Лего-конструирование в кружковой работе как развитие познавательных способностей у дошкольников
статья по конструированию, ручному труду

Скребец Анна Геннадьевна

Среди преимуществ лего-конструкторов, можно выделить:

1. многофункциональность;

2. внешний вид;

3. возможность совмещать образовательную и игровую деятельности при конструировании

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon skrebets_a.g._lego-konstruirovanie._statya.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Лего-конструирование в кружковой работе как развитие познавательных способностей у дошкольников

Подготовила: Скребец.А.Г

В настоящее время, когда технические достижения способствуют большим изменениям во всех сферах жизнедеятельности, когда повсюду людей окружают технические объекты и электроника, все большую популярность в работе с дошкольниками приобретает такой вид кружковой работы, как лего-конструирование.

В современной педагогике накоплен немалый опыт по развитию познавательных способностей у детей дошкольного возраста с помощью различных видов деятельности. Лего-конструирование, по мнению многих педагогов и психологов, является одним из эффективных методов развития ребенка. Используя лего в кружковой работе с дошкольниками, педагог способствует развитию у детей основных мыслительных процессов.

Среди преимуществ лего-конструкторов, можно выделить:

1. многофункциональность;

2. внешний вид;

3. возможность совмещать образовательную и игровую деятельности при конструировании [4].

Следует отметить универсальность метода лего-конструктора. Применение лего-конструирования в кружковой работе с дошкольниками позволяет каждому ребенку проявить свою индивидуальность. Работа с лего-конструкторами является оживленной, интересной и открывает широкий спектр для детской фантазии. Ребята учатся придумывать модели, что позволяет им ощутить себя маленькими дизайнерами.

Конструкторы лего имеют возрастные характеристики, поэтому применять их в кружковой работе с дошкольниками очень легко. Для дошкольников существует несколько лего-конструкторов:

1. Lego Duplo. Рассчитано на детей от двух до шести лет. Каждый набор учитывает возрастные особенности детей, что отражается в размере деталей, в их количестве, цветовой гамме и тематической направленности.

2. Lego Dasta, Lego Sistem. Данные наборы рассчитаны на детей с четырех лет и включают в себя стандартные блоки для строительства, так как дети среднего дошкольного возраста уже могут оперировать с подобными деталями. Для детей старшего дошкольного возраста данные наборы выпускаются в более сложной версии: уменьшается размер деталей - это развивает мелкую моторику рук, что, в свою очередь, положительно влияет на развитие познавательных способностей.

3. Lego-конструктор, с элементами программирования WeDo. Рассчитан на детей с четырех лет. Он позволяет познакомить дошкольников с элементарными креплениями деталей, которые двигаются с помощью программы, установленной на компьютере.

4. Lego-конструктор, с элементами программирования RCX. Рассчитана на детей с шести-семи лет. С помощью данной программы, можно не только собирать движущиеся модели, но и делать элементарные измерения: температура воздуха или воды, освещенность [2].

Для развития познавательных способностей дошкольников старшего возраста в кружковой работе важную роль играет практическая значимость лего-конструкторов, которая заключается в том, что дети учатся строить по схемам. Кроме того, педагог в кружке лего-конструирования ставит перед дошкольниками понятные и в тоже время интересные для них цели. Таким образом, с помощью игры с лего, дети, не замечая того, обучаются, приобретают необходимые знания, умения и навыки, которые помогут им в дальнейшем подготовиться к школьному обучению. Главное, на что направлено лего-конструирование, – это развитие мышления, познавательных способностей детей, но также оно развивает изобретательность, инициативность, познавательный интерес и целеустремленность.

Е. В. Фешина в своих исследованиях пишет об условиях развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста, которые необходимо соблюдать педагогам в кружковой работе по лего-конструированию. Она выделяет три таких условия:

1. Создание для дошкольников среды, которая формирует у них знания о конструкторской деятельности, развивает навыки и способности конструирования. Она необходима для более эффективного развития мышления в рамках лего-конструирования и должна включать в себя: персональные лего-конструкторы и их аналоги, компьютеры и мультимедийное оборудование: проектор и цифровую доску, дидактические материалы по лего-конструированию. Создание такой среды поможет педагогу достичь цели, которую выделяет Е. В. Фешина: «Развитие познавательных способностей дошкольников представляет собой организацию образовательного процесса на основе лего-конструирования, при которой конструктор и дидактический материал к нему становятся предметом активных мыслительных и практических действий каждого ребенка» [3]. Они конструируют, воображают и создают продукт собственного творчества.

