Описание педагогического опыта воспитателя МБДОУ №2 «Дюймовочка» Дёминой Надежды Юрьевны По теме « Организация познавательно - исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире - важнейшие черты детского поведения. Ребенок рождается исследователем - это его естественное состояние. Внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение ребенка и создает условие для того, чтобы психическое развитие ребенка разворачивалось как процесс саморазвития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opisanie_opyta.docx | 74.5 КБ |
zanyatie_na_konkurs.docx | 57.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Описание педагогического опыта воспитателя
МБДОУ №2 «Дюймовочка»
Дёминой Надежды Юрьевны
По теме « Организация познавательно - исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста»
«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,
приобретают способность сами ставить
вопросы и получать на них фактические ответы,
оказываясь на более высоком умственном
и нравственном уровне в сравнении с теми,
кто такой школы не прошел»
Актуальность и проблематика. Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире - важнейшие черты детского поведения. Ребенок рождается исследователем - это его естественное состояние. Внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение ребенка и создает условие для того, чтобы психическое развитие ребенка разворачивалось как процесс саморазвития.
Наша задача, задача педагогов – не пресекать исследовательскую, познавательную активность детей, а наоборот, помогать ее развитию.
Это требует пересмотра технологий образования дошкольников, ориентируя нас педагогов, на использование в своей деятельности более эффективные формы и методы, позволяющие строить педагогический процесс на основе развивающего обучения с учетом значимых для развития дошкольников видах детской деятельности. С утверждением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к требованиям основной общеобразовательной программы дошкольного образования данная деятельность дошкольников вышла на новый этап развития. В целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования прописано:
- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
- склонен наблюдать, экспериментировать;
- ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Дошкольный возраст – сензитивный период для развития познавательных потребностей, поэтому очень важно своевременное стимулирование познавательных процессов и развитие их во всех сферах деятельности детей. Интерес к познанию выступает как залог успешного обучения и эффективности образовательной деятельности в целом. Познавательный интерес объемлет все три традиционно выделяемые в дидактике функции процесса обучения: обучающую, развивающую, воспитательную.
В Федеральном законе «Об образовании» указывается на то, чтобы каждый ребенок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу. Учитывая тенденцию модернизации дошкольного образования, приоритетным направлением в деятельности ДОУ является активизация познавательных интересов и формирование навыков исследовательской деятельности детей дошкольного возраста.
Проблема повышения познавательной активности детей существует в современной действительности и поэтому актуальность этой темы очевидна.
В связи с этим и представляет особый интерес детское экспериментирование и его активное внедрение в практику работы дошкольного учреждения.
Учитывая:
• тенденцию модернизации дошкольного образования;
• недостаточность методических разработок в плане осуществления деятельного подхода к детскому экспериментированию;
• противоречие между огромным исследовательским потенциалом и бессистемным его использованием в процессе развития и обучения дошкольников, актуальной становится разработка системы по осуществлению деятельного подхода к проблеме детского экспериментирования.
Исходя из актуальности данного направления детской деятельности понимая, какое значение имеет детское экспериментирование в развитии интеллектуальных способностей, стремясь создать условия для исследовательской активности ребенка, я пришла к идее разработки инновационного опыта, целью которого является создание комплексной системы, направленной на развитие познавательной активности ребенка через организацию познавательно - исследовательской деятельности.
Новизна данного опыта, комплексное использования элементов ранее известных и современных методик познавательно – исследовательской деятельности при организации работы с детьми.
Задачи, решаемые в процессе познавательно-исследовательской деятельности:
- формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления,то есть способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
- развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств(эталонов , символов, условных заместителей, моделей);
- расширение перспектив развития познавательно-исследовательской деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
- поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.
Фундаментом при разработке системы работы по организации познавательно – исследовательской деятельности лежат научные исследования Л.А. Парамоновой, О.В.Дыбиной, Н.Н.Подьякова, А.Л.Венгер в основе их работ лежит деятельный подход. Разработчики отмечают, что деятельность развивается от возраста к возрасту, меняется ее содержание форма.
С ростом и развитием ребенка его познавательная активность все больше тяготеет к деятельному характеру познавательной деятельности. В дошкольном возрасте познавательная деятельность ребенка осуществляется совместно с практической, т.е. у детей формируется практико-познавательная деятельность, которую я стараюсь развивать, совершенствовать в условиях своей группы, используя разнообразные формы и методы.
Совместная познавательно - исследовательская деятельность взрослых и детей и самостоятельная детская деятельность организуется мной в разных формах:
− сюжетно-ролевая игра;
− рассматривание;
− наблюдение;
− беседа;
− экскурсии;
− конструирование;
− экспериментирование;
− исследовательская деятельность;
− коллекционирование;
− развлечения, викторины, конкурсы.
Каждая из этих форм имеет определенную логику построения и развития, различную временную продолжительность и содержательную составляющую, постоянное усложнение и вариативность организации. Все это в первую очередь связано с возрастом воспитанников и их индивидуальным темпом познавательного развития.
В сюжетно-ролевой игре отражаются впечатления детей о непосредственно воспринимаемой окружающей действительности, осуществляется актуализация происходящих явлений и событий. Иными словами, в процессе игры ребенок систематизирует информацию, упорядочивает, расширяет и закрепляет ее. Содержание творческих игр отражает направленность детского познания.
Рассматривание представляет собой целенаправленное и мотивированное восприятие ребенком наглядных средств: картин, иллюстраций, рисунков, слайдов и т.д.; позволяет формировать у детей наглядные образы знакомых и незнакомых предметов, тех, которые дети не могут непосредственно воспринимать в жизненных ситуациях.
Наблюдение представляет собой целенаправленное восприятие предметов или явлений окружающего, обогащает представление ребёнка, направляет мыслительную деятельность, способствует совершенствованию познавательных психических процессов (восприятия, воображения, памяти, мышления, речи).
Беседа – форма организации познавательной деятельности, в которой через диалогическое общение расширяются, уточняются и систематизируются представления ребенка о предметах и явлениях окружающего, актуализируется личный опыт.
Экскурсия как форма организации познавательной деятельности предоставляет возможность знакомить детей в естественной обстановке с многообразием окружающего мира, видеть взаимосвязи его объектов и явлений, наблюдать причинно-следственные зависимости, развивает любознательность и расширяет познавательные интересы. Конструирование относится к продуктивным видам деятельности, в результате которой ребенок получает определенный продукт. При этом в конструировании заложено познавательное начало: ребенок познает форму, величину, цвет, пространственные отношения, особенности различных материалов.
Коллекционирование – форма познавательной активности дошкольника, в основе которой лежит целенаправленное собирание чего-либо, имеющего определенную ценность для ребенка. Коллекционирование поддерживает индивидуальные познавательные предпочтения детей.
Экспериментирование – форма поисковой познавательно-исследовательской деятельности, направленной на преобразование вещей или ускорение процессов, происходящих с ними. У детей развиваются наблюдательность, элементарные аналитические умения, стремление сравнивать, сопоставлять, делать выводы.
Исследовательская деятельность как особая форма познавательно-исследовательской деятельности направлена на освоение ребенком способов реализации познавательных инициатив. Исследовательская деятельность расширяет представления ребенка об окружающем, связывая их в целостную картину мира.
Развлечения, викторины, конкурсы я рассматриваю как своеобразные формы познавательной деятельности с использование информационно-развлекательного содержания, в которых предполагается посильное участие детей. Возможность проявить находчивость, сообразительность и смекалку, признание собственных успехов придают ценность тому, чем дети овладели в других формах познавательной деятельности. Использование перечисленных форм работы с детьми позволяет мне гибко строить целостный воспитательно-образовательный процесс в группе.
Планирование воспитательно – образовательного процесса определяет его последовательность.
Составление тематического плана – это одно из условий эффективной работы с детьми.
