МЕТОДИКА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
учебно-методический материал (младшая группа) на тему
МДОУ «Детский сад комбинированного вида №103»
Заводского района г.Саратова
МЕТОДИКА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Воспитатель:
Шорникова М.В.
Саратов
2017
Организуя с воспитанниками ДОУ экспериментально- исследовательскую деятельность необходимо учитывать, что эксперименты бывают:
– индивидуальные или групповые
– однократные или циклические (цикл наблюдений за водой, за ростом растений, помещённых в разные условия и т.д.);
– по характеру мыслительных операций эксперименты могут быть: • констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление),
• сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса);
• обобщающие (позволяющие прослеживать общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам); – по способу применения эксперименты делятся на демонстрационные и фронтальные.
Демонстрационные проводит воспитатель, а воспитанники следят за его выполнением. Эти эксперименты проводятся тогда, когда исследуемый объект существует в единственном экземпляре, когда он не может быть дан в руки детям или он представляет для детей определённую опасность (например, при использовании горящей свечи). В остальных случаях лучше проводить фронтальные эксперименты, так как они боле соответствуют возрастным особенностям дошкольников.
В качестве условий проведения экспериментирования выделяются следующие:
– учёт того, что дошкольникам трудно работать без речевого сопровождения, т.к. именно в дошкольном возрасте наглядно-образное мышление начинает активно развиваться, а затем заменяться словесно-логическим и когда начинает формироваться внутренняя речь, дети проходят стадию проговаривания своих действий вслух;
– учёт индивидуальных различий, имеющихся у детей;
– необходимо учитывать право ребёнка на ошибку и применять адекватные способы вовлечения воспитанников в работу, особенно тех, у которых ещё не сформировались навыки (работа руками детей, дробление одной процедуры на несколько мелких действий, поручаемых разным ребятам, совместная работа воспитателя и детей, помощь воспитателя детям, работа воспитателя по указанию детей, например, при демонстрационных экспериментах, сознательное допущение воспитателем неточностей в работе и т.д.;
– педагог должен вести себя так, чтобы детям казалось, что они работают самостоятельно.
– в работе с воспитанниками надо стараться не проводить чёткой границы между обыденной жизнью и обучением, потому что эксперименты – это не самоцель, а способ ознакомления с миром, в котором они будут жить.
Прежде чем приступать к экспериментальной деятельности воспитателям необходимо провести подготовительную работу:
1. Изучение теоретических аспектов по данной проблеме в педагогике и дидактике. Знакомство с работами ведущих авторов по данной проблеме исследования.
2. Разработка и проведение педагогической диагностики воспитанников, с целью фиксации личностного роста и объёма умений детей.
3. Определение цели и задач данного опыта работы, ожидаемых результатов.
4. Определение основных форм работы с воспитанниками.
5. Разработка перспективного плана по внедрению в практическую повседневную деятельность воспитанников экспериментов, разработка конспектов по НОД с элементами экспериментирования.
6. Обогащение предметно-развивающей среды для реализации на практике экспериментальной деятельности воспитанников, оснащение уголка экспериментирования:
• специальная посуда (стаканчики, трубочки, воронки, тарелки),
•природный материал (камешки, песок, семена и т.п.),
•утилизированный материал (проволока, скрепки, нитки…)
•прочие материалы - лупы, термометры…
7. Подборка практического материала, включающего:
7.1. Работа с воспитанниками:
– конспекты НОД с элементами экспериментирования;
–перспективный план по проведению непосредственно экспериментов; – картотеку экспериментов.
7.2. Работа с родителями (законными представителями):
– консультации по данной теме
– памятки.
Приступая к организации непосредственной экспериментальной- исследовательской деятельности необходимо осуществлять работу по определённому алгоритму:
1. Актуализация культурно-смыслового контекста, «наводящего» детей на постановку вопросов, проблем, касающихся определённой темы.
2. Обсуждение идей, предположений детей и взрослого по поводу возникших вопросов, проблем.
3. Экспериментальная проверка или предметно-символическая фиксация связей и отношений между обсуждаемыми предметами, явлениями.
4. Подбор предметного материала, обеспечивающего продолжение «исследования» в свободной деятельности детей в группе или дома с родителями (законными представителями). Реализация поставленных задач по организации экспериментирования осуществлялась в трёх основных формах:
• непосредственно образовательная деятельность, • самостоятельная деятельность воспитанников,
• совместная деятельность взрослого и детей, а также ребёнка со сверстником.
