Проект "Цифровая образовательная среда в современном ДОУ"
проект
Предварительный просмотр:
Название проекта «Цифровая образовательная среда в современном ДОУ»
Актуальность данного проекта заключается в том, что в настоящее время окружающее цифровое пространство стало неотъемлемой составляющей жизни ребенка, начиная с раннего возраста. Источником формирования представлений ребенка об окружающем мире, общечеловеческих ценностях, отношениях между людьми становятся не только родители, социальное окружение и образовательные организации, но и медиаресурсы. Для современных детей познавательная, исследовательская, игровая деятельность с помощью компьютерных средств является повседневным, привлекательным занятием, доступным способом получения новых знаний и впечатлений.
Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2018 - 2025 годы включает в себя приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», который нацелен на создание возможностей для получения качественного образования гражданами разного возраста и социального положения с использованием современных информационных технологий.
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» информационно-образовательная среда включает в себя электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных и телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающих освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.
Организация современной цифровой среды в ДОУ способствует реализации ключевых принципов, целей и задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Интерактивные обучающие игры дают возможность организовать одновременное обучение детей, обладающих различными способностями и возможностями, выстраивать образовательную деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Цифровые технологии являются эффективным средством для решения задач развивающего обучения и реализации деятельностного подхода, обогащения развивающей среды ДОУ. Дошкольники, знакомясь с компьютерными технологиями и узнавая их возможности, испытывают интерес, удивление и радость от общения с ними.
В процессе решения виртуальных образовательных задач у детей развиваются творческий потенциал, инициатива, любознательность, настойчивость, трудолюбие, ответственность, что является целевыми ориентирами ФГОС дошкольного образования. Цифровые технологии становятся важным звеном в организации сотрудничества детского сада с семьей, в том числе, при организации дистанционного обучения, создания социальных образовательных сетей и сообществ.
Таким образом, актуальность реализации проекта обусловлена, с одной стороны, требованиями ключевых нормативных документов в области образования, с другой стороны, интересами и потребностями детей и родителей.
Коллектив детского сада в течение 2020-2021 учебного года работала над этой проблемой и педагогами проводилась разнообразная работа по внедрению ИКТ-технологий в образовательный процесс:
- организован семинар «ИКТ-технологии в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста»;
- проведена консультация «Создание методических пособий в электронном формате»;
- проведен мастер-класс для педагогов ДОУ «Создание интерактивной игры»;
- организованы открытые просмотры НОД с использованием ИКТ-технологий.
Анализируя деятельность, пришли к выводам:
- педагогам для организации занятий с дошкольниками и создания интерактивных методических пособий необходимо иметь минимальный комплект оборудования: ноутбуки, проектор, колонки, интерактивную доску. В нашем детском саду 12 возрастных групп и имеется 1 проектор, экран (в музыкальном зале), 5 ноутбуков (у специалистов – педагог-психолог, учитель-логопед, музыкальные руководители, старшие воспитатели). Этого не достаточно для эффективного использования ИКТ-технологий в образовательном процессе;
- педагогам необходимо пройти обучение в области информационно-коммуникационных технологий, так как не у всех педагогов имеются необходимые знания.
Мы считаем, что оснащение групп детского сада современным интерактивным оборудованием приведет к качественным изменениям образовательного процесса.
Участие в проекте позволит повысить компетентность педагогов, в том числе молодых специалистов, в использовании ИКТ-технологий в образовательной деятельности, познакомить их с новыми компьютерными программами, сформировать навыки создания интерактивных игр и электронных методических пособий. У воспитателей расширятся возможности организовать одновременное обучение детей, обладающих различными способностями и возможностями, выстраивать образовательную деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Учитывая, что для современных детей деятельность с помощью компьютерных средств является повседневной, привлекательной, использование интерактивного оборудования повысит интерес дошкольников к занятиям, поможет создать дополнительные образовательные возможности для всех категорий воспитанников. В процессе решения виртуальных образовательных задач у детей развиваются творческий потенциал, инициатива, любознательность, настойчивость, трудолюбие, ответственность.
Цель данного проекта - приобретение интерактивного оборудования, создание и использование в образовательном процессе методических пособий в электронном формате, повышение компетентности педагогов по использованию ИК-технологий для создания современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность дошкольного образования.
Задачи проекта:
1. Обновить и пополнить материально-техническую базу учреждения.
Приобретение комплекта оборудования: ПК, проекторы, колонки, интерактивные доски. Их установка и подключение.
2. Разработать методические пособия в электронном формате. Создать «копилку» электронных пособий с классификацией их по разделам программы и возрастам.
