Проект «Цифровая школа для педагогов ДОО»
проект
Концепция модернизации Российского образования, направленная на повышение качества образования в целом и качества подготовки специалистов, в частности, требует обновления содержания и методов образовательной деятельности, повышения квалификации педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tsifrovaya_shkola_dlya_pedagogov_.docx | 231.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
города Иркутска детский сад №77
Проект по теме:
«Цифровая школа для педагогов ДОО»
Воспитатель ВКК:
Вологдина Л.И.
Иркутск 2021
Пояснительная записка
«Правильно организованное обучение
ведет за собой развитие» Л.С.Выготский.
Концепция модернизации Российского образования, направленная на повышение качества образования в целом и качества подготовки специалистов, в частности, требует обновления содержания и методов образовательной деятельности, повышения квалификации педагогов.
В настоящее время в нашей стране реализуется Стратегии развития информационного общества, которая связана с доступностью информации для всех категорий граждан и организацией доступа к этой информации. Поэтому использование ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) и ЦОР (цифровые образовательные ресурсы) являются одним из приоритетов образования. Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности.
Анализ психолого-педагогической литературы (Теоретические и практические основы К.Ю. Белой; П.И. Третьякова; П.Т. Фролова; А.Г. Асмолова и др.) с целью изучения методической работы в системе управления дошкольного учреждения отмечает, что в современных условиях развития образовательной системы не обойтись без цифровых технологий.
Нормативная база
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- ФГОС ДО
- О развитии кадрового потенциала в сфере науки, образования, технологий и инноваций говорится в таком документе как «Стратегия инновационного развития РФ на период до 2020года (распоряжение Правительства РФ от 31.05.2014г №941-р).
- Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Mинздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г. № 761н г. Москва "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих"
- Профессиональный стандарт утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013 г. № 544н определяет наличие у воспитателя следующих трудовых действий и необходимых умений владения ИКТ.
Назначение проекта. Повышение качества образования через активное внедрение в воспитательно – образовательный процесс ДОО цифровых технологий, развитие ИКТ – компетентности педагога ДОУ.
Цель проекта. Повышение компьютерной грамотности педагогов, освоение работы с программными образовательными комплексами, ЦОР, ресурсами глобальной компьютерной сети Интернет для того, чтобы в перспективе каждый из них мог использовать современные компьютерные технологии в методической деятельности, для подготовки и проведения мероприятий с детьми и родителями на качественно новом уровне.
Задачи:
- Создать условия для формирования информационно – коммуникативной компетентности педагогов ДОО
- Разработать системы методической работы в ДОО, способствующей повышению ИКТ-компетентности педагогов, умению педагогов работать с ЦОР и в сети Интернет
- Формировать потребности педагогов в постоянном использовании ИКТ и ЦОР в образовательном процессе
Вид проекта: практико - ориентированный
Продолжительность: долгосрочный, 4 года –(2020-2024)
Состав участников проекта:, специалисты, воспитатели общеобразовательных групп, родители.
Проблемная ситуация: XXI век – это век информационного общества. Научно-технический прогресс диктует новые требования к содержанию и организации образовательного процесса, в том числе и в дошкольном образовании. Появляются новые качественно новые подходы, программы, методики, технологии и средства информатизации.
Современные дети - сегодняшние дошкольники, посещающие ДОО, во многом совершенно отличается от своих сверстников, которые были нашими воспитанниками 10-15 лет назад. Они мыслят по новому, у них совершенно другое сознание и поэтому знания, которые они приобретают должны преподноситься качественно по-новому, т.е. педагог должен использовать наряду с различными методам, техниками обучения и воспитания и современные технические средства.
Современный педагог – это педагог, планирующий и организующий свою деятельность, используя новейшие образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы.
По новым квалификационным характеристикам, утверждённым приказом Минздравсоцразвития России, педагоги (старший воспитатель, учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, воспитатель) должны знать основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием. Чтобы соответствовать этим требованиям, они должны идти в ногу со временем и научиться широко и активно использовать современные информационно-компьютерные технологии в своей работе.