Непосредственно образовательная деятельность. Всем известно, как важно вызвать и поддержать интерес детей к изучаемой теме, чтобы решить все поставленные задачи. Опыты напоминают детям «фокусы», они необычны, а, главное – дети всё проделывают сами и испытывают от своих маленьких и больших «открытий» чувство радости. Некоторым занятиям дети сами дают необычные названия, если они открыли для себя что-то новое – это «Занятия – открытия», много удивлялись – это «Занятия-удивления». После занятий у детей возникает множество вопросов, в основе которых лежит познавательный мотив.
Примерная структура экспериментального (исследовательского) занятия:
1. Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.
2. Тренинг внимания, памяти, логики мышления (может быть организован до занятия).
3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления.
4. Уточнение плана исследования.
5. Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования.
6. Распределение детей на подгруппы, выбор, ведущих, капитанов, (лидеров группы), помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты: совместной деятельности детей в группах.
7. Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования. Самостоятельная деятельность воспитанников.
Для организации самостоятельной познавательной деятельности детей в условиях развивающей среды особую значимость имеют приёмы, стимулирующие развитие их познавательной активности. Рассмотрим несколько примеров:
• Наличие модели последовательности деятельности помогает детям самостоятельно провести опыты, проверить свои предположения, почувствовать себя исследователями.
• Проблемная ситуация.
• «Чудесная коробка» с предметами.
• Совместное начинание.
Совместная деятельность взрослого и детей, а также ребёнка со сверстником Совместная деятельность наиболее привлекательная для нас форма организации работы с детьми в экспериментальной деятельности.
Позитивные моменты:
– закрепление ранее полученного (усвоенного) материала;
– продолжение работы по расширению представлений о предметах и явлениях;
– свобода действий, как для взрослого, так и для детей (возможность отойти от намеченного плана);
– роль педагога носит гибкий характер (ведущий, партнёр);
– в процессе экспериментальной деятельности воспитанники получают возможность удовлетворить присущую им любознательность (почему, как, зачем, а что будет, если), почувствовать себя учёными, исследователями, первооткрывателями.
Очень важно в процессе работы задействовать все органы чувств (не только видеть и слышать, но и нюхать, трогать, и даже пробовать на вкус (если это возможно и безопасно).Работа проводится с небольшими группами с учетом уровня развития и познавательных интересов воспитанников.
Совместная деятельность дошкольника и воспитателя.
Воспитанник | Воспитатель |
проявляет познавательный интерес | помогает сформулировать тему исследования |
открывает новые знания | рекомендует источники получения информации |
приобретает исследовательские умения, навыки в процессе работы над исследованием | формирует исследовательские умения и навыки |
экспериментирует | раскрывает возможные формы работы |
выбирает пути решения | содействует прогнозированию результатов |
делает самостоятельные выводы | помогает в их формулировке, принимает или тактично корректирует |
При организации экспериментальной деятельности с воспитанниками следует использовать широкий спектр методов, представленных ниже:
Используемые методы:
Группы методов | ||
Методы обучения поисковым процедурам | Методы обсуждения процедурам обсуждения | Методы эмоционально-личностной направленности |
метод постановки проблемы | проблемный диалог | метод «шести шляп мышления |
продуцирование гипотез | эвристическая беседа | метод целеполагания |
метод постановки вопросов |
| метод решения мыслительных задач |
метод конструирования понятий | метод рецензирования | метод направленного воображения |
метод умозаключений | дебаты | метод эмпатии |
метод парадокса | дискуссия | мнемотехнические методы |
метод наблюдений | синектическая дискуссия | методы эмоционально-волевой регуляции |
метод эксперимента | метод доказательств |
|
метод сравнения | метод аргументов и контраргументов | метод рефлексии |
«мозговой штурм» | метод самооценки | «мозговой штурм» |
1. «ШЕСТЬ ШЛЯП МЫШЛЕНИЯ» – популярный метод мышления, разработанный Эдвардом де Боно. Мышление делится на 6 различных режимов. Для удобства автор предлагает каждый из них представить в виде шляпы определенного цвета. Вот описание каждого из режимов:
– Белая Шляпа – информация. Факты, цифры. Что мы уже знаем? Какая информация необходима? Как мы ее получим?
– Красная Шляпа – эмоции. Интуиция, чувства и предчувствия. Какие возникают чувства, догадки?
– Желтая Шляпа – логический позитив. Поиск достоинств, преимуществ. Почему это нужно сделать? Почему это сработает?
– Черная Шляпа – критика. Она защищает от непродуманных действий, указывает на риск. Правда ли это? Что здесь неправильно?
– Зеленая Шляпа – творчество. Творческое мышление, поиск интересных идей.