Создание творческих групп по разработке электронных методических пособий. Презентация разработанных пособий/игр коллегам, использование методического материала в образовательной деятельности.
3. Способствовать повышению компетентности педагогов по использованию ИКТ-технологий.
Для решения данной задачи планируется курсовая подготовка и (или) профессиональная переподготовка кадров в области реализации ИКТ, а также дистанционного обучения. Важным моментом становится взаимоконсультирование и взаимообучение педагогических кадров. По итогам курсовой подготовки каждый педагог готовит мастер-класс (или иную активную форму обучения) для педагогического коллектива по наиболее интересной и актуальной теме, рассмотренной в ходе курсов. Взаимообучение будет способствовать более качественной подготовке педагогов, так как предполагает углубленное погружение специалиста в область ИКТ, переработку полученной информации в собственное понятийное пространство, повторение и практическое применение полученных на курсах навыков.
Организационный план проекта
№ п\п | Решаемая задача* | Мероприятие, способствующее решению задачи | Дата начала | Дата завершения | Ожидаемые итоги (с указанием количественных и качественных показателей) |
1. | Обновить и пополнить материально-техническую базу учреждения | 1.Анализ МТБ ДОУ | 09.2020 | 10.2020 | На 12 возрастных групп имеется 1 проектор, 1 экран (в музыкальном зале), 5 ноутбуков (у специалистов – педагог-психолог, учитель-логопед, музыкальные руководители, старшие воспитатели). Ноутбуки устаревшие. Оборудования не достаточно для использования ИКТ-технологий в образовательном процессе. |
2.Мониторинг оборудования с целью выбора подходящих моделей. Запрос коммерческих предложений. | 01.2021 | 03.2021 | Получены коммерческие предложения. Выбрано необходимое оборудование. | ||
3.Приобретение и установка оборудования | 01.2022 | 12.2022 | - развивающая среда ДОУ оснащена интерактивным оборудованием: ноутбуки – 3 шт, проекторы – 2шт. и крепления к ним, колонки – 2 шт, интерактивные доски - 2 шт;
| ||
2. | Разработать методические пособия в электронном формате. Создать «копилку» электронных пособий с классификацией их по разделам программы и возрастам. | 1.Мониторинг использования ИТК-технологий в образовательном процессе (наблюдение) | 10.2020 | 04.2021 | Пособия в электронном формате используются только в некоторых группах на личных ноутбуках педагогов (5 чел.). Чаще используются готовые презентации и игры, взятые в сети Интернет. Использование электронных методических пособий происходит не систематично, а время от времени. |
2.Создание и деятельность рабочих групп по разработке и созданию электронных методических пособий | 10.2021 | 05.2023 | Создано 7 рабочих групп. Разработаны электронные методические пособия по разделам программы по всем возрастным группам. Наработанный материал перенесен на внешний жесткий диск и находится в методическом кабинете в свободном доступе для педагогов ДОУ. | ||
3. | Способствовать повышению компетентности педагогов по использованию ИКТ-технологий. | 1.Мониторинг компетентности педагогов по использованию ИКТ-технологий. | 10.2020 | 12.2020 | На достаточном уровне ИКТ технологиями владеют 5 (16%) педагогов, которые при организации занятий используют собственные разработки. |
2.Планирование и проведение методических мероприятий по данной теме | 12.2020 | 05.2021 | Разработан план методических мероприятий. Проведены - семинар «ИКТ-технологии в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста»; - консультация «Создание методических пособий в электронном формате»; - мастер-класс для педагогов ДОУ «Создание интерактивной игры»; - открытые просмотры НОД с использованием ИКТ-технологий; | ||
3.КПК по ИКТ-технологиям | 09.2021 | 12.2022 | 6 педагогов пройдут курсы повышения квалификации по использованию ИКТ-технологий в ДОУ (очно, дистанционно) | ||
4.Распространение педагогами собственного опыта по использованию ИКТ-технологий в образовательной деятельности | 10.2022 | 04.2024 | Проведение мастер-классов педагогами, прошедших КПК воспитателям ДОУ. Участие педагогов в методических мероприятиях на разных уровнях. |
Бюджет проекта
п/п | Наименование статьи | Запрашиваемая сумма | Софинансирование (если имеется) | Общая стоимость проекта |
(руб.) | (руб.) | (руб.) | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. | Оплата услуг (работ), связанных с: разработкой и реализацией образовательных программ (образовательных модулей, курсов); разработкой методических материалов к образовательным программам (модулям, курсам) в рамках проекта; экспертизой мероприятий, результатов проекта и учебно-методических материалов | 0 | 0 | 0 |
2. | Оплата труда лиц из числа проектной команды | 0 | 0 | 0 |
3. | Командировочные расходы лиц из числа проектной команды | 15000 | 0 | 15000 |