Анализируя деятельность нашего детского сада, хочется отметить, что использование педагогами ИКТ в работе с детьми и родителями находится на недостаточном уровне. Педагоги используют компьютер как средство обобщения и систематизации информации, но не развития ребенка – дошкольника. Многие педагоги не имеют опыта использования информационных технологий в образовательном процессе, в деятельности преобладают фронтальные формы работы, занятия ориентированы на получение знаний, а не на развитие личностного потенциала дошкольников. 70% педагогического коллектива владеют персональным компьютером. Из них: 45% – начинающих пользователей; 30%- пользователь; 25% – продвинутый пользователь.
Поэтому возникла необходимость в создании творческой группы в ДОО по формированию единой информационно-компьютерной среды.
Думается, что предложенный проект, поможет совершенствовать профессиональное мастерство, и обеспечит готовность педагогов к инновационной деятельности по использованию ИКТ и ЦОР в воспитательно-образовательном процессе. А это обеспечит выход на развитие интегративных качеств дошкольника через организацию новой модели образовательной деятельности. То есть реализация проекта позволит решить комплекс проблем, сопровождающих внедрение цифровых технологий в образовательный процесс.
Предполагаемый результат:
При условии реализации данного проекта рассчитываем получить следующие результаты:
- Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах использования ИКТ и ЦОР.
- Повышение эффективности процесса обучения.
- Участие родителей в воспитательно-образовательном процессе детского сада.
- Открытость работы детского сада для родителей, через сайт ДОО.
- Совершенствование материально-технической базы ДОУ.
Предметно-пространственная развивающая среда: информационно- педагогический кабинет СП, музыкальный зал, групповые комнаты.
Средства и оборудование:
Материально-техническое оснащение СП:
- Компьютеры 1 шт.,
- Принтер черно-белый - 1 шт., МФУ-1шт, принтер цветной-1.
- Ноутбуки 1 шт.;
- Мультимедийные проекторы 1 шт.;
- Музыкальный центр- 1 шт.;
- Интерактивная доска- 1 шт.;
- Подключение к сети Интернет.
Этапы проекта «Цифровые технологии в работе педагога ДОО»
Этапы проекта | Деятельность старшего воспитателя | Деятельность педагогов |
1 этап. Поисковый. | Изучение программно-методических материалов и нормативных документов. Выявление уровня знаний педагогов по теме проекта. Формирование базы данных об уровне педагогической компетентности в вопросах обозначенной темы. | Принимают задачу. |
2 этап. Аналитический | Сбор информации: - подбор печатного материала и видеоматериалов для педагогов и родителей; - изучение опыта педагогов по теме проекта; - подбор видеолекций, вебинаров по теме проекта; -привлечение педагогов к сбору информации о ЦОР; - создание Школы ИКТ для педагогов и плана работы с педагогами. - регистрация в личном кабинете 1 сентября и ШЦВ | Планируют работу группы со старшим воспитателем. Обсуждают и разрабатывают комплекс мероприятий. Проходят процедуру регистрации в личном кабинете Издательского дома «Первое сентября» и ШЦВ. Помогают создавать банк материалов по теме проекта совместно с руководителями творческих групп и старшим воспитателем |
3 этап. Практический | Проектирование текущей работы по проектной деятельности: смотри перспективный план (приложение). - ознакомление ИКТ технологиями, проведение практических занятий с педагогами в Школе ИКТ; - ознакомление с ЦОР; - работа в ШЦВ; - работа в подгруппах по изучению ИКТ; - Индивидуальные консультации и занятия в Школе ИКТ и ШЦВ. - Разработка развивающих презентаций и конспектов НОД с использованием ИКТ и ЦОР - Проведение родительских собраний с использованием ИКТ и ЦОР | Знакомятся с ИКТ, посещают вебинары по ИКТ, просматривают видеолекции. Знакомятся с ЦОР, их разнообразием и назначением. Работают в подгруппах и парах по изучению ИКТ. Посещают занятия в Школе ИКТ (групповые и индивидуальные). Индивидуально или с помощью старшего воспитателя (руководителями творческих групп) изучают материалы ЩЦВ, проходят модульные курсы, курсы повышения квалификации, работают в библиотеке ШЦВ. |
4 этап. Презентационный | Анализ достижения целей и полученных результатов. Продукт проекта. Самоанализ проекта | Педагогический совет "Информатизация как ресурс повышения качества образования" |