– Синяя Шляпа – организация мышления. Контроль над мыслительным процессом. Чего мы достигли? Что нужно сделать дальше?
2. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ – постановка цели или совокупности целей в соответствии с сущностью и характером решаемых проблем.
3. ЭВРИСТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА – специальный метод, характерным признаком которого являются, умело наводящие вопросы педагога, с помощью которых дети подводятся к приобретению новых знаний.
4. ПАРАДОКС – отрицание некоторого мнения, кажущегося «безусловно правильным»: «А почему не наоборот?»
5. СИНЕКТИЧЕСКАЯ ДИСКУССИЯ – эффективный способ стимуляции творческого воображения в процессе группового решения проблем.
6. МЕТОД ЭМПАТИИ – сочувствие. Сопереживание, умение поставить себя на место другого.
7. МНЕМОТЕХНИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ – основаны на построении ассоциативных цепочек.
8. МЕТОД НАПРАВЛЕННОГО ВООБРАЖЕНИЯ – метод, при котором задается тема для направленного фантазирования, ассоциирования.
9. ВОЛЕВАЯ РЕГУЛЯЦИЯ – психические процессы, осуществляемые с использованием собственной активности человека.
Экспериментирование можно включать в другие разные формы работы с воспитанниками: экскурсии, прогулки, трудовую деятельность, наблюдения, проведение опытов, организованных как самостоятельная или совместная деятельность.
ЛИТЕРАТУРА
1. http://docplayer.ru/32019299-Konsultaciya-metodika...
Скачать:
Предварительный просмотр:
МДОУ «Детский сад комбинированного вида №103»
Заводского района г.Саратова
МЕТОДИКА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Воспитатель:
Шорникова М.В.
Саратов
2017
Организуя с воспитанниками ДОУ экспериментально- исследовательскую деятельность необходимо учитывать, что эксперименты бывают:
– индивидуальные или групповые
– однократные или циклические (цикл наблюдений за водой, за ростом растений, помещённых в разные условия и т.д.);
– по характеру мыслительных операций эксперименты могут быть: • констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление),
• сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса);
• обобщающие (позволяющие прослеживать общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам); – по способу применения эксперименты делятся на демонстрационные и фронтальные.
Демонстрационные проводит воспитатель, а воспитанники следят за его выполнением. Эти эксперименты проводятся тогда, когда исследуемый объект существует в единственном экземпляре, когда он не может быть дан в руки детям или он представляет для детей определённую опасность (например, при использовании горящей свечи). В остальных случаях лучше проводить фронтальные эксперименты, так как они боле соответствуют возрастным особенностям дошкольников.
В качестве условий проведения экспериментирования выделяются следующие:
– учёт того, что дошкольникам трудно работать без речевого сопровождения, т.к. именно в дошкольном возрасте наглядно-образное мышление начинает активно развиваться, а затем заменяться словесно-логическим и когда начинает формироваться внутренняя речь, дети проходят стадию проговаривания своих действий вслух;
– учёт индивидуальных различий, имеющихся у детей;
– необходимо учитывать право ребёнка на ошибку и применять адекватные способы вовлечения воспитанников в работу, особенно тех, у которых ещё не сформировались навыки (работа руками детей, дробление одной процедуры на несколько мелких действий, поручаемых разным ребятам, совместная работа воспитателя и детей, помощь воспитателя детям, работа воспитателя по указанию детей, например, при демонстрационных экспериментах, сознательное допущение воспитателем неточностей в работе и т.д.;
– педагог должен вести себя так, чтобы детям казалось, что они работают самостоятельно.
– в работе с воспитанниками надо стараться не проводить чёткой границы между обыденной жизнью и обучением, потому что эксперименты – это не самоцель, а способ ознакомления с миром, в котором они будут жить.
Прежде чем приступать к экспериментальной деятельности воспитателям необходимо провести подготовительную работу:
1. Изучение теоретических аспектов по данной проблеме в педагогике и дидактике. Знакомство с работами ведущих авторов по данной проблеме исследования.
2. Разработка и проведение педагогической диагностики воспитанников, с целью фиксации личностного роста и объёма умений детей.
3. Определение цели и задач данного опыта работы, ожидаемых результатов.
4. Определение основных форм работы с воспитанниками.
5. Разработка перспективного плана по внедрению в практическую повседневную деятельность воспитанников экспериментов, разработка конспектов по НОД с элементами экспериментирования.