Мой тематический план составлен для детей дошкольного возраста с учетом интеграции образовательных областей. Прослеживается централизация тем, темы реализуются через разнообразные виды детской деятельности с интеграцией в содержании нескольких образовательных областей и с использованием адекватных возрасту форм работы с детьми (игра, наблюдение, экскурсия, беседа и т.д.). Темы помогают организовать информацию оптимальным способом, у детей появляется больше возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления. Введение похожих тем в разных возрастных группах обеспечивает достижения единства образовательных целей и преемственности в детском развитии на протяжении всего дошкольного возраста. Согласно утвержденного федерального государственного образовательного стандартам планирование образовательного процесса должно основываться на комплексно - тематическом планировании. При разработке и составлении тематического плана мной учитывались возрастные особенности детей, программные требования и самое главное интересы детей.
Планирование и организация работы идет по трем взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представлено несколькими темами:
1.Живая природа (характерные особенности сезонных и разных природно-климатических зонах, многообразие живых организмов как приспособление к окружающей среде и другое.)
2. Неживая природа (воздух, вода, почва, электричество, звук, вес, свет, цвет и другое.)
3. Человек (функционирование организма; рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразование предметов и другое.) Все темы усложняются по содержанию, задачам, способам их реализации.
При организации работы с детьми я не забываю о ведущих принципах развития дошкольников которые помогают мне продуктивно организовывать познавательно – исследовательскую деятельность:
Принцип психологической комфортности – заключается в снятии стрессовых факторов;
Принцип природосообразности – развитие в соответствии с природой ребёнка, его здоровьем, психической и физической конституций, его способностями и склонностями, индивидуальными особенностями, восприятием;
Принцип дифференцированного подхода – решаются задачи эффективной психологической помощи воспитанникам в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников;
Принцип деятельности – включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции;
Принцип творчества – максимальная ориентация на творческое начало в игровой и продуктивной деятельности дошкольников, приобретение им собственного опыта творческой деятельности;
Принцип интеграции – интегративность всех процессов, реализующихся в образовательном пространстве (обучение и воспитание, развитие и саморазвитие, природная и социальная сфера ребёнка, детская и взрослая субкультура).
Одно из главных условий успешной организации познавательно-исследовательской деятельности это создание предметно-развивающей среды в группе. Предметная среда, окружающая ребенка, в значительной степени определяет направленность его деятельности, так как предметы зачастую побуждают детей начать действовать с ними, и определяет характер из действий. Поэтому предметная среда должна быть развивающей. Вместе с тем поведение воспитателя также составляет элемент развивающей среды, поскольку от него в значительной степени зависит, какие поведенческие стратегии будут выбирать, и реализовывать дети; будет их деятельность носить преимущественно исследовательский и творческий характер или характер воспроизводящий. В моей группе создан уголок экспериментирования. Дети работают в уголке не только в процессе специально организованной деятельности, но и практикуют индивидуально исследовательскую практику. Моя задача состоит в том, чтобы по максимуму помочь, ребенку в организации его опытно исследовательской деятельности.
При оборудовании уголка экспериментирования я учитывала следующие требования: безопасность, мобильность, достаточность материала, доступность, также материал, находящийся в уголке экспериментирования должен соответствовать среднему уровню развития ребенка, но необходимо иметь материалы и оборудование для проведения более сложных экспериментов, рассчитанных на одаренных детей и детей с высоким уровнем развития.
Моими первыми помощниками в решении задач по поисково-исследовательской деятельности являются родители. Ребенок и дома продолжает быть исследователем, родители не все и не всегда могут помочь своим детям. В помощь родителям я подобрала практический демонстрационный материал, при помощи которого родители могут самостоятельно дома вмести с детьми экспериментировать и проводить опыты.
Анализируя все вышесказанное можно сделать вывод, что специально организованная познавательно - исследовательская деятельность позволяет нашим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогу сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность.
Хотелось бы, чтобы все следовали мудрому совету В.А. Сухомлинского: « Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, что бы ребенку захотелось еще раз возвратиться ».
Используемая литература:
1. Н.Н.Поддьяков. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект.- Волгоград: Перемена, 1995.-48с.
2. Н.Н.Поддьяков. Особенности психического развития детей дошкольного возраста. М.: 1996.-32с.
3. О.В.Дыбина. Неизведанное рядом. ООО ТЦ Сфера, 2010.-192с.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. ПРИКАЗ №1155 от 17 октября 2013г. МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДИРАЦИИ.
5.Л.А. Парамоновой . Развивающие занятия с детьми. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2010г.
6. Е.В.Волкова, С.Л. Микерин. Играем в ученых. Новосибирск: Сиб. унив.изд-во,2008.-256с.
7. Генезис сенсорных способностей М.: Педагогика , 1976. - 256 с. . / Под редакцией Л.А. Венгера
8. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста М.: Просвещение ,1989.- 127 С Под редакцией Л.А. Венгера
9. Программа «Одаренный ребенок» М.: Новая школа , 1995. – 64 с. Под редакцией Л.А. Венгера
10. Угадай, как нас зовут: Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста М.: Просвещение , 1994.—96 с. 2-е изд Под редакцией Л.А. Венгер
Приложение
Тематическое планирование познавательно – исследовательской деятельности для детей дошкольного возраста.
Перспективный план познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе.
месяц | Познавательно – исследовательская деятельности | Формы работы | Задачи исследования | Интегрируемые образовательные области | Материал | ||
сентябрь | Может ли растение дышать? (исследование + опыт) | Наблюдение Моделирование Проблемная ситуация Беседа | Выявить потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растений. Определить, что все части растений участвуют в дыхании. | Познание Коммуникация | Комнатное растение, трубочки для коктейля, вазелин, лупа, прозрачная емкость с водой, лист на длинном стебельке. | ||
сентябрь | Для чего корешки? (опыт) | Моделирование Наблюдение Рисование Беседа | Доказать, что корешок растения всасывает воду; уточнить функцию корней растений; установить взаимосвязь строения и функции растения. | Познание Коммуникация Художественное творчество | Комнатное растение, трубочки для коктейля, вазелин, лупа, карандаши, бумага. | ||
октябрь | Как устроены перья у птиц? (исследование) | Рассматривание Моделирование Обсуждение Беседа. | Установить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме. | Познание Коммуникация | Перья куриные, гусиные, лупы, «замок – молния», свеча, волос, пинцет. | ||
октябрь | Почва. (опыты) | Проблемная ситуация Наблюдение Беседа Опыт | Выяснить, что есть в почве для жизни живых организмов (воздух, вода, органические остатки). | Познание Коммуникация | Почвы, спиртовка, металлическая тарелка. Стекло или зеркало, емкость с водой. | ||
ноябрь | Кто чистит аквариум? (исследование) | Проблемная ситуация Рассматривание Наблюдение | Выявить взаимосвязь в живой природе экосистемы «пруд». | Познание Коммуникация | Аквариум со «старой» водой, моллюски, лупы, кусок белой ткани. | ||
ноябрь | Упрямый воздух. (опыты) | Рассматривание Беседа Опыт | Обнаружить, что воздух при сжатии занимает меньше места; сжатый воздух обладает силой, может двигать предметы. | Познание Коммуникация | Шприцы, емкость с водой (подкрашенной) | ||
декабрь | «Сухой из воды». (опыты) | Моделирование Наблюдение Выдвижение гипотез Опыт | Определить, что воздух занимает место. | Познание Коммуникация | Емкость с водой, стакан с прикрепленной на дне салфеткой, деревянные бруски с флажками. | ||
декабрь | Сравнить жизнь диких и домашних животных. (исследование) | Чтение литературы, проблемные ситуации. Рассматривание и обсуждение иллюстраций | Уточнить с детьми признаки домашних и диких животных; Доказать, что домашние животные отличаются от диких. | Познание Коммуникация | Видеофильмы, энциклопедии. | ||
январь | Волшебница вода. (опыты) | Моделирование Рассматривание Беседа Опыт | Сравнить свойства воды, льда, снега, выявить особенности их взаимодействия. Выявить процесс испарения воды. Познакомиться с процессом конденсации. | Познание Коммуникация Социализация | Емкости с одинаковым количеством обычной и соленой воды, молоком, соком, растительным маслом, схемы. | ||
февраль | Почему первые птицы не летали? (исследование) | Проблемная ситуация Чтение энциклопедий Рассматривание иллюстраций Опыт Рисование | Выявить особенности строения птиц, помогающие им держаться в воздухе. | Познание Коммуникация, Художественное творчество Социализация | Модели крыльев, грузы разного веса, перо птицы, лупы, бумага, картон, тонкая бумага. | ||
февраль | Свойства воды. (опыты) | Наблюдение Моделирование Рассматривание Проблемная ситуация | Сравнить свойства воды, льда, снега. Выявить особенности их взаимодействия. | Познание Коммуникация | Емкости со снегом, водой, льдом. | ||
март | Как появились моря и материки. (исследование) | Проблемная ситуация Опыт Создание макета Рисование | Объяснять происходящие на планете изменения с использованием полученных знаний. | Познание Коммуникация Социализация Художественное творчество | Емкость с почвой, камешки, вода. Карандаши, бумага. | ||
март | Мы – фокусники. (опыты) | Проблемная ситуация Выдвижение гипотез Опыт Наблюдение Игровые ситуации | Выявить свойства магнита; прохождение магнитных сил через различные материалы и вещества. | Познание коммуникация | Пластмассовая тарелка, фанера, картон, ткань, бумага, стаканы с водой, магнит; мелкие реагирующие на магнит предметы; емкость с песком и мелкими металлическими предметами. | ||
апрель | «Вершки – корешки» (опыт) | Моделирование Опыт Наблюдения | Выяснить, что раньше появляется из семени. | Познание Коммуникация Художественное творчество | Бобы (горох, фасоль), влажная ткань (бумажные салфетки). Прозрачные емкости, зарисовка с использованием символов строения растения. | ||
апрель | Опыление растений. (исследование) | Моделирование Рассматривание иллюстраций Рисование | Выявить, как происходит процесс опыления у растений. | Познание Коммуникация Художественное творчество | Ватные шарики, порошок краситель двух цветов, макеты цветов, коллекция насекомых, лупы. Карандаши, бумага. | ||
май |
| Итоговые мероприятия по содержании тематического плана |
|
Перспективный план познавательно – исследовательской деятельности в подготовительной группе.
