ||
25 | Учимся читать схему. Конструирование легкового автомобиля по схеме Конструирование легкового автомобиля
| март | 1 |
26 | Конструирование грузового автомобиля
| март | 1 |
27 | Строим гараж для машин. Обыгрывание построек | март | 1 |
28 | Выставка работ Свободная игровая деятельность детей. Обыгрывание построек | март | 1 |
Всего занятий | 4 | ||
29 | Конструирование фигуры человека. Мальчик | апрель | 1 |
30 | Конструирование фигуры человека. Девочка. | апрель | 1 |
31 | Свободная игровая деятельность детей. Развивающие игры с использованием конструктора | апрель | 1 |
32 | Учимся строить объемный домик | апрель | 1 |
Всего занятий | 4 | ||
33 | Конструирование «Мой любимый детский сад» | май | 1 |
34 | Конструирование «Мой любимый детский сад». Обыгрывание построек | май | 1 |
35 | Конструирование по замыслу детей | май | 1 |
36 | Свободная игровая деятельность детей. Развивающие игры с использованием конструктора | май | 1 |
Всего занятий | 4 |
Месяц | Количество занятий в неделю | Общее количество занятий |
Сентябрь | 2 | 2 |
октябрь | 4 | 4 |
ноябрь | 4 | 4 |
декабрь | 4 | 4 |
январь | 2 | 2 |
февраль | 4 | 4 |
март | 4 | 4 |
апрель | 4 | 4 |
май | 4 | 4 |
32 |
4.Основные формы и приемы работы с обучающимися:
- Беседа
- Ролевая игра
- Познавательная игра
- Задание по образцу (с использованием инструкции)
- Проект
- Экскурсия
5.Материально-техническое оснащение образовательного процесса :
- Конструкторы ЛЕГО, технологические карты, книга с инструкциями
- Компьютер, экран.
6.Режим и продолжительность занятий:
Занятия проводятся один раз в неделю, во второй половине дня, с одной подгруппой детей до 8 человек. Продолжительность занятия составляет 20-30 мин.
7. Список литературы:
- Захаров И. В. «Легоконструирование в детском саду», 2004.
- Лусс Т. В. «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у
детей с помощью ЛЕГО», Гуманитарный издательский центр «Владос», Москва, 2003
- Электронный ресурс
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружковой работы для детей старшего дошкольного возраста по ручному труду и экологии "Кладовая Республики Адыгея"
Многие дошкольники в наше время мало общаются с живой и неживой природой, природными материалами. И очень жаль, ведь знакомство с природой и изготовление поделок из природного материала развивает в до...
Программа кружковой работы: "С чего начинается Родина"
Методическая разработка содержит тематическое и перспективное планирование для работы кружка по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Занятия могут использоваться и самостоят...
Программа кружковой работы по развитию ручной умелости и подготовки руки к письму «Умные пальчики».
Раскрыта технология проведения кружковой работы по подготовке руки к письму....
Рабочая программа кружковой работы «Работа с бумагой « Квиллинг»
Cчитаю, что развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста – это одна из актуальных проблем, потому что слабость движения пальцев и кистей рук, неловкость служит одной из причин, затрудняющих овл...
Программа кружковой работы по тестопластике: «Вот какое тесто». Выборочные конспекты и фото работ.
Обучать детей различным техникам лепки из солёного теста; обучать культуре речевого общения, выразительной речи, эмоциональному настрою; умению планировать свою деятельность, предвидеть результат, дов...
Рабочая программа кружковой работы по дополнительной общеразвивающей программе дошкольного образования по нетрадиционной технике рисования «Волшебные пальчики» для детей от 3 до 4 лет
Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми младшего дошкольного возраста (3-х до 4-х лет) и является дополнительным видом образования в форме кружковой работы п...
Рабочая программа кружковой работы «Волшебные краски» Нетрадиционная техника рисования Возраст 2-3 года Срок реализации программы 2022 – 2023 учебный год
laquo;Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев.От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки,которые питают источник творческой мысли. Другими словами,чем больше ...