6. Обогащение предметно-развивающей среды для реализации на практике экспериментальной деятельности воспитанников, оснащение уголка экспериментирования:
• специальная посуда (стаканчики, трубочки, воронки, тарелки),
•природный материал (камешки, песок, семена и т.п.),
•утилизированный материал (проволока, скрепки, нитки…)
•прочие материалы - лупы, термометры…
7. Подборка практического материала, включающего:
7.1. Работа с воспитанниками:
– конспекты НОД с элементами экспериментирования;
–перспективный план по проведению непосредственно экспериментов; – картотеку экспериментов.
7.2. Работа с родителями (законными представителями):
– консультации по данной теме
– памятки.
Приступая к организации непосредственной экспериментальной- исследовательской деятельности необходимо осуществлять работу по определённому алгоритму:
1. Актуализация культурно-смыслового контекста, «наводящего» детей на постановку вопросов, проблем, касающихся определённой темы.
2. Обсуждение идей, предположений детей и взрослого по поводу возникших вопросов, проблем.
3. Экспериментальная проверка или предметно-символическая фиксация связей и отношений между обсуждаемыми предметами, явлениями.
4. Подбор предметного материала, обеспечивающего продолжение «исследования» в свободной деятельности детей в группе или дома с родителями (законными представителями). Реализация поставленных задач по организации экспериментирования осуществлялась в трёх основных формах:
• непосредственно образовательная деятельность, • самостоятельная деятельность воспитанников,
• совместная деятельность взрослого и детей, а также ребёнка со сверстником.
Непосредственно образовательная деятельность. Всем известно, как важно вызвать и поддержать интерес детей к изучаемой теме, чтобы решить все поставленные задачи. Опыты напоминают детям «фокусы», они необычны, а, главное – дети всё проделывают сами и испытывают от своих маленьких и больших «открытий» чувство радости. Некоторым занятиям дети сами дают необычные названия, если они открыли для себя что-то новое – это «Занятия – открытия», много удивлялись – это «Занятия-удивления». После занятий у детей возникает множество вопросов, в основе которых лежит познавательный мотив.
Примерная структура экспериментального (исследовательского) занятия:
1. Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.
2. Тренинг внимания, памяти, логики мышления (может быть организован до занятия).
3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления.
4. Уточнение плана исследования.
5. Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования.
6. Распределение детей на подгруппы, выбор, ведущих, капитанов, (лидеров группы), помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты: совместной деятельности детей в группах.
7. Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования. Самостоятельная деятельность воспитанников.
Для организации самостоятельной познавательной деятельности детей в условиях развивающей среды особую значимость имеют приёмы, стимулирующие развитие их познавательной активности. Рассмотрим несколько примеров:
• Наличие модели последовательности деятельности помогает детям самостоятельно провести опыты, проверить свои предположения, почувствовать себя исследователями.
• Проблемная ситуация.
• «Чудесная коробка» с предметами.
• Совместное начинание.
Совместная деятельность взрослого и детей, а также ребёнка со сверстником Совместная деятельность наиболее привлекательная для нас форма организации работы с детьми в экспериментальной деятельности.
Позитивные моменты:
– закрепление ранее полученного (усвоенного) материала;
– продолжение работы по расширению представлений о предметах и явлениях;
– свобода действий, как для взрослого, так и для детей (возможность отойти от намеченного плана);
– роль педагога носит гибкий характер (ведущий, партнёр);
– в процессе экспериментальной деятельности воспитанники получают возможность удовлетворить присущую им любознательность (почему, как, зачем, а что будет, если), почувствовать себя учёными, исследователями, первооткрывателями.
Очень важно в процессе работы задействовать все органы чувств (не только видеть и слышать, но и нюхать, трогать, и даже пробовать на вкус (если это возможно и безопасно).Работа проводится с небольшими группами с учетом уровня развития и познавательных интересов воспитанников.
Совместная деятельность дошкольника и воспитателя.
