Беседа по картине Ф.В. Сычкова «Катание с горы»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Цель: познакомить детей с картиной Ф.В. Сычкова «Катание с горы» и «Девочки у плетня», развивать умение определять художественные особенности, настроение героев картины, познакомить с выражением и ощущением эмоции радости. Способствовать развитию умения перевоплощаться, составлять связный творческий рассказ от первого лица, развивать эмоциональный интеллект. Воспитывать эмоциональный отклик на произведение искусства, чувство сопереживания, эстетический вкус.
Материалы и оборудование: презентация «Творчество Ф. Сычкова – художника радости или же размещенные репродукции картин, д\и «Определи настроение», проектор, экран.
Ход НОД:
1.Оргмомент. Подготовка к восприятию картины. Воображаемая ситуация.
В. – Ребята, я зачитаю вам стихотворение:
С горки скатываюсь - Ух!
Ох! - захватывает дух!
На ледянках - А-ааа-а-х!
И на санках - А-ааа-а-х!
Холодит лицо снежок,
Лает радостно Дружок,
Ушки вьются на ветру,
Затевает пёс игру!
Я лечу! Лечу! Лечу!
То кричу, то хохочу!
- О чем это стихотворение?
- Вспомните свои зимние забавы? Какое у вас было настроение? Что вы ощущали?
2. Работа с пособием «Определи настроение».
- Ребята, подберите символ, которым можно определить радость?
- А если задуматься: радость – это хорошее чувство или плохое? Для самого человека? А для других?
- Расскажите о ситуациях, когда вы испытывали радость.
3. Знакомство с творчеством художника Ф. В. Сычкова.
- Хочу рассказать вам о человеке, который оставлял радость для людей на своих творческих работах. Это художник Федот Васильевич Сычков. Его так и называли «художник радости».
4. Просмотр презентации либо репродукций работ Ф.В. Сычкова.
Школьный учитель рисования обнаружил у мальчика способности к рисунку и написал об этом письмо в академию художеств.
Много картин написал Ф. В. Сычков. Его картины рассказывают о жизни деревни. Он изображал народные гулянья, деревенские праздники, крестьянский труд. Герои его произведений простые люди. Особенно художник любил изображать детвору. Детям он посвятил много картин. В картинах Сычкова много радости, света, детского веселья.
Помогают создать такую атмосферу яркие, красочные национальные костюмы, в которые одеты изображенные на картинах. Сам художник говорил:
«Всю свою жизнь я любил рисовать детей… Когда я смотрю, как они веселой гурьбой возвращаются из школы, я невольно вспоминаю свое собственное детство» Ф.В.Сычков
Федота Васильевича Сычкова за его яркие веселые картины прозвали «художником радости».
5. Беседа по содержанию картины Ф.В. Сычкова «Катание с горы».
Мы с вами рассмотрим картину Ф. В. Сычкова « Катание с гор».
- Что изображено на картине? (На картине изображен огромный склон, густо покрытый снегом. По нему дети катаются на санках. Царит веселье, слышен смех. Все радуются)
- Сколько ребят?
- Как они одеты?
- Что чувствуют дети, скатываясь с горы на санках?
- Как вы поняли, что дети радуются?
- Какие краски использует художник, чтобы показать нам, что картина радостная?
Художник использует сочетание различных цветом: здесь и жёлтый, и золотистый, синеватый, красный. При всё при этом картина не пёстрая, а написана в одном колорите.
Художник нам хотел передать ощущение счастья, радости. О том, что зимняя пора тоже бывает очень весёлой и любимым временем года.
Эмоции от данной картины очень яркие и положительные.
- Хочется вам сейчас очутиться среди этой детворы?
Сравнение с картиной Ф. Сычкова «Девочки у плетня»
А вот перед вами другая картина Федота Сычкова «Девочки у плетня». Что похожего у первой картины и второй? (Изображено зимнее время года, дети тоже радуются)
- Дети на картине как будто смотрят на нас радостно, что они могли бы нам рассказать?
6. Дидактическая игра «Портрет заговорил»
Педагог предлагает ребёнку выбрать репродукцию картины с детским портретом и рассказать от имени персонажа картину о себе.
7. Физминутка – пальчиковая гимнастика «Зимние забавы».
Раз, два, три, четыре, пять (загибаем пальчики)
Мы во двор пошли гулять (указательным и средними пальчиками "идем" по столу)
Бабу снежную слепили (катаем ручками "комок")
Птичек крошками кормили ("кормим птичек ")
С горки мы потом катались (ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
А ещё в снегу валялись (кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)
Все в снегу домой пришли (отряхиваем ладошки)
Суп поели ("едим суп"),
спать легли (ладошки под щечку).
8. Заключение. Рефлексия.
Вот и нам пора прощаться с крестьянскими детьми.
- С творчеством какого художника мы познакомились?
- Какие две картины мы рассмотрели?
- Какие эмоции вы получили, рассматривая картины
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Беседа по картине Т.Яблонской "Тишина" . Старший дошкольный возраст.
РАССКАЗ-БЕСЕДА о защитниках страны в годы Великой Отечественной войны.Знакомство детей с творческим процессом создания картин: картина передает мысли художника, его чувства...
Беседа о картине "Березовая роща "И.И. Левитана
Беседа о картине И.И. Левитана "Березовая роща" с детьми старшей группы детского сада...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Беседа по картине"
В данном конспекте дано описание занятия по обучению составления рассказа по картине....
Беседа с детьми "Тот герой, кто за Родину горой"
Беседа о защитниках нашей Родины, о нашем государстве. Рассматривание иллюстраций, показ....
Конспект занятия «Рассматривание картины Ф.В.Сычкова «Катание с гор»
Конспект занятия по развитию речи направлен на развитие эстетического восприятия дошкольников посредством изучения картины Ф.В.Сычкова "Катание с гор"....
Конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста " Что такое горы?"
Беседа с детьми 5-7 лет " Что такое горы?"...
Методическая разработка конспекта занятия по речевому развитию с детьми старшей группы "Рассматривание картины Ф.Сычкова "Катание зимой с горы"
Конспект занятия по ознакомлению детей с творчеством художника Ф.Сычкова....