месяц | Познавательно – исследовательская деятельности | Формы работы | Задачи исследования | Интегрируемые образовательные области | Материал |
сентябрь | Куда тянутся корни? (исследование + опыт) | Проблемная ситуация Наблюдение Рассматривание Беседа | Установить связь видоизменений частей растения с выполняемыми ими функциями и факторами внешней среды. | Познание Коммуникация | Два растения в горшках с поддоном, модель зависимости растений от факторов внешней среды. |
сентябрь | Какие корни у растений тундры? (опыты) | Моделирование Опыт Наблюдение Рисование | Понимать взаимосвязь строения корней с особенностями почвы в тундре. | Познание Коммуникация Художественное творчество | Пророщенные бобы, влажная ткань, термометр, вата в высокой прозрачной емкости. Листы белой бумаги, карандаши. |
октябрь | Как появились острова, материки. (исследование) | Моделирование Проблемная ситуация Наблюдение Опыт | Объяснить происходящее на планете изменения с использованием полученных знаний | Познание Коммуникация Социализация | Емкость с почвой, камешками, залитая водой |
октябрь | Изобретаем прибор для вскапывания почвы. (исследование) | Проблемная ситуация, Рассматривание Беседа Моделирование | Уметь самостоятельно находить новые решения при выполнении задания с поставленным условием; проявлять устойчивое стремление преобразовывать предмет. | Познание Коммуникация Социализация Художественное творчество | Иллюстрации с изображением орудий труда для обработки почвы, карандаши, краски, альбомные листы, фломастеры. |
ноябрь | «Растущие малютки» (исследование) | Моделирование Наблюдение Рисование Экспериментирование | Выяснить, что в продуктах есть мельчайшие живые организмы. Установить, что для роста мельчайших живых организмов (грибков) нужны определенные условия. | Познание Коммуникация Социализация Художественное творчество | Емкости с крышкой, молоко, полиэтиленовый пакет, ломтики хлеба, пипетка, лупы. Карандаши, тетради. |
ноябрь | Свечка в банке. (опыт) | Проблемная ситуация Опыт Наблюдение | Выявить, что при горении изменяется состав воздуха (кислорода становится меньше), что для горения нужен кислород. Познакомиться со способами тушения пожара. | Познание Коммуникация Социализация | Свеча, банка, бутылка с обрезным дном. |
декабрь | Почему в пустыне у животных окрас светлее, чем в лесу? (исследование) | Опыт Моделирование Проблемные ситуации Создание макета «Пустыня» | Понимать и объяснять зависимость внешнего вида животного от факторов неживой природы (природно – климатические зоны) | Познание Коммуникация Социализация | Ткань светлых и темных тонов, рукавички из драпа черного и светлого цвета. |
декабрь | Почемучкины вопросы. (опыты) | Моделирование Конструирование Опыт Беседа | Анализировать и делать выводы на основе знаний о свойствах воздуха: теплый воздух поднимается в верх, т. е. легче холодного, воздух плохо проводит тепло. | Познание Коммуникация | Папиросная бумага, подставка с иглой. |
январь | Фильтрование воды. (опыты) | Моделирование Проблемная ситуация Опыт | Познакомить с процессами очистки воды разными способами. | Познание Коммуникация Социализация | Промокательная бумага, воронка, тряпочка, речной песок, крахмал, емкости. |
февраль | Фильтрование воды. (опыты) | Моделирование Проблемная ситуация Опыт | Продолжать знакомить с процессами очистки воды путем фильтрования. | Познание Коммуникация Социализация | Промокательная бумага, воронка, тряпочка, речной песок, крахмал, емкости |
февраль | Зеленые витамины для птиц. (эксперимент) | Сюжетно – ролевая игра, труд в уголке природы (посадка), проблемные ситуации. | Систематизировать представления о птицах; Закрепить знания об особенностях зимующих птиц; Закрепить знания детей о росте растений, условиях для его роста. | Познание Коммуникация Социализация | Почва, ящик для рассады, семена разных трав, овса, лейка, палочки для рыхления земли. |
март | Почему растаяла избушка лисы? (опыт со льдом) | Игра – ситуация, моделирование, слушание музыки. | Закрепить свойства снега и льда, умение определять разные состояния воды, устанавливать причинно – следственные связи в явлениях окружающей жизни. | Познание Коммуникация Социализация | Домик из кусочков льда, лампа, иллюстрация к сказке, поддон. |
март | Земля – магнит (опыт) | Моделирование Игровая ситуация Проблемная ситуация Беседа | Выявить действие магнитных сил. | Познание Коммуникация Социализация | Гвозди по количеству детей, батарейки, проволока; иголки, тарелки с водой, растительное масло, магниты на каждого ребенка; металлические опилки, металлические скрепки. |
апрель | Почему в пустыне мало воды? (исследование) | Рассматривание карты Эксперимент Беседа | Объяснять некоторые особенности природно – климатических зон Земли. | Познание Коммуникация | Макет «Солнце – Земля», две воронки, прозрачные емкости, мерные емкости, песок, глина. |
апрель | Быстрые растения. (исследование) | Труд в уголке природы Наблюдение Беседа | Выявить приспособление некоторых растений к короткому, благоприятному для жизни периоду. | Познание Коммуникация Социализация | Луковицы тюльпанов, почва. |
май | Итоговые мероприятия по содержании тематического плана |
Предварительный просмотр:
по теме «Россия – наша родина» составила воспитатель МДОУ детский сад № 12
Чекулаева А.В.
Цель.
Формировать представление о России, как о родной стране.
Задачи.
-Образовательные задачи.
-Обогащать и углублять знания детей о стране.
-Систематизировать знания детей о символике государства, обобщить понятие Родина.
-Познакомить с новым государством – Франция.
-Развивающие задачи.
-Развивать познавательный интерес, коммуникативные навыки.
-Воспитательные задачи.
-Воспитывать чувство гордости за людей, живущих в России.
-Прививать уважение к традициям и обычаям своей Родины.
Материал:
-аудиокассеты «Гимн России», «Моя Россия» Струве, «На горе-то калина»;
-карта России;
-герб, флаг;
-конверт с письмом;
-детские работы по изобразительной деятельности;
-посылочная коробка;
-шар-«почтальон»;
-горсть земли.
Предварительная работа.
