Технология «Образ и мысль». Организация фасилитированного обсуждения произведений изобразительного искусства с дошкольниками 5 -7 лет. Методидеское пособие для педагогов ДОУ.
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему

Лигай Арина

В материале описана методика проведения фалитированной дискуссии по картине с детьми 5-7 лет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

            Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 93 Выборгского района Санкт-Петербурга.

     

Технология  «Образ и мысль».  Организация фасилитированного обсуждения  произведений изобразительного искусства с дошкольниками 5 -7 лет. Методидеское пособие для педагогов ДОУ.

 

Выполнили:  воспитатели Лигай А., Сычева Е. Е.  

Санкт-Петербург - 2015

Технология  «Образ и мысль».  Организация фасилитированного обсуждения  произведений изобразительного искусства с дошкольниками 5 -7 лет.

«Человек — есть не то, что он есть, а то, чем он может стать. Ресурс развития человека заложен в нем самом». (К. Роджерс)

Введение

В 1993 году началось Сотрудничество международного фонда "Культурная инициатива" (Санкт-Петербургское  отделение  Фонда Сороса) с создателями американской программы "Стратегии визуального мышления» (Музей современного искусства в Нью-Йорке). Итогом данного сотрудничества стало создание петербургской образовательной программы «Образ и мысль». Методические положения программы «Стратегия визуального мышления» ("VTS") наряду с теорией стадий эстетического развития (А.Хаузен, США) легли в основу программы "Образ и мысль". Она разработана командой отдела музейной педагогики Санкт-Петербургского института педагогического мастерства (Л.М.Ванюшкина, Л.Ю.Копылов, М.В.Потапова, Н.В.Иевлева, Г.А.Кулакова); прошла апробацию в течение 8 лет в петербургских школах и детских садах.   Программа прзнана  соответствующей российским образовательным стандартам, эффективной  и технологичной.

В чем уникальность программы "Образ и мысль"?

Уникальность программы состоит в технологичности методики, особом интерактивном методе организации занятий, построенных на основе совместного обсуждения учениками произведений искусства. Программа принципиально отличается от программ эстетического цикла ориентацией на организацию взаимодействия учеников с произведением искусства, а не на передачу информации.

Основная часть

Дискуссия - от латинского слова diskussio -  рассмотрение, исследование. Дискуссия - наиболее эффективная форма обсуждения произведений искусства.                                                                                   Л.С. Выготский говорил, что участие в дискуссии дает ученику возможность осознать и четче выразить собственную мысль, облечь в слова неясные ощущения и впечатления.

 Фасилитация – от английского слова facilitate – облегчать, помогать, способствовать. "Учитель-фасилитатор – учитель,… руководствующийся следующими установками в работе с детьми: открытость своим собственным мыслям, чувствам, переживаниям; поощрение, доверие как выражение внутренней личностной уверенности учителя в возможностях и способностях учащихся; «эмпатическое понимание» (видение поведения учащегося, его реакций, действий, навыков)». Понятие введено К. Роджерсом. Педагог должен отказаться   от миссии «носителя истины» и трансформироваться  в фасилитатора, способствующего процессу коллективного принятия решения; организатора комфортной развивающей среды, в которой ребенок с удовольствием включается в увлекательный процесс общения с искусством. Для этого необходимо соблюдать следующие правила:

Правило первое. Начинать обсуждение не с информации о произведении, а с его рассматривания. При этом не надо торопить «начинающего зрителя», лучше дать ему возможность спокойно изучить произведение, накопить личные впечатления, сформулировать (более или менее отчетливо) свою версию.

Правило второе. Использовать вопросы стратегии, задавать их в рекомендуемой последовательности и в соответствующих формулировках.

Правило третье. Стимулировать участников дискуссии высказываться, обязательно предоставляя эту возможность всем желающим.

Правило четвертое. Проявлять искренний интерес к мнению учащихся, каким бы «примитивным» или «странным» оно ни казалось.

Правило пятое. Научиться слушать, слышать и уважительно, без раздражения принимать все ответы, подтвержденные конкретными наблюдениями. Единственное условие принятия версии — ее доказательность.

Правило шестое. Прояснять высказывания, задавая уточняющие вопросы.

Правило седьмое. Реагировать на каждое высказывание, показывая вербально или невербально, что версия отвечающего услышана.

Правило восьмое. Не давать категоричных оценок ответам.

Правило девятое. Не высказывать собственное мнение, пока участники обсуждения сами не предложат это сделать. Если дети выразили желание услышать позицию педагога, это стоит сделать в завершение обсуждения, уточнив, что высказанное мнение — одно из возможных.

Правило десятое. Не спешить искусственно заканчивать обсуждение. Это стоит делать лишь в том случае, когда обсуждение затухает, и версии начинают повторяться.

Правило одиннадцатое. После нескольких групповых обсуждений, в ходе которых участники дискуссии работали с «копиями», очень полезно предложить использовать накопленный опыт на экспозиции музея.