4. | Повышение квалификации лиц из числа проектной команды | 20000 | 20000 | |
5. | Транспортные расходы на выездные мероприятия, предусмотренные проектом | 6000 | 6000 | |
6. | Оплата расходов на материально-техническое обеспечение реализации проекта (приобретение оборудования, мебели, расходных материалов, программного обеспечения) | |||
6.1. | приобретение оборудования | |||
Ноутбуки 3 шт | 120000 | 120000 | ||
Интерактивная доска 2 шт. | 200000 | 200000 | ||
Проекторы 2 шт. | 60000 | 60000 | ||
Кронштейн для крепления проектора 2 шт. | 10000 | 10000 | ||
Мышь компьютерная 3 шт | 3000 | 3000 | ||
6.2. | приобретение мебели | |||
6.3. | приобретение расходных материалов | |||
Кабель-канал, кабель | 10000 | 10000 | ||
6.4. | приобретение программного обеспечения | |||
Пакет офисных программ, графический редактор, антивирус | 100000 | 100000 | ||
7. | Оплата полиграфических услуг | |||
8. | Оплата расходов на информационное сопровождение реализации проекта | |||
ИТОГО | 544000 | 544000 |
Бюджет проекта предполагает что работы, связанные с разработкой и реализацией проекта, созданием методических материалов к образовательной программе будут осуществляться на добровольной основе. Стоимость услуг и оборудования может быть изменена.
Ожидаемые результаты проекта
Показатель | Ожидаемый результат |
Повышение компетентности педагогов по использованию ИКТ-технологий. | — организовано курсовое обучение педагогов (4 чел); — организован цикл из 4 мастер-классов для педагогов по реализации информационно-коммуникационных технологий; — рост мотивации педагогов к реализации в образовательной деятельности информационно-коммуникационных технологий (100%); — участие педагогов в выставках методической продукции; городских, территориальных конференциях и семинарах; профессиональных конкурсах (80%); — организация на базе ДОУ практических мероприятий для родителей и педагогической общественности с показом непосредственно образовательной деятельности (ежегодно). |
Оснащение материально-технической базы учреждения. | — развивающая среда ДОУ оснащена интерактивным оборудованием: ноутбуки – 3 шт, проекторы – 2шт. и крепления к ним, колонки – 2 шт, интерактивные доски - 2 шт;
|
Совершенствование УМК по образовательной программе ДОУ | — создана «копилка» дидактических и методических материалов по разделам ООП ДО для каждой возрастной группы. |
Дальнейшее развитие проекта
После завершения проекта планируем продолжать работу в данном направлении:
- пополнять и обновлять «копилку» электронных методических пособий в зависимость от образовательных задач;
- повышать компетентность молодых педагогов, которые придут в ДОУ когда проект будет закончен, по применению ИКТ-технологий в образовательной деятельности;
- распространять положительный педагогический опыт по использованию ИКТ-технологий в педагогическом сообществе и среди родителей воспитанников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные технологии создания психологически безопасной среды в ОУ.Мониторинг психологической безопасности образовательной среды.
Создание психологической безопасной среды...
Публикация «Хатха-йога – нетрадиционная форма здоровьесбережения в условиях ДОУ» в сборнике «Здоровьесозидающая и развивающая образовательная среда в современном детском саду».
quot;ХАТХА-ЙОГА"...
«Здоровьесберегающие подходы к формированию образовательной среды в современных условиях ДОУ»
laquo;Здоровьесберегающие подходы к формированию образовательной среды в современных условиях ДОУ» Почему так актуальна на сегодняшний день тема здоровье сбережения сред...
Проект "Цифровая образовательная среда в современном ДОУ"
Проект разработан с целью пополнения МТБ интерактивным оборудованием, создания и использования в образовательном процессе методических пособий в электронном формате, повышения компетентности педагогов...
Статья из опыта работы МБДОУ "Д/с №18" "Формирование информационно – образовательной среды в современном дошкольном образовательном учреждении"
Формирование информационно – образовательной среды в современном дошкольном образовательном учреждении...
«ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЧЕВОЙ СРЕДЫ В ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНР. СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОМУ ОСНАЩЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ»
Материально-техническое обеспечение - одно из важнейших условий реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Настоящие требования направлены на создание современной предметно...
Публикация в сборнике.II территориальная педагогическая конференция работников ДОО. Качество образовательной среды ДОО: современные тенденции и успешные практики.
Роль театрализованной деятельности в воспитании детей дошкольного возраста....