Воспитанник | Воспитатель |
проявляет познавательный интерес | помогает сформулировать тему исследования |
открывает новые знания | рекомендует источники получения информации |
приобретает исследовательские умения, навыки в процессе работы над исследованием | формирует исследовательские умения и навыки |
экспериментирует | раскрывает возможные формы работы |
выбирает пути решения | содействует прогнозированию результатов |
делает самостоятельные выводы | помогает в их формулировке, принимает или тактично корректирует |
При организации экспериментальной деятельности с воспитанниками следует использовать широкий спектр методов, представленных ниже:
Используемые методы:
Группы методов | ||
Методы обучения поисковым процедурам | Методы обсуждения процедурам обсуждения | Методы эмоционально-личностной направленности |
метод постановки проблемы | проблемный диалог | метод «шести шляп мышления |
продуцирование гипотез | эвристическая беседа | метод целеполагания |
метод постановки вопросов | метод решения мыслительных задач | |
метод конструирования понятий | метод рецензирования | метод направленного воображения |
метод умозаключений | дебаты | метод эмпатии |
метод парадокса | дискуссия | мнемотехнические методы |
метод наблюдений | синектическая дискуссия | методы эмоционально-волевой регуляции |
метод эксперимента | метод доказательств | |
метод сравнения | метод аргументов и контраргументов | метод рефлексии |
«мозговой штурм» | метод самооценки | «мозговой штурм» |
1. «ШЕСТЬ ШЛЯП МЫШЛЕНИЯ» – популярный метод мышления, разработанный Эдвардом де Боно. Мышление делится на 6 различных режимов. Для удобства автор предлагает каждый из них представить в виде шляпы определенного цвета. Вот описание каждого из режимов:
– Белая Шляпа – информация. Факты, цифры. Что мы уже знаем? Какая информация необходима? Как мы ее получим?
– Красная Шляпа – эмоции. Интуиция, чувства и предчувствия. Какие возникают чувства, догадки?
– Желтая Шляпа – логический позитив. Поиск достоинств, преимуществ. Почему это нужно сделать? Почему это сработает?
– Черная Шляпа – критика. Она защищает от непродуманных действий, указывает на риск. Правда ли это? Что здесь неправильно?
– Зеленая Шляпа – творчество. Творческое мышление, поиск интересных идей.
– Синяя Шляпа – организация мышления. Контроль над мыслительным процессом. Чего мы достигли? Что нужно сделать дальше?
2. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ – постановка цели или совокупности целей в соответствии с сущностью и характером решаемых проблем.
3. ЭВРИСТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА – специальный метод, характерным признаком которого являются, умело наводящие вопросы педагога, с помощью которых дети подводятся к приобретению новых знаний.
4. ПАРАДОКС – отрицание некоторого мнения, кажущегося «безусловно правильным»: «А почему не наоборот?»
5. СИНЕКТИЧЕСКАЯ ДИСКУССИЯ – эффективный способ стимуляции творческого воображения в процессе группового решения проблем.
6. МЕТОД ЭМПАТИИ – сочувствие. Сопереживание, умение поставить себя на место другого.
7. МНЕМОТЕХНИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ – основаны на построении ассоциативных цепочек.
8. МЕТОД НАПРАВЛЕННОГО ВООБРАЖЕНИЯ – метод, при котором задается тема для направленного фантазирования, ассоциирования.
9. ВОЛЕВАЯ РЕГУЛЯЦИЯ – психические процессы, осуществляемые с использованием собственной активности человека.
Экспериментирование можно включать в другие разные формы работы с воспитанниками: экскурсии, прогулки, трудовую деятельность, наблюдения, проведение опытов, организованных как самостоятельная или совместная деятельность.
ЛИТЕРАТУРА
1. http://docplayer.ru/32019299-Konsultaciya-metodika-organizacii-proektnoy-deyatelnosti-vospitannikov-dou.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательно-исследовательская деятельность, как культурная практика в работе с детьми младшего дошкольного возраста
Под познавательно-исследовательской деятельностью ребенка-дошкольника понимается активность, направленная на постижение свойств объектов и явлений окружающего мира, выяснение связей между ними и их уп...
"Методика организации экспериментов и исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста"
"Методика организации экспериментов и исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста (6-7 лет)"...
Консультации для воспитателей «Экспериментальная, познавательно- исследовательская деятельность детей среднего дошкольного возраста»
Консультации для воспитателей«Экспериментальная, познавательно- исследовательская деятельность детей среднего дошкольного возраста»...
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по ФЭМП «Математическое путешествие» в общеобразовательной группе младшего дошкольного возраста «Капитошка»:
Цель:1. Образовательная:• Закрепить умение находить один и много предметов в специально-созданной обстановке, пользоваться словами один, много.• Закреплять умение выделять величи...
Программа организации кружка по экспериментальной и исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста "Мы юные исследователи"
Детское экспериментирование — основа поисково - исследовательской деятельности дошкольников.Ребёнок – исследователь по своей природе. Важнейшими чертами детского поведения являют...
Консультация для воспитателей «Экспериментальная, познавательно-исследовательская деятельность детей среднего дошкольного возраста»
Консультация для воспитателей «Экспериментальная, познавательно-исследовательская деятельность детей среднего дошкольного возраста»...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ И ОПЫТНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ» возраст обучающихся 3-7 лет срок реализации программы 4 года
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ И ОПЫТНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА«ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»возраст обучающихся 3-7 летсрок реализации программы 4 года...