- Для того чтобы осуществить фасилитированную дискуссию на занятиях необходимо следующее:

- группа участников (7-15 чел.), обладающих равным уровнем компетенции в данной области, но имеющих разный жизненный опыт и личностные особенности;

- ведущий (педагог-фасилитатор), способный создать благоприятную для обмена мнениями обстановку, настрой на активную работу;

- стимул (произведение живописи);

- особый результат (радость от процесса общения, открытия многообразия интерпретаций произведения изобразительного искусства, от активной работы и порождения визуальных образов);

- стратегия ведения обсуждения, включающая систему определенных  вопросов, последовательность их введения, а также технику парафраза (от греч.  paraphrasis – «перетолкование»), то есть  скорректированное и уточненное повторение мысли ребенка по поводу картины и линкинга (обобщающего парафраза).

.Педагогические  функции   парафраза:

- принимает любое мнение, усиливая тем самым значимость высказывания каждого ребёнка в общей дискуссии;

 - конкретизирует, корректирует и уточняет мысль ребёнка, не искажая её («Если я тебя правильно понял, то …»);

- направляет дискуссию, уводя её участников от «зацикливания» на отдельных деталях произведения искусства;

- обобщает несколько точек зрения при интерпретации одного и того  же  зрительного образа (обобщающий парафраз – «линкинг»);

- способствует вербализации художественного образа (помогает «выводить мысль на поверхность», оформлять её грамотно и красиво, что способствует общему речевому развитию дошкольников);

- задает определённый ритм восприятия.

          Отбор произведений живописи. 

Он  должен соответствовать следующим принципам:                              

        - доступности (доступным на том или ином этапе считается такое произведение, в котором дети могут понять позицию автора и высказать  смысловые версии, не противоречащие авторскому замыслу);

- содержательности (предполагает оптимальную насыщенность картины деталями и /или изображение на ней легко определяемых эмоций, что дает возможность для создания детьми развернутого рассказа с целью передачи своего зрительского отношения к произведению);

-  охвата широкого спектра жизненных явлений (изображение исторических событий, повседневной жизни, людей разных эпох, природы, интерьеров и др.);

- последовательности (учитываются возрастные особенности детей,  уровень развития их визуальной культуры, особенности самого произведения);

- сочетаемости (организация восприятия на одном занятии двух произведений изобразительного искусства, объединение которых осуществляется на основе жанра, художественного направления, авторства, сходства тематики, персонажей, настроения, изобразительно-выразительных средств).

Для реализации этих принципов рекомендуется использовать работы разных стилей и направлений, относящихся к реализму, романтизму, экспрессионизму, импрессионизму, сюрреализму.

На первом этапе зрительный ряд строится на основе предъявления сюжетных картин, содержание которых доступно пониманию младшего школьника и отличается значительной детализацией.

Сюжет картин должен быть прозрачен и интересен для интерпретации дошкольников с учетом такой особенности восприятия детей 5-7-го  возраста, как фрагментарность и конкретность.

   На втором этапе постепенно, по мере развития визуальной культуры детей, зрительный ряд расширяется за счет введения новых жанров (пейзажи, портреты, фрагменты египетских фресок и др.). По содержательной и художественно-образной сущности в этот период выделяются психологические портреты: портеры-характеры, портреты-биографии. Пейзажи, отобранные для данного этапа, изображают природу в разное время года, время дня, при разном ее состоянии.

Особенно важно, чтобы дети почувствовали эмоционально-смысловую доминанту каждой картины, в том числе и описательной, не только её содержание, но и нравственную проблематику.

  На третьем этапе большое внимание уделяется сопоставлению однотемных или близких по сюжету картин разных стран и народов. Расширяется круг исторических картин. Особое место отводится бытовому жанру, посредством которого художник наиболее полно выражает своё отношение к миру. Это отношение вполне адекватно может осознаваться детьми и отражаться в их речевых высказываниях. Кроме того, зрительный ряд дополняется произведениями, которые характеризуются абстрактным сюжетом и предполагают многозначность интерпретаций.

Главными компонентами фасилитированной дискуссии являются стратегия вопросов и организация группового обсуждения различных версий и впечатлений. Педагог не дает информацию о художественном произведении. Очень важно, что дети  вынуждены актуализировать собственный субъективный опыт, использовать его для интерпретации и оценки художественного образа. Последовательность вопросов, задаваемых педагогом, строго продумана и соответствует особенностям развития художественного восприятия.

Стратегия вопросов фасилитированной дискуссии.          

 Обсуждение начинается с вопросов:

"Что вы здесь видите?". Учитель, побуждая детально рассматривать картину, задает другие варианты вопроса: "Что вы видите кроме этого?", "Кто-нибудь может что-нибудь добавить?".

Следующий вопрос: "Что происходит на этой картине?" требует от детей нахождения связей между изображенными предметами, персонажами, рассказа о сюжете произведения. Так, ребенок не просто перечисляет увиденное, а выражает своё мнение и даёт собственные интерпретации.

 В дальнейшем появляются конкретные вопросы, требующие углубленного, вдумчивого рассматривания:

- "Как вы думаете, кто это?", "Что вы можете сказать об этом человеке?",

Далее следуют вопросы, побуждающие детей обращать внимание не только на позу, жесты и мимику героев картины, но и на одежду, характер интерьеров, пейзажей, особенности изображенных объектов, оттенки освещения:

  -  "Где это происходит?", "Когда это могло происходить?".

