Беседа по картине Ф.В. Сычкова «Катание с горы»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Сиянко Кристина Юрьевна

Цель: познакомить детей с картиной Ф.В. Сычкова «Катание с горы» и «Девочки у плетня», развивать умение определять художественные особенности, настроение героев картины, познакомить с выражением и ощущением эмоции радости. Способствовать развитию умения перевоплощаться, составлять связный творческий рассказ от первого лица, развивать эмоциональный интеллект. Воспитывать эмоциональный отклик на произведение искусства, чувство сопереживания, эстетический вкус.

Материалы и оборудование: презентация «Творчество Ф. Сычкова – художника радости или же размещенные репродукции картин, д\и «Определи настроение», проектор, экран.

 

 

Ход НОД:

1.Оргмомент. Подготовка к восприятию картины. Воображаемая ситуация.

В. – Ребята, я зачитаю  вам стихотворение:

С горки скатываюсь - Ух!

Ох! - захватывает дух!

На ледянках - А-ааа-а-х!

 И на санках - А-ааа-а-х!

Холодит лицо снежок,

Лает радостно Дружок,

Ушки вьются на ветру,

 Затевает пёс игру!

Я лечу! Лечу! Лечу!

То кричу, то хохочу!

 

- О чем это стихотворение?

- Вспомните свои зимние забавы? Какое у вас было настроение? Что вы ощущали?

 

2. Работа с пособием «Определи настроение».

- Ребята, подберите символ, которым можно определить радость?

- А если задуматься: радость – это хорошее чувство или плохое? Для самого человека? А для других?

- Расскажите о ситуациях, когда вы испытывали радость.

 

3. Знакомство с творчеством художника Ф. В. Сычкова.

- Хочу рассказать вам о человеке, который оставлял радость для людей на своих творческих работах. Это художник Федот Васильевич Сычков. Его так и называли «художник радости».

 

4. Просмотр презентации либо репродукций работ Ф.В. Сычкова.

Школьный учитель рисования обнаружил у мальчика способности к рисунку и написал об этом письмо в академию художеств.

Много картин написал Ф. В. Сычков. Его картины рассказывают о жизни деревни. Он изображал народные гулянья, деревенские праздники, крестьянский труд. Герои его произведений простые люди. Особенно художник любил изображать детвору. Детям он посвятил много картин. В картинах Сычкова много радости, света, детского веселья.

Помогают создать такую атмосферу яркие, красочные национальные костюмы, в которые одеты изображенные на картинах. Сам художник говорил:

«Всю свою жизнь я любил рисовать детей… Когда я смотрю, как они веселой гурьбой возвращаются из школы, я невольно вспоминаю свое собственное детство» Ф.В.Сычков

Федота Васильевича Сычкова за его яркие веселые картины прозвали «художником радости».

 

5. Беседа по содержанию картины Ф.В. Сычкова «Катание с горы».

Мы с вами рассмотрим картину Ф. В. Сычкова « Катание с гор».

- Что изображено на картине? (На картине изображен огромный склон, густо покрытый снегом. По нему дети катаются на санках. Царит веселье, слышен смех. Все радуются)

- Сколько ребят?

- Как они одеты?

- Что чувствуют дети, скатываясь с горы на санках?

- Как вы поняли, что дети радуются?

- Какие краски использует художник, чтобы показать нам, что картина радостная?

Художник использует сочетание различных цветом: здесь и жёлтый, и золотистый, синеватый, красный. При всё при этом картина не пёстрая, а написана в одном колорите.

Художник нам хотел передать ощущение счастья, радости. О том, что зимняя пора тоже бывает очень весёлой и любимым временем года.

Эмоции от данной картины очень яркие и положительные.

- Хочется вам сейчас очутиться среди этой детворы?

Сравнение с картиной Ф. Сычкова «Девочки у плетня»

image

А вот перед вами другая картина Федота Сычкова «Девочки у плетня». Что похожего у первой картины и второй? (Изображено зимнее время года, дети тоже радуются)

- Дети на картине как будто смотрят на нас радостно, что они могли бы нам рассказать?

 

6. Дидактическая игра «Портрет заговорил»

Педагог предлагает ребёнку выбрать репродукцию картины с детским портретом и рассказать от имени персонажа картину о себе.

 

7. Физминутка – пальчиковая гимнастика «Зимние забавы».

Раз, два, три, четыре, пять (загибаем пальчики)

Мы во двор пошли гулять (указательным и средними пальчиками "идем" по столу)

Бабу снежную слепили (катаем ручками "комок")

Птичек крошками кормили ("кормим птичек ")

С горки мы потом катались (ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)

А ещё в снегу валялись (кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)

Все в снегу домой пришли (отряхиваем ладошки)

Суп поели ("едим суп"),

спать легли (ладошки под щечку).

 

8. Заключение. Рефлексия.

Вот и нам пора прощаться с крестьянскими детьми.

- С творчеством какого художника мы познакомились?

- Какие две картины мы рассмотрели?

- Какие эмоции вы получили, рассматривая картины

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа по картине Т.Яблонской "Тишина" . Старший дошкольный возраст.

РАССКАЗ-БЕСЕДА  о защитниках страны в годы Великой Отечественной войны.Знакомство детей с творческим процессом создания картин: картина передает мысли художника, его чувства...

Беседа о картине "Березовая роща "И.И. Левитана

Беседа о картине И.И. Левитана "Березовая роща" с детьми старшей группы детского сада...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Беседа по картине"

В данном  конспекте дано описание занятия по обучению составления рассказа по картине....

Беседа с детьми "Тот герой, кто за Родину горой"

Беседа о защитниках нашей Родины, о нашем государстве. Рассматривание иллюстраций, показ....

Конспект занятия «Рассматривание картины Ф.В.Сычкова «Катание с гор»

Конспект занятия по развитию речи направлен на развитие эстетического восприятия дошкольников посредством изучения картины Ф.В.Сычкова "Катание с гор"....