Парциальная программа кружковой работы по лего-конструированию "Самоделкин"(вторая младшая)
рабочая программа по конструированию, ручному труду (младшая группа)

Кривошеева Ирина Владимировна

Жизнь современных детей протекает в быстро меняющемся мире, который предъявляет серьезные требования к ним. Как добиться того, чтобы знания, полученные в детском саду, помогали детям в дальнейшем при обучении в школе. Организация деятельности опирается на естественный интерес к разработке и постройке различных механизмов. Разнообразие конструкторов Лего позволяет заниматься с воспитанниками разного возраста и по разны м м направления (конструирование, программирование,  моделирование физических процессов и явлений).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_vtoraya_mladshaya_gruppa.docx260.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский  сад № 15 с. Кабанск»

 

        Принято

Советом педагогов

   Протокол №

  От                     г

эмблема

         

/ Создание благоприятных условий для развития первоначальных конструкторских умений на основе лего - конструирования./

                           Составитель:  Кривошеева Ирина Владимировна

                                 

2021  г               

Пояснительная записка.

        Жизнь современных детей протекает в быстро меняющемся мире, который предъявляет серьезные требования к ним. Как добиться того, чтобы знания, полученные в детском саду, помогали детям в дальнейшем при обучении в школе. Организация деятельности опирается на естественный интерес к разработке и постройке различных механизмов. Разнообразие конструкторов Лего позволяет заниматься с воспитанниками разного возраста и по разны м м направления (конструирование, программирование,  моделирование физических процессов и явлений).

       Конструирование теснейшим образом связано с чувственным и  интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, развития мелкой мускулатуры кистей рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства. Дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструктивные задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение. В процессе занятий идет работа над развитием интеллекта, воображения, мелкой моторики, творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления. Дети учатся работать с предложенными инструкциями, формируются умения сотрудничать с партнером, работать в коллективе.

         Различают три основных вида конструирования: по образцу, по условиям и по замыслу. Конструирование по образцу — когда есть готовая модель того, что нужно построить (например, изображение или схема). При конструировании по условиям — образца нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки — большим). Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности. В основе занятий лежит целостный образ окружающего мира, который преломляется через результат деятельности воспитанников. Конструирование является комплексным и интегративным по своей сути, оно предполагает реальные взаимосвязи практически со всеми образовательными областями.

В программе представлены различные разделы, но основными являются:

  •  конструирование по образцу,
  • конструирование по модели,
  • конструирование по условиям,
  • конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам
  • конструирование по замыслу,
  •  конструирование по теме.

Все разделы программы объединяет игровой метод проведения занятий, используется познавательная и исследовательская деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

Новизна и педагогическая целесообразность программы

      Новизна программы заключается в том, что позволяет дошкольникам в форме познавательной деятельности раскрыть практическую целесообразность Лего-конструирования, развить необходимые в дальнейшей жизни приобретенные умения и навыки. Программа носит интегрированный характер и строится на основе деятельностного подхода в обучении. Интегрирование различных образовательных областей в процессе обучения по программе открывает возможности для реализации новых концепций дошкольников, овладения новыми навыками и расширения круга интересов. Тематический подход объединяет в одно целое задания из разных областей. Работая над тематической моделью, дошкольники не только пользуются имеющимися знаниями, но и углубляют их. Программа нацелена не столько на обучение детей сложным способам крепления деталей, сколько на создание условий для самовыражения личности ребенка. Игра – необходимый спутник детства. Каждый ребенок любит и хочет играть, но готовые игрушки лишают ребенка возможности творить самому. Лего-конструктор открывает ребенку новый мир, предоставляет возможность в процессе работы приобретать такие социальные качества как любознательность, активность, самостоятельность, ответственность, взаимопонимание, навыки продуктивного сотрудничества, повышения самооценки через осознание «я умею, я могу», настроя на позитивный лад, снятия эмоционального и мышечного напряжения. Развивается умение пользоваться инструкциями и чертежами, схемами, формируется логическое, проектное мышление. Ребенок не потребляет, он творит: создает предметы, мир и жизнь, становясь в ходе образовательной деятельности строителями, архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи.