1. Разучивание пословиц и поговорок.
2. Дидактические, русские народные игры.
3. Беседы: «Волга – рекам Родины царица»
«Мы – россияне»
«Государственные символы России».
«Москва – столица нашей Родины».
4. Рассматривание альбомов, наборов открыток, иллюстраций.
5. Разгадывание загадок.
6. Занятия по изобразительной деятельности.
Ход занятия.
В. Ребята, сегодня утром к нам пришло письмо. Хотите узнать от кого оно и что в нем
написано?
(Воспитатель читает письмо).
Здравствуйте, дорогие ребята!
Мы живём во Франции в городе Париже. Париж – это столица Франции. Франция – это наша Родина, которой мы гордимся и очень любим. В Париже есть знаменитая Эйфелева башня, Триумфальная Арка, сказочный Дисней Лэнд . Мы посылаем вам, их фотографии. (Рассматриваем слайды). Но мы ничего не знаем о вашей Родине. Расскажите нам о ней, пожалуйста. Ждём ответа.
В. -Расскажем, ребята, о своей Родине?
Д. - Да, расскажем.
В. - Ребята, а как вы думаете, что такое Родина? Что это слово значит для вас? (Ответы детей.)
- Правильно, Родина – это место, где вы живёте, где живут ваши родители, друзья; город, в котором вы живёте; страна, в которой вы живёте.
Воспитатель читает стихотворение Е. Аксельрода «Наш дом».
На карте мира не найдёшь
Тот дом, в котором ты живёшь.
И даже улицы родной
Ты не найдёшь на карте той,
Но мы всегда с тобой найдём
Свою страну, наш общий дом.
- Ребята, а как называется наша страна? (Россия, Российская Федерация)
Посмотрите какую огромную территорию, занимает наша она. Когда на востоке страны восходит солнце, на западе уже глубокая ночь. На севере страны холод и стужа, на юге-солнце и жара. (Рассматривание карты России.)
Словесная игра «Я начну, а вы продолжите»:
Наша страна называется … (Россия).
Наша страна очень … (большая, огромная).
В ней много … (рек, озёр, животных, лесов, городов).
Люди, которые живут в нашей стране, называются … (россияне).
В. –Мы с вами Россияне, а тех, кто живёт во Франции, как называют?
Д. – Во Франции живут Французы.
В. -Столица Франции – Париж, а какой главный город России?
Д. – Главный город России Москва. (показ)
В. -На каком языке мы с вами говорим?
Д. – Мы говорим на русском языке.
В. -На каком языке говорят французы?
Д. – Французы говорят на французском языке.
В. - Наша страна великая, сильная и красивая. Но страна – это не только леса, поля, реки и города. Страна – это прежде всего люди, которые в ней живут. Мы с вами россияне. Наша страна сильна дружбой разных народов, её населяющих.
В.- Люди каких национальностей живут в нашей стране?
Д. - Русские, чуваши, башкиры, татары, чукчи, орочи, мордва, марийцы, удмурты, калмыки др.
В.- Каждый народ говорит на своём языке, имеет свою историю, культуру, традиции. Что такое народные традиции? (Ответы детей.)
Д.- Это то, что передаётся из поколения в поколение. Например, народные праздники, свадебные традиции. У каждого народа есть свои праздники, связанные со сменой времени года, началом или окончанием сельскохозяйственных работ.
- Какие русские народные праздники вы знаете? (Масленица, Рождество, Пасха и др.)
- А у татарского народа есть праздник Сабантуй – это праздник окончания посевных работ. Якуты в конце весны отмечают праздник кумыса. Кто знает, что такое кумыс?
Д. (Напиток, приготовленный из кобыльева молока.)
В.- Коряки в конце декабря отмечают праздник возвращения солнца. А у хантов и орочей самый любимый праздник – это медвежий праздник. Как вы думаете, что это за праздник?
Д. – Этот праздник посвящён медведю.
- У каждого народа свои народные традиции. Но это не делает один народ хуже или лучше другого, наоборот, культура разных народов делает богатой и разнообразной культуру России. Каждый народ по капле вносит свой вклад в сокровищницу культуры и истории нашего государства. У каждого народа свои песни, сказки, национальные костюмы. (Рассматривание иллюстраций с изображением людей в национальных костюмах.)
В. - Посмотрите на русский национальный костюм.
Как одеты женщина и мужчина?
Д. – Нарядный сарафан, рубашка, кокошник - у женщины. Кафтан, шапка, штаны - у мужчины.
В. - Вы уже знаете, что на Крайнем Севере живут отважные, трудолюбивые люди – чукчи.
Давайте рассмотрим их одежду. Одежда чукчей очень тёплая. Как вы считаете, почему?
Д. - На Севере очень холодно.
В.- Как вы думаете, из чего чукчи шьют одежду?
Д. - Одежда чукчей сделана из оленьих шкур, она должна быть тёплой и удобной.
Чукчи одеты в меховые штаны, меховую рубашку с капюшоном. Национальная одежда
чукчей украшена мехом и вышивкой.
В. – Меховая рубашка с капюшоном называется кухлянка.
- А посмотрите, какой красивый мордовский национальный костюм. Обязательный атрибут
мордовского женского костюма – красивый пояс – пулай.
В. - Что особенного в татарском национальном костюме?
Д. - На голове у мужчины тюбетейка. В основе рисунка, которым украшен татарский костюм,
преобладает геометрический орнамент.
В. - Каждый народ, создавая национальный костюм, стремился сделать его самым красивым,
ведь такую одежду в старину надевали только по праздникам.
Но у всех у нас одна Родина – Россия.
(Заставка слайда «Березовая роща»)
Живем мы в радостном краю
И знать его должны мы
Страну Российскую свою
Свой светлый край любимый
Как велика моя земля
Как широки просторы
Озера, реки и моря
Леса, поля и горы.
В. - На Руси был обычай водить хороводы и петь песни
Хоровод заводи, песню петь выходи!
«На горе-то калина… »
В. - Молодцы ребята. Вижу, что вы очень любите русский фольклор.
Я предлагаю вернуться к нашей беседе, садитесь на свои места.
В. –Назовите главные символы нашего государства.
Д. -Герб, флаг, гимн.
В. Что такое герб?
Д. Герб России — это государственный символ России
В. -Что изображено на гербе России?
Д. – на гербе России изображен золотой двухглавый орел на красном фоне. Над
головами орла три короны, символизирующие суверенитет Российской Федерации.
(Диана)
-- В лапах — скипетр и держава, которые олицетворяют государственную власть и единое
государство; (Алиса)
-- На груди — изображен всадник, который поражает копьем дракона-это символ борьбы
добра со злом, света с тьмой, символ защиты Отечества. (Сережа)
В. - Какие цвета на Российском флаге?
Д.- Белый, синий, красный.
В. – Что они означают?
Д. – Белый цвет означает мир, чистоту, непорочность, совершенство.
Синий- цвет веры и верности, постоянства, символ мужества.
Красный цвет - это энергия, сила, кровь пролитая за отечество.
В. – Кто знает что такое гимн?
Д. - Это главная, торжественная песня страны.
В. – Где он звучит?
Д. -На торжественных приёмах, спортивных соревнованиях.
( ребенок читает стихотворение):
В гимне российском есть такие слова: «Россия – любимая наша страна!»
Россией гордимся, России верны, и нету на свете лучше страны.
Слова написал те Сергей Михалков, понятен и близок нам смысл этих слов.
А Александров ноты сложил, работу над гимном так завершил.
Гимн слушаем стоя и молча всегда: его нам включают в момент торжества!
В. - Хотите послушать гимн?
Д. –Да.
В. -Можно положить на грудь руку, там, где стучит сердечко и вместе с ним послушать гимн.
Звучит гимн.
В.- Давайте обратимся снова к нашей карте.
- Через всю Россию течёт река Волга.
- Наш город Ржев расположен на этой великой русской реке.
В. -Откуда Волга берет начало?
Д. - У деревушки Волговерховье в Тверской области.
В. - Над истоком установлена часовня, здесь же находится и первый мост через реку – длиной
всего 3 м ) (Слайды истока Волги, камень у истока Волги)
(Показ карты реки Волга)
Волга - самая длинная река европейской части России. Собирая воды сотен притоков, превращается в широкую, многоводную реку и впадает в Каспийское море.