Перспективный план по проекту «Цифровые технологии в работе педагога ДОО»
2021-2022 учебный год
Совместная деятельность с педагогами | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности педагогов | Взаимодействие с родителями | |||
Совместная деятельность старшего воспитателя и педагогов. | Индивидуальная деятельность с педагогами. | Занятия Школы ИКТ | |||
Июнь | Создание творческой группы. | Индивидуальные занятия в Школе ИКТ по запросам педагогов: Работа в «Microsoft Word». | Работа в «Microsoft Word». Требования к оформлению текстовых документов. | Консультация для педагогов «Педагогические условия использования информационных технологий в современном ДОУ» | |
Июль | Мастер-класс: «Основы работы на персональном компьютере для начинающих» | Индивидуальные занятия в Школе ИКТ по запросам педагогов: Работа в «Microsoft Word». | Работа с таблицами в Microsoft Word | Памятка «Написание конспектов согласно ФГОС ДОО» | |
Август | Индивидуальные занятия в Школе ИКТ по запросам педагогов: Работа в «Microsoft Word». | Работа с картинками и рисунками в Microsoft Word | Консультация для педагогов «Компьютер в ДОУ: вопросы охраны здоровья» | ||
Сентябрь | Индивидуальные занятия в Школе ИКТ по запросам педагогов. Работа в WordPad | Работа в текстовом редакторе WordPad | Курс видеолекций «Word для Начинающих» https://www.youtube.com/playlist?list=PLAngObgqXBVWKvTrMUWUL2pzpAd6RkOZM | Проведение консультации для родителей: «Информационная безопасность. Компьютер в жизни дошкольника» | |
Октябрь | Мастер - класс «Основы работы в сети Internet для начинающих» | Индивидуальные занятия в Школе ИКТ по запросам педагогов. Работа в Microsoft Excel | Создание таблиц и работа в Microsoft Excel | Подготовка материалов по изучению 36-часового курса «Применение электронных таблиц (Excel) в практической работе педагога» | |
Ноябрь | Индивидуальные занятия в Школе ИКТ по запросам педагогов. Работа в Microsoft Excel | Создание табеля и изменение данных в таблице в программе Microsoft Excel | Курс видеолекций «Excel для Начинающих» | Создание консультаций для родителей педагогами | |
Декабрь | Индивидуальные занятия в Школе ИКТ по запросам педагогов. Работа в Microsoft Publisher | Создание буклетов в Microsoft Publisher | Курс видеолекций «Microsoft Publisher для начинающих» https://www.youtube.com/playlist?list=PLAngObgqXBVVQG_YifX7Dwk5UYoWC7NmL | Выпуск буклета «Рекомендации по использованию компьютерных игр» педагогами групп | |
Январь | Ознакомление с курсом повышения квалификации «Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в работе педагога ДОО в контексте ФГОС ДО» Сайт «Высшая школа делового администрирования» | Индивидуальные занятия в Школе ИКТ по запросам педагогов. Работа в Microsoft Publisher | Создание книжек в Microsoft Publisher | Выпуск мини - листовки «Сайт МБДОУ ДС № 1» | |
Февраль | Вебинар «Особенности создания мультимедийных презентаций для образовательных целей» | Индивидуальные занятия в Школе ИКТ по запросам педагогов. Работа в программе Microsoft PowerPoint | Создание презентаций в программе Microsoft PowerPoint | Курс видеолекций «PowerPoint для начинающих» https://www.youtube.com/playlist?list=PLAngObgqXBVWpN3iEOY99l6UbjKZW0w4F | |
Март | Индивидуальные занятия в Школе ИКТ по запросам педагогов. Работа в программе Microsoft PowerPoint | Создание презентаций в программе Microsoft PowerPoint | Презентация для педагогов «Применение тригеров в презентации» | ||
Апрель | Знакомство с курсом повышения квалификации «Информатика и информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности педагога» (72 часа) на сайте «Преемственность и образование» | Индивидуальные занятия в Школе ИКТ по запросам педагогов. Работа в программе Microsoft PowerPoint | Создание грамот для детей и плакатов в программе Microsoft PowerPoint | Создание грамот для детей и родителей в программе Microsoft PowerPoint | |
Май | Вебинар: «Использование MS Word и MS Excel в профессиональной деятельности педагога» | Индивидуальные занятия в Школе ИКТ по запросам педагогов. | Выпуск буклета с методическими рекомендациями для педагогов и родителей по теме: «Зрительная гимнастика после работы на компьютере» |
Перспективный план по проекту «Цифровые технологии в работе педагога ДОО»
2022-2023 учебный год
