Мастер-класс «Познавательно – исследовательская деятельность с детьми дошкольного возраста с использованием сказки».
занимательные факты
• Опыты и эксперименты способствуют формированию у детей познавательного интереса.
• развитию наблюдательности, мыслительной деятельности.
• творческих способностей, ребёнок учится анализировать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
• расширению кругозора детей.
• поддержанию у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.
• обогащению словарного запаса.
• воспитанию у дошкольников гуманно-ценностного отношения к окружающей действительности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_novyy.docx | 25.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 65» Энгельсского муниципального района
Саратовской области
Мастер-класс
«Познавательно – исследовательская деятельность с детьми дошкольного возраста с использованием сказки».
Составил воспитатель:
Сидоренко Светлана Викторовна
Энгельс 2024
Добрый день уважаемые коллеги. Мой мастер — класс посвящён теме: «Познавательно – исследовательская деятельность с детьми дошкольного возраста с использованием сказки».
Нашу встречу мне хочется начать с таких слов:
Любознательные дети всё желают знать на свете!
Почему на небе тучки? Почему ежи колючи?
Почему снежинка тает, до ладошки долетая?
Почему звезда упала? Почему я знаю мало?
Видно, надо не лениться, а учиться и учиться.
Уважаемые, коллеги, давайте для начала вспомним какую роль, играет экспериментирование в развитии ребёнка-дошкольника?
• Опыты и эксперименты способствуют формированию у детей познавательного интереса.
• развитию наблюдательности, мыслительной деятельности.
• творческих способностей, ребёнок учится анализировать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
• расширению кругозора детей.
• поддержанию у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.
• обогащению словарного запаса.
• воспитанию у дошкольников гуманно-ценностного отношения к окружающей действительности.
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой, является ведущим видом деятельности.
Сегодня я хочу в форме сказки показать вам некоторые виды экспериментирования с разными материалами, а так же, как при помощи совместной деятельности найти ответы на многие детские вопросы.
Один очень важный совет: не торопитесь давать малышу готовые ответы, пусть он сам подумает о причинах того или иного явления. Конечно, не каждый ребёнок сможет ответить на вопрос, дайте ему время. Не спешите, задавайте наводящие вопросы, подводите его к тому, чтобы «открытие» сделал сам. Думаю, что педагоги, использующие экспериментирование в своей работе, найдут для себя что-то новое, а начинающие – поймут, насколько это интересное и увлекательное занятие. В ходе проведения мастер класса будут продемонстрированы опыты с некоторыми материалами.
Считаю, что немаловажно придать процессу экспериментирования творческий характер. И сейчас я предлагаю вам окунуться в мир детства и приглашаю в сказку.
Приглашаю 4 человека (фокус группу).
(Звучит музыка из сказки. На столе стоит сундучок.)
Что же здесь стоит? (сундучок) Что же лежит в этом сундучке? Ой, а сундучок на замке, и чтобы его открыть нам нужен ключ. Посмотрите внимательно, - вы видите ключик? Да он в стакане с водой. Скажите, как можно достать ключ, не замочив рук? Правильно с помощью магнита.
Опыт № 1 «Достань ключ, не замочив рук» (используя магнит)
Оборудование: прозрачная емкость с водой (стакан), ключ, магнит.
Проведение: нужно прислонить магнит к стакану на уровне ключа. После того как ключ приблизится к стенке емкости, магнит нужно двигать вверх, ключ будет двигаться за магнитом, и его легко достать, не замочив рук.
Вывод: магнит притягивает металлические предметы, может притягивать через стенку предмета.
Давайте ласково обратимся к сундучку:
«Сундучок, сундучок, приоткрой нам свой бочок» (воспитатель открывает)
-Здесь живет сказка!
-А с кем мы туда отправимся, вы узнаете, если отгадаете мою загадку.
Загадка:
На одной лесной опушке,
Мишка спит зимой в избушке,
Но его привычный быт
Нарушает смех и визг.
Мяч в окно, компот разлит…
Кто скажите так шалит?
-Вы узнали героя этой сказки?
Это Маша из мультфильма «Маша и Медведь»
(Показ куклы Маши из сундучка, звучит музыка из мультфильма)
-Жила-была озорная – преозорная, любопытная – прелюбопытная маленькая девочка Маша. Всё ей хотелось узнать, и однажды Маша отправилась в путешествие в поисках приключений, напевала весёлые песенки, играла и вдруг она увидела неподалеку озеро.
- Маша увидела в этом озере красивые цветы.
На пруду большой цветок
С желтой сердцевинкой.
На воде растет, цветет
Белая кувшинка.
Ей было очень интересно. Она стала их разглядывать. О, чудо! Цветы раскрыли свои лепестки!
Давайте же и мы с вами понаблюдаем за этим явлением.
Опыт № 2 «Кувшинки»
Оборудование: цветы из белой и желтой бумаги с длинными лепестками, карандаш, тазик с водой.
Проведение: перед вами цветы бумажные с длинными лепестками. Возьмем карандаш и закрутим лепестки к серединке. А теперь опустим их на воду. Через минутку мы увидим, как кувшинка раскрывается.
-Давайте объясним, почему это происходит? (бумага намокает, становится тяжелее).
Вывод: бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются. Быстрее раскрываются цветы из тонкой бумаги, чем из плотной бумаги.
Маша полюбовалась цветами, и вдруг увидела рыбок. Они то появлялись на водной глади озера, то опускались на самое дно.
Опыт № 3 «Живые рыбки»
Оборудование: стакан со свежей газированной водой и пластилин.