Педагогическая целесообразность программы обусловлена развитием конструкторских способностей детей через практическое мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого.

Цель – создание благоприятных условий для развития первоначальных конструкторских умений на основе лего - конструирования.

Задачи программы:

  1. Учить сравнивать предметы по форме, размеру, цвету, находить закономерности, отличия и общие черты в конструкциях;
  2. Познакомить с такими понятиями, как устойчивость, основание, схема;
  3. Учить создавать различные конструкции по рисунку, схеме, условиям, по словесной инструкции и объединённые общей темой;
  4. Организовывать коллективные формы работы (пары, тройки), чтобы содействовать развитию навыков коллективной работы;
  5. Формирование умения передавать особенности предметов средствами конструктора ЛЕГО;
  6. Развитие навыков общения, коммуникативных способностей.

Обучение основывается на следующих педагогических принципах:

  •  личностно ориентированного подхода (обращение к опыту ребенка)
  • сотрудничества;
  • систематичности, последовательности, повторяемости и наглядности обучения;
  • «от простого – к сложному» (одна тема подается с возрастанием степени сложности).

На занятиях используются три основных вида конструирования: по образцу, по условиям и по замыслу.

Конструирование по образцу — когда есть готовая модель того, что нужно построить (например, изображение или схема дома).

При конструировании по условиям — образца нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки — большим).

Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности малыша.

В процессе занятий Lego – конструированием дети:

  •  Развивают мелкую моторику рук;
  • Развивают память, внимание, умение сравнивать;
  • Учатся фантазировать, творчески мыслить;
  • Получают знания о счете, пропорции,  форме, симметрии, прочности и устойчивости конструкции;
  •   Учатся создавать различные конструкции по рисунку, схеме, условиям, по словесной инструкции и объединённые общей темой;
  • Учатся общаться, устраивать совместные игры, уважать свой и чужой труд.

Конструктор Lego помогает детям воплощать в жизнь свои задумки, строить и фантазировать, увлечённо работая и видя конечный результат.

Организация, содержание и методы обучения конструированию

Вторая младшая группа:

Первое полугодие:

- учить называть детали ЛЕГО - конструктора (кирпичик, большой, поменьше, маленький, клювик, горка, мостик и др.);

- учить простейшему анализу сооруженных построек (выделять форму, величину, цвет деталей);

- выполнять простейшую конструкцию в соответствии с заданными условиями (ворота для машины);

- сравнивать предметы по длине и ширине;

- обогащать речь словосочетаниями (дорожка красного цвета длинная (широкая));

- конструировать по образцу и условиям;

- различать по цвету и форме;

- развивать зрительно-моторную координацию при соединении деталей конструктора, добиваться точности в процессе операционных действий.

Второе полугодие:

- познакомить с новыми деталями ЛЕГО - конструктора (основа машины, полукруг, овал);

- учить воспроизводить в постройке знакомый предмет, находить его конструктивное решение;

- оформлять свой замысел путем предварительного называния будущей постройки;

- развивать и поддерживать замысел в процессе развертывания конструктивной деятельности, помогать его осуществлять;

- формировать умение использовать полученные знания в самостоятельных постройках по замыслу.

Объем и срок усвоения кружковой программы:

Кружковая  программа рассчитана на один учебный год 2021 – 2022 г.г.

Общее количество занятий: 32 час

Особенности организации образовательного процесса:

Деятельность кружка лего - конструирования «Самоделкин» осуществляется в соответствии с учебным планом

Кружковые занятия могут проводиться с приглашением родителей обучающихся, которые включаются в процесс конструирования.

Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий:

- общее количество занятий в год – 32;

- периодичность – 1 занятие в неделю;

- продолжительность занятия – 15 - 20 минут.

Средняя группа

Дети среднего дошкольного возраста (4-5 лет) дети закрепляют навыки работы с конструктором Лего: знакомятся с дополнительными деталями конструктора, способами скрепления кирпичиков, создают постройку по показу. В этом возрасте дошкольники учатся не только работать по плану, но и самостоятельно определять этапы будущей постройки, учатся ее анализировать. План анализа образца:

- Рассмотреть объект в целом.