Совместная деятельность педагогов. | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности педагогов. | Взаимодействие с родителями. | |||
Совместная деятельность старшего воспитателя и педагогов. | Индивидуальная деятельность с педагогами. | Занятия ЩЦВ | |||
Июнь | Получение подтверждения от администрации ДОУ об участии в проекте ШЦВ. Регистрация в проекте ЩЦВ педагогов СП. | Индивидуальные занятия в Школе ИКТ по запросам педагогов. | Что такое образовательный проект «Школа цифрового века»? Знакомство с программой проекта ШЦВ | Консультация по созданию Портфолио достижений педагога | Вебинар для родителей: «Возможности использования арт-техники «Коллаж» в совместной работе родителей, педагогов и детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста» (ШЦВ) |
Июль | Знакомство с Дистанционным кабинетом "ИКТ компетентность в работе педагога" сайт «Преемственность и образование» | Индивидуальные занятия в Школе ИКТ по запросам педагогов. | Изучение материалов, просмотр видеолекций | Памятка для педагогов «Цифровые образовательные ресурсы и их виды в ДОУ» | Вебинар для просмотра родителями будущих первоклассников: Готовность ребенка к школе как условие его успешной адаптации: рекомендации для педагогов и родителей (ШЦВ) |
Август | Вебинар: «Электронное портфолио и персональный сайт учителя. Современные требования професс-ных стандартов к компетенциям педагогов в рамках реализации ФГОС» | Работа в ШЦВ по графику (помощь в регистрации) Индивидуальные занятия в Школе ИКТ по запросам педагогов. | Регистрация в проекте ШЦВ, регистрация и участие в вебинарах ШЦВ, знакомство с архивом вебинаров ШЦВ. | ||
Сентябрь | Индивидуальные занятия в Школе ИКТ и ШЦВ по запросам педагогов. | Работа в ШЦВ: работа «Библиотечке “Первое сентября”» и создание личной книжной полки | Распечатка материалов «Библиотечки “Первое сентября”» | ||
Октябрь | Вебинар: «Ресурсы сети Интернет и их использование в профессиональной деятельности педагога» | Индивидуальные занятия в Школе ИКТ и ШЦВ по графику и запросам педагогов. | Консультация для педагогов «Организация НОД для дошкольников с использованием компьютера в ДОУ» | Размещение в родительском уголке группы пособия «Если на улице дождь» Копилка идей для занятий с детьми» книга М. Кудейко (ШЦВ) | |
Ноябрь | Индивидуальные занятия в Школе ИКТ и ШЦВ по графику и запросам педагогов. | Курсы повышения квалификации в ШЦВ | Распечатка материалов курсов повышения квалификации ШЦВ | ||
Декабрь | Вебинар: «Методические аспекты разработки занятий с использованием интерактивной доски» | Индивидуальные занятия в Школе ИКТ и ШЦВ по графику и запросам педагогов. | Размещение в родительском уголке группы книги «Домашняя школа для дошкольников книга» А. Звонкин (ШЦВ) | ||
Январь | Индивидуальные занятия в Школе ИКТ и ШЦВ по графику и запросам педагогов. | Модульные курсы ШЦВ. | Распечатка материалов модульных курсов ШЦВ | Вебинар для просмотра родителей: «Навязчивые привычки у детей: причины и способы преодоления» (ШЦВ) | |
Февраль | Вебинар: «Цифровое образование: нестандартные форматы цифрового контента и их применения в педагогической практике» | Индивидуальные занятия в Школе ИКТ и ШЦВ по графику и запросам педагогов. | Знакомство с курсами повышения квалификации «Цифровое образование: особенности разработки и создания цифровых образовательных материалов» (72 ч.) | ||
Март | Педагогический совет "Информатизация как ресурс повышения качества образования" | Индивидуальные занятия в Школе ИКТ и ШЦВ по графику и запросам педагогов. | Создание банка материалов ШЦВ в информационно – методическом кабинете | ||
Апрель | Вебинар: «Методические приемы применения интерактивных технологий в образовательном процессе» | Индивидуальные занятия в Школе ИКТ и ШЦВ по графику и запросам педагогов. | Размещение в родительском уголке группы книги «Ребенок любит рисовать. Как способствовать художественному развитию детей» Александр Мелик-Пашаев, Зинаида Новлянская (ШЦВ) | ||
Май | Итоговый педсовет. Подведение итогов участия в ШЦВ | Вручение Дипломов проекта ШЦВ |
Перспективы для дальнейшей работы:
- Использование возможностей сети Интернет с целью распространения педагогического опыта, участие в интернет конкурсах
- Повышение качества образовательного процесса в процессе профессионального общения воспитателей в широкой аудитории пользователей сети Интернет.