Постепенно в дискуссию включаются вопросы, предполагающие наличие умения понимать смысловую ткань произведения и задумываться над особенностями поведения людей на картине, эмоционального состояния:  

"О чем могли говорить эти люди?". "О чем думает этот человек?". "Что чувствует этот человек?", "С помощью чего художнику удалось передать такое настроение?", "Что вы чувствуете, глядя на эту картину?".

Высказывая своё мнение, дошкольники часто отвлекаются от того, что изображено на картине и уходят в своих фантазиях от рассматриваемого произведения. При возникновении на занятии такой ситуации, воспитатель задает вопрос:

"Что ты здесь видишь такого, что позволяет тебе так говорить?" (варианты: "Что позволило тебе так сказать?", "Что даёт тебе право так считать?"). Задавая эти вопросы, он не только возвращает внимание ребенка к картине, но и побуждает детей обосновывать своё мнение, делать его более убедительным, не прибегая при этом к принуждению ребенка отвечать на этот вопрос.

 Завершают обсуждение обобщающие вопросы:

 «Как могла бы называться эта картина?» («Как бы вы назвали эту картину?»). «Что вас больше всего заинтересовало в этой картине?» «Какими впечатлениями от увиденного на картине вы хотели бы поделиться?»

Самые сложные вопросы, ориентирующие на определение ракурсов изображения, размышления о намерениях автора рекомендованы для подготовленных детей или если дети сами вышли к ним:

«Где находился художник, когда рисовал эту сцену?»  «Что могло заинтересовать художника в этом сюжете?» Весь комплекс вопросов обеспечивает организацию коллективной дискуссии, в процессе которой дети могут высказывать все, что они думают, глядя на произведение искусства, аргументировать высказанные версии и реагировать на комментарии друг друга.

Заключение

Какие результаты дает работа по программе?

«Занятия по программе развивают навыки визуального восприятия, аргументации, способствуют эстетическому развитию, развитию речи, логического мышления, формированию культуры дискуссии. Замечен также терапевтический эффект программы: повышение у учащихся самооценки, коммуникативной компетентности, умения принимать точку зрения другого. Программа способствует формированию толерантности детей и учителя, а также учит педагога ведению "направленной" ("фасилитированной") дискуссии». (http://www.open.websib.ru/om2.php)

 По мнению О.Е. Гагиной, фасилитированная дискуссия вырабатывает такие  важные умения, как:

- слушать (то есть направлять свое внимание и волю на предмет дискуссии);

- слышать (то есть стараться понять то, о чем говорится; соотнести  приводимые доводы с тем, что утверждается);

- принимать чужое мнение (то есть опираться на то положительное, что в нем содержится, и развивать его, обогащая своими мыслями).

Список использованной литературы:

  1. Гагина О.Е.  Театрализация в музейных занятиях с детьми  (из опыта работы студии художественного и эстетического воспитания в Культурно-образовательном центре Владимиро-Суздальского музея-заповедника) //  Научные школы педагогики искусства в современном образовании.  Сборник научных статей  (по материалам I  Международного научно -  практического форума, 6-9 ноября 2012 г.). – М.: Изд-во ИХО РАО, 2012, с. 187–190
  2. Золотова Н. Музей и дети. Взаимосвязь эстетического и этического воспитания // Искусство в школе. - 2009. - № 4.
  3. Интернет-сайт: mbu-imc.ucoz.ru
  4. Мелик-Пашаев А.  Что сделал художник, чтобы мы его поняли? //Искусство в школе. - 2009. -   № 4.
  5.  http://www.open.websib.ru/om2.php «Открытие» Сибирскиий центр инновационных  педагогических технологий.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр по изобразительному искусству для дошкольников

Цели игр закрепить знания о жанре натюрморта,научить составлять композицию по собственному замыслу, по заданному сюжету и другое....

Специфика организации фасилитированного обсуждения произведений изобразительного искусства с дошкольниками.

Особенность фасилитированной дискуссии заключается в предоставлении возможности каждому её участнику вынести свою мысль на обсуждение,быть выслушанным и принятым окружающими....

Консультация для родителей "Дидактические игры по изобразительному искусству для дошкольников"

Дидактические игры по изобразительному искусству для дошкольников...

Использование восковых мелков в изобразительном искусстве с дошкольниками

Консультация для родителей детей, позволяющая разнообразить творчество детей дома...

Дидактические игры по изобразительному искусству для дошкольников

Дидактические игры по изобразительному искусству для дошкольников...

Папка - передвижка "Дидактические игры по изобразительному искусству для дошкольников"

Папка - передвика для родителе "Дидактические игры по изобразительному искусству для дошкольников"...

«Формирование графических навыков в анималистическом жанре на уроках изобразительного искусства у дошкольников»

Актуальность. Непременным условием вызова активного внимания и упражнения в нем является такая организация работы класса, в которой задействуется мышление детей, возникают вопросы, требующие от них са...