Мастер-класс «Познавательно – исследовательская деятельность с детьми дошкольного возраста с использованием сказки».
занимательные факты

Сидоренко Светлана Викторовна

• Опыты и эксперименты способствуют формированию у детей познавательного интереса.

• развитию наблюдательности, мыслительной деятельности.

• творческих способностей, ребёнок учится анализировать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

• расширению кругозора детей.

• поддержанию у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.

• обогащению словарного запаса.

• воспитанию у дошкольников гуманно-ценностного отношения к окружающей действительности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_novyy.docx25.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 65» Энгельсского муниципального района

Саратовской области

Мастер-класс

«Познавательно – исследовательская деятельность с детьми дошкольного возраста с использованием сказки».

Составил воспитатель:

Сидоренко Светлана Викторовна

        Энгельс 2024

Добрый день уважаемые коллеги. Мой мастер — класс посвящён теме: «Познавательно – исследовательская деятельность с детьми дошкольного возраста с использованием сказки».

Нашу встречу мне хочется начать с таких слов:

Любознательные дети всё желают знать на свете!

Почему на небе тучки? Почему ежи колючи?

Почему снежинка тает, до ладошки долетая?        

Почему звезда упала? Почему я знаю мало?

Видно, надо не лениться, а учиться и учиться.

Уважаемые, коллеги, давайте для начала вспомним какую роль, играет экспериментирование в развитии ребёнка-дошкольника?

• Опыты и эксперименты способствуют формированию у детей познавательного интереса.

• развитию наблюдательности, мыслительной деятельности.

• творческих способностей, ребёнок учится анализировать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

• расширению кругозора детей.

• поддержанию у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.

• обогащению словарного запаса.

• воспитанию у дошкольников гуманно-ценностного отношения к окружающей действительности.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой, является ведущим видом деятельности.

Сегодня я хочу в форме сказки показать вам некоторые виды экспериментирования с разными материалами, а так же, как при помощи совместной деятельности найти ответы на многие детские вопросы.

Один очень важный совет: не торопитесь давать малышу готовые ответы, пусть он сам подумает о причинах того или иного явления. Конечно, не каждый ребёнок сможет ответить на вопрос, дайте ему время. Не спешите, задавайте наводящие вопросы, подводите его к тому, чтобы «открытие» сделал сам. Думаю, что педагоги, использующие экспериментирование в своей работе, найдут для себя что-то новое, а начинающие – поймут, насколько это интересное и увлекательное занятие. В ходе проведения мастер класса будут продемонстрированы опыты с некоторыми материалами.

Считаю, что немаловажно придать процессу экспериментирования творческий характер. И сейчас я предлагаю вам окунуться в мир детства и приглашаю в сказку.

Приглашаю 4 человека (фокус группу).

(Звучит музыка из сказки. На столе стоит сундучок.)

Что же здесь стоит? (сундучок) Что же лежит в этом сундучке? Ой, а сундучок на замке, и чтобы его открыть нам нужен ключ. Посмотрите внимательно, - вы видите ключик? Да он в стакане с водой. Скажите, как можно достать ключ, не замочив рук? Правильно с помощью магнита.

Опыт № 1 «Достань ключ, не замочив рук» (используя магнит)

Оборудование: прозрачная емкость с водой (стакан), ключ, магнит.

Проведение: нужно прислонить магнит к стакану на уровне ключа. После того как ключ приблизится к стенке емкости, магнит нужно двигать вверх, ключ будет двигаться за магнитом, и его легко достать, не замочив рук.

Вывод: магнит притягивает металлические предметы, может притягивать через стенку предмета.

Давайте ласково обратимся к сундучку:

«Сундучок, сундучок, приоткрой нам свой бочок» (воспитатель открывает)

-Здесь живет сказка!

-А с кем мы туда отправимся, вы узнаете, если отгадаете мою загадку.

Загадка:

На одной лесной опушке,

Мишка спит зимой в избушке,

Но его привычный быт

Нарушает смех и визг.

Мяч в окно, компот разлит…

Кто скажите так шалит?

-Вы узнали героя этой сказки?

Это Маша из мультфильма «Маша и Медведь»

(Показ куклы Маши из сундучка, звучит музыка из мультфильма)

-Жила-была озорная – преозорная, любопытная – прелюбопытная маленькая девочка Маша. Всё ей хотелось узнать, и однажды Маша отправилась в путешествие в поисках приключений, напевала весёлые песенки, играла и вдруг она увидела неподалеку озеро.  

 - Маша увидела в этом озере красивые цветы.

На пруду большой цветок

С желтой сердцевинкой.

На воде растет, цветет

Белая кувшинка.

Ей было очень интересно. Она стала их разглядывать. О, чудо! Цветы раскрыли свои лепестки!

Давайте же и мы с вами понаблюдаем за этим явлением.

Опыт № 2 «Кувшинки»

Оборудование: цветы из белой и желтой бумаги с длинными лепестками, карандаш, тазик с водой.

Проведение: перед вами цветы бумажные с длинными лепестками. Возьмем карандаш и закрутим лепестки к серединке. А теперь опустим их на воду. Через минутку мы увидим, как кувшинка раскрывается.

-Давайте объясним, почему это происходит? (бумага намокает, становится тяжелее).

Вывод: бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.  Быстрее раскрываются цветы из тонкой бумаги, чем из плотной бумаги.

Маша полюбовалась цветами, и вдруг увидела рыбок. Они то появлялись на водной глади озера, то опускались на самое дно.