 - Выделить цвета деталей.

 - Назвать детали лего-конструктора.

 - Установить пространственное расположение частей постройки.

С января добавляется конструирование по образцу, элементарной схеме. На занятиях по замыслу детей нужно учить обдумывать тему будущей постройки, намечать цель деятельности, давать общее описание будущего продукта, осваивать план разработки замысла, сравнивать полученную постройку с задуманной. Примерное распределение занятий на год:

 - Конструирование по образцу и преобразование образца по условиям

 -  Конструирование по замыслу

Перспективный план

Вторая младшая группа

Месяц

Тема

Цели

Октябрь

Знакомство с ЛЕГО-

конструктором

Познакомить с ЛЕГО – конструктором (кирпичик, лапка, клювик).

Закреплять знания цвета и формы

Скрепление Lego – деталей.

Сборка длинной красной змейки и короткой синей. Сборка длинной желтой змейки и короткой зеленой змейки.

Строим разноцветные башни. Красная и зеленая. Синяя и желтая.

Учить детей выбирать нужный цвет. Делать небольшие постройки по условию.

Строим разноцветные башни.

Продолжать учить детей выбирать нужный цвет, строить башни по условию. Башенка высокая желтая и низкая красная. Высокая синяя и низкая синяя

Ноябрь

Конструируем заборчики: одного и двух цветов

Показать разные способы скрепления деталей. Строительство заборчика  и перекрытий. Способы строительства забора  из кубиков и кирпичиков.

 Конструируем узкие  ворота и заборчик прямой

Продолжать учить подбирать  количества деталей для нужной высоты забора и ворот. Скрепление деталей пластинами, составляющие части ворот (перекрытие – столбы,  ворота).

Мостики широкие и узкие.

Продолжать учить подбирать  количества деталей для нужной высоты моста. Скрепление деталей пластинами, составляющие части моста (перекрытие – мост, столбы).

Выставка работ

Конструирование по замыслу: домик и заборчик.

Декабрь

Башенка

Учить строить простейшие постройки. Закреплять основные цвета. Формировать бережное отношение к конструктору.

Мы в лесу построим дом

Развивать творческое воображение. Учить подражать звукам и движениям персонажей (медведя, лисы, зайца).

Учить строить дом из ЛЕГО - конструктора.

Разные домики

Закреплять умение строить домики для животных

Мебель для комнаты

образец.

Развивать способности выделять в предметах их функциональные части. Учить анализировать постройку.

Январь

Мебель для кухни

Закреплять умение строить мебель. Запоминать название предметов мебели.

По сказке «Три медведя»

Продолжать учить детей делать постройки (стул, стол, кровать)

Мебель для зверей

Учить строить предметы мебели, выделять основные части конструкции (спинка, сиденье, ножки, крышка).

Конструирование

по замыслу

Закреплять полученные навыки. Учить заранее, обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

Февраль

Знакомство со схемами.

Познакомить детей со схемами. Учить подбирать нужные детали.

Конструируем по схеме: домик

Учимся читать схему, строить домик подбирая нужные детали по размеру и цвету.

Конструирование по схеме: Грузовая машина

Учить создавать простейшую модель

грузовой машины.

Выделять основные части и детали.

Свободная игровая деятельность детей. Строим город. Обыгрывание построек.

Закреплять умение строить, используя приобретенные ранее навыки скрепления деталей. Строительство сопровождается показом и словесной инструкцией, обозначающей знакомые части конструкции – столбик, лесенка, перекрытие.

Март

Моделируем  по схеме: гусеница.

Продолжать учить детей работать по схеме. Закреплять умение строить, используя приобретенные ранее навыки скрепления деталей. Строительство сопровождается показом и словесной инструкцией.

Моделируем  по схеме: елочка.

Продолжать учить детей работать по схеме. Познакомить с несколькими представителями растительного мира. Обратить внимание на различие в строении кроны елочки

Моделируем  по схеме: цветочек.

Продолжать учить детей работать по схеме. Строительство с выделением различий в способах построения ствола, выделением в постройке уже знакомых частей: ствол (стебель) – башенка, листья (у цветка) – лесенка.