В. - Что такое приток ?
Д. - Это реки которые впадают в Волгу или в другую реку.
В. – А вы знаете, какой первый приток Волги.
Д. – Самый первый приток Волги – Вазуза.
В. – Какой город стоит на этой реке?
Д. - Зубцов
Про эти реки слагались легенды и сказания. Вот послушайте одну из них:
« Волга с Вазузой долго спорили, кто из них умнее, сильнее и достойнее большего почёта. Спорили, спорили, друг друга не переспорили и решились вот на какое дело. "Давай вместе ляжем спать, а кто прежде встанет и скорее придёт к морю Каспийскому, та из нас и умнее, и сильнее, и почёту достойнее". Легла Волга спать, легла и Вазуза. Да ночью встала Вазуза, потихоньку убежала от Волги; выбрала себе дорогу и прямее, и ближе, и потекла.
Проснувшись, Волга пошла ни тихо, ни скоро, а как следует; в Зубцове догнала Вазузу, да так грозно, что Вазуза испугалась, назвалась меньшою сестрою и просила Волгу принять её к себе на руки и снести в море Каспийское. А всё-таки Вазуза весною раньше просыпается и будит Волгу от зимнего сна».
В. - Ребята, мы с вами учили много стихов про нашу родину. Давайте расскажем их нашим гостям?
рассказывание стихотворения о малой родине:
Малая Родина Жура-журавель (Алиса)
Островок земли
Под окном смородина Холмы, перелески. (Вероника)
Вишни расцвели!
Яблоня кудрявая,
А под ней скамья-
Ласковая, милая
Родина моя!
В. - С давних пор был на Руси обычай брать с собой в дальние страны горсть земли родной. Вот она горсточка Ржевской земли. Здравствуй, земля Ржевская, низкий тебе поклон! Давайте скажем ей добрые слова. Что вам хочется сказать, глядя на неё?
Д. -Родная земля и в горсти мила.
-Родная земля – мать, а чужая-мачеха.
В. – А вы знаете еще пословицы и поговорки о нашей Родине?
Пословицы о Родине
-Нет в мире краше Родины нашей.
-Народы нашей страны дружбой верны
-На чужбине и калач не в радость, а на родине и чёрный хлеб в сладость.
-Береги Родину, как зеницу ока.
-Родину-мать учись защищать.
-Человек без Родины, что соловей без песни.
-Кто где родился, там и пригодился.
-Родная земля и в горсти мила.
-Если дружба велика, будет Родина крепка.
-Родной край – сердцу рай.
-И пылинка родной земли – золото.
-В своём доме и стены помогают.
-На чужой стороне Родина милей вдвойне.
-Кто за Родину горой, тот истинный герой.
В. Сказанные пословицы и поговорки, говорят о том, что вы любите свою Родину, а после сегодняшнего разговора, я поняла, что вы много знаете о нашей стране и нам есть, что написать о нашей Родине нашим Французским друзьям.
(А сейчас я предлагаю вам наклеить фотографии на карту нашего города там, где вы живете.)
можно карту с наклеенными фотографиями приготовить заранее
У нас с вами есть еще красивые рисунки, которые мы с вами рисовали на занятиях . Французские дети будут очень рады получить их вместе с нашей картой и ответным письмом.
( можно в качестве сюрпризного момента сказать: -Ребята, я тоже не могу оставить вас без подарка и хочу подарить книгу о Ржеве, где мы еще больше узнаем о нашей Родине.)
Нет края на свете красивей.
Нет Родины в мире светлей!
Россия, Россия, Россия,-
Что может быть сердцу милей?
(на этом наше с вами занятие закончено)
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Путешествие в сказочный город»
Тема: Путешествие в сказочный город.
Цель:
1. Упражнять в делении множества на части и объединение его частей; совершенствовать умение устанавливать зависимость между множеством и его частью.
2. Закреплять навыки порядкового счета в пределах 10, умение отвечать на вопросы " Сколько, "Который по счету? ", "На каком месте? ".
3. Закреплять представления о взаимном расположении предметов в пространстве (в ряду) : слева, справа, до, после, между, перед, за, рядом.
4. Закреплять умение последовательно определять и называть дни недели.
Демонстрационный материал: Карточки на которых нарисованы круги (от 1 до 7, вещи Незнайки (шляпа, ботинки и др., кубики, кукла, мишка, 3 кубика, 3 пирамидки, магнитная доска.
Виды деятельности: Познавательно - исследовательская, двигательная, игровая, коммуникативная, ИЗО.
Ход занятия:
В группе стульчики расставлены в виде автобуса, все дети рассаживаются на них.
Воспитатель:
Мы сегодня с вами отправляемся в путешествие по сказочному городу. И первая наша остановка называется "Живая неделя".
Посмотрите, на магнитной доске расположены карточки с нарисованными на них кругами. Сейчас выйдут семь детей и каждый возьмет по одной карточки И под музыку немного потанцуют.
Дети под музыку выполняют различные движения по окончании выстраиваются в шеренгу, образуя неделю: первым встает ребенок, у которого на карточке один круг (понедельник, вторым - у которого на карточке два круга (вторник) и тд.
Проверка осуществляется путем переклички с названием дней недели.
Игра повторяется пока все дети не поиграют.
Воспитатель:
А теперь садимся в автобус и едим дальше. Следующая остановка называется "Кто ушел? "
Воспитатель:
Сейчас из автобуса выйдут 10 детей и построятся в шеренгу, а мы все вместе их посчитаем, а самое главное запомним кто где стоял. А теперь закройте все глаза. (В это время один из ребят потихоньку уходит) Откройте глаза и посмотрите, кого нет и где он стоял? Игра повторяется несколько раз со сменой детей в шеренге.
Воспитатель:
Нас с вами ребята ждет новая интересная остановка, она называется "Поможем Незнайки найти свои вещи". Посмотрите наш Незнайка сидит совсем грустный.
- Что с тобой Незнайка?
Он говорит, что у него нет своей комнаты и ему негде жить. Давайте сконструируем ему мебель. (Дети конструируют из кубиков мебель для Незнайки)
- Незнайка тебе нравится, обживайся?
Мы ребята с вами немного устали от путешествия и от конструирования комнаты, давайте немного отдохнем.
Физкультминутка:
Отдых наш - физкультминутка,
Занимай свои места:
раз присели, два привстали.
Сели, встали, сели, встали
Ванькой - встанькой словно стали.
А потом пустились в вскачь,
Будто мой упругий мяч
(Упражнение выполняются по тексту)
Воспитатель:
Молодцы, хорошо отдохнули. Ой! Посмотрите, что наделал Незнайка, он разбросал все свои вещи по всей комнате, и теперь он не может найти свои вещи. Давайте поможем ему.
(Дети называют место положение каждой вещи: "Шляпа лежит около шкафа, ботинки под кроватью и тд.)
- Незнайка очень рад, что вы ему помогли.
Воспитатель:
Садимся в автобус и отправляемся дальше. Вот наша последняя с вами остановка, она называется "Соберем игрушки для куклы".
- Смотрите на остановке сидит кукла, она говорит, что не может посчитать свои игрушки. Поможем ей?
Воспитатель на стол ставит 3 кубика и 3 пирамидки и спрашивает: "Сколько кубиков? Сколько пирамидок? Что можно сказать о количестве пирамидок и кубиков? "
Дети отвечают.
Воспитатель ставит кубики и пирамидки вместе и спрашивает: "Сколько всего игрушек у куклы? (Дети считают игрушки) Шесть игрушек. Сколько пирамидок? Чего больше: игрушек или пирамидок? Сколько кубиков? Чего меньше: кубиков или игрушек? Группа игрушек (обобщающий жест) больше группы пирамидок, ее части (показывает). Группа игрушек больше группы кубиков, ее части"
Воспитатель:
А теперь кукла пусть поиграет с мишкой, а вы поровну разделите между ними игрушки (рассмотреть разные варианты равенства) Посмотрим правильно мы разделили, давайте вместе посчитаем. (Дети считают). Наши кукла и мишка остались довольны, у них игрушек поровну, а нам пора отправляться домой.