- Дальнейшее использование ИКТ в работе с детьми
-Создать условия для полноценной работы педагогов (продолжать улучшать материально-техническую базу)
- Знакомство педагогов с программами Photoshop, MovieMaker для создания фильмов и слайдшоу на компьютере. Творческое использование в работе с детьми и родителями.
Список используемой литературы.
- Горвиц Ю., Позняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду. Дошкольное воспитание, 1991г., № 5
- Заславская О.Ю., Сергеева М.А. Информационные технологии в управлении образовательным учреждением. Учебное пособие. – М., 2006, С. 61 - 77
- Иванова Е.В. Повышение ИКТ – компетентности педагогов. – Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - №12. – 2009 г. С. 6-15.
- Калинина Т.В. Специализация «Новые информационные технологии в дошкольном детстве» // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2008. - №6.- с.32.
- Комарова Т.С., Комарова И.И., Туликов А.В. и др. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. - С.128
- Кротова Т.В. Компьютерная игра как средство подготовки ребенка к школе. - Справочник старшего воспитателя. - 2012. - №8, С. 19-22
- Леоненко О.Б. Использование мультимедийных презентаций в дошкольном учреждении. – Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - №4.– 2009 г. С. 32-35.
- Макарова Л.В. «Компьютер в ДОУ: вопросы охраны здоровья», Управление дошкольным образовательным учреждением №9, 2011г, с. 74-81
- Полат Е.С. Новые педагогические технологии.- М., 2000г.
- Прищепа С.С., Храмцова Н.В. Информационные технологии в работе ДОУ // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2008.-№6.-с.88.
- Справочник руководителя дошкольного учреждения. – М, Сфера, 2006
- Сурова О.А. Информационно-коммуникационные технологии в управлении дошкольным образованием. – Управление дошкольным образовательным учреждением. - №7. – 2007 г. С.21-25.
- Управление инновационными процессами в ДОУ. – М., Сфера, 2008
- Управление качеством вариативной системы дошкольного образования: актуальные проблемы и перспективы развития. Тезисы выступлений участников межрегиональной научно-практической конференции. Ростов-на-Дону, 2004 - 144 с. (Гончарова В.И. Информационные технологии и их роль в управлении дошкольным образовательным учреждением)
- Яковлев А.И. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. 2005 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Школа молодого педагога – одна из форм повышения мастерства начинающего педагога
Организация работы заместителя заведующего по воспитательной и методической работе по раскрытию творческого потенциала начинающего педагога...
Организация работы с молодыми педагогами ДОУ «Школа молодого педагога»
Особенностью труда молодых педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же функции и несут ту же ответственность, что и опытные педагоги, а администрация, родители, воспитатели ожидают...
"Психологическая готовность к школе. Работа педагога-психолога по подготовке детей к школе"
Выступление на родительском собрании (подготовительные группы)...
Цифровая школа для дошкольников
В статье идет речь о компьютерных технологиях , которые расширяют возможности педагогов ДОУ в образовательном процессе....
Доклад на тему: «Развитие цифровой грамотности современного педагога в ДОУ»
Наличие компетенции в области информационно – коммуникационных технологий (ИКТ) является одним из ведущих профессиональных качеств современного педагога. Процесс освоения этих технологий у больш...
Человеческий фактор в дошкольном цифровом образовательном процессе: педагог как посредник между цифровым и реальным миром.
Сегодня в современном поколении цифровизация в образовании становится всё более актуальной и уже неотъемлемой частью в образовании, начиная с детского сада. Меняется поколение – меняются ...
Проект "Цифровая школа" для педагогов ДОО
Назначение проекта.Повышение качества образования через активное внедрение в воспитательно – образовательный процесс ДОО цифровых технологий, развитие ИКТ – компетентности педагога ДОУ....