Моделируем  по схеме: уточка.

Продолжать учить детей работать по схеме. Учить строить животных с предварительным рассматриванием их строения и выделением основных частей (ноги, голова, туловище).

Апрель

Самолет построим сами

Учить строить различные виды транспорта, выделять основные структурные компоненты технических изделий (корпус,  крылья, хвост).

Подъемный кран.

Учить строить различные виды транспорта, выделять основные структурные компоненты технических изделий (колеса, корпус, кабина, кузов, стрела). Дать элементарное представление о назначении  техники.

Человечек (работа по схеме)

Продолжать учить детей работать по схеме, находить нужные детали.

Детская

площадка

Показать детскую площадку.

Построить песочницу, лесенки

Май

Горка для ребят

Продолжать знакомить с детской

площадкой. Развивать память и наблюдательность.

Животные в зоопарке

Рассказать о зоопарке.

Учить строить утку, слона. Подбирать нужные детали.

Крокодил

Продолжать знакомить с зоопарком.

Учить строить крокодила, развивать строительные навыки.

Конструирование

по замыслу

Закреплять полученные навыки.

Учить заранее, обдумывать содержание

будущей постройки, называть ее тему,

давать общее описание.

Развивать творческую инициативу и

самостоятельность.

Диагностика

Ф.И. ребенка

Называет детали конструктора

Строит сложные модели

Строит по образцу

Строит по модели

Строит по условиям

Строит по творческому замыслу

Понимает инструкции

педагога

Работают в команде

Итого

Уровень сформированности навыка

Используемая литература:

1.  Методическое пособие «Лего-конструирование в детском саду» Е. В.

Фешиной – М.: ТЦ «Сфера», 2012 г.

2.  Е. М. Фадеева «Развитие навыков сотрудничества у дошкольников» -

Нытва, 2008

3.  Е. С. Евдокимова «Технология проектирования в ДОУ» - М., Сфера,

2006

4.  В. А. Деркунская, А. Н. Харчевникова «Педагогическое сопровождение

сюжетно-ролевых игр детей 4-5 лет» - М., Центр педагогического

образования, 2012

5.  В. А. Деркунская «Проектная деятельность дошкольников» - М., Центр

педагогического образования, 2012

6. Т. И. Ерофеева «Сказки для любознательных» (все возрастные группы)

- М., Просвещение, 2012

7. Т. И. Гризик «Умелые пальчики» 5-7 лет - М., Просвещение, 2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы с родителями во второй младшей группе ДОУ

Перспективный план работы с родителями на 2011/12 учебный год, разработанный педагогами второй младшей группы МБДОУ детского сада №47 "Теремок" комбинированного вида города Киселевска.Цель данного пла...

Перспективный план по работе с родителями во второй младшей группе.

В этом материале даны примерные консультации, беседы и родительские собрания....

План работы кружка "Разноцветный мир" вторая младшая группа.

ПЛАН РАБОТЫ КРУЖКА. (Вторая младшая группа) СЕНТЯБРЬ: Диагностика: Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы, величины посредством дидактического материала на начало года. ОК...

Перспективный план по работе с родителями во второй младшей группе

Перспективный план по работе с родителями на 2012-2013 учебный год для второй младшей группы детского сада....

примерный план работы с родителями во второй младшей группе

МЕСЯЦ№НАЗВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЯФОРМА ПРОВЕДЕНИЯЦЕЛЬ ПРОВЕДЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЯОТВЕТСТВЕННЫЕОтметка о проведении  СЕНТЯБРЬ1 «Что должен знать ребёнок 6-7 лет»Организационное родительское собрание...

Перспективный план работы с родителями во второй младшей группе

План реализуемых мероприятий проводимых педагогом с родителями и детьми во второй младшей группе  с целью взаимодействия с семьями воспитанников и привлечения родителей к работе педагогов....

Индивидуальный план работы по самообразованию во второй младшей группе воспитателя Крюковой Марины Александровны Тема: «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры»

laquo;Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры» Актуальность темы: Экологическое воспитание – одно из приоритетных направлений разв...