Комплексное занятие по познавательному развитию с исследовательской деятКомплексное занятие по познавательному развитию с исследовательской деятельностью детей в старшей группе на тему "Такие разные фрукты".
Программное содержание:
- Выявление, обогащение и закрепление знаний детей о фруктах, фруктовых деревьях, труде людей в фруктовом саду.
- Развитие умения использовать в речи простые распространённые и сложноподчинённые предложения.
- При поддержке со стороны педагога развитие умения формулировать выводы в ходе исследовательской деятельности.
- Развитие мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации и умозаключений.
Предварительная работа: поставить блюдца с фруктами (свежие лимон, мандарин, банан), рассмотреть их с детьми.
Материал к занятию:
- фрукты (лимон, мандарин, банан);
- лакмусовая бумага, 2 пипетки, бинт;
- бумажные салфетки;
- семена фруктов на каждого ребёнка;
- панно «Фрукты» (пазлы).
Ход занятия
1. Организационный момент.
Воспитатель: Дети, кто из вас когда-либо видел фруктовый сад? Расскажите, что вы там видели? (Дети рассказывают о своих наблюдениях.) Представьте себя фруктовым деревом со спелыми плодами, наливающимся на солнышке, покажите это. Миша, ты какое дерево? а Наташа, Алина? (Ответы детей.) Вот какой у нас разнообразный фруктовый сад.
Воспитатель: Хотите поиграть? Нужно хлопнуть в ладоши, когда услышите в словах название какого-либо фрукта. Слушайте внимательно: репка, лук, груша, баклажан, апельсин; банан, варенье, персик, компот, слива, салат, сок.
2. Выявление знаний по теме, обогащение знаний детей.
Воспитатель: Дети, скажите мне, чтобы на фруктовых деревьях выросли спелые, и сочные плоды, что необходимо деревьям? (Ответы детей, и за каждый правильный ответ в ходе всего занятия, детям выдаётся часть пазла от панно.) Правильно, деревьям необходимы солнце, вода, хорошая земля.
Кто ухаживает за деревьями в саду? (Ответы детей: люди, садовник, человек.)
Что делает садовник? (Ответы детей.)
Воспитатель дополняет ответы: Обрезает старые засохшие ветки, опрыскивает деревья от различных насекомых-вредителей, поливает фруктовые деревья в засушливое лето, вносит удобрения в почву, рыхлит землю и если нужно, лечит стволы у деревьев. Чем лучше человек будет ухаживать за деревьями, тем богаче будет урожай фруктов.
Воспитатель: Как вы думаете, какие фрукты полезнее для здоровья человека: сырые или консервированные? Почему? (Ответы детей.)
Воспитатель: Что можно приготовить из фруктов? (Ответы детей.) Правильно, из фруктов можно приготовить много разнообразных блюд.
3. Пальчиковая гимнастика.
Воспитатель: Приготовьте ваши ручки – мы будем «варить компот».
Будем мы варить компот, (Левую ладошку держать «ковшиком» указательным пальцем правой руки «мешают».)
Фруктов нужно много. (Загибают пальчики по одному, начиная с большого.)
Вот: будем яблоки крошить (Имитируют все движения: крошат.)
Грушу будем мы рубить (Рубят.)
Отожмем лимонный сок (Отжимают.)
Слив положим и песок (Имитируют движения.)
Варим, варим мы компот («Варят» и «мешают».)
Угостим честной народ. (Угощают).
4. Игровая деятельность.
Воспитатель: Давайте поиграем: Я буду называть первое слово, а вы второе.
Сливовый ... (сок), яблочное ... (варенье), джем из абрикосов ... (абрикосовый), компот из сливы ... (сливовый).
Воспитатель: А теперь, встаньте в круг, я встану в его центре, а вы повернитесь ко мне спиной и поставьте руки за спину. Каждому из вас я положу в руки по семечку фрукта. Вам надо на ощупь угадать от какого фрукта это семечко и рассказать о нём. (Дети отгадывают и составляют короткие рассказы.)
5. Исследовательская деятельность.
Цель – установить, почему одни фрукты портятся быстрее, а другие медленнее?
Воспитатель: Дети, есть фрукты, которые растут только в жарком климате, назовите их. (Ответы детей.)
Чем похожи лимон, банан и мандарин? (Ответы детей.)
Что у них есть общего? (Ответы детей.) Правильно, мякоть и кожура.
Как вы думаете, от чего защищает кожура эти фрукты? (Ответы детей.) Правильно, от того, чтобы не испортились.
Воспитатель: Неделю назад мы с вами рассматривали эти фрукты: мандарин, банан и лимон. Все они были свежие и красивые на вид. Мы их оставили лежать на шкафу в группе. Давайте посмотрим на них сейчас. Они как-то изменились? (Ответы детей.)
Воспитатель: Мы с вами знаем, что у них у всех есть кожура – она защищает фрукты от порчи.
И что мы видим? Лимон не испортился совсем, мандарин стал немного портиться, а банан почернел и совсем испортился. Почему же это произошло? (Воспитатель выслушивает все предположения детей.)
Воспитатель: Хотите узнать, почему так получилось?
У меня есть специальная бумага, она меняет свой цвет, если на неё попала кислая вода или кислый сок. Давайте это проверим. (Дети из разных пипеток капают на бумагу воду и кислый сок.) Что стало с бумагой? (Ответы детей.) Верно, одна бумага осталась такая же, другая стала розового цвета.
Давайте капнем на такую специальную бумагу по капельке сока из мякоти каждого фрукта. (Дети выполняют действие – поочерёдно капая на разные лакмусовые бумажки сок лимона, мандарина и банана (в марле мякоть).)
Воспитатель: Теперь сравните цвет бумаги. Что с ней произошло? (Ответы детей.) Где больше всего изменился цвет бумаги? (Ответы детей.)
Значит, кислого сока больше всего где? (В лимоне.) А меньше всего где? (В банане.)
Так, почему банан испортился быстрее всех? (ответы детей), правильно, потому, что он самый сладкий. Почему не испортился лимон? (Ответы детей.) Теперь мы все вместе можем ответить на трудный вопрос: почему одни фрукты портятся быстрее, а другие медленнее? (Воспитатель выслушивает ответы детей, затем помогает детям сделать общий вывод – сладкие фрукты портятся быстрее, чем кислые.)
Воспитатель: Вы у меня самые умные!
6. Итог занятия.
Воспитатель: Что вам понравилось на занятии? Что нового вы узнали? Что ещё хотите узнать о фруктах? (Ответы и вопросы детей.)
После занятия коллективное собирание общего панно «Фрукты».
Конспект занятия-исследования в подготовительной к школе группе
Тема: «В гостях у Хозяйки Медной горы»
Цель:
Формирование исследовательских навыков детей через знакомство с объектами неживой природы- камнями.
Образовательные задачи:
- научить различать виды камней по их внешним признакам;
- доказать свойства камней экспериментальным путем;
Развивающие задачи:
- развивать исследовательские навыки, творчество, речь детей;
- совершенствовать умение наблюдать, выделять сходство и различие исследуемых объектов;
Воспитательные задачи:
- воспитывать экологическую культуру;
- формировать умение взаимодействовать при работе в парах;
- активизировать интерес к осваиваемому материалу, используя медиа ресурсы.
Оборудование:
медиапроектор, экран, слайдовая презентация «Обработка камня» шкатулки , камни, ювелирные украшения, энциклопедия о камнях, фонарики, лупы, нарукавники, ватман, емкости с водой, камешки для мозаики, «мантия и шляпа магистра» , карточки-схемы.
I.Организационный момент
Игра «Знакомство»
Здравствуйте, дети, меня зовут Татьяна Петровна. У меня в руках – волшебные камешки. Сейчас я каждому из вам даю один из камешков , а вы называете мне свое имя. Итак, мы познакомились, вы стали обладателями волшебных камешков, благодаря которым сегодня будут происходить чудеса. Переложите, пожалуйста, камешек из одной руки в другую несколько раз. Вот произошло первое чудо – вы перевоплотились в ученых исследователей.