Не менее важно провести с детьми предварительную работу. Педагогу до начала конструирования необходимо познакомить дошкольников с темой и основными идеями предстоящей деятельности. А также полезно обсудить предполагаемый результат, но постараться не раскрывать содержание конструирования полностью, а лишь направить мышление детей таким образом, чтобы они смогли сами воплотить свои задумки в жизнь.

Важным моментом при лего-конструировании является завершающий этап деятельности. Дети дошкольного возраста обязательно должны показать продукт своей деятельности сверстникам, педагогу, родителям, рассказать о своём продукте. Для этого можно организовать и выставку детских конструкторов.

2. Включение конструкторов в различные виды деятельности:

  • Образовательную. В данном случае конструктор может выступать в роли дополнительного материала – наглядного или практического.
  • Самостоятельную. Здесь конструкторы могут применяться в виде дидактической игры, если педагог до начала конструирования дает детям задание, ставит перед ними цель и задачи.
  • Сюжетно-ролевую.
  • Театрализованную.
  • Совместной деятельности со взрослым или сверстниками.

Лего-конструирование как средство развития познавательных способностей дошкольников всегда должно проходить под руководством педагога (непосредственным или опосредованным).

3. Организация деятельности дошкольников на условиях равенства и партнерства.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что лего-конструирование является не просто средством развития познавательных способностей дошкольников, а многофункциональным образовательным комплексом, позволяющим педагогу решить главные задачи:

1) научить дошкольников создавать новое и полезное;

2) развить у них способности к конструированию;

3) обучить применению и преобразованию моделей и схем;

4) привить навык совместной работы;

5) научить дошкольников добиваться конечного результата.

6) более эффективно подготовить дошкольников к школьному обучению.

Список источников и литературы:

1. Гоголева В.Г., Игры и упражнения для развития мышления у детей 4-7 лет / В. Г. Гоголева. – Спб. : «Детство-пресс», 2014. – 56 с.

2. Парамонова Л.А., Лего-конструирование как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста / Дошкольное образование. – 2016. – 85 с.

        3. Фешина Е.В., Lego-конструирование в детском саду: пособие для педагогов / Е. В. Фешина. – М.: Сфера, 2017. – 345 с.

        4. Шайдурова Н.В., Развитие ребенка в конструктивной деятельности. Справочное пособие. – М.: «ТЦ Сфера», 2008 г. – 210 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Психолого-педагогические основы развития познавательных способностей у дошкольников»

        Проблема   развития   познавательного   интереса   является   важнейшей   в   настоящее...

Развитие познавательных способностей старших дошкольников в процессе макетирования

Данный материал поможет воспитателям организовать совместно с детьми работу по созданию макетов, как естественно - научного содержания, так и игровых....

Развитие познавательных способностей у дошкольников

Консультация для родителей "Развитие познавательных способностей у дошкольников"...

Отчет по самообразованию за 2015 - 2016 учебный год «Развитие познавательных способностей у дошкольников подготовительной к школе группы в процессе познавательно-исследовательской деятельности».

Отчет по самообразованию за 2015 - 2016 учебный год  «Развитие познавательных способностей у дошкольников подготовительной к школе группы  в процессе познавательно-исследовательской де...

кружковая работа по развитию творческих способностей детей средней группы

развитие творческих способностей является важной задачей в дошкольных образовательных учреждениях. ознакомление детей с новым для них видом работы с бумагой - квиллинг имеет большое значение в развити...

Программа кружковой работы по развитию познавательного интереса и исторического мышления у детей 5 - 6 лет на тему "Музей и дети"

Историческое мышление – это специфический, логически обусловленный тип мышления, направленный на исследование изменений развития человеческой общности на каждом временном отрезке его развития, а...

Программа кружковой работы по развитию речевых способностей младших дошкольников «Говорушка»

Программа кружковойработы на 1 год с младшими дошкольниками по развитию речевых способностей...