Опыт № 3 «Живые рыбки»

Оборудование: стакан со свежей газированной водой и пластилин.

Проведение: предлагаю понаблюдать за этим процессом. Наливаем газированную воду в стакан. Из пластилина делаем маленькие шарики- рыбки и опускаем в стакан. Наблюдаем. Что же происходит? Сначала рыбки всплывают, потом опускаются на дно. Как вы думаете, почему это происходит?

Вывод: Газы выталкивают рыбок. Газ выйдет, они опустятся, становятся тяжёлыми. Объяснение: газ удерживает предметы на воде.

Пластилин тяжелее воды и опускается на дно. Но на него тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что пластилин всплывёт, но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевший пластилин вновь опустится на дно. Здесь он снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не «выдохнется».

Маша понаблюдала за рыбками и решила пойти дальше. Вдруг подул сильный ветер, на небе появились тучки и пошёл дождь. Маша спряталась под дерево, чтобы не промокнуть. И стала думать, как и откуда идет дождь? Ей было очень интересно! 

Воспитатель: А вы знаете, что дождь бывает разный?

(поиграем в игру «Сколько знаем мы дождей?» пальчиковая игра)

Сколько знаем мы дождей

Сосчитаем по скорей.

Дождик с ветром,

Дождь с грозой,

Дождик с солнцем,

Дождик с рыжим листопадом,

Дождик с радугой – дугой,

Вот как много есть дождей,

Для растений и людей.

(загибаем пальцы на обеих руках поочередно)

-Давайте поможем Маше понять - как идет дождь?

Опыт № 4 «Дождевые облака»

Оборудование: пена для бритья, пипетка, окрашенная вода, банка с водой.

Проведение: В банке на 2/3 налита вода. Выдавим пену прямо на поверхность воды, чтобы она была похожа на кучевые облака. Теперь пипеткой на пену накапайте окрашенную воду.

-Что мы видим? (Цветная вода пройдет сквозь облака и продолжит свое путешествие)

-Какой вывод можно сделать? (Вода накапливается в облаках, а потом проливается на землю)

Дождик закончился, выглянуло солнышко и на небе появилась радуга. И я  вам предлагаю сделать радугу.

Опыт № 5 «Радуга в стакане»

Оборудование: 4 стакана, сахар, краска, шприц.

Проведение:

1. Расположим стаканы в ряд. В каждый из них добавляем разное количество сахара: в 1-й – 1 ст. л. сахара, во 2-й – 2 ст. л., в 3-й – 3 ст. л., в 4-й – 4 ст. л.

2.  В четыре стакана, выставленные в ряд, наливаем по 3 ст. ложки воды, лучше теплой, и перемешиваем. Пятый стакан остается пустым. Кстати, сахар растает в первых двух стаканах, а в остальных – нет.

3. Затем при помощи чайной ложки в каждый стакан добавляем краски и перемешиваем. В 1-й – красной, во 2-й – желтой, в 3-й – зеленой, в 4-й – синей.

4.Теперь самое интересное. В чистый стакан при помощи шприца без иглы начинаем добавлять содержимое стаканов, начиная с 4-го, где сахара больше всего, и по порядку – в обратном отсчете. Стараемся лить по краю стенки стакана.

5. В стакане образуется 4 разноцветных слоя – самый нижний синий, затем зеленый, желтый и красный. Они не перемешиваются. И получилось такое полосатое «желе», яркое и красивое. Получилась радуга в стакане.

Вывод: В чем же секрет этого опыта для детей? Концентрация сахара в каждой окрашенной жидкости была разной. Чем больше сахара, тем выше плотность воды, тем она «тяжелее» и тем ниже этот слой будет в стакане. Жидкость красного цвета с наименьшим содержанием сахара, а соответственно с наименьшей плотностью, окажется на самом верху, а с наибольшим – синяя – внизу.

Стало темнеть и Маше пора вернуться домой. Маше так понравилось гулять и познавать этот огромный и интересный окружающий мир.

Мы чудесно погуляли,

Много нового узнали,

Но прощаться нам пора

До свидания друзья!

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму».

Усваивается всё прочно и надолго тогда, когда ребенок слышит, видит и делает сам.

Я благодарю группу за продуктивную работу. Надеюсь, что в рамках мастер- класса вы получили определенные представления об эффективности опытно- экспериментальной деятельности, и что мой мастер-класс пробудил в вас желание творческого поиска, вызвал интерес к данной теме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста с использованием игр на прогулке

В ланном материале даны рекомендации и описаны игры в которые могут играть родители с детьми на прогулке для развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста....

Описание педагогического опыта воспитателя МБДОУ №2 «Дюймовочка» Дёминой Надежды Юрьевны По теме « Организация познавательно - исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста»

Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире - важнейшие черты детского поведения. Ребенок рождается исследователем - это его естественно...

МЕТОДИКА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

МДОУ «Детский сад комбинированного  вида №103»Заводского района г.Саратова            МЕТОДИКА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕ...

Использование метода проектов в познавательно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста.

В презентации раскрываются теоретические положения об эффективности использования проектной технологии в познавательно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста. ...

Статья: Использование технологии исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста.

Статья: Использование технологии исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста.Потребность ребенка познавать окружающий мир каждый день заложено в него генетически, каждый день он имеет...

Использование модульной цифровой лаборатории" Наураша в стране Наурандии" в исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста.

Цель : вызвать у детей интерес к экспериментально-исследовательской  деятельности с помощью внедрения в практику экологического воспитания инновационных  технологий – цифровой лаб...