II. Выявление проблемы
В ваш адрес, дети пришло необычное письмо , переложите, пожалуйста камешки еще раз и произойдет еще что-то (включается экран с пейзажем природы – горы, лес; звучит голос Хозяйки Медной горы)
«Здравствуйте , гости дорогие, здравствуйте ребята! Очень рада я вас приветствовать в своих владениях. У меня в подземном царстве огромное богатство. Хотите узнать - отгадайте загадку:
«Бывает в горах глубоко он лежит,
В сережках у мамы очень блестит,
В пыли на дороге ненужным лежит.
Меняет он форму, меняет он цвет,
А в стройке годится на тысячу лет.
Он может быть мелкий – в ладошке лежать.
Тяжелый , большой – одному не поднять,
Кто , дети, загадку мою отгадал?
Кто этот предмет по приметам узнал? (камень)
Действительно камни бывают самые разные: блестящие и невзрачные, красивые и не очень. Все они по-своему интересны.
Камень можно назвать природой? (пауза)
Вы знаете, ребята, камни могут рассказать о многом, нужно только научиться понимать язык камней, как это делают геологи, ученые- исследователи. Я отправляю вам свою малахитовую шкатулку с разными камнями. Надеюсь, что вы хорошо исследуете их и ответите на мой вопрос:
-Что важнее сверкающий драгоценный камень или невзрачный камень для постройки домов? С нетерпением жду ваших ответов и встречи с вами.
III. Актуализация знаний с опорой на схемы, исследовательское поведение и жизненный опыт.
Предлагаю, дети, выполнить просьбу Хозяйки Медной горы. Давайте посмотрим , что есть в малахитовой шкатулке (воспитатель открывает шкатулку с камнями). Чтобы хорошо рассмотреть эти камни вам нужно разбиться на пары, в этом вам помогут волшебные камешки (дети по цвету камешков делятся на пары и подходят к столам). Для работы у вас есть все необходимое (дети надевают фонарики, нарукавники), а волшебные камешки давайте пока уберем, они нам потом еще пригодятся.
Давайте обсудим, как вы сможете провести настоящее исследование, чтобы правильно ответить на вопрос хозяйки Медной горы? Что можно сделать? Дети предлагают: подумать самостоятельно, спросить у других детей, посмотреть в книге, провести эксперимент, спросить у взрослых, посмотреть в компьютере ( каждая схема высвечивается на экране, выстраивается в определенном порядке). Карточки – схемы помогут вам в исследовании.
IV. Работа детей в подгруппах.
Рассматривают , сортируют, обсуждают, экспериментируют, результаты экспериментов фиксируются с помощью карточек-схем, (воспитатель консультирует, предлагает посмотреть в энциклопедии).
-Что бы вы хотели спросить у взрослых?
Слайды «Обработка камня»
- Как вы думаете, для чего обрабатывают камни?
Хорошо, предлагаю вам открыть вторую шкатулку Хозяйки медной горы и рассмотреть то, что находится в ней.
Дети рассматривают ювелирные украшения, бижутерию.
Что важнее сверкающий драгоценный камень или невзрачный камень для постройки домов?
Работа в «ювелирной мастерской»
Дети, я заметила, как у вас загорелись глаза от желания попробовать самим создать такую красоту. Предлагаю изготовить «ожерелье из самоцветов».
Творческая работа детей – выкладывают на фоне мозаику из камешков (работа в парах).
VI. Заключительная часть.
Дети, возьмите еще раз волшебные камешки, переложите их из одной руки в другую несколько раз, закройте глаза (на экране под музыку появляется Хозяйка Медной горы)
«Вот мы и встретились, ребята! Ну что понравились вам мои камни? Готовы ли вы ответить на мой вопрос:Что важнее сверкающий драгоценный камень или невзрачный камень для постройки домов?»
Выходит ребенок, надевает мантию, шапку магистра и делает «доклад» по теме исследования.
Молодцы, ребята, я очень рада, что вы справились с моим заданием. Вы хорошие исследователи!
VII. Итог.
Обычно камни спрятаны от наших глаз, так как находятся под землей, когда же они оказываются у нас в руках, мы воочию убеждаемся, как они красивы, разнообразны. Одни из них используются как украшения, другие для производства металлов, третьи имеют магнитные свойства. Трудно представить, что некоторые камни, которые мы держим в руках намного древнее эпохи динозавров. Это древняя и прочная основа нашей планеты.
Ребята, если вам понравилось наше занятие сегодня, то улыбнитесь и пусть хорошее настроение останется у вас надолго.
Конспект занятия-исследования в подготовительной группе «Юные лаборанты».
Задачи:
Обучающая – создать целостные представления о воде как о природном явлении, познакомить детей со свойствами воды (жидкая, прозрачная, без вкуса, без запаха, состояниями воды.
Развивающая – опытническим путем закрепить знания детей о воде, развивать логическое мышление, восприятие.
Воспитывающая – воспитывать у детей интерес к экспериментированию.
Коррекционная – развивать у детей фонематический слух: умение слышать и определять звук в слове.
Ход исследования.
Часть 1.
-Ребята, мы с вами сегодня в необычной одежде, поэтому я вас приглашаю в научную лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория? (Это место, где учёные проводят опыты, исследования и ставят опыты.)
Вот и мы с вами сегодня займемся исследованием, а что мы будем исследовать, узнаем если отгадаем кроссворд.
Утром у себя на столе я обнаружила вот такие листочки с вопросами. Если мы с вами правильно отгадаем кроссворд, то узнаем тему нашего исследования.
1. В первой клеточке живет буква, которая спряталась в слове "Сова" и стоит в нем на третьем месте. (В)
2. Во второй клеточке живет буква, которая спряталась в слове "Гром" и стоит также в середине слова. (О)
3. В третьей клеточке живет буква с которой начинается слово "Дом". (Д)
4. В четвертой клеточке живет вторая буква из слова "Рама" (А)
Какое слово у нас получилось?. Правильно, "Вода". Сегодня мы с вами поговорим о воде и будем ставить опыты с водой.
Часть 2.
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде
Мы её не замечаем
Мы привыкли, что вода
Наша спутница всегда.
Ребята, а что такое вода и где же она встречается? Ответы детей, вода – это жидкость, встречается в реке, в океане, в море, в озере, в пруду, в болоте, дети отвечают, а я показываю картинки.
- Ребята, а какая модель земли есть у нас в группе?
Дети: Глобус.
- Молодцы, правильно, а давайте внимательно его рассмотрим
- Дети, как вы думаете, почему на глобусе так много голубого цвета? (это вода) .
-А каким цветом на глобусе изображена суша? (дети находят участки суши и показывают их)
- Ребята, как вы думаете чего больше на нашей планете – воды или суши? Дети отвечают – воды. Молодцы, правильно, На нашей планете 4 океана, 30 морей, много рек, озёр. Как вы думаете, это много или мало?
- Много!
-Да, ребята, на земле очень много воды, она везде.
Моря и океаны окрашивают нашу планету в голубой цвет. Поэтому нашу планету называют «Голубой планетой», а вся вода на земле составляют единый Мировой океан.
Привлекаю детей к речевой работе:
- Дети, а кто знает, какая вода в море? Ответ –морская, вода в океане – океаническая, в реке– речная, в озере – озерная, в роднике – родниковая, в болоте-болотная.
А знаете ли вы, какая вода в море, в океане на вкус?
- Солёная! Молодцы, правильно!
А можно ли ее пить?
- Нет!
А мы какую воду пьём?
- Не солёную!
Мы с вами пьём пресную воду, которая встречается в реках, озерах.
- Как вы думаете, ребята, что может делать вода? (бежать, течь, капать, литься, бушевать) .
Часть 3.
- Ребята, вода, как и настоящая волшебница, бывает очень разной.
Сегодня, когда я пришла на работу в детский сад, то увидела на пороге уже знакомое нам с вами серебряное ведерко.
-Дети, не хотите ли в него заглянуть и узнать что же в нем лежит?
После того, как дети ответят на вопрос вос-ля, они по очереди начинают доставать из ведерка капельки с загадками, я беру капельку и читаю загадки о различных состояниях воды. Дети отгадывают.
