Фасилитированное обсуждение произведений изобразительного искусства Ф. В. Сычков «Катание с горы» А.С. Степанов «Катание на Масленицу»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Айтмаметова Гульнара Хабировна

Фасилитированное обсуждение произведений изобразительного искусства

Ф. В. Сычков «Катание с горы»

А.С. Степанов «Катание на Масленицу»

 

С использованием:

•         технологии речевого развития

•         технологии развития визуальной коммуникации

 

Цель: расшифровка смыслов картины Ф. В. Сычков «Катание с горы», А.С. Степанов «Катание на Масленицу» на доступном для зрителя уровне

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий открытого мероприятия

по реализации ОО «Речевое развитие»,

ОО «Художественно - Эстетическое развитие» для детей разновозрастной группы (5-6-7 лет)

Фасилитированное обсуждение произведений изобразительного искусства

Ф. В. Сычков «Катание с горы»

А.С. Степанов «Катание на Масленицу»

С использованием:

•        технологии речевого развития

•        технологии развития визуальной коммуникации

Цель: расшифровка смыслов картины Ф. В. Сычков «Катание с горы», А.С. Степанов «Катание на Масленицу» на доступном для зрителя уровне

Задачи:

- Развиваем умение наблюдать, тренируем сенсорное сосредоточение (умение держать объект глазами) и произвольное внимание.

- Развиваем умение точно переводить зрительные наблюдения на словесный язык

-Обобщение всей полученной информации и выход на уровень понимания базовых смыслов, заложенных в картину художником

Ход мероприятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас гости, поздоровайтесь и затем посмотрите на меня

Сегодня мы с вами поиграем в игру, разделимся на команды и будем рассматривать две картины.

Правила игры такие:

Я задаю вопросы по картине, отвечает только одна команда, остальные ищут ответы на заданный вопрос, но держатся и ничего не говорят

Когда говорит человек из одной команды, другая молчит и обратно

Главное правило для всех, внимательно слушать друг друга, не перебивать, не выкрикивать, не повторяться.

Посмотрим, какая из команд найдет больше деталей в картине

Ф. В. Сычков «Катание с горы» А.С. Степанов «Катание на Масленицу»

Посмотрите одну минутку на картину….

Этап

Что происходит?

Действия воспитателя

Контактный.

Вопрос к себе: «Как там у них?»

Информационная, телесная, эмоциональная настройка на картину – как на партнера в общении

Пауза перед началом обсуждения. Запускающий вопрос зрителям: «Что вы видите на этой картине?»

Ориентировочно-аналитический.

Вопрос к себе: «Кто тут есть? Что тут есть?»

Происходит активное исследование объекта глазами и максимально полный сбор информации с пространственного поля картины. Развиваем умение наблюдать, тренируем сенсорное сосредоточение (умение держать объект глазами) и произвольное внимание.

Развиваем умение точно переводить зрительные наблюдения на словесный язык

Дети отвечают, воспитатель находит объект и выделяет его указкой

Сани

Собака

Дома

Лощадь, какая Она?

Этап качественного анализа образов.

Вопрос к себе: «Какой он? Какая она? Какое оно? Чем это отличается от других «таких же» предметов или героев?»

Вживание в каждый образ и тщательный сбор информации на уровне предметов (характеристики героев) и на уровне изображений (фактура, цвет, расположение…). Важны не только присутствующие, но и отсутствующие элементы.

Лощадь, какая Она?

Другая команда дополняет

 Кто увидел что-то такое, о чем еще никто не говорил?

Вопрос зрителям: «Можешь ли ты больше сказать об этом?»

Этап анализа отношения и взаимодействия героев. 

Вопрос к себе: «Что здесь происходит?»

Идет параллельно с предыдущим этапом. На предметно-содержательном уровне исследуем внешний сюжет и характеры персонажей. На формально-языковом уровне – композицию картины. Обращаем внимание на пространственные соотношения – что (кто) какого размера, как объекты расположены относительно друг друга. Объекты могут объединяться по смежности, по сходству формы, ритма, динамики, по цвету (развиваем ассоциативное мышление)

«Что здесь происходит?»

исследуем внешний сюжет и характеры персонажей.

что (кто) какого размера, как объекты расположены относительно друг друга

Вопрос зрителю, выдвинувшему немотивированную версию: «Что ты здесь видишь такого, что позволяет тебе так говорить?»

Этап

формулировки обобщенных смыслов.

Вопрос к себе: «Что это значит? Ради чего это все затевалось?»

Обобщение всей полученной информации и выход на уровень понимания базовых смыслов, заложенных в картину художником  

«Как у них там?»

Как бы вы назвали эту картину»?

Этап выхода из контакта

Обобщение. Выражение благодарности всем, участвовавшим в дискуссии. Фразы, помогающие подвести итоги и отстраниться от картины

Дистанцирование, согласие расстаться с картиной, завершить общение с ней. Удовлетворенность результатами проделанной работы, осознание ценности полученного опыта

Обобщение. Выражение благодарности всем, участвовавшим в дискуссии. Фразы, помогающие подвести итоги и отстраниться от картины

Сегодня мы с вами рассмотрели картины разных художников Ф. В. Сычков «Катание с горы» А.С. Степанов «Катание на Масленицу»,

Что общего в этих картинах?

О каком времени года сюжет?

Где происходят события, изображенные на картине?

Можно ли сказать о том, как художники относились к этому времени года?

Художник передал нам зашифрованное письмо в картине, которое мы с вами попытались прочитать. Понравилось?

И мне, как вы слушали, сколько деталей нашли, не перебивали друг друга.

Наше мероприятие закончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Специфика организации фасилитированного обсуждения произведений изобразительного искусства с дошкольниками.

Особенность фасилитированной дискуссии заключается в предоставлении возможности каждому её участнику вынести свою мысль на обсуждение,быть выслушанным и принятым окружающими....

Особенности восприятия ребенком художественных, музыкальных произведений, произведений изобразительного искусства

™Эстетическое восприятие – это восприятие чувства прекрасного, красоты посредством эстетического воспитания.™Эстетическое восприятие включает 3 компонента :1. интеллектуальные; 2. эмоц...

НОД с использованием технологии развития визуальной коммуникации с применением метода фасилитированного обсуждения произведений изобразительного искусства

НОД с использованием технологии развития визуальной коммуникации с применением метода фасилитированного обсуждения произведений изобразительного искусства ...

Вопросы для обсуждения произведения А. Линдгрен "Пеппи Длинный Чулок"

Вопросы для обсуждения произведения А. Линдгрен "Пеппи Длинный Чулок"...

«Чтение и обсуждение произведения К. Чуковского «Путаница»

laquo;Чтение и обсуждение произведения К. Чуковского «Путаница»...

Беседа по картине Ф.В. Сычкова «Катание с горы»

Цель: познакомить детей с картиной Ф.В. Сычкова «Катание с горы» и «Девочки у плетня», развивать умение определять художественные особенности, настроение героев картины, п...