Человеческий фактор в дошкольном цифровом образовательном процессе: педагог как посредник между цифровым и реальным миром.
статья
Сегодня в современном поколении цифровизация в образовании становится всё более актуальной и уже неотъемлемой частью в образовании, начиная с детского сада. Меняется поколение – меняются и способы обучения и воспитания детей, соответственно трансформируется и педагог.
«Не ограничивайте ребенка своими собственными знаниями, ведь он родился в другое время» Рабиндранат Тагор
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tsifra_i_pedagog_23.docx | 25.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Человеческий фактор в дошкольном цифровом образовательном процессе: педагог как посредник между цифровым и реальным миром.
Ботнарчук Алёна Ивановна,
старший воспитатель ГБДОУ детского сала №26
Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Международные образовательные форумы выделяют четыре группы навыков, востребованность которых растёт быстрыми темпами и во многих отраслях одновременно, в том числе и в ОБРАЗОВАНИИИ.
Все это заставило нас вновь задаться вопросом: а какие навыки будут нужны нам, педагогам в ближайшем будущем?
«…Мы живем в переломный момент. Связи, скрепляющие общество и окружающий мир, рвутся, но в то же время открываются новые возможности для обновления и восстановления. У нас есть реальный шанс направить изменения в правильное русло. Необходимо сместить акценты: перестать бояться и сконцентрироваться на совместном созидании светлого и вдохновляющего будущего.»
Совершенно очевидно, что в нашем нестабильном, сложном, полном неопределенности мире те компетенции, которые были актуальны в прошлом, больше не способны привести к успеху ни сегодня, ни в будущем.
По прогнозам экспертов, среди прочих мегатрендов, способствующих формированию VUCA-мира (акроним, обозначающий четыре характеристики:
- нестабильность (volatility),
- неопределенность (uncertainty),
- сложность (complexity) и
- неоднозначность (ambiguity)),
именно цифровизация будет оказывать наибольшее влияние на компетенции в этом десятилетии.
Для решения комплексных проблем предстоящей эпохи потребуются новые фундаментальные навыки, основанные на этических принципах. Почти все эксперты пришли к единому мнению, что в ближайшие десять лет наиболее вероятными представляются следующие сценарии:
- Спрос на командные компетенции будет гораздо выше, чем на индивидуальные
- При переходе от старых методов организации управления процессом образования, в том числе, и дошкольного и идеологии потребления, ориентированной на капитал, на первый план выйдут экономики замкнутого цикла, в основе которых лежит концепция трансформации, регенерации и осознания ценности жизни, и это не может не повлиять на содержание и формы работы с детьми и их родителями
- Спрос на междисциплинарных специалистов широкого профиля будет выше, чем на узко-профильных специалистов.
- Дефицит компетенций — проблема последних десятилетий — будет постепенно восполнен по мере того, как будут развиваться персонализированные системы подготовки и более системы точного прогнозирования.
- В условиях закрытых границ продолжится процесс национализации и ориентации на внутреннее развитие, также предвидится подрыв международного сотрудничества вследствие разнообразных политических и социальных факторов
Парадигмы, возникшие применении новых форматах сопровождения родителей в ДОО
- УМНАЯ СРЕДА. Все технологические системы имеют “умный” программируемый компонент. Безопасность в Интернете приобретает решающее значение, а цифровые технологии служат движущей силой изменений в ДОО. Формируются новые социальные сообщества, которые объединяют педагогов, родителей воспитанников, социальных партнёров с определенным уровнем технологической грамотности.
- РЕЛОКАЛИЗАЦИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА. Переход от глобальных алгоритмов управления системы дошкольного образования, построенных на масштабе, к локальным процессам управления в ДОО, построенным на принципах устойчивого развития ДОО и удовлетворяющие запросы сообщества ДОО.
- КРЕАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ДОО. От массового стандартизированного процесса к “массовой уникальности”. Человеко-центричный процесс, персонализация и креативность становятся нормой.
Необходимость внедрения креативного менеджмента в образовательный процесс диктуется следующими условиями:
- усложнением экономических процессов, ускорением их динамики, появлением экстремальных управленческих ситуаций, требующих нестандартных и неординарных управленческих решений;
- интеллектуализацией труда, повышением образовательного и профессионального уровня персонала, повышением роли человеческого фактора;
- возрастанием объема информации и новыми средствами ее обработки.
Ускоренная автоматизация процессов и развитие новых технологий привели к появлению нового «креативного класса» — и творцом сегодня может стать каждый.