В огне не горит, в воде не тонет. (Лед)
На дворе горой, а в избе водой. (Снег)
Белая морковка зимой растет. (Сосулька)
С неба пришел, в землю ушел. (Дождь)
Седой дед у ворот всем глаза заволок. (Туман)
Не снег и не лед, а серебром деревья уберет (иней)
-Молодцы, ребята, правильно отгадали загадки.
Значит делаем вывод, что туман, лед, снег, сосулька, дождь, иней – это все вода.
Воспитатель: Вода – одно из самых удивительных веществ на планете.
Ребята, мы уже знаем много о воде, но мы ведь в лаборатории и чтобы подтвердить, что вода бывает в разных состояниях, давайте немного поэкспериментируем. Подходим к столу.
-Дети, расскажите мне, какие свойства воды вы знаете?
Дети: вода – это жидкость, прозрачная, безвкусная, не имеет запаха, не имеет собственной формы, рассказывают опыты, которые уже мы проводили.
Опыт 1.
Вода – хороший растворитель.
Добавить в разные стаканы сахар, соль, песок, растительное масло, размешать ложкой. Сахар и соль в воде растворились, а песок и масло нет. Напомните детям, что они постоянно размешивают сахар в чае. Если бы он в воде не растворялся, то людям пришлось бы пить несладкий чай. Предло
Предложите детям размешать акварельную краску в стаканчике с водой. Желательно, чтобы у каждого ребенка была своя краска, тогда вы получите целый набор разноцветной воды. Почему вода стала цветной? Краска в ней растворилась.
Опыт 2.
- Ребята, а сейчас закройте глаза я вам что-то положу в ладонь (педагог достаёт кусочки льда из специальной формы и кладет по кусочку каждому ребёнку в ладонь.)
- Скажите, что это? (Лёд.)
- Какой он? (Твёрдый, тяжёлый, холодный.)
- Подержите его в тёплой ладошке. Что с ним происходит? (Он тает и превращается в воду.)
- Исходя из этого, какой можно сделать вывод? Что можно сказать про лёд? (Лёд – это замороженная вода.)
Опыт 3.
- Кто знает, что это такое? Правильно ребята, это термос. Кто может сказать, для чего люди используют термос? (Это сосуд, который долго сохраняет продукты горячими.)
- Смотрите внимательно, я открываю крышку. Что вы видите? (Из термоса идет пар.)
- Подношу к отверстию зеркало. Посмотрите, что появились на зеркале? (Капельки воды.)
- Откуда они взялись? (Пар остыл и осел на стекло каплями воды.)
- Ребята, пар это тоже вода, но не простая, а газообразная. От большого нагревания вода превращается в пар. Где, в домашних условиях, можно увидеть пар? (Пар идёт из кипящего чайника.)
Вывод. Вода может находиться в трёх состояниях:
Лёд – это твёрдая, замороженная вода.
Пар – это нагретая до состояния кипения, парообразная вода.
Жидкая – это обычная вода.
Физкультминутка. “Дождь”.
Дождь, дождь!
Надо нам расходиться по домам. (Дети шагают на месте)
Гром! Гром, как из пушек,
Нынче праздник у лягушек. (Дети прыгают на месте)
Град, град! Сыплет град.
Все под крышами сидят. (Дети приседают, хлопают в ладоши)
Только мой братишка в луже
Ловит рыбу нам на ужин. (Дети шагают на месте)
Часть 4.
- Ребята, а давайте с вами узнаем, как же происходит круговорот воды в природе.
-Дети, посмотрите на рисунок, когда солнце нагревает поверхность водоёма или суши, содержащаяся там вода превращается в пар и поднимается в воздух высоко. вверху, насыщенный влагой воздух охлаждается, образуются облака, тучи, которые с помощью ветра передвигаются в воздухе и выпадают на землю в виде осадков: летом – дождя, зимой – снега. Так происходит круговорот воды в природе.
Воспитатель: - Ребята, а вы знаете, как образуется дождь? Но мы с вами в лаборатории и давайте на опыте убедимся в том, откуда идет дождь и как он образуется.
Опыт 4. “Откуда берется дождь? ”
На подносе влажные губки в форме облака.
Дети обследуют губку сверху и снизу. (Сверху она сухая, а снизу и внутри немного влажная.)
Воспитатель: На что похожа губка?
Детям предлагается сжать ее так, чтобы пошел “дождик”.
Воспитатель: Почему из такого “облака” не идет “дождик”? (В облаке мало капелек воды.)
Детям предлагается добавить из стакана немного воды на губку и сжать ее опять.
Воспитатель: Что происходит?
(Дети на опыте убеждаются, что из такого “облака” идет “дождик”, но не сильный.) Затем предлагается детям вылить на губку оставшуюся в стакане воду и сжать ее снова.
Воспитатель: А что сейчас происходит?
(Дети комментируют свои действия и на опыте убеждаются в результате – идет сильный “дождь”.)
Обращаю внимание детей на то, что в нашем “облаке” собралось очень много капелек воды. Они стали очень тяжелыми для “облака” и выпали “дождем”.
Вывод. Вот так и в природе все происходит: соберутся капельки воды вместе в туче и, когда им становится тесно, выпадают на землю дождем.
Часть 5.
- Ребята, а как вы думаете, кому нужна вода?
-Дети: человеку, животным, растениям, птицам, рыбам, насекомым.
- Как вы думаете, для чего людям вода, животным, растениям, рыбам? Дети отвечают и находят картинки на столе, а я приклеиваю их на плакат.
-Молодцы, правильно. А сейчас представьте себе, что на планете вдруг не осталось ни одной капли воды. Что тогда произойдет? Почему? (Все живое на Земле погибнет, планета останется без живых существ. Поэтому воду необходимо беречь, так как реки загрязняются, высыхают, исчезают некоторые небольшие речушки, а глубоководные реки становятся мелкими.
Теперь как настоящие исследователи мы можем сделать вывод, что вода – это жизнь. Без воды все живое на свете погибнет. У воды великая забота – напоить всех обитателей Земли.
Обращаю внимание детей на то, что в нашем “облаке” собралось очень много капелек воды. Они стали очень тяжелыми для “облака” и выпали “дождем”.
Вывод. Вот так и в природе все происходит: соберутся капельки воды вместе в туче и, когда им становится тесно, выпадают на землю дождем.
Часть 5.
- Ребята, а как вы думаете, кому нужна вода?
-Дети: человеку, животным, растениям, птицам, рыбам, насекомым.
- Как вы думаете, для чего людям вода, животным, растениям, рыбам? Дети отвечают и находят картинки на столе, а я приклеиваю их на плакат.
-Молодцы, правильно. А сейчас представьте себе, что на планете вдруг не осталось ни одной капли воды. Что тогда произойдет? Почему? (Все живое на Земле погибнет, планета останется без живых существ. Поэтому воду необходимо беречь, так как реки загрязняются, высыхают, исчезают некоторые небольшие речушки, а глубоководные реки становятся мелкими.
Теперь как настоящие исследователи мы можем сделать вывод, что вода – это жизнь. Без воды все живое на свете погибнет. У воды великая забота – напоить всех обитателей Земли.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Описание педагогического опыта воспитателя МБДОУ №2 «Дюймовочка» Дёминой Надежды Юрьевны По теме « Организация познавательно - исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста»
Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире - важнейшие черты детского поведения. Ребенок рождается исследователем - это его естественно...
Организация познавательно- исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста.
«Я буду так вводить малышей в окружающий мир, чтобы они каждый день открывали в нём что-то новое, чтобы каждый наш шаг был путешествием к истокам мышления и речи – к чудесной красоте природы. Буду заб...
Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста
Педагогическая идея воспитателя рганизации познавательно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста....
Консультация для воспитателей «Организация познавательно- исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста. Организация самостоятельной поисковой деятельности дошкольников».
Как правильно организовать поисковую деятельностьдошкольников....
Методическая разработка по теме « Организация познавательно - исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста».
Развитие познавательной активности ребенка через организацию познавательно - исследовательской деятельности....
Методическая разработка по теме"Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста"
Планирование и организация работы....
Опыт работы по теме "Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста"
Вашему вниманию предоставлен опыт работы по теме: «Организация познавательно - исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста»...