Доклад на тему: «Развитие цифровой грамотности современного педагога в ДОУ»
статья

Сарызина Оксана Юрьевна

Наличие компетенции в области информационно – коммуникационных технологий (ИКТ) является одним из ведущих профессиональных качеств современного педагога. Процесс освоения этих технологий у большинства педагогов зачастую недостаточно сформирован и имеет неупорядоченный, спонтанный характер. Это связанно с недостаточной подготовкой в области ИКТ, отсутствием интереса у некоторых педагогов или боязнью чего-то нового. А между тем данные технологии направленны на: стимулирование интереса и мотивации к самообразованию; повышение уровня активности и самостоятельности; развитие навыков анализа собственной деятельности.

В организации образовательного процесса с дошкольниками и их родителями ИК-технологии в современных условиях могут стать действенным инструментом для педагога. В связи с этим цифровая грамотность становится условием успешности современного педагога, так тесно связанного в основном  с цифровым поколением.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_konferentsiya_tsifrovaya_gramotnost_pedagoga_dou.docx19.43 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №1»

Доклад на тему:

«Развитие цифровой грамотности современного педагога в ДОУ»

Подготовила воспитатель

Сарызина О. Ю.

Самара 2021

Основным документом, на который опирается в своей деятельности педагог дошкольного образования, является федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). В данном документе описаны основные требования, касающиеся инновационной деятельности с привлечением информационно-коммуникационных технологий.

Наличие компетенции в области информационно – коммуникационных технологий (ИКТ) является одним из ведущих профессиональных качеств современного педагога. Процесс освоения этих технологий у большинства педагогов зачастую недостаточно сформирован и имеет неупорядоченный, спонтанный характер. Это связанно с недостаточной подготовкой в области ИКТ, отсутствием интереса у некоторых педагогов или боязнью чего-то нового. А между тем данные технологии направленны на: стимулирование интереса и мотивации к самообразованию; повышение уровня активности и самостоятельности; развитие навыков анализа собственной деятельности.

В организации образовательного процесса с дошкольниками и их родителями ИК-технологии в современных условиях могут стать действенным инструментом для педагога. В связи с этим цифровая грамотность становится условием успешности современного педагога, так тесно связанного в основном  с цифровым поколением.

Цифровая грамотность – это набор знаний, навыков и умений, которые необходимы для жизни в современном мире, для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов интернета.

Развивать данные навыки следует постепенно, системно, включая в активную самостоятельную деятельность, например самообразование. Даже самые сложные современные технологии можно освоить, начиная с доступных, понятных примеров их включения в образовательную деятельность.

В условиях массового перехода на дистанционное обучение мы столкнулись с недостаточными знаниями и навыками цифровой грамотности. Всю образовательную деятельность мы начали делать в формате презентаций, но понимали, что многим родителям некогда читать и показывать данные материалы детям, да и детям в домашних условиях это не очень комфортно, ведь основной деятельностью детей дошкольного возраста является игра. Тогда мы решили использовать в презентациях информационные ресурсы интернета. Это включение в них видео, ссылок на мультфильмы, физминутки и сайты с заданиями для усвоения пройденного материала. Снова столкнувшись с проблемами в виде отсутствия подходящих программ для открытия файлов и прочего, мы решили перейти на новый формат занятий – создание мультимедиа файлов (видео).

Изучив данный вопрос самостоятельно, послушав опыт других педагогов в этом направление, мы приняли решение действовать и развиваться. После изучения информации в интернете, мы скачали несколько видеоредакторов. Нами были выбраны видеоредакторы Movavi, PowerDirector и KineMaster, хотя программа может быть любой. Подобрав материалы по теме недели и по темам ближайших занятий (фото, картинки, gif-изображения, футажи), а также сделав фото и короткие видео наглядных материалов и наглядных образцов (поэтапное рисование, например), мы приступили к созданию видео.

Такие видео-занятия позволяют в игровой форме передать тему занятия детям на расстоянии, не перегружая их и не нарушая СанПин (длительность занятия 4-5 мин).

За время дистанционного обучения мы создавали и видео-занятия, и видео-поздравления и небольшие мультипликации в честь праздников. В дальнейшем хотим включить такие фрагменты не только в онлайн-занятия, но и в группе на занятиях, например в формате квест-приключений можно оказаться в горах, в лесу, прогуляться по улицам города и узнать много нового увидев своими глазами, не выходя из группы.

Понятие цифровой грамотности быстро меняется. Так что же означает обладать цифровой грамотностью в современных условиях?

  • Умение быстро находить и оценивать большие объемы информации;
  • умение создавать собственный алгоритм чтения, знакомства с информацией через сложные коллекции связанных текстов;
  • умение быстро создавать связи между широко разрозненными идеями и областями опыта;
  • умение снимать, копировать и редактировать цифровые фотографии и видео;
  • умение создавать мультимедийные документы, сочетающие в себе слова, графику, видео и аудио;
  • умение эффективно учиться и ориентироваться в онлайн-мирах и взаимодействовать в виртуальных средах;
  • умение защитить свои личные данные от неправомерного использования другими.

Педагог может определиться, взвесить, каким из умений он не владеет вообще или владеет в недостаточной степени. Что из данных умений является для него более приоритетным. Приоритеты поменяются через несколько лет, но в том и особенности современного педагога – учиться всю жизнь!

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему:«Развитие ребёнка в дошкольном и дополнительном образовании» Августовское совещание педагогических работников муниципального образования городской округ г.Пыть-Ях "Педагог в современном образовании в условиях изменяющегося законодательства"

Доклад на тему: «Развитие ребёнка в дошкольном и дополнительном образовании» Августовское совещание педагогических работников муниципального образования городской округ г.Пыть-Ях «Педагог в совре...

Доклад на тему: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР СОВРЕМЕННЫХ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Б.Н. НИКИТИНА, В. В. ВОСКОБОВИЧА »

laquo;ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР СОВРЕМЕННЫХ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Б.Н. НИКИТИНА, В. В. ВОСКОБОВИЧА »...

Доклад на тему: «Портфолио дошкольника как современная образовательная технология»

Концепция общероссийской системы оценки качества об­разования (2007) определила в основных положениях объекты оценки в системе образования, которые представлены тремя основными элементами: образов...

Доклад на тему : "Детское экспериментирование, как современный метод развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста"

В данном докладе подробно раскрываю  понятие детского экспериментирования, цели и задачи детского экспериментирования в младших группах, особенности опытов и экспериментов , примерное содержание...

Доклад на тему: Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.

Цель : сформировать основы финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста...

Доклад на тему: Использование цифровой образовательной системы "МЭО Детский сад" в коррекционной работе учителя-логопеда".

Доклад на тему: Использование цифровой образовательной системы "МЭО Детский сад" в коррекционной работе учителя-логопеда"....

Консультация для педагогов по теме: "Развитие правильной грамотной речи у детей дошкольного возраста".

Консультация для педагогов по теме-"Развитие правильной грамотной речи у детей старшего дошкольного возраста-подготовительная группа"....