Проведение: предлагаю понаблюдать за этим процессом. Наливаем газированную воду в стакан. Из пластилина делаем маленькие шарики- рыбки и опускаем в стакан. Наблюдаем. Что же происходит? Сначала рыбки всплывают, потом опускаются на дно. Как вы думаете, почему это происходит?
Вывод: Газы выталкивают рыбок. Газ выйдет, они опустятся, становятся тяжёлыми. Объяснение: газ удерживает предметы на воде.
Пластилин тяжелее воды и опускается на дно. Но на него тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что пластилин всплывёт, но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевший пластилин вновь опустится на дно. Здесь он снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не «выдохнется».
Маша понаблюдала за рыбками и решила пойти дальше. Вдруг подул сильный ветер, на небе появились тучки и пошёл дождь. Маша спряталась под дерево, чтобы не промокнуть. И стала думать, как и откуда идет дождь? Ей было очень интересно!
Воспитатель: А вы знаете, что дождь бывает разный?
(поиграем в игру «Сколько знаем мы дождей?» пальчиковая игра)
Сколько знаем мы дождей
Сосчитаем по скорей.
Дождик с ветром,
Дождь с грозой,
Дождик с солнцем,
Дождик с рыжим листопадом,
Дождик с радугой – дугой,
Вот как много есть дождей,
Для растений и людей.
(загибаем пальцы на обеих руках поочередно)
-Давайте поможем Маше понять - как идет дождь?
Опыт № 4 «Дождевые облака»
Оборудование: пена для бритья, пипетка, окрашенная вода, банка с водой.
Проведение: В банке на 2/3 налита вода. Выдавим пену прямо на поверхность воды, чтобы она была похожа на кучевые облака. Теперь пипеткой на пену накапайте окрашенную воду.
-Что мы видим? (Цветная вода пройдет сквозь облака и продолжит свое путешествие)
-Какой вывод можно сделать? (Вода накапливается в облаках, а потом проливается на землю)
Дождик закончился, выглянуло солнышко и на небе появилась радуга. И я вам предлагаю сделать радугу.
Опыт № 5 «Радуга в стакане»
Оборудование: 4 стакана, сахар, краска, шприц.
Проведение:
1. Расположим стаканы в ряд. В каждый из них добавляем разное количество сахара: в 1-й – 1 ст. л. сахара, во 2-й – 2 ст. л., в 3-й – 3 ст. л., в 4-й – 4 ст. л.
2. В четыре стакана, выставленные в ряд, наливаем по 3 ст. ложки воды, лучше теплой, и перемешиваем. Пятый стакан остается пустым. Кстати, сахар растает в первых двух стаканах, а в остальных – нет.
3. Затем при помощи чайной ложки в каждый стакан добавляем краски и перемешиваем. В 1-й – красной, во 2-й – желтой, в 3-й – зеленой, в 4-й – синей.
4.Теперь самое интересное. В чистый стакан при помощи шприца без иглы начинаем добавлять содержимое стаканов, начиная с 4-го, где сахара больше всего, и по порядку – в обратном отсчете. Стараемся лить по краю стенки стакана.
5. В стакане образуется 4 разноцветных слоя – самый нижний синий, затем зеленый, желтый и красный. Они не перемешиваются. И получилось такое полосатое «желе», яркое и красивое. Получилась радуга в стакане.
Вывод: В чем же секрет этого опыта для детей? Концентрация сахара в каждой окрашенной жидкости была разной. Чем больше сахара, тем выше плотность воды, тем она «тяжелее» и тем ниже этот слой будет в стакане. Жидкость красного цвета с наименьшим содержанием сахара, а соответственно с наименьшей плотностью, окажется на самом верху, а с наибольшим – синяя – внизу.
Стало темнеть и Маше пора вернуться домой. Маше так понравилось гулять и познавать этот огромный и интересный окружающий мир.
Мы чудесно погуляли,
Много нового узнали,
Но прощаться нам пора
До свидания друзья!
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму».
Усваивается всё прочно и надолго тогда, когда ребенок слышит, видит и делает сам.
Я благодарю группу за продуктивную работу. Надеюсь, что в рамках мастер- класса вы получили определенные представления об эффективности опытно- экспериментальной деятельности, и что мой мастер-класс пробудил в вас желание творческого поиска, вызвал интерес к данной теме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста с использованием игр на прогулке
В ланном материале даны рекомендации и описаны игры в которые могут играть родители с детьми на прогулке для развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста....
Описание педагогического опыта воспитателя МБДОУ №2 «Дюймовочка» Дёминой Надежды Юрьевны По теме « Организация познавательно - исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста»
Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире - важнейшие черты детского поведения. Ребенок рождается исследователем - это его естественно...
МЕТОДИКА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
МДОУ «Детский сад комбинированного вида №103»Заводского района г.Саратова МЕТОДИКА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕ...
Консультация для воспитателей «Организация познавательно- исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста. Организация самостоятельной поисковой деятельности дошкольников».
Как правильно организовать поисковую деятельностьдошкольников....
Использование метода проектов в познавательно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста.
В презентации раскрываются теоретические положения об эффективности использования проектной технологии в познавательно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста. ...
Статья: Использование технологии исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста.
Статья: Использование технологии исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста.Потребность ребенка познавать окружающий мир каждый день заложено в него генетически, каждый день он имеет...
Использование модульной цифровой лаборатории" Наураша в стране Наурандии" в исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста.
Цель : вызвать у детей интерес к экспериментально-исследовательской деятельности с помощью внедрения в практику экологического воспитания инновационных технологий – цифровой лаб...