Массовая уникальность подразумевает, что все производят и потребляют нечто уникальное. Эта уникальность применима к компетенциям и профессиям. Креативность и уникальность сохранят статус ключевых факторов создания ценности в этом десятилетии — как для сотрудников, так и для организаций.
4. ОРИЕНТАЦИЯ НА СОУЧАСТИЕ. От отстраненного потребления к процессу «соучастия и переживаний», основанной на разделяемом опыте. Поставив совместное переживание выше потребления материальных благ, мы сможем преодолеть социальные и культурные различия и стать ближе к реальности и окружающему нас миру. Потребитель может сам стать производителем и соавтором. Экономические показатели (ВВП, акционерная стоимость) больше не являются конечной целью — они становятся средствами достижения более глобальных целей, связанных с личным и коллективным благополучием.
5. СЛОЖНЫЕ СИСТЕМЫ / ОБЪЕДИНЕНИЕ В СЕТИ. Непростое время показало, насколько, Организации и системы управления будущего будут строиться по сетевому принципу, а взаимосвязанные группы, сообщества и экосистемы начинают быть главными субъектами экономической деятельности и социального развития.
6. РЕИННОВАЦИЯ. В России идея детствосбережения становится приоритетом государственной политики, что отражено в государственных программах, в том числе ФОП ДО и стратегиях действий в интересах детей, семьи, воспитания подрастающих поколений. От иерархического стиля управления и потребительской парадигмы - к новому экоцентрированному мировоззрению, осознанию ценности жизни, комплексным и долгосрочным подходам. Необходимо выстроить педагогический процесс таким образом, чтобы сформировать чувство любви к родной земле, воспитать такие черты характера, которые помогут ребенку стать человеком – гражданином своей страны.
Как было сказано выше, любовь к Родине у дошкольников зарождается в семье. Тот микроклимат – любви, заботы, внимания, который выстроили родители по отношению к своему ребенку, – позволяет говорить и о дальнейшей любви детей к своей Отчизне.
Эти парадигмы взаимозависимы и тесно переплетены друг с другом: между ними не существует четких границ.
«Мы стоим на пороге перехода к новой парадигме, которая не имеет ничего общего с идеями коммунизма и капитализма. Она предполагает переход к справедливости и устойчивости как основным элементам парадигмы дальнейшего развития», — Ахим Штайнер
Компетенции, необходимые для процветания: ключевой набор для
2020-х годов
КОГНИТИВНЫЕ И ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ Персональные внутренние навыки, которые позволяют адаптироваться к усложняющейся, нестабильной реальности и преуспевать в ее условиях. Критическое мышление и обучение умению учиться и разучиваться.
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И КУЛЬТУРНЫЕ Навыки общения с людьми, которые способствуют успешной командной работе, поддержанию отношений между сообществами и сетями, социальной сплоченности и стимулируют процесс формирования различных групп. Навыки этой категории (к примеру, фасилитация, сотворчество, социо-эмоциональные навыки, а также подходы, ориентированные на пользователя) в настоящее время представляются приоритетными в большинстве отраслей и, по прогнозам, сохранят этот статус вплоть до 2030 года
ТЕХНИЧЕСКИЕ И ЦИФРОВЫЕ Навыки, тесно связанные и обусловленные развитием технологий и позволяющие по максимуму использовать потенциал цифровизации рабочих мест. На общем уровне цифровая компетенция приобретает очень большое значение.
«ЗЕЛЕНЫЕ» И СВЯЗАННЫЕ СО ВСЕОБЩИМ БЛАГОПОЛУЧИЕМ Навыки для построения будущего, в котором процветает все общество, включая следующие поколения. Единственный способ восстановить здоровье всей Земли и создать изобильную и процветающую планету, которая продолжит свое развитие в будущем, – из эксплуататоров превратиться в целителей той среды, где мы живем.
Образовательные стратегии в 2020-е годы
❖ Методы обучения: виртуальное / дистанционное обучение практическим и «мягким» навыкам с использованием симуляций, ролевых игр, игрофикации и командного обучения.
❖ Области повышения квалификации педагогов: разработка и проведение цифровых / смешанных курсов; развитие навыков мотивации и расширения возможностей (например, развитие у педагогов любопытства).
❖ Оценивание: «человеческие» навыки, творческие способности, экзистенциальные навыки (например, осознанность, открытость мышления и т. д.);
❖ Рамочные подходы: образовательные экосистемы, в том числе гибридные образовательные среды; центры профессионального образования / колледжи, работающие как «обучающиеся организации».
❖ Возможности локальной и глобальной кооперации:
- Глобальная сеть пространств (учебных лабораторий / клубов непрерывного обучения) для тестирования и прототипирования навыков будущего при участии бизнес-партнеров и исследовательских центров.
- Обмен знаниями между педагогов, например посредством исследовательских сетей, международных стажировок, акселераторы для команд учебных заведений.
- Развитие открытых образовательных ресурсов, находящихся в свободном доступе, например МООК (массовых открытых онлайн-курсов).
- Развитие партнерских отношений между бизнесом и сферой профессионального, дошкольного образования, например гибридные образовательные среды (объединение сада, школы, компании, улицы и виртуального пространства), объединение образовательных ресурсов в общую сеть, профессиональная подготовка и стажировки непосредственно на площадках ОО.
У каждого человека есть потенциал формировать свой мир — наш мир — каждым своим действием. Чтобы добиться успеха в современном мире, мы вместе должны найти новые способы слушать, сотрудничать и адаптироваться. Особую важность приобретают цифровые компетенции, усиливающие потенциал и открывающие новые возможности. Есть надежда, что автоматизация поможет освободить нас, позволит нам раскрыть наш потенциал и творческие способности. По мере адаптации компетенций к новым условиям 2020-х годов меняется и наше мышление: оно стремится к процветающему, зарождающемуся будущему. Что это означает для нас уже сегодня? Давайте продолжим совместно создавать общее будущее! |
Наш ответ новым вызовам:
каждый из нас!)
❖ Освоение жизненно важных компетенций и типов мышления, необходимых для живущего в XXI веке человека, в том числе умение учиться, сотрудничать, сочувствовать, понимать будущее и мыслить открыто.
❖ Изучение и экспериментирование с набирающими популярность технологиями и практиками.
❖ Принятие на себя ответственности за профессиональное развитие и карьерный рост вместо ожидания того, что работодатель или государство полностью раскроют потенциал, увлечения и цели каждого.
❖ Организация КПК, помогающих овладевать компетенциями: участие в онлайн-курсах и сообществах, а также самостоятельные занятия.
Следующая стадия развития человеческого общества — обретение мудрости и формирование социальных общностей именно на этом основании.
Назовем три ключевые характеристики таких общностей.
Во-первых, все социальные институты общества нового типа ориентированы на всестороннее развитие каждого члена такого общества.
Во-вторых, основная движущая сила сообществ будущего — самоорганизующийся коллективный интеллект.
И наконец, такая общность принципиально устойчива, реализует тенденцию к непрерывному укреплению и развитию в ответ на кризисы, вызовы или попытки дестабилизации»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей по образовательной области «Познавательное развитие» с применением цифровых образовательных ресурсов. Тема: «Развивающие игры математического содержания».
Среди всех методов развития умственных способностей наиболее оптимальным являются развивающие игры, так как они создают своеобразный микроклимат для развития математических представлений дошкольника....
Конспект занятия по образовательной области «Познавательное развитие» с применением цифровых образовательных ресурсов. Старшая группа Тема: «Всё о космосе».
Конспект занятия по образовательной области «Познавательное развитие» с применением цифровых образовательных ресурсов.Старшая группаТема: «Всё о космосе».Цели:Расширить, с...
«Цифровая педагогика: моя готовность к преподаванию в цифровой образовательной среде».
цифровизация...
Эссе «Цифровая педагогика: моя готовность к преподаванию в цифровой образовательной среде».
laquo;Цифровизация – наше всё!» Эту фразу, наверное, можно сделать лозунгом нынешнего образования. Цифровая грамотность, на мой взгляд, – одна из основных компетенций современн...
Консультация для педагогов "Моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора Фанкластик"
В настоящее время конструирование прочно входит в образовательную практику дошкольного образования. Для формирования инженерного мышления подрастающего поколения создан российский инновационный трехме...
«Взаимодействие ДОУ с семьями обучающихся как фактор повышения качества воспитательно-образовательного процесса»
Воспитательный потенциал семьи, стратегии взаимодействия....
Конспект занятия по образовательной области «Познавательное развитие» с применением цифровых образовательных ресурсов. Старшая группа. Тема: «Всё о космосе».
Цели:Расширить, систематизировать и уточнить представления о космосе.Уточнить знания о Юрии Гагарине и празднике «День космонавтики».Познакомить детей с понятием «Солнечная система&r...